Главная - Спорт для детей и взрослых
Что ждёт Россию в недалёком будущем? Что ждет Россию по мнению западных аналитиков? Прямая речь

Сценарий геополитической капитуляции России

Сценарий геополитической капитуляции может начать осуществляться еще до президентских выборов 2024 года. И хотя вероятность такого развития событий до президентских выборов 2024 года невелика, но полностью сбрасывать ее со счетов было бы опрометчиво. Скорее всего, такая эволюция станет возможной в случае ошибок и просчетов политического руководства страны в экономической и кадровой политике , а также давления различных олигархических кланов и отдельных влиятельных лиц, преследующих свои узкие интересы.

На начальной стадии сценарий либерального реванша будет протекать незаметно , но затем приведет к резкому обострению внутриполитической ситуации в стране. Сперва подверженный западным санкциям олигархат и чиновничий аппарат усилит давление на президента, подталкивая его на уступки Западу , в частности, на сдачу Донбасса по примеру Сербской Краины . Западные партнеры российских олигархов обещают президенту существенное облегчение санкций в случае реинтеграции Донбасса в состав Украины.

Либеральное крыло правительства под предлогом экономических сложностей примет ряд непопулярных экономических мер, вызывающих возмущение населения. Несистемная прозападная оппозиция организует акции протеста с требованием отмены антизападных контрсанкций «для облегчения положения народа». К этим акциям присоединится часть недовольного населения. Таким образом будет формироваться иллюзия того, что экономическое положение ухудшается благодаря конфронтации с Западом, и народ якобы требует эту конфронтацию прекратить.

В этих условиях президент идет на поводу у прозападных кругов и соглашается на сдачу Донбасса в красивой обертке «реализации Минских соглашений ». Российская делегация в ООН получает указание проголосовать в Совете Безопасности за резолюцию о начале миротворческой операции ООН на Донбассе. На территорию ДНР и ЛНР вводятся миротворческие силы ООН, которые перекрывают границу с Россией и отрезают эти самопровозглашенные республики от российской помощи. Затем на территорию обеих республик просачиваются части специального назначения киевского режима, которые начинают брать под контроль ключевые инфраструктурные объекты. Попытки вооруженных сил ДНР и ЛНР им в этом помешать объявляются нарушением перемирия и блокируются силами ООН. Через некоторое время все ключевые объекты Донбасса оказываются под контролем украинских подразделений.

Помощь со стороны России не приходит. Власти ДНР и ЛНР осознают безвыходность своего положения и под конвоем войск ООН покидают территорию Донбасса. Вслед за ними устремляются тысячи беженцев . Поток беженцев на территорию РФ резко возрастает, когда ВСУ и добровольческие батальоны Украины начинают тотальную зачистку территории от нелояльных элементов. Все это масштабно освещается в российских и зарубежных СМИ. Как следствие, авторитет президента и его окружения в патриотических кругах РФ и силовых структурах резко падает.

Между тем Запад принимает лишь символические шаги по отмене санкций и заявляет, что они могут быть полностью прекращены только после решения проблемы Крыма. Либеральное правительство РФ продолжает непопулярные экономические меры, повышаются акцизы, тарифы и другие поборы с населения . Поток беженцев с Донбасса на территорию РФ еще больше усугубляет экономическую ситуацию.

Инфляция увеличивается до 6–8% в год. Стремясь ее обуздать, Центральный банк увеличивает процентные ставки , что негативно отражается на кредитовании промышленности и потребительском спросе. Под предлогом, что надо купировать социально-экономический кризис, вызванный потоками беженцев с Донбасса, и что отношения с Западом якобы выходят на траекторию нормализации, либералы сокращают расходы на оборону. Это вызывает оправданное недовольство военных и всего силового блока. Сокращение военных расходов тормозит рост производства, особенно в промышленных и высокотехнологических областях. Экономика России входит в стадию стагнации. Темпы экономического роста снижаются до 0,5% в год.

Запад требует проведения нового референдума в Крыму под международным контролем. Для этого Москве надо формально вывести республику из состава РФ. Невнятная реакция властей на эти требования Запада приводит к тому, что в Крыму начинается массовое брожение людей, активизируются крымскотатарские сепаратисты . Часть правоохранителей Крыма , увидев последствия ситуации на Донбассе, занимают выжидательную позицию. Наиболее неустойчивые из них начинают искать контакты с киевским режимом на предмет получения индульгенции в будущем в обмен на определенные услуги . Политическая ситуация в Крыму дестабилизируется.

На этом фоне активизируется патриотическая оппозиция в Москве, призывая народ на массовые митинги в поддержку Крыма. Она получает неожиданную поддержку либеральных и прозападных кругов, выделяющих финансовые ресурсы на проведение митингов под общим лозунгом отставки президента. В столице проходит серия многотысячных митингов протеста. В условиях нарастания политической нестабильности население, мелкий и средний бизнес, чтобы защитить свои денежные накопления, начинает скупать валюту. В отсутствие системы контроля за биржевой торговлей валютой это ведет к резкому росту валютных спекуляций и падению курса рубля на 50%.

После этого Центральный банк вынужден вмешаться для поддержки курса рубля. Ему удается стабилизировать рубль в районе 100 рублей за 1 доллар США, истратив на это 1/3 своих валютных резервов. Между тем падение курса рубля вызывает новый виток инфляции, которая увеличивается до 10% в год. Это в свою очередь ведет к дальнейшему снижению покупательной способности населения и еще больше тормозит рост экономики. Фактически экономика входит в стадию отрицательного роста.

Тем временем киевский режим, установив контроль над Донбассом, перемещает ударный военный кулак на границы Крыма. Воодушевленные победой на Донбассе украинские военные находятся в боевом настроении. Российские войска в Крыму, напротив, дезориентированы и подавлены. В этих условиях украинская сторона начинает обстрелы российских пограничников и близлежащих населенных пунктов Крыма. Появляются первые убитые и раненые среди российских военнослужащих. Однако российские войска в Крыму реагируют на эти обстрелы очень ограничено, так как из Москвы не поступает приказа решительным ударом отбросить агрессора. Украинские диверсанты предпринимают попытку взорвать мост через Керченский пролив. Им удается вывести из строя железнодорожную часть моста, что приводит к дополнительным сложностям по снабжению Крыма необходимыми товарами.

Протесты населения Крыма усиливаются, часть крымских активистов направляется в Ростов, Краснодар, Воронеж, Москву, где присоединяется к акциям за сохранение Крыма в составе России. Эти митинги сливаются в один поток с митингами социально-экономического характера и митингами несистемной оппозиции за отставку президента. А вот контрмитингов, вроде митинга на Поклонной, уже не происходит, ибо патриотическое крыло российского общества отказывает президенту в дальнейшей поддержке.

Президент остается один на один с ростом массовых протестов, управляемых либералами. Официальные структуры, типа Единой России и ОНФ, в условиях раскола в верхах оказываются недееспособными. На определенном этапе происходят столкновения протестующих с Росгвардией, в результате которых появляются первые жертвы. Запад вновь ужесточает санкции. Прозападные круги в окружении президента требуют отставки силовых министров и генералов, «виновных в кровопролитии», и назначения на эти должности приемлемых для либералов и Запада фигур .

Этот момент будет критическим для судьбы данного сценария и всей России. В этот момент у президента еще есть возможность отыграть ситуацию назад и, опираясь на лояльных силовиков, ввести чрезвычайное положение, распустить правительство, арестовать лидеров протестов и наиболее активных представителей «пятой колонны», поставить СМИ под жесткий контроль, передать административную власть в крупных городах военным комендатурам, объявить о том, что Крым – неотъемлемая часть России, и пойти на решительный разрыв отношений с Западом. Это на какое-то время осложнит экономическую ситуацию в стране еще больше, но позволит спасти российскую государственность.

Если же президент поддастся давлению прозападных кругов и поменяет руководителей силового блока, то он станет полностью зависимым от либерального клана и не сможет принимать самостоятельных решений. В конце концов его вынудят уйти в досрочную отставку. В этом случае либеральный реванш свершится в форме дворцового переворота . Будут назначены досрочные президентские выборы, на которых при поддержке «Единой России » победит либеральный кандидат, прикрывающийся патриотической риторикой.

Возможен также вариант, при котором президент не поддастся на давление прозападных кругов, не заменит лояльных себе силовиков на других, но и не предпримет решительных мер по подавлению участников заговора. Такое решение несколько отсрочит развязку, но не предотвратит ее . Запад будет принимать всё новые и новые санкции. Экономическая ситуация под руководством либерального крыла правительства будет продолжать ухудшаться.

Неготовность президента дать решительный военный ответ на вооруженные провокации Киева в Крыму будет еще больше подтачивать его авторитет в силовых структурах. И если верхушка силовиков продолжит сохранять лояльность президенту, то на низшем и среднем уровне силовых структур эта лояльность перестанет существовать. Рядовые военнослужащие откажутся активно бороться с протестующими. После этого контроль над крупными городами начнет переходить в руки оппозиции. Всё большее число лиц из ближайшего окружения президента начинает вести двойную игру. Подавление оппозиции силой на этом этапе будет уже невозможно. Президенту придется подать в отставку и назначить досрочные выборы. Таким образом, либеральный реванш осуществится в виде «оранжевой революции ».

После смены власти в Кремле решение проблемы Крыма займет какое-то время, но к 2025 году он будет возвращен Украине в форме автономной республики, которая в перспективе опять потеряет свой статус . Это будет сопровождаться массовым бегством из Крыма русского населения и захватом их собственности проукраинскими элементами. Черноморский флот также будет вынужден покинуть Крым. Все это будет серьезным бременем для российской экономики. Количество беженцев превысит 3 млн. человек. Потребуется строительство новой портовой инфраструктуры и жилья для военнослужащих. Делаться это будет крайне медленно из-за сокращения военного бюджета и в чём-то напоминать вывод советских войск из Германии при Горбачеве.

Экономика России, согласно этому сценарию, фактически не вырастет, так как экономический рост в первые два года сменится стагнацией, а затем и падением . Соответственно ВВП по ППС останется примерно на уровне 2016 года – 3,862 трлн. долл. При этом Россия опустится с шестого на восьмое место в рейтинге крупнейших экономик мира. Инфляция будет составлять порядка 10%. Национальный доход на душу населения по ППС в абсолютных цифрах снизится незначительно, однако относительно других стран существенно. По этому параметру Россия опустится с 77-ого на 84 место в международном рейтинге. В связи с дальнейшей коммерциализацией образования еще больше упадет качество человеческого капитала. Внутри страны установится диктатура либералов. Они резко сократят вооруженные силы и Росгвардию, зато существенно увеличат количество частных охранных структур, которые будут подавлять народные выступления против всё более жесткой экономической политики.

После решения «крымского вопроса» Запад отменит большую часть экономических санкций, но наложит на Россию контрибуцию для «компенсации потерь», вызванных «российской аннексией Крыма» и войной на Донбассе . Эта контрибуция будет исчисляться десятками миллиардов долларов и будет включать как прямые финансовые дотации в украинский бюджет, так и поставки российского газа и нефти по заниженным ценам, а также свободный доступ украинской продукции на российский рынок.

В то время как олигархические структуры РФ смогут компенсировать свои убытки путем повышения цен и тарифов , российский средний и мелкий бизнес окажется в тяжелом положении, поскольку снизится покупательный спрос населения, возрастут тарифы, акцизы и другие поборы с предпринимателей, а российский рынок будет вновь завален дешевой украинской продукцией и товарами из ЕС, контрсанкции против которого будут отменены.

Произойдет серьезное сокращение производства в ОПК в связи с резким уменьшением оборонных расходов. Соответственно, остановятся и промышленные цепочки, снабжающие этот сектор экономики, примерно так же, как это было в 90-е годы . Большое число беженцев с Донбасса и из Крыма продолжит оставаться серьезным бременем для государственного бюджета. Соответственно, экономика РФ не только не сможет восстановиться, но и продолжит падение темпами 1% в год. Инфляция останется на уровне 10% в год, а в потребительском секторе еще выше. Уровень жизни людей продолжит снижаться.

В то же время отмена западных санкций будет носить кратковременный характе р. Не пройдет и года после решения крымского вопроса, как Вашингтон и Брюссель выдвинут условия касательно Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии, угрожая новыми санкциями. Приднестровье падет первым. К 2030 году либеральное правительство РФ согласится на вывод оттуда российского миротворческого контингента. С украинской стороны будет введена жесткая блокада республики. Запад будет требовать введения в республику миротворческих сил ООН. При голосовании этой резолюции в Совете Безопасности ООН российская делегация воздержится по ливийскому варианту.

Костяк миротворческих сил ООН в Приднестровье составят войска стран-членов НАТО . Столкнувшись с непреодолимой силой, ПМР капитулирует без боя. Войска ООН обеспечат выезд руководства ПМР, но руководители среднего и младшего звена этого сделать не смогут и подвергнутся репрессиям со стороны официального Кишинева. Молдавские националисты начнут массовую зачистку территории Приднестровья от «пророссийских элементов». Русские будут изгоняться со всех постов в системе госуправления, образования, правоохранительных органов. Их бизнес будет изыматься в пользу новой молдавской номенклатуры. Любое сопротивление будет жестко подавляться. Количество русских беженцев из Приднестровья составит порядка 200 тыс. человек в добавление к 4 млн. беженцев из Донбасса и Крыма.

Еще более критической окажется ситуация в Южной Осетии и Абхазии. Запад предъявит Москве ультиматум об отзыве признания независимости этих республик и выводе оттуда российских войск. Против этого выступит прежде всего Северная Осетия, но также Адыгея, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкессия. Москва будет разрываться между позицией своих регионов и угрозой западных санкций. Однако после недолгих колебаний интересы прозападной олигархической верхушки в Москве возьмут верх. Без консультаций с Северной и Южной Осетией российские войска покинут регион. Они также будут выведены из Абхазии. Однако попытка Грузии ввести в Южную Осетию и Абхазию свои войска натолкнется на вооруженное сопротивление местного населения. Северная Осетия окажет своим соплеменникам военную помощь и фактически выйдет из-под контроля Москвы. Помощь абхазам окажут и адыгские народы Северного Кавказа. Война с Грузией приобретет трансграничный характер.

Запад под угрозой новых санкций будет требовать от Москвы навести порядок на границе с Абхазией и Южной Осетией. Попытка Москвы осуществить этот план приведет к военным столкновениям между российскими войсками и кавказскими добровольцами. Причем российские военные не будут проявлять особого энтузиазма в этой войне. Из российских воинских частей на Кавказе начнется массовое дезертирство, которое будет поощряться властями кавказских республик в том числе путем подкупа и переманивания в добровольческие вооруженные формирования. Такое поведение военнослужащих получит поддержку российского общества, так как война Южной Осетии и Абхазии с Грузией будет восприниматься как справедливая. Одновременно власти и население кавказских республик начнут саботировать поставки продовольствия и ГСМ российским войскам на границе. Этот саботаж будет постепенно эволюционировать в полномасштабную партизанскую войну.

Дестабилизацией ситуации на Кавказе воспользуются сепаратистские силы кавказских республик, которые начнут создавать свои частные армии и требовать независимости от Москвы. Ситуация на Кавказе будет чем-то напоминать период начала 90-х годов прошлого века . Деморализованная армия РФ будет не в состоянии навести порядок в регионе. Более того, силовые действия Москвы против кавказских сепаратистов неожиданно встретят противодействие со стороны Запада, который заявит о праве этих народов самим определять свою судьбу. Вашингтон и Брюссель начнут убеждать либеральное правительство в Москве предоставить этим республикам независимость, задействовав старый тезис о том, что они являются «обузой для российской экономики». К тому моменту самозваные лидеры Северной Осетии, Ингушетии, Дагестана и Чечни провозгласят независимость. В республиках возникнет двоевластие. Кавказские сепаратисты получат политическую и материальную поддержку Запада. Им в помощь хлынут вооруженные боевики с Украины.

Между тем налаженный механизм управления выборами через «Единую Россию» не позволит гражданам страны обеспечить смену власти демократическим путем. Все оппозиционные партии патриотической ориентации окажутся под сильным прессингом. Они будут лишены финансовой и ресурсной поддержки, им будут чиниться различные административные препятствия. Против наиболее популярных лидеров будут возбуждаться уголовные дела, а порой осуществляться прямое запугивание, как на нынешней Украине.

Поэтому на выборах 2030 года вновь уверенно «победит» прозападный кандидат. К 2035 году российская экономика упадет примерно на 15% по сравнению с 2025 годом. ВВП по ППС составит примерно 3,28 трлн. долл. Россия опустится на десятое место в рейтинге крупнейших экономик мира. Инфляции будет находиться на уровне 10–12% в год. При этом количество населения принципиально не изменится, оно стабилизируется на уровне 2025 года, а отделение Крыма будет «компенсировано» большим количеством беженцев оттуда, а также из Донбасса и Приднестровья . Но национальный доход на душу населения упадет существенно, примерно на 20%, и в расчете по ППС составит $18 032 долл. на человека. По этому показателю Россия уже не войдет даже в первую сотню государств мира. А уровень жизни граждан будет сопоставим с нынешним украинским.

Через два-три года после зачистки Приднестровья Молдавия вступит в НАТО. За ней последует Украина . Россия утратит привлекательность для партнеров по ЕвраЗЭС. В Белоруссии и Казахстане произойдет смена первых лиц. В условиях либерального реванша в России к власти в этих странах также придут прозападные лидеры. Они заявят о своей ориентации на ЕС и НАТО. Начнется постепенный демонтаж ЕвраЗЭС. Экономическое влияние РФ на постсоветском пространстве существенно упадет. Белоруссия, Молдова, Закавказье и страны Центральной Азии через Восточное партнерство и договоры об ассоциации с ЕС будут все больше втягиваться в экономические отношения с Западом.

Белоруссия к тому моменту выйдет из ОДКБ и заявит о своем военном нейтралитете. При этом официальной целью республики будет объявлено вступление в НАТО и Евросоюз. Грузия получит статус страны-кандидата в члены НАТО, а Азербайджан заявит о намерении присоединиться к альянсу в среднесрочной перспективе. Армения также выйдет из ОДКБ, но сохранит, соглашение о взаимопомощи с Россией. В то же время ей придется постепенно переориентироваться на НАТО, и в этом контексте встанет болезненный вопрос об урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта на условиях Азербайджана.

Китай и Иран, осознав беспомощность России и ее ориентацию на Запад, будут все больше дистанцироваться от Москвы, прекратят поддерживать ее политически в ООН и на других международных форумах. В экономическом плане Китай и Иран будут совершенно беспардонно продавливать свои интересы в Центральной Азии и Закавказье, уже не считаясь с интересами Москвы. Одновременно они начнут переманивать к себе наиболее талантливых российских ученых и инженеров ОПК с целью воспользоваться их услугами для укрепления собственных сил сдерживания перед лицом западной агрессии.

К 2035 году ЕвраЗЭС и ОДКБ перестанет существовать . Белоруссия, Грузия и Азербайджан вступят в НАТО. Положение Армении ухудшится настолько, что она будет вынуждена вернуть Нагорный Карабах Азербайджану и подать заявку на вступление в НАТО. Российская база будет выведена с территории Армении, а договор о взаимопомощи досрочно денонсирован. Пришедшие к власти в Казахстане казахские националисты воспользуются ситуацией и начнут силовое выдавливание оставшегося русского населения. Таким способом они смогут на какое-то время обеспечить стабилизацию политической ситуации в условиях резкого ухудшения экономического положения страны. Перераспределяя среди своих сторонников захваченную у русских собственность, они смогут на несколько лет обеспечить себе политическую базу поддержки. С учетом Донбасса, Крыма, Приднестровья и республик Северного Кавказа общее количество русских беженцев в РФ составит около 10 млн. человек.

Третье десятилетие 21-ого века станет последними годами существования России в том виде, как мы ее сегодня знаем . Нарастающая экономическая разруха на Северном Кавказе будет побуждать жителей кавказских республик совершать вооруженные набеги на соседние регионы с преимущественно русским населением. Под ударом окажутся Ставропольский и Краснодарский край, а также Ростовская область. Неспособность властей РФ прекратить такие набеги приведет к вооружению граждан и организации отрядов самообороны и самостийных органов власти, неподконтрольных Москве. В национальных автономиях РФ за пределами Кавказа усилится сепаратизм.

В этих условиях наиболее разумные люди из числа либерального руководства России начнут настаивать на введении чрезвычайного положения, резкого увеличения расходов на армию и другие силовые структуры, а также жесткого подавления проявлений сепаратизма . Однако они натолкнутся на жесткое противодействие олигархических кругов, связанных с Западом, и самого Запад а. Брюссель и Вашингтон пригрозят введением санкций против олигархов, которые недостаточно активно препятствуют введению чрезвычайного положения и увеличению оборонных расходов. Против этого плана также истерично выступят все либеральные СМИ. В итоге план введения чрезвычайного положения одобрен не будет, ассигнования на вооруженные силы увеличатся незначительно и дестабилизация страны продолжит углубляться.

В конце концов либеральное правительство в Москве посчитает, что предоставление независимости республикам Северного Кавказа – меньшее из зол . К 2040 году все эти республики получат независимость. Русского населения там фактически не останется, за исключением стариков, которым просто некуда будет ехать. Однако стабилизировать обстановку таким путем не удастся. На Северном Кавказе будет идти война всех против всех. Регион превратится в подобие нынешней Ливии. Там обоснуются исламские террористические организации, которые при поддержке Запада начнут перманентную диверсионно-террористическую войну против соседних российских регионов. Эмиссары этих организаций устремятся вглубь России, на территорию мусульманских республик, где также развернут подпольную террористическую войну.

Между тем, вдохновленные примером Северного Кавказа, элиты других автономных республик также потребуют независимости. Начнется новый парад суверенитетов . На первом этапе независимость провозгласят Татарстан, Башкирия, республика Тыва и Якутия. Либеральное правительство в Москве окажется парализованным. Согласиться на признание независимости этих территорий оно никак не сможет, но и применить силовые методы для подавления сепаратизма также не сможет. Во-первых, потому что будет опасаться новых санкций Запада, а во-вторых потому, что не будет уверено в способности и готовности армии и внутренних войск такой порядок навести. Начнется перетягивание каната между центром и республиками, как это имело место в последние годы правление Горбачева.

Между тем местные сепаратисты начнут переподчинять себе все республиканские органы власти, устанавливать свои порядки и игнорировать приказы и распоряжения Москвы. В Татарстане и Башкирии эта ситуация приведет к вооруженному межэтническому конфликту, так как проживающее в республике русское население не захочет отделяться от России и возьмется за оружие. А Якутия и Тува в течении года-двух фактически выйдут из подчинения Москве и обретут независимость де-факто. К этому добавится и ситуация в Калининградской области, где подпитываемая Западом «пятая колонна» организует местный майдан с требованием отсоединения от России и вступления в ЕС. На помощь этому майдану придут боевики из соседних Литвы и Польши, которые начнут действия по силовому захвату власти. Попытка расквартированных в Калининграде российских войск противостоять этому натолкнется на угрозу НАТО применить силу для «защиты гражданского населения».

К тому моменту вооруженные силы России будут находится в довольно плачевном состоянии, и им будет нечего противопоставить натовскому ультиматуму. Калининградская область провозгласит независимость, вступит в ЕС, а затем будет поделена между Польшей, Литвой и Германией. Большая часть русского населения области будет насильно выселена, а другая часть ассимилирована.

Япония, увидев слабость России, начнет готовить почву для аннексии Курильских островов и Сахалина. Усилятся территориальные претензии со стороны Финляндии, Норвегии и государств Прибалтики. Финляндия выдвинет претензии на Карелию и Выборг, Норвегия – на Мурманскую область, Латвия – на Псковскую область, Эстония на часть Ленинградской области, Украина – на Ростовскую область и Кубань, Казахстан – на Оренбургскую и Астраханскую области, Китай – на Дальневосточные районы РФ, США – на Камчатку, Чукотку и Якутию.

К 2050 году РФ будет представлять собой лоскутное одеяло – страну, «разорванную в клочья». Она потеряет примерно половину своей нынешней территории. Независимость провозгласят все автономные республики и часть областей. На территории ряда из них будет идти гражданская война. Прогнозировать уровни падения экономики и жизни людей для такой ситуации не имеет смысла. Это будет национальная катастрофа, сопоставимая с событиями 1918–1920 годов. Только на этот раз объединенный Запад не позволит России вновь подняться, все его силы будут брошены на добивание поверженного геополитического противника.

Часть территории России будет оккупирована соседними государствами . Некоторые районы будут контролироваться миротворческими силами ООН или НАТО. Российское ядерное оружие перейдет под международный контроль и будет постепенно демонтироваться. Власть правительства в Москве не будет простираться далее центрального экономического района. Развал российской государственности примет необратимый характер. Страна будет доживать последние годы своей жизни.

Наиболее печальная участь в этом сценарии ожидает русский народ. Если различные автономные образования на территории РФ смогут сохранить свою национальную государственность (Запад не будет этому препятствовать), то русские территории будут расчленены. Часть из них перейдет под контроль различных национальных образований, где русские окажутся в положении людей второго сорта, как это имеет место в нынешней Прибалтике или на Украине. Со временем это русское население будет частично ассимилировано, а частично уничтожено или выселено . В собственно русских регионах будут действовать администрации, контролируемы международными структурами, как это имеет место, например, в нынешней Боснии и Герцеговине.

Значительная часть русского населения будет принудительно переселена в районы Крайнего севера, где оно будет использоваться в качестве дешевой рабочей силы для добычи полезных ископаемых и обслуживания инфраструктуры по поставке сырьевых ресурсов на Запад и на территорию прозападных клиентских государств постсоветского пространства. Оккупационные администрации будут проводить политику по депопуляции русских регионов путем контроля над рождаемостью, спаивания и наркотизации населения, поставками генно-модифицированного продовольствия, выращенного на западных агропромышленных фермах, поощрением замещающей миграции из Китая и стран Центральной Азии. К концу 21 века Россия перестанет существовать, а ее территория будет представлять собой совершенно новый конгломерат народов и государств, подконтрольных западной цивилизации и обслуживающих ее.

В конце октября на сайте Stratfor, частной разведовательно-аналитической компании, была опубликована , посвященная этапам развития России и анализу ситуации, исходя из позиции этого «теневого ЦРУ». Статья показывает западное восприятие некоторых периодов истории России и интересна своим окончательном выводом на основе модели, с помощью которой специалисты компании основывают свои прогнозы, а также отношением к периоду «тучных лет» при президентстве В.В.Путина, которое, вопреки ожиданиям, в статье допускается как позитивное.

Редакция сайта видит уязвимость некоторых представлений в публикуемой статье, но считает, что и это является ценной информацией, позволяющей укреплять собственные аналитические модели.

Перевод: эксперт Центра Сулакшина Шишкина Наталия Игоревна.

РОССИЯ БЕРЕТСЯ ЗА СТАРОЕ

Почти десять лет назад Stratfor опубликовал серию статей об историческом цикле взлетов и падений России. В то время было очевидно, что Россия находится на вершине своего взлёта, возрождаясь как стабильная и здоровая держава. Сегодня страна стремительно переходит к следующей, менее приятной стадии развития. Стратегия, которая оживила страну, становится менее эффективной, заставляя Россию и её лидеров действовать более агрессивно внутри страны и за рубежом. Хотя Россия сохраняет самоуверенность, действовать с позиции силы она больше не может. Страна может поддерживать некую видимость силы годами, но её уязвимость в конце концов станет явной, заставляя её быстрее перейти к следующей стадии цикла.

РОЛЬ ГЕОГРАФИИ В ИСТОРИИ РОССИИ

Почти восемь веков Россия находится в замкнутом кругу: восстает из хаоса, возвращается как региональная и иногда даже глобальная сверхдержава, становится более агрессивной по мере развала системы, а затем вновь переживает крах перед тем, как снова возродиться. Этот цикл развития связан не столько с политическим выбором, сколько с географическими ограничениями.

С географической точки зрения, Россия занимает по существу слабую позицию. Это самая большая страна в мире, территория которой включает в себя 13 часовых поясов (которые объединены сейчас в 4 мегапояса). В то же время, 75% территории страны практически непригодны для заселения. Холодная «тундра», которая превращается в болото летом, что крайне затрудняет торговлю на внутреннем рынке. Морская торговля также трудна для России, так как единственный незамерзающий порт на Черном море окружен её конкурентами, включая Турцию. Страна с трудом развивает экономику. Кроме того, российский хартленд, который начинается у Санкт-Петербурга и проходит к югу через Москву в Волжский регион, расположен на ряде равнин, что делает его особенно уязвимым со всех сторон. Этот факт заставлял Россию искать способы расширить свои границы и влияние за пределы страны, чтобы создать буферную зону между своим хартлендом и региональными соперниками.

Екатерина Великая это сформулировала известным изречением: «У меня нет другого способа защиты своих границ, кроме их расширения». Наиболее долговечный и устойчивый пример такого расширения можно было наблюдать в советский период, когда российский хартленд был защищен Сибирью, 14-ю другими советскими республиками и семью странами Восточного блока.

Расширение российского влияния всегда оборачивалось бесконечными финансовыми, военными, политическими и социальными потерями. В течение советского периода Москва смогла централизованно контролировать всю советскую территорию с помощью субсидирования большей части экономик советских республик с одновременным контролем их разнообразных народов. Более того, советский ВВП достиг половины ВВП США, при том, что обе страны имели одинаковую численность населения. В последнее десятилетие существования СССР западная разведка подсчитала, что половина советского промышленного производства пошла на укрепление военной силы, что привело к тяжелому дефициту промышленных товаров. Это и есть российская дилемма: Россия должна расширяться, чтобы выжить, но это расширение неустойчиво и исторически всегда приводит к краху.

ЗАМКНУТЫЙ КРУГ

Цикл развития России можно разделить примерно на три этапа: крах, восстановление и слабость. Этот цикл начинается с катализатора, который заставляет правительство разрушать и переделывать социальный порядок, что приводит к краху социальной и политической системы. Исторически этот этап может принимать различные формы. В 13 веке это было татаро-монгольское нашествие; в 17 веке Смутное время; в 20 веке русская революция, падение СССР и финансовый кризис 1998 года.

После стадии краха начинается следующая стадия развития России: восстановление. Обычно система власти, которая правит во время кризиса, видоизменяется в нечто новое - чаще всего в систему, ведомую сильной личностью. Лидер старается создать стабильную систему, в рамках которой Россия может укрепиться и укрепить свои границы. Появление лидера также благоприятствует появлению национальной идентичности, что помогает русским и другим народам объединиться под знаменем патриотизма. В качестве примеров можно привести Ивана III, который победил Монгольское иго и объединил Россию; первого царя династии Романовых, Михаила I, который вывел Россию из состояния гражданских войн XVI века; «Великие» Петр и Екатерина, которые превратили Россию в глобальную империю; Владимир Ленин, превративший Россию в Советский Союз; и, возможно, Владимир Путин, руководство которого сопровождалось процветанием страны после распада СССР. Тем не менее, ни один из них не был способен преодолеть российский географический вызов.

Все выбирали такую модель, которая была нацелена на укрепление хартленда с одновременным расширением российского влияния, что практически гарантировало разрушение выстраиваемой системы. Когда неизбежно начинали возникать очаги напряжения - по политическим ли, социальным причинам, в связи с состоянием безопасности или экономики - Москва старалась усилить свою хватку и действовать более агрессивно внутри страны и за её пределами.

Лидеры, которые некогда представали как спасители России, или сменяются новыми, или превратились в более авторитарного (и часто жесткого) правителя, который подавляет несогласие и агрессивно защищает российские границы и приграничье. Это этап слабости. Лидеры этого этапа лишены стабильности их предшественников и времени для консолидации и нациестроительства, что приводит к неразумной политике.

Жестокие лидеры обычно появляются в рушащихся системах. Наиболее известным лидером этапа слабости был советский лидер Иосиф Сталин. Подобным же образом, как засухи и голод последовали после правления Ивана III и его преемника, Иван IV - он же «Грозный» - сурово запретил свободу передвижения и бросился в серию войн против Речи Посполитой, что в итоге привело к гражданской войне после его смерти.
На протяжении всей истории, внутреннее и внешнее давление сначала приводят к политическому, экономическому, социальному и дипломатическому застою, после чего разрушение системы приводит к окончательной трансформации. Временами такая трансформация является только политической, как смена сталинских времен хрущевскими. В другие моменты истории вся система целиком оказывается в хаосе, как это было при падении Российской Империи или СССР. И после цикл начинается вновь.

РОССИЙСКИЙ ЦИКЛ: ПУТИНСКАЯ ВЕРСИЯ

Пришествие к власти и сохранение ее за собой длительное время Путиным и его правительством вписывается в российский исторический цикл. После краха СССР Россия потеряла прямой контроль над своим приграничьем. Страна оказалась в хаосе. Попытки перейти к рыночной экономике, известные как шоковая терапия, привели лишь к радикальной приватизации и власти олигархата - что в результате привело к сокращению ВВП на 40% и глубокому финансовому кризису 1998 года. Политический пейзаж был не лучше. Власть состояла из десятков разных партий с крайне различными повестками, которые пытались договориться о новой политической системе. Состояние служб безопасности и армии стало ещё хуже из-за президента Борису Ельцину. Российские люди увязли в поисках новой идентичности для объединения по типу Советского Союза. Сепаратистские волнения наблюдались во многих регионах России по мере развития событий жестокой войны между Москвой и её Северокавказскими республиками, в частности, Чечней.

Питерский бюрократ В.Путин был назначен Ельциным на пост главы КГБ, федерального бюро безопасности, в 1998 году. Разведывательное агентство должно было сдержать хаос. Ельцин пришел к выводу, что Путин, чужой для Москвы, не будет способен оспорить его власть. Но Путин и верные ему люди из Санкт-Петербурга (многие из них - бывшие агенты КГБ) решительно действовали в борьбе с многими проблемами, с которыми столкнулась Россия, и уже к следующему году Путин стал премьер-министром. Сразу после вступления в должность он продолжил укреплять и восстанавливать службы безопасности и военные силы. Он выдвинул ультиматум российским регионам с требованием оказать политическую и финансовую поддержку России и остановить сепаратистские настроения. Эффективность управления Путина убедила многих из московской элиты поддерживать его, и в конце концов он вытеснил Ельцина с поста Президента.

К тому времени, Путин имел имидж великого реформатора, укрепляющего страну экономически, политически и в социальной сфере. Он расправился с олигархами, захватил стратегические активы для государства, такие как крайне желанный для государства энергетический сектор. Он задал направление политическому процессу, поддержав подконтрольную ему единственную партию и выстроив систему оппозиционных партий, которыми он мог управлять. Он приструнил непослушный Северный Кавказ, разделив военизированные формирования и вынудив власть Чечни стать ему преданной, что помогло в завершении Второй Чеченской войны. Что, вероятно, ещё более важно - он заключил общественное соглашение с российским народом о стабилизации и обеспечении благополучия страны.

Удача тоже сыграла свою роль. Мировые цены на энергоносители начали резко расти в 2004 и потребление природного газа в Европе также стремительно возросло, как только Россия поддержала энергетическую промышленность после развала СССР. Прилив финансов вызвал десятикратный рост российского ВВП с 2000 по 2009 годы. Российский уровень жизни улучшился четырехкратно, и реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 160%. Наполовину снизился уровень безработицы и бедности. Но по мере увеличения доходов возрастали и военные расходы: за время президентства Путина военные расходы выросли почти в пять раз.

В основном благодаря лидерству Путина российская экономика и финансовая состоятельность были относительно стабильны. Это позволило Москве заострить своё внимание на приграничье, а именно на задаче дать отпор тому, что Россия понимала как длительное иностранное вторжение, последовавшее за развалом СССР. НАТО и ЕС расширили свое влияние в некоторых странах, ранее входивших в страны Варшавского договора и Советский Союз, предложив им договоры о членстве или ассоциации. А после 11 сентября, когда США сконцентрировались на войне в Афганистане и Ираке, у Москвы появилась возможность усилить свою деятельность по противодействию тому, что она считала иностранной экспансией у своих границ.

Россия создала свои собственные союзы безопасности в противовес НАТО, начав с ОДКБ в 2002 году. Москва также стала использовать свои энергоресурсы как инструмент манипуляции союзами вокруг своих границ. Россия организовала серию перебоев в поставках газа для Европы с целью гарантировать невступление Украины и Грузии в НАТО. Затем Россия вторглась в Грузию в 2008 году, и НАТО не вступилось за Грузию. В 2010 Москва оказала давление на Украину, что позволило прийти к власти более лояльному к России Президенту. С 2010 по 2015 годы Россия расширяла Экономический союз с Казахстаном и Беларусью, включив в него Армению и Кыргызстан.
Запад представлял Путина бандитом, а Россию - агрессором, но русские люди высоко ценили человека, который помог их стране вновь стать региональной и даже мировой державой. Путин выполнил свою часть общественного договора с народом и в ответ люди полюбили его.

ПРИЗНАКИ СЛАБОСТИ, ПРЕДВЕЩАЮЩИЕ ПЕРЕХОД К СЛЕДУЮЩЕЙ СТАДИИ

Несмотря на популярность Путина, его режим начал ослабевать, возросли угрозы российской стабильности и положению на мировой арене. Видимо, цикл развития не был прерван. В 2014 году внешнеполитическое влияние России подверглось серии ударов. Во-первых, лояльное к Москве украинское правительство было свергнуто, что привело к укреплению прозападного правительства в Киеве. Москва попыталась настроить страну против того, что она посчитала переворотом, организованным Западом, но эти попытки лишь показали ограниченность российского влияния. Теперь Россия может оказывать крайне небольшое влияние на отколовшейся территории восточной Украины, удерживаемой пророссийскими мятежниками.

Российская политика на востоке Украины объединила Европейский Союз и Соединенные Штаты при введении экономических санкций против страны и некоторых её граждан. В то же время упали цены на нефть, с трехзначных значений за баррель в середине 2014 года до менее чем 40 долларов за баррель сегодня. Комбинация низких цен на нефть и конфликта с Западом привела к сокращению иностранных инвестиций в Россию на 50% в 2014 году. К 2015 году иностранные инвестиции упали практически до нуля. Курс российского рубля упал в цене на 40% в 2014 году и продолжал колебаться весь следующий год, капитал начал утекать из страны в размере 160 млрд долларов в 2014 году и ещё 85 миллиардов долларов в 2015 году.

Все тяжести экономического кризиса легли прежде всего на российский народ. С падением курса валюты четверть россиян потеряла в заработных платах, а ещё 15% в то же время потеряли работу. Средняя месячная зарплата упала ниже 450 долларов, что стало меньше чем в Китае, Румынии и Сербии. В целом, в этом году россияне тратили половину своей зарплаты на еду. И более половины россиян убеждены, что их экономическое положение несколько ближайших лет только ухудшится.

Текущий кризис в России отличается от кризиса 2008–2009 годов, который был частью глобального финансового кризиса. Более того, этот кризис сопровождается проблемами внешней политики с Украиной и противостоянием с Западом. Сейчас Россия находится в международной изоляции. Кремль время от времени последние два года добивался народной поддержки, с помощью «аннексии» Крыма и вторжения в Сирию наперекор желаниям Запада, но это были лишь сиюминутные всплески патриотизма.

В то же время, экономический и внешнеполитический кризис начал тяготить правительство Путина, заставляя российского лидера быть более авторитарным, что и предполагает цикл развития. Даже Иван Грозный начинал как популярный правитель, продолжая курс своего деда по превращению средневековой региональной страны в перспективную империю. Иван IV не был жестоким лидером, каким его помнят сейчас, до того момента, как России начал грозить голод и проигрыши в войнах. Путина может ждать та же судьба. Он столкнулся с той же дилеммой и вскоре должен будет принимать тяжелые решения по поводу того, как сохранить влияние и стабильность и защитить российские границы.

По мере того, как иссякают источники средств, политическая, военная и бизнес элита, из которой состоит нынешнее российское правительство, цепляется за активы и власть. Прежде Путин был способен управлять подобными захватами власти, но в последние два года элита начала сопротивляться, что привело к потере власти некоторых крайне влиятельных людей в стране. Будучи в крайней степени обеспокоенным возможностью восстания против него со стороны этих людей Путин окружил себя лояльными людьми, у которых нет собственного влияния. Всё больше теряя уверенность в преданности военных и служб безопасности российский лидер создал свое собственное военное подразделение, Национальную Гвардию, состоящую из 400 тысяч человек, прямо подчиняющихся ему. Путин был способен управлять Россией стальной хваткой 16 лет потому, что его правительство было популярно, но это уходит в прошлое.

За последние два года поддержка правительства упала с 66 до 26%, а личный рейтинг Путина с 88 до 74 пунктов. Во время последних парламентских выборов в сентябре явка избирателей была самой низкой за всё время после развала СССР, что показывает кризис доверия к выборам и правительству. Во время этих выборов у Путина было достаточно возможностей подтасовать результат таким образом, чтобы его партия, Единая Россия, получила конституционное большинство, так что теперь он сможет провести жесткие и непопулярные законопроекты, необходимые для удержания власти. Под влиянием крайне авторитарного лидера правительство приняло ряд драконовских законов для подавления любого несогласия российского народа, способного вызвать нестабильность.

Эти внутренние вызовы появляются одновременно с возрастанием давления на российские границы. Российская интервенция в Украину застыла на уровне замороженного или вялотекущего конфликта. Запад сохраняет санкционный режим по отношению к России и даже обсуждае возможности его расширения в связи с вторжением России в Сирию. НАТО продолжает укреплять свои позиции вдоль российской периферии, а попытки Москвы усилить давление на Запад во время переговоров по Украине и Сирии в последние месяцы терпят неудачу. Россия может разжечь военные конфликты на разных фронтах ради уступок Запада, но это приведет только к увеличению рисков изоляции и растрат России аналогично тому, как было в период между Леонидом Брежневым и Михаилом Горбачевым.

Нельзя сказать, что Россия на грани развала, можно лишь сказать, что страна вступает в следующую фазу исторического цикла своего развития, на протяжении которой страна крайне уязвима и агрессивна. Поэтому Путин будет действовать с позиции выживания, а не силы. Какое-то время Россия, будучи в уязвимом состоянии, будет действовать наобум, но в конце концов колесо исторического цикла должно продолжить крутиться, начнется следующая фаза изменений.

Предсказание будущего сегодня является уделом ученых-футурологов. В основе их «пророчеств» стоят, как правило, сложнейший фундаментальный анализ и самые последние информационные технологии. Однако в большинстве случаев их «форсайты» (прогнозы) не сбываются.

С другой стороны - пророческая традиция испокон веков существовала среди подвижников Православия. Разумеется, святые отцы опирались не на фундаментальный анализ и новейшие достижения информатики, а только на Веру в Господа…

Преподобный Серафим Саровский, 1825-32 годы

«Перед концом времен Россия сольется в одно великое море с прочими землями и племенами славянскими, она составит одно море или тот громадный вселенский океан народный, о коем Господь Бог издревле изрек устами всех святых: “Грозное и непобедимое Царство Всероссийское, всеславянское – Гога и Магога, пред которым в трепете все народы будут”. И все это – все равно как дважды два четыре, и непременно, как Бог свят, издревле предрекший о нем и его грозном владычестве над землею. Соединенными силами России и других народов Константинополь и Иерусалим будут полонены. При разделе Турции она почти вся останется за Россией...»

Святитель Феофан Затворник, 1890-е годы

«Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших и покоряя ей народы! И, однако ж, зло растет. Ужели мы не образумимся?

Западом и наказывал и накажет нас Господь, а нам все в толк не берется. Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим, есть уши, но не слышим, и сердцем не разумеем… Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Если не опомнимся, пошлет на нас Господь иноземных учителей, чтобы привели нас в чувство… Выходит, что и мы на пути революции. Это не пустые слова, но дело, утверждаемое голосом Церкви. Ведайте, православные, что Бог поругаем не бывает».

Святой преподобный Серафим Вырицкий, начало XX-ого века

«Придет время, когда ни гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой - настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями. Гонения же будут принимать самый непредсказуемый и изощренный характер. Но спасение миру - от России».

Схииеромонах Аристоклий Афонский. 1917-18 годы

«Сейчас мы переживаем предантихристово время. Начался суд Божий над живыми и не останется ни одной страны на земле, ни одного человека, которого это не коснется. Началось с России, а потом дальше… А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения… Вся Россия сделается тюрьмой, и надо много умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейшие грехи, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией...

Конец будет через Китай. Какой-то необычный взрыв будет, и явится чудо Божие. И будет жизнь совсем другая на земле, но не на очень долго. Крест Христов засияет над всем миром, потому что возвеличится наша Родина и будет, как маяк во тьме для всех».

Епископ Иоанн Шанхайский, 1938 год

«Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору. Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари - к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!»

Преподобный Анатолий Оптинский, начало XX века

«Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. И все же не все погибнут. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо... Явлено будет великое чудо Божие... И все щепки и обломки, волею Божией и силой Его, соберутся и соединятся, и воссоздастся корабль во всей красе и пойдет своим путем, Богом предназначенным...»

Святитель Феофан Полтавский, 1930 год

«В России будет восстановлена монархия, самодержавная власть. Господь предызбрал будущего царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной, удалив всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место... Произойдет то, чего никто не ожидает. Россия воскреснет из мертвых, и весь мир удивится. Православие в ней возродится и восторжествует. Но того Православия, что прежде было, уже не будет. Самим Богом будет поставлен сильный царь на престоле».

Паисий Святогорец, афонский старец. 1990-е годы

«Помысел говорит мне, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что треть турок станет христианами, треть погибнет на войне и треть уйдет в Месопотамию… В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть в этой войне первенствующую роль, но ей отдадут Константинополь. Не потому, что русские будут благоговеть перед греками, но потому, что лучшего решения найти не удастся… Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан».

Иосиф, афонский старец, Ватопедский монастырь. 2001 год

«Сейчас начало событий, тяжелых военных событий… Дьявол понудит турок все-таки прийти сюда в Грецию и начать свои действия. А Греция хотя и имеет правительство, но как такового на самом деле его как бы и нет, потому что оно не имеет силы. И турки придут сюда. Это будет момент, когда Россия тоже двинет свои силы, чтобы отбросить турок. События будут развиваться так: когда Россия пойдет на помощь Греции, американцы и НАТО постараются воспрепятствовать этому, чтобы не было воссоединения, слияния двух православных народов... На территории бывшей Византийской империи будет большое побоище. Только погибших будет около 600 миллионов человек. Во всем этом будет активно участвовать и Ватикан, чтобы воспрепятствовать воссоединению и возрастанию роли Православия. Но это обернется полным уничтожением ватиканского влияния, до самого основания. Так повернется Промысл Божий... Будет попущение Божие, чтобы были уничтожены те, кто сеет соблазны: порнографию, наркоманию и т. п. И Господь так ослепит их умы, что они будут уничтожать друг друга с ненасытностью. Господь попустит это специально, чтобы провести большую чистку. Что касается того, кто управляет страной, он недолго будет, и то, что теперь творится, будет недолго, а потом сразу война. Но после этой большой чистки будет возрождение Православия не только в России, но и по всему миру, большой всплеск Православия».

Даже в самом грамотном анализе присутствует тенденциозность и склонность рационально экстраполировать известные параметры. Горбачев удивил экспертов, а возможно и себя самого, согласившись на сделку: почти на всем протяжении его кремлевского срока роспуск Советского Союза и его мирный характер оставались на дальнем конце размышлений и предположений. Даже сегодня ни в России, ни в бывших советских республиках, ни во внешнем мире нет общепризнанной точки зрения на то, почему это случилось.

Существует широко распространенное мнение о том, что когда Путин уйдет, его заменит аналогичная фигура, и что поэтому его система сохранится на все обозримое будущее — к худу ли, к добру ли. Из распада Советского Союза он и его окружение вынесли урок о том, что эксперименты опасны, и что в России власть зиждется на силе. Преобладающее в Кремле убеждение, которое разделяет значительная часть российского населения, состоит в следующем: все, что решается во внешнем мире без России, направлено против нее; остальных надо заставлять подчиняться устанавливаемым Кремлем правилам; смена режима — это нависшая над Россией предумышленная угроза, которую создает, как кажется россиянам, главный противник их страны Соединенные Штаты Америки.

Внешний мир может придерживаться кремлевского мнения о распаде Советского Союза: он рухнул из-за того, что его структуры не смогли выдержать начатых Горбачевым перемен. И он может отрицать подразумеваемое мнение о том, что СССР мог бы процветать без этих перемен. Как кажется Западу, у некоторых основополагающих причин этого распада имеются параллели в сегодняшней России: очень большая зависимость от экспорта полезных ископаемых, отсутствие целенаправленных инвестиций, чрезмерные военные расходы и национальные проблемы. А еще демография, здоровье населения и социальные проблемы. Но все это отнюдь не означает, что кто-то мог заранее и наверняка предугадать крах советской системы; как и сейчас вряд ли кто-нибудь в состоянии изложить четкую дорожную карту заката путинизма. Но на эти параллели стоит обратить внимание.

Авторы опубликованного в прошлом месяце доклада Королевского института международных отношений The Russian Challenge (Российский вызов) (я вхожу в их число) среди прочего рекомендовали Западу задуматься над последствиями смены руководства в России. Та политика, которую проводит Путин после возвращения в Кремль в мае 2012 года, существенно сузила возможности для конструктивного сотрудничества между Западом и Россией. Пока нет никаких признаков того, что он признает необходимость экономических реформ. Его заявления в прошлом месяце на Санкт-Петербургском форуме были основаны на спорном утверждении о том, что худшее для России — уже позади.

Неисправившаяся российская бюрократия в любом случае не сможет провести либеральную экономическую реформу, о чем заявил председатель Сбербанка, а в прошлом ключевой советник Путина Герман Греф. Путину нечего сказать о правовой реформе, не говоря уже о политических переменах. Но он может много говорить о необходимости защищать Россию (имея в виду себя и своих ближайших приспешников) от угрозы цветной революции (имея в виду народные демонстрации). Он пока еще не понял степень провала своих попыток навязать устойчивый результат для своих авантюр на Украине. Российский диктатор боится перемен.

Советский Союз распался по субъективным причинам, появившимся из-за ощущения того, что он заблудился, а не из-за объективных трудностей, с которыми он столкнулся. В этом плане есть параллели и в сегодняшней путинской России. А ведь Советский Союз был лучше организован, чем сегодняшняя Россия, он имел больше возможностей справиться с длительным периодом брежневского застоя. Мощные дозы внушаемого пропагандой патриотизма не смогут постоянно скрывать общее ощущение, существующее и в Москве тоже, что нынешних лидеров больше всего заботит сохранение собственной власти. Население в целом боится политических перемен, надеясь на то, что хорошие времена двух первых сроков Путина вернутся. Но откладываемая надежда не может сохраняться вечно. Неопределенность перспектив — это сама по себе губительная сила.

Мне кажется весьма спорным то предположение, о котором я говорил ранее — что когда Путин уйдет, его заменит такой же, как он, человек. Такое можно себе представить, если исходить из того, что он уйдет по собственному желанию и довольно скоро. Но такое вряд ли произойдет. В этом случае ему надо будет выбрать себе замену и сделать так, чтобы преемник защитил его. Такому преемнику также надо будет заручиться поддержкой сегодняшнего путинского окружения. Его (или теоретически ее) будут выбирать за сговорчивость и податливость, а не за достоинства и сильные стороны. Но даже в этом случае ему придется по-своему решать проблемы, если у него будет шанс стать признанным лидером страны. А это означает междоусобную борьбу, а со временем и перемены, даже в том случае, если Путин уйдет по состоянию здоровья.

Также нет никакой определенности на тот случай, если Путин умрет, находясь у власти. Многое будет зависеть от того, что произойдет в этот период. Конституция гласит, что власть на три месяца переходит в руки премьер-министра, после чего проводятся выборы нового президента. Если завтра Путин умрет, президентом будет Медведев. Назначенный Путиным будущий премьер-министр вряд ли будет независимым в своих мыслях и поступках — даже если это будет человек с собственным планом действий типа Кудрина, который нравится Западу. Он будет очень сильно ограничен в своих действиях, и его вряд ли будут поддерживать члены правящей клики.

Тот сценарий, в котором Путина свергает группа его нынешних сторонников, тоже кажется маловероятным. И трудно себе представить, каким образом он сможет принести стране преемственность и стабильность.

Поэтому не могут вызывать удивления опасения многих россиян по поводу того, что в случае ухода Путина наступят смутные времена.

Эндрю Вуд — научный сотрудник Королевского института международных отношений (Chatham House), бывший посол Британии в Белграде, а затем в Москве (середина 1995 — начало 2000 года).

Падение цен на нефть, совпавшее по времени с экономическим кризисом в России, заставило многих задуматься, что эпоха контрреформации, наступившая после прихода Владимира Путина на президентский пост, приближается к концу. У подобных ожиданий есть несколько оснований.

Первое из них - глубина кризиса, который стал самым серьезным для российской экономики со времен завершения глобальной рецессии семилетней давности. По итогам 2015 года спад ВВП составил 3,7%. Еще более высокими оказались темпы падения реальных располагаемых доходов населения (минус 4%), оборота розничной торговли (минус 9,5%) и реальных заработных плат (минус 10%). Экономический спад происходил на фоне двузначной инфляции (12,9%) и обвальной девальвации рубля, среднегодовой курс которого снизился с 44,5 USD/RUR в 2014 году до 64,6 USD/RUR в 2015-м. Результатом стал рост числа лиц, живущих за чертой бедности, на 3,1 млн человек - до 19,3 млн, что стало максимальным уровнем с 2006 года.

Столь сильный кризис не может не возыметь политических последствий. Это наглядно показал опыт кризиса 2009 года, который был не в пример мягче нынешнего: в тот год, несмотря на самый глубокий спад ВВП среди всех стран «Большой двадцатки» (минус 7,8%), реальные располагаемые доходы населения выросли на 3%. Финансовые ресурсы, накопленные в середине «нулевых» в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, позволили тогда властям относительно безболезненно пройти период кризиса.

Однако им не удалось избежать социальных протестов, которые в течение двух посткризисных лет прокатились по регионам. Крупнейшим из них стала оппозиционная акция 30 января 2010 года в Калининграде, на которую собралось 12 тысяч человек - 3% населения города. Эти протесты предвосхитили многотысячные акции оппозиции в Москве и Санкт-Петербурге 2011–2012 гг., триггером которых, впрочем, стали не социальные, а политические причины - фальсификации на думских и президентских выборах.

О приближении конца путинской эпохи также свидетельствует разворачивающийся бюджетный кризис, который пока что охватил преимущественно регионы. Если по итогам 2012 года совокупный дефицит бюджетов субъектов РФ составлял 221 млрд руб., то к концу 2013-го он вырос до 600 млрд руб., а еще год спустя - до 1863 млрд руб. Из-за падения нефтяных котировок бюджетный кризис вышел на федеральный уровень, вследствие чего и в прошлом году, и в нынешнем правительство было вынуждено прибегнуть к секвестру.

Однако секвестр - не самая эффективная мера для преодоления бюджетной разбалансировки. Стабилизировать государственные финансы можно лишь за счет кардинального пересмотра бюджетных приоритетов. В период между 2007 и 2014 годом исполненные расходы федеральной казны выросли с 6 до 14,8 трлн руб. Большая часть прироста пришлась на такие статьи расходов, как национальная экономика (с 730 млрд до 3,1 трлн руб.), национальная оборона (с 840 млрд до 2,5 трлн руб.) и национальная безопасность и правоохранительная деятельность (с 675 млрд до 2,1 трлн руб.).

Поскольку высокие расходы на армию, правоохранительные структуры и госкомпании являются предметом консенсуса среди представителей политической элиты, их урезание выглядит сегодня нереалистичным. Но здесь важно вспомнить опыт двух предыдущих бюджетных кризисов, которые приводили к серьезным политическим сдвигам. Так, бюджетно-долговой кризис времен поздней перестройки стал триггером слома социалистической системы, пусть даже в основе ее краха лежала ригидность институтов, сформированных на рубеже 1920-х и 1930-х годов.

В свою очередь, дефолт 1998 года в глазах уставших от нестабильности россиян оказался символом неэффективности демократических институтов, следствием чего стало их последовательное сворачивание в 2000-е годы. В этой связи с определенной долей уверенности можно прогнозировать, что надвигающийся бюджетный кризис рано или поздно приведет к снижению поддержки действующих властей, которые на протяжении последних 15 лет пожинали плоды роста благосостояния, достигнутого в результате реформ 1990-х.

Наконец, еще одним знаком, что приближается слом эпох, является вооруженный конфликт на Донбассе, который привел к вводу санкций в отношении РФ со стороны США и ЕС.

Войны в российской истории не единожды подытоживали собой периоды политических заморозков, будь то вторжение в Афганистан, произошедшее на излете брежневского «застоя», русско-японская война, увенчавшая собой контрреформы, начатые еще при Александре III, или Крымская война, в которую Россия втянулась на излете эры Николая I. Вполне вероятно, что такое же историческое значение получит и необъявленная российско-украинская война, унесшая жизни нескольких тысяч человек по обе линии фронта.

Даже если в ближайшее время конфликт на Донбассе будет полностью урегулирован, с России вряд ли будут сняты санкции. Причина тому - недоверие мировых лидеров к президенту Владимиру Путину, который зарекомендовал себя абсолютно непредсказуемым политиком, готовым не только поступаться международными нормами, но и начинать внешнеполитические операции без согласования с ключевыми зарубежными игроками, как это произошло в случае сирийской военной кампании.

Груз бюджетного и экономического кризиса, усиленный международными санкциями, которые оставили Россию в изоляции и лишили государственных и корпоративных заемщиков доступа к международным рынкам капитала, рано или поздно приведет к кардинальным политическим сдвигам, а потому либерализация станет неизбежной. Вопрос лишь в том, окажется ли путинская контрреформация последней в российской истории.

По своей сути, эпоха Путина - это политическая реакция, которая пришла на смену эпохе либеральных реформ горбачевской перестройки и десятилетия ельцинских преобразований. Точно так же в СССР на смену НЭПу пришла сталинская коллективизация и Великий террор, а на смену хрущевской оттепели - брежневский застой. Та же картина наблюдалась и в Российской империи, где вслед за реформами Александра I последовала политика аракчеевщины и мрачное тридцатилетие Николая I, а за преобразованиями Александра II - контрреформы Александра III. Сможет ли Россия вырваться из этой спирали на новом этапе реформ, будет зависеть от того, станет ли она консолидированной демократией после краха старого режима.

Окажется ли успешной новая попытка демократического транзита, будет зависеть от нескольких факторов. Во-первых, от того, насколько быстро состоится переход к экономическому росту. В 1990-е годы добиться его было достаточно сложно: экономика не могла выйти на траекторию устойчивого роста до тех пор, пока не был завершен переток рабочей силы из секторов, которые производили не востребованные в условиях рынка товары и услуги, в сектора, на продукцию которых существовал рыночный спрос. На это ушло целых восемь лет, из-за чего плодами преобразований воспользовались политики, для которых ценности демократии не играли первостепенной роли.

В современных условиях достичь экономического роста можно гораздо быстрее: строить рыночные институты с нуля уже не надо, нужно просто приватизировать госсектор.

Его непомерное разрастание и стало главной причиной торможения российской экономики, начавшегося еще до введения санкций США и ЕС. Добиться их отмены также важно для восстановления экономического роста, который будет невозможен без получения российскими компаниями доступа к международному рынку капитала.

Однако вопрос снятия санкций будет с неизбежностью включен в более широкий контекст - интеграции России в структуры западного мира. В условиях сегодняшней конфронтации такая интеграция кажется фантастикой, однако не более реалистично в 1941 году выглядел политический союз Германии и США. После Второй мировой войны такой союз оказался возможен - не в последнюю очередь благодаря начавшейся конфронтации между США и СССР, который сменил Германию в качестве главного антагониста Запада. Включение ФРГ в состав интеграционных структур, созданных США, потребовалось Западу, чтобы сдерживать советское влияние в Европе.

Примерно такую же роль для современной России может сыграть Китай, который после окончания путинской эры с неизбежностью станет главным противовесом США на международной арене, пусть даже сегодня руководство КНР стремится избежать какой-либо конфронтации с Западом. В будущем США и ЕС будет выгодно хотя бы частичное включение России в структуры западного мира: это позволит сдержать невоенную экспансию Китая в Азии и на постсоветском пространстве. А это, в свою очередь, будет склонять Запад к решению снять с России санкций.

Наконец, заключительная дилемма будущего поставторитарного перехода - вопрос отделения республик Северного Кавказа, лояльность которых Кремль пока сохраняет благодаря многомиллиардным субсидиям. Точно так же, как на рубеже 1980-х и 1990-х годов, будущий острый бюджетный кризис с неизбежностью приведет к сепаратизму национальных окраин. И здесь перед Россией вновь встанет развилка: либо согласиться на отделение этнически и культурно чуждых республик, либо попытаться силовым образом удержать их. Хочется верить, что будет избран первый вариант, - в противном случае будет сложно избежать третьей Чеченской войны, которая, как и первая и вторая кампании, погребет под собой еще не родившуюся российскую демократию.

В общем, нас ждут интересные годы, о которых затем напишут в учебниках истории.

 


Читайте:



Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Картошка со свининой - блюдо, которое любят практически все. Приготовить его можно множеством различных способов. Предлагаем некоторые из них.Как с...

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Публикуется согласно пожеланий телезрителей:))) Куча видео, открывать осторожней. Сразу говорю рецепты без пояснительных фото, ибо к такому...

Заправка для рассольника на зиму Рецепт рассольника классический с перловкой на зиму

Заправка для рассольника на зиму Рецепт рассольника классический с перловкой на зиму

На зиму является ярким представителем современной кулинарии. Эта заготовка выручает особо занятых хозяек, желающих потратить на готовку не более 15...

Параметры критической точки

Параметры критической точки

Жидкость, например вода, может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии, которые называют фазовыми состояниями вещества . В жидкостях...

feed-image RSS