Главная - Здоровье детей и взрослых
Д.И. Фонвизин "Недоросль": описание, герои, анализ произведения. Недоросль Ди фонвизин недоросль

Поместье Простаковых. Простакова ругает крепостного Тришку, так как тот неправильно пошил кафтан её сыночку Митрофану. Крепостной объясняет, что заранее предупреждал о том, что он не учился шитью. Господин Простаков, давно вошедший в послушание к своей супруге, присоединяется к жене и говорит, что кафтан некрасив. Так же высказывается и брат Простаковай – Скотинин.

В поместье живет девушка Софья. Она давным –давно потеряла отца и полгода как умерла ее мать. Простаковы приютили девушку, хотя не по своей любезности, а потому что София обладает довольно неплохим наследием. Из родственников у Софии остался дядя, но от него уже давно нет никаких известий и все подозревают, что он умер.

Господин Скотинин желает жениться на Софии, так как в ее деревнях порядочное количество свиней. София в неведении этого…

София получает письмо от дядьки, но так как необразованна, прочесть его не имеет возможности. Госпожа Простакова говорит, что дядюшка пишет письмо любовного характера, но содержание этого письма совсем другого характера. В этом письме написано, то наследие Софьи увеличится, так как дядя все свое состояние завещает ей. Простакова принимает решение женить на Софии своего сына.

Рядом с деревней Простаковых проходит путь солдат. Милон – офицер здоровается со своим знакомым Правдиным и пока находится в деревне, видит свою возлюбленную Софию, которую забрали из родной деревне и увезли в неизвестном направлении.

Начинается суматоха. София говорит Мирону, что ее хотят выдать замуж за сына госпожи. Скотинин говорит, что он первый которому посватали Софию, но узнает, что Простакова передумала. Митрофана ведут учиться к его учителям(Сидорыч, Панфутич), но учиться он отказывается. Мать обещает сыну скорую свадьбу если он возьмется за ум.

Заезжает господин Стародум. Он беседует с Правдиным, вспоминает об отце, и проникается воспоминаниями, насколько хороши были те времена. Дядя имеет желание забрать Софию с собой и таким образом спасти ее от семьи, в которой она сейчас прибывает, так как он был ранен и освобожден от службы и теперь имеет возможность заниматься племянницей.

Найдя Софию, он обещает, что скоро они покинут это поместье. Госпожа Простакова видит Стародума, которого ни разу не встречала до этого и всячески старается ему угодить, ввиду того что очень хочет поженить сына на богатой девушке.

Дядя говорит, что завтра же они с Софией поедут в Москву и там ее ожидает прекрасный достойный мужчина, чем очень огорчает племянницу, но как только замечает, что она расстроилась, объясняет, что выбор это лишь ее право и он не будет мешать, если у нее есть уже другой жених. Об этом узнают все в поместье и суматоха вновь набирает свои обороты. Простакова показывает Стародуму какой у нее прекрасный сын, и какой у него хороший учитель Адам Адамыч.

Но сына учат уже очень давно, но никаких новых умений ему обучение нескольких лет не дало, т.к Вральман мешает учебе. Госпожа все таки уговаривает сыночка поучиться, но как только Цыфиркин дает ему задачи, она вмешивается и объясняет, что арифметика Митрофану не нужна. Учитель заканчивает урок.

У митрофана начинается следующий урок. Кутейкин читает строки а Митрофан бездумно повторяет за ним. Вральман наблюдая за обучением объсняет Простаковой, что и без грамоты с арифметикой можно неплохо прожить и отпускает «молодое дарование» поиграть. Учителя очень расстроены и желают поквитаться с Вральманом. Но как только они приступают к открытым действиям, Вральман сбегает.

Стародум застает Софию за чтением книги о воспитании и заводит с ней беседу. Стародум получает письмо от дяди Милона, в котором тот предлагает женить их воспитанников, но, начиная разговор об этом с Софией, смущает ее. Правдин приводит Милона к дяде Софии и тот узнает, что мать Софии очень любила его, почти как родного сына. Стародум понимает, что Милон может стать прекрасным супругом для его племянницы. В то же время Милон упоминает Стародуму, что чувства у них с Софией взаимны, и дядя с радостью принимает решение о согласии на их брак.

Никто не подозревает, что сватовство уже прошло и поэтому все пытаются угодить приехавшему дядюшке. Скотинин рассказывает о том, как древен его род. Простакова показывает своего «ученого» сыночка. Но вскоре он отказывает всем, объясняя, что решение уже принято и не в их сторону и сообщает, что они с Софией покинут их поместье рано утром. Правдину вручают пакет, что в любом случае он получит в все владения, все что принадлежит Простаковым, если что то будет угрожать людям.

Софию тащат к карете жениться на Митрофане. Милон помогает ей освободиться. Павдин, видя эту картину обещает, что мать Митрофана ответит за свои действия в суде. Простакова раскаивается. Господин Правдин берет под свою опеку поместье.


Скотинин уезжает. Правдин распускает учителей Митрофана. Стародум понимает, что Вральман его бывший кучер, и вновь принимает его на эту должность. Митрофана решают отдать в армию, а его мать остается ни с чем.

Краткий пересказ "Недоросль" в сокращении подготовил Олег Ников для читательского дневника.

Злая и грубая помещица Простакова рассматривает кафтан, сшитый сельским портным Тришкой для её сына, недоросля Митрофана, крича: «Он, вор, везде его обузил».

Явление II

Приводят Тришку. Простакова ругает его за кафтан, обзывая скотом. Тришка оправдывается: «я портняжному делу нигде не учился, самоучка». Простакова вопит: «Портной учился у другого, другой у третьего, да первый портной у кого же учился? Говори, скот!» «Да первый портной, может быть, шил хуже и моего», – резонно парирует Тришка.

Денис Иванович Фонвизин

Явление III

Приводят хозяина имения, помещика Терентия Простакова. Нерешительный человек, подкаблучник жены, он робко говорит, что кафтан, по его мнению, не узок, а мешковат. Жена начинает ругать его. Простаков униженно оправдывается: «При твоих глазах мои ничего не видят». Госпожа Простакова требует немедленно наказать Тришку.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Явление IV

Входит брат госпожи Простаковой, Скотинин. Глядя на кафтан, он находит, что тот не узок и не мешковат, а «сшит преизрядно». Однако мысль наказать Тришку всё равно кажется ему правильной: «Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата».

Простакова велит стоящей здесь же няне Еремеевне накормить Митрофана завтраком. Выясняется, что недоросль уже и так «пять булочек скушать изволил», а вчерашним вечером перед сном уплёл «солонины ломтика три, да подовых то ли пять, то ли шесть». Митрофан рассказывает, что от такого плотного ужина ему «ночь всю така дрянь в глаза лезла».

Простакова интересуется: «Какая ж дрянь?» – «Да то ты матушка, то батюшка. Видел будто ты, матушка, изволишь бить батюшку – так мне и жаль стало». – «Кого, Митрофанушка?» – «Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку». Обрадованная такой сыновней сострадательностью мать ласково обнимает Митрофана, и тот убегает на голубятню.

Явление V

В имении Простаковых живёт на положении воспитанницы их дальняя родственница, Софья. Отец и мать этой девушки умерли, оставив ей в наследство имение, а дядя, господин Стародум, уехал в Сибирь. Скотинин собирается посвататься к Софье. Главная причина этого его желания в том, что в принадлежащих Софье деревеньках много свиней, до которых Скотинин «большой охотник». Он с восторгом рассказывает: в околотке водятся даже «такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою». Кроме того, Скотинин давно разорил собственные имения, ибо нещадно драл с крестьян огромные оброки. Софьино приданое может поправить его положение.

Госпожа Простакова с умилением замечает, что её Митрофанушка весь в дядю. «И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты, – говорит она Скотинину. – Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости». Господин Простаков замечает, что столь сильно пристрастие к свиньям не может возникнуть у людей просто так: «тут есть же какое-нибудь сходство».

Герои «Недоросля» Фонвизина

Явление VI

Входит радостная Софья и рассказывает: она получила письмо от своего дяди Стародума. Ходили слухи, что тот умер в Сибири, однако из письма явствует: Стародум жив и недавно приехал в Москву.

Госпожа Простакова очень недовольна этим письмом. «Что ты нас путаешь? Разве ты не знаешь, что Стародума уж несколько лет от меня за упокой поминали? Неужто грешные мои молитвы не доходили!»

Скотинин и Простаковы боятся, что Стародум помешает им завладеть имениями Софьи. Из диалогов пьесы выясняется ещё: Простаковы недавно не позволили Софье выйти замуж по любви за одного офицера. Раздосадованная госпожа Простакова возмущается современным образованием, из-за которого многие девушки научились читать и могут разбирать содержание писем.

Простаковы и Скотинин сами неграмотны и не могут прочесть письма. Простакова отбирает его у Софьи и вспоминает об учителях Митрофанушки. Государственные указы требуют обучать всех дворян-недорослей, и из города приходят преподавать Митрофану «арихметику» и грамоту отставной сержант Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Есть у него и ещё один учитель: немец Адам Адамыч Вральман, знаток «французского и всех прочих наук». Цыфиркину и Кутейкину Простаковы платят скудно, а иностранец Вральман получает большое жалование и живёт прямо в имении, на полном господском содержании.

Явление VII

Появляется остановившийся недавно проездом в имении Простаковых дворянин Правдин. Госпожа Простакова представляет его Скотинину (который первым делом осведомляется, водятся ли в имениях Правдина свинки), а потом просит, чтобы Правдин прочёл полученное Софьей письмо.

Тот читает (спросив у Софьи разрешения на это). Стародум сообщает в письме, что, нажив в Сибири честными трудами состояние, дающее 10 тысяч рублей доходу, он решил вернуться обратно, взять на себя попечение над Софьей и завещать ей всё своё наследство.

Сумма в 10 тысяч рублей дохода столь велика, что Простаковы и Скотинин застывают от изумления. Скотинин уговаривает сестру побыстрее обделать его брачный сговор с Софьей. Однако у госпожи Простаковой теперь возникает другой план: выдать девушку за своего сына Митрофана.

Явление VIII

Прибегает слуга с известием, что в имение Простаковых вошла для постоя солдатская часть. Правдин и Простаков идут переговорить с офицером, командующим солдатами, а Скотинин отправляется в своё любимое место – на скотный двор.

Денис Иванович Фонвизин

Недоросль

Комедия в пяти действиях

Действующие лица

Простаков.

Г-жа Простакова , жена его.

Митрофан , сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья , племянница Стародума.

Милон .

Скотинин , брат г-жи Простаковой.

Кутейкин , семинарист.

Цыфиркин , отставной сержант.

Вральман , учитель.

Тришка , портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие в деревне Простаковых.

Действие первое

Явление I

Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане) . Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.

Митрофан отходит.

Явление II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.

Г-жа Простакова (Тришке) . А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает) . Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

Явление III

Те же и Простаков.

Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь) . Ме… мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

Явление IV

Те же и Скотинин.

Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке) . Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, Мати Божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая же дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону) . Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась) . Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою) . Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа Простакова. Так авось-либо Господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною отходят.

Явление V

Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают ее замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако, я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину) . Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…

Г-жа Простакова (показывая, будто крестит сердце) . С нами сила крестная.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ища братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Денис Фонвизин

Недоросль

Комедия в пяти действиях

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Простаков.

Г-жа Простакова, жена его.

Простаков, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама Митрофанова.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Скотинин, брат г-жи Простаковой.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие в деревне Простаковых.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЯВЛЕНИЕ I Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.

Митрофан отходит.

ЯВЛЕНИЕ II Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот.

Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Митрофан. Да вот и батюшка.

ЯВЛЕНИЕ III Те же и Простаков.

Г-жа Простакова. Что, что ты от меня прятаться изволишь? Вот, сударь, до чего я дожила с твоим потворством. Какова сыну обновка к дядину сговору? Каков кафтанец Тришка сшить изволил?

Простаков (от робости запинаясь). Me… мешковат немного.

Г-жа Простакова. Сам ты мешковат, умная голова.

Простаков. Да я думал, матушка, что тебе так кажется.

Г-жа Простакова. А ты сам разве ослеп?

Простаков. При твоих глазах мои ничего не видят.

Г-жа Простакова. Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Простаков. В этом я тебе, матушка, и верил и верю.

Г-жа Простакова. Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…

ЯВЛЕНИЕ IV Те же и Скотинин.

Скотинин. Кого? За что? В день моего сговора! Я прошу тебя, сестрица, для такого праздника отложить наказание до завтрева; а завтра, коль изволишь, я и сам охотно помогу. Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою. Да за что ж ты так прогневалась?

Г-жа Простакова. Да вот, братец, на твои глаза пошлюсь. Митрофанушка, подойди сюда. Мешковат ли этот кафтан?

Скотинин. Нет.

Простаков. Да я и сам уже вижу, матушка, что он узок.

Скотинин. Я и этого не вижу. Кафтанец, брат, сшит изряднехонько.

Г-жа Простакова (Тришке). Выйди вон, скот. (Еремеевне.) Поди ж, Еремеевна, дай позавтракать ребенку. Вить, я чаю, скоро и учители придут.

Еремеевна. Он уже и так, матушка, пять булочек скушать изволил.

Г-жа Простакова. Так тебе жаль шестой, бестия? Вот какое усердие! Изволь смотреть.

Еремеевна. Да во здравие, матушка. Я вить сказала это для Митрофана же Терентьевича. Протосковал до самого утра.

Г-жа Простакова. Ах, мати божия! Что с тобою сделалось, Митрофанушка?

Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Скотинин. Да видно, брат, поужинал ты плотно.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что-то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.

Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю така дрянь в глаза лезла.

Г-жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан. Да то ты, матушка, то батюшка.

Г-жа Простакова. Как же это?

Митрофан. Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.

Простаков (в сторону). Ну, беда моя! Сон в руку!

Митрофан (разнежась). Так мне и жаль стало.

Г-жа Простакова (с досадою). Кого, Митрофанушка?

Митрофан. Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.

Г-жа Простакова. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.

Скотинин. Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!

Простаков. По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын.

Скотинин. Только теперь забавник наш стоит что-то нахмурясь.

Г-жа Простакова. Уж не послать ли за доктором в город?

Митрофан. Нет, нет, матушка. Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-тка теперь на голубятню, так авось-либо…

Г-жа Простакова. Так авось-либо господь милостив. Поди, порезвись, Митрофанушка.

Митрофан с Еремеевною входят.

ЯВЛЕНИЕ V Г-жа Простакова, Простаков, Скотинин.

Скотинин. Что ж я не вижу моей невесты? Где она? Ввечеру быть уже сговору, так не пора ли ей сказать, что выдают её замуж?

Г-жа Простакова. Успеем, братец. Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся. Хотя по муже, однако я ей свойственница; а я люблю, чтоб и чужие меня слушали.

Простаков (Скотинину). Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась они младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар…

Г-жа Простакова (показывая, будто крестит сердце). С нами сила крестная.

Простаков. От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.

Г-жа Простакова. Что, что ты сегодня так разоврался, мой батюшка? Ища братец может подумать, что мы для интересу ее к себе взяли.

Простаков. Ну как, матушка, ему это подумать? Ведь Софьюшкино недвижимое имение нам к себе придвинуть не можно.

Скотинин. А движимое хотя и выдвинуто, я не челобитчик. Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простаков. То правда, братец: весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь.

Г-жа Простакова. Хотя бы ты нас поучил, братец батюшка; а мы никак не умеем. С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!

Скотинин. Изволь, сестрица, поучу вас, поучу, лишь жените меня на Софьюшке.

Г-жа Простакова. Неужели тебе эта девчонка так понравилась?

Скотинин. Нет, мне нравится не девчонка.

Простаков. Так по соседству ее деревеньки?

Скотинин. И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота.

Г-жа Простакова. До чего же, братец?

Скотинин. Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головою.

Простаков. Странное дело, братец, как родня на родню походить может. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости.

Скотинин. Это подлинно диковинка! Ну пусть, братец, Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Тут есть какое-нибудь сходство; да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?

В современное время иногда можно услышать, что необразованного молодого человека называют недорослем, хотя иногда даже и взрослому человеку адресуют такое высказывание. Но вот что интересно – раньше это слово имело несколько иное значение, и те, кто хорошо знаком с текстом пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», понимают это. Это комедия, которая принесла известность писателю, настолько злободневны были вопросы, поднимаемые в ней. Она остается актуальной и сейчас, многие имена героев употребляются как нарицательные, а яркие и емкие фразы стали цитатами.

В произведении четко прослеживается проблематика, герои либо четко положительные, либо четко отрицательные. Большее очарование имеют именно отрицательные персонажи, которые своим поведением и изречениями хорошо отражают замысел автора. Им даны говорящие имена, сразу становится понятно, у кого какая роль в этой пьесе. Здесь есть герои из разных социальных групп, и у каждого своя правда. Главным героем комедии является Митрофанушка, который, собственно, и считается недорослем, и его мать. Она по своему усмотрению следит за хозяйством и воспитывает ребенка, впрочем, о воспитании больше говорится, чем делается.

В пьесе Д. И. Фонвизин отражает необразованность и далекость дворянства провинций и осуждает это. Образы героев и их монологи яркие, диалоги живые, а юмор и сарказм придают особую остроту повествованию. Благодаря всему этому пьеса уже долгие годы остается в числе наиболее заметных произведений классики.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Недоросль" Фонвизин Денис Иванович бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

 


Читайте:



Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят. Рецепт супа из опят. Можно приготовить очень вкусный суп из этих грибов. Существует огромное количество рецептов грибных супов. Опята...

Строение и атмосфера Солнца

Строение и атмосфера Солнца

Когда мы наблюдаем солнечный летний пейзаж, нам кажется, что вся картина будто залита светом. Однако если посмотреть на солнце при помощи...

Обзор техник быстрого засыпания

Обзор техник быстрого засыпания

Практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда перед отходом ко сну желание спать велико, но стоит только прилечь и оно сразу пропадает,...

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно...

feed-image RSS