Разделы сайта
Выбор редакции:
- Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит
- «Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы
- К чему снятся рельсы по соннику
- К чему снится внучка? Если снится внук
- К чему снятся рельсы по соннику
- Как испечь пирог манник простой рецепт
- Оригинальный рецепт с рыбой
- Вкусный тыквенный суп-пюре от юлии высоцкой
- Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Яблочная шарлотка в мультиварке
Реклама
Оглавление I. Введение………………………………………………………… ……………...3
К
чему ни обратись в нашей литературе
- всему начало положено Карамзиным:
журналистике, критике, повести, роману,
повести исторической, публицизму,
изучению истории.
В
последние десятилетия XVIII века в
России постепенно складывается новое
литературное направление - сентиментализм.
Определяя его особенности, П.А. Вяземский
указывал на «изящное изображение основного
и повседневного». В противоположность
классицизму сентименталисты декларировали
культ чувств, а не разума, воспевали
простого человека, освобождение и
совершенствование его естественных
начал. Герой произведений сентиментализма
не героическая личность, а просто
человек, с его богатым внутренним
миром, разнообразными переживаниями,
чувством собственного достоинства. Основная
цель дворянских сентименталистов - восстановить
в глазах общества попранное человеческое
достоинство крепостного крестьянина,
раскрыть его духовные богатства, изобразить
семейные и гражданские добродетели.
Николай
Михайлович Карамзин (1766-1826) родился 1 декабря
в селе Михайловка Симбирской губернии
в семье помещика. Получил хорошее домашнее
образование. В 14 лет начал учиться в Московском
частном пансионе профессора Шадена. Окончив
его в 1873 году, приехал в Преображенский
полк в Петербург, где познакомился с молодым
поэтом и будущим сотрудником своего «Московского
журнала» И. Дмитриевым. Тогда же опубликовал
свой первый перевод идиллии С. Геснера
«Деревянная нога». Уйдя в отставку в чине
подпоручика в 1784 году, переехал в Москву,
где становится одним из деятельных участников
журнала «Детское чтение для сердца и
разума», издававшегося Н. Новиковым, и
сближается с масонами. Занимается переводами
религиозно-нравооучительных сочинений.
С 1787 года регулярно публикует свои переводы
«Времён года» Томсона, «Деревенских вечеров»
Жанлис, Трагедии Шекспира «Юлий Цезарь»,
трагедии Лессинга «Эмилия Галотти».
Мировоззрение
Карамзина.
Николай Михайлович Карамзин в истории русской культуры. Аннотация:
материал предназначен для проведения классного часа в 7-9 классах или внеклассного мероприятия, посвященного 250-летию со дня рождения Н.М.Карамзина. Цель мероприятия:
познакомиться с биографией и творчеством Н. М. Карамзина, показать его роль в развитии русской культуры. Задачи:
Оборудование: слайдовая презентация, портрет писателя, книги Н. М. Карамзина. Ход мероприятия. К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. В.Г.Белинский Слово учителя: «Русская литература знала писателей более великих, чем Карамзин, знала более мощные таланты и более жгучие страницы. Но по воздействию на читателя своей эпохи Карамзин стоит в первом ряду, по влиянию на культуру времени, в котором он действовал, он выдержит сравнение с любыми, самыми блестящими именами». А.С. Пушкин называл Карамзина «великим писателем во всём смысле этого слова». Роль Карамзина в истории русской культуры велика: в литературе он проявил себя как реформатор, создал жанр психологической повести; в журналистике заложил основы профессионализации писательского труда, создал образцы основных видов периодических изданий; как просветитель он сыграл огромную в формировании грамотного читателя, приучал женщин к чтению на русском языке, ввел книгу в домашнее образование детей. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Н.М.Карамзина, чье 250-летие Россия будет отмечать в 2016 году. КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, критик, журналист, почетный член Петербургской АН (1818). Создатель "Истории государства Российского" (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма ("Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" и др.). Редактор "Московского журнала" (1791-92) и "Вестника Европы" (1802-1803). Знакомство с биографией Н.М.Карамзина. 1 Ученик:
Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 году в поместье Николай Михайлович Карамзин родился в с. Знаменское (Карамзинка) Симбирского уезда, в семье отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина, потомка крымско-татарского мурзы Кара-Мурза. С осени до весны Карамзины обычно жили в Симбирске, в особняке на Старом Венце, а летом - в селе Знаменском. (Ныне нежилое селение в 35 км. ю-з. Ульяновска). 2 Ученик В 1789 году Карамзин опубликовал первую повесть «Евгения и Юлия». В этом же году он отправляется за границу. В Европе Карамзин был накануне Французской революции. В Германии он встречался с Кантом, во Франции он слушал Мирабо и Робоспьера. Эта поездка оказала определённое воздействие на его мировоззрение и дальнейшее творчество. После возвращения из-за границы
по настоянию отца в 1783 году Николай поступил на службу в Преображенский гвардейский полк Петербурга, но вскоре вышел в отставку. После состоял в Москве в «Дружеском ученом обществе». Там же знакомился с писателями – Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым. Кутузовым. Под влиянием А.М. Кутузова он знакомится с литературой английского предромантизма, хорошо ориентируется в литературе французского просвещения (Вольтер, Ж.Ж.Руссо). В 1791-1792 гг. после года путешествий по Европе им было предпринято издание "Московского журнала", давшего русской журналистике, по словам Ю.М. Лотмана, эталон русского литературно-критического журнала. Значительную часть публикаций в нем составили произведения самого Карамзина, в частности, плод его поездки по Европе - "Письма русского путешественника", определившие собой основной тон журнала - просветительский, но без излишней официозности. Однако в 1792 г. "Московский журнал" был прекращен после публикации в нем оды Карамзина "К Милости", поводом к созданию которой стал арест близкого Карамзину русского писателя Н.И. Новикова. На страницах этого журнала он публикует свои произведения «Письма русского путешественника» (1791-1792), повести «Бедная Лиза» (1792), «Наталья, боярская дочь» (1792) и очерк “Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы. Повесть «Бедная Лиза». Сентиментализм. Слово учителя: «Карамзин первый на Руси начал писать повести… в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта», - писал В.Г. Белинский 3 Ученик: Это история любви крестьянской девушки Лизы и дворянина Эраста. Повесть Карамзина стала первым русским произведением, героям которого читатель мог сопереживать так же, как героям Руссо, Гёте и других европейских романистов. Литературоведы отмечали, что незамысловатый сюжет Карамзин представил психологически глубоко и проникновенно. Карамзин стал признанным главой новой литературной школы, а повесть «Бедная Лиза» – образцом русского сентиментализма. «Лизин пруд» близ Симонового монастыря стал особенно посещаемым местом у поклонников творчества писателя. 4 Ученик: Сентиментали́зм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В XVIII веке под определением «чувствительный» понимали восприимчивость, способность к душевному отклику на все проявления жизни. Впервые это слово с нравственно-эстетическим оттенком значения появилось в заглавии романа английского писателя Лоренса Стерна «Сентиментальное путешествие». Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении. В Европе сентиментализм существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века. Герой литературы сентиментализма – индивидуальность, он чуток к «жизни души», обладает разнообразным психологическим миром и преувеличенными способностями в сфере чувств. Он сосредоточен на эмоциональной сфере, а значит, социальные и гражданские проблемы отходят в его сознании на второй план. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма. Из философии просветителей сентименталисты приняли идею о внесословной ценности человеческой личности; богатство внутреннего мира и способность чувствовать признавались за каждым человеком независимо от его социального статуса. Человек, неиспорченный социальными условностями и пороками общества, «естественный», руководствующийся только побуждениями своего природного доброго чувства, – вот идеал сентименталистов. Таким человеком скорее мог быть выходец из средних и низших социальных слоев – бедный дворянин, мещанин, крестьянин. Человек же искушенный в светской жизни, воспринявший систему ценностей общества, где царит социальное неравенство – отрицательный персонаж, он обладает чертами, заслуживающими негодования и порицания читателей. Писатели-сентименталисты в своих произведениях большое внимание уделяли природе как источнику красоты и гармонии, именно на лоне природы мог сформироваться «естественный» человек. Сентименталистский пейзаж располагает к размышлениям о высоком, к пробуждению в человеке светлых и благородных чувств. Основными жанрами, в которых проявил себя сентиментализм, стали элегия, послание, дневник, записки, эпистолярный роман . Именно эти жанры давали писателю возможность обратиться к внутреннему миру человека, раскрыть душу, имитировать искренность героев в выражении своих чувств. Наиболее известные представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия). В Россию сентиментализм проник в 1780-х – начале 1790-х благодаря переводам романов "Вертер" И.В. Гете, "Памела", "Кларисса" и "Грандисон" С. Ричардсона, "Новая Элоиза" Ж.-Ж. Руссо, "Поль и Виржини" Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792). Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы. Сочинения Н.М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале XIX века появились "Бедная Маша" А.Е. Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И. Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П. Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и др Н.М.Карамзин – историк, создатель «Истории государства Российского» Слово учителя: Деятельность Карамзина, возглавившего в России целое литературное направление – сентиментализм, и впервые сблизившего историографию с художественным творчеством, разными сторонами постоянно привлекала к себе внимание Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого. С именем Карамзина связан особый этап развития русской культуры. 5 Ученик: Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему - «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства Российского». Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. По словам Пушкина, «все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом». В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк - описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. А. С. Пушкин так оценил труды Карамзина по истории России: «В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута». 6 Ученик: В 1803 году Н.М. Карамзин получает официальное назначение на должность придворного историографа, начинает работать над «Историей государства Российского» и работает над ней до конца своей жизни. «История государства Российского» печаталась по томам, вызывала большой интерес у публики. Вяземский отмечал, что Карамзин своей «Историей…» «спас Россию от нашествия забвения, воззвал её к жизни, показал нам, что у нас отечество есть». Н.М. Карамзин за этот труд был награжден чином статского советника и орденом св. Анны 1-й степени. с посвящением Александру I . Этот труд вызвал огромный интерес современников. Сразу же вокруг «Истории…» Карамзина развернулась широкая полемика, отразившаяся в печати, а также сохранившаяся в рукописной литературе. Подвергалась критике историческая концепция Карамзина, его язык (выступления М. Т. Каченовского, И. Лелевеля, Н.С. Арцыбашева и др.), его политические взгляды (высказывания М.Ф. Орлова, Н.М. Муравьева, Н.И. Тургенева). Но многие встретили «Историю…» восторженно: К.Н. Батюшков, И.И. Дмитриев, Вяземский, Жуковский и другие. торжественном собрании императорской Российской Академии» в связи с избранием в ее члены. Особое внимание здесь уделялось проблемам национального своеобразия русской литературы, говорилось о «народном свойстве россиян». В 1819 Карамзин вновь выступил на заседании Российской Академии с чтением отрывков из т. 9 «Истории…», посвященного царствованию Ивана Грозного. В 1821 вышел из печати т. 9 его труда, в 1824 – т. 10 и 11; т. 12, последний, содержавший описание событий до начала XVII в. Карамзин не успел завершить (издан посмертно в 1829). Появление новых томов, показывавших деспотизм Ивана Грозного и повествовавших о преступлении Бориса Годунова, вызвало оживление полемики вокруг труда Карамзина. Показательно отношение А.С. Пушкина к Карамзину и его деятельности. Познакомившись с историографом еще в 1816 в Царском Селе, Пушкин сохранял к нему и его семье уважение и привязанность, что не мешало ему вступать с Карамзиным в достаточно резкие споры. Приняв участие в полемике вокруг «Истории…», Пушкин горячо выступил в защиту Карамзина, подчеркивая общественное значение его труда и называя его «подвигом честного человека». Свою трагедию «Борис Годунов» Пушкин посвятил «драгоценной для россиян памяти» Н.М. Карамзина. Н.М.Карамзин – реформатор русского языка. Слово учителя: Велики его заслуги Н.М.Карамзина в области реформирования русского языка. «Как не менялись воззрения Карамзина на протяжении его жизни, идея прогресса оставалась их прочной основой. Выражалась она в представлении о непрерывности совершенствования человека и человечества».По мнению Карамзина, счастье человечества лежит через усовершенствование отдельной личности. «Основной двигатель здесь не мораль (как считали масоны), а искусство(…). И наставлять современников в искусстве жить Карамзин считал своей первоочередной задачей. Он хотел осуществить как бы вторую петровскую реформу: не государственного быта, не внешних условий общественного существования, а «искусства быть собой» - цель, которую можно достичь не усилиями правительства, а действиями людей культуры, прежде всего писателей. 7 Ученик: Важнейшую часть этой программы составляла реформа литературного языка, в основе которой лежало стремление сблизить письменный язык с живой разговорной речью образованного общества». В 1802 году в журнале «Вестник Европы» Н.М. Карамзин опубликовал статью «Отчего в России мало авторских талантов». Творчество Карамзина оказало существенное влияние на развитие русского литературного языка. Он стремился не использовать церковнославянскую лексику и грамматику, а обращаться к языку своей эпохи, языку «обычных» людей, использовать в качестве примера грамматику и синтаксис французского языка. Одним из первых Карамзин стал использовать букву Ё, ввел новые слова (неологизмы) (благотворительность, влюбленность, впечатление, утонченность, человечный и др.), варваризмы (тротуар, кучер и др.). Следуя идеям сентиментализма. Карамзин подчеркивает роль личности автора в произведении и воздействие его воззрения на мир. Присутствие автора резко отличало его произведения от повестей и романов писателей классицизма. Следует отметить наличие художественных приемов, которые чаще всего использует Карамзин, чтобы высказать свое личное отношение к предмету, явлению, событию, факту. В его произведениях много перифразов, сравнений, уподоблений, эпитетов. Исследователи творчества Карамзина отмечают напевность его прозы за счет ритмической организации и музыкальности (повторы, инверсии, восклицания и др.) Заключительное слово учителя: В одном из последних писем министру иностранных дел РоссииКарамзин писал « Приближаясь к концу своей деятельности, я благодарю Бога за свою судьбу. Может быть, я заблуждаюсь, но совесть моя покойна. Любезное Отечество ни в чем не может меня упрекнуть. Я всегда был готов служить ему, не унижая своей личности, за которую я в ответе перед той же Россией. Да, пусть я только и делал, что описывал историю варварских веков, пусть меня не видали ни на поле боя, ни в совете мужей государственных. Но поскольку я не трус и не ленивец, я говорю: «Значит так было угодно Небесам» и, без смешной гордости моим ремеслом писателя, я без стыда вижу себя среди наших генералов и министров». Чистая, высокая слава Карамзина
Николай Михайлович Карамзин принадлежит к веку русского просвещения, представ перед современниками как первоклассный поэт, драматург, критик, переводчик, реформатор, заложивший основы современного литературного языка, журналист, создатель журналов. В личности Карамзина удачно слились крупнейший мастер художественного слова и талантливый историк. Повсюду его деятельность отмечена чертами подлинного новаторства. Он во многом подготовил успех младших современников и последователей – деятелей пушкинского периода, золотого века русской литературы. Н.М. Карамзин склонен был получить дальнейшее образование в Германии, в Лейпцигском университете, но по настоянию отца начал служить в Петербурге в гвардейском Преображенском полку. Но военная служба и светские удовольствия не могли оторвать его от занятий литературой. Тем более, что родственник Н.М. Карамзина И.И. Дмитриев, поэт и видный сановник, вводит его в круг петербургских литераторов. Эти произведения важны не только для раскрытия истоков его творчества, они знаменуют качественно новый шаг в развитии русской поэзии. Тонкий знаток литературы XVIII века П.А. Вяземский писал о Н.М. Карамзине: «Как прозаик, он гораздо выше, но многие его стихотворения очень замечательны. С них началась у нас поэзия внутренняя, домашняя, задушевная, которой отголоски раздались после так живо и глубоко в струнах Жуковского, Батюшкова и самого Пушкина». Очень стремился Николай Михайлович в Швейцарию, на «землю свободы и благополучия». В Женеве он прожил зиму, восторгаясь великолепной швейцарской природой и посещая места, овеянные памятью о великом Жан-Жаке Руссо, чью «Исповедь» он только что прочитал. Вот он в Англии, «в той земле, которую в ребячестве своём любил с таким жаром». И многое ему здесь нравится: милые англичанки, английская кухня, дороги, многолюдство и порядок повсюду. Здесь ремесленник читает Юма, служанка – Стерна и Ричардсона, лавочник рассуждает о торговых выгодах своего отечества, газеты и журналы интересуют не только горожан, но и деревенских жителей. Все они горды своей конституцией и чем-то больше всех других европейцев импонируют Карамзину. Известно, что это была общедоступная серия, потребность в которой испытывало русское общество на протяжении всей второй половины XIX века. Здесь увидели свет более 500 книг русских и зарубежных авторов, которые издавались массовыми тиражами и стоили не дороже 40 копеек. Среди них А. Грибоедов, Н. Гоголь, А. Пушкин, Д. Давыдов, Е. Баратынский, Ф. Достоевский, В. Шекспир, Г. Гауптман. Это пособие представляет собой выбранные из сочинения Н.М. Карамзина места, наиболее важные и существенные, по словам издателей. Поскольку данное издание является учебным, оно снабжено многочисленными и подробными комментариями и подстрочными примечаниями в помощь учителю русской литературы. Тем временем Николай Михайлович пробует свои силы в прозе, ищет себя в разных литературных жанрах: сентиментальных, романтических, исторических повестях. К нему приходит слава лучшего беллетриста России. Публика, воспитанная на иностранной литературе, впервые читает с таким живым интересом и сочувствием русского автора. Популярность Н.М. Карамзина растет и в кругу провинциальных дворян, и в купеческо-мещанской среде. Он по праву считается одним из преобразователей русского языка. Конечно, у него были предшественники. Д. Кантемир, В. Тредиаковский, Д. Фонвизин, как замечал И. Дмитриев, «покушались, приблизить книжный язык к употребляемому в обществах», но в полной мере эта задача была решена Н.М. Карамзиным, который «начал писать языком, подходящим к разговорному, когда еще родители с детьми, русский с русскими не стыдились говорить на природном своем языке». Его волнуют вопросы просвещения, распространения знаний, образованности, воспитания нравственности. В статье «О книжной торговле и любви ко чтению в России» (Сочинения Карамзина. Т. 7. М., 1803. С. 342-352) он размышляет о роли чтения, которое «имеет влияние на разум, без которого ни сердце не чувствует, ни воображение не представляет», и утверждает, что «романы...способствуют некоторым образом просвещению...кто их читает, будет говорить лучше и связнее...узнает и географию и натуральную историю. Одним словом, хорошо, что наша публика романы читает». Н.М. Карамзин внес в русскую литературу и новое понимание человека, и новые жанры, позже столь блистательно освоенные К. Батюшковым, В. Жуковским, А. Пушкиным. Он обогатил поэтический язык новыми образами, словосочетаниями, позволившими выразить всю сложность духовной жизни человека, его тонких чувств и трагических переживаний. «История государства Российского» создавалась на основе критического исследования всей предшествующей литературы и освоения разнообразных источников, хранящихся в архивах и библиотеках. Помимо государственных Карамзин пользовался частными собраниями Мусина-Пушкина, Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых, Толстого, Уварова, собраниями университетской и синодальной библиотек. Это позволило ему ввести в научный обиход огромный исторический материал и, прежде всего, архивные первоисточники, знаменитые летописи, сочинение Даниила Заточника, Судебник Ивана III, многие посольские дела, из которых черпал высокую патриотическую идею могущества, несокрушимости русской земли, пока она едина. Но, помимо основного текста, есть многочисленные примечания («ноты», «нотицы», как именовал их автор), где давались сопоставления различных летописных текстов, содержались критические суждения о работе предшественников, приводились дополнительные данные, не включенные в основной текст. Конечно же, научное исследование такого уровня требовало множества времени. Начиная работу по созданию «Истории», Николай Михайлович намеревался завершить ее в пять лет. Но за все время дошел лишь до 1611 года. Работа над «Историей государства Российского» заняла последние 23 года жизни Н.М. Карамзина. В 1816 году он привез в Петербург первые восемь томов, их начали печатать сразу в трех типографиях – сенатской, медицинской и военной. В продаже они появилась в начале 1818 года и имели потрясающий успех. «История государства Российского» не была первой книгой о русской истории, но это была первая книга о русской истории, которую можно было читать легко и с интересом, рассказ которой запоминался. До Карамзина эти сведения были распространены только в узком кругу специалистов. Даже русская интеллигенция почти ничего не знала о прошлом страны. Карамзин произвел в этом отношении целый переворот. Он открыл русскую историю для русской культуры. Огромный материал, изученный писателем, впервые был изложен систематически, живо и занимательно. Яркие, полные контрастов, эффектные рассказы в его «Истории» производили огромное впечатление и читались как роман. В историческом труде проявился и художественный талант Н.М. Карамзина. Всех читателей восхищал язык историографа. По выражению В. Белинского, это «дивная резьба на меди и мраморе, которой не сгложет ни время, ни зависть». «История Государства Российского» издавалась в прошлом неоднократно. При жизни историка она успела выйти двумя изданиями. Незаконченный 12-й том вышел посмертно. До сих пор «История государства Российского» сохраняет значение ценного исторического источника и читается с большим интересом. Список произведений Н.М. Карамзина, Карамзин, Николай Михайлович Переводы Карамзина: в 9 т. – 4-е изд. – Санкт-Петербург: Типография А. Смирдина, 1835. Карамзин, Николай Михайлович. История Государства Российского: в 12 т. / Н. М. Карамзин. – Издание второе, исправленное. – Санктпетербург: В типографии Н. Греча: Иждивением братьев Слениных, 1818–1829. Карамзин и поэты его времени: стихотворения / ст., ред. и примеч. А. Кучерова, А. Максимовича и Б. Томашевского. – [Москва] ; [Ленинград] : Советский писатель, 1936. – 493 с.; л. портр. ; 13Х8 см. – (Библиотека поэта. Малая серия; № 7) Р1 К21 М42761 КХ(РФ). Карамзин, Николай Михайлович. Письма русского путешественника: с портр. авт. и рис. / Н. М. Карамзин. – 4-е изд. – Санкт–Петербург: Издание А. С. Суворина, . – (Дешевая библиотека; № 45). Карамзин, Николай Михайлович. Избранные сочинения: [в 2ч.] / Н. М. Карамзин. - Санкт-Петербург: Издание И. Глазунова, 1892. - (Русская классная библиотека: пособие при изучении русской литературы / под ред. А. Н. Чудинова; вып. IX). Карамзин, Николай Михайлович. Сочинения Карамзина: в 8 т. – Москва: В типографии С. Селивановскаго, 1803. – . Карамзин, Николай Михайлович. История Государства Российского: в 12 т. / Н. М. Карамзин. – 3-е изд. – Санкт–Петербург: Иждивением книгопродавца Смирдина, 1830–1831. Карамзин, Николай Михайлович. История Государства Российского / Соч. Н. М. Карамзина: в 3 кн. заключающих в себе 12 т., с полными примеч., украш. портр. авт., грав. на стали в Лондоне. – 5-е изд. – Санкт–Петербург: Изд. И. Эйнерлинга, : В тип. Эдуарда Праца, 1842–1844. Карамзин, Николай Михайлович. История Государства Российского: в 12 т. / Соч. Н. М. Карамзина – Москва: Изд. А. А. Петровича: Типо-литогр. тов. Н. Кушнерев и Ко, 1903. Т. 5–8. – 1903. – 198, 179, 112, 150 с. 9(С)1 К21 М15872 КХ Карамзин, Николай Михайлович. История Государства Российского / Н. М. Карамзин; печ. под наблюдением проф. П. Н. Полевого. Т. 1–12. – Санкт–Петербург: Тип. Е. А. Евдокимова, 1892. Т. 1 – 1892. – 172, 144 с., фронт. (портр., факс.), 5 л. ил. : ил. (Библиотека Севера). 9(С)1 К21 29963 Список использованной литературы: Лотман Ю. М. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман; предисл. Б. Егорова. – Москва: Книга, 1987. – 336 с. : ил. – (Писатели о писателях). 83.3(2=Рус)1 Л80 420655-КХ Муравьев В. Б. Карамзин: / В. Муравьев. – Москва: Молодая гвардия, 2014. – 476, с. : л. ил., портр. 83.3(2=Рус)1 М91 606675-КХ Смирнов А. Ф. Николай Михайлович Карамзин / А. Ф. Смирнов. – Москва: Российская газета, 2005. – 560 с. : ил. 63.3(2) С50 575851-КХ Эйдельман Н. Я. Последний летописец / Н. Я. Эйдельман. – Москва: Вагриус, 2004. – 254 с. 63.1(2)4 Э30 554585-КХ Зав. сектором редких и ценных книг
Разделы: Литература Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний. Цели урока Воспитательные:
Развивающие:
Образовательные:
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point <Приложение 1 >; раздаточный материал <Приложение 2>. Эпиграф к уроку:
Ход урока Вступительное слово учителя. Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя – Николай Михайлович Карамзин. II. Запись темы, эпиграфа (СЛАЙД 1). Презентация III. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине. Составление кластера (СЛАЙД 2). Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков. Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет. Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет. Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3). - (СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной. Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую. Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина. IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5). Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 – 3 предложениях его содержание. От какого лица ведётся повествование? Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор? Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма? V. Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6). Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. Сентиментализм – это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental – чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”. Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”? Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях). Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД7). Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете). А вот еще три картины XVIII века (СЛАЙД 8) . Только одна из них принадлежит перу В.Боровиковского. Найдите эту картину, обоснуйте свой выбор. (На слайде картины В.Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной”, И.Никитина “Портрет канцлера графа Г.И.Головкина”, Ф.Рокотова “Портрет А.П.Струйской”). VI. Самостоятельная работа. Составление сводной таблицы (СЛАЙД 9). Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах. Время для выполнения этого задания – 7 минут. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с материалом слайда). VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание (СЛАЙД 10).
Литература.
Цели урока Воспитательные: Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. Развивающие: Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма. Образовательные: Кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина, дать предать представление о сентиментализме как литературном направлении. Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point <Приложение 1>; раздаточный материал <Приложение 2>. Эпиграф к уроку: К чему ни обратись в нашей литературе - всему начало положено журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории. В.Г.Белинский Ход урока Вступительное слово учителя. Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, “началась новая эпоха русской литературы”. Имя этого писателя - Николай Михайлович Карамзин. II. Запись темы, эпиграфа (СЛАЙД 1). Презентация III. Рассказ учителя о Н.М.Карамзине. Составление кластера (СЛАЙД 2). Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков. Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав/ и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет. Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал “Детское чтение для сердца и разума”. После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет. Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе (СЛАЙД 3). - (СЛАЙД 4) Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать “Московский журнал”, выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной. Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую. Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина. IV.Беседа о повести “Бедная Лиза”, прочитанной дома (СЛАЙД5). Вы прочитали повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза”. О чём это произведение? Охарактеризуйте в 2 - 3 предложениях его содержание. От какого лица ведётся повествование? Какими вы увидели главных героев? Как к ним относится автор? Похожа ли повесть Карамзина на произведения классицизма? V. Введение понятия “сентиментализм” (СЛАЙД 6). Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм. Сентиментализм - это художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII - начала XIX веков. Вспомните, что такое литературное направление. (Можно проверить по последнему слайду презентации). Само название “сентиментализм” (от англ. sentimental - чувствительный) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как “изящное изображение основного и повседневного”. Как вы понимаете слова: “изящное”, “основное и повседневное”? Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях). Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II (СЛАЙД7). Автор одного из них - художник-классицист, автор другого - сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете). А вот еще три картины XVIII века (СЛАЙД 8). Только одна из них принадлежит перу В.Боровиковского. Найдите эту картину, обоснуйте свой выбор. (На слайде картины В.Боровиковского “Портрет М.И.Лопухиной”, И.Никитина “Портрет канцлера графа Г.И.Головкина”, Ф.Рокотова “Портрет А.П.Струйской”). VI. Самостоятельная работа. Составление сводной таблицы (СЛАЙД 9). Для того чтобы обобщить основные сведения о классицизме и сентиментализме как литературных направлениях XVIII века, я предлагаю вам заполнить таблицу. Начертите её в своих тетрадях и заполните пустые графы. Дополнительный материал о сентиментализме, какие-то важные особенности этого направления, которые мы не отметили, вы можете найти в текстах, лежащих у вас на партах. Время для выполнения этого задания - 7 минут. (После выполнения задания слушаем ответы 2 - 3 учеников и сверяем с материалом слайда). VII. Подведение итогов урока. Домашнее задание (СЛАЙД 10). Учебник, стр. 210- 211. Почему повесть Карамзина стала открытием для его современников? Литература. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 512с. - (В помощь школьному учителю). Похожие образовательные материалы: |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- «Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы
- К чему снятся рельсы по соннику
- К чему снится внучка? Если снится внук
- К чему снятся рельсы по соннику
- Как испечь пирог манник простой рецепт
- Оригинальный рецепт с рыбой
- Вкусный тыквенный суп-пюре от юлии высоцкой
- Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Яблочная шарлотка в мультиварке
- Постный суп из опят. Как сварить суп из опят