Разделы сайта
Выбор редакции:
- Презентация по окружающему миру на тему «Самолеты» скачать бесплатно Презентация для детей самолеты
- Презентация на тему "растения-паразиты" Колумнеи - растения-эпифиты, требовательны к уходу
- Презентация на тему "звездное небо"
- Презентация к уроку на тему: Презентация к уроку по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" на тему "Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- Презентация проекта по истории средних веков на тему "викинги"
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
Реклама
Мягкости гласный безударный согласный. Звонкие и глухие согласные звуки. Парные согласные по мягкости-твёрдости |
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. На письме твердость и мягкость согласных звуков обозначается только при написании транскрипции. Найдите согласные звуки, звучащие перед звонкими парными согласными. Итак, рассмотрим гласные звуки, которые делятся на твердые и мягкие. Обратите внимание на согласные звуки, звучащие на конце слова и перед глухими согласными. 5 букв, 6 звуков). Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков. Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. Хоть и парные эти согласные, Но они всё равно очень разные. Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим. Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение -) -; -; -; -; -. В каждом случае есть согласные, у которых есть пара, а также согласные, у которых пары нет. Давайте рассмотрим парные и непарные согласные, и в каких словах они встречаются. В безударной позиции гласные произносятся менее четко и звучат с меньшей длительностью (т.е. редуцируются). Когда буквы, обыкновенно обозначающие глухие согласные, при озвончении обозначают звонкие звуки, это кажется настолько необычным, что может привести к ошибкам в транскрипции. В заданиях, связанных со сравнением количества букв и звуков в слове, могут быть «ловушки», провоцирующие ошибки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Какие звуки всегда твердые, а какие – мягкиеМожно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки и. Звук произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Напомним, что звук всегда только мягкий. Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Сравнение с гласными звуками. Каждый согласный имеет признаки, отличающие его от остальных согласных звуков. В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове. Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие. Домашнее задание
:затранскрибировать стихотворение А.С.Пушкина В томленьях грусти безнадежной, Шли годы. Бурь порыв мятежный В глуши, во мраке заточенья Душе настало пробужденье: И сердце бьется в упоенье, В русском языке 6 гласных звуков
:а,о,у,и,ы,э. Гласные звуки характеризуются как ударные и безударные. Основа гласных звуков - голос. Непарные твёрдые звуки
: [ц], [ж], *(хотя в словах вожжи, дрожжи - ж - мягкий звук), [ш]. Для записи звучащей речи используется фонетическая транскрипция
, которая построена на принципе однозначного соответствия между звуком и его графическим символом. В транскрипции не используются йотированные гласные буквы я, ю, е, ё. Для обозначения безударных гласных использует транскрипционные значки [а], [ы], [и], [у], [иэ] («и, склонное к э»), [ыэ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»). Когда произносятся звуки [а], [ыэ] и [ъ], а когда [иэ] и [ь]?
Первый предударный звук а,о обозначается альфой (или домиком). Звуки [а] и [ыэ] встречаются после твердых согласных ([ыэ] – только после [ж], [ш], [ц]) и обозначаются на письме буквами а (сама [сама, лошадей [лъшыэд"эj"]), о (сома [сама]), е (желтеть [жыэлт"эт"]). Звук [иэ] встречается после мягких согласных и обозначается буквами е (метель [м"иэт"эл"), а (часы [ч"иэсы]), я (рядок [р"иэдок]). Звук [ъ] произносится после твердых согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами а (паровоз [пъравос]), о (молоко [мълако]), е (желтизна [жълт"изна]). Звук [ь] произносится после мягких согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами е (переход [п"ьр"ихот]), я (рядовой [р"ьдавоj"]), а (часовой [ч"ьсавоj"]). На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими. Звонкие и глухие согласные звукиВспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному. Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело. Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими. Парные по звонкости-глухости согласные звукиПопробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:
Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости. Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки () Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками. Все эти звуки обозначаются буквами:
Непарные звонкие согласные звукиНо не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики. Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки: Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звукиВ третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки. Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36. Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки () Закрепление знаний на практикеВыполним задания. 1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков. д очка - точка б очка - почка ш ар - жар удочка - уточка 2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать: 1) С глухим согласным наливаюсь в поле, 2) С глухим — траву она срезает, 3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист. Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 43 основных звука – 6 гласных и 37 согласных, тогда как число букв – 33. Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 37 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой, но звуки мягкий и твердый считаются разными, потому и получается согласных звуков больше, чем букв, которыми они обозначаются. Звонкие и глухие согласныеСогласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие – только из шума. Звонкие согласные звуки: [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й] Глухие согласные звуки: [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] [х] [х"] [ч"] [щ"] Парные и непарные согласныеМногие согласные образуют пары звонких и глухих согласных звуков: Звонкие [б] [б"] [в] [в"] [г] [г"] [д] [д"] [з] [з"] [ж] Глухие [п] [п"] [ф] [ф"] [к] [к"] [т] [т"] [с] [с"] [ш] Не образуют пар следующие звонкие и глухие согласные звуки: Звонкие [л] [л"] [м] [м"] [н] [н"] [р] [р"] [й] Глухие [х] [х"] [ч"] [щ"] Мягкие и твёрдые согласныеСогласные звуки делятся также на твёрдые и мягкие. Они различаются положением языка при произнесении. При произнесении мягких согласных средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Большинство согласных образует пары твёрдых и мягких согласных: Твёрдые [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] Мягкие [б"] [в"] [г"] [д"] [з"] [к"] [л"] [м"] [н"] [п"] [р"] [с"] [т"] [ф"] [х"] Не образуют пар следующие твёрдые и мягкие согласные звуки: Твёрдые [ж] [ш] [ц] Мягкие [ч"] [щ"] [ й" ] Шипящие согласныеЗвуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими. [ж] [ш] [ч"] [щ"] Свистящие согласные[з] [з"] [с] [с"] [ц] Свистящие звуки с-сь, з-зь переднеязычные, щелевые. При артикуляции твердых с-з зубы обнажены, кончик языка касается нижних зубов, спинка языка слегка выгнута, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, отчего в середине образуется желобок. Воздух проходит по этому желобку создавая трением шум. При произнесении мягких с, з артикуляция та же, но дополнительно спинка языка поднимается к твердому нёбу. При произнесении звуков з-зь связки сомкнуты и вибрируют. Нёбная занавеска поднята. В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека. Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными. Что такое парная согласная?Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости. Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.
Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова». Правило правописания парных согласныхВ процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону. Правило может быть изложено в следующих пунктах:
Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами. Применение правилаПравописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего. Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:
Парные согласные. Примеры различения словГлухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:
В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения. Тест по изученной теметрав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти. Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки 6. Ж или Ш? Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.
Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка. 9. Вставьте буквы в тексте: Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда! 10. Исправьте ошибки:
Ответы1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости. 2. Допишите предложение: Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово. 3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке: погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный. 4. Напишите звуки в квадратных скобках: трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти. 5. Подчеркните проверочное слово: Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки 6. Ж или Ш? Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки. 7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:
8. Выберите правильный вариант: ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка. 9. Вставьте буквы в тексте: ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда! 10. Исправьте ошибки:
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Презентация на тему "растения-паразиты" Колумнеи - растения-эпифиты, требовательны к уходу
- Презентация на тему "звездное небо"
- Презентация к уроку на тему: Презентация к уроку по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" на тему "Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- Презентация проекта по истории средних веков на тему "викинги"
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
- В чем разница и сходство между католиками и православными