Главная - Мистике
Где находится собор нотр дам. И родились диковинные звери. Собор в XIX столетии

Какие ассоциации приходят Вам на ум, когда вы слышите “Нотр-Дам де Пари”?) Мне - Собор, Париж, Квазимодо, Белль и Слава Петкун)) На самом деле ассоциаций для этого места гораздо больше - ведь это главная достопримечательность Парижа, наряду со знаменитой Эйфелевой башней!

Собор Парижской Богоматери - географическое и духовное “сердце” Парижа, построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление. Сегодня, глядя на его целостный и гармоничный ансамбль, невозможно поверить, что собор строился почти двести лет, что он многократно переделывался и капитально реставрировался.


Строительство началось в 1163, при Людовике VII Французском. Историки расходятся в мнениях о том, кто именно заложил первый камень в фундамент собора - епископ Морис де Сюлли или папа Александр III. Главный алтарь собора освятили в мае 1182 года, к 1196 году неф здания был почти закончен, работы продолжались только на главном фасаде. К 1250 году строительство собора в основном было завершено, а в 1315 году закончена и внутренняя отделка.


Строительство западного фронтона, с его отличительными двумя башнями, началось около 1200 года.

Главными создателями Нотр-Дам считаются два архитектора - Жан де Шель, работавший с 1250 по 1265 год и Пьер де Монтрей, работавший с 1250 по 1267 год.


В ходе строительства собора в нём принимало участие много разных архитекторов, о чём свидетельствуют отличающиеся стилем и разные по высоте западная сторона и башни. Башни были закончены в 1245, а весь собор - в 1345 году.


Мощный и величественный фасад разделён по вертикали на три части пилястрами, а по горизонтали - на три яруса галереями, при этом нижний ярус, в свою очередь, имеет три глубоких портала. Над ними идёт аркада (Галерея Королей) с двадцатью восемью статуями, представляющими царей древней Иудеи.

Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции.


Здесь отслужил благодарственный молебен Карл VII, коронованный в Реймсе. А через полтора века состоялась свадьба Генриха IV, который был королем Наварры, и сестры французского короля Маргирите Валуа.

Как и в других готических храмах, здесь нет настенной живописи, и единственным источником цвета являются многочисленные витражи высоких стрельчатых окон.


Во времена Людовика XIV, в конце XVII века, собор пережил серьёзные перемены: могилы и витражи были разрушены.


В ходе Великой Французской революции, в конце XVIII века одним из первых декретов Робеспьера было объявлено, что если парижане не хотят, чтобы “твердыня мракобесия была снесена”, то они должны уплатить Конвенту мзду “на нужды всех революций, какие еще произойдут с нашей помощью в других странах”.


Собор был объявлен Храмом Разума.


Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.



Реставрация началась в 1841 году под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Этот известный парижский реставратор также занимался реставрацией Амьенского собора, крепости Каркассон на юге Франции и готической церкви Сент-Шапель. Восстановление здания и скульптур, замена разбитых статуй и сооружение знаменитого шпиля длились 23 года. Виолле-ле-Дюку также принадлежит идея галереи химер на фасаде собора. Статуи химер установлены на верхней площадке у подножия башен.


В эти же годы были снесены постройки, примыкавшие к собору, в результате чего перед его фасадом образовалась нынешняя площадь.


В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа. До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц. Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX. 18 августа 1239 года король внёс его в Нотр-Дам де Пари . В 1243-1248 при королевском дворце на острове Сите была построена Сент-Шапель для хранения Тернового венца, который находился здесь до Французской революции, когда толпы революционно настроенных граждан, опьяненных “свободой, равенством и братством”, разнесли часовню в щепы. Однако Терновый венец был спасен и в 1809 году передан на хранение в Собор Парижской Богоматери, в котором продолжает находиться вот уже почти два века.


В соборе проявляется двойственность стилистических влияний: с одной стороны, присутствуют отголоски романского стиля Нормандии со свойственным ему мощным и плотным единством, а с другой, - использованы новаторские архитектурные достижения готического стиля, которые придают зданию легкость и создают впечатление простоты вертикальной конструкции. Высота собора - 35 м, длина - 130 м, ширина - 48 м, высота колоколен - 69 м, вес колокола Эммануэль в восточной башне - 13 тонн, его языка - 500 кг.

Главный фасад собора имеет три двери. Над тремя стрельчатыми порталами входов - скульптурные панно с разными эпизодами из Евангелия.


Над центральным входом помещено изображение Страшного суда. По семь статуй поддерживают арки входа. В центре Христос-Судия. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов - один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане - Христос и два ангела с двух сторон.

Двери украшены коваными рельефами. Крыша собора выполнена из свинцовых плиток 5 мм толщиной, уложенных внахлестку, и вес всей крыши составляет 210 тонн.


Верхняя часть собора украшена изображениями гаргулий (торчащие концы балок, украшенные мордами фантастических существ) и химер (это отдельные статуи фантастических существ).


В Средние века химер на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор - архитектор Виолле-ле-Дюк. Выполнили их пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.

Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Перед каждой группой - животное, символ евангелиста: лев - символ Марка, бык - Луки, орел - Иоанна и ангел - Матфея. Все статуи смотрят на Париж, кроме св. Фомы, покровителя архитекторов, который обращен лицом к шпилю.

Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж - роза над входом в собор - частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков (9,6 метров в диаметре). В центре ее Богоматерь, вокруг - сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Две боковые розы на северном и южном фасадах собора в обоих трансептах - по 13 метров в диаметре (самые большие в Европе). При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые.


К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней: у масонов-руководителей французской революции и у возглавляемой ими толпы храм Богоматери вызывал особую злобу, а так как в Париже вакханалия бушевала с особой силой, то и собор Парижской Богоматери пострадал значительно больше других соборов Франции. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение.


Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным продольным, в плане образуют крест, но в Нотр-Даме трансепты несколько шире, чем сам неф. По центру длинного нефа - последовательная серия скульптурных сцен из Евангелия.

В часовнях, расположенных в правой части собора, - картины и скульптуры разных художников, которые, согласно многовековой традиции, преподносятся в дар собору ежегодно в первый день мая.

Паникадило (люстра) собора выполнено из посеребренной бронзы по рисунку Виоле Ле Дюка взамен переплавленного в 1792 году. На фото - потолок собора Парижской Богоматери


Первый большой орган был установлен в соборе 1402 году. Для этих целей использовали старый орган, помещенный в новый готический корпус. Подобный инструмент не мог озвучить огромное пространство собора, поэтому в 1730 году Франсуа-Анри Клико выполнил его достройку. Инструмент состоял из 46 регистров, расположенных на пяти мануалах. При его строительстве использовалась большая часть труб оригинального инструмента, 12 из которых сохранились до настоящего момента. Орган приобрел и свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI.


В 1864-67 годах ведущий французский органостроитель XIX века Аристид Кавайе-Колль выполнил полную перестройку органа. Барочный инструмент приобрел типичное для Кавайе-Колля романтическое звучание. Число регистров увеличили до 86, механическая трактура была снабжена рычагом Баркера. Среди ряда прочих композиторов на этом органе играли Сезар Франк и Камиль Сен-Санс. Должность титулярного органиста собора Парижской Богоматери наряду с должностью органиста собора Св. Сульпиция считается одной из престижнейших во Франции. С 1900 по 1937 год этот пост занимал Луи Вьерн, при котором инструмент был расширен в 1902 и 1932 гг., а его трактура заменена на электропневматическую. В 1959 году консоль Кавайе-Колля была заменена на консоль традиционную для американских органов, а трактура стала полностью электрической, для чего использовалось более 700 км медного кабеля. Однако сложность и архаичность подобной конструкции, а также частые отказы привели к тому, что в процессе очередной реконструкции органа в 1992 году управление инструментом было компьютеризировано, а медный кабель заменен оптоволоконным.


В настоящее время орган имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.


Собор Парижской Богоматери возведен на месте, где когда-то стоял древнеримский храм, а позднее – христианская базилика. Этот собор – олицетворение классической готики, поражающий величием, богатством, красотой главного фасада и легкостью выполненных с восточной стороны ажурных аркбутанов. Величественный и прекрасный Собор Парижской Богоматери на протяжение многих столетий играл роль «сердца» столицы Франции. Здесь проводились императорские коронации и национальные похороны. В 1429 году состоялся благодарственный молебен, после того как Карл VII был коронован в Реймсе. В этом соборе венчались французские короли и королевы, в частности, Генрих IV c Маргаритой де Валуа.

Строительство Нотр-Дам-де-Пари началось в 1163 году во времена правления Людовика VII Французского. Историки расходятся во мнении, кому принадлежит честь заложить первый камень в основании собора – епископу Морису де Сюлли или папе Александру III. Достоверно известно только, что ранее на этом месте существовал гало-римский храм Юпитеру, а позднее – базилика Св.Стефана. Строительство длилось 182 года, и было завершено в 1345 году.

Здание имеет традиционную для католических соборов форму вытянутого креста. Начало строительства пришлось на время, когда готика только входила в свои права как стиль в архитектуре, поэтому, несмотря на доминирование вертикали, горизонталь ещё успешно с ней соперничает. Благодаря этому во всем облике здания прослеживается несравненная четкость. Главный фасад с горделивой высотой башен мощный и одновременно изящный. По горизонтали он разделен галереями на три яруса. В нижнем ярусе имеется три портала – Богородицы, Страшного суда и святой Анны. Между нижним и средним ярусом с главным витражом-розой находится Галерея Королей, которую составляют 28 статуй царей из Ветхого Завета.

Изначальный облик Нотр-Дама искажался временем и бесконечными войнами, приносящими разрушения. В частности, при Людовике XIV были разрушены могилы и витражи, а во время Великой французской революции по приказу Робеспьера – обезглавлены статуи, изображавшие французских королей. Позже выяснилось, что их выкупил один парижанин, якобы планируя использовать в качестве строительного материала. На самом деле новый владелец спрятал статуи под своим домом, где они и были обнаружены в 1977 году.

С 1844 по 1861 год архитектор Виолле-ле-Дюк осуществил реставрацию храма. Кроме стандартных для средневековых базилик эркеров, арок и колоннад, он дополнил здание множеством скульптурных изображений демонов, химер, чудовищ, диковинных птиц, гротескных фигурок злых монстров, которые, выглядывая из самых неожиданных мест фасада, иронично созерцают город с высоты. Кажется, что эти каменные изваяния, взгроможденные на готический пинакль, повисшие над выступом стены, или спрятавшиеся за шпилем, существуют целую вечность, погруженные в свои мысли о судьбах людей, копошащихся далеко внизу. В частности, прообразом для химер послужили средневековые горгульи. К созданию скульптур Виолле-ле-Дюк привлёк 15 скульпторов во главе с Жоффруа Дешоме.


Во время реставрации собор также получил новый дубовый, обшитый свинцом шпиль, высота которого составила 96 метров. Его предшественник был разобран в 1786 году. У подножия шпиля расположились четыре скульптурные группы работы Дешмо. Помимо бронзовых статуй апостолов в каждой группе присутствует животное, символизирующее одного из евангелистов. Поэтому рядом со святым Марком находится лев, Лукой – бык, Иоанном – орёл, а возле святого Матфея – ангел. Лики всех статуй обращены к Парижу, кроме Фомы, который смотрит на шпиль, вероятно, по той причине, что этот святой покровительствует архитекторам.

Одной из наиболее примечательных особенностей в облике Нотр-Дам-де-Пари являются витражи. Помимо своего прямого назначения – обеспечивать естественное освещение в соборе, витражи дополняют внутреннее убранство, заменяя, таким образом, настенную роспись. Большинство витражей были созданы в середине XIXв во время реконструкции. Интересно, что первоначально их предполагалось собрать из прозрачного стекла. Но известный французский писатель Проспер Мериме, который на тот момент был главным инспектором исторических памятников Франции, настоял на том, чтобы их выполнили похожими на средневековые, то есть разноцветными. Что касается витража над главным входом, то он достаточно хорошо сохранился от Средних веков, поэтому его отреставрировали, частично заменив недостающие элементы. В центре розы находится богородица, а на «лепестках» изображены всевозможные сценки из повседневной жизни крестьян, добродетели и пороки, знаки зодиака. Диаметр главного витража составляет 9,6 метров, а двух боковых роз – 13 метров, что делает их самыми большими в Европе.



Собор Парижской Богоматери славится своими колоколами. Самый большой из них звучит в тоне фа-диез, но его используют крайне редко. Четыре других колокола, каждый из которых имеет своё имя (Denise David (фа-диез), Hyacinthe Jeanne (фа), Antoinette Charlotte (ре-диез) и Angelique Francoise (до-диез)) радуют парижан и гостей столицы Франции дважды в день – в 8 и 19 часов.

В Нотр-Дам-де-Пари находится великолепный орган. Первый такой инструмент собор получил в 1402 году. Для этого в новый готический корпус поместили старый орган. В дальнейшем инструмент многократно перестраивали и реконструировали. Значительный вклад в усовершенствование органа в 1733 году внёс Тьерри, после чего в инструменте насчитывалось уже 46 регистров, разместившихся на пяти мануалах. Кроме того орган поместили в новый корпус, фасад которого был выполнен в стиле Людовика XVI. Следующую важную реставрацию провел в 1788 году Франсуа-Анри Клико.

Под руководством выдающегося французского органостроителя Аритида Кавайе-Колля в 1864-1867 годах произошла полная модернизация инструмента. В результате орган получил 86 регистров и механическую трактуру, оборудованную рычагами Баркера. Кроме того несколько изменилось звучание, которое приобрело традиционное для инструментов Кавайе-Колля мягкость.

С 1902 по 1932 год инструмент был в очередной раз расширен, а трактуру заменили на электро-пневматическую. Инициатором нововведений стал Луи Вьерн, который с 1900 по 1937 года служил титулярным органистом собора Парижской Богоматери.

Во время реконструкции 1959 года в органе заменили консоль на американскую, а трактуру – на электрическую. Для последнего усовершенствования было использовано порядка 700 км кабеля. Тем не менее, система оказалась ненадежной и часто выходила из строя, вследствие чего в 1992 году медный кабель заменили на оптический, а консоль компьютеризировали. На сегодняшний день орган является самым большим по числу регистров (111). Он состоит из 8000 труб, более 900 из которых были установлены ещё во времена Тьерри и Клико.

Титулярную должность органиста Нотр-Дам-де-Пари, которая является одной из самых престижных во Франции, сейчас занимают три музыканта: Филипп Лефевр, Оливье Латри, Жан-Пьер Лёгю.

В архитектуре сочетаются два стиля: романский и готический. Отголоски романского стиля мы видим, прежде всего, в трёх порталах со скульптурными изображениями эпизодов из Евангелия. Готическая же лёгкость, устремление вверх, к небу олицетворяет идею монархии и в то же время делает собор потрясающе красивым. Как и положено, собор вытянут с запада на восток на длину 130 метров, его высота 35 метров, а высота колоколен - 69 метров.

Знаменитый западный фасад здания делится на три яруса: Нижний ярус представлен тремя порталами: сценой Страшного суда (с изображением Христа по центру), Мадонны с младенцем и святой Анны. Средний ярус - это галерея королей с 28 статуями (разрушенными во время Французской революции) и ажурным окном - розой XIII века, поражающей зрителя своим сиянием в центре яруса над стрельчатыми арками углублённых порталов. Верхний ярус - башни, высотой 69 метров. Верхняя часть собора украшена изображениями химер, которых не было в период Средневековья. Этих ночных демонов считают стражами собора. Долгое время считалось, что по ночам они оживают и обходят охраняемый объект. А вот по замыслу создателей, химеры связаны с человеческими характерами. Существует легенда, что если долго смотреть на чудовищ в полумраке - они «оживут». Но если сделать фотографию рядом с химерой - человек будет казаться статуей. Самой известной из этих чудовищ считается полуженщина-полуптица Стрикс (la Stryge) (от греч. strigx, то есть «ночная птица»), которая, по мифам, похищала младенцев и питалась их кровью. Гаргульи, имеющиеся в соборе, предназначены для отвода дождевой воды (водосточные трубы). И они являлись скульптурным украшением собора и в Среденевековье.

Каждый колокол на башнях имеет имя. Самый древний из них - Белль (1631 г.), самый большой - Эммануэль. Он весит 13 тонн, а его «язык» - 500 кг. Он настроен на звук фа диез. Эти колокола используют в особо торжественных церемониях, а остальные - звонят ежедневно. На вершину одной из башен ведут 387 ступеней.

Скульптура левого портала «Слава Пресвятой Девы», где Мадонна с Младенцем сидит на троне, по бокам - два ангела, епископ с помощником и царь, достойна особого внимания. В верхней части работы вы увидите сцены Благовещения, Рождества, Поклонения волхвов, а нижняя часть изображения посвящена историям из жизни Анны и Иосифа.

Строение представляет собой пятинефную базилику. Нефы, пересекаясь, образуют крест, как и положено в плане христианского собора. Необыкновенную красоту придают собору витражи, благодаря которым серые стены здания окрашиваются при попадании солнечных лучей, во все цвета радуги. Три круглых окна-розы находятся на западном, южном и северном фасадах, на них вы увидите сцены из Ветхого завета. Главный витраж, расположенный на западном портале, имеет диаметр 9,6 метра. В центре - изображение Богоматери, а вокруг неё - сцены работ на земле, знаки зодиака, достоинства и грехи. Боковые розы, северная и южная, имеют в диаметре по 13 метров.

Часовни, расположенные в правой части собора, привлекают внимание картинами, скульптурами, являющимися дарами собору, приносимыми, по традиции, в первый день мая.

Паникадило собора изготовлено из посеребрённой бронзы по эскизам Виолле-ле-Дюка.

В сокровищнице собора хранится терновый венец Иисуса Христа, привезенный из Иерусалима в Константинополь, заложенный в Венеции и выкупленный Людовиком IX.

Собор расчленен на три части пилястрами вертикально и на три полосы горизонтально. В нижней части открываются три грандиозных портала: портал Пресвятой Девы, портал Страшного Суда, портала Св. Анны.

Слева расположен портал Пресвятой Девы, изображающий ковчег со скрижалями и коронацию Девы Марии. На разделяющем пилястре современное изображение Мадонны с Младенцем. В люнетах в верхней части сюжеты смерти, приобщения к небесному блаженству и Вознесение Богоматери. Нижний фриз портала представляет сцены из ее жизни.

В центре находится портал Страшного Суда. Разделяющий его пилястр изображает Христа, а на своде арки скульптор с большим мастерством изваял изображения Небесных Судей, Рая и Ада. Люнет украшен фигурами Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя.

Ниже с одной стороны стоят праведники, заслужившие спасение, с другой - грешники, которых уносят на вечные муки. На разделяющем пилястре третьего портала Св. Анны расположена статуя парижского епископа V века Св. Марчелло. Люнет занимает Мадонна между двумя ангелами, а по бокам находятся изображения Мориса де Сулли и короля Людовика VII. Ниже можно увидеть сцены из жизни Святой Анны (матери Марии) и Христа.

Пожалуй, прежде всего, взгляд останавливается на центральном портале, представляющем «Судный день». Нижний фриз - это сплошное движение усопших, восстающих из своих могил, тогда как в верхней части восседает Христос, который и вершит Страшный суд. Людей, находящихся по его правую руку, он отправляет в рай, тогда как грешники, находящиеся по левую руку обречены на страшные муки в аду.

Над главным входом помещается огромное круглое кружевное окно - роза 1220-25 гг. диаметром около десяти метров и статуи Мадонны с Младенцем и ангелов. По обе стороны розы открываются окна, разделенные колонкой. Верхняя часть представляет собой галерею из арок, соединяющей две башни, снабженные, в свою очередь, высокими окнами с колонками. Галерею коронуют статуи, изображающие фантастических птиц, чудовищ и демонов, выполненных по рисункам Виолле-ле-Дюка. Поднявшись до колокольной башни по 387 ступенькам, можно полюбоваться прекрасной панорамой раскинувшегося внизу города.

Любопытно, что среди изображённых грешников присутствуют люди, похожие на епископов и монархов, из чего следует, что средневековые мастера имели возможность критиковать сильных мира сего. Мастерам было присуще также и чувство юмора: вокруг арки портала изображены резвые шаловливые ангелы, моделями для которых, как говорят, выступали мальчики из церковного хора.

Вне всякого сомнения, Нотр-Дам-де-Пари , более известный у нас как Собор Парижской Богоматери , является самым узнаваемым христианским храмом в мире, и признанным (наряду с Эйфелевой башней) символом не только Парижа, но и всей Франции. Кроме всего прочего, он является еще самым древним христианским культовым сооружением в городе.

Как это было принято ранее, Нотр-Дам-де-Пари или собор Парижской Богоматери был возведен на месте нахождения древнеримского языческого капища, на котором когда-то приносились жертвы богу Юпитеру. Таким образом, собор должен был символизировать победу истинного христианства над языческими заблуждениями давних цивилизаций.

Само место нахождения храма тоже глубоко символично - он выстроен на острове Ситэ, который находится в самом сердце Парижа. А на площади перед Нотр-Дам-де-Пари установлена бронзовая табличка со знаком «0 км», которая означает, что именно здесь берут начало все дороги мира. Следует сказать, что среди всех готических соборов Франции, которых не так уж и мало на территории страны, Собор Парижской Богоматери занимает исключительное место.

Если принять во внимание, что строительство храма продолжалось ни много ни мало, а почти две сотни лет, то приходится только удивляться, как самым разным зодчим удалось настолько точно передать в его облике все каноны, присущие готике в ее самом сконцентрированном виде.

История строительства Нотр-Дам-де-Пари

Считается, что строительство храма было начато в 1163 году во времена Людовика VII Французского, по инициативе и с благословения парижского епископа Мориса де Сюлли. Хотя историки и затрудняются с определением: кто же именно заложил самый первый камень в основание будущей святыни - сам Морис де Сюлли или же папа римский Александр III. В любом случае достоверно известно, что алтарь храма был освящен весной 1182 года, а через три года после ритуала торжественную службу в нем провел сам Патриарх Иерусалимский.

Понятно, что за такое продолжительное время постройкой храма руководили различные архитекторы. История донесла до нас имена лишь тех, кто принимал участие в завершающей фазе его строительства. Это Жан и Пьер де Шель, Жан Рави и Пьер де Монтрейль. Примечательно, что средства на возведение главной христианской святыни Парижа собирали всем миром. Деньги жертвовал не только король франков, аристократы и ремесленный люд, но даже парижские проститутки, которых тут во все времена хватало. Правда, представительницы самого древнего ремесла предварительно попросили разрешение у духовных властей на принесение этой жертвы. Им было разрешено жертвовать заработанные подобным путем деньги, однако, не открыто.

Фасадную часть храма, с двумя прямоугольными башнями, которые являются на сегодняшний день самыми узнаваемыми отличительными особенностями Собора Парижской Богоматери, начали строить только в 1200 году, то есть почти через 40 лет после его закладки. Окончательно строительство храма было закончено в середине XIII века, а отделка его интерьера была завершена только в 1345 году.

Во времена революционных потрясений, бушевавших во Франции в конце XVIII века, Нотр-Дам-де-Пари подвергся жестокому разграблению и осквернению. Часть его фасадных статуй была разбита, а внутренняя утварь и колокола переплавлены на нужды революции. Долгие годы после этого храм стоял позабытый и постепенно разрушающийся. И только после издания писателем Виктором Гюго в 1831 году своего знаменитого романа, власти начали принимать меры к восстановлению полуразрушенной святыни.

В ходе реставрационных работ, которые проводились в период с 1841 по 1864 год, Собор Парижской Богоматери получил обновленные статуи и витражи на своей фасадной части. Кроме того, у подножия колокольных башен появились оригинальные изображения мифических созданий - гаргулий и химер, которые сегодня так радуют посетителей. Тогда же архитекторы восстановили и главный шпиль собора, демонтированный революционерами, который достигает высоты в 96 метров.

Архитектурные особенности Нотр-Дам-де-Пари

В архитектурном смысле Собор Парижской Богоматери можно определить, как базилику с пятью нефами. Общая длина собора составляет около 130 метров, при высоте сводов - 35 метров. Знаменитые башни Нотр-Дам-де-Пари, которые одновременно являются его колокольнями, вознеслись в небо на 69 метров. Под сводами собора одновременно могут собраться около 9 тысяч человек.

Примечательно, что главный фасад Собора Парижской Богоматери можно визуально разделить на три отдельные части, причем как в горизонтальной, так и вертикальной плоскости. Первый горизонтальный уровень содержит в себе три, богато отделанных орнаментом портала, являющиеся входами в храм. Центральный и самый крупный портал носит название Страшного Суда, левее от него находится портал, посвященный святой Анне, матери Богородицы, а правее - самой Богородице Деве Марии. Причем, левый портал несколько отличается от двух остальных своей верхней треугольной частью. Но это не единственное нарушение общей симметрии, которую может заметить смотрящий снизу человек. Если внимательно посмотреть на колокольни Нотр-Дам-де-Пари, находящиеся на третьем горизонтальном уровне храма, то левая из них окажется немного толще, чем ее правая сестра.

До конца неясно, какой именно смысл заложили зодчие в этих небольших отклонениях от общей симметрии, но то, что эти искажения прибавили храму интереса и загадочности, - является несомненным.

На среднем горизонтальном уровне фасада можно увидеть не менее знаменитую и узнаваемую центральную витражную розу Собора Парижской Богоматери, которая частично содержит в себе средневековые элементы, а частично — восстановленные гораздо позже. Диаметр витражного окна составляет около 10 метров, а по бокам от него можно увидеть небольшие арки со встроенными в них дополнительными окнами. Именно под розой и боковыми окнами находится знаменитая галерея королевских скульптур, содержащая в себе 28 изваяний иудейских правителей, которые являлись предками Спасителя.

Ранее на этом месте находились скульптуры различных французских королей, но во времена Великой французской революции все они по приказу Конвента были сброшены наземь и дополнительно обезглавлены. Часть из них, правда, не так давно была найдена при проведении раскопок в Париже. Нынешние же изваяния были созданы и установлены на фасаде храма только в середине XIX века.

Интерьер храма

Как это было ранее принято в храмовой готической архитектуре, внутреннее пространство собора очерчено его продольными и поперечными нефами, так называемыми трансептами, которые, пересекаясь друг с другом, образуют христианский крест.

По центру самого длинного нефа расположились скульптурные композиции, которые описывают различные сцены из евангельской жизни.

Центральная люстра (паникадило) храма Нотр-Дам-де-Пари была восстановлена по старым рисункам Виолле-ле-Дюка, и заменила оригинал, переплавленный в горниле революционных событий 1792 года. Внутренняя часть храма, его своды и колонны выполнены из серого камня, холодный цвет которого производит на посетителей несколько мрачноватое впечатление.

Следует сказать, что ранее внутри Собора Парижской Богоматери, особенно в его центральном нефе, было еще мрачнее и темнее. Однако после того как реставраторы проделали дополнительные окна в его боковых стенах, освещение стало гораздо лучше.

На самом деле высота центрального нефа храма достигает 35 метров. Но его архитектурные особенности и сравнительная узость стрельчатых сводов придает храму еще большую высоту, воздушность и, как следствие, необыкновенное величие. В соответствии с существующими в готике канонами, храм Нотр-Дам-де-Пари абсолютно лишен какой-либо настенной живописи. Поэтому единственным источником разнообразных цветовых пятен, лежащих на однообразно серых стенах, является солнечный свет, пробивающийся сквозь многочисленные витражные окна. Именно эти разноцветные солнечные зайчики несколько оживляют достаточно аскетическую внутреннюю картину, царящую внутри Собора Парижской Богоматери.

Хотя большинство существующих в храме витражей было восстановлено в середине XIX века, они представляют собой окна, выполненные в соответствии со средневековыми канонами культовых христианских сооружений. Так, скажем, витражи хоров изображают сцены из земного пути нашего Спасителя, а вот витражи боковых сцен уже посвящены отдельным моментам из жизни прославленных христианских святых.

Окна, освещающие центральный неф храма, украшены изображениями библейских персонажей, ветхозаветных пророков и апостолов. Боковые капеллы изобилуют витражами, освещающими земную жизнь Пресвятой Богородицы. А вот самый известный витраж Нотр-Дам-де-Пари, расположенный на его фасаде, представляет собой розу, содержащую более восьми десятков известных сцен из Ветхозаветной истории.

Терновый венец Спасителя — храмовая реликвия Нотр-Дам-де-Пари

Внутри храма сберегается одна из самых почитаемых святынь христианского мира - , который был надет на голову Христа-Спасителя перед его распятием на Голгофе. Интересна история, повествующая о том, как данная реликвия попала в главный парижский храм.

Долгое время Терновый венец, после трагических и величественных иерусалимских событий, хранился на горе Сион, а затем, в 1063 году, был доставлен в столицу Византийской империи Константинополь. Однако в 1204 году Константинополь, на древние мощеные улицы которого в течение тысячи лет не ступала нога никакого неприятеля, пал под ударами армии христиан-крестоносцев. Крестоносцы, подвергшие византийскую столицу безжалостному разграблению, захватили и драгоценный трофей - Терновый венец Спасителя.

Со временем, один из обедневших Латинских императоров по имени Балдуин II, в распоряжении которого находилась данная святыня, заложил ее византийским купцам, а затем предложил своему двоюродному брату Людовику IX выкупить ее у них.

Таким счастливым образом, в 1239 году Терновый венец Христа попал в Париж, где для его хранения по личному приказанию короля была построена специальная часовня.

Во времена Великой французской революции, опьяненная свободой парижская чернь, камня на камне не оставила от этой часовни, однако христианская святыня была заранее спрятана, и вернулась на свое место только в 1809 году. С тех пор Терновый венец Христа неизменно находится в Соборе Парижской Богоматери и привлекает к себе ревностных христиан со всего Света.

Следует сказать, что данная святыня периодически выносится в центр храма для поклонения прихожанам каждую первую пятницу нового месяца.

Словом, если вам когда-либо представится возможность побывать в Париже, то Собор Парижской Богоматери должен быть в обязательном порядке внесен в список достопримечательностей, которые в любом случае следует посетить. Ведь именно в нем сосредоточена духовная и историческая сердцевина одного из самых свободолюбивых и загадочных народов мира.

Метки: ,

Мюзикл «Нотр-Дам де Пари»

Что для вас значит мюзикл «Нотр-Дам де Пари»? Это популярнейшее произведение мало кого оставило равнодушным, оно обладает необыкновенной завораживающей силой. В чем же кроется его секрет? Может быть все дело в зрелищной постановке, необыкновенной истории о любви и предательстве, рассказанной гениальным Гюго? Либо все дело в потрясающей музыке, в которой переплетается французский шансон и цыганские мотивы? Только представьте, ведь в этом произведении содержится 50 песен, посвященных самому светлому и сильному чувству – любви, и практически все они стали настоящими хитами.

Действующие лица

Описание

Эсмеральда красавица-цыганка, пленившая сердца сразу нескольких мужчин
Квазимодо уродливый звонарь, которого воспитывал Фролло
Фролло архидьякон Собора Парижской Богоматери
Феб де Шатопер капитан королевских стрелков, увлеченный танцовщицей
Клопен Клопен
Клопен юная невеста Феба де Шатопера
Гренгуар поэт, которого спасла от смерти Эсмеральда



  • На кастинг, проводимый для русской версии мюзикла, пришло рекордное число претендентов – около полутора тысячи, и лишь 45 из них были взяты в состав труппы.
  • Для постановки российской версии было потрачено около 4,5 млн долларов, а собрано за все время показа в московском театре 15 млн.
  • К 2016 году общее количество зрителей, посмотревших спектакль по всему миру составило более 15 млн. человек.
  • Стоит отметить, что автор знаменитого «Нотр-Дама» написал еще и мюзикл на довольно непривычную для себя русскую тему. Это произведение он назвал «Декабристы», разработкой либретто занимался поэт Илья Резник.
  • В настоящее время в нашей стране гастролирует укороченная версия мюзикла Александра Маракулина. Артисты труппы даже стали фигурантами уголовного дела о нарушении авторских прав.
  • В Нижнем Новгороде была поставлена пародия на спектакль с практически идентичными декорациями.
  • Не обошлось во французской постановке мюзикла и без некоторых ляпов. Так, было замечено, что на стене есть запись анархия, хотя предполагалось изначально другое слово – ананке, что означает рок. Уже в новой могадорской версии спектакля это слово исправили на верное.

Популярные номера:

Belle (слушать)

Dechire (слушать)

Vivre (слушать)

Le temps des cathédrales (слушать)

История создания


Удивительно, но этот мюзикл стал популярным еще до своей премьеры благодаря тому, что был выпущен диск с записями некоторых синглов (16 песен). Представленные композиции произвели небывалый фурор и стремительно начали завоевывать сердца публики. Премьера, состоявшаяся 16 сентября 1998 года в Париже во Дворце конгрессов, прошла с оглушительным успехом. Партию главной героини исполнила Ноа (в записи), а затем Элен Сегара, роль Квазимодо досталась Пьеру Гарану (Гару) , Феба – Патрику Фьори, Гренгуара – Брюно Пельтье, Фролло – Дариэлю Лавуа. Режиссером выступил француз Жиль Майо, который был на тот момент известен широкой публике своими постановками. В целом, представление получилось немного непривычным, ведь оно отличалось от устоявшегося формата мюзиклов Эндрю Ллойда Уэббера и Клода-Мишеля Шонберга: минималистское оформление сцены, современная балетная хореография, непривычный формат.

Песни из мюзикла тут же стали возглавлять разные хит-парады, а самая популярная из них «Belle» и вовсе стала настоящим мировым хитом. После своего успеха во Франции, мюзикл отправился в свое триумфальное шествие по другим странам мира.

В 2000 году композитор создал вторую редакцию мюзикла, и уже эта версия была представлена в театре «Могадор». Именно этот вариант использовали для русской, испанской, итальянской, корейской и других версий.


Российская премьера успешно прошла 21 мая 2002 года в театре «Московская оперетта». Постановкой занялся приглашенный из Великобритании режиссер Уэйн Фоукс. Когда только приступили к работе над партитурой, Юлий Ким, отвечавший за перевод либретто, признался, что это было достаточно сложно сделать. Более того, таким кропотливым процессом занимались не только профессиональные поэты. Именно поэтому автором перевода композиции «Belle» стала Сусанна Цирюк, ей же принадлежит текст к песням «Жить», «Пой мне, Эсмеральда». А вот перевод сингла «Моя любовь» вовсе сделала школьница Дарья Голубоцкая. Стоит отметить, что в нашей стране спектакль раскручивался также по европейскому образцу: примерно за месяц до премьеры была запущена песня «Belle» на радиостанции в исполнении Вячеслава Петкуна (Квазимодо), которая тут же стала популярной. Элементы западного стиля присутствуют и в хореографии.

В 2011 году было решено организовать международную труппу, которая включала в себя артистов из разных стран, совершившую мировое турне. Каждый раз ее встречала восторженная публика и бурные овации. До сих пор этот мюзикл с успехом звучит на различных сценах мира. За все время существования он был показан в 15 различных странах и переведен на семь языков.

 


Читайте:



Святые никита и евстафий

Святые никита и евстафий

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите...

Великомученики никита и евстафий

Великомученики никита и евстафий

Царствование императора Траяна жил в Риме воевода, по имени Плакида . Он происходил из знатного рода и обладал большим богатством. Его храбрость на...

Вкуснейшая рыба в сливочном соусе

Вкуснейшая рыба в сливочном соусе

Для начала необходимо приготовить заварной соус бешамель. Для этого растопить (не кипятить) маргарин или сливочное масло. Всыпать ложку муки,...

Как сделать пончики в домашних условиях

Как сделать пончики в домашних условиях

Пончики донатс, пышки, пампушки – как только не называют эту пышную и нежную выпечку! Существуют самые разные рецепты: пончики готовят с творогом и...

feed-image RSS