Реклама

Главная - Дети 0-1 год
Ф и тютчев фонтан анализ. Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» (восприятие, истолкование, оценка). О судьбе поэта на государственной службе

Постижение мира человека путем сопоставления его с миром природы нашло свое специфическое выражение в поэтике тютчевских стихов философскою характера. Очень многие из них имеют двухчастную композицию с четким разделением содержания по строфам. Двухчастная композиция намечена и в стихотворении «Как океан объемлет шар земной...», но более отчётливо увидеть эту особенность лирики Тютчева нам поможет анализ стихотворения «Фонтан».

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной -

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

Тютчев уподобляет фонтан лучу. Кроме точности описания, это сравнение придаёт первой строфе особое звучание, создаёт нужную лирическую напряжённость: ведь в традиционном пейзаже луч связан со светом небесным (солнце, луна, звёзды), и его естественная направленность - сверху вниз, от неба к земле. Фонтан - это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это своеобразный вызов небу. И именно за этот вызов, за это упрямство И гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.

Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»? «Водомёт» - это устаревший синоним слова «фонтан»

(Это человеческий разум.)

Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?

(Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит. Главные вопросы человека направлены на постижение смысла бытия. Бога, человеческого предназначения, и, наверное, поэтому Тютчев уподобил человеческий разум фонтану.)

Вторая строфа намного драматичнее по своей тональности, атмосфера неравной борьбы, дерзкого противостояния исключительно ярко передана лексическим строем стихотворения: Рваться - двигаться, преодолевая какие-то преграды, разрывать путы, прорываясь; длань незримо-роковая - неотвратимая, неизбежная, грозящая трагическими последствиями; луч упорный - сопротивляющийся, упирающийся; преломляя - насильственно и безжалостно, бескомпромиссно изменяя направление и даже, может быть, уничтожь, свергает - опять подразумевается борьба и насилие. Новый колорит обретает и лексика первой строфы, в особенности такие слова, как дым пламенеет, дробится, клубится, огнецветная пыль, ниспасть на землю, осуждён . Слова, вполне применимые для описания военной баталии.

Развивая содержание стихотворения «Как океан объемлет шар земной...», можно сказать вслед за поэтом: «Да, человек - бездна, и он соразмерен с бездной вселенной. Но он создан смертным, и все его помыслы и устремления обречены на гибель. Но он не может смириться со своей судьбой и будет всегда спорить с Тем, Кто создал его таким; никогда не примет он своей участи смиренно, каким бы бесплодным и бессмысленным ни был его бунт. И это одна из тайн человека - “закон непостижимый”».

III. Самостоятельная работа учащихся.

Подобрать синонимы к слову Человек так, чтобы они соответствовали миру поэзии Тютчева. Объяснить свой выбор.

В сильных классах это задание может быть сформулировано иначе: написать эссе на тему «Человек в поэзии Тютчева» на основе анализа стихотворений, не вошедших в урок.

Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к Тайне.

Домашнее задание.

1. Выбрать наиболее близкое стихотворение Тютчева, выучить наизусть и уметь отыскать в нём характерные тютчевские темы, образы, художественные приёмы.

2. Подготовиться к зачету по творчеству Тютчева.

Вариант проведения урока 3(71)

Ход урока

I. Слово учителя.

Поэтическое мировоззрение имеет свою структуру, которая может быть определена как “образ мира художника”, и этот образ развивается из некоторого “первоистока”. В стихотворном обращении к А. А. Фету Тютчев определил свой образ мира, свой поэтический дар как “инстинкт пророчески-слепой”. Этот инстинкт поэта обращает нас к мифу. Для Тютчева, и в этом он сходится с Платоном и Шеллингом, высшая цель поэзии есть творчество мифов. Почти все великие создания его суть мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное переживание, пластически воплощённое в язык поэзии.

В основе мира природы Ф. Тютчева - мифологический мир стихий, первооснов Вселенной. В стихотворении “А. А. Фету” поэт определяет свой поэтический дар и как способность “чуять, слышать воды”. Излюбленная стихия поэта - “водная стихия”. Кажется, нет в природе такой формы существования влаги, которая не была бы отмечена Ф. Тютчевым.

Разнообразные формы воды в поэзии Ф. Тютчева обнаруживают связь с такими давно известными идеями-первообразами, как Хаос – Бездна – Беспредельное. Корни такого поэтического мировоззрения – в полумифологических созерцаниях древнейших милетцев: Фалеса, Анаксимандра: вода есть первооснова всего мира, она есть Беспредельное, откуда всё исходит и куда всё возвращается. Эта древнейшая концепция является основой мировосприятия Ф. Тютчева. Конечно, речь идёт не о каких-то заимствованиях, отношение поэта к стихиям огня и воды коренится в подсознательных слоях его души. Фалес, Анаксимандр, Гесиод, Гераклит, Платон - имена античных философов, чьи созерцания органично вплелись в поэтический мир Ф. Тютчева, не нарушая его стройности и целостности.

Центральной проблемой тютчевской картины мира является оппозиция “Бытие-Небытие”. Она имеет своё наполнение:

Бытие Небытие

Жизнь Смерть

Реальное Ирреальное

Любовь Самоубийство

Россия Запад

Промежуточные звенья заполняются рядом символических образов:

Сон, сумрак, дремота.

Итак, один из доминирующих признаков Бытия лежит в пространстве “жизнь - отсутствие Жизни, полнота жизни – и её ущербность”. В этом смысловом пространстве перемещаются отдельные тексты, причём особенность поэтики Ф. Тютчева заключается в вариативности оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, в каком-либо другом может получить противоположную оценку. В этом ключе стихотворения Ф. Тютчева могут быть прочитаны как единое целое.

Обратимся к стихотворениям “Проблеск” (1825), “Видение” (1829), “Тени сизые смесились...” (1836). Все они условно могут быть отнесены к “ночным стихотворениям” поэта.

II. Анализ стихотворения “Проблеск” (1825)

Что такое “проблеск”?

Определите композицию стихотворения.

В стихотворении выделяются две части:

I часть – 1-3-я строфы - развёрнутый образ “сумрака глубокого”; форма диалога (“Слыхал ли?”). Представляет мир внешний.

II часть - 4-8-я строфы внутренний мир души лирического героя; диалога нет, что подчёркивается использованием местоимения “мы”, множественным числом глагольной лексики.

Анализ первой части.

Выделите характерные образы тютчевской поэзии в первой строфе. Прокомментируйте их.

(“Сумрак”, “Полуночь”, “сон” - это грань перехода дня в ночь, “сна” в “звон”. Именно “сумрак”, “полуночь” становятся активным действующим началом: “...полуночь, ненароком, // Дремавших струн встревожит сон”, свершит преображение.)

Охарактеризуйте лирического героя.

(Чуткая, вещая душа (“О вещая душа моя!”) лирического героя внемлет всему, что происходит в сумрачном мире Вселенной, призывает собеседника - “Слыхал ли?” - стать свидетелем таинства.)

Как поэт описывает само таинство преображения?

(Гонцом ночи, будоражащим “дремавшие струны” арфы и человеческой души, становится Зефир: его дыхание тревожит “воздушную арфу”, извлекал “то потрясающие звуки, // То замирающие вдруг...” И “лира // Грустит в пыли, по небесах!” Лира, арфа – инструмент преображения души в высокое, чистое, бессмертное. Какими средствами поэт подчёркивает значимость происходящего?

Аллитерация (“взрывает” - “скорбит” - “в струнах” - “лира” - “грустит”) подготавливает читателя к таинству преображения.)

Анализ второй части.

Проследите, как развиваются поэтические образы части II.

(Вторая часть открывается описанием слияния души лирического героя с сумраком (“душой к бессмертному летим!”). Стремление вырваться с “земного круга” - круга жизни - “сна” приводит к обретению мига истины. Пятая строфа – кульминация в развитии поэтической мысли стихотворения. Анафора (“как”), внутренняя антитеза (сумерки, но “сердцу радостно, светло!”), метафора (“По жилам небо протекло!”) рисуют миг слияния с Вечностью. Это подчёркивается и сменой авторского “я” на обобщённое “мы”. Истина обретается через примирение с прошлым, которое “как призрак друга, // Прижать к груди своей хотим”, и веру:

“Как верим верою живою...” Аллитерация на “р“ достигает в пятой строфе своего наивысшего напряжения. “Проблеск” становится катарсисом-потрясением, очищением и обретением гармонии и покоя.

Однако уже в шестой строфе поэтическая интонация неожиданно изменяется. Движение души “к бессмертному” к проблеску сменяется стремительным падением в земной круг жизни - в “волшебный сон“. Постоянный звук “р”, подчёркивавший неожиданность, исключительность переживаемого, к последней строфе иссякает и исчезает совсем, сменяясь “м”, “с”, “ч”, нагнетая ощущение усталости, утомления.)

Что же такое “проблеск”?

(Перед нами как бы “перевёрнутая” аристотелевская трагедия. “Арфы лёгкий звон” пробуждает к внутренней, глубинной, духовной работе, кульминацией которой становится катарсис, слияние с небом – миг истины. Но “проблеск“ не несёт покоя и гармонии, он завершается трагически: заглянуть в бездну-Беспредельное можно лишь на краткое мгновение (“И не дано ничтожной пыли // дышать божественным огнём”). За мгновением истины следует наказание “утомительными снами”.

Всеобъемлющий мир “сумеречного” состояния Вселенной соткан в стихотворении “Видение”.)

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году г. в жизни Тютчева - четырнадцатый год в многолетней службе в Мюнхене в русской миссии (). Это был период наиболее плодотворной поэтической деятельности. Смот ри, как об ла ком жи вым Стихотворение Тютчева написано трехстопным ямбом с пиррихиями, которые несколько смягчают размер, придают ему некоторую плавность.








О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты... Вторая часть – это сопоставление водной стихии фонтана с водометом «смертной мысли», который также рвется к небу, но «длань незримо-роковая» преломляет «луч» «неистощимого» «водомета».




Мысль человеческая, как и фонтан, стремится ввысь, к небу, но есть некий предел, есть некая граница, установленная... но кем? Высшей силой или самой энергией мысли? «Длань незримо-роковая» - это поэтический образ Непостижимого Закона Судьбы, узнать который не дано человеку. Мысль, дерзнувшая подняться на «недозволенную » высоту, падает, рассыпаясь на мелкие фрагменты, и не удерживает достигнутого уровня.


ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА – это стихотворения, в основу которых легли раздумья о смысле жизни или о вечных человеческих ценностях. Они, как и всякая иная лирика, содержат в себе требование соблюдения всех литературных правил по написанию стихов (рифма, образность, олицетворение и т.д.) и присутствие скрытого смысла, помимо понятного основного. Скрытый смысл порой раскрывается не сразу, а после прочтения произведения несколько раз, иногда даже после произошедшего позже реального события







Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь.


РИФМА Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. Стихотворение Фета написано с использованием хорея, который придает произведению «бодрость» слога, легкость, подчеркивает оптимистичный настрой автора.




Ночь и я, мы оба дышим, Цветом липы воздух пьян, И, безмолвные, мы слышим, Что, струей своей колышим, Напевает нам фонтан. - Я, и кровь, и мысль, и тело - Мы послушные рабы: До известного предела Все возносимся мы смело Под давлением судьбы. Мысль несется, сердце бьется., Мгле мерцаньем не помочь; К сердцу кровь опять вернется, В водоем мой луч прольется, И заря потушит ночь. Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден. О смертной мысли водомет, О водомет неистощимый! Какой закон непостижимый Тебя стремит, тебя мятет? Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая, Твой луч упорный преломляя, Свергает в брызгах с высоты...


Сравним! Размышления Фета в стихотворении «Фонтан» в чем-то схожи с мыслями Тютчева. Поэт сравнивает человеческую жизнь с устройством фонтана: о Фет не воспринимает эту ограниченность человеческой жизни как что-то трагическое. Для него круговорот жизни и смерти – явление закономерное и естественное. Поэт считает человека частью природы, который подчиняется ее законам. Человек приходит в этот мир, порожденный землей, и нее же уходит. Для лирического героя Фета - это не трагедия, а гармония и естественный ход вещей.
Художественная форма стихотворений Оба стихотворения построены на сравнении человека с фонтаном. Композиция стихотворения Тютчева 2-ухчастна. Первая часть представляет собой описание «работы» фонтана, вторая часть – аналогия с человеческой мыслью. Стихотворение Фета 3-ехчастно - экспозиция, описание человеческой жизни и ее итог.


Однако в обоих концепциях сильна роль рока, судьбы. И Тютчев, и Фет считают человека подвластным этой силе - «давлению судьбы». Но если у Тютчева судьба – это злой рок, то у Фета – часть сил Вселенной, которые заставляют человека не только страдать, но и развиваться («возносимся мы смело»).




Стихотворения Тютчева и Фета - философские элегии, имеющие сходные мотивы. Однако по основному настроению и философской концепции эти стихотворения резко отличаются друг друга. Художественные средства, выбранные каждым их художников, помогают им выразить свой взгляд на человеческую жизнь, ее возможности и на место человека в этом мире.

Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».

1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.

Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.

Жанр, направление, размер

Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.

По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.

Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.

Образы и символы

  1. Центральный образ в стихотворении – это фонтан . Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению. В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.
  2. Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
  3. Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.

Темы и проблемы

  • Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
  • Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
  • Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.
  • Смысл

    Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.

    И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.

    Средства художественной выразительности

    Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.

    С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов: «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора. Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность. Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.

    Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение «Фонтан» относится к философской лирике Тютчева, оно написано в годы расцвета его таланта. В это же время он создал такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница», «Зима недаром злится … » и другие. Тургенев так писал о творчестве этого поэта: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию …».

Тютчев обращается к читателю, собеседнику, привпекая внимание к картине, изображающей фонтан. С фонтаном он сравнивает человеческую мысль. Закон, по которому она живёт, поэт называет непостижимым. Человеческая мысль, по Тютчеву, неистощима, но в то же время она не может до конца проникнуть в тайны Вселенной. Как и фонтан, она неудержимо стремится ввысь, к небу, но и для неё есть предел, некая граница, через которую она перейти не может — её остановит «длань незримо-роковая». Мысль, жадно рвущаяся ввысь, осуждена, подобно струям воды в фонтане, «ниспасть на землю». Внутри каждой строфы ощущается линия «подъема: и «нисхождения».

Стихотворение композиционно делится на две части — на две строфы, каждая из которых состоит из восьми строк. В первой части изображён фонтан, во второй — поэт описывает движение человеческой мысли. Такую композицию обычно называют «зеркальной » . Образ непрерывного движения воды в фонтане, нарисованный в первой строфе, иллюстрируют прямое значение слова фонтан (струя воды, бьющая вверх). Во второй части речь идёт о человеческой мысли и задействовано переносное значение слова фонтан (неиссякаемый, обильный поток чего-либо). Первую часть стихотворения можно назвать иллюстрацией, живописной картинкой, тогда как вторая часть — философское размышление. Связь между
частями прямая и неразрывная — сопоставляя их, читатель может понять идею произведения.
Вторая строфа даже с внешней стороны выглядит гораздо эмоциональнее первой. В первой использованы «спокойные» знаки препинания: запятая, точка, тире, точка с запятой. Во второй строфе — не только восклицательный и вопросительный знаки, но есть даже особый синтетический знак препинания (! ..). Риторические восклицания и риторический вопрос
вовлекают читателя в авторские раздумья. Понятно, что философское зерно стихотворения, его идея заключены во второй части стихотворения. Важно и то, что в самом облике главного образа произведения есть детали, на которые интересно обратить внимание. Графическое изображение буквы Ф каким-то волшебным образом напоминает фонтан. К тому же она своеобразно отражает композицию стихотворения: кроме двух кругов у неё есть стержень,
соединяющий их посередине — и в композиции стихотворения Тютчева тоже есть некая вертикаль, соединяющая небесное и земное. Получается, что заглавный образ выбран автором не случайно. Фонтан прекрасно символизирует картину вечного движения к высокой цели: воды — к небу, человеческой мысли — к истине.

Идею стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева, наверное, можно изложить просто: мир, в котором мы живём, прекрасен и удивителен, он неисчерпаем и не может быть познан человеком до конца. Возвышенная лексика, метафоры соединяют образ фонтана с образом «смертной мысли» человека. В первой части стихотворения образная система более живописна, ярче цветовая палитра художника. Автор использует романтические эпитеты (фонтан сияющий; высота заветная), яркую лексику (пламенеет; солнце; луч), метафоры (облако живое; лучом поднявшись к небу). Эпитеты являются одновременно метафорами (фонтан сияющий; влажный дым; высота заветная; пыль огнецветная). Метафоры содержатся и в сравнениях (облаком живым фонтан … клубится; пылью огнецветной ниспасть на землю осуждён). Эмоциональная насыщенность стихотворения усиливается использованием разнообразных синтаксических конструкций. Первые четыре строки, объединённые общей рифмой, представляют собой сложноподчинённое предложение с главным, состоящим из одного слова: «Смотри … » , — которое содержит обращение и призыв. Повтор союза как привлекает внимание к объекту изображения — фонтану, связывая между собой глаголы клубится, пламенеет, дробится, что помогает сделать картину зримой.

Важную стилистическую роль играет инверсия, которая подчеркивает значимость слов (облаком живым фонтан сияющий клубится; его на солнце влажный дым; длань незримо-роковая; луч упорный). Вторая строфа, в которой автор обращается к философским вопросам бытия, наполнена более абстрактными образами, словами с высокой стилистической окраской, в том числе и устаревшими (стремит, длань). Особенно значима замена слова фонтан синонимом водомёт, чтобы усилить впечатление, автор прибегает к повторам. В стихотворении два раза повторяется слово «луч»: луч фонтана и луч « смертной мысли». Это сопоставление подчеркивает тщетность стремлений человека постигнуть все тайны Вселенной. Заканчивается произведение словом « высоты» . Оно тоже прозвучало в самом начале, в сопровождении
эпитета заветная). Интересно рассмотреть, как меняется художественное пространство и художественное время в этом произведении.

На первый взгляд, обе части стихотворения кажутся организованными однотипно: движение (воды в фонтане и мысли) сначала идёт вверх, а затем следует неумолимый спуск вниз. В этом движении есть некая обречённость — кажется, что невозможно вырваться за пределы этого круга. Но внимательному взору читателя открывается, что эти два круга вовсе не одинаковы.
Первый круг небольшой — это движение воды в фонтане по замкнутому кругу, это материальный
мир. Второй круг намного больше — это круг мысли, который можно расширять бесконечно. Чем шире круг, тем ближе к истине находится человек. Художественное время в тексте первой строфы можно определить словом сейчас, а во второй — словом всегда (автор подсказывает это словами «закон непостижимый»). Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, рифма — кольцевая.

Вариант 2

Стихотворение “Фонтан” Ф.И. Тютчева очень необычно. С одной стороны, это просто восхищение чудесной картиной, рожденной контрастом света и воды (солнца и водяного дыма), но, прочитав стихотворение два, пять, десять раз, понимаешь, что это не так.

В основе стихотворения лежит принцип обращения, т.е. автор говорит ”смотри” — и в твоем воображении мгновенно возникает картина, под впечатлением которой мы переносимся в 1836 год, в один из ясных дней апреля. Стоит чудесная, жаркая погода, и рядом прохладный фонтан. Эту, казалось бы, непередаваемую картину изображает Тютчев, как бы обращаясь именно к тебе и декламируя эти стихи на фоне пейзажа — такое вот необычное создается впечатление.

Фонтан не просто архитектурное сооружение, наполненное водой, которая циркулирует туда-сюда. Сразу ясно: это “живое облако”, состоящее из миллиардов капелек, которые играют, переливаются на солнце, создавая чудесный “огнецветный” дым.

В первом восьмистишии детально нарисована картина фонтана, искрящегося на солнце, удивительно точно передан физический процесс поднятия воды на “высоту заветную” и последующее падение под действием силы тяжести, а также оптический эффект преломления света в каплях.

Тютчев не останавливается на физической картине, он идет дальше, приводя свои размышления и отождествляя фонтан с «человеческим». Обязательно надо отметить, что во втором восьмистишии присутствует обращение. Первые два стиха начинаются с “О”, которое в сочетании с особенным словом “водомет”, синонимом фонтана, и эпитетом “неистощимый” передают восхищение автора. Картинка фонтана растворяется и исчезает совсем. Ее рассеивает слово “смертной”. Вот оно — непосредственно человеческое — мысль. Мысль необычная, пленительная, как капли фонтана, и потому мысль сравнима именно с полетом капли. Сравнение необычно, что свойственно поэтической мысли. Итак, полет поэтической мысли, “заветная высота” которого — признание мысли.

Мысль движется по “закону непостижимому”, значит, по Тютчеву, существует высшая сила, управляющая направлением и содержанием мысли. Фонтан рвется к небу. Именно “рвется”, это слово подчеркивает быстроту, скорость, силу и неотвратимость “человеческого фонтана” — мысли.

Человечеству запоминаются “упорные лучи”, пущенные фонтаном мысли и управляемые “незримой дланью”. Фонтан, как человек, может развалиться, умереть со временем; мысль же, если она стоящая, будет вечной.

Пожалуй, главная особенность этого стихотворения в том, что в нем присутствуют и четко разграничены два мира: мир, близкий к реальному, в данном случае фонтан, и мир мыслей. Если в большинстве произведений философской лирики романтического направления надо самому искать подстрочное значение, то здесь оно дано.

Тютчев мастерски построил даже описание самой картины. Первые две строки являют собой законченную мысль, возникает картина в черно-белых тонах, на которой лишь представлено место действия, а в конце стоит “точка с запятой” — первый этап впечатления прошел. На глазах картина оживает, наполняется красками: красными, оранжевыми, желтыми. Фонтан начинает бить, причем медленно, крупным планом видна одна крупная капля. которая взлетает и падает. Лишь она упала, как картина исчезает, о чем и свидетельствует “точка” в конце первого восьмистишия, а когда капля достигает своего апогея, она зависает там на некоторое время, и в этом месте она светится особенно ярко. Продолжительность в этом месте показана “тире”. Начинается вторая часть, основная задача которой — поставить вопрос: “Какой закон непостижимый тебя стремит, тебя мятет?” И как бы в подтверждение, что этот вопрос не бессмыслен, возвращается картинка “упорного луча”, который преломляется и свергается в бездну с высоты.

Тютчев сформулировал вопрос, ответа на который мы, быть может, никогда не найдем, но остается радоваться, что он настолько хорошо задал вопросы, ясно увидел и «собрал» мысль, что сумел сделать главное, и в этом его большая заслуга.

Вариант 3

Лирика русского поэта Ф.И. Тютчева философична, всегда проникнута глубокой мыслью. Однако мысль у Тютчева не бывает отвлеченной: она, как правило, сливается с образом, картиной, изображающей нечто конкретное. Мысль и образ тесно взаимосвязаны: картина придает мысли выразительность, а мысль насыщает картину глубиной.

В прямом значении «фонтан» – это архитектурное сооружение для подачи воды под напором, в переносном смысле можно сказать «фонтан идей, мыслей».

Первая строфа состоит из восьми стихов с кольцевой рифмой: авва||авва.

Кольца рифм придают относительную самостоятельность, замкнутость четверостишиям, входящим в строфу. В первых четырех стихах изображена картина бьющего фонтана, в следующих четырех – падение воды на землю. В целом в первой строфе нарисована картина, связанная с фонтаном как архитектурным сооружением.

Вторая строфа — это зеркальное отражение первой. В ней изложена тютчевская философская позиция, состоящая в том, что человеческая мысль, даже гениальная, не может постичь все. «Смертной мысли водомет» сравнивается с фонтаном. Этот яркий образ помогает зримо представить волнующую автора картину.

Важные стилистические возможности заключены в синтаксисе. Первые четыре стиха, объединенные общей рифмой, представляют собой сложноподчиненное предложение с главным, состоящим из одного слова – «смотри», которое содержит обращение и призыв. Отсутствие определенного обращения при глаголе подчеркивает важность самого объекта внимания.

Повтор союза «как» выполняет ту же функцию, привлекая внимание к объекту изображения – фонтану, связывая между собой глаголы: «клубится», «пламенеет», «дробится», что помогает ярко представить картину.

Важную стилистическую роль играет инверсия («высоты заветной», «пылью огнецветной», «ниспасть на землю осужден»), повышая выразительность поэтической речи, усиливая смысловую нагрузку слов, вынесенных в конец стиха.

Вторая строфа начинается анафорой, объединяющей близкие по синтаксическому строению обращения:

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Риторические восклицания и вопросы создают максимальную эмоциональною напряженность.

Усиление выразительности речи достигается использованием тропов — оборотов речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении. Поэтический язык, которым изображается фонтан, яркий, образный, метафорически насыщенный («фонтан сияющий», «влажный дым», «облаком живым… клубится», «пылью огнецветной ниспасть… осужден»).

Вторая строфа в целом представляет собой развернутое сравнение фонтана и человеческой мысли, которая подобно фонтану устремляется ввысь, подчиняясь какому-то «закону непостижимому». Образ человеческой мысли у Тютчева философски насыщен: метафора «жадно рвешься к небу» подчёркивает стремительность и неутомимость. Однако беспредельность мысли оказывается иллюзорной: нечто, обозначенное метафорой «длань незримо-роковая», прерывает полет человеческой мысли.

В финале стихотворения звучит трагическая мысль о том, что мир до конца непостижим для человека.

Человек в тютчевской лирике предстает искателем, мыслителем, одаренным высокими духовными потребностями. Слова библейского пророка: «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», — созвучны главной мысли стихотворения Тютчева «Фонтан». Несомненная заслуга поэта в том, что человеческую мудрость, накопленную за века, он сумел выразить в ярком, образном поэтическом слове.

4 / 5. 2

Разделы: Литература

Тип урока

  • комбинированный

Форма проведения

  • урок-исследование
  1. погружение в мир поэтического слова.
  2. введение учащихся в сложный мир поэзии Ф. И. Тютчева.
  1. образовательные: формирование навыков анализа лирического произведения, представления об индивидуальном творческом стиле поэта (Ф. И. Тютчева).
  2. развивающие: развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи.
  3. воспитательные: воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, гордости за причастность к великой русской литературе; стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.

Использование современных педагогических технологий:

  1. технология проблемно-диалогического обучения.
  2. технология опережающего обучения.

Формы организации учебной деятельности:

  1. индивидуальные и групповые задания исследовательского характера
  2. эвристическая беседа
  3. эксперимент
  4. моделирование
  5. иллюстрирование художественных произведений
  6. словесное рисование
  7. работа со словарем
  8. выразительное чтение

Оборудование:

  1. текст стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца»
  2. портрет Ф. И. Тютчева (1803 – 1873)
  3. иллюстрации к стихам поэта
  4. материал к игре «Узнай стихотворение».
  5. Толковый словарь русского языка АН СССР

Подготовительная работа:

  1. составление примерного плана анализа лирического произведения
  2. чтение стихов поэта и их иллюстрирование
  3. опережающие задания – микроисследования (индивидуальные и групповые).

1) «Само чтение поэта есть уже творчество». И. Анненский.
2) «Тютчев – один из самых замечательных русских поэтов...» И. С. Тургенев.
3) «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Л. Н. Толстой.

Ход урока

1) Подготовка к восприятию материала

Организационный момент.

  • Приветствие.
  • Сегодня у нас в доме праздник – гости. Думаю, мы будем рады показать все лучшее, что знаем и умеем.
  • 23 ноября, через месяц, – день рождения замечательного русского поэта Ф. И. Тютчева. И сегодняшний урок посвящен его творчеству.

Мотивация учебной деятельности.

Анализируем эпиграфы к занятию, пытаемся совместными усилиями сформулировать цели урока. Вспоминаем, что наша главная задача на уроках литературы – стать талантливыми читателями.

Актуализация знаний учащихся.

Психологический анализ иллюстраций с выставки «Стихи Тютчева в моем восприятии» и чтение наизусть понравившихся строк. Отмечаем, что с творчеством поэта мы пока знакомы не очень хорошо, но даже по началу нашего разговора можно сделать выводы о том, какие глубокие, разнообразные по темам и настроению стихи писал Ф. И. Тютчев.

Игра «Узнай стихотворение».

По последним словам в стихе прошу вспомнить и процитировать известные стихотворные строки Ф. И. Тютчева (приложение).

Итогом игры становится вывод о том, что многие строки поэта «на слуху», известны в читательской аудитории и близки нам сегодня. Отталкиваясь от стихотворения «Нам не дано предугадать...», размышляем о том, что «сочувствие» в тексте надо понимать как «со – чувствие», т. е. как совместную (поэта и читателя) работу ума и сердца. Делая вывод о том, что чтение есть труд, и подчас понять стихотворение – значит, проделать определенную исследовательскую работу, переходим к следующему этапу урока.

2) Анализ стихотворения «Фонтан»

  • История создания стихотворения. Слово учителя.

Точное время создания стихотворения «Фонтан» неизвестно (по одним источникам это 1836 год, по другим – середина 30-х годов XIX века). Десятилетие с середины 20-х до середины 30-х годов – время расцвета таланта Ф. И. Тютчева. В это время он создает такие шедевры, как «Весенняя гроза», «Осенний вечер», «Бессонница» и т. д. В те годы поэт находится на дипломатической службе за границей, в Мюнхене. Его близкий друг И.С. Гагарин, мечтая познакомить столичных литераторов с творчеством своего друга, просит поэта прислать подборку своих стихотворений. Ф. И. Тютчев вскоре выполнил просьбу друга, сопроводив стихи таким письмом: «Вы просили меня прислать вам мое бумагомаранье... Пользуюсь случаем, чтобы от него избавиться. Делайте с ним, что хотите. Я питаю отвращенье к старой исписанной бумаге, особливо исписанной мной. От нее до тошноты пахнет затхлостью...». Стихи были опубликованы в пушкинском журнале «Современник» в 1836 году в номерах 3 и 4 за подписью «Ф. Т.». Вместо 5, 6 стихотворений, как планировалось, опубликовано 24 (видимо, они так понравились Пушкину). Среди них – стихотворение «Фонтан».

Тютчеву в это время 33 года – возраст Христа, мудрости, божественных откровений. Стихи, написанные в это время, отличает глубокое содержание, совершенная, гармоничная форма. Попытаемся это увидеть, размышляя над стихотворением «Фонтан». Напоминаю, что в своем исследовании мы опираемся на составленный нами ранее примерный план анализа лирического произведения и, как обычно, используем его творчески, т. е. останавливаемся на наиболее значимых для данного текста аспектах исследования и проводим анализ в том порядке, который «подсказывает» сам текст.

  • Выразительное чтение текста. Выступление учащегося.
  • Словесное рисование, обращение к иллюстративному материалу (фотографии фонтанов Петродворца).

Прошу детей словами описать то, что они представили, слушая стихотворение, интересуюсь, какие строки помогли представить это особенно отчетливо. Спрашиваю ребят, совпадает ли картина, созданная воображением, с обликом известных им фонтанов (опираемся в разговоре на жизненный опыт детей и фотографии фонтанов Петродворца). С помощью словаря выясняем значение незнакомых слов «водомет», «длань», «стремит», «метет», «смертной».(1 микрогруппа).

  • Сопоставительный анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Фонтан» и отрывка из стихотворения А. С. Пушкина «Фонтану Бахчисарайского дворца» (приложение 1). Исследование в микрогруппах с последующим коллективным обсуждением.

Образ фонтана нередко встречается в русской поэзии. Достаточно вспомнить поэму А. С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан», его же стихотворение «Фонтану Бахчисарайского дворца». Попытаемся сравнить отрывок из этого стихотворения со стихотворением Ф. И. Тютчева. Прошу детей поработать в парах, отметить общее и различное в данных текстах.

1) настроение: любование красотой фонтана сопровождается печальными раздумьями(«две розы», «слезы» у Пушкина и, к примеру, «ниспасть», «осужден», «незримо-роковая» в тексте Тютчева.
2) эпитет «живой». Почему два поэта, не сговариваясь, используют один и тот же эпитет? Возможна ли в этих текстах замена слова? Проведем эксперимент, «живой» заменим на «большой». Отмечаем, что рифма не страдает, но использование слова «живой» не только делает художественный образ более ярким, зримым, но и позволяет провести параллель с жизнью человека.
3) стихотворный размер – четырехстопный ямб, один из самых распространенных размеров в русской поэзии XIX века (возможно, поэтов более интересует не форма, а содержание стихотворения?)

Различия:

1) у Пушкина образ фонтана слуховой («немолчный говор»), а у Тютчева визуальный (его специфику задает первое слово «смотри»).
2) образ фонтана наполнен различным содержанием: у Пушкина это фонтан слез, «фонтан любви», знак мира чувств, переживаний, души человека; у Тютчева же это «смертной мысли водомет», образ разума, интеллекта человека. Отмечаем, что в этом – специфика творческой манеры Ф. И. Тютчева, поэта-мыслителя, поэта-философа. Это отмечали уже его современники. И. С. Тургенев писал: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию...»

Афиширование (озвучивание результатов работы в микрогруппах). Эвристическая беседа – заседание ученого совета.

Перед уроком учащиеся получали домашнее задание – провести микроисследование (проанализировать один из уровней художественного текста). На уроке выступление одного учащегося из микрогруппы сопровождается комментариями слушателей (ученого совета). Задача учителя – вовлечь в процесс обсуждения всех детей, обратить их внимание на наиболее сложные моменты. Оговариваем, что наше исследование не претендует на полноту в силу ограниченности учебного времени.

1) Композиция.

Стихотворение композиционно делится на две части: первые 8 строк создают образ непрерывного движения воды в фонтане, как бы иллюстрируют прямое значение слова «фонтан» - струя воды, бьющая вверх. Во второй части речь идет о мысли, разуме человека, задействовано теперь переносное значение слова «фонтан» - неиссякаемый, обильный поток чего-либо (словарная статья – на доске). Подчеркивает двухчастную структуру деление на строфы. Сообщаю детям, что в некоторых изданиях текст не разделен на строфы. Есть ли в этом своя логика? Учащиеся должны подметить неразрывную внутреннюю связь двух частей текста: первая – иллюстрация, наглядная картинка, вторая – размышление. Предполагаем, что сопоставление частей, возможно, поможет нам понять идею стихотворения.

2) Пунктуация.

Вторая строфа более эмоциональна. Если в первой мы отмечаем « спокойные» знаки препинания (запятая, точка, тире, точка с запятой), то вторая строфа «преподносит» нам восклицательный, вопросительный знаки и даже особый синтетический знак препинания

(!..). Это убеждает: философское зерно стихотворения, его идею надо искать именно здесь. Благодаря риторическим восклицаниям и риторическому вопросу вторая строфа вовлекает читателя в авторские раздумья и переживания, в результате прочтение текста становится глубоко личностным.

3) Система образов.

  • Заглавный, центральный образ, видимо, выбран автором не случайно: он лучше других рисует картину вечного, неумолимого движения к высокой цели: воды – к небу, человеческой мысли – к истине.
  • Отмечаем, что в первой части образная система более изобразительна, живописна, радостна. Цветовая палитра оптимистична: «сияющий», «пламенеет», «солнце», «лучом», «огнецветной» и др. Обращаем внимание на удивительный эпитет «огнецветный», авторскую находку.
  • Во второй части стихотворения в центре внимания – образ мысли, живого, активного начала, стремящегося к высокому, запредельному. Вторая строфа наполнена более абстрактными образами. Именно эта строфа, в первую очередь, призвана передать идею стихотворения, стать своеобразным выводом из авторских наблюдений.
  • При всей контрастности глубочайшее внутреннее сцепление частей подчеркивается общим художественным образом луча, взметающегося к небу. Эта деталь уподобляет мысль фонтану. Не случайно в последних строчках эти образы совмещаются.

4) Особенности лексики.

Не имея возможности заняться подробным лексическим анализом текста, обращаем лишь на некоторые особенности лексики.

  • Обилие слов с высокой стилистической окраской, в том числе устаревших слов. Объясняем этот факт обращением автора к высоким темам, его попыткой формулировать общечеловеческие, философские законы бытия (особенно обращает на себя внимание замена слова «фонтан» синонимом «водомет»)
  • Страдательное причастие «осужден» в силу своей грамматической формы пронизано особой болью автора, связанной с пониманием ограниченности человеческого разума.

5) Организация художественного пространства и времени .

Обе части стихотворения, на первый взгляд, в этом плане кажутся однотипно организованными: движение вверх, а затем – неумолимый спуск вниз. В этом движении по кругу есть некая обреченность, ощущение невозможности вырваться за его пределы.

Моделирование.

Анализируем модели художественного пространства, созданные детьми к уроку. Отмечаем, что внимательному взору читателя открывается и то, что эти два круга не идентичны. Первый рисует движение воды (это узкий, материальный мир), а второй – круг мысли (безграничный мир духа). А раз второй круг шире, значит, в этом можно усмотреть, пусть слабую, но все же надежду на то, что стремление к истине – не обреченное «дланью незримо-роковой» движение по замкнутому кругу, а движение по восходящей, по спирали, что это медленное и трудное, но все-таки приближение к истине.

Мои модели – в приложении 2, 3. Делюсь с детьми своим маленьким открытием: буква «ф» - своеобразное отражение композиции текста, еще один вариант ее модели (в ней, помимо двух кругов, обращает на себя внимание стержень посередине, некая вертикаль, соединяющая небесное и земное). Более того, эта буква каким-то волшебным образом напоминает фонтан (имеется в виду ее графический вид).

Художественное время в тексте меняется от начала к концу стихотворения: в первой строфе его можно определить словом «сейчас», во второй – словом «всегда» (подсказывает это слово «закон»). Таким образом, мы отмечаем расширение художественного времени.

В результате подобных наблюдений делаем вывод о том, что Ф. И. Тютчев, при некоторой доле пессимизма, выводит некий общечеловеческий закон, закон неумолимого движения человеческого познания вперед, ввысь, к истине. В этом можно усматривать веру Тютчева в силу человеческого разума, высокий гуманистический смысл данного стихотворения и творчества поэта в целом.

6) Фонетический строй текста.

Интересна фонетическая организация стихотворения. Любопытно все, что за пределами нормы, обычного соотношения гласных и согласных звуков. Исходя из этого обращаем внимание на следующие особенности текста:

  • В стихотворении много гласных. Например, в 3 строке 14 согласных и 9 гласных, а в 6 стихе на 13 согласных приходится 9 гласных. В результате текст, несмотря на авторские размышления об ограниченности человеческих возможностей, поражает ощущением свободы, простора и оптимизма.
  • В тексте много свистящих согласных, например, звуки «с, с, » встречаются 19 раз. В них, видимо, отразилось земное, смертное начало. Только в двух стихах (14 и 15) их нет (там речь идет о высшем, божественном). Зато там много «р» и «л». В этом противостоянии 4 «р» и 4 «л», самых грозных, тревожных, суровых и самых мягких, ласковых – проявление кульминации, высшей точки в развитии лирического сюжета. В этом есть и выход на уровень философии: жизнь – вечное противостояние, вечная борьба, вечное стремление к истине и вечная невозможность достичь ее.

7) Особенности рифмы.

По характеру рифмовки стихотворение могло бы состоять из 4 катренов, объединение же автором 1 и 2, 3 и 4 четверостиший, видимо, сделано намеренно, из композиционных соображений: 1 и 2 катрены рисуют движение воды, 3 и 4 – мысли человеческой.

В каждом катрене наблюдаем опоясанную (охватную) рифму, т. е. рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строки в четверостишии. Такой способ рифмовки в русской литературе встречается нечасто. Эта интересная, изысканная форма гармонична содержанию, подобна движению фонтана. Изобразительность способа рифмовки подчеркивается следующим фактом: в каждом катрене 2 и 3 строки заканчиваются мягкой, деликатной женской клаузулой, а 1 и 4 – мужской, что придает каждому катрену завершенность, законченность. Последний ударный слог в четверостишии – некая точка, вывод из сказанного. В итоге все стихотворение звучит весьма убедительно, суждения автора претендуют на истинность.

8) Символика.

В стихотворении Ф. И. Тютчева достаточно символических, многозначных элементов. Это и образы-символы (фонтан – символ вечного, неостановимого движения, «длань незримо-роковая» - символ любых пределов, трудностей на пути к цели и т. д.), и, к примеру, цифра 4, нашедшая пластическое воплощение в разных элементах текста. В стихотворении 4 четверостишия, оно написано четырехстопным ямбом, в кульминационных 14 и 15 стихах – 4 «р» и 4 «л», наконец, сам образ фонтана (водомета) встречается четырежды (включая название). Символика четверки обращает нас фундаментальным, всеохватным образам: 4 стороны света, 4 времени года, 4 конца креста,4 стадии жизни человека и т. д. Четыре – символ целостности, организации, совершенства, целостности. Видимо, в этом нашли отражение философские и религиозные взгляды поэта-мыслителя, даже словом своим стремящегося к совершенствованию мира.

9) Образ лирического героя.

В стихотворении встает образ лирического героя, безусловно, близкого автору. Это мыслитель, для которого высшая ценность – разум человека. Он восхищается величием мира, космоса, бога и скорбит о невозможности постижения человеком всех тайн бытия. При этом лейтмотивом стихотворения становится мысль о необходимости дерзать, постоянно рваться к небу, запредельному, тем самым неуклонно приближаться к истине. В этом нас убеждает исследование других аспектов поэтического текста.

Идея стихотворения (вывод по итогам эвристической беседы). Резюме ученого совета.

  • O Мир прекрасен и удивителен.
  • O Мысль человеческая пока не всегда способна проникнуть в тайны мироздания.
  • O Нельзя опускать руки, надо всегда стремиться узнать больше, приблизиться к истине. В этом есть обретение человеком некой божественной сущности.

3) Подведение итогов работы (слово учителя).

В завершение разговора отмечаем то следующее:

  • Анализ текста подчеркивает гармоничность, соразмерность всех элементов стихотворения.
  • Внимательное его прочтение позволяет понять в тексте то, что скрыто от взора невнимательного читателя.
  • Лирическое произведение, талантливый художественный текст вообще и поэзия Ф. И. Тютчева в частности требуют не менее талантливого читателя.
  • Даже если сегодня у нас не все получилось, если фонтан нашего коллективного разума не достиг истины, мы все равно молодцы уже в силу своей попытки узнать больше, приблизиться к истине.
  • Благодарю всех за работу.

Рефлексия.

Продолжи начатое предложение (опорные слова записаны на доске).

  • Было трудно...
  • Я научился...
  • Показалось интересным...
  • Мои ощущения...

Самооценка учащихся (запись в дневнике).

4) Домашнее задание

Составь по итогам урока список вопросов, на которые ты хотел бы получить ответы.

5) Поощрение.

В качестве награды за активную, плодотворную, творческую работу учащихся звучит романс на стихи Ф. И. Тютчева «Я встретил Вас...».

 


Читайте:



Поет михаил александрович

Поет михаил александрович

- … Википедия - (23 июля 1914, село Бержи Люцинского уезда Витебской губернии (сейчас Берзпилс, Балвский район Латвии) 2002, Мюнхен, Германия)...

Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография

Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография

Сонька Золотая Ручка , она же Рубинштейн, она же Школьник, она же Бреннер, она же Блювштейн, урожденная Шейндля-Сура Соломониак.Софья Ивановна...

Бим бом пародийная группа

Бим бом пародийная группа

- ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОНЦЕРТНОГО АГЕНТА 123 ШОУ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ, КОНЦЕРТА. Концертно-праздничное агентство 123 ШОУ - заказ звезд юмора на...

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

При оборудовании холодного водопровода зданий или сооружений смывными кранами вместо смывных бачков следует принимать расход воды...

feed-image RSS