Главная - Детские поделки
Почему А.С. Пушкин так подробно описывает детство и воспитание своих героев — Евгения Онегина и Петра Гринёва? Образование и воспитание онегина Образование и воспитание главного героя

Поэма «Евгений Онегин» - это настоящая энциклопедия жизни русского человека 19 столетия. Роман в стихах создавался на протяжении 1823-1831 годов. В нем явно прослеживаются стилистические черты реализма. Весьма лаконично и точно изображены разные слои населения России того временного отрезка. Начальные главы были написаны юным поэтом, а в заключительных чувствуется, что автор - человек с огромным жизненным опытом. В этом романе прослеживается взросление А. С. Пушкина как творца.

История создания

Над своим детищем великий поэт трудился более семи лет. Роман «Евгений Онегин» автор считал великолепным творением. Наряду с «Борисом Годуновым» он называл его подвигом. В увлекательном произведении раскрывается драматическая судьба дворянской интеллигенции. Все это происходит на фоне картин русской жизни.

Работа над сочинением началась в мае 1823 года в Кишиневе. В это время поэт был в ссылке. Пушкин решил писать реалистический роман в стихах, отказавшись от романтизма как ведущего творческого принципа.

Но все же первым страницам еще присущи романтические черты. Первоначальная идея предполагала наличие девяти глав. Однако в связи с политическими моментами пришлось изъять одну главу - «Путешествие Онегина». Отдельные ее фрагменты присутствуют в приложении. Исследователи творчества Александра Сергеевича указывают, что в этой главе описывается, как Евгений Онегин становится наблюдателем неподалеку от Одесской пристани. После чего шли достаточно резкие суждения и замечания. Боясь вероятных преследований со стороны властей, Пушкин уничтожил данный фрагмент.

Время действия романа

Поэма «Евгений Онегин» охватывает многочисленные события (с 1819 по 1825 гг.). Во-первых, это было время правления Александра Первого. Во-вторых, то были годы развития русского общества. В-третьих, период от до восстания декабристов.

Время действия и создания романа практически совпадают. Ведь в целом в нем отразились важные события первой четверти 19 века.

Подобно поэме лорда Байрона под названием «Дон Жуан» создал свой роман А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», стихи которого словно собираются в пестрые главы, по праву считается лучшим литературным творением 19 столетия.

Роман не зря называют энциклопедией своего времени. Из текста можно узнать о вкусах и об их предпочтениях в одежде, о моде, а также о ценностях. В «Евгении Онегине» описана буквально вся русская жизнь.

Издания

Поэма публиковалась постепенно, отдельными выпусками, каждый из которых включал одну главу. Наиболее яркие отрывки издавались в альманахах и журналах. Каждую главу ждали с огромным нетерпением, это воспринималось как большое событие в русской литературе. Самая первая глава вышла в свет в 1825 году. Полное издание в одном томе читатели могли приобрести с 1833 г. Незадолго до гибели Пушкина (в январе 1837 г.) типография И. Глазунова выпустила роман в мини-формате.

Планировалось продать 5000 экземпляров в течение года (по пять рублей за одну книгу). Однако после гибели поэта весь тираж был раскуплен за неделю.

В 1988 году вышел тираж в 15000 экземпляров (издательство «Книга»).

Сюжет

Поэма открывается сетованиями молодого дворянина по поводу болезни родного дяди. Уже здесь проявляется характер Евгения Онегина. Ему приходится приехать в Петербург, чтобы проститься с больным. В первой главе рассказывается о происхождении, семье и жизни главного героя до получения печального известия.

Светские развлечения и любовные интриги наполняли жизнь молодого человека в Петербурге. Но все это ему надоедает. Когда Евгений приезжает к дяде в деревню, то узнает, что родственник уже умер. Молодой человек становится его единственным наследником.

В глубокую депрессию впадает Евгений Онегин (анализ его образа находится в отдельном разделе). Он начинает дружить с соседом Ленским, являющимся полной противоположностью Онегина. Владимир - пылкий и страстный поэт-романтик, который влюблен в Ольгу Ларину. Евгений весьма удивлен выбору друга, намекая, что выбрал бы Татьяну. Последняя влюбляется в Онегина и пишет ему откровенное письмо с признаниями в любви. Однако холодный дворянин отвергает ее.

Онегин оказывается на обеде у Лариных. От скуки он начинает ухаживать за Ольгой, заставляя друга ревновать. Ленский вызывает его на поединок. Дуэль заканчивается смертью Владимира, а Евгений уезжает из деревни.

Очередная встреча с полюбившей его Татьяной случается спустя три года. Теперь она важная светская дама, жена генерала. Онегин влюбляется в нее, но попытки добиться расположения девушки заканчиваются провалом. Теперь она отказывает ему, хоть и не скрывает, что любит до сих пор. Но верность и семья для нее превыше чувств.

На этом повествование прерывается. Характеристика романа «Евгений Онегин» продолжается описанием основных персонажей.

Действующие лица

  • Онегин.
  • Татьяна Ларина.
  • Владимир Ленский.
  • Ольга Ларина.
  • Няня Татьяны.
  • Зарецкий (секундант).
  • Муж Татьяны Лариной, имя которого не указывается.
  • Автор (сам Пушкин).

Упоминаются Дмитрий и Прасковья Ларины (отец и мать), дядя Евгения, московская кузина Лариных и др.

«Евгений Онегин». Анализ письма Татьяны

Юная провинциальная девушка в письме к Онегину признается во вспыхнувших в ней чувствах. В 19 веке не принято было барышням первыми объясняться в любви. Однако Татьяна осознанно переступает через нравственные запреты. От этого страдает ее гордость, она терзает себя сомнениями, ее одолевают противоречивые чувства. Несмотря на все это, девушка действует решительно. В письме проявляется ее тонкая и романтичная натура. Совсем не удивительно, что Татьяна испытывает столь пылкие чувства. Девушка с детства любила французские романы. Она всегда мечтала найти своего героя, чтобы можно было выплеснуть эмоции. Выбор на Онегина пал не случайно. Он показался ей особенным, совсем не похожим на других жителей деревни. Он был для нее таинственным и загадочным. Именно о таком герое грезила Татьяна. Она считала, что Евгений непременно ее поймет и полюбит. Она очень переживает за написанные строки и стыдится их. Внезапно вошедшая няня замечает румянец на лице девушки, но считает это признаком здоровья. Татьяна отдает письмо и в страхе ожидает результата.

Характеристика главного героя

Образ Евгения Онегина весьма сложный и противоречивый. Это молодой помещик, который в детстве не получил должного внимания и правильного воспитания. Вырос он без матери, лишенный необходимой ласки и тепла. Отцу же до сына не было никакого дела. Он поручил его гувернерам. Поэтому Онегин стал эгоистичной личностью. Его волновали только собственные желания, а страдания других людей были абсолютно неинтересны. Образ Евгения Онегина поражает своим хладнокровием. Он может задеть за живое практически любого человека. Евгений способен сильно обидеть, не заметив при этом, что совершил плохой поступок. К сожалению, все хорошее и красивое, что было спрятано глубоко в его душе, так и осталось неразвитым. Вся жизнь Евгения - это сплошная лень и скука. Насыщенный однообразными удовольствиями, он не видит в жизни ничего радостного.

Невыдуманный герой

Образ Евгения Онегина не придуман. Это типичный молодой человек того времени. Такие юноши отличаются от представителей правящего класса. Они благороднее, добросовестнее и умнее. Такие собой, общественным устройством и личным окружением. У Онегина высокие взгляды и требования к жизни. Познакомившись с Ленским, который окончил лучший университет в Германии, он может спорить с ним на любую тему. Дружбу с Владимиром он очень ценит. В отношении к Татьяне и к Ленскому раскрывается такая его черта, как доброжелательность.

К концу романа образ Евгения Онегина трансформируется. Мы уже видим искреннее влюбленного человека. Он другой. Но его любовь запоздала. Татьяна хоть и испытывает чувства, предать своего мужа не готова. Теперь Евгений понимает, как был глуп раньше. Он жалеет, что упустил такую девушку и возможное счастье. Но осознание приходит слишком поздно, уже ничего не изменить.

Поэма Александра Сергеевича Пушкина - это одно из лучших творений 19 века. Поэт трудился над своим детищем на протяжении семи лет. Произведение можно назвать социально-психологическим романом в стихотворной форме. Написано оно простым и легким языком. Автор много внимания уделяет изображению характеров и душевных переживаний своих персонажей: Онегина, Ленского, Татьяны, Ольги, матери девочек, няни и других.


С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?




Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?


Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.


Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?


Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. « Убив на поединке друга », Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый. Онегин к юноше спешит …


Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?


Итоги урока: Кризисные этапы – испытание дружбой и любовью Дуэль и убийство Ленского – начало возврата к себе истинному Путешествие – изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого Любовь к Татьяне – обретение себя истинного, расцвет души

Перед нами восемнадцатилетний молодой аристократ с богатым наследством, которое получил от дяди. Онегин родился в богатой, но разорившейся дворянской семье. Заботу о тяжелобольном дяде называет «низкое коварство», так как Евгению скучно находиться в деревне и утомительно ухаживать за родственником.


Образование и воспитание Онегина не было серьезным: «сперва Madame за ним ходила», француз «учил его всему шутя». По мнению света, Онегин – «ученый малый, но педант», однако «Имел он счастливый талант… коснуться до всего слегка с ученым видом знатока». А.С. Пушкин говорит об уровне образования дворян 20-х годов 20 века так: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».


Но больше всех других дисциплин Онегина занимала «наука страсти нежной». Он мог казаться одновременно равнодушным и внимательным, мрачным, угрюмым и красноречивым, томным, умел забавлять дам, злословить соперников и дружить с мужьями своих возлюбленных. Только все это игра в любовь, её изображение. «Как рано мог он лицемерить» - говорит автор о чувствах героя. Главные качества, которыми можно описать Онегина по первой главе романа, - безразличие, равнодушие ко всему происходящему, ветреность. Герою не интересны страдания и переживания других людей.


Большое значение автор придает изображению распорядка дня Онегина: пробуждение после полудня, с приглашениями на светские мероприятия, прогулка по бульвару, посещение театра, бал, возвращение домой под утро. Для Онегина очень важен его внешний облик, около трех часов в день герой проводит перед зеркалом: «Острижен по последней моде, как dandy лондонский одет». Герой следит за модой, одевается стильно во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское. Мода обрекает на поверхностное отношение ко всему, потому, следуя моде, герой не может быть собой.


Театральные постановки Онегина не занимают, он посещает их только ради соблюдения светского этикета: «С мужчинами со всех сторон раскланялся, потом на сцену в большом рассеянье взглянул, отворотился – и зевнул». Евгения Онегина окружают женщины, друзья, знаменитые люди сферы искусства, и он считает, что так будет всегда. Потанцевав и устав на балах, Онегин возвращается домой, но завтра повторяется то же самое: сон до полудня, приглашения и балы.


Герой прожил так около восьми лет. С одной стороны, жизнь пестрая, с другой – серая, однообразная и пустая. И такая жизнь быстро наскучила герою, вскоре охладел и к жизни вообще: «русская хандра им овладела понемногу», «ничто не трогало его, не замечал он ничего». Таким образом, грамотный незаурядный Онегин не смог изменить свой образ жизни, потому что светское общество сильнее и требует соблюдения этикета.


В первой главе заметно отношение автора к герою: Пушкин называет Онегина «добрый мой приятель» и рассказывает о том, как подружился с ним, проводил время на набережной Невы, говорит о том, как они делились друг с другом воспоминаниями, обсуждали барышень. Однако все положительные качества своего героя Пушкин оценивает с иронией.


Итак, на основе анализа первой главы романа мы можем сделать вывод, что Онегин показан противоречиво: талантливый, незаурядный, но не получивший систематического образования молодой человек, хочет любви, но относится к чувствам легкомысленно, умеет вести себя в обществе и живет активной жизнью, но скучает в свете. Онегин подчинен обществу, но вынужден в нём жить. Привычное притворство надоело, вызывает раздражение. Слова П.Я. Вяземского удачно характеризуют героя: «И жить торопится и чувствовать спешит», но жить истинными ценностями Онегин еще не умеет.

Ум, коли он только что ум, самая безделица.
Прямую цену ему дает благонравие.
Д. И. Фонвизин
Евгений Онегин и Петр Гринев – главные герои романов “Евгений Онегин” и “Капитанская дочка”. Оба произведения написаны для того, чтобы раскрыть общественные (“лишний человек” в России 20-х годов XIX века) и нравственные (сбережение чести и человеческого достоинства в разных житейских ситуациях, а также во время социальных потрясений) проблемы, связанные с этими героями.
“Евгений Онегин” и “Капитанская дочка” –

реалистические произведения. В творчестве Пушкина реалистический период принято считать со времени выхода в свет первой главы “Евгения Онегина” (1824). Суть реалистического изображения окружающего мира удачно сформулировал Ф. Энгельс: типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей (Ф. Энгельс Письмо к М. Гаркнесс, апрель 1888). Таким образом, реалистическое произведение строится на других художественных принципах, чем, например, романтическое. Писатель-романтик выбирает в герои выдающуюся личность, романтический герой имеет сильный характер, так как не боится противопоставлять себя всему

несовершенному миру. Он живет своими страстями, презирает окружающее общество. Таковы были герои “южных” поэм Пушкина: русский пленник в поэме “Кавказский пленник”, Алеко в поэме “Цыганы”. Важнейшей чертой романтического героя была таинственность: сведения о его прошлом в лучшем случае ограничивались туманными намеками, поэтому многие поступки романтического героя не мотивировались.
Писатель-реалист отказывается от таинственного ореола вокруг действующих лиц, так как для реалиста важна не интригующая загадочность героя, а осмысление современности через человеческие характеры. Пушкин довольно подробно описывает детство Евгения Онегина и Петра Гринева, так как разделяет взгляды просветителей, что именно в раннем возрасте формируются характер человека, его нравственные принципы. Короче говоря, черты, воспитанные в человеке с детства, определяют его судьбу.
Гринев и Онегин жили в разное время: первый – в годы царствования Екатерины Второй, другой – в эпоху Александра Первого. Первый герой происходил из небогатой провинциальной дворянской семьи, второй принадлежал к столичному служилому дворянству.
“Капитанская дочка” представляет собой “семейственные записки”, первая глава романа начинается с эпиграфа из комедии Я. Б. Княжнина “Хвастун”: “Да кто его отец?”. Текст главы является как бы ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринева – будущего автора мемуаров – внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля – фонвизинского Митрофана Простакова. Гринев жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой из псарей – Савельичем (Митрофан – крепостной нянькой Еремеевной). Этот крепостной был трезвого поведения, поэтому ему и доверили барское дитя. Гринев выучился под его надзором грамоте и мог “очень здраво судить о свойствах борзого кобеля” (I). Позже отец нанял для своего сына учителя – француза Бопре, который, по признанию мемуариста, мало занимался своим воспитанником, так как предпочитал пить русскую водку и бегать за дворовыми девушками. Бопре (бывший парикмахер) очень напоминает немца Вральмана (бывшего кучера), который должен был учить Митрофана всем наукам. Занятия с Бопре имели закономерный результат: молодой Гринев вроде бы ничего не знал и не умел, “жил недорослем, гоняя голубей” (I), но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Фехтовал он не хуже бывшего гвардейца Швабрина (Бопре успел-таки показать своему ученику несколько ловких выпадов), сочинял “изрядные” стихи, которые хвалил А. П. Сумароков (IV), то есть молодой человек был неплохо образован, хотя в старости, когда пишет свои мемуары в назидание потомкам, добродушно иронизирует над собой, дворянским недорослем старого времени.
Онегин воспитывался гувернерами-иностранцами, его французский учитель использовал “новейшие педагогические методы”: Чтоб не измучилось дитя, Учил его всему шутя, Не докучал моралью строгой, Слегка за шалости бранил… (1, III) В результате Онегин получил блестящее, но поверхностное образование и знал вроде бы все, что положено светскому молодому человеку: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно… (1, IV) Когда же после светских развлечений он захотел заняться чем-нибудь серьезным, оказалось, что он совершенно лишен деловых качеств, то есть не может усердно работать, добиваться своей цели.
Родители обоих героев мало занимались сыновьями. Старший Онегин служил где-то “отлично-благородно” (1, III). О нравственном воспитании ребенка в семье Онегиных вообще не упоминается. И вот Евгений живет “для роскоши, для неги модной” (1, XXIII), для “чувств изнеженных” (I, XXIV). После многочисленных упражнений он стал крупным специалистом в “науке страсти нежной” (1, VIII), иными словами в волокитстве. Старший Гринев был помещиком и, видимо, сам управлял своим небольшим имением. Суровый Гринев-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушает Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни; обязанность дворянина – служба государству. Младший Гринев по приказу отца отправился служить в захолустную Белогорскую крепость, однако довольно скоро отцовские правила стали убеждениями сына. В конце романа после освобождения Маши Петр Андреевич, полный счастья и надежд, мог отправиться вместе с невестой в родительскую деревню, но теперь он сам остался в отряде Зурина, ибо “чувствовал, что долг чести требовал его присутствия в войске императрицы” (XII). Так из кровного родства незаметно выросла духовная близость отца и сына.

Воспитание, вместе с другими обстоятельствами, определило судьбу каждого молодого дворянина. Истории любви и дружбы обоих героев убеждают, что Онегин воспитан эгоистом, а Гринев – серьезным и ответственным человеком, несмотря на его легкомысленные поступки в начале самостоятельной жизни: проигрывает Зурину в бильярд деньги, напивается, приказывает ехать в буран и чуть не замерзает в степи.
Онегина мало что волнует, помимо собственных проблем и желаний. Он не захотел вглядеться и понять провинциальную барышню и прошел мимо большой любви. Досадуя на Ленского из-за пустяка, он нарочно “взбесил” (5, XXXI) молодого поэта на балу, довел дело до дуэли и убил юношу. Вот на что тратит жизнь Онегин. Он оказался “лишним человеком” при всем своем уме и способностях. В восьмой главе романа автор сообщает, что главный герой дожил “без цели, без трудов До двадцати шести годов” (8, XII).
Гринев получил от строгого отца напутствие беречь честь смолоду. Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях (в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачевым, который соблазняет молодого офицера высокими чинами в своем войске), в любви, в отношениях со Швабриным, соперником в любви и предателем, переметнувшимся на сторону бунтовщиков. Конечно, Гринев не такой блестящий аристократ, как Онегин, зато он более цельный, более глубокий человек.
Подводя итог, скажем, что если в романтических поэмах Пушкин ничего не рассказывал о предыстории героев (кавказского пленника или Алеко), то в реалистических произведениях достаточно подробно изобразил семью, детство, воспитание главных героев. Легко заметить, что Онегин, и по своему характеру, и из-за случайного, бессистемного воспитания, оказался не готов к серьезной деятельности, не смог ни для кого стать другом, потерял любовь. А Гринев, благодаря своему стойкому и великодушному характеру, вопреки бессистемному воспитанию, следует главному наставлению отца и достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.
Поступки реалистических героев во взрослой жизни становятся мотивированными, благодаря рассказу об их семье и детских годах. Отсутствие таинственности в образах героев никак не вредит реалистическому искусству. Писатель ставит перед собой задачу объяснить характер, поведение, судьбу героя, а через него понять современный мир. Это трудная, но весьма увлекательная творческая проблема.


Другие работы по этой теме:

  1. В поэме “Евгений Онегин” рассказывается о том, как важно сделать правильный выбор своевременно. Пушкин сумел со всей реалистичностью описать злую шутку судьбы, когда роли героев...
  2. Петр Андреевич Гринев – главный герой романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”, от его лица ведется повествование в рассказе. Родился Гринев в семье премьер-майора Андрея...
  3. Сходство Евгения и Владимира заключается в том, что они оба – молодые помещики, но не пустые, бездушные люди, а думающие и душевно развитые личности. Но...
  4. Пушкинский роман в стихах воспринимается легко и естественно, как дыхание, но его “воздушная громада” требует от нас вдумчивости, пытливости мыслей. При чтении первой главы Пушкин...
 


Читайте:



Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят. Рецепт супа из опят. Можно приготовить очень вкусный суп из этих грибов. Существует огромное количество рецептов грибных супов. Опята...

Строение и атмосфера Солнца

Строение и атмосфера Солнца

Когда мы наблюдаем солнечный летний пейзаж, нам кажется, что вся картина будто залита светом. Однако если посмотреть на солнце при помощи...

Обзор техник быстрого засыпания

Обзор техник быстрого засыпания

Практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда перед отходом ко сну желание спать велико, но стоит только прилечь и оно сразу пропадает,...

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно...

feed-image RSS