Разделы сайта
Выбор редакции:
- Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами
- Как приготовить рыбу тилапию
- Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли
- Медовый торт на водяной бане
- Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками
- Самые нежирные сыры: название, виды, сорта
- Технологическая карта блюд салат цезарь
- Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"
- 200 грамм овсяных хлопьев
- Салат с говядиной и фасолью
Реклама
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Фгос дошкольного образования Распечатать фгос дошкольного образования |
Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная задача дошкольного образования — гармоничное всестороннее развитие ребенка и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и правильной организации учебного процесса. Образовательная система далека от идеала. И причиной этому являются множество факторов. С одной стороны, на законодательном уровне не всегда утверждаются действительно эффективные программы и методики обучения. С другой же, в самих образовательных учреждениях остаются актуальными следующие проблемы:
В связи с имеющимися проблемами в области дошкольного образования был разработан федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155). Актуальную версию ФГОС дошкольного образования на 2016 год вы можете . Каким должно быть дошкольное образование?В общих положениях закона о принятии ФГОС ДО определены основные принципы дошкольного образования, согласно которым:
Идеальная реализация дошкольного образования заключается в следующем: ребенок должен получить гармоничное всестороннее развитие с учётом его индивидуальных особенностей, при этом каждый этап обучения должен вызывать интерес.
Цели введения ФГОС дошкольного образованияЗакон об утверждении единого государственного стандарта в сфере дошкольного образования предъявляет четкие требования к структуре и содержанию образовательной программы и её объёму. Также в положениях ФГОС прописаны требования к профессиональной компетенции сотрудников образовательных учреждений. С помощью федерального стандарта предполагается достижение следующих целей:
Это общие цели, направленные на соблюдение нормативных требованиях в сфере образования. Если же говорить о практическом значении ФГОС и его пользе непосредственно для детей, стандарт призван решать следующие задачи:
ФГОС дошкольного образования 2016: изменения и дополненияВ целом положения федерального стандарта, принятого в 2013-м году, существенно не изменились. Однако внесены некоторые дополнительные требования касательно содержания образовательных программ, адаптированных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие программы должны обязательно включать в себя:
Подобные изменения коснулись также рабочих программ, рассчитанных на внеурочную деятельность. Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт» , которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад" № 31 "Звёздочка"
Тема : Внедрение ФГОС в ДОУ. Цель : знакомство с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ. Задачи : Дать представление о том, что такое ФГОС; В ходе родительского собрания рассказать родителям о преимуществе деятельностного подхода в воспитании и обучении; Уважаемые коллеги! Все вы уже слышали о том, что детские сады, также, как и школы, начинают работать по стандартам . Но что это такое, для чего, а нужно ли это? – я уверена, что многие из вас не готовы дать ответ на эти вопросы. Давайте попробуем ответить на все эти вопросы. Согласно закона «Об образовании » , принятом 29 декабря 2012 года с 1 сентября 2013 года дошкольное образование стало обязательным для всех детей, т. е. стало отдельным уровнем системы обучения, признано первой ступенью общего образования . А это значит, как и все остальные ступени образования , должно осуществляться в соответствии с государственным стандартом . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) вступил в силу с 1 января 2014 года. (Введение ФГОС ДО рассчитано до января 2016 года.) ФГОС ДО - что это такое? ФГОС ДО – принципиально новый для дошкольного образования документ . Англ. standart – норма, образец . Стандарт – это комплекс норм , правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции, устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану. Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, прав любого человека на качественное образование . ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности , отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. ФГОС ДО отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования , которые являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций , специалистов системы образования , семей воспитанников и широкой общественности. Таким образом , ФГОС ДО это своего рода общественный договор, в котором чётко прописаны права и обязанности всех участников воспитательно-образовательного процесса (педагоги, дети, родители) . ФГОС ДО включает в себя требования : Сегодня мы с вами поговорим о программе внедрение ФГОС в ДОУ Что такое ФГОС? Что такое стандарт ? Чем он отличается ФГТ от ФГОС? И почему его называют «Стандарт второго поколения » ? В отличие от других стандартов , ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Стандарт направлен на достижение следующих целей : 1) повышение социального статуса дошкольного образования ; 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования ; 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования , их структуре и результатам их освоения; 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования . Зачем нужен ФГОС дошкольного образования ? Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании , в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования . До сегодняшнего дня действовали Федеральные государственные требования (ФГТ) к дошкольному образованию , которые состояли из двух частей : требований к структуре основной и требований к условиям её реализации. В стандарте появятся требования к результатам, но это не означает, что выпускникам детских садов придётся сдавать экзамены! Никакой итоговой аттестации не будет, это норма закона. При этом с помощью мониторинговых исследований на разных этапах можно и нужно будет фиксировать уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений , родители понимали, над чем работать дальше. Внимание к стандарту будет , более пристальным, потому что дошкольное детство - это тот период жизни ребёнка, когда семья проявляет к нему максимальный интерес. ФГОС включает в себя требования к : структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части , формируемой участниками образовательных отношений ) и их объему; условиям реализации основных образовательных программ , в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; результатам освоения основных образовательных программ . Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем ? Во-первых, дошкольное образовательное учреждение реально превращается в образовательную организацию , в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня. Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования . В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно. Отличие принципиально видно. В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- должна стать основой обучения ребёнка т. е. уйти от монологической речи воспитателя и прийти к тому, что ребёнок станет самостоятельным . Другими словами добывает знания себе сам. Воспитатель лишь сопровождает ребёнка и на первом занятии (образовательная деятельность ) . Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что может ответить, когда ответь, как ответить. Иными словами, нет скованности. Это не означает, что мы не занимаемся. Мы воспитатели занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности, но не требуйте, чтобы ребёнок читал и писал. Всему этому их научат в школе. Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника . Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей главенствующего места, безусловно, положителен. Необходимость отказаться от учебно-дисциплинарной модели образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности уже давно назрела. Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми. Социально-коммуникативное развитие Познавательно развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Образовательные области введены для поддержания баланса между всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны быть представлены в образовательной программе дошкольного образования . Целевые ориентиры дошкольного образования : Инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности; Любознательность; Способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности; Уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, чувство собственного достоинства; Развитое воображение , способность к фантазии, творчеству; Умение подчиняться разным правилам и социальным нормам; Развитая крупная и мелкая моторика; Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности Документ ориентирует на взаимодействие с родителями : родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте , чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса , участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования обеспечивает преемственность с примерными основными программами начального образования , чего не было ранее. В результате принимаемых мер должна измениться организационно-правовая форма дошкольных учреждений , создан сектор автономных некоммерческих организаций. Планируется, что будут развиваться частные дошкольные организации . Внедрение нормативно - подушевого механизма оплаты услуг предоставит родителям возможность выбора между муниципальными и частными учреждениями и организациями, оказывающими услуги дошкольного образования . Стимулирование конкуренции в дошкольном образовании и введение системы муниципального заказа на услуги дошкольного образования выведет на первый план качество образовательной услуги , которое напрямую будет зависеть от понимания каждым детским садом своего места в системе непрерывного образования . Требования к развивающей предметно-пространственной среде : Трансформируемость Полифункциональность Вариативность Доступность Цель дошкольного образования по ФГОС заключается в выявлении и развитии уникального и неповторимого индивидуума. 1 сентября 2013 принят новый Закон «Об образовании», где определен первый уровень образования – дошкольное. Первостепенные его направления:
Основные положения Федерального государственного образовательного стандартаВпервые в нашей просвещенной жизни детство до школы стало специальным уровнем образования, подтверждение этому – внедрение ФГОС. С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. ФГОС – это комплекс обязательных требований, предъявляемых к дошкольному образованию. Он учитывает образовательные нужды некоторых групп детей, включая категории с особенностями здоровья. Создан на базе:
В разработке и исполнении стандарта учитывались территориальные, национальные, этнокультурные отличия народностей нашей страны. СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ: Что написать в должностной инструкции воспитателя, чтобы она соответствовала ФГОСПланирование образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Взаимодействующие стороны образовательной программы дошкольного образования (Программы) - дети, их родители или законные представители, педагоги, организации, осуществляющие образовательную деятельность (Организации), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели. С момента исполнения двух месяцев дети получают право на обучение в Организациях. Действующий ФГОС по дошкольному образованию направлен, в первую очередь, на получение каждым отличного образования и государственную гарантию уровня и качества дошкольного образования; сохранение единства образовательного пространства России. Основные принципы дошкольного образования по ФГОСРасшифровка ведущих принципов ФГОС дошкольного образования: 1. Принцип качественного проживания малышом всех периодов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста). Для его реализации педагог должен разворачивать различные виды активности, поддерживать общение детей со сверстниками и взрослыми, и на этой основе по максимуму увеличить персональное совершенствование ребенка. При этом следует иметь в виду, что каждому возрасту присущ определенный род деятельности. Например, в раннем возрасте это предметная деятельность, которая постигается в тесной связи со взрослыми. Малыш овладевает предметами на основе действий взрослого в качестве примера. Игра становится ведущей деятельностью по достижению дошкольного возраста. Она истощает свое развивающее влияние к 7 годам. В 7 лет, не ранее, ребенок способен управлять своими действиями не только посредством игры. Амплификация (обогащение) детского развития велика, если игры малыша соответствуют его возрасту. Именно посредством игры развивается много требуемых в будущем качеств – вера в себя, интеллект, неординарность. 2. Второй, ключевой принцип ФГОС дошкольного образования – принцип реализации индивидуального подхода, выстраивание учебного процесса таким образом, чтобы учитывались таланты каждого. Ребенок определяет сущность своего образования, а педагог учитывает его особенности при построении работы. Конечно, осуществление этого принципа сегодня осложнено тем, что в группах слишком много воспитанников. Выполнять его реально, если группировать детей по общим признакам. Важное условие индивидуального подхода – изучение межличностных отношений. При внедрении этого подхода учитель создает полноценные условия для лучшего проявления и развития индивидуума. Но такой подход нельзя превращать в учебный процесс, когда педагог обучает определенных воспитанников, а остальные становятся пассивно наблюдающими. Учитель должен ставить общие, увлекательные для всех задачи, налаживать работу. 3. Третий из девяти принципов ФГОС дошкольного образования – сотрудничество взрослых и детей, уважение и принятие ребенка полноценным участником процесса обучения. В основном это происходит посредством игры, но кроме нее имеется множество моделей совместной активности, делающих пребывание в детском саду насыщенным и занятным. Это ведение проектов, чтение разнообразных книг, исследования, творческая деятельность. Здесь очень важна самостоятельность малыша в предпочтении деятельности. Педагог выступает помощником и координатором процесса, содействует и помогает довести дело до успешного итога. Свобода ребенка в совместной активности выражается таким образом, что он может работать один, рядом с другими детьми, или может выбрать партнера. Эти формы работы значимы для претворения в жизнь принципов ФГОС. 4. Поддержка инициативы:
Важно! Что каждому возрасту подходят разные сферы проявления инициативы. В 3 – 4 года - это продуктивная деятельность, когда нужно поддерживать любые достижения воспитанников. Ни в коем случае не использовать критику. Для детей 4 – 5 лет – познание мира вокруг. При необходимости критики действовать надо один на один, и оценивать исключительно их поступки. Для старшего дошкольного возраста – индивидуальное общение и обучение. Воспитатель участвует так:
Новые возможности для карьерного ростаПопробуй бесплатно! Учебная программа: Организация и контроль качества образовательной деятельности в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами. 5. Пятый принцип - сотрудничество с семьей. Самые лучшие результаты прослеживаются там, где родители и педагоги взаимодействуют. Нужно понимать, что совместная работа основана на взаимном доверии, взаимопонимании, взаимовлиянии. Педагогическому коллективу нужно организовать активное участие родителей в учебном процессе и оказать необходимое содействие. Выделяют много видов взаимодействия: · Советы экспертов. · Выставки. · Занятия с участием и детей, и родителей. · Круглые столы. 6. Приобщение детей к социокультурным нормам, семейным, общественным, государственным традициям. Цель, которая преследуется этим принципом – вырастить достойного члена общества; сформировать моральные, духовные устои семьи, общества, государства в целом. Ближайшее окружение, среда проживания детей – это база роста детского кругозора, привлечения детей к традициям. Сначала педагогу необходимо самому ознакомиться с окружающей средой, культурой своего региона; создать выборку материалов, свойственных именно данной местности. Выполнение принципа приобщения к социокультурным нормам и традициям происходит через взаимодействие взрослых и малышей в игре, во время экскурсий, праздников и других мероприятий. Главная задача – поощрение познавательного интереса ребят, воспитание пытливости ума, развитие образного и логического мышления ребенка. Нужно, чтобы постоянно воспитывались и все чувства, от радости до печали. Итогами положительной работы можно считать: · Проявления инициативы, желания действовать. · Интерес детей к явлениям общественной жизни. 7. Формирование познавательного интереса и действий ребенка путем приобщения к разным видам деятельности. Жажду познания у детей можно вызвать, если обеспечить доступность знаний, объясняющих многие явления, с которыми ребенок сталкивается в повседневности. Нужно, чтобы ребята сами проводили наблюдения, тогда хорошо развиваются память, мышление, мировосприятие. Очень важно придерживаться системы в процессе формирования познавательного интереса и активности. 8. Возрастная адекватность дошкольного образование – соответствие условий требованиям возраста и особенностям развития. Здесь берут во внимание специфику возраста, используют формы развития, которые подойдут именно для этой возрастной группы – в первую очередь игра, далее познавательная и экспериментальная деятельность. Каждому возрасту соответствуют определенные формы и методы работы: · Ранний возраст – занятия с движущимися игрушками; эксперименты с песком, тестом, водой, пластилином; контакт со взрослым и развлечения со сверстниками под его присмотром; моторика; навыки самообслуживания; осмысление музыкальных произведений, стихотворений, сказок; просмотр изображений. · Дошкольники – игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская деятельность; понимание художественного чтения; самостоятельность и простейший труд в быту; креативная и моторная активность. 9. Девятый, последний принцип - анализ этнокультурной обстановки. Интерес к культуре, традициям и обычаям страны надо прививать с дошкольного возраста. Этнотолерантность – характеристика члена поликультурного сообщества, имеющая наиважнейшее значение. Младших школьников приобщают к окружающему миру посредством погружения в национальную культуру. Мальчики и девочки, ведомые взрослыми, водят хороводы, поют и демонстрируют полученный опыт в разговорной, музыкальной, художественной деятельности. Интенсивно проводится работа по знакомству дошкольников с народными праздниками, отмечаются государственные торжества. Важное значение придается сказкам, ведь они расширяют понятия доброты, чуткости и справедливости, развивают фантазию и воображение. Подобное построение воспитательного процесса помогает выработать порядочное отношение друг к другу; формировать чувства понимания, принятия, сочувствия к сверстнику. Все это один из базисов этнокультурного развития. Педагогу нужно формировать и поддерживать ощущение гордости за страну в игровой форме и беседах. Ведется активная работа с родителями, так как они оказывают первостепенное влияние на возникновение корректного отношения к иным национальностям в группе. Работу проводят в виде совещаний, круглых столов. Любому учителю следует опираться на расшифрованные выше принципы ФГОС дошкольного образования. Свежий взгляд на систему предлагает ценить ребенка, но не придавать чрезмерного значения его заслугам. Это существенный шаг по направлению к росту ценности образования в ДОУ. Основываясь на принципах ФГОС, оно считается сейчас индивидуальной, очень серьезной стадией жизни ребенка; значимым этапом на бесконечной дороге совершенствования человека. Нормативно-правовая основа для написания Основной Образовательной программы дошкольных образовательных организаций Новый закон Закон РФ "Об образовании" Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" Ознакомиться с законом можно здесь ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС дошкольного образования ФГОС ДОРазработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». _____________ "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)
Порядок организации образовательной деят Новый СанПиН СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" 2013 год СанПиН 2.4.1.3049-13 .docx ________________________________________________________________________________________________ О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ О КОРРЕКЦИОННОМ И ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИMicrosoft Word документ Скачать ____________________________________________________________________________________ О НАИМЕНОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации О НАИМЕНОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИMicrosoft Word документ Скачать _______________________________________________________________________________________________ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации ПОРЯДОК САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙMicrosoft Word документ Скачать ________________________________________________________________________________________________ Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 10.07.2013 № 582 Информация на сайт ОУ.doc ___________________________________________________________________________________ Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Феде-рации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва Единый квалификационный справочник.doc ___________________________________________________________________________________ Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам утвердил федеральный государственный стандарт дошкольного образования. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающихся систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития. Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры". Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Образовательные организации дошкольного образования будут самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные программы на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования, которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в федеральном реестре. Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Подробности Категория: Документы Опубликовано: 16.11.2016 16:37 Просмотров: 56602УТВЕРЖДЕНприказом Министерства образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯI . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее – Программа) организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – Организации), индивидуальными предпринимателями или родителями (законными представителями). Право на реализацию Программы имеют Организации, индивидуальные предприниматели при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. В реализации Программы участвуют дети, их родители (законные представители), педагогические работники и их представители, Организации, федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения. Требования Стандарта являются обязательными при реализации для Организаций и индивидуальных предпринимателей, в случае если иное не установлено настоящим Стандартом. Родители (законные представители) индивидуальные предприниматели, не имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности, могут использовать положения Стандарта при самостоятельной реализации Программы. Получение дошкольного образования в Организациях может начинаться в любой момент по достижении детьми возраста двух месяцев . 1.2. В настоящем Стандарте используются следующие основные понятия: Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Вариативность и разнообразие организационных форм дошкольного образования – обеспечение множественности различающихся между собой форм получения образования, форм обучения, организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Вариативность содержания образовательных программ – обеспечение разнообразия примерных основных образовательных программ. Взаимодействие между физическими и юридическими лицами – партнёрство, направленное на обеспечение качественного образования отдельных государственных структур, семей, бизнеса, институтов гражданского общества. Взрослые – родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации. Группа – основная структурная единица, создаваемая в Организациях или вне их с целью освоения детьми основной образовательной программы. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Также могут создаваться группы детей раннего возраста, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет; группы по присмотру и уходу без реализации основной образовательной программы, обеспечивающие комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня; семейные дошкольные группы. Единство образовательного пространства – обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования. Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Индивидуализация образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Комплексная образовательная программа – программа, направленная на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Возраст детей – младенческий (от рождения до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 7 лет). Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей. Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Парциальная образовательная программа – программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках. Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Преемственность основных образовательных программ – преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней. Психологическая диагностика – выявление и изучение индивидуально‑психологических особенностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем Разнообразие детства – многообразие вариантов протекания периода дошкольного детства, определяемое индивидуальными особенностями самих детей, включая их психофизиологические особенности, в том числе ограниченные возможности здоровья, а также индивидуальными особенностями и возможностями их родителей (законных представителей), социокультурными, региональными, национальными, языковыми, религиозными, экономическими и другими особенностями. Ранняя помощь – семейно-ориентированная комплексная психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям младенческого и раннего возраста, у которых выявлены нарушения в развитии различных функций или отклонения от них, либо риски их возникновения в более старшем возрасте, и находящимся в кризисных ситуациях семьям, воспитывающим таких детей. Самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. Социальная ситуация развития – сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми. Специальные условия образования – специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и без барьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено; Участок – территория, прилегающая к Организации, функционирующей в режиме свыше 5 часов, или находящаяся на небольшом удалении, и представляющая собой открытую зону, приспособленную для реализации программы. 1.3. Стандарт разработан с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка , Конституции Российской Федерации , законодательства Российской Федерации, в основе которых заложены следующие основные принципы: поддержки специфики и разнообразия детства; сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности; осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В Стандарте учтены: ● особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; ● возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации. 1.4. Основные принципы дошкольного образования: полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития; индивидуализации дошкольного образования; содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; партнёрства Организации или индивидуального предпринимателя с семьёй; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности ; возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрастуи особенностям развития); учёта этнокультурной ситуации развития детей; занятия требованиями к условиям реализации Программы, обеспечивающими социальную ситуацию развития личности ребёнка, ключевого места в структуре Стандарта. 1.5. Стандарт направлен на достижение следующих целей: повышение социального статуса дошкольного образования; обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; Формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей; Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; Определения направлений для систематического взаимодействия физических и юридических лиц, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений. 1.7. Стандарт является основой для : Разработки примерных образовательных программ дошкольного образования (далее – Примерные программы); Разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы; Формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций; Объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта к условиям реализации и структуре Программы; Подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, административно-управленческого персонала Организаций и индивидуальных предпринимателей, помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. 1.8. Стандарт устанавливает требования : К структуре Программы и ее объёму; К условиям реализации Программы; К результатам освоения Программы. 1.9. Реализация Программы осуществляется Организацией или индивидуальным предпринимателем на государственном языке Российской Федерации. Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем, на территории республики Российской Федерации, может осуществляться нагосударственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация Программы Организацией или индивидуальным предпринимателем нагосударственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственного языка Российской Федерации. II . ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ И ЕЕ ОБЪЕМУ 2.1. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных и психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в пункте 1.6 Стандарта. 2.2. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 2.3. Программа направлена на: создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим дошкольному возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды/ 2.4. Программа утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ . При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач педагогической работы. Организация может разрабатывать и реализовывать различные Программы для дошкольных образовательных групп (далее – группа) с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток, в том числе групп кратковременного пребывания детей, групп полного и продлённого дня, групп круглосуточного пребывания, и для групп детей разного возраста от двух месяцев до восьми лет, в том числе разновозрастных групп. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания в оспитанников в Организации в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется. 2.5. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области: социально ‑коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; Художественно‑эстетическое развитие; физическое развитие. Социально ‑коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование г отовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках ; формирование основ безопасности в быту, социуме,природе. Познавательное развитие предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно -смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной,и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей : двигательно м , в том числе связанно м с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторыхвидах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определённых видах деятельности: ‑ в младенческом возрасте это непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры; ‑ в раннем возрасте это предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживаниеи действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, савок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность; ‑ для детей дошкольного возраста это игровая, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. 2.7. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребёнка дошкольного возраста: ● предметно-пространственная развивающая образовательная среда; ● характер взаимодействия со взрослыми; ● характер взаимодействия с другими детьми; ● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому. 2.8. Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.4 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы. 2.9. Объём обязательной части Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма; части, формируемой участниками образовательных отношений, – не более 40%. 2. 10 . Программа должна включать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 2. 10 .1. Целевой раздел включает в себя: пояснительную записку; планируемые результаты освоения Программы. Пояснительная записка должна раскрывать: Цели и задачи реализации Программы; Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе возрастные и индивидуальные особенности детей в Организации, их специальные образовательные потребности, приоритетные направления деятельности, специфику условий (региональных, национальных, этнокультурных и др.); Принципы и подходы к формированию Программы. Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, их особых образовательных потребностей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. 2.10.2. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие детей в соответствии с пятью образовательными областями. б) описание форм, способов, средств реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; Характеристика жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; Особенности работы в пяти основных образовательных областях в разных видах деятельности и культурных практиках; Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; Способы и направления поддержки детской инициативы; Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; Иные характеристики, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, формируется участниками образовательных отношений самостоятельно, с учётом (при необходимости) парциальных образовательных и иных программ. Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам воспитанников Организации, а также возможностям её педагогического коллектива; поддержку интересов педагогических работников Организации, реализация которых соответствует целям и задачам Программы; сложившиеся традиции Организации (группы). Данный раздел оформляется в виде одной или нескольких адаптированных образовательных программ, в которых должен быть рассмотрен механизм адаптации Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Содержание раздела должно предусматривать описание специальных условий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в том числе использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на: ● обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; ● освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения данный раздел оформляется авторами Программы так, как они считают целесообразным. 2. 10 .3. Организационный раздел включает описание организации образовательной деятельности и организационно-педагогических условий в Организации, отражает содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для: ● непосредственно образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); ● образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному снуи т.п.); ● взаимодействия с семьями детей по реализации Программы. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения. 2.11. Обязательная часть Программы, в случае если она не дублирует содержание одной из Примерных программ, должна быть представлена развёрнуто в соответствии с пунктом 2.9. Стандарта. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. III
. ТРЕБОВАНИЯ
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Как приготовить рыбу тилапию
- Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли
- Медовый торт на водяной бане
- Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками
- Самые нежирные сыры: название, виды, сорта
- Технологическая карта блюд салат цезарь
- Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"
- 200 грамм овсяных хлопьев
- Салат с говядиной и фасолью
- Сонник: к чему снится Одеяло