Главная - Игры с детьми
Что держит пан картине врубеля. В порядке общей очереди. Михаил Врубель, «Пан»: описание картины

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вы можете бесплатно посетить постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке, а также временные выставки «Дар Олега Яхонта» и «Константин Истомин. Цвет в окне», проходящие в Инженерном корпусе.

Право бесплатного посещения экспозиций в Главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди :

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

В День народного единства - 4 ноября - Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка - с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова - закрыты
Вход платный.

Ждем вас!

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет в порядке общей очереди .

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры программы «Спутник» - вход на экспозиции «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и «Шедевры русского искусства XI - начала XX века» (Лаврушинский переулок, 10), а также в Дом-музей В.М. Васнецова и Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Картина Пан единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой Сатир». В картине «Пан» эллинский козлоногий бог превращается в русского лешего. Сумерки. Еще синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за черным частоколом старого бора встает молодой румяный месяц. О чем-то шепчутся березы, но тишина незаметно завораживает природу, и вот начинают сверкать голубые, родниковой свежести глаза Пана.
Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж — безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца.
Здесь фигура и ландшафт составляют единство, друг без друга не мыслятся. И могут друг в друга превращаться. Стихия превращений, царящая в сказках, для картин Врубеля естественна, потому что в его живописи сняты перегородки между царствами природы, между живым ri неживым, между человеком и лесными тварями, стихиями и всем, что наполняет землю, воды и небо. Единая, общая жизнь во всем.
Федор Иванович Тютчев.

1835
Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул –
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальный гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..
Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Всё залей и утиши.
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями? Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана», кажется, не опознали, во всяком случае, никто не позировал для него художнику.
Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня — неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали, и кого Врубель встретить никак не мог — доказательство того, насколько этот сказочный дед жизнен и живуч. А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нечисть, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Кажется, что начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые, голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки — маленький голубой цветок. Леший — душа и тело этих перелесков и тонкой равнины, завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию.

Пан — в древнегреческой мифологии — божество стад, лесов и полей. Пан козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель.
Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его «бесом полуденным», соблазняющим и пугающим людей.

Вы еще не знаете где можно посмотреть Леденящие душу приключения Сабрины 1 сезон ? В этом случае следует воспользоваться специализированным ресурсом, который представлен по адресу

Живопись русских художников
Картина Михаила Врубеля «Пан». Холст, масло.

«Пан» единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты. Результат художественного труда часто непредсказуем и неожидан. Бывает, что художник месяцы, даже годы отдает взлелеянному замыслу, тщательно готовится, обдумывает, пишет и переписывает, но вещь так и не получается. А иногда великие произведения создаются внезапно, как бы экспромтом. «Пана» Врубель написал за два-три дня, взяв, со свойственной ему нетерпеливостью, холст с начатым портретом жены.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа Анатоля Франса «Святой Сатир». И свою картину художник назвал сначала «Сатир». Эллинский козлоногий бог и русский леший соединились на ней в одно лицо. Но больше в ней от лешего – и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями?

Обычно у героев картин Врубеля сквозит портретное сходство с кем-нибудь из знакомых ему людей, и современники без труда угадывали, кто послужил прототипом. Но «Пана», кажется, не опознали; во всяком случае, никто не позировал для него художнику и не было никаких поисков типажа. Подсмотрел ли Врубель такого старика где-то в украинском селе или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно. Зато зрители разных поколений находят в «Пане» сходство с кем-то, кого они встречали и кого Врубель встретить никак не мог,– доказательство того, насколько этот сказочный дед жизнен и живуч.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок.

Леший – и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, бесконечно далекое от той мучительной рефлексии, которая сводит судорогой могучие мускулы Демона.

Картина Михаила Врубеля «Пан» написана в 1899 году во время пребывания художника на Орловщине в имении Тенишевой, известно русской меценатки.

На фоне реального вечернего пейзажа с четко прорисованными линиями тонкоствольных деревьев, освещенных таинственным светом яркого полумесяца, Врубель изобразил некое сказочное существо. Возможно, это древнегреческий мифологический герой, считающийся охранником священных коз и баранов: неслучайно в его правой руке – свирель, непременный пастушеский атрибут. Голубыми добрыми глазами он наблюдает за всем, что происходит вокруг. Своей седой бородой, растрепанными волосами он напоминает Лешего из русских сказок, который следит за порядком на болотах. На широком лбу – торчащие черные рога, внизу - обличье козла. Это придает персонажу большей загадочности.

Известно, что замысел картины появился у автора после знакомства с рассказом Анатоля Франца «Святой Сатир». Странное существо художник написал всего за несколько дней.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Пан художника Врубеля Михаила на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Врубеля Михаила Пан: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Врубеля Михаила на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Михаила Врубеля. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Михаила Врубеля на натуральном холсте.

Михаил Александрович Врубель родился в 1856 году в Омске, где тогда служил его отец, в то время старший штабной адъютант Отдельного Сибирского корпуса. Когда мальчику было три года, умерла от чахотки его мать. В памяти Михаила она осталась вырезающей детям из бумаги лёжа в постели «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры».

В том же году отца перевели на службу в Астрахань, в 1860 году назначили в Харьков, таким образом детство Михаила проходило в постоянных переездах. В 1863 году отец Михаила женился во второй раз, семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном, и его новая жена Елизавета Вессель полностью посвятила себя детям мужа (собственного ребенка она родила в 1967 году)

Воспитанием детей занимался также брат Елизаветы - профессиональный педагог Николай Христианович Вессель, увлечённый развивающими играми и домашними представлениями. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Михаил и его старшая сестра Анна держались несколько обособленно, явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома.

К десятилетнему возрасту у Михаила проявились способности к рисованию, но не меньше места в его жизни занимали театр и музыка.

Для занятий живописью отец пригласил для Михаила учителя Саратовской гимназии - Андрея Сергеевича Година. Большое впечатление на формирование художественного вкуса Михаила произвела привезенная в то время в Саратов копия фрески Микеланджело «Страшный суд».

В 1867 году отец Михаила стал слушателем Военно-юридической академии в Петербурге, а Михаил поступил в гимназию, где особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию, были введены уроки танцев и гимнастики. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников.

Проведя три года в столице, в 1870 году семья отправилась в Одессу, куда Александр Михайлович Врубель был назначен на должность гарнизонного судьи.

В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись.

После окончания гимназии с золотой медалью ни сам Врубель, ни его родители не помышляли о карьере художника. Было решено отправить его в Петербургский университет, на юридический факультет.

В 1876 году Врубель остался на втором курсе ещё на один год, желая упрочить познания и повысить оценки. В результате, проучившись на год больше положенного срока, Врубель не защитил заключительную конкурсную работу и окончил университет в звании действительного студента.

В университетские годы он делал иллюстрации к литературным произведениям, но больше его занимало участие в театральной жизни (Врубель был знаком с Модестом Мусоргским, бывавшим в их доме) Театр требовал немалых расходов, поэтому Врубель регулярно зарабатывал репетиторством и гувернёрством. Благодаря этой работе в середине 1875 года он смог впервые посетить Европу, побывав вместе со своим воспитанником во Франции, Швейцарии и Германии.

Благодаря превосходному знанию латыни, Врубель около пяти лет жил в семействе сахарозаводчиков Папмелей, став репетитором собственного сокурсника по университету.

Зимою ездил с ними в оперу, летом переселялся со всеми на дачу в Петергоф. Именно у Папмелей обнаружилась во Врубеле впервые склонность к вину, в котором здесь никогда не было недостатка.

Именно семья Папмелей, склонная к эстетству и богемной жизни, стала поощрять художественные занятия Врубеля. Он вновь стал посещать академические вечерние классы. В 24-летнем возрасте, окончив университет и отбыв краткую воинскую повинность, Врубель поступил в Академию художеств и сразу стал частным образом заниматься в мастерской Павла Чистякова.

Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у Павла Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской Ильи Репина.

Официально закончить Академию Врубелю так и не удалось, хотя он имел определенный успех: композиция «Обручение Марии с Иосифом» удостоилась весной 1883 года второй серебряной медали Академии.

Осенью 1883 года профессор Адриан Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. Предложение было лестным и сулило хороший заработок, поэтому Врубель принял предложение, не нуждаясь больше в обучении.

Киевские работы Врубеля оказались важным этапом в его художественной биографии. Общий объём работ, выполненных им за пять лет, грандиозен: самостоятельная роспись в Кирилловской церкви и иконы для неё, прорисовка там же ста пятидесяти фигур для реставрационных подмалёвков и реставрация фигуры ангела в куполе Софийского собора.

Во время пребывания в Киеве летом 1884 года художник переживал бурную влюблённость в жену своего покровителя - Эмилию Львовну Прахову. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем».Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа.

После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Выходом стала командировка художника в Италию - в Равенну и Венецию, для изучения сохранившихся там памятников позднеримского и византийского искусства.

Вернувшись из Венеции, весь май и большую часть июня 1885 года Врубель провёл в Киеве, сделал предложение Эмилии Праховой, невзирая на её положение матери семейства, причём, по одной из версий, он объявил о своём намерении жениться на ней даже не самой Эмилии Львовне, а мужу - Адриану Викторовичу.

Михаил Александрович вёл богемный образ жизни, стал завсегдатаем кафе «Шато-де-флёр». Это поглощало все его невеликие гонорары.

В 1889 году отца Врубеля из Харькова перевели в Казань, где он тяжело заболел. Сын вынужден был покинуть Киев и срочно приехать в Казань. Отец Врубеля оправился, но принял решение выйти в отставку и поселиться в Киеве.

В сентябре Михаил Врубель поехал в Москву - повидать знакомых - и в результате остался в этом городе на полтора десятка лет. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. Вероятнее всего, он приехал в столицу из-за увлечения цирковой наездницей.

Врубель поселился в мастерской Константина Коровина.

Коровин познакомил Михаила Александровича с предпринимателем и известным меценатом Саввой Мамонтовым. В декабре художник переехал в его дом, приглашённый «не без внимания к его гувернёрским навыкам» Но супруга Саввы Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей».

Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.

20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал своей сестре Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»

Савва Мамонтов, хотя и не разделял эстетических устремлений художника, признавал его талант и всячески стремился создать ему подходящую среду обитания - в результате впервые в жизни Врубель перестал быть нахлебником в барских семьях и мог хорошо зарабатывать: он получил заказы на несколько печных композиций, занялся созданием майоликовой часовни над могилой А. Мамонтова и стал разрабатывать проект пристройки к городскому дому Мамонтовых в «римско-византийском вкусе».

«Врубель… оказался незаменим, так как действительно мог с лёгкостью делать всё, только не сочинял текстов. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Скульптура, мозаика, витраж, майолика, архитектурные маски, архитектурные проекты, театральные декорации, костюмы - везде он оказывался в своей стихии.

В 1891 году семейство Мамонтовых отправилось в Италию, причём маршруты строились с учётом специальных интересов абрамцевской гончарной мастерской. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой - Елизаветой Григорьевной - и Мамонтов с художником отбыли в Милан.

Савва Иванович положил Врубелю ежемесячное жалованье, однако попытка поселить Врубеля в доме Мамонтовых привела к очередному конфликту, и Михаил Александрович поселился у Сведомских. Обстановка мастерской Александра и Павла Сведомских ему тоже была близка, Сведомские безоговорочно признавали творческое превосходство Врубеля и не только приютили его у себя дома, но и делились заказами.

Зиму 1892-1893 годов Врубель вновь провёл в Абрамцеве. Заказы у Мамонтова привели к упрочению репутации Врубеля в Москве, и он смог получить несколько выгодных заказов по оформлению особняка семейства Дункер на Поварской, а затем и на оформление особняка Саввы Морозова. Врубель работал вместе с самым значительным архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем.

В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.

Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова.

В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию, и Савва Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем - отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию)

Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву.

В 1895 году Врубель попытался обозначить своё присутствие в общей художественной жизни России. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова», который даже не был допущен к экспозиции. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции, и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты.

Выходом для Врубеля стало участие во Всероссийской нижегородской выставке, приуроченной к коронации нового императора - Николая II. Савва Мамонтов, курировавший отдел Русского Севера, обратил внимание, что в соседнем павильоне художественного отдела пустуют две больших стены, и смог договориться с министром финансов о занятии этого места большими панно. Заказ на эти панно - со свободным выбором темы - был передан Врубелю.

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к Савве Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Гумпердинка «Гензель и Гретель».

Декорации и костюмы были заказаны Константину Коровину, но он заболел, и его заказ переходил Врубелю. Так на репетиции Михаил Александрович впервые услышал, а потом и увидел Надежду Ивановну Забелу, исполнявшую роль сестрички Гретель.

Врубель сделал предложение руки и сердца Надежде Забеле едва ли не в день знакомства. (ему - 40 лет, ей - 28) Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно», тем не менее вскоре состоялось венчание - в Швейцарии - в Крестовоздвиженском соборе Женевы. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Там Врубель продолжил работу над панно для готического кабинета Морозова - к моменту венчания он в буквальном смысле слова остался без копейки, и от вокзала шёл к наречённой пешком.

В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. Самая известная его работа по росписи фарфора - блюдо «Садко»

1 сентября 1901 года у Надежды Врубель родился сын, названный Саввой. Рождение сына привело к резкому изменению образа жизни в семье: Забела-Врубель отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Содержание жены и ребёнка целиком пало на плечи Михаила Александровича, и уже с сентября - октября 1901 года он постепенно впадал в депрессию, одновременно увеличивая число рабочих часов.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии - третичный сифилис). Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали, и он отправился в Москву.

В столице ему стало ещё хуже, несмотря на то, что картину «Демон поверженный», написанную к тому времени, купил за 3000 рублей известный коллекционер Владимир фон Мекк. Врубель ударился в загул, пьянствовал, транжирил деньги и легко срывался по любому поводу. Жена с сыном попыталась бежать от безумного мужа к родственникам в Рязань, но он последовал за ними. В начале апреля с симптомами острого психического расстройства Михаил Александрович Врубель был госпитализирован в частную клинику Савей-Могилевича.

Состояние его несколько улучшилось к сентябрю - он перестал буянить, стал вежлив - и было решено перевести его в клинику Сербского при Московском университете.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева - «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация. В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Врачи советовали отправить его в Крым, однако апатия превратилась к апрелю в тяжёлую депрессию, и художник вернулся в Москву. Владимир фон Мекк предложил Врубелям провести лето в его имении в Киевской губернии, что несколько взбодрило Михаила Александровича и очень понравилось Надежде Ивановне. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. В Киеве болезнь обострилась, и через день - 3 мая - ребёнок умер. Врубель сразу вышел из апатии, и стал деятельно заниматься похоронами, старался быть бодрым и поддерживать жену, которая не произносила ни слова.

Савву похоронили на Байковой горе. Потеряв единственного ребёнка, супруги всё-таки поехали к фон Мекку, хотя явно не знали, что делать дальше и куда себя девать. В имении произошло резкое ухудшение психического состояния Врубеля.

Было решено отвезти художника в Ригу, где его по совету доктора Тиллинга определили в загородное заведение. Врубель пребывал в тяжелейшей депрессии и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. По совету Сербского 9 июля 1904 года Врубеля доставили в санаторную клинику Усольцева в Петровском парке.

В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день.

Летом 1904 года Надежда Забела получила ангажемент в Мариинской опере, Врубель же не мыслил жизни без жены. Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Вскоре оказалось, что из-за перенесённых испытаний пострадал голос певицы, Надежда Ивановна больше не могла выступать в опере и нашла себя в камерном жанре. К этому периоду относится огромное число холстов Врубеля, изображавших жену в разных сценах.

28 ноября 1905 года Михаила Александровича избрали академиком живописи «за известность на художественном поприще»

В последние годы жизни Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.

Накануне смерти в апреле 1910 года Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь - поедем в Академию». Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась в июне 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Михаила Врубеля не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

Врубель был одним из самых просвещенных людей своего времени, говорил на восьми языках, и, кроме Академии художеств, учился в Петербургском университете на двух факультетах. Опираясь на знание мифов, легенд, былин, он создавал свой собственный поэтический мир, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир с земною тоской и человеческими страданиями.
Таков его «Пан». Отец Пана, Гермес, первоначально был богом скотоводства, покровителем пастухов. Он первым стал требовать от людей огненных жертв, научив высекать огонь на алтаре. Кроме того, Гермес сопровождал души умерших в ад. Но Гермес ко всему, был еще плутом: у Аполлона он выкрал стадо коров, и когда Аполлон изобрел сладкозвучную лиру, выменял лиру на это стадо.

Матерью Пана была нимфа Дриопа –– дева из многочисленного семейства божеств. Святилища нимф находились в гротах, лесах, пещерах… И хотя их места обитания были вдали от верховных богов –– от Олимпа, нимфы часто его посещали.
Нимфы вели беспечальную жизнь: пели, играли, умели предсказывать будущее, залечивать раны и вдохновлять поэтов. Умирали нимфы вместе с деревом, ручьем, полем, озером, цветком, с которым они родились и жили единой жизнью.

Когда у красавицы Дриопы родился сын –– с козлиными ногами и рожками на голове, волосатый, с хвостом, кривым носом и козлиной бородой, она пришла в ужас, она бросила ребенка! Но Гермес подхватил сына и унес на Олимп. Мальчик был очень смешон, к тому же он оказался веселым, за что олимпийские боги назвали его Паном –– понравившийся всем.

Пан стал, как и его отец, покровителем пастухов, однако не столько следил за подопечными, сколько развлекался с нимфами. Иногда ему хотелось побыть одному, и тех, кто нарушал его покой, он наказывал, нагоняя внезапный и сильный страх.

Случилось, что Пан влюбился в нимфу Сирингу. Он буквально преследовал красавицу своей любовью, и Сиринга кинулась в реку, став тростником! В скорби Пан вырезал из тростника свирель, и так нежно играл на ней, что музыка, казалось, лилась с самого неба.

Бобылем Пан не остался, женился. Но это лишь род продлить, а любовь навсегда канула в реку вместе с Сирингой.

На картине Врубеля Пан изображен в тот момент, когда уже поиграл на своей дудке и задумался о житье-бытье. Михаил Александрович изобразил его по-своему: мифический Пан больше походит на русского лешего с круглой физиономией и васильковыми, глазами; хитрец и лукавец. Древний, как природа, причудливый... И лес вокруг таинственный, предвечерний, когда рождаются образы и видения самые разные –– то светлые, грустно-нежные, то пугающие, настораживающие.

Русская общественность «Пана» не поняла. Картину окружили пошлыми смешками. Михаил Александрович держался стоически:
–– Ваше отрицание меня дает мне веру в себя.
Знаменитый «Пан» был куплен всего за 200 рублей –– цена ужина в столичном ресторане. А немногим позже предприимчивый владелец продал его Третьякову за 5000 рублей.

Рецензии

Картина Врубеля "Пан" была написана в 1899 году, когда художник был женат на певице Надежде Забеле-Врубель, так что вряд ли он здесь передал трагедию неразделённой любви...)))

В глазах Пана - ирония и даже насмешливость, это очень авторское... И в то же время очень много доброты, причём Вселенской доброты... Перед созданием этой картины (на этом же холсте!!!) Врубель рисовал портрет жены, поэтому и её взгляд, но больше пророческий, также запечатлён в этом образе...

А почему бы и нет? Почему бы ему не освободиться таким образом от любви к Праховой? Ведь это была любовь-потрясение, он грудь себе резал, чтобы физической болью заглушить душевную боль. Поэты, художники, музыканты, как правило, именно через творчество освобождаются от душевного гнета. Когда оно выражено - словами, мелодией, кистью, оно утихает.

Нина, воспоминание о порезанной груди - единичное и очень субъективное... Чтобы мне, как исследователю, поверить в этот бред, надо доказательства посущественнее, чем воспоминание одного человека... Михаил любил очень многих, не считая ночных бабочек грешницами..))) Да, любовь к Праховой принесла ему немало страданий, но эти страдания он передал в трагических образах, а не в этом, как вы правильно заметили, добродушном взгляде... И все личные страдания Творцов - ничто по сравнению с творческими страданиями...

 


Читайте:



Перечень работ, входящих в капитальный ремонт многоквартирного дома

Перечень работ, входящих в капитальный ремонт многоквартирного дома

Узнать сроки реализации утвержденных программ капремонта своей недвижимости можно не выходя из дома. Для этой цели правительство РФ утвердило...

Фаршированный сазан в духовке в фольге — как готовить сазана в духовке на домашней кухне

Фаршированный сазан в духовке в фольге — как готовить сазана в духовке на домашней кухне

К вам неожиданно пришли гости или вы просто хотите побаловать вкусным ужином своих домочадцев? Попробуйте запечь сазана, ведь это блюдо не только...

Тушеная утка с яблоками и не только Тушить утку кусочками в духовке

Тушеная утка с яблоками и не только Тушить утку кусочками в духовке

Утка не так часто появляется на наших столах, но когда это случается, всегда становится хитом трапезы, ведь ее мясо, имея яркий вкус и аромат, при...

Гуляш из свинины в томатно-сметанном соусе

Гуляш из свинины в томатно-сметанном соусе

Венгерский гуляш уже давно и прочно занимает позицию одного из любимых блюд нашего народа. Традиционно этот густой суп готовился из простейших...

feed-image RSS