Разделы сайта
Выбор редакции:
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
- Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму
- Функционально-смысловые типы речи
- Десять вопросов к поставщику аналитической системы
- Успокоительное для кошек: в домашних условиях, препараты Какие препараты дают коту при переезде
- Успокоительные препараты для кошек: принцип действия, показания к применению Какие препараты дают коту при переезде
- Китайская трагедия Информация о заражении воздуха
- Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика
- Святые великомученики никита и евстафий
Реклама
Что такое приход |
В Русской Православной Церкви, с самого начала ее истории, когда она еще составляла митрополию Константинопольского Патриархата, ввиду обширности ее епархий, существовали приходы. Внутреннее устройство приходов, их связь с епархиальным архиереем мало чем отличались от византийских. Однако из-за многочисленности приходов в каждой епархии епархиальному архиерею почти невозможно было хорошо знать всех клириков епархии, поэтому в Русской Церкви, как и в христианскую древность, миряне оказывали значительно большее влияние на доставление приходских священников, чем в Византии. Обычно на вакантное церковное место кандидат либо избирался прихожанами, либо назначался князем или боярином, если храм находился на земле вотчинника; после этого ставленник отправлялся в епархиальный город к архиерею рукополагаться. Окончательное же решение при поставлении клирика принадлежало епископу, но на практике в большинстве случаев архиерей доверял мнению прихожан. Приходы в синодальную эпоху.В синодальную эпоху положение радикальным образом меняется. Значение выборного начала при замещении вакантных церковных мест постоянно снижалось на протяжении XVIII столетия, и концу века практически сошло на нет, было сведено к выяснению мнения «лучших прихожан» о нравственных качествах ставленника, его добропорядочности. Выбор же ставленника, чаще всего из числа выпускников духовных школ, принадлежал самому епископу. В XIX веке устройство приходов было урегулировано Уставом Духовных Консисторий, изданным в 1841 году (переиздан с дополнениями и изменениями в 1883 г.), а также такими документами, как Инструкция благочинным церквей, в редакции митрополита Платона, исправленной Синодом в 1857 г; Инструкция церковным старостам 1888 г., переизданная в 1890 г; Инструкция настоятелям церквей, утвержденная Синодом в 1901 г.; и рядом отдельных Указов Синода. Согласно этим законоположениям, учреждение и закрытие приходов являлось в Россия прерогативой Святейшего Синода, но право установления границ между приходами предоставлялось епархиальному архиерею. Приходской притч обязан был вести списки наличных прихожан. В приходах велись метрические книги, в которые вносились записи о рождении, бракосочетании и смерти прихожан. За исключением случаев крайней необходимости, каждый прихожанин обязан был обращаться за совершением треб к своему приходскому священнику. По определению, содержащемуся в Консисторском Уставе, приход состоит под пастырским руководством приходского священника, настоятеля и главы прихода, которого назначает и поставляет епархиальный архиерей, являющийся представителем епископской власти в границах прихода. Полномочия священника по управлению приходом изложены в ставленнической грамоте. Прочтение этой грамоты благочинным в собрании прихожан рассматривалось как акт введения новопоставленного священника в отправление его служения. Богослужение священник совершает на престоле или антиминсе, освященном архиереем; проповедь слова Божия он ведет под цензурой местного благочинного или особо назначенного цензора. В случаях возникновения недоразумений священник для их разрешения обращался к архиерею (прежде всего в случаях присоединения к Православию раскольников и инославных или иноверцев, а также заключения браков между православными и инославными, наложения епитимий). В отчете епископу приходской священник должен был представить сведения об исповедниках и причастниках, особо указывая тех лиц, которые и после увещевания не исполняли своего долга исповеди и Причастия в течение 2-х или 3-х лет. Перемещение священников с прихода на приход допускалось лишь при весьма уважительных обстоятельствах, а без согласия самого священника - в исключительных случаях. Совершение треб в чужих приходах без ведома приходского пастыря возможно было лишь в крайних случаях (например, крещение немощного младенца, которому угрожает смерть, или причастие тяжело больного). Совершивший требу в чужом приходе делал записи об этом в своих метрических книгах и передавал сведения о требе пастырю того прихода, где она была отправлена. В чужом приходе священник мог совершать требу лишь по распоряжению епископа или по просьбе местного настоятеля (в случае его болезни или отсутствия). Помощниками приходского священника являлись диакон и низшие клирики. По штатам 1885 г. во всех епархиях, кроме западных и закарпатских, в приходах с менее чем 700 душами мужского пола состояли священник и псаломщик. Если при приходской церкви состояло два или три пресвитера, то в притч (его составляют все клирики прихода) входило столько же диаконов и псаломщиков. Неотъемлемую принадлежность прихода составляет приходской храм. В случае его разрушения или ветшания благочинный обязан был внушить прихожанам, чтобы они немедленно приступили к строительству нового храма. Храмы строились на местные средства, но в случае нужды они могли быть построены и на средства из государственной казны или из казны Синода. На клире и прихожанах храма лежала обязанность содержать его в надлежащем состоянии. Кроме приходского храма в приходе могли быть также молитвенные дома в отдаленных местах, откуда трудно добраться до приходского храма) и часовни. Домовые церкви разрешалось устраивать в домах особо почтенных лиц, находящихся в преклонных летах или болезненном состоянии. После кончины лица, которому дозволялось иметь домовую церковь, она закрывалась, и церковная утварь не переходила в собственность наследников, а поступала в приход. При открытии новых приходов прихожане брали на себя обязательство устроить церковный дом для причта. С 1880 г. в ведении приходских священников находились церковно-приходские школы и школы грамотности. В каждом приходе из числа прихожан избирался староста. Старостой следовало избирать человека особо благочестивых правил. Должность старосты введена Указом 1721 г. Поначалу его единственной обязанностью была продажа свечей. Впоследствии в обязанности старосты вошло хранение церковных денег и всех вообще церковных средств. Старосте поручалось от лица прихожан следить за сохранностью приходского имущества, но он не имел права распоряжаться церковными денежными средствами, а расходуя их, обязан был беспрекословно повиноваться архиерею. Во всех своих действиях староста находился под наблюдением и контролем причта. По государственным законам церковные старосты имели ряд привилегий. Если старосты были лицами податных состояний, то они освобождались от податей. Избирались старосты сроком на 3 года. Попечение об увеличении церковного имущества, о правильном вознаграждении клира, о содержании приходских благотворительных учреждений возлагалось на приходские попечительства. Члены попечительства избирались прихожанами на определенный срок. Непременными членами попечительства состояли священник и церковный староста. Председатель попечительства избирался из самых почтенных прихожан. Действия попечительства контролировались епархиальной властью. В процессе подготовки Поместного Собора, которая началась в 1905 г., вопрос о приходах вызвал особенно острую дискуссию. Он обсуждался и в Предсоборном Присутствии, и в церковной печати. Не простым делом оказалось даже сформулировать само определение прихода. Известный канонист профессор И. С. Бердников предлагал такую формулу: «Церковным приходом в Православной Церкви называется община, имеющая особый храм для богослужебных собраний и состоящая под духовным управлением приходского священника. Приход составляет нераздельную часть епископии и подчинен епископу как высшему своему пастырю. Ближайшее же пастырское руководство им принадлежит, по поручению епископа, местному священнику.» Профессор А. И. Алмазов писал: «Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа, для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания верующих под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковной властью храме.» По формуле А. А. Папкова, «приход в составе клира и мирян есть особая церковная в зависимости от епархиального епископа община с правами юридического лица.» Профессор П. В. Знаменский предложил такое определение: «Православный приход представляет собою территориальную церковную общину, соединенную около своего храма и имеющую для удовлетворения своих религиозных потребностей своих собственных священно-церковно служителей.» В результате дискуссии в Предсоборном Присутствии было дано такое определение прихода: «Православный приход есть церковное учреждение, состоящее в ведении епископа для удовлетворения религиозно-нравственных нужд определенного в числе собрания православных христиан, под пастырским руководством священника и при назначенном для того церковной властью храме.» Принято было особое положение и относительно имущества православного прихода: «Православная Российская Церковь является собственником всего церковного, причтового и приходского имущества. В приходах же заведывание местным приходским имуществом вверяется приходу как юридическому лицу, состоящему из причта и прихожан местного храма, находящихся в канонической зависимости от местного епископа.» Вынесение этих двух определений явилось главным результатом обсуждения приходского вопроса в Присутствии. В 1908 г. по приходскому вопросу созывается особое Присутствие, в котором разрабатывается новое положение о приходе. Приходской устав Поместного Собора 1917-1918 гг.Самое обширное по объему из постановлений Собора 1917-1918 гг. - это Определение о православном приходе, по-другому названное Приходским уставом. По поручению Собора введение к Уставу составили архиепископы Тверской Серафим и Пермский Андроник, Л. К. Артамонов и П. И. Астров. Во «Введении» дан краткий очерк истории прихода в Древней Церкви и у нас в России. В нем говорится также о месте прихода в структуре Церкви: «Свою Церковь вверил Спаситель руководству апостолов и их преемников епископов, а от них эти последние, при невозможности одному объять всю епархию, вверяют некоторые части ее - приходы пресвитерам, как исполнителям епископских предначертаний для христиан. В основе приходской жизни должен лежать принцип служения: «Под руководством преемственно Богопоставленных пастырей все прихожане, составляя единую духовную семью во Христе, принимают живое участие во всей жизни прихода, кто как может своими силами и дарованиями.» В Уставе дано определение прихода: «Приходом в Православной Церкви называется общество православных христиан, состоящее из клира и мирян, пребывающих на определенной местности и объединенных при храме, составляющее часть епархии и находящееся в каноническом управлении своего епархиального архиерея, под руководством поставленного последним священника-настоятеля.» Священной обязанностью прихода Собор провозгласил заботу о благоустроении его святыни - храма. В Уставе определен состав нормального приходского причта: священник, диакон и псаломщик. На усмотрение епархиальной власти представлялось увеличение или сокращение приходских штатов до двух лиц. Согласно Уставу, назначение клириков должно производиться епархиальными архиереями, которые, однако, могут учитывать и пожелания самих прихожан. В Уставе предусматривалось избрание прихожанами церковных старост, на которых возлагалась забота о приобретении, хранении и использовании храмового имущества. Для решения вопросов, связанных с сооружением, ремонтом и содержанием храма, содержанием клириков и обеспечением их помещением, а также вопросов, касающихся избрания должностных лиц прихода, предлагалось не реже двух раз в году созывать приходские собрания, постоянно действующими органами которых являются приходские советы, состоящие из избранных на приходском собрании клириков, церковного старосты или его помощника и нескольких мирян. Председательствовал и на приходском собрании, и в приходском совете настоятель храма. Собор вынес также «Определение о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения.» Помимо участия в приходских собраниях и приходских советах, Собор открывал женщинам возможность участвовать в деятельности благочиннических и епархиальных собраний, однако не в епархиальных советах и судах. В исключительных случаях благочестивые христианки могли допускаться и на должность псаломщиц, но без включения в клир. В этом «Определении» Собор, не нарушая незыблемых догматических и канонических оснований, которые не смешивают мужское и женское служение в Церкви, в то же время выразил насущные потребности церковной жизни. Постановление оказалось своевременным и благодетельным для судьбы Русской Церкви. Христианки, составляющие в последние десятилетия XX века бо льшую часть православно верующего народа, стали у нас оплотом церковности. На своей третьей сессии Собор вынес два определения, направленные на защиту достоинства священного сана. Опираясь на апостольские наставления о высоте священного служения (I Тим. 3:2; Тит. 1:6) и на святые каноны (3 прав. Трулл. Соб. и др.), Собор подтвердил недопустимость второбрачия для вдовых и разведенных священнослужителей. Вторым определением подтверждалась невозможность восстановления в сане лиц, которые лишены его на основании приговоров духовных судов, правильных по существу и по форме. Неукоснительное соблюдение этих определений православным духовенством, верным нравственным заветам Христа, строго хранящим канонические основания Богозданного строя Церкви, в 1920-1930-е годы уберегло его от дискредитации, которой подверглись группировки обновленцев, поправших и нравственный закон, и святые каноны. Определением от 18 (31) июля 1918 г. Собор снизил возрастной ценз для безбрачных кандидатов священства, не состоящих в монашестве: с 40 лет, как было установлено в Русской Церкви, до 30 лет. По обстоятельствам времени, далеко не все положения Приходского Устава удалось провести в жизнь. Приходское управление по «Положению об управлении...» Поместного Собора 1945 г.Поместный Собор 1945 г., сообразуясь с государственным законодательством и учитывая реальные условия жизни, сложившиеся в 1940-е годы, разработал новые нормы церковно-приходского устройства. Они изложены в IV отделе «Положения.» Согласно «Положению,» приходская община, состоящая не менее чем из 20 человек, по ее заявлению регистрируется гражданской властью, которая предоставляет ей храм. Это делается по соглашению с епархиальным архиереем. В «Положении» предусмотрено существование 4 органов управления общиной: распорядительный орган - двадцатка, заменяемая после учреждения прихода приходским собранием, исполнительный - церковный совет, контрольный - ревизионная комиссия и настоятель храма. Церковный совет и ревизионная комиссия образуются приходским собранием. В состав церковного совета входили настоятель в качестве председателя совета, и избираемые собранием, староста, его помощник и казначей. Все приходское хозяйство находится на попечении церковного совета. Церковный совет заботится о содержании, ремонте, освещении и отоплении храма, о снабжении храма богослужебными утварью и книгами, нательными крестиками, ладаном и другими необходимыми вещами. Церковный совет распоряжается средствами прихода и ведет их учет. Он обязан делать отчисления из этих средств в Патриархию и Епархиальное Управление. В «Положении» говорится и об источниках приходских доходов, которые складываются из тарелочного сбора, взносов на просфоры, свечи и из пожертвований на нужды храма. По этому «Положению» обязанности старосты, его помощника и казначея, приблизительно соответствовали обязанностям старосты синодальной эпохи. Ревизионная комиссия, согласно «Положению,» состояла из 4 членов прихода; в ее обязанности входило постоянное наблюдение за церковным имуществом и проведение епархиальных ревизий имущества, денежных сумм и произведенных расходов. Настоятель храма является лицом, подчиненным архиерею и ответственным перед ним. Он назначается архиереем и обязан точно исполнять его указания. Подчиняется он и местному благочинному, поставленному архиереем. По «Положению» Поместного Собора 1945 г., настоятель возглавлял приходскую общину и ее церковный совет, он являлся управителем прихода и его духовным руководителем. Он контролировал деятельность прихода и был его руководителем. Подобно Патриарху и епархиальному архиерею, настоятель храма имел свои печать и штамп, зарегистрированные гражданской властью. Архиерейский Собор, состоявшийся 18 июля 1961 г., внес существенные изменения в IV главу «Положения об управлении Русской Православной Церкви,» которая называется «Приходы,» установив новую организацию приходского управления. Настоятель вместе с клириками устранялись от участия в приходском собрании и Приходском Совете. «Настоятель храма, - говорилось в новой редакции «Положения,» - памятуя слова апостола: «А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова» (Деян. 6:4), осуществляет духовное руководство прихожан, наблюдает за благолепием и уставностью богослужений, за своевременным и тщательным удовлетворением религиозных нужд прихожан.» Хозяйственные и финансовые попечения о приходе и храме возложены были на исключительно мирянские по своему составу приходское собрание и приходской совет во главе с председателем - старостой. Реформа приходского управления - вынужденная мера. Проводилась она в тяжелые для Церкви дни, когда давление на нее резко усилилось. Выставлено было требование привести «Положение об управлении Русской Православной Церкви» в строгое соответствие с постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях,» которое устраняло духовенство как лиц, лишенных избирательного права, от участия в хозяйственных делах религиозных общин. После принятия Конституции СССР 1936 г., предоставлявшей всем гражданам одинаковые права, данное постановление вступило в противоречие с Основным Законом государства. Изменения в устройстве приходского управления, которые внес Архиерейский Собор 1961 г., были утверждены Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 г. Тем не менее, их негативное влияние на приходскую жизнь сказывалось очевидным образом. Духовенством и церковным народом была осознана необходимость участия настоятелей и клириков в управлении приходскими делами, включая и административно-хозяйственные. Приходское управление по «Уставу об управлении...» 1988 г.Новый «Устав об управлении Русской Православной Церкви,» изданный Поместным Собором 1988 г., в значительной мере, но не вполне, возвратил то положение, которое существовало на приходах до 1961 г. Приходскому управлению посвящена VIII глава «Устава» (а после изменений, внесенных Архиерейским Собором 1989 г., - его IX глава). «Приходом, - по определению, данному в «Уставе,» - является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Такая община составляет часть епархии, находится под каноническим управлением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля.» Приходскую общину могут образовать не менее 20 верующих православных граждан. После регистрации гражданскими властями община приступает к своей деятельности по благословению епархиального архиерея. В «Уставе» предусматриваются три органа приходского управления: приходское собрание во главе с настоятелем, приходской совет и ревизионная комиссия. Настоятель назначается архиереем и «призван нести ответственность за исправное, согласное с церковным уставом, совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям церковных канонов и настоящего Устава.» В круг обязанностей настоятеля, согласно «Уставу,» включаются руководство причтом, наблюдение за состоянием храма и богослужебной утвари, соблюдением требований богослужебного устава; он несет ответственность за точное исполнение указаний епархиального архиерея, представление благочинному или непосредственно архиерею ежегодных отчетов о состоянии прихода, ведет официальную переписку, хранит приходской архив, выдает удостоверения о крещении и венчании брака. Отпуск настоятель может получить лишь по разрешению епархиальной власти. В состав приходского причта входят священник, диакон и псаломщик. В зависимости от нужд прихода число членов причта может быть сокращено или увеличено. «Избрание и назначение священно и церковнослужителей принадлежит епархиальному архиерею.» Устав требует от кандидата в диакона или священника достижения им совершеннолетнего возраста, наличия необходимых нравственных качеств и достаточную богословскую подготовку, а также чтобы он представил свидетельство духовника об отсутствии канонических препятствий к рукоположению. Ставленник не может состоять под церковным или гражданским судом. Перед рукоположением он подписывает церковную присягу. Власть перемещать или увольнять клириков принадлежит епархиальному архиерею. «Священнослужитель, - говорится в Уставе, - может принять участие в совершении богослужения в другом приходе с согласия правящего архиерея той епархии, в которой данный приход находится, или с согласия настоятеля при наличии удостоверения, подтверждающего каноническую правоспособность.» «Прихожанами, - согласно «Уставу,» - являются лица православного исповедания, сохраняющие живую связь со своим приходским храмом.» Членами приходского собрания могут быть клирики и совершеннолетние миряне, не находящиеся под церковным или гражданским судом. Председателем собрания по своему положению избирается настоятель прихода. Право созывать приходское собрание принадлежит настоятелю совместно с приходским собранием. Решение принимается приходским собранием, большинством голосов, а в случае равенства голосов перевес дает голос председателя. В круг обязанностей приходского собрания входят хранение внутреннего единства прихода и «содействие его духовно-нравственному возрастанию,» ответственность за сохранность имущества прихода, забота о состоянии храмового пения, утверждение годового бюджета прихода, изыскание средств на нужды прихода. Приходское собрание избирает из числа своих членов приходской совет и ревизионную комиссию. Приходской совет является исполнительным органом приходского собрания и подотчетен ему. Он состоит из председателя, его помощника и казначея, избираемых из клириков или мирян сроком на 3 года. Председателем совета может быть избран и настоятель прихода. Приходской совет несет ответственность за сохранность храма и церковного имущества, распоряжается денежными средствами прихода, исполняет решения приходского собрания. Официальные бумаги прихода подписывают настоятель и председатель приходского совета. Если же это одно и то же лицо, то бумаги подписывает еще казначей. Банковские счета и вообще все финансовые документы подписываются председателем приходского совета и казначеем. В состав ревизионной комиссии, избираемой приходским собранием на 3 года, входят председатель и 2 члена. Обязанности комиссии, согласно Уставу, следующие: проведение ревизий наличия денежных средств, контроль за законностью расходов, правильностью ведения приходно-расходных книг, за снятием кружек с пожертвованиями, наблюдение за состоянием церковного имущества, ежегодная инвентаризация этого имущества. В России в конце XIX вОсобый приход может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта , в приходе свыше 700 душ мужского пола - из священника , дьякона и псаломщика , а в приходе, имеющих менее 700 душ, - из священника и псаломщика . Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где приход образуются и при меньшем числе прихожан. Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляют её неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых приходов должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых приходов возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании прихода. Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства - церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходе учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В г. был возбуждён Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа , должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется. Настоящее времяВ 1988 году в РПЦ было 6893 прихода, а в 2008 году - уже 29 263. ПримечанияЛитература
Wikimedia Foundation . 2010 . Смотреть что такое "Церковный приход" в других словарях:- (эст. Keila kihelkond, нем. Kirchspiel Kegel in Harrien) историческая административно территориальная единица Эстонии входившая в состав исторической области Харьюмаа. В состав прихода входило 38 мыз в том числе 1 мыза церковь,… … Википедия Род. п. а, первонач. сходка для выборов старосты, затем церковный приход. От при и ход. Напротив, приход болезнь – табуистическое название (Хаверс 91) … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера - (нем. Kirchenkreis München), ЦРМ церковный регион в Евангелическо лютеранской церкви Баварии. Количество прихожан в регионе составляет 552 000 человек(2003). Церковь объединяет 147 поместных евангелическо лютеранских приходов на… … Википедия В Англии (Parish). Значение низшего административного округа исамой мелкой самоуправляющейся единицы церковный П. получает в Англии сначала XVI в. Реформация и последовавшее за нею уничтожение монастырей,которые до тех пор прокармливали… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона У этого термина существуют и другие значения, см. Приход (значения). Приход (греч. παροικία (от греч. παρά «близ» и греч. οἶκος «дом») «пребывание чужезе … Википедия приход церковный - (лат. parocliia) основная низовая организационная форма, наложенная церковью на коллектив верующих, населявших деревню или город (городской квартал). Истоки этой системы на Западе восходят к IV в., и ок. 1000 г. сеть П.ов сделалась более… … Словарь средневековой культуры Приход - объединение прихожан одной церкви во главе со служителями, священниками. В приходе проводится религиозное просвещение, религиозное освящение и исполнение церковного порядка. Прихожане воспринимают общий строй приходской жизни как свой, привыкают… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) Низший церковный округ в христианской церкви, центром которого является храм … Большая советская энциклопедия - (Parish). Значение низшего административного округа и самой мелкой самоуправляющейся единицы церковный П. получает в Англии с начала XVI в. Реформация и последовавшее за ней уничтожение монастырей, которые до тех пор прокармливали безземельных… … - (в древней церкви παροικία) церковный округ населения, имеющий свой особый храм с причтом, совершающим священнодействия для прихожан. Особый П. может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в П. свыше 700 душ … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона Возвращаясь к «покаянной проповеди» протоиерея Владимира Головина хочу отметить одну очень важную и тревожную деталь, на которую в общем покаянном контексте не обратил внимание. Дело в том, что в конце своей речи священник проводит следующую странную смыль: «Кто вступится за Православный Болгар? » Проблема в том, что данная мысль произносится в духе такого гипотетического императива: «Кто же вступится за Истину? » или «Кто же вступится за нашу Церковь? » Прямо таки трагедия вселенского масштаба читается в слезных словах Головина - «Отступать некуда - позади… Болгар! ». И, действительно, складывается такое впечатление, что т. н. «Православный Болгар» это и есть Центр Православия, в смысле средоточие духовного присутствия Русской Православной Церкви («эпицентр цунами Святого Духа » - по словам самого Головина). Не Троице-Сергиева Лавра, не Храм Христа Спасителя, не Успенский собор в Кремле, а Православный Болгар... и ее главная духовая доминанта - сам харизматичный Головин. Впечатляет, однако, и территориальная мощь «молитвенной» империи Головина - это и Панама и Техас и Флорида и Канада и Бали и Швейцария (по его собственным хвастливым заверениям) и «очень много людей во всем мире », «с отни тысяч молящихся вместе во всем мире ». Кстати, в связи с этим возникает чрезвычайно важный вопрос - кто дал протоиерею Владимиру Головину благословение на столь масштабную «миссионерскую деятельность» замкнутую исключительно на самом Головине и его приходе, которая затрагивает не только различные митрополии и епархии Русской Православной Церкви, но и территории (а, соответственно, и паству) иных Поместных Православных Церквей? Все мы знаем, что даже на проведение небольшого Крестного хода в провинциальном городке священник (в данном случае - настоятель прихода этого городка или благочинный района) испрашивает благословение у правящего архиерея. Деятельность же болгарского пастыря много масштабнее, нежели небольшое молитвенное шествие из одной деревни в другую и в соответствии со своими размахами она должна иметь как минимум благословение митрополита Казанского, а по-хорошему и Патриарха Московского и всея Руси. С чьего благословения протоиерей Владимир открывает «скиты», кто дал благословение на саму акцию «молитвы по соглашению»? Нигде этой информации мы не находим. Так какой же формальный канонический статус имеет т. н. «болгарская община»? «Очень много людей, - говорит протоиерей Владимир Головин - молятся в Бо лгарской церкви », т. е. не в Русской Православной Церкви, не в Единой Святой Соборной и Апостольской, а в некоей «Бо лгарской». Интересно, что и Преосвященнейший епископ Пармен (правящий архиерей Головина.) знает, что на территории управляемой им епархии находится некая «бо лгарская церковь». Конечно, нам могут возразить (как это и делается после каждой видеобеседы), мол, пожилой священник просто оговорился. Однако все прочие сопутствующие этой «оговорке» тревожные «звоночки», а точнее сказать - громкие звонки заставляют задуматься, что если это и была оговорка, то явно «по Фрейду». Дело в том, что протоиерей Головин в своем «покаянии», как и следовало ожидать, ни словом не обмолвился о сомнительной судьбе внушительных денежных средств, уходящих в качестве пожертвований на проект «молитва по соглашению» (а ведь этот вопрос по-сути говоря, был одним из самых животрепещущих). Зато в других своих проповедях (еще за 2016 г.) священник не стесняется говорить: «мы попы люди богатые » . И о случае (гипотетическом или реальном - в данном случае не важно), когда на его «молитвенный» проект пожертвовали «семь миллионов» протоиерей Владимир говорит как о привычном событии… Т. е. человек привык распоряжаться такими суммами. А самое главное, что есть все основания предполагать, что эти финансовые средства (пожертвования) сосредотачиваются в «руках» данной организации. И сама «молитва по соглашению» по-сути декларируется, как организация, в которую необходимо вступить за пожертвование. «Имечко надо, деточки мои, чтобы быть в связке » - говорит Головин. Частные молитвы обычных христиан, «не работают» с точки зрения «богословия» Головина, от них только ноги устают (опять же по его словам) . «Подлинные молитвы » (которые можно плюс ко всему «усилить») совершаются только в «связке», т. е. фактически в организации, в «бо лгарской церкви». И, кстати, по словам Головина по таким молитвам человеку дается все просимое. Напрасно «головинцы» пытаются настаивать на том, что, мол «батюшка не говорил такого », лгут, говорил. Т. е. налицо факт (для кого-то осознанный, для кого-то нет) противопоставления «бо лгарской общины» Православной Церкви, Московскому Патриархату. А к этому стоит прибавить, что в своих многочисленных проповедях протоиерей Владимир в достаточно ироничной форме, но подогревает антииерархичные (а по-сути антицерковные) настроения. И монахов (в том числе святых) он называл «уродами» и священников «отбросами» и бояться священноначалия ему (Головину) нечего . Недаром священники пишут в интернете, что последователи "головинской ереси", появившейся на территории Чистопольской епархии, на местах противопоставляют себя настоятелям. Не стоит так сильно бояться того, что внимание к «общине» протоиерея Головина может создать раскол. Увы, но, фактически этот раскол уже имеет место быть (благодаря самим «головинцам», которые не восприемлют слов критики, не выносят малейшего сомнения в «благодатности» и "духоносности старца" и пастыря), уже фактически существует весьма многочисленная и влиятельная религиозная группа, которая в любой момент может достаточно жестко и веско противопоставить себя официальному Православию. Протоиерей Александр Новопашин, ссылаясь на мнение авторитетного богослова профессора А. И. Осипова, в частности свидетельсвует о том, что данная кампания («молитва по соглашению») вполне может рассматриваться, как тонкая и крайне опасная провокация против Русской Православной Церкви, с целью ее раскола. И действительно, мы видим, что таким образом, посредством профессиональной инспирации подобной масштабной религиозной группы-связки, некие весьма влиятельные (и, возможно, внешнеполитические) силы хотят создать некое «христианское» исповедание, некую конфессию, которая чисто внешне выглядела бы, как Русская Православная Церковь, даже имела бы подобную организационную структуру, схожее богослужение и, само собой, наименование. Однако, по-сути, внутри, т. е. в аспекте духовного содержания данное «исповедание» не имело бы ничего общего с Православной верой, а являла бы собой чисто неохаризматическое, постпротестанское «исповедование» под маской благочестивой древней Церкви. И это страшная опасность. «Покаяние» протоиерея Владимира есть самая опасная из всех его проповедей, т. к. особенностью нашей народной культуры является склонность наших людей прощать многое (а иной раз почти все) плачущему, «гонимому», но «благословляющему» гонителей «светлому человеку». Конечно же, здравый разум подскажет - гонимый не всегда прав (скажем, троцкисты в 20-е, 30-е гг. XX столетия были гонимы вовсе не за свою правоту, равно как не за правду, а за пропаганду самосожжения преследовали и старообрядцев веком ранее). Но проповедь Головина рассчитана на тех, кто «голосует сердцем», кто воспринимает мир эмоциями, а не разумом. И в этом отношении с каждым новым днем своей талантливой игрой «слезного раскаяния и всепрощения» лжепроповедник вербует в свою альтернативную церковь-связку все новых и новых несчастных. В этом отношении, чем ранее наше священноначалие обратит свое пристальное внимание на события происходящие вокруг «православного Болгара» тем с меньшими потерями (обращаю свое внимание - людскими потерями) сможет выйти наша Церковь из уже сотрясающего Ее раскола! диакон Артемий Сильвестров, Сравните эту позицию Головина со словами Иисуса Христа: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно » (Мф. 6: 6) |
Читайте: |
---|
Новое
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
- Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму
- Функционально-смысловые типы речи
- Десять вопросов к поставщику аналитической системы
- Успокоительное для кошек: в домашних условиях, препараты Какие препараты дают коту при переезде
- Успокоительные препараты для кошек: принцип действия, показания к применению Какие препараты дают коту при переезде
- Китайская трагедия Информация о заражении воздуха
- Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика
- Святые великомученики никита и евстафий
- Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5