Главная - Здоровье детей и взрослых
Что такое виды устного народного творчества. Фольклор - устное народное творчество. Особенности фольклора. В чем особенности фольклорных произведений

Аллегория - средство усиления поэтической выразительности.

Анимизм - наделение душой предметов и явлений природы.

Анекдот - очень маленький рассказ с забавным, смешным содержанием и неожиданным остроумным концом; своеобразная юмористическая притча.

Анонимность фольклорных произведений указывает на то, что они не имеют автора, их создателем является коллектив.

Антитеза - противоположение, противоречие, стилистическая фигура, основанная на сопоставлении или противопоставлении контрастных понятий и образов.

Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ.

Апофеоз - торжественное прославление, возвеличивание какого-либо явления.

Архетип - символическая формула, первообраз, праформа.

Афоризм - обобщающая мысль, выраженная в лаконичной, художественно отточенной форме.

Байка - краткое сказание, нравоучительное стихотворение, вымышленный рассказ.

Басня - краткое иносказательное, нравоучительное стихотворение, комический рассказ в прозе или стихах, вымышленное происшествие, притча, поучительное повествование в аллегорическом смысле.

Бахарь - древнерусский сказочник (говорун, рассказчик).

Бродячие сюжеты — переходящие из одной страны в другую, от одного народа - к другому.

Былины - героические песни, возникшие как выражение исторического сознания русского народа в эпоху Киевской Руси.

Былинный стих - народное стихосложение русской устной народной поэзии.

Былички - устные рассказы о встрече с фантастическими существами: домовыми, лешими, водяными и пр.

Вариант - каждое новое исполнение фольклорного произведения.

Вариативность - изменение на традиционной основе сюжетных тем, мотивов, ситуаций, образов.

Величальные песни - жанр обрядового фольклора. В них прославлялись как отдельные лица, так и коллектив.

Версия - группа вариантов, дающих качественно новую трактовку народного произведения.

Вертеп - разновидность народного кукольного театра, предназначенного для представления евангельского сюжета о рождении в пещере Иисуса Христа.

Веснянки - русские обрядовые песни, связанные с магическим обрядом заклинания весны.

Вопленица (плакальщица) — исполнительница причитаний.

Генезис - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Гипербола - чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета или явления.

Гротеск - предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Демонология - комплекс мифологических представлений и верований о демонах языческого и христианского происхождения (бесах, чертях, злыднях, русалках, водяных, леших, домовых, кикиморах и пр.), а также совокупность произведений, отражающих эти представления.

Детский фольклор - система жанров фольклора, созданная взрослыми для детей или самими детьми, или заимствованных детьми из фольклора взрослых.

Диалог - взаимное общение между двумя и более лицами в форме устной речи.

Драма - род литературных произведений, который принадлежит и театру, и литературе.

Жанр - тип художественного произведения; заключается в единстве свойств композиционной структуры, его формы и содержания с характерными сюжетными и стилистическими признаками.

Жнивные песни — календарные песни, исполнявшиеся при совершении обрядов, сопровождавших уборку урожая.

Завязка - начало какого-нибудь действия, события.

Загадки - жанр фольклора; выражение, нуждающееся в разгадке, иносказательное, поэтическое воспроизведение предмета или явления.

Заговоры - словосочетания, магические слова, обладающие колдовской или целебной силой.

Заклинание — является синонимом заговора; в народных представлениях магические слова, звуки, которыми подчиняют себе, приказывают.

Запев - начало песни, вступление, предопределяющее поэтическое развитие сюжета.

Зачин - традиционное начало в народной словесности, которое подводит слушателей к восприятию сюжетного повествования.

Зооморфизм - уподобление животным по внешнему виду.

Игровые песни - жанр обрядового фольклора, основанный на соединении не только слова и музыки, но также и игры; игровое действие непосредственно сказывается на тексте песни; без знания игровой ситуации текст песни, как правило, непонятен.

Идиома - оборот речи, который не может быть переведен на другой язык без нарушения смысла (бить баклуши, дело в шляпе).

Изобразительные средства - способы воссоздания действительности в художественном произведении.

Импровизация - создание текста народного произведения или отдельных частей в момент исполнения.

Инициация - обряд родового общества, обеспечивающий посвящение, переход в новую возрастную группу.

Иносказание - литературный прием, выражение, заключающее в себе скрытый смысл.

Информатор, информант - лицо, дающее информацию; в фольклористике: исполнитель народных произведений, от которого они записаны.

Исход - концовка былины, не связанная прямо с ее содержанием, обращенная к слушателю, нередко выражающая оценку былинных событий.

Календарные обряды - один из циклов народных обрядов, связанный с хозяйственной деятельностью крестьянства (с земледелием, животноводством, рыбной ловлей, охотой и т. д.).

Калики перехожие - странники, паломники по святым христианским местам и монастырям, исполнявшие духовные стихи и легенды.

Колядка - народная календарная обрядовая песня, с которой исполнители обходили на святки жителей села; название песен-колядок - по имени мифологического персонажа Коляды, олицетворявшего начало нового года.

Колядование - святочный обряд посещения домов группами участников, которые поздравляли хозяев, исполняя песни-колядки, и получали за это вознаграждение.

Контаминация - объединение в одном художественном произведении двух или более самостоятельных частей.

Корильные песни - жанр обрядовой поэзии, их назначение - высмеять участника или группу участников обряда.

Купальские песни - песни, исполнявшиеся во время совершения календарных обрядов на Ивана Купалу (24 июня по ст. ст.); по своей поэтической сущности это, главным образом, ритуальные, заклинательные, величальные или лирические песни.

Кумулятивная композиция сюжета - композиция, основанная на принципе накопления цепочек из одного и того же вариативно повторяемого мотива.

Кульминация - высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Легенды - один из жанров фольклора, в основе которого лежит чудесное, фантастическое.

Лейтмотив - преобладающее настроение, главная тема, идейный и эмоциональный тон произведения, творчества, направления.

Лирика - род литературы и фольклора, в котором высказывается отношение к изображаемому, чувства, мысли, настроения человека.

Лубок - особого стиля картинка с текстом и без него; вид графики, расчитанный на массового читателя.

Масленичные песни - песни, связанные с календарным обрядом: проводами зимы, встречей и проводами Масленицы.

Меморат - устный рассказ, передающий воспоминания рассказчика о событиях, участником или очевидцем которых он был.

Миф - древнейшее сказание, являющееся неосознанно-художественным повествованием о важных, часто загадочных для древнего человека природных и социальных явлениях, происхождении мира.

Мифология - система архаических представлений какого-либо народа о мире, совокупность мифов.

Мотив - простейшая составная часть сюжета, минимально значимый компонент повествования.

Народность (фольклора) - идейно-эстетическая категория, выражающая существенные прогрессивные интересы народа в определенную эпоху, последовательное служение народу средствами искусства.

Несказочная проза - вид народной прозы, объединяющий былички, легенды, предания и сказы.

Образы-символы - характерные для народной поэзии традиционные иносказания, которые обозначают персонажей, их чувства и переживания.

Обрядовая поэзия - поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами (колядки, свадебные песни, причитания, приговоры, загадки).

Обрядовые песни - песни, связанные с календарными и свадебными обрядами.

Обряды - традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и производственной деятельности человека и коллектива; по приуроченности обряды подразделяются на календарные и семейно-бытовые, по форме и назначению - на магические, юридическо-бытовые и ритуально-игровые. Магические обряды отражали языческие, христианские, суеверные представления о природе и обществе. Люди думали, что с помощью магических обрядов они смогут обезопасить себя от враждебно настроенных по отношению к ним сверхъестественных сил или добиться благополучия; юридическо-бытовые фиксировали заключение между людьми, семьями, селениями имущественных, денежных и других соглашений. Значение ритуально-игровых обрядов заключается в том, чтобы развлечь человека, удовлетворить его эстетические потребности. Магические, юридическо-бытовые и ритуально-игровые обряды образовывали сложные комплексы, ритуалы (свадьба, похороны и др.) и в прошлом играли в жизни общества огромную роль. В старинных обрядах отразились и предрассудки, поскольку практический опыт, труд, наблюдения людей над природой не основывались на научных знаниях.

Общие места - одинаковые ситуации, мотивы, имеющие сходные словесные выражения.Общими местами являются и постоянные элементы композиции устных произведений: в былинах - запев, в сказках - прибаутка, в былинах и сказках - зачин и концовка.

Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов (например обычай, входя в помещение, снимать головной убор, при встрече - здороваться и т. д.).

Олицетворение - особый вид метафоры: перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Оксюморон - художественный прием, сочетание противоположных по значению слов, в результате которого возникает новое смысловое качество ("живой труп", "оптимистическая трагедия").

Параллелизм психологический - сопоставление человеческого образа и образа из мира природы по признаку действия или состояния.

Паремии - общее название малых жанров фольклорной прозы (пословицы, поговорки, загадки).

Пафос - эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает произведение и сообщает ему единое дыхание.

Плачи - обрядовые поэтические произведения, связанные со свадебным обрядом, оплакиванием покойника и проводами рекрута.

Пейзаж - изображение картин природы, выполняющее различные функции.

Плясовые песни - песни, исполняющиеся в быстром темпе, под пляску; для них характерна речитативная скороговорка, построенная на речевых интонациях; содержание большинства плясовых песен - веселое, задорное, с изображением комических ситуаций.

Поговорка - широко распространенное выражение, образно определяющее какое-нибудь жизненное явление и дающее ему эмоционально-экспрессивную оценку.

Подблюдные песни — песни, исполнявшиеся во время новогодних, святочных гаданий с блюдом (отсюда название песен); в блюдо, часто с водой, клали украшения, накрывали блюдо платком и под пение песен-гаданий вытаскивали украшения; кому принадлежало украшение, тому предназначалась поющаяся в этот момент песня, предопределявшая в новом году замужество или богатство, болезнь или смерть и т. д. Исполнение подблюдных песен создавало развернутый ритуал гадания. Среди них были величальные песни (например песня-слава хлебу), ритуальные, при помощи которых приглашались к гаданию участники, выпрашивались у них украшения, и собственно песни-гадания, состоявшие из двух частей - иносказания, предсказывающего судьбу, и заклинания.

Пословица - краткое, образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи.

Постоянный эпитет - одно из выразительных средств в народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным словом и обозначающее в предмете какой-нибудь характерный признак ("добрый молодец", "поле чистое").

Поэзия пестования (от пестовать, пестунить - нянчить, воспитывать, холить) - поэзия взрослых, вызванная к жизни педагогическими потребностями народа и предназначенная для детей. Включает колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки.

Предания - жанр несказочной прозы; устные рассказы, повествующие о событиях, лицах или фактах далекого прошлого, достойных народного внимания, па- мяти. Передаваясь из поколения в поколение, предания нередко утрачивали достоверность, в них вносились вымышленные детали, толкования, оценки.

Прибаутки - малый жанр русского фольклора; короткие произведения шуточного характера.

Приговоры - вид обрядового фольклора; стихотворные произведения, исполнявшиеся во время календарных и семейно-бытовых обрядов. Среди них выделяются: приговорки (речения, при помощи которых высказывались необходимые ритуальные требования, рекомендации, имеющие хозяйственно-практическое значение, и пр.), заклинания, заговоры и собственно приговоры.

Присказка - народное название ритмически организованной прибаутки, которая иногда предшествует зачину в сказках, но непосредственно не связана с их содержанием и действием; цель присказки - заинтересовать слушателя.

Притча - небольшой устный рассказ, в иносказательной форме заключающий моральное или религиозное поучение; по своей форме близок басне. Однако, в отличие от многозначности истолкования басни, в притче всегда заключена определенная дидактическая идея.

Причитания (причеть, причеты, плачи, вопли) - словесно-музыкально-драматический вид обрядовой поэзии; произведения, трагические по своему содержанию, эмоциональные по тону, исполнявшиеся во время свадебных, рекрутских и похоронных обрядов (отсюда их названия: свадебные, рекрутские и похоронные). Причитания в значительной мере импровизационны (особенно похоронные), хотя и создавались в определенных традиционных рамках.

Раек - народный театр движущихся картинок с комментариями к ним.

Рекрут - призывник в царскую армию.

Рекрутские песни - народные песни о рекрутах; возникли в начале XVIII в. в связи с введением рекрутчины; слагались в стиле традиционных крестьянских лирических песен.

Ритуальные песни - песни, способствовавшие формированию и реализации обряда, обрядовых действий; исполнялись при совершении календарных и свадебных обрядов, в хороводах.

Рефрен - повторяющаяся часть фольклорного произведения, обычно ее последняя строка; состоит из восклицаний, которые утратили словарное значение.

Свадебная поэзия - народно-поэтические произведения, связанные со свадебным обрядом. В свадебную поэзию входят песни, причитания, приговоры. На свадьбах пелись частушки, загадывались загадки, рассказывались даже сказки, но к свадебной поэзии они имеют лишь тематическое отношение.

Свадебные песни - песни, возникшие и исполнявшиеся при совершении свадебных обрядов. В соответствии с этнографической классификацией свадебные песни подразделяются по их соотнесенности с обрядами на песни сватовства, песни рукобитья, песни девишника и т.п., также по исполнителям или свадебным чинам - песни невесты, песни подруг, песни жениху, песни тысяцкому и т.д. В соответствии с филологической классификацией свадебные песни включают в себя ритуальные, заклинательные, величальные, корильные и лирические песни. На свадьбе могли исполняться песни, не имевшие к ней прямого отношения (например лирические необрядовые, баллады и др.).

Семейно-бытовая поэзия включает произведения фольклора, возникшие и исполнявшиеся при совершении семейно-бытовых обрядов: песни, причитания, приговоры; в зависимости от приуроченности к обрядам - свадебные и рекрутские песни, свадебные, похоронные и рекрутские причитания, приговоры дружки и т.д.

Семейно-бытовые обряды - один из циклов народных обрядов, связанный с семейно-бытовой жизнью народа; подразделяются, в зависимости от приуроченности к событиям семейной жизни, на обряды детства, свадебные, рекрутские и похоронные (включая поминальные) обряды.

Семик - народный праздник; справлялся в четверг седьмой недели после Пасхи, сопровождался обрядами "завивания" березки и др., пением троицко-семицких песен.

Символ - условный знак, самостоятельный художественный образ, имеющий эмоционально-иносказательный смысл и основанный на сходстве явлений жизни.

Синкретизм - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное неразвитое состояние первобытного искусства.

Сказ - род народного поэтического сказания, сказового повествования, ориентированный на формы устной народной речи.

Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Сказание - поэтическое произведение, относящееся к группе преимущественно прозаических повествований с историческим или легендарным прошлым (предания, легенды, бывальщины).

Сказитель - исполнитель и творец эпических песен (былин).

Сказочник - исполнитель сказок.

Скоморох - бродячий актер эпохи средневековья, одновременно выступающий в различных амплуа (музыкант, певец, плясун, комедиант). Искусство скомороха сочетало высокое исполнительское мастерство со злободневностью репертуара.

Скороговорка (чистоговорка) - малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении; "род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения" (В.И. Даль); используется и как средство для исправления речевых дефектов. Для скороговорки характерно предельное аллитерирование, звукопись.

Сравнение - сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку.

Старина - народное название былины.

Ступенчатое сужение образов - композиционный прием лирической песни, при котором образы с более "широким" объемом сменяются образами с более "узким".

Считалка - жанр детского фольклора; рифмованный стишок, состоящий в большинстве случаев из придуманных слов со строгим соблюдением ритма.

Тотем - животное или растение, объект религиозного почитания.

Традиционность - один из главных признаков фольклора, связанный с исторически сложившейся и передаваемой из поколения в поколение традицией, выражающейся в устойчивости признаков поэтического содержания.

Троица (пятидесятый день после Пасхи, название седьмой недели после Пасхи, воскресение) — народный праздник встречи лета, связанный генетически с культом предков; на Троицу поминали умерших, совершали обряды с березкой, устраивали угощения, пиры, гадали; все это сопровождалось исполнением фольклорных произведений.

Троицко-семицкие песни - песни, возникшие и исполнявшиеся во время совершения обрядов в семик, на Троицу; в основном связаны с "завиванием" и "развиванием" березки (ритуальные, величальные и корильные песни).

Троп - употребление слова, высказывания в переносном значении ("орел" - человек, обладающий качествами, традиционно приписываемыми орлу: смелость, зоркость).

Трудовые песни - древнейшая разновидность лирических песен, связанных с трудовой деятельностью.

Фантастика - форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создаются сверхъ- естественные, чудесные, логически несовместимые с ними картины.

Фольклорист - ученый, изучающий устное народное творчество.

Фольклористика - наука, изучающая фольклор.

Хоровод - древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом. Xоровод являлся составной частью календарных обрядов и выполнял в народном быту не только ритуально-игровую, эстетическую, но и магическую, заклинательную функцию.

Хороводные песни - песни, исполнявшиеся во время вождения хороводов.

Частушка - один из видов устного народного творчества; короткая, исполняющаяся в быстром темпе рифмованная песенка, отклик на события общественно-политического или бытового характера.

Частушечник - знаток частушек (из народа), их исполнитель и создатель, владеющий основным репертуаром своей местности.

Эпос - древняя эпическая форма повествования (стихотворная или прозаическая), повествующая о важном событии из жизни народа.

Эпопея - крупная монументальная форма эпической литературы.

Эпитет - образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета, явления в виде скрытого сравнения.

Этнос - исторически сложившаяся общность людей - племя, народность, нация.

Эффект неожиданности - художественный прием, основывающийся на внезапном нарушении причинно-следственных связей в художественном тексте. Эффект неожиданности является важной чертой поэтики былин, сказок и пр.

Ярмарочный фольклор - фольклор, исполнявшийся на ярмарках; к нему относят чаще всего юмористические и сатирические произведения (приговоры "балаганных", "карусельных", "подкачельных" дедов, выкрики торговцев и др.), а также народную драму.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает - "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки - история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания 3 .

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор - особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор - это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность - стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos - соединение). Синкретическое состояние - это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны . Их автор - народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней - и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки - целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания" 5 . Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре - исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию - т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю - т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". 6 В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность - важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis - меняющийся) - каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione - непредвиденно, внезапно) - создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, - искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр - тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром - тип художественной формы. История фольклора - это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора - естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". 8 Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Виды устного народного творчества

Фолькло́р (англ.Folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах.

1. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмичное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, поучение.

ñ «Слезами горю не поможешь»

ñ «Хлеб-всему голова»

ñ «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

ñ «Семеро одного не ждут»

ñ «У семи нянек дитя без глазу»

ñ «Семь раз отмерь - один отрежь»

ñ «Сытый голодному не товарищ»

ñ «Кто не работает, тот не ест»

ñ «Слово - дорого, а молчание - золото»

ñ «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь»

ñ «Делу время - потехе час»

ñ «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»

ñ «Любишь кататься - люби и саночки возить»

ñ «Своя ноша не тянет»

ñ «На воре и шапка горит»

ñ «Волков бояться - в лес не ходить»

ñ «Овечка гавкнет - стадо повторит»

ñ «Упрямая овца - волку корысть»

ñ «Копейка рубль бережёт»

ñ «Бережёного Бог бережёт»

ñ «Под лежачий камень и вода не течёт»

ñ «Знание - сила»

ñ «Один в поле не воин»

ñ «С миру по нитке - нищему рубаха»

ñ «Клин клином вышибают»

ñ «Умирать ладишься, а хлеб сей»

ñ «На полатях лежать - так и ломтя не видать»

2. Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер.

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

ñ « Голод не тётка, пирогом не накормит»

ñ « Яйца курицу не учат»

ñ « Назвался гру́здем - полезай в короб»

ñ « Ложка дёгтя в бочке мёда»

ñ « Как вы лодку назовёте - так она и поплывёт»

ñ « Дорога́ ложка к обеду»

ñ « Да, кудри извилин не заменят!»

ñ « Друзья познаются в беде»

ñ « От сумы́ да от тюрьмы не зарекайся»

ñ « Нашла коса на камень»

ñ «Без Бога ни до порога»

ñ « Целует - значит любит»

ñ «Бьёт - значит любит»

3. Песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен.

4. Часту́шка - фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

5. Загадка - выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего человек и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

Пословица и загадка отличаются тем, что загадку нужно отгадать, а пословица - это поучение.

6. Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) - короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:

Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ручки фатюнюшки,
А в роток говорок,
А в головку разумок.

7. Потешка - элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка.

Сорока-ворона, (водя пальчиком по ладошке)
Сорока-ворона,
Деткам отдала.
(загибают пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил?
- Зачем воду не носил?

8. Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) - стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

9. Заклички - один из видов закликательных песен языческого происхождения. Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

10. Считалка - небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка - элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.

11. Скороговорка - фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют « чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку грека - цап!

  1. Разновидности фольклора
  2. Песни
  3. Исторические песни
  4. Былины
  5. Сказки
  6. Легенды
  7. Загадки
  8. Пословицы и поговорки
  9. Колыбельные песни
  10. Потешки
  11. Прибаутки
  12. Приговоры, заклички
  13. Небылицы
  14. Скороговорки
  15. Считалки

Особенности русского фольклора .

Если внимательно прочитать произведения русского фольклора, можно заметить, что он на самом деле отражает многое: и игру фантазии народа, и историю страны, и смех, и серьезные думы о жизни человека. Слушая песни и сказки предков, люди задумывались над множеством непростых вопросов своего семейного, общественного и трудового быта, размышляли, как бороться за счастье, улучшить свою жизнь, каким должен быть человек, что следует высмеивать и порицать.

Разновидности фольклора

Разновидности фольклора включают сказки, былины, песни, пословицы, загадки, календарные припевы, величание, поговорки - все, что повторялось, переходило из поколения в поколение. Исполнители при этом вносили часто в понравившийся текст что-то свое, изменяя отдельные подробности, образы, выражения, незаметно совершенствуя и оттачивая произведение. Устное народное творчество в большинстве своем существует в поэтической (стихотворной) форме, поскольку именно она позволяла запоминать и передавать из уст в уста эти произведения на протяжении веков.

Песни

Песня - это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.

Исторические песни

Посвящены были такие песни различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.

Былины

Термин "былина" ввел И. П. Сахаров в 19 веке. Она представляет собой устное народное творчество в виде песни, героической, эпического характера. Возникла былина в 9 веке, она явилась выражением исторического сознания народа нашей страны. Богатыри - главные герои этой разновидности фольклора. Они воплощают собой народный идеал мужества, силы, патриотизма. Примеры богатырей, которых изобразили произведения устного народного творчества: Добрыня Никитич, Илья Муромец, Микула Селянинович, Алеша Попович, а также купец Садко, великан Святогор, Василий Буслаев и другие. Жизненная основа, при этом обогащенная некоторым фантастическим вымыслом, составляет сюжет этих произведений. В них герои в одиночку одолевают целые полчища врагов, сражаются с чудовищами, преодолевают мгновенно огромные расстояния. Очень интересно это устное народное творчество.

Сказки

Былины нужно отличать от сказок. Эти произведения устного народного творчества основаны на придуманных событиях. Сказки могут быть волшебные (в которых участвуют фантастические силы), а также бытовые, где изображаются люди - солдаты, крестьяне, короли, работники, принцессы и принцы - в повседневной обстановке. От других произведений этот вид фольклора отличается оптимистичным сюжетом: в нем добро всегда торжествует над злом, а последнее или терпит поражение, или высмеивается.

Сказки волшебные

Про Емелю-дурака, Мальчик с пальчик, Гуси-Лебеди, перышко Финиста-Ясна Сокола, Марья-Царевна Лягушчонка, Сестрица Аленушка.

Сказки о животных

Сказка звери в яме, Теремок, Бобовое зернышко, Лисичка-сестричка и волк, Журавль и цапля, Колобок.

Сказки социально-бытовые

Морозко, Сказка о том как мужик двух баринов прокормил.

Легенды

Продолжаем описывать жанры устного народного творчества. Легенда, в отличие от сказки, представляет собой народный устный рассказ. Основа его - невероятное событие, фантастический образ, чудо, которые воспринимаются слушателем или рассказчиком как достоверные. Есть легенды о происхождении народов, стран, морей, о страданиях и подвигах вымышленных или реально существовавших героев.

Загадки

Устное народное творчество представлено множеством загадок. Они являются иносказательным изображением некоторого предмета, основанным обычно на метафорическом сближении с ним. Загадки по объему очень невелики, имеют определенную ритмическую структуру, нередко подчеркиваемую наличием рифмы. Они созданы для того, чтобы развивать сообразительность, догадливость. Загадки разнообразны по содержанию и тематике. Может быть несколько их вариантов об одном и том же явлении, животном, предмете, каждый из которых с определенной стороны характеризует его.

Сто один брат,
Все в один ряд,
Одним кушаком подпоясаны.
(Изгородь)

Алый сапог
В земле горит.
(Свекла)

* * *

Красна девица
Сидит в темнице,
А коса наружи.
(Морковь)

* * *

Ни шит, ни кроен,
А весь в рубцах:
Без счету одежек
И все без застежек.
(Кочан капусты)

* * *

Ни окон, ни дверей -
Полна горница людей.
(Огурец)

* * *

Круглая, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь.
(Репа)

* * *

Желтая курица
Под тыном дуется.
(Тыква)

* * *

Кину с порошок,
Вырастет с подожок,
На подожке-то городок,
В городке-то шумок.
(Маковка)

* * *

Не огонь,
А жжется.
(Крапива)

* * *

Однолетняя трава
Выше двора.
(Хмель)

* * *

Бабушка Андреевна
Сгорбившись стоит,
Ноженьки в землюшку,
Рученьки расширила,
Все хочет схватить.
(Соха)

* * *

Железный нос
В землю врос;
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(Плуг)

* * *

Все поле в шнурах.
(Вспаханная полоса)

* * *

В поле едет на спине,
А по полю - на ногах.
(Борона)

* * *

Один льет,
Другой пьет,
Третий зеленеет да растет.
(Дождь, земля, хлеб)

* * *

Криво-лукаво
К лесу бежало:
Зелено-кудряво
Спрашивало:
- Криво-лукаво!
Куда побежало?
- Зелено-кудряво,
Тебя стеречи.
(Изгородь в поле)

* * *

Не море, а волнуется.
(Нива)

* * *

Что две недели зеленится
Две недели колосится
Две недели отцветает
Две недели наливает
Две недели подсыхает.
(Рожь)

* * *

Сто братьев в одну избушку
Соткнулись ночевать.
(Зерна в колосе)

* * *

Месяц
Новец
Днем на поле блестел
К ночи на небо слетел
(Серп)

* * *

Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом:
Не поднимешь, так не встанет.
(Сноп)

* * *

Девять братьев - под одной шапкой
(Бабка снопов)

* * *

Зимой и летом
Одним цветом.
(Ель и сосна)

* * *
Красненько, кругленько,
Красненько, кругленько,
Листочки продолговатеньки.
(Рябина)

* * *

Шел я лесом,
Нашел я древо;
Из этого древа
Выходят четыре дела:
Перво дело - слепому посвечение
Второ дело - нагому потешение
Третье дело - скрипучему поможение
Четверто дело - хворому полегчение.
(Береза: лучина, веник, береста, сок)

* * *

Летит тень
На Петров день,
Сел тень на пень,
Стал тень плакать:
- Где моя дубровушка,
Где моя головушка,
Где мое веселое времячко!
(Лист)

* * *

Бел балахон,
А шапка красная.
(Подосиновик)

* * *

На бору, на яру
Стоит мужичок
- Красный колпачок.
(Мухомор)

* * *

Стоит Егорка
В красной ермолке
Кто не пройдет
Всяк поклон отдает.
(Земляника)

* * *

В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали;
В руках плачет
А кто слушает - скачет
(Дудка)

* * *

За горами,
За лесами
Жеребята ржут,
Домой не бегут.
(Волки)

* * *

Страх тепло волочет.
(Волк и овца)

* * *

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур подсчитать.
(Лиса)

* * *

Маленький, беленький
По лесочку прыг-прыг
По снежочку тык-тык
(Заяц)

* * *

Не портной,
А всю жизнь с иголками ходит,
(Еж)

* * *

Летом за пахарем ходит,
А под зиму с криком уходит
(Грач)

* * *

В болоте плачет,
А из болота не идет,
(Кулик)

* * *

Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце.
(Ласточка)

* * *

Бела как снег,
Черна как жук,
Зелена как луг,
Вертится как бес,
И повертка в лес.
(Сорока)

* * *

Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает
(Сова)

* * *

Живет в лесу
- Ухает, как разбойник;
Люди его боятся,
А он людей боится.
(Филин)

* * *

Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо)

* * *

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
(Лягушка)

* * *

Под кустом, под ярусом
Лежит пояс гарусный.
(Змея)

* * *

Кто на себе дом возит?
(Улитка)

* * *

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног без копытз
Летит - воет,
Падет - землю роет.
(Жук)

Пословицы и поговорки

Жанры устного народного творчества включают также поговорки и пословицы. Пословица - ритмически организованное, краткое, образное изречение, афористическое народное высказывание. Она обычно имеет двухчастную структуру, которая подкрепляется рифмой, ритмом, аллитерациями и ассонансами. Поговорка представляет собой образное выражение, которое оценивает некоторое явление жизни. Она, в отличие от пословицы, - не целое предложение, а лишь часть высказывания, входящая в устное народное творчество. Пословицы, поговорки и загадки включаются в так называемые малые жанры фольклора. Что же это такое? Кроме вышеперечисленных видов, к ним относится и другое устное народное творчество. Виды малых жанров дополняют следующие: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, игровые припевы, заклички, приговоры, загадки. Остановимся немного подробнее на каждом из них.

О Родине
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Где смелость, там и победа.

О дружбе

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Все за одного, один за всех.

Об умении и трудолюбии

Делу время, а потехе – час.
Учение – путь к умению.
Терпение и труд всё перетрут.
Семь раз отмерь, а один отрежь.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Землю солнце красит, а человека – труд.

О лени и нерадивости

Поспешишь – людей насмешишь.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Не спеши языком, торопись делом.
Делаешь наспех – сделаешь на смех.

О природе

Лето – припасиха, зима – прибериха.
Декабрь год кончает, а зиму начинает
Много снега – много хлеба,
много воды – много травы.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Весна красна цветами, а осень – снопами.

Колыбельные песни

Малые жанры устного народного творчества включают в себя колыбельные песни. В народе их называют байками. Название это произошло от глагола "баить" ("баять") - "говорить". Данное слово имеет следующее старинное значение: "заговаривать, шептать". Колыбельные песни получили это название неслучайно: древнейшие из них имеют к заговорной поэзии прямое отношение. Борясь со сном, например, крестьяне говорили: "Дремушка, отойди от меня". Пестушки и потешки Русское устное народное творчество представляют также пестушки и потешки. В их центре находится образ подрастающего ребенка. Название "пестушки" происходит от слова "пестовать", то есть "ходить за кем-то, растить, нянчить, носить на руках, воспитывать". Они представляют собой короткие приговоры, которыми в первые месяцы жизни младенца комментируют его движения. Незаметно пестушки переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры малыша с пальцами ножек и ручек. Весьма разнообразно это устное народное творчество. Примеры потешек: "Сорока", "Ладушки". В них нередко уже есть "урок", наставление. Например, в "Сороке" белобока всех кормила кашей, кроме одного лентяя, хотя и самого маленького (ему соответствует мизинец).

Колыбельная

Баю, баюшки баю, колотушек(ы) надаю,
Колотушек сорок пять, крепче дочка будет спать.
Бай, бай, бай, бай, поскорее засыпай,
Голубеньки глазки сделали салазки,
Сели да поехали, к дедушке заехали,
- Чего, дидя, делаешь? - Спуту да лопату,
Спуту да лопату, корову горбату.
Корова-то с кошку, надоила с ложку.
Пора бабушке вставать, курам зернышки давать,
Куры улетели, на сосенку сели,
Сосна обломилась, друга уродилась.
А шли две татарки - сломили по палке,
Убили ворону, понесли к Мирону,
У Мирона два коня, третья - курочка ряба.
А жу-жу, жу-жу, жу-жу, себе места (д) не найду,
Себе места не найду ни на печке, ни в углу,
Ни на печке, ни в углу, в посиделки я пойду,
В посиделках не сидится, в руках дело не спорится:
Донце гнется, нитка рвется.
Веретенце клокчется - прясть не хочется.
Пойду к дяде Николаю, на печь лягу, захвораю,
А ты, дядя Николай, самородинку дай,
Самородинка в лесу, пойду схожу, принесу.

* * *

Баю-баюшки баю, не ложися на краю,
Придет серенький волчок и ухватит за бочок,
И утащит во лесок под ракитовый кусток,
А там птички поют - Ване спать не дадут.

* * *

Уж ты котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приходи к нам ночевать,
Нашу Вареньку качать.
Уж как я тебе коту
Шубку новую сошью,
Дам кусочек пирога,
Налью кувшинчик молока.

Потешки

Кошка и курочка


Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.

Мыши
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?

* * *

Ой, ди-ди-ли. (потешка)
Ульяновская обл.

1. Ой, ди-ди-ли, ди-ди-ли,
Где мы волка видели.

2. У бабушки Тани,
В огороде, в яме.

3. Пора, бабушка, вставать,
Курам семечки давать.

4. Куры улетели
На дубочек сели.

5. Дубок обломился -
Другой народился.

Прибаутки

В первые годы жизни детей няньки и матери пели им песенки уже более сложного содержания, не связанные с игрой. Всех их можно обозначить единым термином "прибаутки". Содержанием они напоминают небольшие сказки в стихах. Например, о петушке - золотом гребешке, летавшем на Куликово поле за овсом; о курочке рябе, которая "горох веяла" и "просо сеяла. В прибаутке, как правило, дана картина некоторого яркого события, либо в ней изображается некоторое стремительное действие, отвечающее активной натуре малыша. Им свойствен сюжет, но ребенок на длительное внимание не способен, поэтому они ограничиваются лишь одним эпизодом.

Попляши-ка, попляши (прибаутка)
Архангельская обл.

1. Попляши-ка, попляши, да
Твои ножки хороши.
Вот и так, вот и так,
Вот и эдак, вот и так!

2. Вот и так, вот и так,
Вот и зайчиком.
Почему не поплясать
На пару пальчиков?

3. Ой, ноженьки
Мои маленьки,
Они прыгают, играют,
Ничего не понимают.

4. Илюшенька
Хорошенький,
Повертись, походи,
На народ погляди!

Приговоры, заклички

Продолжаем рассматривать устное народное творчество. Виды его дополняются закличками и приговорами. Дети на улице очень рано обучаются у сверстников разнообразным закличкам, которые представляют собой обращение к птицам, дождю, радуге, солнцу. Детвора при случае выкрикивает нараспев хором слова. Кроме закличек, в крестьянской семье любой ребенок знал приговоры. Их чаще всего произносят поодиночке. Приговоры - обращение к мыши, маленьким жучкам, улитке. Это может быть подражание различным птичьим голосам. Словесные приговоры и песенные заклички преисполнены веры в силы воды, неба, земли (то благотворные, то губительные). Их произнесение приобщало к труду и жизни взрослых крестьянских детей. Приговоры и заклички объединяются в особый отдел под названием "календарный детский фольклор". Термином этим подчеркивается существующая связь между ними и временем года, праздником, погодой, всем бытом и строем жизни деревни. Игровые приговоры и припевы Жанры произведений устного народного творчества включают игровые приговоры и припевы. Они являются не менее древними, чем заклички и приговоры. Ими или связывают части некоторой игры, или начинают ее. Они могут выполнять также роль концовок, определять последствия, которые существуют при нарушении условий.


Играя на дворе, на улице, дети радостно окликают хором весенний дождь:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка...
Дам и хлеба каравай -
Сколько хочешь понуждай*.
* * *


Уж дождь дождём,
Поливай ковшом!

Когда случается засуха, а дождь идёт мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, чтобы она не уносила дождя:
Радуга-дуга,
Принеси нам дождя!

Коровушка-бурёнушка,
Подай молочка,
Покорми пастушка!

После купания, чтобы избавиться от воды, налившейся в уши, прыгают на одной ноге и, наклоняя голову то в одну, то в другую сторону, прижимая к уху ладонь, приговаривают в такт прыжкам:
Мышка, мышка,
Вылей воду
Под горячую колоду -
Коням на болтушку**,
Свиньям на кормушку!

У крестьянских детей, которые бегают босиком по грязи и роются в земле, в иных случаях заболевает кожа, на руках и на ногах показываются «цыпки» - кожа трескается. Цыпки лечили коровьим маслом с приговоркой:
Цыпи, цыпи, под порог!
Дам вам маслица комок.

Этой приговоркой вызывают улитку из раковины:
Улитка, улитка,
Высуни рога!
Дам тебе пирога!

Курице подражают в таком приговоре:
Куд-кудах, куд-кудах,
Снесла яйцо в кулак!

Петушиный разговор представлен в приговорках:
- Били-били!
- Кого? Кого?
- Тебя, тебя!

В поисках грибов приговаривают:
Грибы на грибы,
А мой поверху!
Жили-были мужики,
Брали грибы рыжики!

------

* торопить, заставлять; зд. заставлять литься сильнее
** питьё, пойло

Небылицы

Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир. Если ребенок еще не совсем понимает разницы между небылицами и потешками, то попробуйте ему объяснить, что небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.

* * *


Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
* * *


Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
* * *


Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
* * *


Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
* * *


Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

* * *
У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода.
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!

Скороговорки

Скороговорка в русском фольклоре– это быстрая речь, специально придумывались фразы с труднопроизносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. Этот детский фольклор служил не только забаве и развлечению деток, но и так же скороговорки, или чистоговорки, учили правильно произносить звуки, развивали мышцы языка, органы речи, память.

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

* * *

От топота копыт пыль по полю летит.
* * *

Проворонила ворона воронёнка.

Сшит колпак не по-колпаковски,
надо его переколпаковать
и перевыколпаковать


Из-под кислого молока,
из-под простокваши!

* * *

В один, Клим,
клин колоти!

* * *

Круг прорублю,
мать проведу,
сестру выведу

* * *

На дворе - трава,
на траве - дрова.

* * *

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.

* * *

Два дровосека,
два дровокола,
два дроворуба
говорили про Ларю,
про Ларьку,
про Ларину жену!

* * *

Стоит поп на копне,
колпак на попе,
копна под попом,
поп под колпаком!

* * *

Хохлатые хохотуши
хохотом хохотали:
ха-ха-ха-ха-ха!

* * *

Бык тупогуб,
у быка губа тупа!

Шли сорок мышей,
несли сорок грошей;
две мыши поплоше
несли по два гроша.

* * *

Рыла свинья тупорыла,
белорыла,
весь двор перерыла,
вырыла полрыла!

* * *

От топота копыт
пыль по полю летит!

* * *

По двору, подворью
в Добром здоровье!

Считалки

Считалки- это небольшие, обычно стихотворные тексты с чётким ритмом, которые предназначены прежде всего для случайного выбора одного участника из группы людей. Чаще всего считалкой выбирается ведущий в игре.

Раньше, русские народные считалки были сродни заклинанию, и только намного позже превратились в обычную детскую забаву.

Ай, чу-чу, чу-чу, чу-чу,
Я горошек молочу,
Я горошек молочу
На Ивановом току.
Ко мне курочка бежит,
Конопаточка спешит.
Ой, бежит она, спешит,
Ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далёко, далеко,
На Иваново село.

Конь ретивый,
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

* * *

Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

* * *

Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдёт,

Тот и вон пойдёт.

* * *

Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Баю-бай, сыночек мой,

Ты моя вода речная,

Спи и вырастешь, сынок,

Крепкий, сильный, как дубок.

Ай, ацици-ацици,

Измарались рученьки!

В корытце вымыла,

Полотенцем вытерла,

Ты мой перстенёчек,

На руке браслетик.

Уж ты, зимушка-зима,

Закурила да замела

Все дорожки, все лужки;

Негде Сонечке пройти.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными!

Тень-тень-потетень,

Села кошка под плетень.

Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:

Улетайте, воробьи!

Берегитесь кошки!

Гуля, гуля-голубок,

Гуля сизенький,Сизокрыленький,

Всем миленький.

Пошли коровушки

Около дубровушки,

Пошли овечки

Около речки,

Свинушки около нивушки.

Попляши! Попляши!

Твои ножки хороши!

Вот так, Вот сяк,

И вот этак,

И вот так! Вот как ножки хороши!

Пляши, пляши!


С давних времён подрастающее поколение изучало устное народное творчество предков, черпая из него наиважнейшие знания, в первую очередь касающиеся нравственности, взаимоотношений людей и духовности. С тех пор многое изменилось, но сама суть получения знаний через поколения осталась прежней…

Устное народное творчество – это собранный воедино и систематизированный полученный от предшествующих поколений опыт, который ярко отражает сущность жизни этих поколений. Устное народное творчество появилось задолго до того, как людьми была освоена письменная речь. Люди передавали своё творчество следующему поколению из уст в уста, так и произошло соответствующее название. Также устное народное творчество нередко называют фольклором.

К фольклору относятся народные песни, анекдоты, сказки, частушки, пьесы, драмы, танцы и многое другое. Благодаря устному народному творчеству, у языка появляется дополнительная яркость и выразительность. Например, некоторые пословицы помогают тактично намекать людям на их ошибки, при этом не вызывая чувство обиды.

Считается, что фольклорные произведения не являются творчеством определённого автора. Они создаются коллективами людей, отражают их быт, традиции, обычаи, нравы и представления о жизни в целом. У каждого народа есть свой фольклор со своими особенностями и характером.

Устное народное творчество отразилось на деятельности многих поэтов и писателей. Например, по мнению некоторых специалистов, у Шарля Перро есть сказки из сборника «Сказки моей матушки гусыни», относящиеся к фольклору. Исследователи полагают, что писатель их просто самостоятельно обработал, представив впоследствии читателю в новом свете. Среди русских поэтов и писателей, использовавших в своём творчестве фольклор, можно назвать А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, Н.В. Гоголя, А.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Устное народное творчество выражает мечту народа о радостных и творческих трудовых днях, о покорении человеком природы; люди верили, что победит добро и справедливость, возлагали надежду на неиссякаемую силу народных героев, считая их защитниками родной земли. Народ изменял ранее появившиеся произведения, переделывая и дополняя их. Несмотря на явную фантастичность многих сюжетов, русский фольклор в большинстве своём довольно реалистичен.

Фольклорные произведения со временем заметно утратили свой первозданный вид, но их смысл при этом не изменился – донести до последующего поколения традиции, нравы и обычаи своего народа.

 


Читайте:



Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Правление Хрущёва (1953-1964) - единственный период в советской истории, который люди вспоминают добрыми словами. Герой статьи - сын Хрущёва...

Святые великомученики никита и евстафий

Святые великомученики никита и евстафий

По Своей великой милости Господь призвал его к вере христианской. Он явился Плакиде во время охоты в образе оленя, между рогами которого блистал...

Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5

Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и...

Святые никита и евстафий

Святые никита и евстафий

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите...

feed-image RSS