Главная - Бараниной
Конспект урока структура периодической системы. "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Группы и периоды.". Задания для учащихся

Тема: «Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Методы и методические приемы. Самостоятельная работа в группах, обсуждение полученной информации, ответы на поставленные вопросы, обсуждение результатов работы, самооценка своей работы.

Формы организации познавательной деятельности: Индивидуальная, парная, групповая.

Цель урока: Создать условия для получения новой учебной информации- формирование знаний о периодическом законе Д. И. Менделеева, на основе строения атома.

Образовательные

– раскрытие сущности периодического закона Д.И. Менделеева – как объективного закона природы, разъяснять структуру периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева; устанавливать причинно-следственные связи между строение атома и периодическим законом.

Развивающие:

Развивать умение предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ, работать с учебником, раздаточным материалом, умение работать в парах, группах, развитие речи, развитие навыков саморегулирования и метапознания, развитие критического мышления;

Воспитательные: воспитание чувства ответственности перед собой и одноклассниками за результаты своей деятельности; формирование социально активной самостоятельной личности, стремящейся к самопознанию, самореализации, самовоспитанию.

Оборудование:

    Учебник «Химия – 8» Н.Н. Нурахметов, К.А. Сарманова, К.М. Жексембина.

    Дидактический материал «Химия в таблицах» М.Б. Усманова, К.Н. Сакарьянова.

    Периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева.

    Компьютер и проектор.

    Презентация к уроку.

    Раздаточный материал- информационные листы (приложение 1), листы-самооценки, (приложение 2), карточки с заданиями для групп, ватман, цветные стикеры, фломастеры.

Обучающиеся должны знать:

    Понятия «периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «периоды-большие и малые», «группа, подгруппа- главная и побочная» «периодичность»;

    Периодический закон Д.И. Менделеева;

Обучающиеся должны уметь:

    Предвидеть свойства химического элемента по положению в ПСХЭ

Д. И. Менделеева;

    определять изменение свойств по периоду и по группе.

Обучающиеся приобретают навыки

Организации самостоятельной, коллективной деятельности;

Использования ИКТ;

Осуществления поиска и обработки информации.

Ход урока.

I.Организационный момент. (2 мин.)

1. Приветствие учителя. Распределение детей по группам. Выбор спикера.

2.Психологический настрой. (слайд №1)

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

3. Сообщение преподавателем темы урока. (слайд №2)

II. Стадия вызова. (10 мин.)

1.Постановка собственных целей обучения. Для организации деятельности обучающихся по целеполаганию, учитель ставит проблему. (слайд №3)

ПРОБЛЕМА:

Можно поражаться гениальности великого русского химика, который на основе научной интуиции предвидел причины открытых им закономерностей, блестяще угадал порядок расположения элементов и создал таблицу так, что уже около 150 лет не претерпела никаких принципиальных изменений. И сейчас Периодический закон служит путеводной звездой для открытия или искусственного создания новых элементов.

2. Приём КМ «корзина идей». Ученики, опираясь на ранее полученные знания, (состав и строение атома, классификацию химических элементов) систематизировали информацию для изучения нового материала, задавали вопросы, на которые хотели получить ответы. Обучающие формулируют цели урока. (слайд №4)

3. Актуализация знаний «Толстые и тонкие вопросы». (слайд №5)

«Тонкие вопросы»

Что такое химический элемент?

На какие группы делятся элементы?

От каких частиц зависит заряд ядра?

От каких частиц зависит масса атома?

Какое строение имеет атом?

Найдите химический элемент, у которого округленная атомная масса равна 23, и ядро атома содержит 11 протонов.

«Толстые вопросы»

Объясните почему в ядре сосредоточена основная масса атома?

Чем можно объяснить различия между металлами и неметаллами?

Что будет, если атом магния потеряет два электрона?

В чём различие между натрием и кислородом?

III.Этап осмысления. (25 мин)

1.Получение новой информации. Использование ИКТ (презентация учителя). (слайд №7-12)

Работа в группах. (15 мин).

Обучаемые получают карточки с заданиями. Для оценивания работ, учитель, совместно с детьми разрабатывают критерии: 1) соответствие работ (презентаций групп) целям урока; 2) полнота раскрытия темы; 3) умение отвечать на вопросы; 4) аккуратность и эстетичность; 5) чёткое распределение ролей при защите; 6) культура речи – владение химическими терминами и понятиями. (слайд №6)

1 группа. Краткая история открытия периодического закона. Сведения об открытии новых химических элементах.

2.группа. Периоды-малые и большие.

3.группа. Группы, подгруппы – главные и побочные.

2.Осмысление содержания. (10 мин) Группы презентуют продукт всему классу. Отвечают на вопросы. Называют понятия, дают определения, определяют периодичность в изменении свойств по периоду и по группе. Ответы учеников проверяются по слайдам. После выступления групп, учитель просит уценить группы друг друга при помощи стикеров.(слайд №13)

3.Тест для первичного закрепления. (4 мин.) (слайд 13-16)

IV.Рефлексия. (3 мин.)

1.Подведение итогов урока. Учитель просит учащихся высказаться о том, что нового они узнали сегодня на уроке, и отметить свое состояние и настроение после урока на «дереве состояния». (слайд №17)

Учитель дает оценку работе класса. Отмечает лучшие ответы. Объявление результатов формативного оценивания. Учащиеся заносят свои оценки в листы самооценивания.

V. Информация о домашнем задании. (1мин.) Учитель информирует о домашнем задании, дает консультацию. Учебник химии 8 класса § 37-38 упражнения 8,9 стр.169.

Приложение1.

К середине XIX в. было известно более 60 химический элементов. Естественно, что предпринимались попытки их классифицировать. Еще в 1829г. Доберейнер предложил ввести триады, т.е. сгруппировать элементы по 3 с близкими свойствами, например Cl, Br, I. Однако, Доберейнер смог найти всего 4 триады. В 1849г. Гесс предложил свою классификацию, недостатком которой было то, что он классифицировал только неметаллы.

В 1862г. Шанкуртуа предложил расположить элементы по спирали, нанесенной на цилиндр. При этом элементы со сходными свойствами располагались друг под другом, но эта попытка осталась не замеченной.

В 1864г. Лотер Мейер предложил систему элементов, которая практически соответствовала периодической системе. Заслуга Менделеева в том, что в отличии от всех своих предшественников в основу своей классификации он положил открытый им периодический закон, а периодическая система является просто удобной графической интерпретацией. В отличие от своих предшественников Менделеев не только расположил элементы в определенном порядке, но и предсказал свойства тех элементов, который к моменту открытия периодического закона были еще неизвестны. Он оставил в своей таблице пустые клетки для неоткрытых еще в то время новых химических элементов. Так 1 марта 1869г. была составлена, вначале фрагментарно, а потом и полностью, первая таблица – система элементов.

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. За период 1869-1886 гг. были открыты три предсказанных элемента: галлий (П. Э. Лекок де Буабодран, Франция, 1875 г.), скандий (Л. Ф. Нильсон, Швеция, 1879 г.) и германий (К. Винклер, Германия, 1886 г.). Открытие первого из этих элементов, подтвердившее правильность прогноза великого русского ученого, вызвало у его коллег только интерес и удивление. Открытие же германия стало подлинным триумфом Периодического закона. К. Винклер писал в статье «Сообщение о германии»: «Не подлежит больше никакому сомнению, что новый элемент есть не что иное, как предсказанный Менделеевым за пятнадцать лет до этого экасилиций. Ибо едва ли может быть дано более убедительное доказательство справедливости учения о периодичности элементов, чем воплощение бывшего до сих пор гипотетическим экасилиция, и оно представляет собой поистине нечто большее, чем простое подтверждение смело выдвинутой теории, - оно означает выдающееся расширение химического поля зрения, могучий шаг в области познания».

Периоды – горизонтальные строки химических элементов.

Группы – вертикальные столбцы химических элементов.

Подгруппы – А - главные (s- и р-элементы) и В - побочные (d- и f-элементы).

Номер периода – номер внешнего энергетического уровня в электронной формуле атома элемента.

Номер группы (для большинства элементов) – общее число валентных электронов (электронов внешнего энергетического уровня, а также предпоследнего d-подуровня, если он застроен не полностью).

Число элементов в периоде – максимальная емкость соответствующего энергетического уровня:

1 период – 2 элемента (1s2)

2 период – 8 элементов (2s22p6)

3 период – 8 элементов (3s23p6)

4 период – 18 элементов (4s23d104p6)

5 период – 18 элементов (5s24d105p6)

6 период – 32 элемента (6s24f145d106p6)

7 период – не завершен

Приложение 2.

Лист самооценки_______________________________

Интеллектуальная разминка

Личный вклад в работу группы.

Ответы на вопросы

Оценка работы группы

Критерии оценивания личного вклада в работу группы.

1. Активно работал в группе.

2. Выполнял свои обязанности.

3. Соблюдал культуру общения.

Рефлексивный отчёт по уроку

«Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система химических элементов. Д. И. Менделеева свете строения атома. Сведения об открытии новых химических элементах».

Урок проводился в 8 классе. Учащихся в классе -14. Все одного возраста. Дети очень активные и любознательные. На изучение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» отводится 14 часов. Это третий урок. Знания, полученные на данном уроке необходимы для понимания обучаемыми взаимосвязи между строением атома и положением элемента в ПСХЭ. К уроку поставлена общедидактическая цель - создать условия для получения новой учебной информации. Урок строился на самостоятельной работе учеников через использование технологии критического мышления.

Для актуализации опорных знаний использовалась интерактивная доска, таким образом, дети были вовлечены в активную работу. Параллельно шла диалоговая речь, так ученики перешли к теме и сформулировали цели урока:

Познакомиться с историей открытия периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева;

Изучить группы химических элементов

и подгруппы-главная, и побочная;

Изучить периоды –большие и малые.

На этапе вызова, чтобы определить задание группе, я создала проблемную ситуацию. Для организации работы с текстом, для систематизации информации помог прием "Корзина идей». Больше всего идей собрали ученики с высокой мотивацией, тем самым продемонстрировали готовность к освоению новой информации, извлекая ключевые понятия из собственного опыта и ранее полученных знаний. Так ученики перешли к осмыслению новой информации: изучить периодический закон Д.И. Менделеева, структуру периодической системы, значение периодического закона для открытия новых химических элементов.

На уроке формировались понятия: периодический закон, периодичность, период, группа, подгруппа. Уверена, что данные понятия были усвоены, т.к. ученики при презентации своих работ свободно оперировали понятийным аппаратом. На уроке установлены причинно-следственные связи-периодического изменения свойств элементов по группе и периоду. В течение всего урока учитывались индивидуальные особенности детей. Для поддержания внимания сменилось 10 видов работ, поэтому данный урок не требовал физкультминутки. Поддержание интереса происходило и за счет постоянного одобрения учителем, необходимой консультации, наводящих вопросов, помощи.

На уроке учитывался уровень обучаемости: более сильные ученики воспользовались дополнительной литературой кабинета и использовали данные для презентации своих работ. При защите групповой работы смогли себя проявить учащиеся с особыми возможностями, которые углубленно занимаются изучением химии, или учащиеся, которые предпочитают активно выступать на публике, перед аудиторией. По сути, при выполнении данного задания, те ученики, кто занимается хорошо по моему предмету, предлагали идеи, художники воплощали их в жизнь, а ораторы предоставляли свои работы.

Работы получили высокие оценки, такая деятельность ребятам понравилась. Таким образом, содержание урока эффективно работало на выполнение поставленных целей. Групповая работа помогла включиться каждому в активную познавательную деятельность, и от того, что ученик узнает работая в группе, зависит то, как он будет обосновывать доказательства при защите проекта, давать четкие и полные ответы. Моя функция учителя состояла в управлении познавательной деятельностью групп учащихся.

На уроке применялся комплекс методов:

Репродуктивный – чтение текста учебника, выделение главного, консультация учителя;

Объяснительно-иллюстративный – поиск необходимой информации, обмен информацией с другими по изученному вопросу;

Частично – поисковый – выявление причинно – следственных связей, между положением химического элемента в ПС и его свойствами.

Исследовательский – презентация своих работ.

На уроке были промежуточные и конечные результаты. Промежуточные были видны после заполнения листов оценивания. Конечный результат – на этапе рефлексии. Ученики выставляли себе оценку в оценочный лист, согласно критериям. Взаимооценивание групп также осуществлялось по критериям, разработанными учениками. Одной из целей оценивания является формирование внутренней мотивации к учению. Как я этого достигла? Создавала «ситуацию успеха», ставила цели и задачи вместе с учащимися, акцентировала внимание учащихся на новых умениях и знаниях, а не на отметках. По определенным критериям учащиеся могли оценивать себя и других, что позволило повысить мотивацию учащихся к учебной деятельности.

Таким образом, содержание учебного материала, формы организации познавательной деятельности, методы обучения, система контроля эффективно работали на достижение поставленных целей, о чем свидетельствует и проведенная рефлексия. Обсудили то, что узнали, и то, как работали – т.е. каждый оценил свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы групп, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Рефлексия помогла ученикам сформулировать полученные результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Использованная литература

1.Руководство для учителя. Третий (базовый уровень). Третье издание. «Назарбаев Интеллектуальные школы». 2012. стр. 107-212.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. Москва, 1934. 362 стр.

3.Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения. М.: Педагогика- 2006.

4.Басурматорова Л.А., Хуснутдинова Л. С. Роль ИКТ-компететности учителей-предметников в образовательном процессе

НОРМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Разделы: Химия

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

“О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог – изобретатель…”

(А.С.Пушкин)

Цели урока.

Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по изученной теме. Учащиеся должны знать терминологию по теме “Периодический закон”, строение периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева (ПСХЭМ) и строение атома, значение периодического закона. Уметь по электронной формуле атома определять химический символ элемента, положение его в ПСХЭМ, работать самостоятельно и коллективно, выделять главное, сравнивать, делать выводы и прогнозы.

Оборудование.

Портрет Д.И.Менделеева, электронная ПСХЭМ, карточки с заданиями, конверты с заданиями, жетоны для оценивания ответов (Подготовленные для печати карточки расположены в приложениях <Приложение1> – <Приложение4> , цитаты к домашнему заданию расположены в <Приложении5> ).

Ход урока

(1 минута)

Учитель. Добрый день, ребята и гости! Ребята, будьте внимательны и сосредоточены! Наш урок посвящен периодическому закону, ПСХЭМ и строению атома. Начнем урок.

1. Разминка. (Работаем с таблицей элементов)

(4 минуты)

  1. Какой элемент не имеет “постоянной прописки” в таблице? (Н)
  2. Какой элемент назван в честь России? (Рутений)
  3. Какой элемент “говорит”, что он, это не он. (неон)
  4. Какой элемент обречён на вечные муки?... историки (Тантал)
  5. Какой элемент настоящий гигант? (Титан)
  6. Какой элемент вращается вокруг солнца?
  7. Какой элемент назван в честь Д.И. Менделеева? (101Менделевий)

Элемент №101 был впервые получен в начале 1955 г. в Радиационной лаборатории Калифорнийского университета группой американских ученых.

Какую формулировку Периодического закона дал Д.И. Менделеев?

Как звучит современная формулировка закона?

Конечно, вклад Д.И. Менделеева в развитие химии огромный, но он работал над проблемой классификации элементов не в одиночку. И до него, и после него были сделаны открытия, позволившие раскрыть сущность закона и подтвердить те данные, которые Менделеев мог только предполагать.

2. Ученые-химики.

(на доске - портреты ученых)

  1. До сих пор используется модель атома, предложенная в 1911г. Какой ученый её предложил? (Эрнест Резерфорд, шотландец по происхождению, один из 12 детей)
  2. Ирландский ученый, предложивший назвать частицы, переносящие электричество – электронами. Греч. – “янтарь” (1891 г Джордж Джонстон Стони)
  3. Английский и французский учёный, доказавшие, что электроны отрицательно заряжены. (Джозеф Томсон и Жан Перрен)
  4. Один из них вычислил скорость электрона и его массу. (300 тыс. км/с, в 2 тыс. раз легче водорода). (Джозеф Томсон)

Вопрос классу. Что является графическим изображением периодического Закона? (Периодическая таблица Д.И. Менделеева)

3. Экспресс-экзамен.

(Учитель поочередно предлагает ученикам карточки с вопросами. Каждый ученик должен ответить один раз. За правильный ответ – жетон определенного цвета, ответ неполный – жетон другого цвета, неверный ответ – жетон-штраф).

1. Какую информацию о строении атома даёт…:

(вопрос на доске пишется тем же цветом что и карточки)

2. Как определить, пользуясь таблицей Менделеева…

(цвет вопроса тот же что и карточки)

4. Работа с электронной таблицей и у доски.

(10 минут)

Учитель. Теперь проверим на практике, как вы умеете применять свои знания.

(Задание выполняют по 2 ученика на доске, остальные в тетрадях- число, тема, № урока)

После сделанного задания ученик подходит к электронной таблице и показывает элемент, класс проверяет правильность записи на доске. На электронной таблице отображается строение атома.

  • Записать строение атома с №6 №9
  • Усложняем задание + 12)2)) …)2))5
  • И ещё сложнее – масса нейтронов = массе протонов=20. Написать строение атома.

Учитель. Итак, экзамен вы сдали, я ваши знания проверила. А теперь вы проверьте работу одного ученика (запись на доске).

1S 2 2S 2 2P 7 1S 2 2S 2 2P 6 3S

С проверкой справились. А вот с шифровкой справитесь? (учитель раздаёт на каждую парту одну шифровку – работа в парах.) Показать расшифрованный элемент на электронной таблице.

ШИФРОВКИ:

Учитель. Ребята, вы отлично справились и с этим заданием.

5. Игра “Путаница”

1. Отличаются, химического, нейтронов, элемента, изотопы, числом, одного.

(Изотопы одного химического элемента отличаются числом нейтронов..)

2.Атома, положительно, ядро, заряжено. (Ядро атома заряжено положительно.)

3. Нейтронов, ядро, и, состоит, атома, протонов, из.

(Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.)

4. Ядра, определяется, масс, и, масса, протонов, атома, нейтронов, суммой.

(Масса ядра атома определяется суммой масс протонов и нейтронов.)

5. Равно, в, число, числу, электронов, протонов, атоме.

(Число электронов в атоме равно числу протонов.)

6. Числом, ядра, заряд, протонов, атома, определяется.

(Заряд ядра атома определяется числом протонов.)

6. Физкульт. – минутка. “Живые элементы”

Представим на минутку, что вы – это химические элементы.(раздаются карточки с химическими символами, которые дети готовили на первых уроках)

– Ну-ка, встаньте дружно в ряд - металлический отряд!

А теперь отряд постройся так, чтоб радиус разросся!

Самый сильный где металл?

Вопросы команде за партами –

Назовите особенности строения атомов металлов.

А теперь предстань пред нами неметаллов дружный ряд.

Как построиться прилично, чтобы свойства увеличились?

Самый сильный окислитель - ?

Вопросы команде за партами –

Назовите особенности строения атомов неметаллов.

7. А теперь играем в “да - нет - ку”.

(3 минуты)

(если предложение верно – пишем “+”, если неверно – “-”)

  1. Годом открытия Д.И.Менделеевым периодического закона считают 1834г. (-)
  2. Физический смысл порядкового номера химического элемента в том, что он определяет атомную массу элемента. (-)
  3. Число протонов в ядре атома равно числу электронов; (+)
  4. Металлические свойства слева направо ослабевают; (+)
  5. Принцип заполнения электронами энергетических ячеек предложил химик Паули (+)

САМОПРОВЕРКА

(2 минуты)

(ответы на доске, спрятаны за “чистым” листом)

А вот ответ на первый вопрос диктанта. На лист заранее нанести реактив – KCNS и из пульверизатора распределить хлорид железа (III), 1869 год – год открытия закона.

ПОДВОДИМ ИТОГИ

(2 минуты)

- Сделайте вывод об изменении свойств элементов в пределах одного периода.

- Сделайте вывод об изменении свойств элементов в пределах одной группы.

- Как взаимосвязаны изменения свойств элементов и способность отдавать или принимать электроны?

Эта закономерность будет составлять основу нашей следующей темы – “Химическая связь”.

Домашнее задание – найти высказывания известных людей о значении Периодического закона

Выставление оценок, комментарии, оценка урока учащимися.

Ребята, спасибо за урок! Я закончу его строками из стихотворения С.Щипачева “Читая Менделеева”:

“Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится, мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай”.

Разработка плана-конспекта урока «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Учитель: Потокина Нина Николаевна

МОУ СОШ N47 г. Тверь

Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева »

Цель урока: а) познавательный аспект:

    Проконтролировать степень усвоения ЗУН, сформированных на предыдущем уроке: составление схем строения атомов, определение понятий: «элемент-металл», «элемент-неметалл»

    Обеспечить усвоение следующих основных знаний, входящих в содержание темы урока:

Определение понятий: «периодичность», «периодический закон»

Характеристика структуры периодической системы

Значение периодического закона

3.Сформировать следующие специальные умения:

Объяснение причины периодического изменения свойств химических элементов

Установление физического смысла порядкового номера элемента, номера группы, номера периода, периодического закона.

Выявление закономерности изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и в группах

б) развивающий аспект:

Обеспечить, используя задания, требующие выполнения мыслительных операций различного уровня сложности, формирование самостоятельности суждений учащихся, интеллектуальных и учебно-коммуникативных умений и навыков:

Развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи)

Формирование внимания, техники письма, чтения

Формирование мыслительных операций(анализ и синтез, выделение главного и существенного, абстрагирование и конкретизация, сравнение и различение)

в) воспитывающий аспект:

1.Содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения учащихся:

Убеждённости в материальности мира путём раскрытия природы изучаемых явлений

Понимание объективного характера изучаемого закона, возможности познания природы и использования этих знаний в научной и практической деятельности

Установление причинно-следственных связей: состав- строение- свойства

2.Осуществлять нравственное воспитание (патриотизм,интернационализм, товарищество, этические нормы поведения)

3.Формировать уважение к науке как к части культуры общества.

Мотивация: показ значимости новых знаний

Для развития науки

В жизненно-познавательном опыте

В процессе обучения (наличие базовых знаний о положении элемента в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строении его атома обеспечивает усвоение материала последующих тем; позволяет устанавливать причинни- следственные связи)

Ход урока

    Организационный этап.

    Этап проверки домашнего задания(состав и строение атомов, металл, неметалл)

    Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение темы урока, формулирование вместе с учащимися целей: а) усвоить новое понятие «периодический закон» б)изучить структуру периодической системы в)установить связь периодического закона ипериодической системы со строением атома г)оценить значение периодического закона Мотивация Задачи урока: организация дальнейшей деятельности учащихся по изучению и усвоению нового материала (работа в составе четырёх групп с познавательными текстами с последующим комментированием материала по схеме-конспекту) Алгоритм работы:

    Новый материал

Учебный текст №1 «Периодический закон»

Формируемые понятия: «периодичность», «периодический закон» Вопросы для вывода: а) Можно ли сказать, что периодический закон существует в природе реально?

б) В чём заслуга Д.И. Менделеева?

Учебный текст №2 «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева»

Формируемые понятия: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «периоды», «группы», «главные и побочные подгруппы»

Вопросы для вывода: Периодическая система и периодическая таблица- это одинаковые понятия?

Учебный текст №3 «Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома»

Формируемые понятия: физический смысл периодического закона, № периода, № группы

Вопросы для вывода: Почему наблюдается периодическая зависимость свойств элементов и образованных ими веществ от заряда ядра атома?

Учебный текст №4 « Значение периодического закона»

Формируемые понятия: материальность, единство и познаваемость мира, взаимосвязь явлений

Вопросы для вывода: Какие факты доказывают научность открытого Д.И.Менделеевым закона

    Этап закрепления (Ответы на вопросы и тестовые задания, содержащиеся в учебных текстах)

Диагностическая работа

1.Выберите схемы химических элементов:

1В. Второго периода 2В Третьего периода

а)2е,8е б)2е,8е,5е в) 1е г)2е,8е,8е,1е

2.Выберите схемы элементов:

1В Третьей группы 2В Шестой группы

а)2е, 8е,6е б)1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 в)1s 2 2s 1 г)1s 2 2s 2 2p 6

3.Наиболее ярко 1В металлические 2В неметаллические свойства выражены у: а)1s 2 2s 2 б)1s 2 2s 1 в) 1s 2 2s 2 2p 1 г) 1s 2 2s 2 2p 2

4.Причина 1В Усиления металлических свойств в периодах

2В Усиления металлических свойств в группах:

а) увеличение числа ЭУ б) увеличение числа электронов на ВЭУ в)увеличение заряда ядра г) увеличение массы атома

    Этап информирования учащихся о домашнем задании

    Выводы по уроку:

ПЗ существует и действует в природе реально и независимо от сознания человека. Человек лишь открывает закон, т. е. познаёт связь явлений и выражает её в формулировке: « свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра их атома»

Периодическая система- естественная классификация химических элементов. Периодическая таблица- графическое изображение периодического закона

Свойства элементов изменяются периодически, т.к. периодически изменяется число электронов на внешнем уровне их атомов

ПЗ- это не гипотеза, а научная теория, т.к. выполняет три основные функции: обобщающую, объясняющую и прогностическую

(ПСХЭ Д.И.Менделеева – единое целое, включающее в себя все химические элементы, т.к. у них общие черты строения атомов, общие свойства; ПЗ показывает взаимосвязь состава- строения- свойств; ПЗ позволяет предсказывать существование и свойства ещё неоткрытых элементов)

Схема – конспект

ПЗ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА

Пришёл! 1.Д.И.Менделеев сравнил между собой все химические элементы.

2.За основу сравнения взял атомные массы.

Увидел! Повторение сходных элементов металлов и неметаллов через равные промежутки.

Победил! 1. Классифицировал все химические элементы, создав периодическую систему.

2.Сформулировал периодический закон: «свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра их атома»

Блок 2 Как формула, как график трудовой

Строй менделеевской системы

Вокруг тебя творится мир

Входи в него, вдыхай, руками трогай!

С.Щипачёв

(Горизонтальные ряды)

Малые(1,2,3) 1- 2 элемента, 2,3- по 8элементов

Большие(4,5,6,7);. 4,5-по 18 элементов

6-32 элемента

7 незаконченный

Слева направо металлические свойства убывают, а неметаллические усиливаются.

Главная Побочная

(элементы и малых и больших периодов)

(элементы только больших периодов)

Сверху вниз металлические свойства усиливаются, а не- металлические ослабевают.

труктура

Блок 3 ПЗ и ПСХЭ в свете учения о строении атома

Физический смысл:

Порядковый № = заряду ядра атома(Z)

№ периода = числу ЭУ(энергетических уровней)

№ группы = числу электронов на ВЭУ(внешнем энергетическом уровне)

Период: Z, число электронов на ВЭУ увеличивается, число ЭУ =const

Радиус атома уменьшается, притяжение электронов к ядру растёт

Группа:Z, числоЭУ, радиус атома увеличиваются, число электронов на ВЭУ=const притяжение электронов к ядру уменьшается

Металличность- отдача электронов

Неметалличность- присоединение

Блок4 Значение ПЗ

ПЗ позволил: 1. Исправить атомные массы

2.Предсказать существование и свойства ещё неоткрытых элементов

ПЗ послужил толчком для развития атомной физики, геохимии, биохимии, химии космоса…

ПЗ подтвердил законы природы:

Единство и материальность мира

Познаваемость мира

Взаимосвязь явлений

«Мир сложен. Он полон событий, сомнений

И тайн бесконечных и смелых догадок.

Как чудо природы рождается гений

И в хаосе этом наводит порядок.»

Учебный текст 1 «Периодический закон Д.И.Менделеева»

Задание: дайте формулировку периодического закона, объясните понятие периодичность

    К середине 19века било открыто более 60 химических элементов, У большинства которых были изучены физические и химические свойства. Открытие новых элементов и изучение свойств элементов и их соединений позволили, с одной стороны, накопить богатый фактический материал, а с другой – выявили необходимость его систематизации

Ни одна из попыток классификации не выявила основной закономерности в их расположении и, следовательно, не могла привести к созданию естественной системы, охватывающей все элементы и отражающей природу их сходства и различия.

    За основу сравнения всех химических элементов Д.И.Менделеев взял фундаментальную количественную характеристику элемента- атомную массу.

Д.И.Менделеев расположил все известные элементы в порядке возрастания атомных масс:Li – Be – В – C – N – O – F – Ne – Na – Mg – Al – Si – P – S – Cl

И обнаружил, что в полученном им естественном ряду элементов сходные элементы(Li – Na - щелочные металлы; F- Cl – типичные неметаллы «галогены») повторяются через правильные интервалы. Эта закономерность была названа Д.И.Менделеевым законом периодичности и сформулирована следующим образом:

Свойства простых тел, а также форма и свойства соединений химических элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных масс элементов.

    Д.И.Менделеев разбил естественный ряд на отрезки, которые начинались щелочным металлом, отрезки расположил друг под другом и получил систему химических элементов

Li – Be – В – C – N – O – F – Ne

Na – Mg – Al – Si – P – S – Cl

Это расположение отражало периодичность изменения свойств химических элементов.

Вопросы: 1) Какое свойство элемента Д.И.Менделеев положил в основу классификации?

2)Объясните выражение «свойства элементов изменяются периодически»? Какие свойства элементов изменяются периодически?

Учебный текст 2 « Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

Задание: Объясните выражение «периодическая система- естественная классификация химических элементов, а таблица- графическое изображение периодического закона»

1.В результате сопоставления свойств и атомных масс элементов Д.И. Менделеев пришёл к открытию ПЗ и на его основе- ПСХЭ, т.е. ПСХЭ реально существует в природе, является естественной классификацией химических элементов.

Таблица, которой мы пользуемся- это графическое изображение ПЗ. В настоящее время наиболее распространёнными формами таблицы являются короткая и длинная. Короткая форма таблицы была разработана Д.И. Менделеевым в 1870 году, её называют классической. (Первый вариант, предложенный в 1869 году, имел длинную форму

т. е. в ней периоды располагались одной строкой) В школе изучают короткую форму таблицы. Какова же её структура?

2. Периоды- горизонтальные ряды элементов, в пределах которых свойства элементов изменяются последовательно. Периоды делятся на малые (1период-2 элемента; 2,3 периоды- по 8 элементов) и большие

(4,5 периоды- по 18 элементов; 6 период- 32 элемента; 7 период- незаконченный)

Во всех периодах с увеличением порядкового номера элемента(СЛЕВА НАПРАВО) металлические свойства убывают, а неметаллические усиливаются.

3.Группы- это вертикальные столбцы элементов, их восемь.

Каждая группа состоит из 2-х подгрупп: главной и побочной.

Главная подгруппа включает элементы и малых и больших периодов.

Побочная подгруппа включает элементы только больших периодов.

Например:1группа главная подгруппа:H, Li, Na, K, Rb, Cs, Fr; побочная подгруппа- Cu, Ag, Au.

В подгруппу объединены элементы со сходными свойствами: сверху вниз металлические свойства элементов усиливаются, а неметаллические ослабевают. Пользуясь ПСХЭ можно дать сравнительную характеристику свойств любого элемента.

Тесты: 1. Элемент №20 находится: а)5п, 4 гр., гл. подгр. б) 4п, 5 гр., гл. подгр. в) 4п, 2гр., гл. подгр. 2п, 4 гр., гл. подгр.)

2.В 3 группе гл. подгруппе находится: а)Na б) Mg в)Al г) C

3Наиболее ярко металлические свойства выражены у: а)Na б) Mg в)Al

4Наиболее ярко металлические свойства выражены у: а) Li, б)Na, в)K

5Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у: а)N б)O в)F

6Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у: а) C б)Si в)Ge

Учебный текст3 «Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома»

Задание: Дайте современную формулировку ПЗ. Почему заряд ядра (порядковый номер) является главной характеристикой элемента?

    После создания ПСХЭ перед учёными встал ряд вопросов. Сколько элементов должна содержать ПСХЭ? Почему свойства элементов изменяются периодически, ведь атомная масса изменяется непрерывно? Почему металлические свойства элементов с увеличением атомной массы в периоде ослабевают, а в группе усиливаются? Данные о строении атома позволили выяснить физический смысл ПЗ и ответить на многие вопросы. Сопоставление свойств элемента и строения его атома приводит к выводу: главной характеристикой элемента является его порядковый номер т.к. он равен заряду ядра атома. Заряд ядра определяет число электронов в атоме, которые определённым образом располагаются вокруг ядра, характер распределения электронов вокруг ядра определяет химические свойства атомов. Современная формулировка ПЗ:

Свойства элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.

    В пределах периода происходит постепенное накопление электронов в наружном слое от 1 до 8, поэтому происходит плавная смена металлических свойств элемента неметаллическими. Число ЭУ остаётся неизменным и совпадает с № периода.

    В пределах группы главной подгруппы число электронов на ВЭУ остаётся неизменным, равным № группы. Меняется же число ЭУ, следовательно, растёт радиус атома, притяжение электронов к ядру уменьшается, что объясняет рост сверху вниз металлических и снижение неметаллических свойств элементов.

    Свойства элементов периодически повторяются, т.к. с возрастанием заряда ядра атома периодически повторяется число электронов на ВЭУ атома элемента(физический смысл ПЗ). В большинстве случаев с возрастанием заряда ядра атомов элементов увеличиваются и их относительные атомные массы. Это обстоятельство и позволило Д.И.Менделееву открыть ПЗ задолго до открытия строения атома.

Тесты: 1Выберите название элемента, у которого на ВЭУ 8 электронов:

а) неон, б)фтор, в)бор, г)кислород

2.4ЭУ содержит электронная оболочка атома:

а)кремния, б) серебра, в) калия г)бериллия

3Электронная схема +Х) 2) 5 соответствует:

а)бору, б)серебру, в) хлору, г) азоту

4.Дополните формулу 1s 2 2s 2 …3s 1 , выберите название химического элемента, которому она принадлежит: а)алюминий, б)литий, в)натрий, г)азот

5. Дополните формулу +Х) 2)…) 3 , выберите название химического элемента, которому она принадлежит: : а)алюминий, б)литий, в)натрий, г)азот

Учебный текст 4. «Значение периодического закона»

Задание : оценивая значение открытия Д.И.Менделеева Ф.Энгельс писал: Менделеев совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту неизвестный планеты Нептуна. В чем научный подвиг Д.И.Менделеева?

1)Казалось всё просто: написать символы химических элементов, их атомные массы; расположить карточки в порядке возрастания атомных масс. НО, давайте представим середину 19 века. Что знали современники Д.И.Менделеева? 63 элемента. Некоторые из них не были хорошо очищены от примесей, а это вело к искажению атомных масс, свойств элементов. В таблице было много пустых клеток. Чтобы не нарушать периодичность, Д.И.Менделеев вынужден был исправлять атомные массы некоторых элементов(так масса бериллия считалась 13,5, металл бериллий попадал между двумя неметаллами углеродом и азотом. Менделеев исправляет массу бериллия на среднюю и ставит между литием и бором (7+11):2=9). Последующие исследования подтвердили это. А тогда это был смелый шаг. Кроме того ученый вынужден был допустить 3 перестановки: Элемент№18 аргон имеет массу 40, а элемент№19 калий – 39(№27 и №28; №52 и №53). Это было воспринято большинством ученых, как научное легкомыслие, необоснованная дерзость.

2)Д.И.Менделеев делает еще один смелый шаг: он подробно описывает свойство еще никому не известных элементов. Дальнейшее развитие экспериментальной химии убедительно подтвердило менделеевские прогнозы. Каково же было удивление и восхищение ученых разных стран, когда открыв новый элемент они обнаруживали точное совпадение его свойств с прогнозами Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов сделалась компасом в исследованиях ученых. Опираясь на нее, они стали открывать новые химические элементы, создавать новые вещества с заранее предсказанными свойствами. С периодическим законом связан прогресс не только в науке(взаимопревращение элементов, поиск путей освобождения ядерной энергии, получения изотопов, развитие физики, геохимии, биохимии, химии космоса), но и в технике: ПЗ открывает закон распределения металлов в земной коре, помогая поиском полезных ископаемых. Металлурги нашли связь ПСХЭ с ролью и поведение элементов в специальных видах стали. Таким образом, границы действия закона обширны: они охватывают химические элементы Вселенной, и образуемые ими простые и сложные вещества. При жизни Д.И.Менделеева ПЗ опирался на атомно – молекулярное учение, сегодня- на электронную теорию строения атома, продолжая жить и развиваться.

Как вы понимаете выражение: «Закон, являясь инструментом познания, выполняет 3 функции: обобщающую, объясняющую, прогностическую.»?

Тема: Периодическая система химических элементов.

Дата проведения урока:

Тема: Периодическая система химических элементов. 8 класс

Цель:

Сформировать представления о структуре периодической системы химических элементов, периодах и группах.

Задачи:

1. Закрепить знания о периодическом законе

Д.И. Менделеева, естественных семействах химических элементов.

2. Продолжить развитие представлений о периодическом изменении свойств простых

веществ, состава и свойств соединений

элементов с ростом величины их относительных атомных масс.

3. Продолжить развитие умений анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Оборудование:

Тип урока:

Учебник, периодическая система химических элементов.

Комбинированный.

Технологическая карта

Актуализация знаний.

( 13 мин.)

    1. Проверка домашнего задания.

    1. Мотивация.

Фронтальный опрос, тестовое задание.

Сообщает тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, решают тестовые задания.

Открывают тетрадь, записывают дату и новую тему.

    Формирование новых знаний (20 мин.)

3.1 Понятие «Периодическая

система химических

элементов».

3.2 Понятия«период», «группа» (А и В группы).

3.3 Закономерности

изменения свойств

химических элементов

по периоду и по группе.

Дает понятие о строении таблицы Д.И.Менделеева.

Даёт представление о понятиях «группа» и «период».

Разъясняет закономерности изменения свойств химических элементов по периоду и группе.

Слушают, анализируют, смотрят на таблицу.

Слушают, конспектируют.

Слушают, конспектируют.

    Применение новых знаний и умений

(6 мин.)

Формулирует задания по данной теме.

Решают задачи в тетрадях.

    Домашнее задание (2 мин.)

Объясняет выполнение домашнего задания

Записывают домашнее задание в дневник.

    Рефлексия (2 мин.)

Организация оценки урока учениками, их самооценки в усвоении нового материала.

Оценивают урок, дают самооценку усвоения материала.

Ход урока.

    Организационный момент.

Актуализация знаний.

2.1 Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

1) Какую характеристику элемента взял Д.И. Менделеев за основу систематизации элементов?

2) Какие закономерности были выявлены в рядах элементов от Li до Ne, от Na до Ar, расположенных по возрастанию относительных атомных масс?

3)Почему Д.И. Менделеев назвал открытый им закон периодическим? Что такое периодичность?

4) Как формулируется периодический закон?

5)Какие группы химических элементов вам знакомы? Дайте их краткую характеристику.

Тест по теме: «Периодический закон Д.И. Менделеева (все учащиеся делятся на 2 варианта и выполняют тест). Оценка-6 баллов.

Вариант 1.

1.Периодический закон был открыт Д.И. Менделеевым в:

А) 1861 году; Б) 1864 году; В) 1869 году; Г) 1875 году

2. Какое свойство химических элементов Д.И. Менделеев положил в основу их классификации?

А) относительную атомную массу; В) величину заряда ядра;

Б) строение внешних электронных слоев; Г) валентность

3.Свойства простых тел, а также форма и свойства соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов – это формулировка

А) закона сохранения масс; Б) закона постоянства состава вещества;

В) периодического закона; Г) закона сохранения энергии

4. Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный оксид:

А) N; Б) K; В) S; Г) Zn

5. В каком из числовых рядов наблюдается периодичность:

А) 8,2,10,4,6,12; Б) 2,4,6,8,10,12; В) 2,4,6,24,6; Г) 12,2,10,4,6,8

6. Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами кальция:

А) калий; Б) барий; В) алюминий; Г) свинец.

Вариант 2.

1. К моменту открытия Периодического закона число известных элементов составляло:

А) 52; Б) 63; В) 71; Г) 89

2. Формулировка периодического закона связана с

А) физическими и химическими свойствами элементов;

Б) зарядом ядра; В) порядковым номером элементов;

3. С возрастанием порядкового номера периодически повторяется:

А) заряд ядра атома; Б) число энергетических уровней;

В) общее число электронов; Г) химические свойства элементов

4. Символ элемента, атомы, которые образуют амфотерный гидроксид:

А) Na; Б) Al; В) N; Г) S

5. Валентность атома кислорода равна:

А) 1; Б) 2; В) 3; Г) 4

6. Элемент, имеющий свойства сходные со свойствами алюминия:

А) калий; Б) барий; В) галий; Г) свинец.

Ответы:

1 вариант: 1В,2А,3В, 4Г,5В,6Б

    вариант: 1Б,2Б,3Г,4Б,5Б,6В

2.2 Мотивация.

Опираясь на периодический закон, Д. И. Менделеев построил естественную классификацию химических элементов - периодическую систему химических элементов. Ее графическим изображением является таблица, которая так и называется - периодическая система химических элементов. Это и есть тема нашего урока. Запишите ее.

    Формирование новых знаний.

Тема нашего урока «Периодическая система химических элементов». Запишите ее в конспект.

    1. Понятие « Периодическая система химических элементов».

Формы таблицы различны (их известно более 700). В настоящее время наиболее широко используется таблица, представленная на первом форзаце учебника. Она признана Международным союзом химиков в качестве официальной.

Каждый химический элемент в таблице занимает одну клетку, в которой указаны химический знак элемента, его название, значение относительной атомной массы и его атомный номер, который также часто называют порядковым.

Современная периодическая система содержит 110 открытых на сегодняшний день химических элементов, каждый из которых занимает определенное место, имеет свой порядковый номер и название. В таблице выделяют горизонтальные ряды – периоды (1–3 – малые, состоят из одного ряда; 4–6 – большие, состоят из двух рядов; 7-й период – незавершенный). Кроме периодов выделяют вертикальные ряды – группы, каждая из которых подразделяется на две подгруппы (главную – а и побочную – б). Побочные подгруппы содержат элементы только больших периодов, все они проявляют металлические свойства. Элементы одной подгруппы имеют одинаковое строение внешних электронных оболочек, что обусловливает их схожие химические свойства.

3.2 Понятия «период», «группа» (А и В группы)

Всего в таблице семь периодов. Их номера указаны цифрами, стоящими слева. Каждый период содержит определенное число химических элементов. Первые три периода называются малыми периодами. Самый первый период состоит только из двух химических элементов - водорода Н и гелия Не, причем водород не относится к щелочным металлам. Остальные четыре периода называются большими.

Всего в таблице восемнадцать групп, пронумерованных арабскими цифра-

ми. Кроме того, группы имеют традиционную нумерацию римскими цифрами, сохранившуюся со времен Д. И. Менделеева, - от I до VIII с добавлением латинских букв А или В. Группы А часто называют главными. Они включают все элементы первых трех (малых) периодов, а также нижестоящие элементы больших периодов. В этих группах находятся как металлы, так и неметаллы. Граница между этими двумя типами элементов обычно выделяется жирной линией. Эта граница достаточно условна, так как некоторые элементы, находящиеся возле нее, могут проявлять как металлические, так и неметаллические свойства.

Некоторые главные группы имеют свои собственные названия. Так, например, IА-группа - это группа щелочных металлов + водород H, IIА-группа - группа щелочноземельных металлов + бериллий Ве и магний Mg, VIIА-группа - группа галогенов, VIIIА-группа - группа благородных газов и т. д.

Между I-IIA- и III-VIIIA-группами располагаются переходные элементы групп В. Группы В иногда называют побочными. В них находятся только элементы больших периодов, и они все являются металлами.

Эти группы также имеют собственные названия, обычно связанные с названием первого элемента в группе.

В каждой группе находятся элементы со сходными химическими свойствами их атомов. Номер группы (римскими цифрами) указывает, как правило, высшую, т. е. максимальную, валентность элементов в соединениях с кислородом (смотрим таблицу 10 на странице 39 учебника).

Причину периодичности в изменении свойств химических элементов можно объяснить только на основе знаний о строении атомов. Это хорошо понимал и сам Д. И. Менделеев, предполагая, что атомы являются сложными образованиями, а познание их структуры позволит обосновать открытую им периодическую систему химических элементов.

Ребята, давайте с вами запишем основные термины:

Периодическая таблица - является графическим изображением периодического закона.

Периодический закон - свойства всех простых веществ, как и формы и свойства соединений химических элементов определяются в повторяемой (периодической) зависимости от заряда ядра химического элемента.

Период – это определенное число химических элементов с одним и тем же наибольшим значением основного квантового количества валентных электронов (с идентичным номером внешнего энергетического уровня), равняющимся номеру периода.

Группа – это совокупность химических элементов с идентичным количеством валентных электронов, которые равняются номеру группы.

Химические символы – это не просто сокращенные имена химических элементов, а и выражение их конкретного количества, т.е. каждый символ означает или один атом химического элемента, или один моль его атомов, или массу элемента, равную молярной массе этого элемента.

Главная подгруппа – это вертикальный ряд элементов, атомы которых имеют одинаковое число электронов на внешнем энергетическом уровне. Это число равно номеру группы (кроме водорода и гелия).

Все элементы в периодической системе разделяются на 4 электронных семейства (s -, p -, d -, f -элементы) в зависимости от того, какой подуровень в атоме элемента заполняется последним.

Побочная подгруппа это вертикальный ряд d -элементов, имеющих одинаковое суммарное число электронов на d -подуровне предвнешнего слоя и s -подуровне внешнего слоя. Это число обычно равно номеру группы.

Важнейшими свойствами химических элементов являются металличность и неметалличность.

Металличность – это способность атомов химического элемента отдавать электроны. Количественной характеристикой металличности является энергия ионизации.

Энергия ионизации атома – это количество энергии, которое необходимо для отрыва электрона от атома элемента, т. е. для превращения атома в катион. Чем меньше энергия ионизации, тем легче атом отдает электрон, тем сильнее металлические свойства элемента.

Неметалличность – это способность атомов химического элемента присоединять электроны. Количественной характеристикой неметалличности является сродство к электрону.

Сродство к электрону – это энергия, которая выделяется при присоединении электрона к нейтральному атому, т. е. при превращении атома в анион.

Чем больше сродство к электрону, тем легче атом присоединяет электрон, тем сильнее неметаллические свойства элемента.

Универсальной характеристикой металличности и неметалличности является электроотрицательность (ЭО) элемента.

ЭО элемента характеризует способность его атомов притягивать к себе электроны, которые участвуют в образовании химических связей с другими атомами в молекуле.

Чем больше металличность, тем меньше ЭО.

Чем больше неметалличность, тем больше ЭО.

3.3 Закономерности изменения свойств химических элементов по периоду и по группе.

В малых периодах от щелочного металла к инертному газу:

заряд ядер атомов увеличивается;

число энергетических уровней не изменяется;

число электронов на внешнем уровне увеличивается от 1 до 8;

радиус атомов уменьшается;

прочность связи электронов внешнего слоя с ядром увеличивается;

энергия ионизации увеличивается;

сродство к электрону увеличивается;

ЭО увеличивается;

металличность элементов уменьшается;

неметалличность элементов увеличивается.

Все d -элементы данного периода похожи по своим свойствам – все они являются металлами, имеют мало различающиеся радиусы атомов и значения ЭО, поскольку содержат одинаковое число электронов на внешнем уровне (например, в 4-м периоде – кроме Cr и Cu).

В главных подгруппах сверху вниз:

число энергетических уровней в атоме увеличивается;

число электронов на внешнем уровне одинаково;

радиус атомов увеличивается;

прочность связи электронов внешнего уровня с ядром уменьшается;

энергия ионизации уменьшается;

сродство к электрону уменьшается;

ЭО уменьшается;

металличность элементов увеличивается;

неметалличность элементов уменьшается.

    Применение новых знаний.

Ребята, сейчас давайте вместе повторим. Учащиеся отвечают на задания.

Задание 1. Определить период, группу, подгруппу, порядковый номер элементов.

Кислород: период - 2, группа- VI, подгруппа - главная, порядковый номер - 8

Азот: период - 2, группа - V, подгруппа – главная, порядковый номер – 7

Углерод: период - 2, группа- IV, подгруппа – главная, порядковый номер – 6

Задание 2. Сравнить металлические свойства элементов, поставив знак больше или меньше.

а ) Al < Na; б ) O < S; в ) P < As; г ) Ca > Mg

    Домашнее задание.

§ 8 (устно), зад. 3, 4, 8.

    Рефлексия.

Закончите, пожалуйста, фразы.

Сегодня я узнал…

Мне показалось трудным…

Я уверен, что смогу…

Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева »

Цель урока : а) познавательный аспект:

    Проконтролировать степень усвоения ЗУН, сформированных на предыдущем уроке: составление схем строения атомов, составление графических и структурных формул элементов.

    Обеспечить усвоение следующих основных знаний, входящих в содержание темы урока:

Определение понятий: «периодичность», «периодический закон»;

Характеристика структуры периодической системы;

Значение периодического закона.

3.Сформировать следующие специальные умения:

а) образовательный аспект:

Объяснение причины периодического изменения свойств химических элементов;

Установление физического смысла порядкового номера элемента, номера группы, номера периода, периодического закона;

Выявление закономерности изменения металлических и неметаллических свойств элементов в периодах и в группах

б) развивающий аспект:

Обеспечить, используя задания, требующие выполнения мыслительных операций различного уровня сложности, формирование самостоятельности суждений учащихся, интеллектуальных и учебно-коммуникативных умений и навыков:

Развитие речи (обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи);

Формирование внимания, техники письма, чтения;

Формирование мыслительных операций (анализ и синтез, выделение главного и существенного, абстрагирование и конкретизация, сравнение и различение).

в) воспитывающий аспект:

Содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения учащихся:

Убеждённости в материальности мира путём раскрытия природы изучаемых явлений;

Понимание объективного характера изучаемого закона, возможности познания природы и использования этих знаний в научной и практической деятельности;

Установление причинно-следственных связей: состав - строение- свойства.

2.Осуществлять нравственное воспитание (патриотизм, интернационализм, товарищество, этические нормы поведения).

3.Формировать уважение к науке как к части культуры общества.

Ход урока:

    Организационный этап.

    Актуализация опорных знаний

(критерии оценивания – за каждый правильный ответ учащийся ставит себе «+» на полях в тетради)

1. Разминка . Знаки химических элементов (индивидуальная работа) /Слайд 1/

2. Укажите число протонов, нейтронов и электронов для следующих атомов: вариант 1 – азот, вариант 2 – кислород, вариант 3 – бор, вариант 4 – фтор.

3. Написать для этих же элементов электронные и структурные формулы.

4. Написать химические реакции и определить тип реакции (работа в микрогруппах)

Задание по карточкам. Метод – групповой.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

К + Н 2 О =

СаО + НСI =

Zn + НСI =

Сu (ОН) 2 =

Na + Cl 2 =

BaO + H 2 SO 4 =

К + НNО 3 =

Са(ОН) 2 =

Ca + H 2 =

BaO + HCl =

Fe + H 2 SO 4 =

CaCO 3 =

Mg + Cl 2 =

СаO +H 2 SO 4 =

Na + H 2 SO 4

Fe(OH) 2 =

    Формирование новых знаний

Тема: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» /Слайд 2/

(урок обобщения, повторения и систематизации материала)

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала (сообщение темы урока, формулирование вместе с учащимися целей):

Какие цели сегодня на уроке мы будем преследовать? /Слайд 3/

а) усвоить новое понятие «Периодический закон»;

б) изучить структуру периодической системы;

в) установить связь периодического закона и периодической системы со строением атома;

г) оценить значение периодического закона.

Мотивация. Задачи урока: организация дальнейшей деятельности учащихся по изучению и усвоению нового материала (работа в составе четырёх групп с познавательными текстами с последующим комментированием материала по схеме-конспекту)

Алгоритм работы: /Слайд 4/

Соотнести информацию текста с соответствующим блоком опорного конспекта;

Ответить на вопросы, выполнить тестовые задания, обсудить ответы в группе;

Выбрать комментатора.

    Новый материал

Ответы 1 группы /Слайд 5/

Учебный текст 1 группы: «Периодический закон»

Формируемые понятия: «периодичность», «периодический закон».

Задание: Дайте формулировку периодического закона, объясните понятие периодичность.

Вопросы: 1) Какое свойство элемента Д.И.Менделеев положил в основу классификации ХЭ? 2) Объясните выражение «Свойства элементов изменяются периодически»? Какие свойства элементов изменяются периодически?

Вопросы для вывода: а) Можно ли сказать, что периодический закон существует в природе реально? б) В чём заслуга Д.И. Менделеева?

Учебный текст 2 группы: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» /Слайд 6/

Формируемые понятия: «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «периоды», «группы», «главные и побочные подгруппы».

Задание: Объясните выражение «периодическая система – естественная классификация химических элементов, а таблица – графическое изображение периодического закона»?

Вопросы для вывода: Периодическая система и периодическая таблица - это одинаковые понятия?

Тесты 2 группы: /Слайд 7/

1. в 2. в 3. а 4. в 5. в 6. а

Учебный текст 3группы: «Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома» /Слайд 8/

Формируемые понятия: «Физический смысл периодического закона», «№ периода», « № группы».

Задание: Дайте современную формулировку периодического закона. Почему заряд ядра (порядковый номер) является главной характеристикой элемента?

Вопросы для вывода: Почему наблюдается периодическая зависимость свойств элементов и образованных ими веществ от заряда ядра атома?

Тесты 3 группы: /Слайд 9/

1. а 2. в 3. г 4. в 5. а

Учебный текст 4 группы: « Значение периодического закона» /Слайд10/

Формируемые понятия: «Материальность, единство и познаваемость мира, взаимосвязь явлений».

Задание: Как вы понимаете выражение: «Закон, являясь инструментом познания, выполняет три функции: обобщающую, объясняющую, прогностическую»?

Вопросы для вывода: Какие факты доказывают научность открытого Д.И.Менделеевым закона?

    Этап закрепления (Ответы на вопросы и тестовые задания, содержащиеся в учебных текстах)

Диагностическая работа /Слайд11/

1.Выберите схемы химических элементов:

1В. Второго периода 2В. Третьего периода

а)2е,8е б)2е,8е,5е в) 1е г)2е,8е,8е,1е

2.Выберите схемы элементов:

1В. Третьей группы 2В. Шестой группы

а)2 е, 8 е,6 еб)1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 в)1s 2 2s 1 г)1s 2 2s 2 2p 6

3.Наиболее ярко 1В. металлические 2В. неметаллические свойства выражены у: а)1s 2 2s 2 б)1s 2 2s 1 в) 1s 2 2s 2 2p 1 г) 1s 2 2s 2 2p 2

4.Причина 1В. Ослабление металлических свойств в периодах

2В. Усиления металлических свойств в группах:

а) увеличение числа ЭУ б) увеличение числа электронов на ВЭУ в) увеличение заряда ядра г) увеличение массы атома

Ответы:

1В 2В

1. а 1. б

2. б 2. а

3. б 3. г

4. б 4. а

    Этап информирования учащихся о домашнем задании

    Выводы по уроку: /Слайд 12/

ПЗ существует и действует в природе реально и независимо от сознания человека. Человек лишь открывает закон, т. е. познаёт связь явлений и выражает её в формулировке: « Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра их атома»

Периодическая система - естественная классификация химических элементов. Периодическая таблица - графическое изображение периодического закона

Свойства элементов изменяются периодически, т.к. периодически изменяется число электронов на внешнем уровне их атомов

ПЗ - это не гипотеза, а научная теория, т.к. выполняет три основные функции: обобщающую, объясняющую и прогностическую

(ПСХЭ Д.И.Менделеева – единое целое, включающее в себя все химические элементы, т.к. у них общие черты строения атомов, общие свойства; ПЗ показывает взаимосвязь состава- строения- свойств; ПЗ позволяет предсказывать существование и свойства ещё неоткрытых элементов)

7. Рефлексия: /Слайд 13/

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал ….

Теперь я могу ….

Было интересно ….

Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся …

Схема – конспект

Блок-1

ПЗ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВА

Пришёл! 1.Д.И.Менделеев сравнил между собой все химические элементы.

2.За основу сравнения взял атомные массы.

Увидел! Повторение сходных элементов металлов и неметаллов через равные промежутки.

Победил! 1. Классифицировал все химические элементы, создав периодическую систему.

2.Сформулировал периодический закон: «Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра их атома»

Блок 2 Как формула, как график трудовой

Строй менделеевской системы

Вокруг тебя творится мир

Входи в него, вдыхай, руками трогай!

С.Щипачёв

Периоды

(Горизонтальные ряды)

Малые(1,2,3) 1- 2 элемента, 2,3- по 8элементов,

Большие(4,5,6,7);. 4,5-по 18 элементов,

6-32 элемента,

7 незаконченный.

Слева направо металлические свойства убывают, а неметаллические усиливаются.

Группы

Главная Побочная

(элементы и малых и больших периодов)

(элементы только больших периодов)

Сверху вниз металлические свойства усиливаются, а не- металлические ослабевают.

труктура

Блок 3 ПЗ и ПСХЭ в свете учения о строении атома

Физический смысл:

Порядковый № = заряду ядра атома(Z )

периода = числу ЭУ (энергетических уровней)

группы = числу электронов на ВЭУ (внешнем энергетическом уровне)

Период: Z , число электронов на ВЭУ увеличивается, число ЭУ =const

Радиус атома уменьшается, притяжение электронов к ядру растёт

Группа:Z , число ЭУ, радиус атома увеличиваются, число электронов на ВЭУ=const притяжение электронов к ядру уменьшается

Металличность- отдача электронов

Неметалличность- присоединение

Блок 4 Значение ПЗ

ПЗ позволил: 1. Исправить атомные массы

2.Предсказать существование и свойства ещё неоткрытых элементов

ПЗ послужил толчком для развития атомной физики, геохимии, биохимии, химии космоса…

ПЗ подтвердил законы природы:

Единство и материальность мира

Познаваемость мира

Взаимосвязь явлений

«Мир сложен. Он полон событий, сомнений

И тайн бесконечных и смелых догадок.

Как чудо природы рождается гений

И в хаосе этом наводит порядок».

Учебный текст 1 «Периодический закон Д.И.Менделеева»

- Формируемые понятия : «периодичность», «периодический закон».

- Задание : Дайте формулировку периодического закона, объясните понятие периодичность.

- Вопросы: 1) Какое свойство элемента Д.И.Менделеев положил в основу классификации ХЭ? 2) Объясните выражение «Свойства элементов изменяются периодически»? какие свойства элементов изменяются периодически?

- Вопросы для вывода : а) Можно ли сказать, что периодический закон существует в природе реально? б) В чём заслуга Д.И. Менделеева?

    К середине 19века било открыто более 60 химических элементов, У большинства которых были изучены физические и химические свойства. Открытие новых элементов и изучение свойств элементов и их соединений позволили, с одной стороны, накопить богатый фактический материал, а с другой – выявили необходимость его систематизации

Ни одна из попыток классификации не выявила основной закономерности в их расположении и, следовательно, не могла привести к созданию естественной системы, охватывающей все элементы и отражающей природу их сходства и различия.

    За основу сравнения всех химических элементов Д.И.Менделеев взял фундаментальную количественную характеристику элемента- атомную массу.

Д.И.Менделеев расположил все известные элементы в порядке возрастания атомных масс:Li – Be – В – C – N – O – F – Ne – Na – Mg – Al – Si – P – S – Cl

И обнаружил, что в полученном им естественном ряду элементов сходные элементы(Li – Na - щелочные металлы; F - Cl – типичные неметаллы «галогены») повторяются через правильные интервалы. Эта закономерность была названа Д.И.Менделеевым законом периодичности и сформулирована следующим образом:

Свойства простых тел, а также форма и свойства соединений химических элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных масс элементов.

    Д.И.Менделеев разбил естественный ряд на отрезки, которые начинались щелочным металлом, отрезки расположил друг под другом и получил систему химических элементов

Li – Be – В – C – N – O – F – Ne

Na – Mg – Al – Si – P – S – Cl

Это расположение отражало периодичность изменения свойств химических элементов.

Учебный текст 2 « Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

- Формируемые понятия : «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», «периоды», «группы», «главные и побочные подгруппы»

- Задание : Объясните выражение «периодическая система – естественная классификация химических элементов, а таблица – графическое изображение периодического закона»?

- Вопросы для вывода : Периодическая система и периодическая таблица - это одинаковые понятия?

1.В результате сопоставления свойств и атомных масс элементов Д.И. Менделеев пришёл к открытию ПЗ и на его основе - ПСХЭ, т.е. ПСХЭ реально существует в природе, является естественной классификацией химических элементов.

Таблица, которой мы пользуемся - это графическое изображение ПЗ. В настоящее время наиболее распространёнными формами таблицы являются короткая и длинная. Короткая форма таблицы была разработана Д.И. Менделеевым в 1870 году, её называют классической. (Первый вариант, предложенный в 1869 году, имел длинную форму т. е. в ней периоды располагались одной строкой). В школе изучают короткую форму таблицы. Какова же её структура?

2. Периоды - горизонтальные ряды элементов, в пределах которых свойства элементов изменяются последовательно. Периоды делятся на малые (1период-2 элемента; 2,3 периоды - по 8 элементов) и большие (4,5 периоды- по 18 элементов; 6 период- 32 элемента; 7 период- незаконченный)

Во всех периодах с увеличением порядкового номера элемента (СЛЕВА НАПРАВО) металлические свойства убывают, а неметаллические усиливаются.

3.Группы - это вертикальные столбцы элементов, их восемь.

Каждая группа состоит из 2-х подгрупп: главной и побочной.

Главная подгруппа включает элементы и малых и больших периодов.

Побочная подгруппа включает элементы только больших периодов.

Например:1группа главная подгруппа:H , Li , Na , K , Rb , Cs , Fr ; побочная подгруппа- Cu , Ag , Au .

В подгруппу объединены элементы со сходными свойствами: сверху вниз металлические свойства элементов усиливаются, а неметаллические ослабевают. Пользуясь ПСХЭ можно дать сравнительную характеристику свойств любого элемента.

Тесты : 1. Элемент №20 находится: а)5п, 4 гр., гл. подгр. б) 4п, 5 гр., гл. подгр. в) 4п, 2гр., гл. подгр. г) 2п, 4 гр., гл. подгр.)

2. В 3 группе гл. подгруппе находится: а)Na б) Mg в)Al г) C

3. Наиболее ярко металлические свойства выражены у: а)Na б) Mg в)Al

4. Наиболее ярко металлические свойства выражены у: а) Li , б)Na , в)K

5. Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у: а)N б)O в)F

6. Наиболее ярко неметаллические свойства выражены у: а)C б)Si в)Ge

Учебный текст 3 «Периодический закон и периодическая система в свете учения о строении атома»

- Формируемые понятия : «Физический смысл периодического закона», «№ периода», « № группы».

- Задание : Дайте современную формулировку периодического закона. Почему заряд ядра (порядковый номер) является главной характеристикой элемента?

- Вопросы для вывода : Почему наблюдается периодическая зависимость свойств элементов и образованных ими веществ от заряда ядра атома?

    После создания ПСХЭ перед учёными встал ряд вопросов. Сколько элементов должна содержать ПСХЭ? Почему свойства элементов изменяются периодически, ведь атомная масса изменяется непрерывно? Почему металлические свойства элементов с увеличением атомной массы в периоде ослабевают, а в группе усиливаются? Данные о строении атома позволили выяснить физический смысл ПЗ и ответить на многие вопросы. Сопоставление свойств элемента и строения его атома приводит к выводу: главной характеристикой элемента является его порядковый номер т.к. он равен заряду ядра атома. Заряд ядра определяет число электронов в атоме, которые определённым образом располагаются вокруг ядра, характер распределения электронов вокруг ядра определяет химические свойства атомов. Современная формулировка ПЗ:

Свойства элементов, а также их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атома.

    В пределах периода происходит постепенное накопление электронов в наружном слое от 1 до 8, поэтому происходит плавная смена металлических свойств элемента неметаллическими. Число ЭУ остаётся неизменным и совпадает с № периода.

    В пределах группы главной подгруппы число электронов на ВЭУ остаётся неизменным, равным № группы. Меняется же число ЭУ, следовательно, растёт радиус атома, притяжение электронов к ядру уменьшается, что объясняет рост сверху вниз металлических и снижение неметаллических свойств элементов.

    Свойства элементов периодически повторяются, т.к. с возрастанием заряда ядра атома периодически повторяется число электронов на ВЭУ атома элемента (физический смысл ПЗ). В большинстве случаев с возрастанием заряда ядра атомов элементов увеличиваются и их относительные атомные массы. Это обстоятельство и позволило Д.И.Менделееву открыть ПЗ задолго до открытия строения атома.

Тесты: 1Выберите название элемента, у которого на ВЭУ 8 электронов:

а) неон, б) фтор, в) бор, г) кислород

2.Четыре ЭУ содержит электронная оболочка атома:

а) кремния, б) серебра, в) калия г) бериллия

3. Электронная схема - Х) 2) 5 соответствует:

а) бору, б) серебру, в) хлору, г) азоту

4.Дополните формулу 1s 2 2s 2 …3s 1 , выберите название химического элемента, которому она принадлежит: а)алюминий, б)литий, в)натрий, г)азот

5. Дополните формулу - Х) 2)…) 3 , выберите название химического элемента, которому она принадлежит: : а)алюминий, б)литий, в)натрий, г)азот

Учебный текст 4. «Значение периодического закона»

- Формируемые понятия : «Материальность, единство и познаваемость мира, взаимосвязь явлений».

- Задание: Как вы понимаете выражение: «Закон, являясь инструментом познания, выполняет три функции: обобщающую, объясняющую, прогностическую»?

- Вопросы для вывода : Какие факты доказывают научность открытого Д.И.Менделеевым закона?

Задание : оценивая значение открытия Д.И.Менделеева Ф.Энгельс писал: Менделеев совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту неизвестный планеты Нептуна. В чем научный подвиг Д.И.Менделеева?

1)Казалось всё просто: написать символы химических элементов, их атомные массы; расположить карточки в порядке возрастания атомных масс. НО, давайте представим середину 19 века. Что знали современники Д.И.Менделеева? 63 элемента. Некоторые из них не были хорошо очищены от примесей, а это вело к искажению атомных масс, свойств элементов. В таблице было много пустых клеток. Чтобы не нарушать периодичность, Д.И.Менделеев вынужден был исправлять атомные массы некоторых элементов (так масса бериллия считалась 13,5, металл бериллий попадал между двумя неметаллами углеродом и азотом. Менделеев исправляет массу бериллия на среднюю и ставит между литием и бором (7+11):2=9). Последующие исследования подтвердили это. А тогда это был смелый шаг. Кроме того ученый вынужден был допустить 3 перестановки: Элемент№18 аргон имеет массу 40, а элемент№19 калий – 39(№27 и №28; №52 и №53). Это было воспринято большинством ученых, как научное легкомыслие, необоснованная дерзость.

2)Д.И.Менделеев делает еще один смелый шаг: он подробно описывает свойство еще никому не известных элементов. Дальнейшее развитие экспериментальной химии убедительно подтвердило менделеевские прогнозы. Каково же было удивление и восхищение ученых разных стран, когда открыв новый элемент они обнаруживали точное совпадение его свойств с прогнозами Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов сделалась компасом в исследованиях ученых. Опираясь на нее, они стали открывать новые химические элементы, создавать новые вещества с заранее предсказанными свойствами. С периодическим законом связан прогресс не только в науке(взаимопревращение элементов, поиск путей освобождения ядерной энергии, получения изотопов, развитие физики, геохимии, биохимии, химии космоса), но и в технике: ПЗ открывает закон распределения металлов в земной коре, помогая поиском полезных ископаемых. Металлурги нашли связь ПСХЭ с ролью и поведение элементов в специальных видах стали. Таким образом, границы действия закона обширны: они охватывают химические элементы Вселенной, и образуемые ими простые и сложные вещества. При жизни Д.И.Менделеева ПЗ опирался на атомно – молекулярное учение, сегодня - на электронную теорию строения атома, продолжая жить и развиваться.

 


Читайте:



Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Давайте приготовим в домашних условиях нутовый хумус, отталкиваясь от наиболее классического рецепта. Некоторым не понравился когда-то магазинный...

Медовый торт на водяной бане

Медовый торт на водяной бане

Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями Сегодня я подготовила для вас пошаговый рецепт торта Медовик со сметанным кремом и расскажу вам,...

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник - царь всех пирогов. Эта выпечка, благодаря своему отменному вкусу и аромату, уже много лет не теряет своей популярности. Пирог готовят из...

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Купить дешевые лекарства от гепатита С Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь...

feed-image RSS