Реклама

Главная - Рыбалка
Обществознание: виды познания. Понятие, формы и методы познания. Виды знаний егэ обществознание

Тема 1. Познание и его формы

Человеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.

Результатом познания является знание.

Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.

Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.

это наука, изучающая особенности процесса познания.

Познание имеет две формы (или уровня).

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза — конкретный.
  • Суждение это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.

Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Раздел Познание

Познание: уровни и методы.

Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение но­вого знания об окружающем мире .

Субъект познания

Результат

Объект познания

Познаю­щий чело­век, наде­ленный волей и со­знанием, или кол­лектив

Все об­щество

Познавае­мый пред­мет, (про­цесс, яв­ление, внутреннее состояние человека)

Весь ок­ружаю­щий мир

Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.

Агностицизм

(гр. agnostos -

Недоступный познанию)

Скептицизм

(гр. skeptikos - рассматривающий,

критикующий)

Оптимизм

(лат. optimus -

наилучший)

Отрицает полностью или частично возможность по-

знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире

Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в

том, что все знания о мире носят достоверный характер

Утверждает принципиальную познаваемость мира,

принципиальную

возможность получения достоверныхзнаний о мире

Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слу­хом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное позна­ние - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществля­ется посредством мышления.

Формы чувственного познания

Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-

Ственного воздействия на органы чувств.

Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-

Вующих на органы чувств.

Представление - чувственно-наглядный, обобщенный об­раз предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроиз­водимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Формы рационального познания

Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.

Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.

Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.

Эмпиризм - единственным ис­точником всех наших знаний является чувственный опыт.

Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опо­ры на чувства.

Чувственное познание

Рациональное познание

Непосредственность, выра­жающаяся в прямом воспроиз­ведении объекта

Наглядность и предметность возникающих в результате по­знания образов

Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

Опора на результаты чувст­венного познания

Абстрактность и обобщен­ность возникающих в резуль­тате познания образов

Воспроизведение объектов на основе внутренних закономер­ных связей и отношений

Истина - это знание, соответствующее своему пред­мету, совпадающее с ним.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет исти­ну и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:

соответствие законам логи­ки;

соответствие ранее открытым законам на­уки;

практика;

про­стота, экономичность формы.

Заблуждение - это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не со­ответствующее реальности, но принимаемое за истину.

Ложь - это сознательное искажение образа объекта.

Знание - результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных зако­номерных связей и отношений реального мира.

Виды знания

Наименование

Сущность

Житейское

Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании.

Научное

достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвле­ченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают край­не абстрактные формы (формулы, графики, схе­мы и т. д.)

Художествен­ное

Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действитель­ности, средства , при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта.

Иррациональ­ное

Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмо­ции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномаль­ные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки

Личностное

Зависимо от способностей субъекта и от особен­ностей его интеллектуальной деятельности

Научное познание

Научное познание - особый вид познавательной де­ятельности, направленный на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

Объективность добываемого знания;

Развитость понятийного аппарата (категориальность);

Рациональность, связанная с непротиворечивостью,

Системность;

До­казательность и проверяемость;

Высокий уровень обобщения знаний;

Универсальность;

Использование специальных способов и методов позна­вательной деятельности.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы .

Уровни научного познания

Формы научного познания

Методы научного познания

Эмпирический (выявление объек­тивных фактов)

Научный факт

Наблюдение, эксперимент, измерение, классифика­ция, система­тизация, опи­сание, сравне­ние

Теоретический (выявление закономерностей, внутрен­них связей)

Проблема

Гипотеза

Анализ и син­тез, дедукция и индукция,ана­логия, модели­рование, абст­рагирование, идеализация, формализация, математизация

Закон - объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема - осознанная формулировка вопросов, возни­кающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение ) - на­учное предположение, сформулированное на основе ряда фак­тов, истинное значение которого неопределенно, носит ве­роятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке , обосновании.

Теория - наиболее развитая форма научного знания, даю­щая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности, система законов.

Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания .

Наблюдение

Эксперимент (лат. - проба, опыт)

Целенаправленное и органи­зованное восприятие внеш­него мира, доставляющее первичный материал для на­учного исследования

Исследование какого-либо явле­ния путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствую­щих целям исследования, или же через изменение течения процес­са в нужном направлении

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта позна­ния на объект исследования

Наличие преобладающего воз­действия субъекта познания на объект исследования

Возможность использования приборов и инструментов

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешаю­щих факторов; материальные воз­действия на объект или условия; измерения с применением соответ­ствующих технических устройств

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

Анализ (гр. analysis - разложение) - процесс мысленно­го или фактического разложения целого на составные час­ти.

Синтез (гр. synthesis - соединение) - процесс мысленно­го или фактического воссоединения целого из частей.

Индукция (лат. inductio - наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор со­вершается переход к общим положениям. Отдельные фак­ты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio - выведение) - доказательст­во или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе зако­нов логики, носящее достоверный характер.

Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia - соответствие) - сходство нетожде­ственных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью система­тического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объек­та на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.

Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - один из универсальных методов познания, заключающийся в мыс­ленном отвлечении от ряда свойств предметов и отноше­ний между ними и выделении какого-либо свойства или от­ношения.

Формализация (лат. forma - вид, образ) - уточнение со­держания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяю­щими выявлять и фиксировать существенные и закономер­ные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объ­ектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

«Свои выводы наука формулирует в____________(1), за­конах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отноше­ние познающего_____________(2) к изучаемым явлени­ям. Все, что наука делает своим___________(3), она ис­следует со стороны закономерностей и_______(4). Научное

познание опирается на систему__________(5) и выраба­тывает свой собственный ___________(6), отличный от

обычного».

А)вопрос Е) теория

Б) предмет Ж) язык

В) проблема 3) субъект

Г) метод И) причина

Ответ: ЕЗБИГЖ.

Социальные науки, их классификация

Социальные науки - форма духовной деятельности лю­дей, направления на производство знаний об обществе.

Наиболее об­щие знания об обществе в целом призваны давать такие нау­ки, как философия и социология.

Важнейшие социальные науки

Наименование

Сущность

Социология (гр. societas - общество и гр. logos - уче­ние, слово)

Наука о закономерностях раз­вития и функционирования со­циальных систем как глобаль­ных (общество в целом), так и частных

Философия (гр. phileo - люблю и sophia - мудрость)

Наука о наиболее общих зако­нах развития природы, общест­ва и познания

История

Наука, изучающая прошлое че­ловеческого общества

Культурология (лат. cultu-га - возделывание, обраба­тывание и гр. logos - уче­ние, слово)

Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю сово­купность знаний о культуре

Политология (гр. polity - права гражданства, полити­ческий порядок и logos - учение,слово)

Наука, объектом изучения ко­торой является многообразие политической жизни (инсти­туты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдель­ных обществ, так и мирового сообщества в целом

Правоведение

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты пра­воприменительной деятельности

Экономика (от гр. oikos - домашнее хозяйство и по-mos - правило)

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют посто­янно растущие потребности

Эстетика (гр. aisthetikos - чувствующий, чувственный)

Наука о закономерностях эсте­тического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты

Этика (гр. ethos - привыч­ка, обычай)

Одна из древнейших теоретиче­ских дисциплин, объектом изу­чения которой является мораль

Социальное и гуманитарное знание

Социальное познание - процесс приобретения и разви­тия знаний о человеке и обществе.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают .

2. Получаемое социальное знание всегда связано с инте­ресами индивидов-субъектов познания.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой , это цен­ностное знание. естествознание - «истины разума», обще­ствознание - «истины сердца».

4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных за­кономерностей затруднено.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень бы­стро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.

Описать и понять социальные явления позволяет пра­вильный подход к ним. Это означает, что социальное позна­ние должно опираться на следующие принципы :

Рассматривать социальную действительность в разви­тии;

Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;

Выявлять общее (исторические закономерности) и осо­бенное в общественных явлениях.

Интерпретация социального факта - это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.

Виды знаний являются одним из центральных понятий в курсе обществознания. При рассмотрении вопроса важно разбираться в многообразии классификаций и в уровнях.

Знание представляет собой сочетание чувственного познания с рациональным. В ЕГЭ вопросы бывают связаны не только с определением, но и классификацией.

Давайте обо всём по порядку разберёмся в этой теме.

Что такое знание

К основным значениям понятия «знание» относятся:

  1. Отражение в человеческом мышлении результата познавательной деятельности.
  2. Правильный, проверенным временем опыт, являющийся таковым и в персонализированном, и в доказуемом отношении.
  3. Предмет организационной деятельности людей, существующих на разных житейских уровнях.

Первую концепцию классификации знания сформулировал О. Конт. Он указал поэтапно сменяющиеся последовательности: религиозное, философское и позитивное (наука). Уровни познания оказали сильное влияние на видения о знании.

Классификация знаний

Рассмотрим основные классификации:

  • по источнику сведений – при общении с людьми, на бумажных носителях, на электронных ресурсах, в сети интернет и на объектах культуры;
  • по методу получения информации – текстовой формат, изображение в виде картинки, устная речь;
  • по степень организованности – строгие, структурированные и неформальные;
  • по области деятельности – биологическое, правовое и так далее.

Методы получения сведений также подразделяют знания на связанные со сверхъестественным, бытовые, житейские. Последние строятся на конкретных действиях, связанных с освоением и преобразованием мира.

Виды человеческих знаний

Основные виды знаний в современной классификации:

  1. Обыденное или житейское – связано с ежедневным опытом человека, то есть по сути это констатация фактов повседневной жизни. Именно оно во многом определяет поведенческие привычки людей, принципы их взаимодействия с другими и природой.
  2. Мифологическое – связывает эмоции и рациональное исследование. Характерно для раннего этапа формирования общества, где человек формулировал реальность, наблюдая за явлениями.
  3. Религиозное – основано на вере в высшие силы. Важно, что результаты познавательной деятельности фиксируются в форме очевидных образов. Религия дает людям ценностные ориентиры.
  4. Художественное – не стремится отобразить действительность четко и обоснованно. Художественный образ допускает вымысел.
  5. Философское – основано на видении мира, которое объясняется рациональными связями.
  6. Рациональное – строится на понятиях логики и мышлении.
  7. Иррациональное – не подчиняется логическим законам, как правило, основано на эмоциях, аномальных явлениях и переживаниях.
  8. Личностное или неявное – связано с индивидуальным восприятием мира конкретным человеком, оно носит поверхностное представление реальности.
  9. Квазинаучное – объединяет некоторые виды знаний и представлено в виде мистических образов, магии. К квазинаучному виду относят такие науки как алхимия, астрология, эзотерика и так далее. Они могут быть полезными, но сложно доказуемыми.

Формы знаний

Что касается форм знаний, то их подразделяют на научное и многообразие ненаучных. Особенностью научного является то, что оно объективно и систематизировано.

К основным признакам относятся:

  • рациональность – получено в результате интеллекта и мыслительной деятельности индивида;
  • сформулировано кратко в виде принципов, законов, норм;
  • систематизировано – повторяющееся;
  • получается в результате эмпирических исследований;
  • стремится к точности и конкретике;
  • доказуемо и обладает научным языком;
  • не предполагает авторскую трактовку.

Ненаучное знание подразделяют на следующие виды:

  1. Донаучное – информация, постигнутая до зарождения современных научных представлений.
  2. Паранаучное – противоположность или изменение текущих видов знаний. Примеры: астрология, уфология или экстрасенсорика.
  3. Вненаучное – искажение представлений о действительности, связано с отсутствием терпимости.
  4. Антинаучное – свойственно ложное, утопичное, в частности вера в устойчивое убеждение.
  5. Псевдонаучное – игнорирует экспериментальный опыт, противоречит принятым принципам в сторону веры, а не логики.
  6. Лженаучное – нет ни доказательств, ни опровержений, используются пассивные представления и предположения.

Стоит отметить: истинное знание – соответствие фактов и высказываний о них. Искажающие действительность видение мира не может быть абсолютной истиной.

Не только теоретические, но и практические знания требуются человеку для ориентации в мире, а также объяснения логики определенных событий. Они позволяют планировать и предвидеть явления. На выходе обработка и использование знаний порождает новые виды и формы.

К ключевым процессам относятся: изучение, накапливание, хранение и обработка знаний, а в дополнение — их передача другим индивидам. Необходимые энциклопедические сведения в современном мире доступно получить посредством интернета.

Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?

Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Итак, даем определение!

Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.

Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.

Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.

Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?

Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.

Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?

Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).

Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:

«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».

Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:

ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.

Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».

И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?

Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.

Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть

Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.

Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.

Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта .
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод , который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.

Таким образом, чувственное познание является предпосылкой

Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются

  • РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
  • ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
  • НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
  • ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.

Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере

Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.

И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.

Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.

Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.

Даем определение:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».

В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:

«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».

Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?

«Относительная истина характеризуется субъективностью».

И наш полный ответ:

«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.

1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».

Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.

 


Читайте:



Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

Как космическая медицина спасает людей на земле

Как космическая медицина спасает людей на земле

Так или иначе, жизнь на нашей планете обязана своим возникновением сочетанию космических и планетарных условий, а теперь она в результате долгой...

Рис - это зерновая культура

Рис - это зерновая культура

Рис - рододнолетних имноголетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Очень требователен к условиям выращивания ,...

feed-image RSS