Разделы сайта
Выбор редакции:
- Презентация по окружающему миру на тему «Самолеты» скачать бесплатно Презентация для детей самолеты
- Презентация на тему "растения-паразиты" Колумнеи - растения-эпифиты, требовательны к уходу
- Презентация на тему "звездное небо"
- Презентация к уроку на тему: Презентация к уроку по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" на тему "Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- Презентация проекта по истории средних веков на тему "викинги"
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
Реклама
Обществознание: виды познания. Понятие, формы и методы познания. Виды знаний егэ обществознание |
Тема 1. Познание и его формыЧеловеку свойственно желание познать мир вокруг себя. Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе. Результатом познания является знание. Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом. Объект познания — это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя. это наука, изучающая особенности процесса познания. Познание имеет две формы (или уровня). Познание, его уровни и ступениСуществует два уровня познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса). Ступени чувственного познания
Роль чувственного познания
Рациональное познание – (от лат. ratio - разум) это процесс получения знания при помощи разума, без воздействия органов чувств. Ступени рационального познания
Пример. Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом. Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений. Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение: Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза. Для рационального познания свойственно абстрактное мышление , то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов. Вербальный язык — это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит. Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли. Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания. Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс). Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель) Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний. Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом. Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна Раздел Познание Познание: уровни и методы. Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире .
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. Формы чувственного познания Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред- Ственного воздействия на органы чувств. Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст- Вующих на органы чувств. Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Формы рационального познания Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления. Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении. Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт. Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения. Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения) истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; практика; простота, экономичность формы. Заблуждение - это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину. Ложь - это сознательное искажение образа объекта. Знание - результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Виды знания
Научное познание Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе. Основными особенностями научного познания являются следующие: Объективность добываемого знания; Развитость понятийного аппарата (категориальность); Рациональность, связанная с непротиворечивостью, Системность; Доказательность и проверяемость; Высокий уровень обобщения знаний; Универсальность; Использование специальных способов и методов познавательной деятельности. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы .
Закон - объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами. Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение ) - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке , обосновании. Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, система законов. Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания .
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез. Анализ (гр. analysis - разложение) - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части. Синтез (гр. synthesis - соединение) - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Индукция (лат. inductio - наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение. Дедукция (лат. deductio - выведение) - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер. Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia - соответствие) - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании. Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. Формализация (лат. forma - вид, образ) - уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов. Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам. «Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от обычного». А)вопрос Е) теория Б) предмет Ж) язык В) проблема 3) субъект Г) метод И) причина Ответ: ЕЗБИГЖ. Социальные науки, их классификация Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология. Важнейшие социальные науки
Социальное и гуманитарное знание Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Особенности социального познания 1. Субъект и объект познания совпадают . 2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. 3. Социальное знание всегда нагружено оценкой , это ценностное знание. естествознание - «истины разума», обществознание - «истины сердца». 4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено. 5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин. 6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы : Рассматривать социальную действительность в развитии; Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости; Выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях. Интерпретация социального факта - это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Виды знаний являются одним из центральных понятий в курсе обществознания. При рассмотрении вопроса важно разбираться в многообразии классификаций и в уровнях. Знание представляет собой сочетание чувственного познания с рациональным. В ЕГЭ вопросы бывают связаны не только с определением, но и классификацией. Давайте обо всём по порядку разберёмся в этой теме. Что такое знаниеК основным значениям понятия «знание» относятся:
Первую концепцию классификации знания сформулировал О. Конт. Он указал поэтапно сменяющиеся последовательности: религиозное, философское и позитивное (наука). Уровни познания оказали сильное влияние на видения о знании. Классификация знанийРассмотрим основные классификации:
Методы получения сведений также подразделяют знания на связанные со сверхъестественным, бытовые, житейские. Последние строятся на конкретных действиях, связанных с освоением и преобразованием мира. Виды человеческих знанийОсновные виды знаний в современной классификации:
Формы знанийЧто касается форм знаний, то их подразделяют на научное и многообразие ненаучных. Особенностью научного является то, что оно объективно и систематизировано. К основным признакам относятся:
Ненаучное знание подразделяют на следующие виды:
Стоит отметить: истинное знание – соответствие фактов и высказываний о них. Искажающие действительность видение мира не может быть абсолютной истиной. Не только теоретические, но и практические знания требуются человеку для ориентации в мире, а также объяснения логики определенных событий. Они позволяют планировать и предвидеть явления. На выходе обработка и использование знаний порождает новые виды и формы. К ключевым процессам относятся: изучение, накапливание, хранение и обработка знаний, а в дополнение — их передача другим индивидам. Необходимые энциклопедические сведения в современном мире доступно получить посредством интернета.
Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?
Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Итак, даем определение! Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка. Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.
Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:
Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:
Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва». И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой? Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением. Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств. Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например. Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с Таким образом, чувственное познание является предпосылкой Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются
Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски. И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.
Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки. Даем определение:
В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:
Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?
И наш полный ответ: «Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Презентация на тему "растения-паразиты" Колумнеи - растения-эпифиты, требовательны к уходу
- Презентация на тему "звездное небо"
- Презентация к уроку на тему: Презентация к уроку по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" на тему "Сущность финансов, их функции и роль в экономике
- Презентация проекта по истории средних веков на тему "викинги"
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
- В чем разница и сходство между католиками и православными