Главная - Дети 6-7 дет
Одно из самых очаровательных воспоминаний детства проблема. Эссе и публицистика. Урок развития речи

Урок развития речи.

Тема урока: Консультация. Подготовка к написанию сочинения-рецензии.

Цели: отработка навыков выполнения тестовой работы – части А (заданий, связанных с текстом), части В и части С (сочинения-рецензии).

Ход урока:

I.Оргмомент.

II.Учитель сообщает цели и задачи урока, знакомит с планом работы.

Вариант 1. С использованием текста демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку за 2002 год.

Вариант 2. С использованием компьютерного теста, составленного на основе текста демонстрационной версии ЕГЭ по русскому языку за 2002 год.

Прочитайте текст и выполните задания № А27-А32, В1-В8, С1.

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку".(2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждала появления Савельича.

(7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.

(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.

Ф.Искандер(237 слов)

А27. Какая проблема не затронута в этом тексте?

1) Какую роль играет книга в жизни человека?

2) Какие качества наиболее ценны в человеке?

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной?

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев?

2) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.

3) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.

4) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина.

А29. Определите стиль и тип речи текста.

1) научный стиль, описание

2) публицистический стиль, рассуждение-размышление

3) художественный стиль, описание

4) научный стиль, рассуждение-размышление

1) 92) 103) 134) 18

А31. Какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с помощью лексического повтора и указательного местоимения?

1) 22) 73) 164) 18

А32. В каком ряду перечислены только те средства выразительности, которые используются в этом тексте?

1) сравнительные обороты, инверсия, гипербола, олицетворение

2) неполные предложения, ряды однородных членов, риторический вопрос, анафора

3) риторический вопрос и восклицания, метафора, ряды синонимических и антонимических сочетаний, лексический повтор

4) метафоры, сравнительные обороты, неполные предложения

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов рядом с номером задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде последовательности цифр или букв. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Между числами ставьте знак тире.

В1. Назовите часть речи, к которой принадлежит слово НЕИЗМЕННЫМ (предложение 17).

В2. Из предложения 14 выпишите частицу.

В3. Из предложения 11 выпишите прилагательное с беглой гласной в суффиксе.

В4. Из предложения 1 выпишите словосочетание, в которомиспользована связь ПРИМЫКАНИЕ.

В5. Среди предложений 1 -12 найдитесложное предложение, состоящее из трех частей, при этом одна из частей является односоставным безличным предложением. Напишите номер предложения.

В6. Среди предложений 10-16 найдите такие, в которых использована авторская пунктуация (отличающаяся от общепринятой). Напишите его(их) номер(-а).

В7. В первых двух абзацах текста (№ 1-6) найдите предложение(-я) с обособленным обстоятельством. Напишите его (их) номер(-а).

В8.Напишите номер(-а) сложноподчиненного(-ых) предложения(-й) с последовательным подчинением придаточных.

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте специальный банк. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение-рецензию.

С1.Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к проблемам, затронутым автором. Согласны ли вы с позицией Фазиля Искандера?

Оцените речевое оформление текста: отметьте более яркие языковые средства, позволившие автору предать наслаждение, которое он испытывал в детстве от встречи с героями "Капитанской дочки", и выразить мысли, навеянные чтением истинно художественного произведения.

В течение 10 минут ученики самостоятельно выполняют задания А27-А32, В1-В8 (на ПК тесты А1-А6 и В1-В8).

По окончании работы тестовая программа подводит итоги и выставляет оценку на основании правильного выбора учеником варианта ответа. Возможен режим просмотра ответов.


В ходе проверки заданий части А они не просто называют свой вариант ответа, но и обосновывают его выбор.

Если задания части А проверялись "по цепочке" (ученик объяснял одно задание), то в ходе проверки части В читаются все ответы одного ученика. Затем идет обсуждение.

- С чем вы не согласны? Какие задания вызвали наибольшую трудность? Насколько успешно вы выполнили работу?

Учитель, подводя итог, напоминает правила заполнения бланка ответов части А и В, правила отмены ошибочных ответов.

Рецензия:

Рассуждения о теме рецензируемого произведения, идеях, о том, как эти идеи воплощаются в художественной ткани произведения;

Разбор композиции, особенностей языка;

Обращает внимание на критерии оценивания части С.

С1- анализ содержания исходного текста(2)

С2 - анализ формы (языковые средства)(2)

С3- отражение личностной позиции(3)

С4- композиционная стройность(2)

С5- богатство речи(2)

С6- орфографические ошибки(3)

С7- пунктуационные ошибки(3)

С8- грамматические ошибки(3)

С9- речевые недочеты и ошибки(3)

Примечание. В скобках отмечен максимальный балл по критериям 2002 года. С этими критериями оценки ученики были ознакомлены в начале учебного года, предыдущие работы проверялись с учетом их.

Вслух читается текст, предложенный для написания творческой работы, затем ученики про себя знакомятся с формулировкой задания.

Работа на компьютере (с использованием Microsoft Word ).

- Перед вами образец сочинения, написанного заранее одной из учениц класса. Прочитайте его и попытайтесь оценить, исходя из критериев оценивания.

"Капитанская дочка" А.С.Пушкина действительно является великим произведением. Впервые я познакомилась со страницами этого романа в девятом классе и была заинтересована его сюжетом, судьбами героев. Точно так же, как Марина Цветаева ждала появления Пугачева, а Фазиль Искандер – Савельича, я с нетерпением ждала появления Петра Гринева.

Нам выпало жить в страшное (я не боюсь этого слова) время, когда экономический кризис в стране повлек за собой бездуховность, безнравственность, беспринципность. Люди замкнуты и злы, основная проблема для большинства из них – добыча денег и пропитания. Не хочу быть строгой судьей, но понятие честь, по-моему, многим людям в наше время вовсе не знакомо. А если и знакомо, то воспринимается как пережиток прошлого. Когда в нашем классе проводился диспут на тему: "Что такое честь?", один мой одноклассник так и высказался: "Честь в наше время – привилегия нищих, а я хочу жить, а не нищенствовать, так что мне с ней не по пути". С этим учеником, чувствовала я, согласились многие. И тут бы совсем отчаяться, но мысль о том, что противников такого суждения ничуть не меньше, согревала душу. Значит, Петр Гринев не одинок. Значит, и в наше время есть люди, для которых честь – основной жизненный принцип, несмотря ни на какие препятствия судьбы. А почему вообще существуют люди, думающие иначе? Да потому, что всё наше поколение растет на безнравственных фильмах, безпринципных журналах и газетах. А вот если бы каждый человек прочитал хотя бы несколько книг, воспитывающих хорошие черты души, то общество менялось бы в лучшую сторону. Вот эта одна из проблем, затронутых в тексте.

Следующая проблема, которую затронул автор, это – качества ценны в человеке. На мой взгляд, в человеке наиболее ценны такие качества, как доброта, искренность, мужественность, нравственность, преданность друзьям. Без этих качеств человек не человек, а животное.

Но главная проблема, затронутая Ф. Искандером, это то, что не все произведения литературы могут заинтересовать читателя, а только те, в которых будут отражены важные для жизни проблемы. Таким произведением и является "Капитанская дочка" А. С. Пушкина, потому что оно интересует читателя, к нему есть желание вернуться, перечитать его и повторить наслаждение. Я полностью согласна с позицией Фазиля Искандера, что вот это желание и есть признак удачи художественного произведения, пусть мы не сможем вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце и придает силы.

По типу речи этот текст – рассуждение-размышление. Схема строения текста: тезис - доказательства - вывод. Тезис дается в первом предложении. Затем автор переходит к доказательствам, которые и будут подтверждать тезис. Последний абзац является выводом.

В тексте преобладают сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Способ связи предложений – цепной, каждое последующее предложение строится на базе предыдущего.

В данном тексте абзац является средством связи частей текста. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически.

Стиль текста – публицистический, потому что в нем употребляются сочетания устойчивых языковых форм, свойственных для общественной жизни: любовь, преданность, надежда, мечта, жизненные силы. Характер повествования простой и доступный для читателей. Для того, чтобы передать наслаждение, выразить свои мысли, навеянные чтением художественного произведения, автор использует такие яркие языковые средства, как риторический вопрос (Разве Савельич раб?), восклицания (Да он на самом деле – хозяин положения!), метафору (надежда, мечта греет сердце), ряды синонимических и антонимических (слуга и хозяин) сочетаний, лексический повтор.

Я считаю, что этот текст имеет огромное значение для читателей, потому что, читая его, каждый задумывается над смыслом и проблемами, затронутыми в нем, и делает для себя нужные выводы.

Через 15 минут начинается обсуждение и оценивание ученической работы.

Редактирование текста на компьютере.

Чтение 1-2 отредактированных сочинений.

III.Подведение итогов урока.

IV.Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Литература.

1.Капинос В.И., Пучкова Л.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовкик единому государственному экзамену. Русский язык. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

2.Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новикова. – М.: Педагогика, 1987.

25 (1)одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "капитанскую дочку".(2)это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы
бережно проносим их сквозь всю жизнь.(3)уже зрелым человеком я прочел записки марины цветаевой о пушкине. (4)из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала
появления пугачева. (5)у меня было совсем другое. (6)я с величайшим наслаждением все время ждала появления савельича.(7)этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему петруше! (8)невероятная
трогательность. (9)разве савельич раб? (10)да он на самом деле хозяин положения! (11)петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему савельича. (12)он против нее, потому что он хороший человек и
понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.(13)еще почти ребенком, слушая чтение "капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть
истинный хозяин. (14)но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)любовь – главнее всех.(16)видно, пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел арину родионовну в
одежды савельича.(17)главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)в силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к
любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы.ф.искандер (237 слов) а27. какая проблема не затронута в этом тексте? 1) какую роль играет книга в жизни человека? 2) какие
качества наиболее ценны в человеке? 3) как отличить талантливую книгу от посредственной? 4) как пушкин относится к пугачеву? а28. какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) савельич как персонаж не менее
значителен, чем пугачев? 2) пушкин с большой симпатией относится к савельичу. 3) рабская преданность гриневу выявляет холопскую сущность савельича. 4) в образе савельича воплотились некоторые черты любимой няни пушкина. а29.
определите стиль и тип речи текста. 1) научный стиль, описание 2) публицистический стиль, рассуждение-размышление 3) художественный стиль, описание 4) научный стиль, рассуждение-размышление а30. в каком предложении автор
использует антонимы (антонимическую пару)? 1) 9 2) 10 3) 13 4) 18 а31. какое из перечисленных предложений связано с предыдущим(-и) с лексического повтора и указательного местоимения? 1) 2 2) 7 3) 16 4) 18

19 Расставьте знаки препинания:

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

Ответ: ___________________________

(1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

(3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича.

хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех.

(16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича.

(17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является

Фазиль Абдуллович Искандер (род. в 1929 г.) – советский и российский прозаик и поэт

20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Чтение книг – величайшее наслаждение.

2) «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина нужно читать вслух.

3) Как отличить талантливую книгу от посредственной.

4) Как Пушкин относится к Пугачеву?

5) Любовь – главнее всех.

Ответ: ___________________________

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 3 содержит описание.

2) В предложениях 7 – 12 содержится рассуждение.

3) Предложение 5 содержит повествование.

4) Предложения 17 – 18 содержат элементы рассуждения

5) В предложении 15 присутствует элемент описания.

22 Из предложений 13 – 16 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________

23 Среди предложений 11 – 18 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер

Ответ: ___________________________

выполняя задания 20– 23.

«Чтобы передать наиболее точно свое отношение к полюбившемуся персонажу, заострить внимание читателя, автор использует в предложении 7 такое синтаксическое средство выразительности, как (А) ______. Динамику тексту, эффект беседы с читателем придают художественные средства выразительности в предложениях 9 – 10 (Б)________, а также в предложении 8 (В)____ . Называя Марину Цветаеву «будущей мятежной поэтессой» в предложении 4, автор использует (Г)___________.

Список терминов:

1) метафора

2) эпитет

3) однородные члены предложения

4) аллитерация

5) вопросно-ответное единство

6) парцелляция

7) сравнение

8) риторический вопрос

Ответ А Б В Г

выполнению работы

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2

25 Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста

(избегайте чрезмерного цитирования).

Диагностическая работа № 2

Вариант 3

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование

Желаем успеха!

Прочитайте текст и выполните задания 1– 3.

(1)В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах

поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом. (2)Здесь распространены многолетние скопления льда – ледники, которые образуются в (…) местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять. (3)…Ледниковый лед содержит мало примесей, и при таянии из него получается самая чистая вода, которую сейчас все чаще используют в лечебных целях.

1 В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся

в тексте?

1) Ледники образуются в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает

растаять, – в Арктике и Антарктике, а также высоко в горах.

2) Высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом, который содержит мало примесей и используется в различных целях.

3) Чистую воду можно получить только изо льда, который образуется в тех местах, где накопившийся за долгую зиму снег летом не успевает растаять, то есть в полярных широтах.

4) В Арктике, Антарктике и высоко в горах находятся ледники – многолетние скопления содержащего мало примесей льда, при таянии которого получается чистейшая вода, используемая в лечебных целях.

5) В Арктике и Антарктике – полярных областях нашей планеты, а также высоко в горах поверхность Земли постоянно покрыта льдом и снегом.

Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Область , -и, мн. -и, -ей, ж.

1). Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2). Крупная административно-территориальная единица. Автономная область. Московская область.

Начальство из области (из областного центра; разг.).

3). чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс.

Область вечнозеленых растений. Озерная область.

4). чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела.

Боли в области печени. В грудной области.

5). перен ., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая область науки. Отошло в область преданий (больше не существует; книжн. и ирон.). - В

области чего, предлог с род. п. - в чем-н., в сфере чего-н. Специалист в области математики. Работать в области народного образования.

Ответ : ___________________________.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Белоруссия, по мнению многих российских политиков, – одна из самых ДРУЖЕСКИХ стран. С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.

Дорога скоро вывела из рощи на поляну, и они сразу услыхали КОНСКИЙ топот и ржание.

Ответ: ___________________________.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ: ___________________________.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими

ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИ Е ОШИБКИ

А) Самый способнейший студент обучается

1) нарушение связи между подлежащим и

на нашем факультете.

сказуемым

Б) Одному из героев романа, ищущим смысл

2) смешение прямой и косвенной речи.

жизни, открывается путь к внутренней свободе.

В) Читая статью, всегда делаются пометки.

3) неправильное употребление падежной

формы существительного с предлогом

Г) Выставка-просмотр открыто ежедневно.

4) нельзя соединять формы сравнительной и

превосходной степени, простые и составные

формы обеих степеней сравнения.

Д) Базаров говорит Аркадию, что твой

5) нарушение в построении предложения с

отец – я человек отставной

несогласованным приложением

6) Неверное построение предложений с

деепричастным оборотом

7) нарушение в построении предложения с

причастным оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Ответ А Б В Г Д

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Ответ: ___________________________

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..чудливый, пр..красный бе..конечный, бе..донный пр..бабушка, пр..бежка пре..почтение, в..карабкаться о..бросить, о..дать

Ответ: ___________________________

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. расскаж..шь обижа..шь успоко..нный омыва..мый

откле..ваться

Ответ: ___________________________

12 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Известный библиограф П. Н. Петров высказывает мнение, что Баранщиков Василий – лицо (не)вымышленное, а реальное.

Пруд в саду (не)глубокий, а рыба в нем, как ни странно, водится.

Человек, следующий логике выгоды, (не)склонен обращать внимание на уколы совести. Он часто натыкался на гнезда птиц в лесу, но никогда (не)разорял их.

Горький в романе «Мать «рисует (не)определённую личность, а устоявшийся социальный тип.

Ответ: ___________________________.

13 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все ТА(ЖЕ) дверная ручка замка ТАК(ЖЕ) слабо отворялась.

Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.

ЧТО(БЫ) там ни говорили, никуда от себя не деться, И(ТАК) будет продолжаться до тех пор, пока ты сам не решишься на поступок.

Мне приходилось (ПО)ДОЛГУ ждать своего брата у проходной завода, ЗА(ТО) я успел познакомиться с интересными собеседниками.

Закрыв глаза и (НЕ)СМОТРЯ себе под ноги, старик медленно шел мне (НА)ВСТРЕЧУ.

Ответ: ___________________________.

14 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Туше(1)ые в мясном бульоне маслята с очище(2)ыми шляпками были на серебря(3)ой тарелке поданы к столу.

Ответ: ___________________________.

15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Придется теперь ремонтировать радиоприемник или даже покупать новый.

2) Станислав подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

3) Маленькая девочка одинаково свободно говорила как на французском так и на английском.

4) Он был знатоком и классики и джаза и современной эстрадной музыки

5) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

Ответ: ___________________________.

16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ребенок (1) играя (2) остается серьезным, он воспринимает правила как особую модель (3) представленных в игре (4) жизненных обстоятельств.

Ответ: ___________________________.

17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Строение Меркурия (1) вероятно (2) кардинальным образом отличается от всех изученных на данный момент небесных тел. Для подтверждения гипотезы (3) однако (4) требуется еще серия исследований в космосе.

Ответ: ___________________________

18 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лучи заходящего солнца (1) косо падали на стену (2) у которой сидел художник (3) и в этих

лучах его лицо казалось золотым.

Ответ: ___________________________.

19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В коридор выходило несколько дверей (1) и (2) пока мы сбивали снег с валенок (3) я услышал (4) как кто-то говорил вполголоса.

Ответ: ___________________________.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде. (2)Поднялась тихая луна над руинами, над заснеженными пепелищами. (3)И никак не верилось, что уже нет нужды пугаться тишины, затопившей до краев многострадальный город. (4)Это не затишье, здесь наступил мир – глубокий, глубокий тыл, пушки гремят где-то за сотни километров отсюда.

(5)И в эту-то ночь неподалеку от подвала, где размещался их штаб полка, занялся пожар.

(6)Вчера никто бы не обратил на него внимания – бои идут, земля горит, – но сейчас пожар нарушал мир, все кинулись к нему.

(7)Горел немецкий госпиталь, четырехэтажное деревянное здание. (8)Горел вместе с ранеными.

(9)Ослепительно золотые, трепещущие стены обжигали на расстоянии, теснили толпу. (10)Она, обмершая, завороженная, подавленно наблюдала, как внутри, за окнами, в раскаленных недрах, время от времени что-то обваливается - темные куски. (11)И каждый раз, как это случалось, по толпе из конца в конец проносился вздох горестный и сдавленный – то падали вместе с койками немецкие раненые из лежачих, что не могли подняться и выбраться.

(12)А многие успели выбраться. (13)Сейчас они затерялись среди русских солдат, вместе с ними, обмерев, наблюдали, вместе испускали единый вздох.

(14)Вплотную, плечо в плечо с Аркадием Кирилловичем стоял немец, голова и половина лица скрыты бинтом, торчит лишь острый нос и тихо тлеет обреченным ужасом единственный глаз. (15)Он в болотного цвета тесном хлопчатобумажном мундирчике с узкими погончиками, мелко дрожит от страха и холода. (16)Его дрожь невольно передается Аркадию Кирилловичу, упрятанному в теплый полушубок.

(17)Он оторвался от сияющего пожарища, стал оглядываться – кирпично раскаленные лица, русские и немецкие вперемешку. (18)У всех одинаково тлеющие глаза, как глаз соседа, одинаковое выражение боли и покорной беспомощности. (19)Свершающаяся на виду трагедия ни для кого не была чужой.

(20)В эти секунды Аркадий Кириллович понял простое: ни вывихи истории, ни ожесточенные идеи сбесившихся маньяков, ни эпидемические безумия – ничто не вытравит в людях человеческое. (21)Его можно подавить, но не уничтожить. (22)Под спудом в каждом нерастраченные запасы доброты

– открыть их, дать им вырваться наружу! (23)И тогда… (24)Вывихи истории – народы, убивающие друг друга, реки крови, сметенные с лица земли города, растоптанные поля… (25)Но историю-то творит не господь бог – ее делают люди! (26)Выпустить на свободу из человека человеческое– не значит ли обуздать беспощадную историю?

(27)Жарко золотились стены дома, багровый дым нес искры к холодной луне, окутывал ее. (28)Толпа в бессилье наблюдала. (29)И дрожал возле плеча немец с обмотанной головой, с тлеющим из-под бинтов единственным глазом. (ЗО)Аркадий Кириллович стянул в тесноте с себя полушубок, накинул на плечи дрожащего немца.

(31)Аркадий Кириллович не доглядел трагедию до конца, позже узнал – какой-то немец на костылях с криком кинулся из толпы в огонь, его бросился спасать солдат-татарин. (32)Горящие стены обрушились, похоронили обоих.

(33)В каждом нерастраченные запасы человечности.

(34)Бывший гвардии капитан стал учителем. (35)Аркадий Кириллович ни на минуту не забывал перемешанную толпу бывших врагов перед горящим госпиталем, толпу, охваченную общим страданием. (36)И безызвестного солдата, кинувшегося спасать недавнего врага, тоже помнил. (37)Он верил – каждый из его учеников станет запалом, взрывающим вокруг себя лед недоброжелательства и равнодушия, освобождающим нравственные силы. (38)Историю делают люди.

(По В. Тендрякову)

Владимир Фёдорович Тендряков (1923 – 1984) – русский советский писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни.

20 Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Во время сражений с фашистами, особенно таких кровопролитных, как Сталинградская битва, ни о какой человечности не могло быть и речи.

2) Ожесточённые идеи сбесившихся маньяков способны вытравить в людях всё человеческое, сделать их непримиримыми врагами.

3) Ничто не может в людях вытравить, подавить милосердие, сострадание.

4) Никакие силы не способны уничтожить в людях запасы человечности, сострадания.

5) Русские солдаты были безучастными зрителями разыгравшейся трагедии – пожара в немецком госпитале.

Ответ: ___________________________.

21 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1 ) Предложения 14 – 15 содержат описательный фрагмент.

2) В предложение 31 содержит обоснование к суждению, высказанному в предложении 19.

3) В предложения 20 – 26 содержится повествование.

4) Предложения 1 – 4 содержат описание с элементами рассуждения.

5) В предложениях 27 – 29 содержатся примеры, поясняющие утверждение, сформулированное в предложении 4.

Ответ: ___________________________.

22 Из предложений 17 – 19 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Ответ: ___________________________

23 Среди предложений 12 – 16 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали,

выполняя задания 20– 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке

(« ослепительно золотые, трепещущиеся стены» в предложении 9) помогают читателю представить картину происходящего. В синтаксисе (В) _________ (« она, обмершая,

заворожённая» в предложении 10, « вздох, горестный и сдавленный» в предложении 11) передаёт состояние и чувства людей, ставших свидетелями страшного зрелища. В этот момент они перестали быть врагами, и такой троп, как (Г)____________ (предложение 20), помогает автору подчеркнуть главное: ничем нельзя уничтожить в человеке человеческое».

Список терминов:

1) контекстные антонимы

2) сравнительный оборот

3) фразеологизм

4) инверсия

5) развёрнутая метафора

6) эпитет

7) риторическое обращение

8) парцелляция

Ответ А Б В Г

Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 в соответствии с инструкцией по

выполнению работы

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2

чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Мониторинг 11 класс Русский язык

Диагностическая работа № 2

Вариант 4

Инструкция по выполнению работы

Диагностическая работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий.

Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение диагностической работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1 – 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность чисел и слов.

Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. ПРИМЕР:

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.

Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Ответами к заданиям 1 – 24 являются слово, словосочетание, число или последовательность

слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)Многие предметы, которые нас окружают, сделаны из природных материалов – я одного или нескольких. (2) С древнейших времён люди использовали (…) материалы: они изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы, создавая различные предметы. (3) Современный человек, использующий природные материалы сегодня, должен думать о том, что их запасы не безграничны.

1) Современный человек должен помнить, что запасы природных материалов, используемых с древних времён по сегодняшний день, не безграничны.

2)Изготовленные из природных материалов предметы использовались древними людьми в быту, и сегодня многие предметы, которые нас окружают, также сделаны из камня и металла, дерева и натуральных волокон.

3)Древние люди использовали только природные материалы: изготавливали ткани из натуральных волокон, строили дома из тростника и дерева, обрабатывали камни и металлы.

4)Люди должны помнить о том, что запасы природных материалов могут иссякнуть, поэтому нужно

Прочитайте текст и выполните задания 21- 25. (1)Одно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке "Капитанскую дочку". (2)Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. (3)Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. (4)Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая "Капитанскую дочку", с таинственным наслаждением все время ждала появления Пугачева. (5)У меня было совсем другое. (6)Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича. (7)Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше! (8)Невероятная трогательность. (9)Разве Савельич раб? (10)Да он на самом деле хозяин положения! (11)Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. (12)Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему. (13)Еще почти ребенком, слушая чтение "Капитанской дочки", я чувствовал комическую перевернутость психологических отношений хозяина и слуги, где слуга и есть истинный хозяин. (14)Но именно потому, что он бесконечно предан и любит своего хозяина. (15)Любовь – главнее всех. (16)Видно, Пушкин сам тосковал по такой любви и преданности, может быть, ностальгически переодел Арину Родионовну в одежды Савельича. (17)Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. (18)В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. 22. (1 балл). Какая проблема не затронута в этом тексте?А) Какую роль играет книга в жизни человека?Б) Какие качества наиболее ценны в человеке?В) Как отличить талантливую книгу от посредственной?Г) Как Пушкин относится к Пугачеву? 23. (1 балл). Какое утверждение противоречит точке зрения автора?А) Савельич как литературный персонаж не менее значителен, чем Пугачев.Б) Пушкин с большой симпатией относится к Савельичу.В) Рабская преданность Гриневу выявляет холопскую сущность Савельича.Г) В образе Савельича воплотились некоторые черты любимой няни Пушкина. 24. (1 балл). Определите стиль и тип речи текста. А) научный стиль, описаниеБ) публицистический стиль, рассуждение-размышлениеВ) художественный стиль, описаниеГ) научный стиль, рассуждение-размышление 25. (1 балл). В каком предложении автор использует антонимы (антонимическую пару)? А) 9 Б) 10 В) 13 Г) 18 Дополнительная частьЗадание: 26-29. Запишите правильный вариант ответа.За каждое выполненное задание начисляется от 1 до 3 баллов (в зависимости от правильности выполнения задания). Прочитайте текст и выполните задания 26-29. Лет двести тому назад ветер-се_тель пр_нес два сем_чка в Блудово болото семя сосны и семя ели. Оба сем_чка легли в одну ямку возле большого плоского камня. С тех пор уже лет может быть двести эти ель и сосна вместе р_стут. Их корни с мало(летства) сплелись их стволы т_нулись (в)верх рядом к свету ст_раясь об_гнать друг(друга). Деревья разных пород б_ролись между собой корнями за п_тание, сучьями – за воздух и свет. Подн_маясь все выше толстея стволами они вп_вались сухими суч_ями в живые стволы и местами (на)сквозь прок_лоли друг(друга). Злой ветер устроивший деревьям такую (не) счастную жизнь пр_летал сюда иногда пок_чать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото как живые существа что лисичка (не)спавшая ночью подн_мала вверх свою острую мордоч(?)ку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели что од_чавшая собака в Блудовом болоте услыхав его выла от тоски по человеку. 26. (3 балла). Вставьте орфограммы-буквы и знаки препинания в тексте задания.27. (3 балла). Произведите морфологический разбор выделенного слова.28. (3 балла). Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.29. (3 балла). Выпишите любое подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Похожие вопросы

  • сплав весит 3 кг и состоит из железа и никеля, причем масса никеля составляет 20% , о массы железа,Сколько кг жлеза в сплаве
  • 1.современники: ивана 4, елизаветы петровны, петра 1, алексея михайловича 2.определить какие термены относятся к эпохе ивана 4: 1) стрельцы 2) опричники 3)полки нового строя 4)избранная рада 5)стоглавый полк 6) уложение о сл...

Одно из самых очаровательных воспоминаний детства - это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница пер­вых классов читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».

Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. Счастлив человек, которому повезло с первой учительницей. Мне повезло. Александра Ивановна, моя пер­вая учительница, любовь и благодарность к ней я пронес сквозь всю жизнь.

Уже зрелым человеком я прочел записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая «Капитанскую дочку», с таинственным наслаждением все время жда­ла появления Пугачева. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением все время ждал появления Савельича. Этот заячий ту­лупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность сво­ему Петруше. Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеох­ватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против нее, потому что он хороший человек и пони­мает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(Ф. Искандер) (159 слов)

Задание

  1. Разберите выделенное предложение, составьте его схему.
  2. Подчеркните предложение с обособленным распростра­ненным приложением.
  3. Произведите морфологический разбор выделенного слова.
 


Читайте:



Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят. Рецепт супа из опят. Можно приготовить очень вкусный суп из этих грибов. Существует огромное количество рецептов грибных супов. Опята...

Строение и атмосфера Солнца

Строение и атмосфера Солнца

Когда мы наблюдаем солнечный летний пейзаж, нам кажется, что вся картина будто залита светом. Однако если посмотреть на солнце при помощи...

Обзор техник быстрого засыпания

Обзор техник быстрого засыпания

Практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда перед отходом ко сну желание спать велико, но стоит только прилечь и оно сразу пропадает,...

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно...

feed-image RSS