Главная - Рыбалка
Православные храмы и комплексы. Православные храмы и комплексы Как называются элементы фасадов церкви

Собор поднят над площадью на высоту восьми ступенек. Фасад длительное время оставался незаконченным, как и во многих других флорентийских церквях. Каменная стена фасада в течение многих лет была похожа на ту, что мы сейчас наблюдаем на фасаде церкви святого Лаврентия. В 15 веке знатная семья Кваратези предложила профинансировать строительство фасада (предполагалось, что архитектором станет Симоне дель Полайоло). Однако условие, поставленное Кваратези (герб семьи должен был находиться по центру фасада), оказалось неприемлемым для францисканских монахов.

Внешний вид старого незаконченного фасада дошел до нас из старых гравюр и картин, а также фотографий 19 века. Фасад церкви оставался незавершенным на протяжении более чем трех столетий, показывая голую поверхность флорентийского известняка. В 1437 Святой Бернардино Сиенский хотел поставить над розеткой в нише округлый кусок камня, представляющий солнце с лучами, содержащих буквы IHS (сокращение имя Иисуса Христа). Кроме герба с изображением Христа на круглом резном окне (помещенном в 1437 году во время эпидемии чумы), единственным украшением простого центрального портала являлась статуя святого Людовика Тулузского из позолоченной бронзы работы Донателло, в нише в центре. Эта скульптура была перемещена из табернакля на церкви Орсанмикеле, и расположилась над центральным порталом. Сегодня ее можно увидеть в трапезной монастыря.

Нынешний фасад был создан между 1853 и 1863 годами архитектором Никколо Матасом, работа которого была вдохновлена большими готическими соборами (прежде всего Сиенским собором и собором в Орвието), а также фасадом флорентийского Дуомо работы Эмилио де Фабриса. Работу архитектора длительное время критиковали за искусственный неоготический стиль. Любопытно, что строительство фасада финансировалось английским протестантом, а на фасаде церкви отчетливо выделяется явно не христианский символ - звезда Давида. Внутри звезды есть Христограмма: текст надписи показывает, что сам фасад должен был быть экстаординарным памятником художнику, который его создал. Не исключено, что этот шестиугольник - не очень тонкий намек на национальность и веру архитектора Матаса.

Среди произведений искусства, появившихся на фасаде, следует выделить три люнета порталов (люнет-- в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами), украшенных барельефами с изображением сюжетов о животворящем Кресте, которому посвящена базилика: слева мы видим «Установление Креста» Тито Сарроччи, «Торжество Креста» Сапиенца и «Видение Константина» Эмилио Дзокки.

В центральном портале - бронзовые двери, которые до 1903 года размещались в Дуомо. Перед порталом находится могила архитектора Матаса.

По бокам церкви в нижнем ярусе - великолепные аркады 14 века, в верхнем ярусе - высокие двустворчатые окна. Украшением боковой части базилики являются только водостоки в форме человеческих или львиных голов. Хрупкая колокольня при базилике восходит к 1847 - 1865 годам, архитектором был Гаэтано Баккани. Высота сооружения - более 78 метров.

Неоготический фасад украшен разноцветными мраморными плитами, расположенными в геометрическом порядке.

Мрамор для фасада был использован различных типов: белый мрамор добывался в Серавецца, два вида красного мрамора были добыты в Синтойя и в Болгери, светло-зеленый привезли из Прато, темный из Пизы, черный мрамор прибыл из Асиано, желтый мрамор из Сиены.

О монастыре Осиос Лукас написано очень много, но мало кто обращает внимание на богатый декор фасадов его церквей. Кроме традиционных узоров из кирпича здесь широко используются мраморные плиты с рельефом, очень похожие на плутео алтарных преград. Правда большинство из них подозрительно новые и белые, но нет сомнения, что копировались они с точно таких же прототипов.
Я для себя разделила здешний декор на три группы - кирпичные узоры, оконные переплеты и мраморные рельефы .


На южном фасаде можно увидеть сразу все эти декоративные приемы.


Западный фасад. Таких огромных окон я, кажется, не встречала в византийских церквях. Все рельефы в нижней части окон стандартного размера и одного рисунка, а значит это не сполии, а, скорее всего, сделаны специально для этого храма. Что касается рисунка - еще одна версия - реставраторы нашли фрагменты старых плит только с таким рисунком. :-)
Судя по двери в центре фасада второго этажа, там был балкон.

Ряды поребрика и перегородчатой кладки чередуются с псевдо-куфическими надписями, выложенными из плинфы.

Оконные решетки очень нарядные, украшенные плетенками и растительными мотивами. Из чего они сделаны - затрудняюсь сказать. Для каменных они, по-моему, слишком тонкие, издали больше похожи на терракотовые.
Кстати, цвет освещенных поверхностей немного искажен вечерним солнцем.

В одной из церквей в другом месте можно было разглядеть поближе такую старую решетку, и она была очень похожа на каменную.

На архивольте окна - фигурки животных, напоминающие итальянскую романику, но более натуралистичные.

Мраморные резные декоративные элементы - самая интересная часть декора.


Кусок подлинной древней плиты.

Над ней - интересный узор, напоминающий куфическую надпись.


Рельеф, похожий на предыдущий, но не тот.

Кронштейны и капители украшены процветшими крестами.

По сторонам окна - карниз с орнаментом из кринов.


Окна с витражами меня смущают своей современностью.
Плутео с подобными орнаментами встречаются очень часто в самых разных местах. Центральная композиция, правда, более редкая.


Большинство плит под окнами с таким узором.

Архитектура. Собор Св. Петра. 1538-1564 | карта сайта | главная страница

Фасад церкви Сан Лоренцо (1516-1520)

"... ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине, ибо он был первым первосвященником, оттуда происходившим, на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он.
И посему, так как он распорядился, чтобы фасад Сан Лоренцо во Флоренции, церкви, выстроенной семейством Медичи, был поручен Микеланджело, это обстоятельство и стало причиной того, что работа над гробницей Юлия осталась незаконченной. Микеланджело же было приказано высказать свое мнение, составить проект и возглавить новую работу. Микеланджело противился этому всеми силами, ссылаясь на обязательства в отношении гробницы, взятые им перед кардиналом Четырех святых и Аджинензе. Папа же ответил ему, чтобы он об этом и не думал, что он уже за него подумал и освободил его от обязательств перед ними, пообещав разрешить Микеланджело работать над фигурами для названной гробницы во Флоренции в том духе, в каком он их уже начал; но все это огорчило и кардиналов и Микеланджело, удалившегося со слезами.
Недаром последующие обсуждения всего этого были разнообразными и бесчисленными, тем более что работу над фасадом пожелали поделить между несколькими лицами; много архитекторов съехались в Рим к папе, и проекты составили Баччо д"Аньоло, Антонио да Сангалло, Андреа и Якопо Сансовино, а также прелестный Рафаэль Урбинский, который с этой целью был отправлен во Флоренцию позднее, когда туда прибыл папа. Посему решил и Микеланджело сделать модель, высказав желание, чтобы только он, и никто другой, был главным руководителем архитектурных работ. Однако этот отказ от помощи и стал причиной того, что к работе не приступали ни он, ни другие, и, махнув на все рукой, названные мастера возвратились к своим обычным занятиям, а Микеланджело, собравшись в Каррару, получил предписание, чтобы Якопо Сальвиати выплатил ему тысячу скудо; однако, так как Якопо сидел запершись в своей комнате, обсуждая дела с какими-то горожанами, Микеланджело не пожелал дожидаться приема, но, ни слова не говоря, повернулся и тотчас же уехал в Каррару...
Много лет потратил Микеланджело на добычу мрамора; правда, добывая его, он лепил восковые модели и делал и кое-что другое для выполнения заказа, но дело это затруднялось так, что деньги, предназначенные папой на эту работу, были потрачены на войну в Ломбардии, и вся работа так и осталась незаконченной по случаю смерти Льва; ведь ничего другого сделано не было, кроме передней части фундамента, под фасад, а из Каррары на площадь Сан Лоренцо привезли большую мраморную колонну"
Вазари.

Существенной помехой для завершения гробницы папы Юлия II Микеланджело был новый заказ папы Льва X. Если Юлий II отрывал Микеланджело от скульптуры и приказывал заниматься живописью, то новый папа повелевал ему стать архитектором и закончить фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции, где были погребены его отец, дед, прадед и многие другие представители дома Медичи. Напрасно Микеланджело отказывался, ссылаясь на свои обязательства перед наследниками папы Юлия, на то, что архитектура - «не его специальность» , - ему пришлось подчиниться.

Достроить фасад церкви Сан Лоренцо - церкви Медичи во Флоренции - новый папа Лев Х решил во время своего пребывания во Флоренции в 1515 г. Первоначально к разработке проекта были привлечены многие архитекторы и скульпторы (Антонио Сангалло, Андреа и Якопо Сансовино, Рафаэль, Баччо д"Аньоло), 19 января 1518 г. заказ вторично получил один Микеланджело. Рисунки его проектов сохранились в Уффици и в Доме Буонарроти, где хранится также деревянная модель фасада.

Лев X пожелал, чтобы на фасаде были размещены 10 статуй: четырех внизу, четырех над ними и две еще выше. Нижние статуи должны изображать святых Лаврентия, Иоанна Крестителя, Петра и Павла, над ними четыре евангелиста (Лука, Иоанн, Матфей и Марк), а на самом верху домашние святые семейства заказчика - Козьма и Дамиан.

в Об эволюции форм в архитектуре барокко. Фасады церквей. Часть 3

Барокко, как любой другой стиль в архитектуре может развиваться двумя путями: путем усложнения конструкций и планировки, и путем «наращивания» декора. Условно эти два пути можно обозначить, как конструктивный и декоративный, хотя для себя их я называю «цивильным» и «варварским». Прошу не цепляться к этим словам, ибо я не вкладываю в них никакого оценочного смысла.
Так вот, северо-восток (германцы и славяне) пошел в целом по первому пути, юг (южная Италия, Пиренеи и Латинская Америка) - по второму, а на северо-западе (северная Франция, Англия, Голландия, Скандинавия) родилось нечто такое, к чему термин «барокко» можно применять весьма условно. Разумеется, это очень грубое обобщение, на самом деле тут много нюансов и исключений.
Этот пост про второй путь, «варварский».
Вот церкви, построенные в трех сильно удаленных друг от друга городах Италии:

Ц. Санта Мария дель Джилио, Венеция,1678-1681 арх. Джузеппе Сарди.

Базилика дель Санта Кроче, Лечче, закончена в 1695 г. Город Лечче называют «апулийской Флоренцией» за прекрасные образцы барочной архитектуры. Но почему-то он, как и многие другие города южной Италии слабо раскручен по сравнению с Севером. Короче говоря, как выберусь в Италию в следующий раз, надо будет обязательно посетить Лечче.

Собор в Сиракузах, Сицилия, 1728-1753. Тут пошли по пути увеличения рельефности.

Многие памятники архитектуры Испании конца 16 -начала 17 века несут на себе итальянское влияние, идущее все от того же Иль Джезу. При этом они отличаются такой строгостью и скупостью декора, что собор в Вальядолиде (после 1595) на фоне остальных церквей выглядит довольно веселенько:

Но к середине 17 века ситуация меняется, декор становится все богаче.

Фасад монастыря картезианцев Санта Мария де ла Дефенсьон, Херес-де-л-Фронтера, 1667.

Меня здесь поражает даже не декор, а контрфорсы-волюты по бокам, сжатые до предела. Превращение конструктивных элементов в сугубо декоративные и использование их не по назначению - еще один характерный признак «варварского» пути развития.

Иглесиа де ла Компанья, Арекипа, Перу, фасад -1698. Сильно напоминает русское узорочье второй половины 17 в.

Иглесиа де ла Компанья, Кито, фасад закончен в 1765(?).

Собор в Мехико, вход в табернакль 1749-1760;

Про фасады в общем закончил, хотя тема неисчерпаема. Я говорил в основном про фасады, так или иначе восходящие к одному прообразу - Иль Джезу, поэтому, например, двубашенные фасады выпали из внимания. Думаю, будут еще многочисленные дополнения. А дальше я собираюсь про другие барочные формы написать. в частности про планировку в виде овалов и эллипсов, про купола, про разомкнутые фронтоны, да много еще про что, насколько терпениях хватит. Тему про посмертное существование готики тоже бросать не собираюсь (эти две темы перплетаются), так что ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Posted on Sep. 15th, 2011 at 09:21 pm |

 


Читайте:



Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

филе куриное (грудка или мякоть с бедер) – 540 гр.;шампиньоны свежие – 640 гр.;небольшая луковица;чеснок – 2 крупные дольки;яйцо;соль и перец...

feed-image RSS