Главная - Детские поделки
Картина "Опять двойка" Решетникова Федора Павловича. История создания и описание картины. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки Многогранный талант художника

Ф. П. Решетников - чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Прибыл на каникулы". Особо выделяется картина "Опять двойка". Решетников создал запоминающееся и интересное произведение.

Решетников Федор - художник яркий и самобытный, необычайно даровитый. Он относится к представителям социалистического реализма. Родился Федор 15 (28) июля 1906 года в с. Сурско-Литовском (Украина). Его отец был иконописцем, поэтому тяготение к искусству живописи было заложено в нем с самого рождения. В три года мальчик остался сиротой. Его воспитанием занимался старший брат Василий, который бросил Киевское художественное училище ради семьи. Во второй половине 20-х годов Решетников Федор Павлович поступил на Московский художественный факультет рабфака. В период 1929-1934 годов он учился в высшем художественно-техническом институте. В студенческую пору большое влияние на его творчество оказали Кукрыниксы. Уже в это время Решетников был известен как мастер графического шаржа. Он был активным пропагандистом системы социалистического реализма. Иные художественные направления не принимал, вел с ними борьбу. Федор Павлович скончался 13 декабря 1988 года. Его могила расположена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Многогранный талант художника

Благодаря своему таланту он отправился в полярные экспедиции на ледоколах "Сибиряков" (1932) и "Челюскин" (1933-1934) в качестве художника-репортера. Большой успех имели его работы с этих мест. Он обладал особым даром в области сатиры. Являясь превосходным карикатуристом, Решетников Федор Павлович сотворил значительное количество талантливых скульптурных шаржей. Часть его работ располагается в Третьяковской галерее. Известен он также и как создатель композиций академического бытового жанра в области В этом плане наблюдается тесная связь работ Федора Павловича с творениями художников-передвижников. Решетников создал удивительные картины в "пленэрном" пейзаже. Однако эти произведения остались неизвестными для широкой публики.

Педагогическая деятельность. Звания, премии, награды

Федор Павлович занимался С 1953 по 1957 он преподавал в МГХИ имени В. И. Сурикова. С 1956 по 1962 годы работал в педагогическом институте имени В. И. Ленина в Москве. За свою плодотворную творческую деятельность Решетников был удостоен высоких званий и премий. В 1949 году за картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы" он получает звание лауреата Сталинской премии 2-й степени. В 1951 году за картину "За мир!" был награжден 3-й степени. В 1974 году он получает высокое звание Народного художника СССР.

Секрет успеха творчества Решетникова

Яркие произведения художника очень запомнились советскому зрителю. Смотря на картины Федора Решетникова сейчас, мы словно переносимся в прошлое, сквозь них чувствуется дух того времени. Совершенно не удивительно, почему его картины завоевали широкую популярность. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Художник много внимания уделяет деталям в изображении людей. Перед тем того или иного человека, он пристально его рассматривает, отмечает для себя индивидуальные и ярко выразительные черты каждого из них. Поэтому его портретный жанр невероятно успешен. Картины Федора Решетникова воплощают цельность мировоззрения художника-реалиста. В его пейзажах и портретах чувствуется большая любовь к родине, верность собственным принципам и убеждениям. Одновременно с этим мастеру присуща необыкновенная острота взгляда, замечательное чувство наблюдательности и юмора. В связи с этим раскрылась еще одна сторона его творческого дарования. Решетников, помимо успешной деятельности в области живописи и графики, преуспел в создании превосходных скульптурных композиций сатирически-юмористического характера.

Детская тема в творчестве художника

В период Великой Отечественной войны им была создана "Достали языка" (1943). Поводом к ее написанию послужил один случай. Как-то раз он прибыл из Севастополя в Москву и увидел, как дети на улице играют в войну. Его это заинтересовало, и он остановился посмотреть на ребятишек. Никто из них не соглашался быть в роли "фашиста". На эту удочку попадались только малыши, которые ничего не понимали в политике. "Фрицев" хорошенько колотили ребята, быстро вошедшие в роль. Решетникова заинтересовал этот сюжет, и он написал картину "Достали языка". Она открыла детскую тематику в его творчестве, ставшую одной из главных в послевоенный период. Также им были созданы такие произведения: "На побывку" (1947), "За мир" (1950) и, возможно, самая популярная картина - "Опять двойка". Решетников ее написал в 1952 году.

Сюжет еще одной картины - "Прибыл на каникулы" (1948) - также взят из повседневной жизни.

После окончания Великой Отечественной войны Федор Павлович часто видел, как суворовцев встречают родственники. Все счастливые и довольные шли домой, а мальчишки бодро шагали. Решетников представлял, как один из них возвращается в родной уголок и докладывает по всей форме деду (кадровому военному): "Прибыл на каникулы!" Парень очень гордится тем, что он уже маленький солдат. Дед весь стоит "навытяжку", принимая рапорт от любимого внука. Сценка имеет несколько шутливый и одновременно серьезный характер.

Ф. Решетников, "Опять двойка". История создания

Изначально художник хотел написать картину про круглого отличника, который сообщает маме об очередной пятерке. В поисках такого ученика Федор Павлович отправился в школу. Учителя посадили художника на "галерку", откуда он внимательно за всеми наблюдал и потихоньку зарисовывал. Дети явно смущались и немного волновались, так как подумали, что этот мужчина пришел из гороно с проверкой. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал решить ему абсолютно несложную задачу. Но мальчик очень растерялся, не мог сосредоточиться и решить заданный пример. Из класса учащиеся ему шептали подсказки, но из-за испуга он их совершенно не понимал. Он опустил голову и молча стоял с мелом в руках. И тогда родилась у художника новая тема, и появилась картина "Опять двойка". Решетников сделал главным героем парнишку неглупого и живого.

Как создавалась картина?

Сначала мастер решил нарисовать учителя мужского пола. Но так как в школе работают практически одни женщины, то нарисовал учительницу. Но первоначальный набросок художнику не понравился. Ему он показался неинтересным и скучным. Потом у него возникла идея перенести место действия: из школьного класса - в дом. Ведь плохая отметка - это неприятное событие для всей семьи. Прежде чем появилась картина "Опять двойка", Решетников создал немалое количество подготовительных рисунков. Федор Павлович тщательно подбирал натурщиков для своей композиции. Главным героем стал мальчик-вратарь, которого он встретил во дворе. Еще одним важным персонажем стал пес. Чтобы он стоял на задних лапах, художник купил ему колбасы, а хозяин кормил его, пока тот рисовал. В заключительных эскизах появилась мать, старшая сестра и младший братик.

Ф. П. Решетников, "Опять двойка" (описание)

На переднем плане картины изображен мальчик с и опущенной головой. Его опечаленый вид связан с полученной в школе двойкой. Он знает, что его сейчас будут ругать, поэтому он очень расстроен. Из его портфеля предательски выглядывает причина плохой отметки - это коньки, которыми школьник увлекся. Его верный дружок чувствует, что маленький хозяин чем-то огорчен. Виляя хвостиком, он бросился к парнишке, всем своим видом показывая, что жалеет его. Чуть поодаль сидит разочарованная мать, которой очень неприятно, что ее сын получил очередную плохую отметку. Рядом с ней изображен маленький братишка на велосипеде. Он не совсем понимает, что происходит. Он просто доволен, что старший брат вернулся из школы и сейчас с ним поиграет. На заднем плане изображена сестра. Ее строгий и осуждающий взгляд невозможно не заметить. Ей непонятно, почему мальчишки так безответственно относятся к учебе. Нарисованы настенные часы, окно и дверь в комнату. Вот и вся картина "Опять двойка". Решетников не только в этой композиции, но и в других произведениях изображал мальчишек увлеченными непоседами, из которых непременно вырастут настоящие мужчины.

Таким образом, Федор Павлович Решетников - личность яркая, самобытная и необычайно даровитая. Это был превосходный художник, карикатурист и скульптор. Из существующих направлений его волновал Значительное место занимает детская тема в его творчестве. Это картины "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Опять двойка" и многие другие.

В полотне «Мальчишки» Ф. П. Решетников продолжает создавать галерею образов советской детворы, которую мастер начал писать в послевоенные годы. Выдающийся реалист за свои работы в разные годы награжден орденами и медалями.

Федор Павлович Решетников

Будущий художник родился в селе на Украине в 1906 году в семье потомственных иконописцев. Он рано осиротел и, когда подрос, стал помогать старшему брату, который, чтобы выжить, бросил учебу и продолжил дело отца. Он стал его подмастерьем, а позже, видя, что без образования невозможно найти интересную работу, уехал в Москву и там в 1929 году закончил рабфак. Потом была учеба для получения высшего художественного образования. Его учителями были Д. С. Моор и Еще в студенческую пору, график по образованию, насмешник и романтик, он принимал участие в нескольких полярных экспедициях, за которыми с замиранием сердца следили все советские люди. Ведь он с челюскинцами оказался на дрейфующей льдине. И хотя его призванием были шарж и сатира, художник охотно занимался

К 1953 году, став уже признанным мэтром и академиком, он внезапно с увлечением рисует детей, молодея вместе с ними. Одним из полотен станет картина Решетникова «Мальчишки», описание которой будет дано в следующем разделе.

Сюжет картины

Договорившись еще днем, три мальчика, живущие в большом городе, поздним вечером забрались на крышу самого высокого дома в их округе, чтобы поближе рассмотреть звездное небо.

Им лет по восемь-десять. И они, конечно, все знают: про полеты Белки и Стрелки, про первый полет в космос советского человека и про то, что наши ракеты с космонавтами и спутники продолжают исследовать безбрежное пространство. Так выглядит картина Решетникова «Мальчишки», описание которой уже началось.

Крупным планом

На первом плане показаны три мальчика с различными характерами. Вглядитесь в их лица и позы.

В центре с высоко поднятой рукой, которая на что-то указывает, стоит знаток, который явно читает лекцию. Он-то, конечно, уже побывал в планетарии, пересмотрел атласы звездного неба и знает все созвездия и Северного, и Южного полушарий. Сейчас он, может быть, показывает, где найти Полярную Звезду, в каком созвездии она находится, или рассказывает, как на небе отыскать Большую Медведицу и почему она так называется, или показывает Орион - самое красивое созвездие - бабочку наших широт. А может, он указывает на летящий спутник. На небе есть на что посмотреть.

Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой дается в этом материале, расскажет и о характерах двух других мальчиков. Стоящий рядом слева белобрысый мальчуган явно младше (он ниже ростом, и выражение его лица более наивное), и он с интересом впитывает неизвестные ему знания. Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой продолжается, очень явно обрисовала характер младшего мальчика, любознательного, но еще не умеющего самостоятельно найти новые знания. А самый интересный и загадочный персонаж - мечтатель. Он изображен удобно облокотившимся на выступ крыши и вполуха слушающим немудреные рассуждения своего друга. У него в голове уже складываются его собственные представления о галактических путешествиях, в которых он сейчас, быть может, принимает уже участие.

На втором плане

А за школьниками Решетников («Мальчишки»), описание картины которого продолжается, изобразил Он необыкновенно хорош. Высокие дома с поблескивающими золотом теплого домашнего уюта окнами плавают в дымке и становятся частью огромного Космоса. Только название у него родное - Земля, которая притягивает каждого настоящего космонавта. После странствий так приятно вернуться на родину, на любимую Землю.

Теплым летним вечером Ф. Решетникова «Мальчишки» заканчивается, мальчики загадывают желания, глядя на Они все трое устремлены мечтами в будущее, которое откроет им многие тайны. Пройдет время и, может быть, у них изменятся мечты, но тяга к освоению нового, неизведанного, останется.

Очень много картин у этого художника, которые он посвятил детской теме. Например, к ним можно отнести такие шедевры как, «Взяли языка», «Приехал на каникулы», «Мальчишки». Хочется более подробно остановиться и рассмотреть картину «Мальчишки». Она была нарисована в 1971 году.

На картине мы видим трех мальчиков, ночью они поднялись на крышу, наверно тайком от родителей. Они смотрят на небо усеянное звездами. Можно представить, что они наперебой показывают друг другу созвездия и рассказывают тайны звездного неба. А может спорят о звёздной галактике или других планетах. Их лица выражают восторг, с таким увлечением они что-то высматривают там.

Кажется, что ребята не замечают ничего, что происходит вокруг. Мне нравится эта картина, она оживает в моих глазах. Мне хочется оказаться там, на крыше, рядом с парнями, и так же как они обсуждать ночное небо. А можно обсуждать не только галактику и планеты, но еще и делиться своими тайнами и сокровенными секретами. И нам совсем неважно как изображает художник город, для нас он сливается со звездным небом, и на первый план, вытесняя мальчишек.

Художнику удалось показать таинственность звездной ночи, особенно в сочетании с детьми. Невольно вспоминаешь себя летом, как любили любоваться с друзьями закатом или восходом солнца, а еще загадывать желание, когда падает звезда. Мало кто верит в эту примету, но однажды загаданное мной желание. Я верю в чудеса звездной ночи. Спасибо автору за его произведение, оно заставило меня окунуться в мир детства, прочувствовать его беззаботность. Мне кажется, что именно такие картины, которые заставляют нас пережить неоднократно моменты, связывающие нас с детством, дают нам силы не сдаваться и двигаться дальше.

Ф. Решетников. Прибыл на каникулы! Масло. 1948

Решетников Федор Павлович Народный художник СССР

Работы этого признанного мастера жанровой картины вы, конечно, знаете. Они стали классикой - «Прибыл на каникулы!», «За мир!», «Опять двойка». Герои этих и многих других произведений художника - дети. Задиры, мечтатели, озорники, правдоискатели, плаксы, неутомимые исследователи жизни - они именно такие, какими вы сами были еще вчера. И какими суждено быть всем мальчишкам и девчонкам во все времена.

Народный художник СССР, вице-президент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР Федор Павлович Решетников тоже когда-то был мальчишкой. И, как сам говорит, «ершистым». Биография его проста и в то же время необыкновенна. Проста, потому что судьба художника похожа на судьбы многих его сверстников, вступивших в жизнь вскоре после победы Великого Октября. Необыкновенна, ибо неотделима от удивительной биографии нашей Родины.
Федор Павлович - гость «Юного художника». В беседе с корреспондентом журнала он вспоминает юность, рассказывает о своем творчестве.
- Федор Павлович, среди ваших картин, посвященных детворе, есть одна, которая называется «Из окна». Взобравшись на кресло, малыш выглядывает из окна. Тянется, стараясь увидеть побольше. О чем он сейчас думает?
- Может, и не думает пока. Просто смотрит. Вон там человечек идет. Вон еще что-то виднеется. Что? В следующее мгновение он задаст себе этот вопрос. Спросит у старших - они постараются объяснить. Мальчишка подумает и задаст следующий вопрос: «А что там, где не видно?» Затем еще, еще… Одним словом, взрослым он теперь покою не даст. Я таких ребятишек люблю. Вот и в другой картине - «Мальчишки» - у меня тоже такие изображены. Только постарше. На крышу залезли, спутник высматривают. Представляете, что с мамами будет, если узнают, где ребята! А те - о своем: «Летит!» Потом совсем подрастут и поймут, что пора самим на вопросы отвечать. Тогда не только за горизонт - за край света заберутся.

Федор Павлович, а правда, что мальчишкой вы сбежали из дома?
- Сбежал. Взял пучок кистей, узелок с красками, сухари, одежку кое-какую - и на станцию. Только мне тогда уже пятнадцать лет было. В те времена вполне взрослый человек.
- Вы рано начали рисовать?
- Видите ли, какая штука. Отец был потомственным иконописцем. Правда, ни его, ни маму я не помню. Мне и трех лет не было, когда они умерли. Но мастерскую, которую отец своими руками построил, очень хорошо помню. Там мы с братишкой часто проводили время, и нос у меня всегда был в краске. Старшей сестре, которая нас воспитывала, нравилось, что дети всегда при доме.
Но однажды дом сгорел. Какое-то время мы жили в людях, пока не забрал к себе старший брат Василий. Он пошел по стопам отца, учился в Киевском художественном училище. Но с третьего курса ушел - надо было нас, малышей, кормить. Он все умел: стены расписывал, лепнину делал, декорации писал. Я у него многому научился. Сначала просто наблюдал. Потом, | когда стал постарше, начал помогать Василию. Мыл кисти, растирал краски. Неудивительно, что со временем я и сам стал рисовать. Особенно хорошо, как говорили, удавались мне портреты. Помню, я даже зарабатывал на них: кто давал кусок жмыха, кто горсть зерна. Это было кстати. Брат обзавелся семьей, а время голодное - шел 1922 год. И вот один раз я подумал, что могу, пожалуй, прокормиться и сам.
И я ушел. В первый раз побег не удался. Брат меня настиг на станции и отвел домой. Но я твердо решил начать самостоятельную жизнь и в следующий раз был хитрее. Ушел к товарищу и три дня никуда не показывался. А когда все решили, что Федя уже далеко, я пошел на станцию, сел с боем в переполненный мешочниками товарный поезд и уехал… Около года скитался. Портреты мои оказались мало кому нужны, потому что был сильный голод и люди думали о другом. Рисовал мало. Но однажды оказался на станции Гришино в Донбассе. Там я впервые почувствовал себя художником.
- Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Меня привлекли звуки рояля, которые неслись из разбитых окон одного особняка. Вошел. Кроме дивана и разбитого рояля, в доме ничего не было. На стенах висели пустые рамы - картины хозяин, должно быть, вывез за границу. Дело было зимой, по залам ходили люди в верхней одежде, курили, разговаривали. Каким-то чутьем я понял, что это клуб. В одной
комнате было особенно людно и накурено. Зашел туда и спросил, не нужен ли художник. «А что ты умеешь?» - последовал вопрос. Я ответил, что могу нарисовать Карла Маркса. Дали кусок обоев, уголь у меня был. Экзамен выдержал.
На жительство определили к одной старушке - тут же при клубе. В каморке у нее топилась плита, и я сразу согрелся… Время от времени давали новые задания - то написать лозунг, то афишу, то декорацию. Вскоре я решил, что голые стены клуба необходимо расписать, и предложил свои услуги правлению. Надо сказать, что, постоянно бывая среди рабочих, я уже прошел кое-какую школу политграмоты. Поэтому, когда спросили, что буду рисовать на стенах, выпалил: «Смычку города с деревней». Руководство отнеслось одобрительно, так как тема была актуальная.

Но как решать ее? Ведь никогда прежде я не расписывал стены, только наблюдал за работой брата. Трюк мой был довольно нахальный, но обратной дороги не было. Припомнил, что и как делал Вася, и принялся за работу. На центральной стене написал «смычку», на боковых - фигуры рабочего с наковальней и красноармейца с ружьем. Простенки заняли сатирические образы: буржуй, белогвардеец, кулак. Исполнено было все довольно примитивно, хотя и с оглядкой на превосходные работы Моора и Дени. Но хуже то, что перед грунтовкой я забыл снять побелку, как это всегда делал брат. Живопись моя через некоторое время стала давать трещины. Однако руководству клуба и зрителям она нравилась. Что тут делать - гордиться или огорчаться? Во всяком случае, я не унывал. Понимал, что самые главные испытания еще впереди.
До института надо было дорасти. Ведь мое образование составляло тогда два класса начальной школы. Еще года два я работал. Сапожничал, малярничал, плотничал, спускался в шахту. И конечно, рисовал. Под конец попал на Побединский угольный рудник - это недалеко от Москвы. Какие там были чудесные ребята! На руднике я вступил в комсомол. И вскоре по путевке рудкома был направлен в Москву. Сначала на Рабфаке искусств получал свою недополученную грамоту, овладевал азами изобразительного искусства. И только потом поступил во ВХУТЕИН… Между прочим, и на рабфаке и в институте - всюду ходил с блокнотиком и делал много карикатур и дружеских шаржей. Это помогло мне стать участником знаменитого полярного похода на ледоколе «Сибиряков».
- Но как удалось вам, студенту, попасть в экспедицию, куда отбирали из тысячи - одного?

Ф. Решетников. «…Мы пронесли корабль буквально на своих плечах». Акварель. 1932.

Это целая история!.. То было время стремительного освоения Арктики. Экспедиции следовали одна за другой. На лето 1932 года был намечен поход «Сибирякова». Ледокол должен был осуществить вековую мечту мореплавателей - пройти от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. Значение этой экспедиции я не слишком хорошо представлял, но очень хотелось побывать в Арктике. Увидеть вечные льды, полярное сияние, белых медведей… Словом, чисто мальчишеская жажда нового, неизведанного. И я поставил перед собой цель: во что бы то ни стало попасть на ледокол. До отплытия осталось дней двадцать пять, не больше.
Начальником экспедиции был замечательный советский ученый Отто Юльевич Шмидт. Я его знал в лицо. И вот вдруг увидел на улице. Пошел следом. Он сел в трамвай, я тоже. Стоял чуть сзади, смотрел, запоминал. Потом начал зарисовывать его в блокнотик. Шмидту передали монету - не оборачиваясь, он протянул ее мне. Я нарочно не беру, жду, когда обернется, чтобы получше рассмотреть. Обернулся. То же самое я проделал еще раз… По этой зарисовке я потом сделал дружеский шарж и понес его показывать Отто Юльевичу. Леонид Муханов - мой товарищ, зачисленный секретарем экспедиции, - представил меня. Рисунок Шмидту понравился, но, когда он услышал о моей просьбе, сразу стал холоден: «Мест нет. Экспедиция набрана год назад».
Что делать? Я собрал чемоданчик и отправился в Архангельск, где «Сибиряков» стоял на погрузке. Муханов просто в ужас пришел, когда увидел меня: «Ты зачем?» Я ему объяснил свой авантюрный план: спрятаться в укромном уголке и выйти где-нибудь среди Баренцева моря, когда уже никто не решится сбросить меня в волны. Муханов обещал помочь, и мы начали готовить местечко в трюме и продукты.
Но прежде я решил еще раз проехаться на своем любимом коньке. Муханов заводил разговор с кем-нибудь из членов экспедиции, а я, прикрывшись газеткой, стоял в стороне и быстро делал набросок. Вскоре накопилась целая галерея дружеских шаржей. Мы наклеили рисунки на большие листы ватмана и вывесили в кают-компании. Сразу набежали люди - друг друга узнают, смеются… Послали за Шмидтом. Он пришел, тоже начал рассматривать карикатуры. Стою я в углу ни жив ни мертв и вдруг вижу: у Отто Юльевича плечи от смеха трясутся. «Кто это сделал?» - спрашивает. Показали на меня. Шмидт сразу узнал, нахмурился, бороду в кулак и вышел.

Но тут все на мою сторону встали. Снарядили к Отто Юльевичу делегацию. Он сначала и слушать не хотел, а потом задумался. И вдруг спрашивает: «А как у нас библиотека?» Му- ханов сразу на передний край: «Очень большая и в страшнейшем беспорядке». - «Ладно,- говорит Шмидт, - зачисляю вас библиотекарем, но работать будете как все». Назавтра ледокол вышел в море. Это был счастливейший день в моей жизни. Кстати, день моего рождения.
- Что вы делали на «Сибирякове» как художник?
- С самого начала, помимо всяких других дел, которых было очень много, я работал над «Ледовитыми крокодилами». Такие длинные бумажные простыни, на которых наклеены рисунки и дружеские шаржи с шутливыми подписями. Они рассказывали о тех или иных событиях из жизни экспедиции. Например, в Чукотском море в борьбе с тяжелыми льдами у ледокдла сломался винт. Сначала лопасти, а когда заменили их новыми, отломился вал. Как быть? Стали перед носом у ледокола взрывать аммоналом лед. Когда образовывалась лунка метра полтора в диаметре, набрасывали на торосы буксир и подтягивались с помощью лебедки. Снова взрывали и снова подтягивались. На мачты поставили паруса из всего имеющегося брезента. Если подходили к полынье, то попутный ветер гнал корабль до следующей кромки. Последние пятьдесят миль шли дней пятнадцать, но дошли! Тем временем в «Ледовитом крокодиле» появлялись рисунки, посвященные этим событиям.

Интерес к газете был очень большой. Обычно мы вывешивали ее ночью. Но люди все равно выходили из кают, чтобы посмотреть новый выпуск. Вместе эти газеты составили своеобразную летопись экспедиции… Параллельно шла другая работа, скрытая от людей. Наблюдал, делал зарисовки, эскизы, портреты. Готовил материалы для будущих работ. Не раз потом к ним обращался.
- Федор Павлович, за поход на «Сибирякове» вы были награждены орденом Трудового Красного Знамени, причем получили эту высокую награду первым среди комсомольцев, студентов…
- Если уж речь об итогах экспедиции, скажу вот о чем. Я шел в Арктику за экзотикой. А увидел прежде всего людей. Замечательных людей, которые стали моими товарищами, примером в жизни.
- Через год вы со многими встретились на «Челюскине»?
- Во вторую экспедицию меня пригласили официально. Ледокол должен был повторить путь «Сибирякова», но с практической целью: доставить грузы на остров Врангеля, сменить зимовщиков, которые не могли выбраться оттуда уже четыре года. Вот почему на судне оказались женщины с ребятишками, целая бригада плотников, которую послали строить разборный барак. Но до острова мы не добрались…
Сейчас я хорошо понимаю, что имел в виду Шмидт, когда вдруг решил взять меня на судно. Поход предстоял трудный. Могла быть зимовка, могла случиться катастрофа. Отто Юльевич увидел, как реагируют люди на мои шаржи, и подумал, что веселая шутка в таком опасном деле очень может пригодиться. Экспедиция «Челюскина» показала, что он не ошибся.
Беседу вел В. Сидоров

В студенческие годы прославился как мастер графического шаржа, в качестве художника-репортера стал участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933-1934). Привезенные зарисовки имели успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи». Закрепляя успех, Фёдор Решетников обратился к станковой живописи, создал ряд работ в консервативной реалистической манере, которые, также были встречены благожелательно зрителями и критикой («Больной О. Ю. Шмидт покидает лагерь челюскинцев», «Капитан В. И. Воронин», «Ледокол «Сибиряков» во льдах», «Митинг на льдине», «Первый камбуз на льдине», «Я слышу землю!», все 1934; «Первые Герои Советского Союза. А. Ляпидевский, В. Молоков, С. Леваневский, М. Водопьянов, Н. Каманин, И. Доронин, М. Слепнев»).

В военные годы занимался агитационным искусством, выполнил несколько патриотических антигитлеровских плакатов мобилизующих на борьбу с врагом, рисовал карикатуры, разоблачающие омерзительный облик фашистов («Крым будет советским» 1942).

Классическими образцами сталинского соцреализма стали его картины, посвященные детям и борьбе за мир: «Достали «языка»» (1945), «С победой» (1947), «Прибыл на каникулы (1948), «За мир!» (1950), «На побывку» (1950), «Опять двойка» (1952), «Письмо в дальние края» (1952), «Переэкзаменовка» (1954), «Голуби мира» (1956). В этих работах Ф. Решетников прекрасно передал озорные характеры детворы, жизнь и быт советских школьников 1940-50-х годов.

Написал политически ангажированные, картины: Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин (1948). Зарекомендовал себя как неплохой портретист умеющий передать внешнее сходство и характер портретируемого («Портрет Л. Бродской» 1949, «Портрет студентки» 1957, «Мальчишки» 1971, «Портрет лётчика А. Ляпидевского» 1979).
Несмотря на определённые успехи и признание живописца, Фёдор Решетников всегда с увлечением занимался сатирой. Разоблачая «формализм» в искусстве, он изобрел даже уникальную форму карикатурного триптиха (Тайны абстракционизма, 1960; все работы - Третьяковская галерея), дополнив его одноименной книгой (1963).

Создал острые политические плакаты, ориентированные на критику агрессивных планов НАТО и США, империализма, гонки ядерных вооружений: «Политика НАТО», «Новая ядерная стратегия».

Удивительно экспрессивны и остры его шаржи на мэтров советского искусства (1950-1970-е), графические и скульптурные - в особенности последние: «А. Кибальников» (1956), «И. Грабарь», «Е. Кибрик », «З. Азгур и Н. Ромадин» (все 1962),

Живописные работы Ф. П. Решетникова хранятся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), Брянском художественном музее, частных российских и западных коллекциях.

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 


Читайте:



Генерал Слащев: мастер «блицкрига» - Гражданская война

Генерал Слащев: мастер «блицкрига» - Гражданская война

Один из самых ярких, но странным образом неизвестных белых генералов - вот кто такой Слащёв-Крымский. Если бы не он - эпопея защиты Крыма от...

Признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением в судебном порядке

Признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением в судебном порядке

В процессе разбирательства по гражданским делам, когда стоит вопрос пользования жилым помещением одним собственником, всегда встает вопрос, каким...

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Осенний призыв в армию

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Осенний призыв в армию

Осенний призыв, повышение «невыездного» порога для должников, введение процедуры tax free и другие нововведения ждут жителей страны. 1 октября 2017...

Виды и размер стипендий студентам в россии

Виды и размер стипендий студентам в россии

Стипендия российских студентов значительно уступает аналогичным выплатам в развитых европейских странах. Государственная помощь – это все, на что...

feed-image RSS