Разделы сайта
Выбор редакции:
- Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит
- «Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы
- К чему снятся рельсы по соннику
- К чему снится внучка? Если снится внук
- К чему снятся рельсы по соннику
- Как испечь пирог манник простой рецепт
- Оригинальный рецепт с рыбой
- Вкусный тыквенный суп-пюре от юлии высоцкой
- Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Яблочная шарлотка в мультиварке
Реклама
Какие проблемы затрагивает гоголь в повести портрет. «Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. В. Гоголя ("Портрет"). Искусство и гармония в повести н. гоголя «портрет» |
Сюжет, герои, проблематика одной из повестей Н. Гоголя Путешествие портрета. Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник, получает вдруг все о чем мечтает: деньги, славу, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам…» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но на яву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и приснившийся сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, «подсказываемые рассудком», были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Но давно бедствующий художник мечтал и о другом: «извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, « прокатился два раза по городу в карете без всякой причины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи: «…Однако мсье Ноль… ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля? Кто этот Ноль?- спросил художник. Мсье Ноль. Ах, какой талант!» Одной шуткой передан и уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это, может быть, только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что художник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе… Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». И вот, со временем, Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был портрет, с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что может сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтоб стать рабом. Не зря еще в самом начале предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец». Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если бы не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его и не сказав ни слова выбежал он из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это стало главной страстью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной умирает он в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета. Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Как и Чартков, еще молодым художником, он встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит писать его портрет. Слухи об этом ростовщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но как художник, он все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно глядят с портрета. Но, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Художник понимает, что написал дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтоб очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит, как святой: «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего… Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла. Выходные данные сборника: ИСКУССТВО И ГАРМОНИЯ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ» Трухина Мария Викторовна аспирант кафедры общего литературоведения и журналистики Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, РФ, г аратов E - mail : maruska -08@ yandex . ru ART AND CRAFT IN THE STORY «PORTRAIT» BY N.V. GOGOL Maria Trukhina graduate student Study of Literature and Journalism department of Saratov State University, Russia Saratov АННОТАЦИЯ В статье проводится краткий анализ повести Н.В. Гоголя «Портрет» с точки зрения взаимодействия мотива гармонии и противопоставленных друг другу понятий «искусства» и «ремесла». ABSTRACT In the article the story «Portrait» by N.V. Gogol are studied in terms of interaction of the motive of harmony and two concepts, which are opposed to each other - the concept «art» and the concept «craft». Ключевые слова: Гоголь; искусство; ремесло; гармония; художник. Key words: Gogol; art; craft; harmony; artist. Повесть Н.В. Гоголя «Портрет» построена на противопоставлении друг другу понятий «искусства» и «ремесла». Отмечали это в своих работах многие гоголеведы. Оппозиция этих двух понятий возникает с первых строк: картины в лавочке, куда случайно забрел Чартков, вызывают восхищение народа и недоумение художника. Он искренне не понимает, что именно привлекает народ в этих незамысловатых картинках, в которых всё карикатурно, неправдоподобно, нарочито, бесчувственно. Герой мысленно называет их «дряхлой бездарностью, которая самоуправно стала в ряды искусств» . Своим чутьем художника Чартков выхватывает из общей истинно живые картины - неслучайно он останавливается перед портретом старика и замирает. Еще не подозревая, что перед ним не совсем обычная картина, Чартков ощущает силу кисти художника, рисовавшего портрет. Различается природа этих картин, природа самого порыва, по воле которого они были созданы. Творчество (живописное, музыкальное, архитектурное, литературное) - это своеобразная попытка преодолеть дисгармонию, возникающую в результате внутренних противоречий человека или неприятия им окружающей действительности. Создавая произведение, автор трансформирует мучающие его сомнения в художественные образы, ведет диалог с собой и адресатом. Искусство призвано гармонизировать душу человека (автора и вероятного читателя) и окружающую его реальность, именно поэтому истинные произведения искусства всегда совершенны и гармоничны в единстве всех своих структурных элементов. В этом главное отличие от графоманских опытов на литературном поприще, от музыки, удовлетворяющей неприхотливые запросы толпы, картин, написанных «по заказу» - от того, что принято теперь называть «массовой культурой», «попсой», «кичем». Искусство - творческий порыв души; ремесло - средство заработка. Искусство живо по своей природе; ремесло, внешне подделывающееся под творчество, - мертво. Именно это различие улавливает Чартков, творец по натуре. Но чувствовать, понимать творчество, быть талантливым и служить искусству - не одно и то же. Свои незаурядные способности Чартков теряет в погоне за модой, деньгами, славой. Как только жизнь ставит его перед выбором искусства или ремесла, он выбирает второе. И огонек его таланта постепенно угасает: в конце первой части повести перед нами обозлившийся на весь свет человек, понимающий, что выменял свой талант на роскошную жизнь и почести, в которых, к его сожалению, не может развиваться дарование, - слишком много отвлекающей от прекрасного суеты. Кроме того, богатство и слава обеспечивают комфорт, притупляют чувства, обостряющиеся в сложных ситуациях. А способность тонко чувствовать и осознание несовершенства реальной действительности вызывают дисгармонию, в какой-то степени необходимую для творческого процесса. Чартков не может устоять перед искушением и покупает себе славу и известность на деньги, выпавшие из-под рамы таинственного портрета. Первое время его дар художника еще дает о себе знать: Чартков пытается не просто выполнять заказы, а творить - он увлекается работой, с замирающим дыханием ловит оттенки, не замечает, как бежит время. Однако даме, заказавшей портрет, не хочется видеть то, что есть на самом деле, она хочет, чтобы ее дочь была другой, не такой как в жизни: без легкой желтизны кожи, без слабо заметной голубизны под глазами, без темных пятнышек тени на лице. Иными словами, заказчица желает, чтобы дочь стала «абсолютным» совершенством. Но внешнее совершенство холодно и мертво, ему не стать живым, животворным, не стать искусством. Чартков пытается сопротивляться, стремится придать портрету больше сходства с оригиналом, но не столько для того, чтобы остаться верным своему признанию, сколько «дабы не укорил его кто-нибудь в решительном бесстыдстве» . В этот момент, когда он работает над первым портретом на заказ, Чартков словно находится на перепутье. Как пишет В.Ш. Кривонос, «находясь, подобно герою «Пиковой дамы», на распутье, Чартков выбирает один из двух возможных путей» . Но быстрый успех не приносит ему счастья, это мираж, иллюзия, которая рассыпается в прах при сравнении с настоящим искусством. Присланное из Италии произведение одного из друзей юности Чарткова поражает не только его самого, но и всех без исключения: «Вошедши в залу, Чартков нашел уже целую огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. Глубочайшее безмолвие, какое редко бывает между многолюдными ценителями, на этот раз царствовало всюду» . Все те годы, пока Чартков предавался упоению славой и трате денег, его товарищ усердно трудился, «всем пренебрегал он, все отдал искусству» . Только так, отрешившись от мирской суеты, не гоняясь за мнимыми ценностями, не обращая внимания на толки общества, можно создать настоящий шедевр. Показательно, что в повести нет ни фамилии, ни имени художника, чье творение так подействовало на зрителей. Неслучайно этот персонаж остается безымянным, имя ему - Художник, Мастер, Творец. Настоящий художник не гонится за признанием толпы, шедевры не создаются на потеху праздной публике. Процесс создания произведения искусства - это невозможность «промолчать», не высказать. Гёте говорил о том, что если бы он не написал роман «Страдания юного Вертера», он не смог бы жить дальше. Творец, как «проповедник, обязан во что бы то ни стало поведать миру его, мира, зло, громко, во всеуслышание провозгласить людям их общий грех - ужасное ослепление и попустительство злу» . Ремесленик, даже научившись сносно подражать искусству, не способен достичь этой цели. Осознание пропасти между ним и истинным Художником поражает Чарткова громом небесным. Как ни силится продавший свой дар герой сказать какое-нибудь «обыкновенное, пошлое суждение зачерствелых художников» , он не может остаться равнодушным: «рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы» . То, что происходит с Чартковым, напоминает синдром Стендаля (при синдроме Стендаля человек, пораженный произведением искусства, необычайно остро воспринимает все эмоции, как бы переносясь в пространство изображения; реакции жертв синдрома различны, вплоть до истерии или попыток разрушить картину). Сначала он не может сдержать рыдания, потом начинает «скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал в куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслажденья» . Однако такая реакция вызвана не столько восхищением, сколько завистью, пониманием того, что ему самому никогда не написать подобной картины, не создать столь прекрасного, чистого, гармоничного произведения. Он пытается вернуть утраченный талант, снова берется за кисть, но граница, которую он перешел много лет назад прочно отделяет его от прошлого: «…граница не допускает обратного движения: переступивший ее навсегда остается по другую сторону» . Чартков винит в потере дара портрет старика, приобретенный им в лавке много лет назад, портрет, который принес ему тысячу золотых, положивших начало его славе. Но странный портрет лишь дает Чарткову средства, возможность стать известным, так как, получая деньги, молодой художник оказывается перед выбором: жить на них долгое время, делая лишь необходимые траты, посвятив себя упорному труду и искусству, или громко заявить о своих «талантах», чтобы приобрести клиентов и заказы, а значит славу и богатство. Таким образом, портрет старика всего лишь формальное воплощение той самой границы, после которой для Чарткова больше нет пути назад: «Гоголь использует в «Портрете» разработанный в фольклоре принцип персонификации границы в образе того или иного существа, предмета или места. Так, граница персонифицируется здесь и в образе страшного старика, и в образе его портрета» . Действительно, склонность к написанию «портретиков» и к щегольству была у Чарткова задолго до приобретения им странного портрета. Не зря предупреждал его профессор: «Берегись; тебя уж начинает свет тянуть; уж я вижу у тебя иной раз на шее щегольской платок, шляпа с лоском...» . Небезосновательны были опасения профессора - Чартовым временами овладевало отчаяние, и он готов был бросить свой напрасный, как ему казалось, труд: «Да ведь что пользы? этюды, попытки - и все будут этюды, попытки, и конца не будет им. Да и кто купит, не зная меня по имени? да и кому нужны рисунки с антиков из натурного класса, или моя неоконченная любовь Психеи, или перспектива моей комнаты, или портрет моего Никиты, хотя он, право, лучше портретов какого-нибудь модного живописца? Что, в самом деле? Зачем я мучусь и, как ученик, копаюсь над азбукой, тогда как мог бы блеснуть ничем не хуже других и быть таким, как они, с деньгами» . Творчество Чарткова подтверждало двойственность его натуры и сомнения профессора: «У тебя и теперь уже что-то начинают слишком бойко кричать краски» . Таким образом, портрет старика и дьявольская сила, заключенная в нем, явились не причиной отказа Чарткова от истинного искусства, а лишь поводом, своеобразным катализатором этого процесса. Чартков противоречив по своей природе: с одной стороны, он обладает незаурядным талантом, с другой стороны, он не способен выдержать все тяготы, связанные с упорным достижением цели, со следованием по пути Искусства. И если в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» нечистая сила становилась причиной разладов между персонажами, существующими в гармонии с самими собой и окружающим миром, проводником хаоса в мир людей, то в «Портрете» она лишь ускоряет ход событий, обнажая и усиливая изначальную неоднозначность натуры Чарткова. Роль фантастических элементов в «Портрете» кардинально отличается от упомянутых уже «Вечеров…», это отмечал еще Н.И. Мордовченко, призывая сравнивать здесь Гоголя не с самим собой, более ранним, но скорее с Бальзаком и его «Шагреневой кожей». Но история Чарткова - это только первая часть повести, из которой мы почти ничего не узнаем о самом портрете, приобретенном молодым художником. Мы не знаем, кто изображен на портрете, как он оказался в лавке, куда забрел Чартков, когда и кем он написан. Единственное, что можно сказать, - портрет написан истинным Художником: «Как ни был поврежден и запылен портрет, но когда удалось ему счистить с лица пыль, он увидел следы работы высокого художника. Портрет, казалось, был не кончен; но сила кисти была разительна» . Удивляет одно: портрет - это тоже произведение искусства, почему же нет в нем стремления, внутренней предрасположенности к гармонии, почему он провоцирует зависть, злость, разрушение? Но картина необычна, странна: «Они [глаза] просто глядели, глядели даже из самого портрета, как будто разрушая его гармонию своею странною живостью» . Нет гармонии в портрете, хоть он и написан талантливым художником. Но сам мастер, создавший его, говорит: «Это не было созданье искусства, и потому чувства, которые объемлют всех при взгляде на него, суть уже мятежные чувства, тревожные чувства, - не чувства художника, ибо художник и в тревоге дышит покоем» . Действительно, на портрете изображен ростовщик (об этом, как и об истории создания портрета рассказывается во второй части повести), обладающий странной тёмной силой: «Вот бы с кого мне следовало написать дьявола», - думает художник про старика. Дьявольская сила, заключенная в портретную раму, разрушает гармонию картины. Произведение искусства перестает быть таковым, портрет становится лишь окном, через которое силы зла могут проникать в мир: «Портрет, из которого, как из иного мира, глядит изображенный на нем «старик», <…> играет роль ока-окна, используемого как "опасный канал связи между мирами”» . Портрет ростовщика разрушает не только собственную гармонию, гармонию одной картины, но будто бы восстает против искусства в целом: в первой части повести нам поведана история загубленного таланта Чарткова, во второй - история создателя портрета, его борьбы с дьявольской силой, которая поработила его волю и талант: работая над картиной для церкви, «он всем почти фигурам придал глаза ростовщика» . Нечистая сила завладевает душой художника, он не может избавиться от ее влияния. В связи с этим вспоминается «Ночь перед Рождеством»: Вакула малюет на церковной стене святого Петра, изгоняющего нечистого из ада, а черт всеми силами пытается помешать художнику. Он «толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора» . В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» искусство безоговорочно сильнее нечисти. Попытки черта помешать Вакуле закончить работу не только не увенчиваются успехом, они смешны и похожи скорее на каверзы безобидного озорника. Дьявольская сила в «Портрете» не шалит - она отчаянно и мрачно старается уничтожить Художника, чтобы не принесли вышедшие из-под его кисти произведения в мир гармонию. И на какое-то время гений и искусство оказываются порабощенными дьявольской силой. Однако истинное искусство и заключенное в нем стремление к гармонии все равно оказываются сильнее. Верный своему призванию художник удаляется от мирской суеты, ведет аскетический образ жизни и, наконец достигший просветления, пишет чудесную картину: «По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур» . Таким образом, истинного художника, верного своему призванию и пути, нечистая сила может сломить на время, но одолеть - никогда. «Портрет» Н.В. Гоголя - история испытания дьявольским искушением двух художников: Чарткова - славой и деньгами, создателя портрета - возможностью изобразить «духа тьмы». Один из них остается верен себе и служению искусству, другой - теряет талант, а затем и самого себя. Но «талант есть драгоценнейший дар Бога» , а «намек о Божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве» , и потому искусство превыше всего, сильнее дьявольской силы. Оно не терпит суетливой погони за славой, деньгами, успехом, оно требует упорного труда и растворения мастера в своем деле, полной погруженности в творчество. Искусство даёт силы противостоять разрушению и злу, выстоять в борьбе против дьявольского искушения. Оно помогает сохранить или вернуть гармонию в душу творца и людей. Список литературы: 1.Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. в 14 т. Т. 1. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1940. - 556 с. 2.Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. в 14 т. Т. 3. М.; Л. : Изд-во АН СССР, 1938. - 728 с. 3.Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. Л. : Гос. изд-во художеств. лит., 1959. - 532 с. 4.Кривонос В. Повести Гоголя: пространство смысла. Самара: Изд-во СГПУ, 2006. - 442 с. 5.Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме. М., 1996. - 413 с. Намек о божественном, небесном заключен Гоголя всегда интересно читать. Даже известные, потертые вещи начинаешь читать и увлекаешься. А тем более повести малоизвестные. Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и переносишься в интереснейший мир, порой мистический, а порой и самый житейский. В повести «Портрет» присутствует и то и другое. Автор ставит своего героя в небывалую ситуацию: бедный, талантливый художник, получает вдруг все о чем мечтает: деньги, славу, через таинственный портрет, который он сам покупает на последние деньги у торговца. Его странно привлекают глаза изображенного на портрете. Словно живой взгляд удивляет всех своей силой и страшной правдоподобностью. В ту же ночь Чартков видит странный полусон-полуявь. Ему снится, что старик, изображенный на портрете, «пошевелился и вдруг уперся в рамку обеими руками. Наконец приподнялся на руках и, высунув обе ноги, выпрыгнул из рам...» Во сне Чартков видит у старика 1000 червонцев, но на яву деньги действительно оказываются в раме портрета. Квартальный неосторожно задевает раму, и приснившийся сверток падает перед Чартковым. Первые мысли, «подсказываемые рассудком», были благородны: «Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником». Но давно бедствующий художник мечтал и о другом: «извнутри раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на золото, не то заговорили в нем двадцать два года и горячая юность». Чартков и не заметил, как накупил себе нарядов, «прокатился два раза по городу в карете без всякой причины», побывал в ресторане, у парикмахера и переехал на новую квартиру. Головокружительная карьера свалилась на него. О нем напечатали в газете, и появились первые заказчицы. Знатная дама привела свою дочь, писать с нее портрет. Гоголь ни в одном из своих произведений не обходится без комичных моментов. Здесь очень меткая шутка восторгов дамы по поводу живописи: «...Однако мсье Ноль... ах, как он пишет! Какая необыкновенная кисть! Я нахожу, что у него даже больше выраженья в лицах, нежели у Тициана. Вы не знаете мсье Ноля? Кто этот Ноль?- спросил художник. Одной шуткой передан и уровень и интересы светского общества. Художник с большим интересом и еще не утраченным талантом начал писать портрет. Он передавал холсту все оттенки юного лица, не пропустил и некоторую желтизну и едва заметную голубую тень под глазами. Но матери это не понравилось. Она возразила, что это, может быть, только сегодня, а обычно лицо поражает особой свежестью. Исправив недостатки, художник с огорчением заметил, что пропала и индивидуальность натуры. Желая все же выразить то, что он подметил в девушке, Чартков переносит все это на свой старый эскиз Психеи. Дамы же приходят в восторг от «сюрприза», что художник придумал изобразить ее «в виде Психеи». Не сумев переубедить дам, Чартков отдает портрет психеи. Общество восхищалось новым талантом, Чарткову посыпались заказы. Но это было далеко не то, что дает возможность развиваться живописцу. Здесь Гоголь тоже дает волю юмору: «Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе... Мужчины тоже были ничем не лучше дам. Один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы побольше было прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой бы четкими словами было написано: «Всегда стоял за правду». И вот, со временем, Чартков становится модным, но, увы, пустым живописцем. Причиной тому, конечно, был портрет, с его дьявольскими чарами. Но через фантастический сюжет автор показывает, что может сотворить с человеком слава и богатство. Не обязательно покупать волшебный портрет, чтоб стать рабом. Не зря еще в самом начале предупреждает профессор, его наставник: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец». Постепенно пропадает творческое стремление, трепет. Занятый балами и визитами художник едва набрасывает основные черты, оставляя дорисовывать ученикам. Уже и тот талант, который пробивался в нем вначале, бесследно угас за приукрашиванием чиновников, дам, их дочерей и подруг. На пьедестал, который раньше занимала живопись, взгромоздилась страсть к золоту. Золото стало для Чарткова всем. Оно заполонило бы его жизнь полностью, если бы не одно событие. Академия художеств пригласила знаменитого Чарткова оценить привезенную из Италии картину русского художника. Увиденная картина так поразила знаменитость, что он даже не смог выразить заготовленное пренебрежительное суждение. Живопись была так прекрасна, что всколыхнула в нем зачерствевшее прошлое. Слезы задушили его и не сказав ни слова выбежал он из залы. Внезапное озарение погубленной жизни ослепило его. Осознав, что никогда не вернуть убитый талант, ушедшую молодость, Чартков становится страшным чудовищем. Со зловещей алчностью начинает он скупать все достойные произведения искусства и уничтожать их. Это стало главной страстью и единственным его занятием. В итоге безумный и больной умирает он в жуткой горячке, где везде ему чудится портрет старика. Отовсюду смотрят на него страшные глаза с портрета. Но еще один герой, о котором говорится только во второй части повести, поступает иначе. Как и Чартков, еще молодым художником, он встречает очень необычного человека, ростовщика, который просит писать его портрет. Слухи об этом ростовщике ходят очень таинственные. Все, кто связывался с ним, обязательно попадали в беду. Но как художник, он все же берется писать портрет. Сходство с оригиналом выходит поразительное, глаза словно глядят с портрета. Но, написав ростовщика, художник осознает, что не сможет больше писать чистые образы. Художник понимает, что написал дьявола. После этого он навсегда уходит в монастырь, чтоб очиститься. Седым старцем он достигает просветления и, берясь за кисть, уже способен писать святых. Давая наставления сыну, он сам говорит, как святой: «Намек о божественном, небесном заключен для человека в искусстве, и потому одному оно уже выше всего... Все принеси ему в жертву и возлюби его всей страстью, не страстью, дышащей земным вожделением, но тихой небесной страстью: без нее не властен человек возвыситься от земли и не может дать чудных звуков успокоения. Ибо для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое создание искусства». Но тем не менее повесть не заканчивается оптимистично. Гоголь дает портрету продолжить свое роковое путешествие, предупреждая, что никто не застрахован от зла. Н. В. Гоголь видел Петербург не только как цветущую столицу, чья жизнь полна пышными балами, не только город, где сосредоточены лучшие достижения искусства России и Европы. Писатель видел в нем концентрат порочности, бедности и малодушия. Обозначению проблем общества северной Пальмиры, а вместе с тем и всей России, и поиску путей спасения был посвящен сборник «Петербургские повести». В этот цикл включен «Портрет», о котором пойдёт речь в нашей статье. Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета». Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой. Смысл названияИдейный замысел произведения кроется в его названии – «Портрет». Гоголь не случайно так нарекает своё детище. Именно портрет является краеугольным камнем всего сочинения, позволяет расширить жанровый диапазон от повести до детектива, а также полностью меняет жизнь главного героя. Наполнен он и особым идейным содержанием: именно он является символом алчности, порочности. Эта работа ставит вопрос об искусстве, его подлинности. Кроме того, такое название повести заставляет читателя задуматься над проблемами, которые раскрывает писатель. Каким ещё мог бы быть заголовок? Предположим, «Гибель художника» или «Жадность», всё это не несло бы такого символического значения, а зловещее изображение оставалось бы только произведением искусства. Название же «Портрет» фокусирует читателя именно на этом творении, заставляет всегда держать в уме, а впоследствии, видеть в нём больше, чем запечатлённое лицо. Жанр и направлениеНаправление фантастического реализма, заданное Гоголем, относительно мало проявилось в этом произведении. Здесь нет призраков, оживших носов или иных очеловечившихся предметов, но присутствует некая мистическая сила ростовщика, чьи деньги приносят людям только горе; картина, выполненная в конце его жизни, продолжает страшную миссию запечатленного на ней человека. Но всем наводящим ужас явлениям, происходившим с Чартковым после приобретения полотна, Гоголь даёт простое объяснение: это был сон. Поэтому роль фантастики в «Портрете» не велика. Повесть во второй части получает элементы детективной истории. Автор даёт объяснение, откуда могли появиться деньги, находка которых в начале произведения казалась волшебной. Кроме того, черты детектива имеет и сама судьба портрета: он таинственным образом исчезает со стены во время аукциона. Изображение характеров капризных клиентов Чарткова, его наивная тяга к безвкусной пышности – всё это приёмы комического, воплощенные в книге. Поэтому жанр повести соотносится с сатирой. КомпозицияПовесть «Портрет» состоит из двух частей, но каждая из них имеет свои особенности композиции. Первый раздел имеет классическое строение:
Вторую часть можно воспринимать как эпилог или некий авторский комментарий к вышеизложенному. Особенности композиции «Портрета» в том, что Гоголь использует приём рассказ в рассказе. Сын художника, написавшего зловещий портрет, появляется на аукционе и заявляет о своих правах на работу. Он рассказывает о непростой судьбе своего отца, жизни алчного ростовщика и мистических свойствах портрета. Обрамляет его речь торг аукционеров и исчезновение самого предмета спора. О чем?Действие происходит в Петербурге. Молодой художник Чартков находится в крайней нужде, но на последние гроши покупает в лавке на Щукином дворе портрет старика, глаза которого «гладят, как живые». С тех пор в его жизни стали происходить небывалые перемены. В одну ночь молодому человеку приснилось, будто старик ожил и высунул мешок с золотом. На утро в рамке картины были обнаружены золотые червонцы. Герой переехал с лучшую квартиру, приобрел все необходимые для живописи вещи в надежде посвятить всего себя искусству и развить свой талант. Но всё вышло совсем по-другому. Чартков сделался модным популярным художником, а его основной деятельностью стало написание заказных портретов. Однажды он увидел работу своего товарища, которая пробудила в молодом человеке былой интерес к настоящему творчеству, но было уже слишком поздно: рука не слушается, кисть выполняет лишь заученные штрихи. Тогда он приходит в бешенство: скупает лучшие полотна и зверски уничтожает их. В скором времени Чартков погибает. Такова суть произведения: материальные блага губят в человеке творческую натуру. Во время аукциона, когда распродаётся его имущество, один господин заявляет права на портрет старика, который был куплен Чартковым на Щукином дворе. Он рассказывает предысторию и описание портрета, а также признается, что сам он — сын художника, автора этой работы. Но во время аукциона полотно загадочным образом исчезает. Главные герои и их характеристикаМожно сказать, что у каждой части повести есть свой главный герой: в первой это Чартков, а во второй ярко представлен образ ростовщика.
ТемыЭта относительно небольшая по объёму повесть затрагивает множество тем, касающихся довольно разнообразных сфер жизни человека. ПроблематикаСмысл повестиВсегда помнить о своей душе, а не гнаться за богатством – это и есть основная мысль повести «Портрет». Все возможности для достижения цели, обретения счастья в человеке уже есть – об этом говорит Гоголь. Позже Чехов обратится к этой мысли в своей драме «Три сестры», где девушки будут верить, что путь к радости – Москва. А Николай Васильевич показывает, что прийти к цели, в данном случае – постичь искусство, можно и без особенных материальных затрат. Главное не в них, а во внутренней силе человека. Рассказчик во второй части повествует о фатальном воздействии денег ростовщика, но справедливо ли все беды приписывать мистике? Человек, ставящий во главу угла деньги, уязвим перед завистью и порочностью. Именно поэтому в счастливом супруге пробудилась дикая ревность, а в Чарткове – отчаяние и мстительность. В этом кроется философский смысл повести «Портрет». Личность, сильная духом, на подвластна таким низким качествам, она способна справиться с ними и изжить их из себя. Это иллюстрирует жизненный путь художника, автора портрета ростовщика. Чему учит?Повесть «Портрет» предупреждает об опасности превознесения денег. Вывод прост: нельзя богатство ставить как цель жизни: это приводит к гибели души. Важно заметить, что для образа маленького человека свойственна не только бедность материальная, но и духовная. Этим можно объяснить беды Чарткова и заёмщиков ростовщика. Но Гоголь не приводит ни одного положительного примера, когда деньги принесли бы пользу. Авторская позиция выражена ярко: единственный правильный путь писатель видит в духовном совершенствовании, в отречении от светских соблазнов. Главный герой понимает это слишком поздно: он не внял предупреждениям своего учителя, за что был жестоко наказан. В этой повести Гоголь по стилю и методу соотнесения фантастического и реального наиболее близок к Гофману. Здесь каждую необычную вещь можно объяснить рационально, а действующие лица максимально близки к обществу Петербурга. Такая убедительность встревожила читателя повести и сделала «Портрет» актуальным произведением и для современников Гоголя, и для наследников. КритикаЛитературная критика современников автора была разнообразной. Белинский неодобрительно относился к этой повести, особенно к второй части, он считал её приделкой, в которой не видно самого сочинителя. Придерживался подобной позиции и Шевырев, обвиняя Гоголя в слабом проявлении фантастического в «Портрете». Но вклад Николая Васильевича в развитие русской классической прозы трудно переоценить, и «Портрет» в том числе вносит сюда свою лепту. Об этом говорит в своих статьях Чернышевский. Рассматривая оценки критиков, важно иметь в виду, что финальная редакция «Портрета» была в поздний, критический период творчества Гоголя. В это время писатель ищет путь к спасению России, погрязшей во взяточничестве, жадности и филистерстве. В письмах к друзьям он признаётся, что видит возможность исправить ситуацию в поучении, а не во внедрении каких-либо новомодных идей. С этих позиций следует рассматривать справедливость критики Белинского и Шевырёва. Интересно? Сохрани у себя на стенке!Цели: путем аналитического изучения показать сквозную тему – тему искусства, художественного творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести – это предназначение и положение художника в обществе и вопрос о самой сущности искусства; совершенствовать навыки анализа текста, монологической речи, навыки работы в группах. Тип урока: изучение нового материала Вид урока: урок-беседа. Наглядность: портрет Н.В. Гоголя,иллюстрации к повести, книга «Петербургские повести». Рабочие принадлежности художника (кисть, краски, палитра, мольберт), репродукция с картины А.И. Иванова «Явление Христа народу». Оборудование: проектор, компьютер. Эпиграфы к уроку: «Спасайте чистоту души своей. Кто заключил в
себе талант, тот чище всех должен быть душою…» Опережающее домашнее задание.
А) подготовить сообщение на тему: «Что такое
искусство?» ХОД УРОКА Учитель:
Ребята! Во все времена
русские писатели задумывались о роли художника в
обществе, о предназначении искусства в мире. Эта
тема вызывала споры и по-разному решалась
разными авторами. Её рассматривали и как
социальную (искусство должно отражать нужды
общества, решать социальные проблемы), и как
эстетическую (искусство – отражение идеала), и
как философскую (искусство – это отражение
высшей правды, истины, которая раскрывает
художнику в минуты божественного вдохновения,
поэтому он свободен от социального заказа
общества), и как антропологическую (искусство как
отражение стихийных сил в человеке), и как
метафизическую (искусство как возможность
нарушить поставленные пределы человеческого
познания мира). Учитель. Расскажите об истории создания повести. Ученик.
Впервые повесть «Портрет»
напечатан в сборнике «Арабески» в 1835 году. Учитель. Какие события: реальные или вымышленные отразились в повести? Ученик.
В повести отразились
впечатления, полученные Гоголем от знакомства с
жизнью и бытом художников Петербурга. Писатель в
первые годы жизни в столице брал трижды в неделю
уроки живописи в Академии художеств. Среди
возможных прототипов гоголевского ростовщика
исследователи называют известного в Петербурге
ростовщика-азиата, который жил в Коломне.
Современники, в частности актер П.А. Каратыгин,
отмечали его запоминающееся лицо и
выразительные глаза: «Бронзовое лицо его было
татуировано разноцветными красками, черные
зрачки его, как угли, блистали на желтоватых
белках с кровяными прожилками…» Учитель. Искусство. Объясните значение этого слова. Ученик. Искусство – 1) Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. (Искусство – одна из форм общественного сознания.) 2) Умение, мастерство, знание дела. (Владеть искусством шитья.) 3) Самое дело, требующее такого умения, мастерства. (Военное искусство) Искусство
–
одна из форм
общественного сознания, важнейший элемент
человеческой культуры. Специфическая
особенность искусства состоит в том, что оно
отражает действительность в художественных
образах. Искусство активно воздействует на
мысли, волю и чувства людей и играет огромную
роль в жизни общества. Учитель. Предоставим слово представителям второй группы, подготовившим сообщение об истолковании слова «творчество». Ученик. Творчество – Создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей. Художественное творчество. Народное творчество. Творчество Пушкина. Творчество новаторов.Словарь русского языка С.И. Ожегова. Творчество
–
деятельность
человека, создающая новые материальные и
духовные ценности, обладающие общественной
значимостью. Творчество, являясь результатом
труда и усилий отдельного человека, вместе с тем
всегда носит общественный характер. Учитель.
В повести есть такие слова:
«Нет, нельзя человеку с помощью одного
человеческого искусства произвести такую
картину: святая, высшая сила водила твоею кистью,
и благословение небес почило на труде твоем». Предполагаемые ответы учеников. Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком. Мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и Зла в искусстве. Учитель.
В чем проявляется борьба
Добра со Злом, светлого и дьявольского начал в
жизни художника Чарткова? Учитель . Какой портрет он купил однажды? – Портрет ростовщика. Словарная работа. Ростовщик
– тот, кто дает деньги
в долг под большие проценты. Учитель. О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести. – «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так, как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов, они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила! Учитель. Убьет святых и ангелов… Сказано страшно, но верно. Искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою, то есть превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем бесовского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова (в первой редакции повести – Черткова), соблазненного страстью корыстолюбия. Учитель. Что узнаем мы об этом художнике в начале повести? – Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный. Демонстрация портрета этого художника, нарисованного одной из учениц. Учитель. О чем предупреждал Чарткова профессор живописи? – Чтение отрывка. «Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец». Учитель. О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? Демонстрация рисунка – иллюстрации к повести. – Он думает о том, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую…» Учитель. Первый путь – это Добро, второй – зло. Какой путь выбрал художник? – Он выбрал зло. Приоделся, «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи. Учитель. Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? – Чартков стал модным живописцем. Учитель. Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? – Чтение отрывка «...Кисть его хладела и тупела,
и он нечувствительно заключился в однообразные,
определенные, давно изношенные формы. Учитель. Понимал ли это сам художник? – Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант, признаки которого казались уже ярко в нем самом начале, и напрасно старались разгадать, каким образом может угаснуть дарованье в человеке,… но этих толков не слышал упоенный художник». Учитель. Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили? – Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии. (Демонстрация репродукции картины Иванова «Явление Христа народу») Учитель. Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту? Чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном её. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту». Учитель. Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант? Чтение цитаты: «С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня… Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства…» – Зависть – один из смертных грехов. Чартковым «овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение, носившее печать таланта». Учитель. Какое намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение? Чтение цитаты: «Он начал скупать все лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою, осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал её, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения». Учитель. Какую литературную параллель проводит Гоголь, олицетворяя Чарткова со страшным демоном? – С произведением Пушкина «Моцарт и Сальери». Далее Гоголь говорит «Хула на мир и отрицание изображалось само собой в чертах его. Казалось, в нем воплотился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин. Кроме ядовитого слова и вечного порицанья, ничего не произносили его уста. Подобно какой-то гарпии, попадался он на пути, и все его даже знакомые, завидев его издали, старались увернуться и избегнуть такой встречи, говоря, что она достаточна, чтобы отравить потом весь день». Учитель. Как закончил жизнь Чартков? – У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою чахоткой… К этому присоединились все признаки безнадежного сумасшествия… Наконец, жизнь его превратилась в последнем, уже безгласном, порыве страдания». Учитель. Как отзывались люди о портрете ростовщика? – «В нем сидит нечистая сила». – Он ушел в монастырь каяться и молиться. Учитель. Какую картину он написал в конце жизни? – Икону «Рождество Христово». Учитель. Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. Чтение цитаты:
«Предмет, взятый им,
было Рождество Иисуса. Целый год сидел он за ним,
не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей,
молясь беспрестанно. Учитель. Гоголь считал, что истина в духовном искусстве есть результат молитвенно- аскетического опыта. Подтверждение находим в «Портрете», в том месте, где рассказывается о судьбе создателя бесовского портрета, ушедшего в монастырь и затем долгим монашеским подвигом очищавшем душу, чтобы оказаться достойным написания иконного образа «Рождество Христово». Вот почему один из героев Гоголя, выражая мысли автора, восклицает: «Нет нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину, святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем». Учитель. Какое напутствие дал этот художник своему сыну? Обратите внимание на эпиграф урока на доске. Чтение цитаты: «Я ждал тебя, сын мой. Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. Путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар Бога – не погуби его… Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна». Учитель. Это идеалы, достойные человека? – Да. В словах отца сыну есть духовная зависимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. Учитель. Ребята! Хочу закончить нашу беседу словами И.Ф. Анненского: «Тема искусства была для Гоголя глубоко личной и выстраданной. Не случайно в повести «Портрет» Гоголь вложил себя более чем в какое-либо другое из своих произведений». Задание на дом: Написать эссе на тему «Искусство в моей жизни». |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- «Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы
- К чему снятся рельсы по соннику
- К чему снится внучка? Если снится внук
- К чему снятся рельсы по соннику
- Как испечь пирог манник простой рецепт
- Оригинальный рецепт с рыбой
- Вкусный тыквенный суп-пюре от юлии высоцкой
- Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Яблочная шарлотка в мультиварке
- Постный суп из опят. Как сварить суп из опят