Разделы сайта
Выбор редакции:
- Самые нежирные сыры: название, виды, сорта
- Технологическая карта блюд салат цезарь
- Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"
- 200 грамм овсяных хлопьев
- Салат с говядиной и фасолью
- Сонник: к чему снится Одеяло
- Паж пентаклей, характеристика и описание карты
- Муж женится на другой во сне
- Не хочет жениться во сне
- Гороскоп животных древних славян по дате рождения
Реклама
Церковь святителя николая в плотниках. Церковь Николая Чудотворца в Плотниках (не сохранилась). Где молился Иван Грозный |
За что славянофила Хомякова выставляли из храма, и где причащался маленький Саша Пушкин До революции знаменитый Арбат неофициально именовался улицей святого Николая. Конечно же, не случайно: когда-то здесь возвышались целых три храма в честь святителя Николая – на Песках, в Плотниках и Никола Явленный. В 1930-х годах все они были уничтожены. Вспомним связанные с ними удивительные истории. Никола Явленный: тут молился отец Гоголя
Михаил Гермашев. Улица Арбат (снимок 1912–1913 гг.) Хорошо видна надвратная колокольня церкви Николы Явленного, снесенной в 1931 году, и ампирный особняк Оболенских-Трубецких, разрушенный немецкой бомбой в 1941 году Сюда любила приезжать императрица Елизавета Петровна. Она подарила приходу список иконы Богоматери Ахтырской. Сегодня эта икона находится в храме Воскресения Словущего (апостола Филиппа) в Филипповском переулке. В царствование Екатерины II эта церковь стала местом публичного покаяния преступников, совершивших наиболее жестокие и дикие злодеяния. Когда французы в 1812 году захватили Москву, маршал Мюрат остановил свою конницу именно здесь, возле храма, и ждал донесений лазутчиков, побежавших к Кремлю. Это место упоминает в своем романе «Война и мир» Лев Толстой. Зная, что Наполеон будет входить в Москву по Арбату, Пьер Безухов разрабатывал план покушения на «супостата», остановившись на паперти храма. Прихожанами Николы Явленного были отец Николая Гоголя писатель Василий Гоголь-Яновский († 1825) и философ-славянофил Алексей Хомяков. Хомяков был настолько пламенным и увлеченным спорщиком, что иногда не мог удержаться от обсуждения богословских проблем во время богослужения, за что священник выгонял его на крыльцо. Но и там он продолжал спорить со своими друзьями о разнице католичества и Православия, а также на другие философские темы. Колокольня храма считалась одной из самых красивых в Москве. Историк архитектуры Иван Машков называл ее «верхом изящества и вкуса», с «изумительным, скульптурным шатровым верхом, … царскою шапкою большого наряда». В 1931 году храм взорвали. От колокольни остался фундамент начала XVII века (сейчас это нижняя часть стены). Где стоял: На Арбат выходила надвратная колокольня храма. Располагалась она между не сохранившимся домом во владении № 14 и домом № 16. Никола в Плотниках: своды кафе «Му-му»
Известен последний настоятель церкви Николая в Плотниках – протоиерей Иосиф Фудель. Многие годы он издавал за собственный счет религиозно-философский журнал, который назывался очень просто: «Приходской листок». В нем публиковались как практические указания по церковной жизни, так и весьма серьезные дискуссии богословского характера. В 1932 году храм снесли, и на его месте вырос престижный жилой дом с магазином «Диета». Селили сюда сотрудников НКВД и литераторов. Своды храма сохранились. Сегодня мы их можем увидеть в подвальном этаже кафе «Му-му». Где стоял: На месте нынешнего жилого дома № 45/24. Никола на Песках: откуда есть пошла копеечная свеча Один из самых древних московских храмов. Москвовед И.К. Кондратьев писал: «Архитектура храма отличается древностью и оригинальностью» Длительное время считалось, что именно в этой церкви в 1493 году начался пожар, от которого сгорела вся Москва. С тех пор появилась пословица: «От копеечной свечи Москва сгорела». Рассказывая об этом страшном событии, летописцы впервые упомянули топоним Арбат. В этом храме отпевали композитора Андрея Скрябина, жившего напротив в 11-м доме. В 1920-х годах здесь служил священник Николай Бруни – художник, поэт, музыкант, знаменитый спортсмен, авиатор времен Первой мировой войны. После революции церковный участок вместе со старым кладбищем передали под застройку кооперативу «Энергетик». Когда церковь ломали, обнаружили скрытые поздними переделками стены первой каменной постройки 1657 года. Однако это не остановило разрушителей, и в 1932 году храм был уничтожен. Где стоял : На месте современного 6-го дома по Малому Николопесковскому переулку
Анастасия Чернова Эта улица – одна из главных достопримечательностей Москвы. Считается, что она одна из немногих сохранила свой исторический облик. Но мало кто знает, сколько храмов здесь уничтожили. На месте церкви – «Ленинка» Свой путь мы начнем почти от стен московского Кремля. На пересечении Моховой улицы и Воздвиженки (которая когда-то считалась частью Арбата), там, где ныне возвышается комплекс зданий Российской государственной библиотеки, стояла удивительной красоты шатровая церковь, освященная в честь великомученицы Ирины. Это был домовый храм боярина Стрешнева, известный с 1629 года. После наполеоновского нашествия его упразднили, а в здании устроили квартиры, сдававшиеся внаем. Позднее все усадебные постройки передали в ведение Министерства иностранных дел, и после научной реставрации старинного храма в нем возобновились богослужения. Вскоре после прихода большевиков к власти церковь вновь закрыли, а в начале 1930-х снесли в связи с началом строительства библиотеки. Здесь венчался Салтыков-Щедрин Пройдем чуть далее по Воздвиженке в сторону Арбатской площади и остановимся у подземного переход рядом с Военторгом. Обратите внимание на небольшой пустырь среди исторической застройки – когда-то здесь находился вход в один из старейших монастырей столицы – Крестовоздвиженский, который и дал название этой части улицы. По преданию, его основал князь Ховрин на своем дворе в XV–XVI веках. Главный Крестовоздвиженский храм известен со времен Ивана Грозного (тогда он еще был деревянным). При Петре I обитель украсил новый каменный собор в стиле барокко. После нашествия французов разграбленный монастырь более не возродился, а его главный храм стал приходским. В этих святых стенах М.Е. Салтыков-Щедрин венчался с Елизаветой Болдиной. В 1934 году величественный храм был разрушен богоборческой властью. До 1979 года еще сохранялись монастырские ворота, однако вскоре и они были утрачены из-за строительства подземного перехода. Где молился Иван Грозный Выйдя на Арбатскую площадь, подойдите к небольшому памятному знакучасовне. Его установили в 1995 году в память о разрушенной Борисоглебской церкви, которая стояла ранее в том месте, где ныне находится подземный переход рядом с кинотеатром «Художественный». Первый каменный храм здесь появился в 1527 году. Иван Грозный очень любил эту церковь и часто молился в ней. Когда здание пришло в ветхость, на его месте по проекту архитектора Карла Бланка возвели новый храм с приделами Казанской иконы Божией Матери и Воскресения Словущего. Он достоял до 1930 года… В 1997 году правительство Москвы решило восстановить церковь, но не на историческом месте и по иному проекту. 6 августа того же года торжественное освящение часовни совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Изначально Арбатской улицей называли нынешнюю Воздвиженку, но потом Арбатом стали именовать часть Смоленской дороги между Смоленскими и Арбатскими воротами. У Арбатских ворот Совсем близко от предыдущего храма, на месте наземного вестибюля станции метро «Арбатская» Филевской линии до 1934 года стояла Тихоновская церковь, что у Арбатских ворот. Первый храм тут появился в 1689 году. Он имел два придела – Тихона Амафунтского и Николая Чудотворца. В середине следующего столетия храм расширили и в новой его части устроили придел в честь Воскресения Словущего. Во время наполеоновского нашествия храм разграбили. Однако уже в следующем году Тихоновскую церковь освятили вновь, и она обрела трехъярусную колокольню (ее точная копия сохранилась у храма Николая Чудотворца на Щепном дворе, что в Первом Смоленском переулке). Пешеходы твои – Никола Явленный Осмотрев Арбатскую площадь, мы направляемся на старый Арбат и между домами 14 и 16 вновь видим прерывание исторической застройки улицы. Дело в том, что вплоть до 1931 года здесь находилась одна из красивейших церквей Москвы – храм Николы Явленного, что на Арбате. Основание его приписывают самому Борису Годунову. Он был воздвигнут в 1593 году и стал первым каменным храмом на Арбате. Называли его «Новою Прощей» или «Явленным». Рядом находилась Покровская церковь, на месте которой позже появилась часовня, впоследствии ставшая приделом Никольской церкви (при очередной реконструкции). Еще через некоторое время храм обрел придел Ахтырской иконы Божией Матери. Эту икону приходу пожертвовала императрица Елизавета. В XIX веке в церкви была устроена новая трапезная, а затем освятили придел святителя Митрофания Воронежского. После сноса на месте храма планировали построить поликлинику Наркомата обороны, однако святое место и по сей день пустует. Относительно недавно священника Никольского храма Василия Соколова причислили к лику святых, память его совершается 13 мая. В Плотницкой слободе Далее наш путь лежит к пятиэтажному серому зданию под номером 45. На его месте плоть до 1932 года находился еще один Никольский храм. Первая деревянная церковь тут появилась в 1625 году, когда в этом уголке столицы располагалась Плотницкая царская слобода. Позднее был выстроен каменный одноглавый храм. Среди прихожан были семьи Пушкиных и Хомяковых. В годы Октябрьской революции настоятелем храма Николы в Плотниках был протоиерей Владимир Воробьев, дед нынешнего ректора Православного Свято-Тихоновского богословского института протоиерея Владимира Воробьева. Ты течешь, как река. Трагически сложилась судьба и этого храма при Советской власти. В 1929 году его закрыли, а позже снесли, чтобы на его месте возвести жилой дом – многим москвичам это здание знакомо по магазину «Диета». Среди прихожан – Пушкин и Андрей Белый Череду арбатских святынь замыкал храм Живоначальной Троицы, который стоял на углу Арбата и Денежного переулка. Церковь возвели мастера монетного двора и стрельцы, жившие в этой части улицы. В 1650 году первый деревянный храм сменил каменный, возведенный стараниями стрельцов полковника Леонтьева. Уже в первой половине следующего столетия по проекту И.Ф. Мичурина построили новое здание, которое в свою очередь пережило еще не одну реконструкцию. Среди его прихожан были семья Александра Пушкина, Андрей Белый и Сергей Рахманинов. От любови твоей Троицкая церковь разделила судьбу других арбатских храмов и была снесена в 1931 году. На ее месте вырос дом Общества пролетарского туризма и экскурсий, который впоследствии встроили в северное крыло высотного здания МИДа. Даниил Силенко Арбат относится к числу тех московских улиц, которым особенно не повезло. В начале 1930-х он потерял все свои церкви. Все, до одной... А ведь их на улице было немало. Исчезновение арбатских храмов изменило и архитектурный облик улицы, и стиль ее жизни, не говоря о духовной составляющей. Это была невосполнимая потеря.
Когда-то Арбат называли улицей Святого Николая - здесь было три храма, посвященных Святому Николе - Николы Явленного, Николы в Плотниках, Николы на Песках... Старые арбатцы считали этого святого покровителем своей малой родины. Говорил об этом и писатель-эмигрант Борис Зайцев, бывший арбатский житель, представлявший Святого Николая в образе седобородого старичка-извозчика, проезжающего по Арбату, писал об этом и Андрей Белый: "Микола - арбатский патрон; сам Арбат - что, коли не Миколина улица?"
Борис Зайцев в начале ХХ века жил на Арбате в доме № 38, которым владел купец А.Ф. Чулков. Изначально дом был небольшим, двухэтажным, потом Чулков расширил свои владения, построив большой кирпичный дом "бесхитростной архитектуры" (по определению Льва Колодного) вдоль Спасопесковского переулка и соединив его с арбатским домом № 38, достроенным до 4-х этажей. Фасады двух объединенных строений отличало незамысловатое единообразие - ничем не задекорированная красная кирпичная кладка. Со временем старый кирпич темнел, придавая дому все более мрачный вид. Кирпичный фасад сохранился вплоть до реконструкции Арбата в 1980-х годах, при которой дом был окрашен в розовые тона, совершенно преобразившие его. Борис Зайцев, русского писатель, прожил более 50 лет в Париже и в почтенном возрасте опочил в Париже, на улице Фремикур, немного не дотянув до девяносто одного года... Но всю свою долгую жизнь тосковал по Арбату и постоянно возвращался к нему - в произведениях, в воспоминаниях, в мыслях и беседах с близкими и друзьями. За границей он продолжал оставаться известным русским писателем, но на родину его произведения вернулись только на рубеже 1980-х и 1990-х годах, слишком поздно, когда его современников уже почти не было в живых, а потомкам его имя почти ни о чем не говорило. Немногие открыли этого писателя заново.
"Петербург - это не мой город, - писал Зайцев в 1913 году друзьям, - люблю матушку-Москву, всегда ей верен, верен моему Арбату". Эту верность Борис Зайцев сохранил навсегда.
Святой Николай - один из самых почитаемых святых на Руси. Николин день отмечался два раза в году - в мае и декабре. Праздники эти называли Никола летний и Никола зимний; на Арбате проходили они с особой торжественностью. Верующие часто шли к образу Николы-угодника за помощью - считалось, что он может выручить каждого, кто попал в беду.
Деревянное здание церкви было поставлено здесь в глубокой древности, когда Арбат только начали обживать.
Со времен Ивана Грозного здесь был центр стрелецкой слободы - приходская церковь стрельцов, храм Николы Явленного, и своеобразный штаб полка - съезжая изба, где хранились полковая казна и знамена, заседало стрелецкое начальство и оглашались царские грамоты.
Церковь эта была особо почитаема императрицей Елизаветой Петровной. Приезжая в Москву, она обязательно посещала этот храм и делала богатые пожертвования в его казну. По преданию, живший при церкви юродивый напророчил дщери Петровой царский венец в то время, когда еще ничто не предвещало таких перемен в ее судьбе. Добившись императорской короны, государыня в благодарность пожертвовала церкви чудотворный образ Ахтырской Божьей Матери. В 1761 году гвардейский капитан Дурново оборудовал на собственные средства специальный придел, куда поместили драгоценную икону.
В царствование Екатерины
II
церковь Николы Явленного была местом публичного покаяния преступников, совершивших наиболее жестокие и дикие преступления. М.И. Пыляев в книге "Старая Москва" описывает подобный случай: "Из таких примеров известен был в 1766 году еще один, когда по московским улицам, при громадном стечении народа отряд солдат с заряженными ружьями, со священником с крестом провожал босых, скованных мужчину и женщину в саванах, с распущенными волосами, которые падали на глаза; это были Жуковы, убийцы своей матери и сестры.
Церковь эта упоминается Львом Толстым в романе "Война и мир" при описании событий 1812 года в Москве. Зная, что Наполеон будет входить в Москву по Арбату (здесь было окончание ведущей с запада Смоленской дороги, по которой наступали французы), Пьер Безухов решил устроить там покушение на французского императора. "Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело". Задержавшись на Поварской, Пьер спасает из огня ребенка, потом вступает в схватку с солдатами-мародерами, грабившими семейство московских армян, и вместо арбатской церкви попадает на Зубовский вал (ныне бульвар), где французы устроили гауптвахту для арестованных...
Когда на Арбате бушевал страшный пожар 1812 года, практически уничтоживший улицу, кирпичные здания церкви обгорели, но сохранились. Их восстановили, заново отделали и украсили. Прихожане Николы Явленного не скупились на пожертвования. На акварели В.Н. Нечаева "Вид Арбата" (1830-е гг.) из экспозиции мемориального музея-квартиры А.С. Пушкина храм Николы Явленного на переднем плане представлен во всем своем блеске.
В 1830 - 1840 годах Николо-Явленская церковь была одной из самых "модных" в Москве. Об этом писал М.Е. Салтыков-Щедрин в "Пошехонской старине", книге, основанной на собственных детских впечатлениях писателя. "У Николы Явленного настоятелем был протопоп, прославившийся своими проповедями. Говорили, что он соперничал в этом отношении с митрополитом Филаретом, что последний завидовал ему..."
Родители, прислуга и все домашние тоже суетились перед визитом жениха ("К семи часам вычистили зал и гостиную, стерли с мебели пыль, на стенах зажгли бра с восковыми свечами; в гостиной на столе перед диваном поставили жирандоль... В заключение раскрыли в зале рояль, на пюпитр положили ноты и зажгли по обе стороны свечи, как будто сейчас играли"). Матушка успела уже навести о женихе справки у московской родни. Долгожданного гостя занимают беседой, которая крутиться все больше около арбатской церкви, чтобы долго не искать общих тем.
Церковь Николы Явленного считалась одной из самых красивых в Москве. Архитектура церковных строений и особенно надвратной колокольни, выходившей на линию застройки Арбата, восхищала многих. В 1913 г. историк архитектуры Иван Павлович Машков, составляя архитектурный путеводитель "По Москве" для съезда зодчих, упоминул церковь Николы Явленного в числе главных московских достопримечательностей. Он обращает внимание на "роскошнейшие формы... надвратных шатровых колоколен" московских церквей и указывает, что "самая выдающаяся из них принадлежит церкви Николы Явленного на Арбате..." Колокольню с "изумительным, скульптурным шатровым верхом, ... царскою шапкою большого наряда" Машков называет "верхом изящества и вкуса". Надо сказать, отнюдь не каждое из московских архитектурных сооружений было удостоено такой подробной характеристики. Путеводитель был адресован архитекторам, способным самостоятельно оценить все своеобразие построек. Машков зачастую ограничивался лишь упоминанием объектов, достойных внимания специалиста. А если уж начинал что-то подробно описывать, то это был шедевр из шедевров и воистину "верх изящества и вкуса". Храм Николы Явленного был известен своей обширной благотворительностью. До 1917 года при храме существовало Братство Святого Николая, которое заботилось о беднейших учениках духовных семинарий и епархиальных училищ, а также опекало осиротевших детей священнослужителей. В честь 300-летия Дома Романовых Братство основало благотворительный Религиозно-просветительский Центр с училищем и бесплатной библиотекой. Чтобы добывать средства для благотворительности, причту приходилось вести от лица церкви хозяйственную деятельность.
Многие исследователи предполагают, что именно здесь и родился великий генералиссимус. Позже семья Суворовых перебралась в другой особняк неподалеку, на Никитской. Но Арбат остался для них любимым и родным местом. В разные годы на Арбате и в ближних переулках проживали дети и внуки полководца. К сожалению, после 1917 г. судьба Николы Явленного была столь же печальной, как и других арбатских церквей. В 1922 г. по "делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в г.Москве" в числе известных священников был арестован настоятель церкви, протоиерей Василий Соколов. Церковь закрыли и устроили в ней склады Книжной палаты.
В начале 1990-х годов в печати поднимался вопрос о восстановлении церкви Николы Явленного или хотя бы ее колокольни на прежнем месте, на частично сохранившихся старых фундаментах, обнаруженных при проведении на Арбате реставрационных работ. Но эта идея пока не нашла реализации...
Почти одновременно с Николой Явленным погибла еще одна арбатская церковь Святого Николая - Николы Чудотворца в Плотниках (Арбат, дом № 45, на углу Плотникова переулка).
Продолжение следует. Московские дома: от дерева к камнюПрофессия плотника была одной из наиболее востребованных, так как деревянный город часто выгорал, и его нужно было восстанавливать. Новые постройки ставили также в дереве. И плотники рубили новые дома, ремонтировали ветшавшие старые, делали внутреннюю отделку и деревянные предметы обстановки. А еще в их обязанности входила борьба с огнем, так как при тесной деревянной застройке для тушения пожара ломали соседские дома. Центром плотницкой слободы в 1625 году стал храм Николая Чудотворца. Он стоял на месте дома №45 по Арбату. Строили церковь сами жители, а в 1670-1677 годах перестроили одноглавый храм в камне. Трехъярусная колокольня появилась в 1771 году. Но на этом перестройка не закончилась, и еще много раз церковь меняла облик. Советское время стало последней главой в истории храма Николая Чудотворца в Плотниках.Что есть что в церквиВ 1925 году арестовали настоятеля, но церковь не трогали. В 1927 близ Николы в Плотниках поселился художник Нестеров. Он подарил храму распятие собственной работы. Но в 1929 году церковь закрыли, а через 3 года снесли. На месте храма Николая Чудотворца в Плотниках в 1935 году построили жилой дом по проекту Л.М. Полякова. Там поселили потомков Александра Сергеевича Пушкина и Льва Николаевича Толстого, окружив их особым почетом. (Храм также называли: Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь) Для получения увеличенного изображения кликните мышкой на фотографии. В 1917 году ее адрес: Москва, ул. Арбат, 45; Никольский пер., 24. Церковь Николая Чудотворца, что в Плотниках, стояла на углу улицы Арбат и Плотникова переулка. Известна с 1625. И хотя главный престол был Троицкий, церковь всегда именовалась по Никольскому приделу. Другой придел Балыкинской Божией Матери. По одной версии деревянную приходскую церковь Николая Чудотворца выстроили в 1625 году специально для дворцовых плотников. Их слобода появилась на Арбате после смутного времени, когда после пожара, уничтожившего большую часть Москвы, требовались плотники. Предполагают, что эти плотники впервые вымостили Арбат на средства Земского приказа как казенную территорию: в деревянных мостовых были обнаружены медные копейки времен Алексея Михайловича, те самые, что привели к Медному бунту 1662 года. У церкви Николы в Плотниках расположилось владение боярина Василия Ивановича Стрешнева, родственника второй жены царя Михаила Федоровича. В 1670-1677 годах по грамоте патриарха Иоакима на месте деревянной появилась каменная церковь с главным Троицким престолом. Храм значился «в Плотнической слободе». В 1812 году храм был совершенно разграблен. В первой половине XIX столетия обновлен иконостас и убранство храма. Трапезная и колокольня пристроены в 1853. Романюк С.К. в книге «Из истории Московских переулков» пишет: «Еще в конце 1880-х гг. арбатские переулки были свидетелями идиллических деревенских сцен. «Многие держали у себя во дворах коров, - вспоминал современник. Я помню одно раннее весеннее утро. Всего лишь четыре часа; я просыпаюсь и слышу непривычный для себя звук. Что такое? Оказывается, идет пастух по Плотникову переулку и играет на рожке. Коровы выходят из ворот, и пастух гонит их пастись на Девичье поле». Среди прихожан храма следует назвать А. С. Пушкина. В начале 1807 года семья А.С. Пушкина жила в Кривоарбатском переулке, в приходе храма Николы в Плотниках, и маленький Пушкин был его прихожанином, что осталось в записях исповедных книг. В 1907 году в храм Николы в Плотниках был назначен известный священник Иосиф Фудель, принявший сан по благословению старца Амвросия Оптинского. С ним дружили священник Павел Флоренский, Константин Леонтьев, Лев Тихомиров. Церковь разрушили в начале 1930-х. На ее месте в 1933-1935 гг построен дом № 45/24 по Арбату (архитектор Поляков Леонид Михайлович, 1906-1965). Источник иллюстрации:
|
Читайте: |
---|
Новое
- Технологическая карта блюд салат цезарь
- Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"
- 200 грамм овсяных хлопьев
- Салат с говядиной и фасолью
- Сонник: к чему снится Одеяло
- Паж пентаклей, характеристика и описание карты
- Муж женится на другой во сне
- Не хочет жениться во сне
- Гороскоп животных древних славян по дате рождения
- Утка тушеная с рулетиками из теста