Разделы сайта
Выбор редакции:
- Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами
- Как приготовить рыбу тилапию
- Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли
- Медовый торт на водяной бане
- Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками
- Самые нежирные сыры: название, виды, сорта
- Технологическая карта блюд салат цезарь
- Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"
- 200 грамм овсяных хлопьев
- Салат с говядиной и фасолью
Реклама
Колымские рассказы |
Статья на малодоступном интернет-ресурсе, поэтому дублирую здесь. РУССКИЙ БОГАТЫРЬ, ДРЕВНЕРИМСКИЙ БОГ И ТЕМА ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ В.Т. ШАЛАМОВА «ГЕРКУЛЕС» АННОТАЦИЯ. В статье анализируется поэтика рассказа В. Т. Шаламова «Геркулес», затрагиваются такие элементы документально-художественного мира писателя, как символика, стилистика, прототипы персонажей и связь рассказа с фольклорной традицией. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Сюжет, композиция, психологический портрет, антигерой. «Генерал с подполковником вместе, Рассказ В.Т. Шаламова «Геркулес» написан в 1956 (?) году и впервые опубликован только через тридцать лет после его создания (1987). Заглавие текста по своей сути резко контрастирует с образом того персонажа, с которым напрямую соотносится в сюжете рассказа, т.е. с образом начальника санотдела одного из многих колымских лагпунктов 1930-40-е гг. Черпакова. Черпаков, приехавший «на персональной «Победе» из областного города за шестьсот верст на серебряную свадьбу друга» , — главное действующее лицо «Геркулеса» и вместе с тем признанный всеми остальными персонажами (за исключением самого автора-повествователя) герой рассказа. Причин всеобщего признания несколько, но главная — Черпаков большой начальник. Все его поведение выдает самоуверенного, развращенного властью на каторжной Колыме человека, вполне понимающего свое привилегированное положение не только в служебном кабинете, но и на таком, казалось бы, далеком от профессиональной деятельности мероприятии, как серебряная свадьба друга. Поэтому сидит он, как и положено высокому гостю, «на почетном месте во главе стола по правую руку хозяина» . И друг у Черпакова не простой смертный — он тоже начальник, начальник одной из колымских больниц для заключенных. Красноречива фамилия друга — Сударин. Весьма выразителен и ярок портрет заезжего гостя, представленного во всей красе со множеством дополняющих его образ характерных описательных черт: «Почетный гость был заметно моложе окружающих его лысых и седых невропатологов, хирургов, терапевтов и фтизиатров. Ему было лет сорок. Нездоровое, желтое, вздутое лицо, небольшие серые глазки, щегольской китель с серебряными погонами полковника медицинской службы. Китель был явно тесен полковнику, и было видно, что он был сшит еще тогда, когда брюшко еще не обозначалось отчетливо и шея еще не наваливалась на стоячий воротник. Лицо почетного гостя хранило скучающее выражение, но от каждой выпитой стопки спирта <…> оно становилось все оживленней, и гость все чаще поглядывал на окружавших его медицинских дам и все чаще вмешивался в разговоры, неизменно стихавшие при звуках надтреснутого тенора» . В этом портрете и в других схожих описаниях и характеристиках Черпакова отчетливо прослеживается ряд авторских ремарок наряду с важными психологическими и событийными деталями, характеризующими авторское отношение к описываемому «чину». Очевидно, что в композиции сюжета психологические детали выражают «собственную идеологическую позицию» автора, и это значимо по ряду причин. Во-первых, описания особенностей внешности и поведения Черпакова в определенном смысле «самодостаточны», т.е. недвусмысленно характеризуют сами себя: «нездоровое, желтое, вздутое лицо, небольшие серые глазки»; когда-то шея Черпакова «еще не наваливалась на стоячий воротник»; вначале (до выпитой рюмки) доминирует «скучающее выражение» лица Черпакова; «раздался вдруг хриплый тонкий голос»; Черпаков «прикатил» на машине; «перед мутными очами приезжего гостя»; «перст* почетного гостя указал на Андрея Ивановича (т. е. на гостя, подарившего юбиляру петуха. прим. авт.). — Да. Славный петушок. Твой, что ли?»; толкнул «врачиху», выбираясь из-за стола; Черпаков демонстрирует «гармоничность своего физического развития»; «своей могучей дланью привлекал к себе молоденьких, розовых от счастья врачих» и т.д. Очевидно, что собственное хамство, которое Черпаков и не думает замечать, поскольку привык к такому поведению на службе, весьма естественно сочетается с самодовольным взглядом на все происходящее. Высокая лексика (архаизмы очи, перст, длань) в тексте, используемая вместе с лексикой сниженной либо со словами, имеющими явно негативную окраску, создают ожидаемый противоположный эффект — общую стилистическую сниженность текста, его пародийную модальность. Очевиден контраст между закрепившимися в сознании культурного человека представлениями о Геркулесе — персонаже античных мифов** и геркулесе рассказа — в сущности, «антигерое» дикой и бесчеловечной современной автору-повествователю действительности. Весьма показательно то, что в рассказе фамилия начальника санотдела упоминается всего один раз, а его имя остается вовсе неизвестным. В речи многочисленных персонажей, присутствующих на свадьбе, Черпаков именуется уважительно — «почетный гость» (это словосочетание встречается двенадцать раз и два раза — «приезжий гость»). Такой способ «репрезентации» главного действующего лица свидетельствует о непреодолимой социальной и человеческой дистанции между Черпаковым и всем остальным мелким людом на свадьбе — разумеется, чета юбиляров не в счет. Отношение автора-повествователя к публике, пытающейся всячески угодить начальнику санотдела, ярко выражено в следующих словосочетаниях и предложениях: «защебетала седая юбилярша»; «лепетали врачихи»; «врачихи щупали могучие бицепсы почетного гостя с явным восхищением»; «дамы, выхватив душистые платочки, бросились наперерыв вытирать брюки почетного гостя» . * Особой символической ролью «перста» отмечен ряд других рассказов Шаламова: «На представку», «Первый зуб», «Иван Федорович»]. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ______________ Ч.А.Горбачевский
, канд. филол. наук, доц. кафедры русского языка и литературы Южно-Уральского государственного университета (Челябинск). Последним запоздавшим гостем на серебряной свадьбе начальника больницы Сударина был врач Андрей Иванович Дударь. Он нес в руках плетенную из лозы корзину, завязанную марлей, украшенную бумажными цветами. Под звон стаканов и нестройный гул пьяных голосов пирующих Андрей Иванович поднес корзину юбиляру. Сударин взвесил корзину на руке. Что это? Там увидите. Сняли марлю. На дне корзины лежал большой красноперый петух. Он невозмутимо поворачивал голову, оглядывая раскрасневшиеся лица шумливых пьяных гостей. Ах, Андрей Иванович, как кстати, - защебетала седая юбилярша, поглаживая петуха. Чудесный подарок, - лепетали врачихи. - И красивый какой. Это ведь ваш любимец, Андрей Иванович? Да? Юбиляр с чувством жал руку Дударя. Покажите, покажите мне, - раздался вдруг хриплый тонкий голос. На почетном месте во главе стола по правую руку хозяина сидел знатный приезжий гость. Это был Черпаков, начальник санотдела, давний приятель Сударина, прикативший еще утром на персональной „Победе“ из областного города за шестьсот верст на серебряную свадьбу друга. Корзина с петухом явилась перед мутными очами приезжего гостя. Да. Славный петушок. Твой, что ли? - Перст почетного гостя указал на Андрея Ивановича. Теперь мой, - улыбаясь, доложил юбиляр. Почетный гость был заметно моложе окружающих его лысых и седых невропатологов, хирургов, терапевтов и фтизиатров. Ему было лет сорок. Нездоровое, желтое, вздутое лицо, небольшие серые глазки, щегольской китель с серебряными погонами полковника медицинской службы. Китель был явно тесен полковнику, и было видно, что он был сшит еще тогда, когда брюшко еще не обозначалось отчетливо и шея еще не наваливалась на стоячий воротник. Лицо почетного гостя хранило скучающее выражение, но от каждой выпитой стопки спирта (как русский, да еще и северянин, почетный гость не употреблял других горячительных) оно становилось все оживленней, и гость все чаще поглядывал на окружавших его медицинских дам и все чаще вмешивался в разговоры, неизменно стихавшие при звуках надтреснутого тенора. Когда душа-мера достигла надлежащего градуса, почетный гость выбрался из-за стола, толкнув какую-то не успевшую отодвинуться врачиху, засучил рукава и стал поднимать тяжелые лиственничные стулья, ухватя переднюю ножку одной рукой, то правой, то левой попеременно, демонстрируя гармоничность своего физического развития. Никто из восхищенных гостей не мог поднять столько раз те стулья, которые поднимал почетный гость. От стульев он перешел к креслам, и успех по-прежнему сопутствовал ему. Пока поднимали стулья другие, почетный гость своей могучей дланью привлекал к себе молоденьких, розовых от счастья врачих и заставлял их щупать свои напряженные бицепсы, что врачихи исполняли с явным восхищением. После этих упражнений почетный гость, неистощимый на выдумки, перешел к национальному русскому номеру: рукой, поставленной на локоть, он прижимал к столу руку противника, поставленную в том же положении. Серьезного сопротивления седые и лысые невропатологи и терапевты оказать не могли, и только главный хирург продержался несколько дольше других. Почетный гость искал новых испытаний для своей русской мощи. Извинившись перед дамами, он снял китель, немедленно подхваченный и повешенный на спинку стула хозяйкой дома. По внезапному оживлению лица было видно, что почетный гость что-то придумал. Я барану, барану, понимаете, голову назад заворачиваю. Крак - и готово. - Почетный гость поймал за пуговицу Андрея Ивановича. - А у этого твоего… подарка - у живого голову оторву, - сказал он, любуясь произведенным впечатлением. - Где петух? Петуха извлекли из домашнего курятника, куда он был уже впущен рачительной хозяйкой. На Севере все начальники держат в квартирах (зимой, конечно) по нескольку десятков кур; холостые начальники или женатые - во всех случаях куры очень, очень доходная статья. Почетный гость вышел на середину комнаты, держа в руках петуха. Любимец Андрея Ивановича лежал все так же спокойно, сложив обе ноги и свесив на сторону голову, Андрей Иванович года два таскал его так в своей одинокой квартире. Мощные пальцы ухватили петуха за шею. На лице почетного гостя сквозь нечистую толстую кожу проступил румянец. Движением, каким разгибают подковы, почетный гость оторвал голову петуха напрочь. Петушья кровь забрызгала отглаженные брюки и шелковую рубашку. Дамы, выхватив душистые платочки, бросились наперерыв вытирать брюки почетного гостя. Одеколону. Нашатырным спиртом. Водой холодной замойте. Но сила, сила. Вот это по-русски. Крак - и готово, - восхищался юбиляр. Почетного гостя потащили в ванную отмываться. Танцевать будем в зале, - суетился юбиляр. - Ну, Геркулес… Завели патефон. Зашипела иголка. Андрей Иванович, выбираясь из-за стола, чтобы принять участие в танцах (почетный гость любил, чтобы все танцевали), наступил ногой на что-то мягкое. Наклонившись, он увидел мертвое петушиное тело, безголовый труп своего любимца. Андрей Иванович выпрямился, огляделся и ногой затолкал мертвую птицу поглубже под стол. Затем торопливо вышел из комнаты - почетный гость не любил, когда опаздывали на танцы. Последним запоздавшим гостем на серебряной свадьбе начальника больницы Сударина был врач Андрей Иванович Дударь. Он нес в руках плетенную из лозы корзину, завязанную марлей, украшенную бумажными цветами. Под звон стаканов и нестройный гул пьяных голосов пирующих Андрей Иванович поднес корзину юбиляру. Сударин взвесил корзину на руке. – Что это? – Там увидите. Сняли марлю. На дне корзины лежал большой красноперый петух. Он невозмутимо поворачивал голову, оглядывая раскрасневшиеся лица шумливых пьяных гостей. – Ах, Андрей Иванович, как кстати, – защебетала седая юбилярша, поглаживая петуха. – Чудесный подарок, – лепетали врачихи. – И красивый какой. Это ведь ваш любимец, Андрей Иванович? Да? Юбиляр с чувством жал руку Дударя. – Покажите, покажите мне, – раздался вдруг хриплый тонкий голос. На почетном месте во главе стола по правую руку хозяина сидел знатный приезжий гость. Это был Черпаков, начальник санотдела, давний приятель Сударина, прикативший еще утром на персональной «Победе» из областного города за шестьсот верст на серебряную свадьбу друга. Корзина с петухом явилась перед мутными очами приезжего гостя. – Да. Славный петушок. Твой, что ли? – Перст почетного гостя указал на Андрея Ивановича. – Теперь мой, – улыбаясь, доложил юбиляр. Почетный гость был заметно моложе окружающих его лысых и седых невропатологов, хирургов, терапевтов и фтизиатров. Ему было лет сорок. Нездоровое, желтое, вздутое лицо, небольшие серые глазки, щегольской китель с серебряными погонами полковника медицинской службы. Китель был явно тесен полковнику, и было видно, что он был сшит еще тогда, когда брюшко еще не обозначалось отчетливо и шея еще не наваливалась на стоячий воротник. Лицо почетного гостя хранило скучающее выражение, но от каждой выпитой стопки спирта (как русский, да еще и северянин, почетный гость не употреблял других горячительных) оно становилось все оживленней, и гость все чаще поглядывал на окружавших его медицинских дам и все чаще вмешивался в разговоры, неизменно стихавшие при звуках надтреснутого тенора. Когда душа-мера достигла надлежащего градуса, почетный гость выбрался из-за стола, толкнув какую-то не успевшую отодвинуться врачиху, засучил рукава и стал поднимать тяжелые лиственничные стулья, ухватя переднюю ножку одной рукой, то правой, то левой попеременно, демонстрируя гармоничность своего физического развития. Никто из восхищенных гостей не мог поднять столько раз те стулья, которые поднимал почетный гость. От стульев он перешел к креслам, и успех по-прежнему сопутствовал ему. Пока поднимали стулья другие, почетный гость своей могучей дланью привлекал к себе молоденьких, розовых от счастья врачих и заставлял их щупать свои напряженные бицепсы, что врачихи исполняли с явным восхищением. После этих упражнений почетный гость, неистощимый на выдумки, перешел к национальному русскому номеру: рукой, поставленной на локоть, он прижимал к столу руку противника, поставленную в том же положении. Серьезного сопротивления седые и лысые невропатологи и терапевты оказать не могли, и только главный хирург продержался несколько дольше других. Почетный гость искал новых испытаний для своей русской мощи. Извинившись перед дамами, он снял китель, немедленно подхваченный и повешенный на спинку стула хозяйкой дома. По внезапному оживлению лица было видно, что почетный гость что-то придумал. – Я барану, барану, понимаете, голову назад заворачиваю. Крак – и готово. – Почетный гость поймал за пуговицу Андрея Ивановича. – А у этого твоего… подарка – у живого голову оторву, – сказал он, любуясь произведенным впечатлением. – Где петух? Петуха извлекли из домашнего курятника, куда он был уже впущен рачительной хозяйкой. На Севере все начальники держат в квартирах (зимой, конечно) по нескольку десятков кур; холостые начальники или женатые – во всех случаях куры очень, очень доходная статья. Почетный гость вышел на середину комнаты, держа в руках петуха. Любимец Андрея Ивановича лежал все так же спокойно, сложив обе ноги и свесив на сторону голову, Андрей Иванович года два таскал его так в своей одинокой квартире. Мощные пальцы ухватили петуха за шею. На лице почетного гостя сквозь нечистую толстую кожу проступил румянец. Движением, каким разгибают подковы, почетный гость оторвал голову петуха напрочь. Петушья кровь забрызгала отглаженные брюки и шелковую рубашку. Дамы, выхватив душистые платочки, бросились наперерыв вытирать брюки почетного гостя. – Одеколону. – Нашатырным спиртом. – Водой холодной замойте. – Но сила, сила. Вот это по-русски. Крак – и готово, – восхищался юбиляр. Почетного гостя потащили в ванную отмываться. – Танцевать будем в зале, – суетился юбиляр. – Ну, Геркулес… Завели патефон. Зашипела иголка. Андрей Иванович, выбираясь из-за стола, чтобы принять участие в танцах (почетный гость любил, чтобы все танцевали), наступил ногой на что-то мягкое. Наклонившись, он увидел мертвое петушиное тело, безголовый труп своего любимца. Андрей Иванович выпрямился, огляделся и ногой затолкал мертвую птицу поглубже под стол. Затем торопливо вышел из комнаты – почетный гость не любил, когда опаздывали на танцы. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Как приготовить рыбу тилапию
- Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли
- Медовый торт на водяной бане
- Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками
- Самые нежирные сыры: название, виды, сорта
- Технологическая карта блюд салат цезарь
- Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"
- 200 грамм овсяных хлопьев
- Салат с говядиной и фасолью
- Сонник: к чему снится Одеяло