Главная - Спорт для детей и взрослых
Расходы бюджета на социальную защиту населения. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту. Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 27-11-95 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО... Актуально в 2018 году

6. Расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников

защиту работников

6.1. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации.

6.2. Взносы в негосударственные пенсионные фонды.

6.3. Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия.

6.4. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников за счет средств предприятия.

6.5. Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия.

6.6. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, за счет средств предприятия.

6.7. Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, за счет средств предприятия.

6.8. Оплата абонементов в группы здоровья, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы.

6.9. Расходы на содержание (включая амортизацию) медпунктов, профилакториев, домов отдыха, находящихся на балансе предприятия (организации) или содержащихся на условиях долевого участия; приобретение медикаментов для лечебно-профилактических учреждений <**>.

<**> В фактически произведенных расходах (по данным первичного учета).

6.10. Компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию).

6.11. Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших.

6.12. Компенсация работникам морального вреда, определяемая судом.

6.13. Выходное пособие при прекращении трудового договора.

6.14. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.

6.15. Материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.п.

6.16. Другие расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников.

7. Расходы на профессиональное обучение

Ведущее место в расходах бюджетов всех уровней принадлежит расходам на социально-культурные мероприятия. За 2001-2003 гг. на них приходится 46,0 -56,2% расходов сводного бюджета (приложение Б). Из всех расходов на социально-культурные мероприятия около трети занимают расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Структура расходов сводного бюджета Украины на социально-культурные меры по 2000-2003 pp .

Показатель

Социально-культурные мероприятия всего

в т.ч. а) образование

б) охрана здоровья

в) социальная защита и социальное обеспечение

г) культура и искусство

д) средства массовой информации

есть) физическая культура и спорт

есть другие)

К расходам на социальную защиту и социальное обеспечение населения относятся расходы, направленные на адресную поддержку малообеспеченных граждан, обеспечения прожиточного минимума различных групп населения, социальная защита лиц, оказавшихся в трудном положении, пенсионное обеспечение. Финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи, расходы на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, расходы, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, другие расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения.

Законодательством Украины предусматривается социальная защита более двадцати различных видов помощи и льгот. К ним относятся следующие группы населения:

Ветераны труда и граждане пожилого возраста;

Военнослужащие;

Матери с детьми;

Инвалиды с детства и дети-инвалиды;

Дети, находящиеся под опекой или попечительством;

Граждане, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы;

Участники боевых действий и ветераны Великой Отечественной войны;

Семьи с незначительными доходами;

Молодые семьи;

Расходы на социальную защиту экономисты классифицируют по определенным признакам. Во-первых, по источникам финансирования расходы на социальную защиту делятся на те, которые обеспечиваются за счет средств Государственного бюджета и за счет местных бюджетов. Из Государственного бюджета осуществляется финансирование мероприятий, связанных с возвращением и обустройством депортированного крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые вернулись в Украину, содержание пунктов временного размещения беженцев, оказание денежной помощи беженцам и другие расходы. Подавляющее большинство расходов на социальную защиту населения адресного характера, как государственная помощь семьям с детьми, государственная помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам, жилищные субсидии и другие, финансируются за счет выделения средств из Государственного бюджета в форме субвенций местным бюджетам.

Во-вторых, обеспечение социальной защиты определенных групп населения по расходам на реализацию общегосударственных и местных программ. К общегосударственным относятся программы всех видов помощь и компенсаций, содержание учреждений и учреждений социальной защиты, функционирование которых предусмотрено действующим законодательством и нормативно-правовыми актами Кабинета Министров Украины. К ним относятся расходы, финансирование которых предусматривается Законом Украины «О государственной помощи семьям с детьми», «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам», «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», «Об органах и службах по делам несовершеннолетних» и другие.

Внедрение местных программ социальной защиты населения происходит на основе решений органов местного самоуправления. их финансирование производится за счет средств местных бюджетов.

В-третьих, с целью использования расходы на социальную защиту населения экономисты разделяют на следующие группы:

а) расходы на социальную защиту в связи с малозабезпеченістю.

К ним относятся помощи малообеспеченным семьям с детьми, государственная социальная помощь малообеспеченным семьям и т.п.;

б) расходы по цели использования, к которым относятся выплаты для компенсации утраченного дохода. Они включают расходы на выплату пособия по беременности и родам, пособия по уходу за ребенком-инвалидом и пособия по уходу за ребенком до 3-х лет. Сюда можно отнести индексации денежных доходов граждан;

в) выплаты, обусловленные компенсацией потери здоровья или имущества, к которым относятся компенсационные выплаты реабилитированным гражданам в соответствии с Законом Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине»;

г) расходы на социальную защиту населения по определенной целью их использования, обусловленные оказанием помощи в обустройстве организаций или временных пунктов и предоставлением льгот отдельным категориям населения. Это, например, расходы на содержание приютов для несовершеннолетних и пунктов временного размещения беженцев, а также предоставление льгот и привилегий отдельным категориям граждан;

По-четвертых, выплаты на социальную защиту населения могут осуществляться в денежной и натуральной формах. Причем денежные выплаты на социальную защиту могут происходить наличными денежными средствами и в безналичной форме. Единственной формой безналичных выплат являются жилищные субсидии. Выплаты в натуральной форме в основном применяются при реализации местных программ социальной защиты населения.

Развитие рыночных отношений требует постоянного анализа состояния социальной защиты населения и разработки мероприятий по установлению рационального баланса интересов государства, производителей и потребителей социальных услуг. Вся сложность принятия решений в социальной сфере заключается в необходимости одновременного обеспечения экономической эффективности расходов на социальную защиту и соблюдение социальной справедливости. Поэтому одной из важнейших задач обеспечения социальных гарантий населения является недопущение ослабление стимулов их экономической активности с одновременным поддержанием жизненного уровня всех граждан на приемлемом уровне. Важным условием эффективности финансирования социальных затрат является определение государственных социальных стандартов и нормативов в форме минимальной заработной платы, пенсии по возрасту и других видов социальных выплат и помощи.

Достаточно заметная роль в которой государству принадлежит пенсионному обеспечению. Гарантом пенсионного обеспечения в Украине является государство-главная составляющая системы социальной защиты населения. Реализацию государственной политики в сфере пенсионного обеспечения осуществляют Министерство труда и социальной политики Украины и Министерство финансов Украины. Управление финансовыми ресурсами пенсионного обеспечения осуществляет Пенсионный фонд Украины.

Пенсионное обеспечение осуществляется через выплату пенсий, надбавок и повышений к пенсиям, компенсационных выплат, дополнительных выплат нетрудоспособным гражданам преклонного возраста, инвалидам, лицам, потерявшим кормильца. Формирование средств на реализацию Государственной пенсионной программы обеспечивается за счет следующих поступлений:

Обязательных взносов субъектов хозяйствования;

Обязательных взносов граждан;

Дополнительных и обязательных сборов;

Средств Государственного бюджета;

Других поступлений.

Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV система пенсионного обеспечения в Украине состоит из трех уровней.

Первый уровень - солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (солидарная система), которая базируется на принципах солидарности и субсидирования и осуществления выплаты пенсий, предоставление социальных услуг за счет средств Пенсионного фонда.

Второй уровень - накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования (накопительная система пенсионного страхования), которая базируется на принципах накопления средств застрахованных лиц в Накопительном фонде и осуществления финансирования расходов на оплату договоров страхования пожизненных пенсий и единовременных выплат.

Третий уровень - система негосударственного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия граждан, работодателей и их объединений в формировании пенсионных накоплений с целью получения гражданами пенсионных выплат на условиях и в порядке, которые предусматривает законодательство о негосударственном пенсионном обеспечении.

Первый и второй уровни системы пенсионного обеспечения в Украине составляют общеобязательное государственное пенсионное страхование. Второй и третий уровни пенсионного обеспечения составляют систему накопительного пенсионного обеспечения.

Субъектами солидарной системы выступают:

Застрахованные лица, а в отдельных случаях - члены их семей и другие лица;

Страхователи;

Пенсионный фонд;

Уполномоченный банк;

Предприятия, учреждения, организации, осуществляющие выплату и доставку пенсий.

Субъектами системы накопительного пенсионного обеспечения выступают:

Лица, от имени и в интересах которых осуществляется накопление и инвестирование средств;

Предприятия, учреждения, организации и физические лица, которые осуществляют перечисление взносов в системы накопительного пенсионного обеспечения;

Накопительный фонд;

Негосударственные пенсионные фонды;

Юридические лица, которые осуществляют административное управление Накопительным фондом и негосударственными пенсионными фондами и Управления их пенсионными активами;

Хранитель;

Страховые организации.

За счет средств Пенсионного фонда в солидарной системе назначаются такие пенсионные выплаты:

Пенсия по возрасту;

Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

Пенсия в связи с потерей кормильца.

За счет средств Накопительного фонда, которые учитываются на накопительных пенсионных счетах, осуществляются такие пенсионные выплаты:

Пожизненная пенсия с установленным периодом;

Пожизненная обусловлена пенсия;

Пожизненная пенсия супругов;

Единовременная выплата.

Так, согласно Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторыми другими законодательными актами Украины» 2505-IV от 25.03.05 p., начиная с 12.01.2005 г. минимальная пенсия по возрасту установлена на уровне прожиточного минимума для лиц, которые потеряли работоспособность (в настоящее время она составляет 332 грн в месяц), если у мужчин 25, а у женщин - 20 лет страхового стажа. Но за каждый полный год страхового стажа свыше 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин этот размер пенсии будет увеличиваться на 1 % пенсии, исчисленной в соответствии со ст. 27 Закона «О пенсионном страховании» (то есть той, которая была установлена во время пересчета, проведенного 01.01.04 г., назначена ли после этой даты), но не более чем 1% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц. Начиная с 31.03.05 г. пенсия, ежемесячное пожизненное денежное содержание (с учетом надбавок, повышений, дополнительных пенсий, целевой денежной помощи, пенсий за особые заслуги перед Украиной и других доплат к пенсиям, установленных законодательством) не могут превышать 90% от суммы, на которую начисляются пенсионные взносы. В настоящее время эта сумма составляет 4100 грн., а потому максимальная пенсия - 3900 грн в месяц. Применение указанных минимальной и максимальной пенсий по возрасту будет действовать до следующих изменений В пенсионном законодательстве.

Важной составляющей социального обеспечения является финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних и молодежи, финансирование расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, расходов, обусловленных ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы, и других расходов.

Финансирование учреждений и программ социального обеспечения несовершеннолетних включает социальную защиту детей, лишенных семейного воспитания. Эти мероприятия осуществляют социальные учреждения «Приюты для несовершеннолетних». Создание приютов для несовершеннолетних в Украине начато в 1997 г., а в 2003 г. действовал 81 убежище на 3482 места. Средняя сумма годовых затрат в приютах на одного ребенка в 2002 г. составила 4,4 тыс. грн. Финансирование приютов для несовершеннолетних происходит за счет областных бюджетов.

Финансовое обеспечение молодежных программ и мероприятий осуществляется за счет Государственного и местных бюджетов. Подавляющее большинство расходов направляется на реализацию государственной политики улучшения социального положения молодежи, женщин и детей. В местных бюджетах более трети средств направляется на обеспечение молодежных программ и мероприятий, содержание учреждений отрасли и на развитие сети центров социальных служб для молодежи и клубов для подростков.

Финансирование расходов на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов осуществляется за счет средств местных бюджетов. В этих учреждениях пожилые люди и инвалиды находятся на полном государственном обеспечении - питание, одежду, обувь и другие предметы первой необходимости, пользуются медицинскими, культурно-просветительскими и бытовыми услугами. Они также получают часть назначенной им пенсии. Так, одиноким пенсионерам, проживающим в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, выплачивается 25 процентов назначенной пенсии, но не менее 20 процентов минимальной пенсии по возрасту в месяц.

В домах-интернатах для престарелых и инвалидов могут действовать подсобные хозяйства и мастерские. Полученные доходы используются на улучшения культурно-бытовых условий престарелых и инвалидов. Кроме того, на финансирование этих учреждений могут направляться внебюджетные средства, добровольные пожертвования, средства благотворительных фондов и т.п.

Расходы, связанные с ликвидацией последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защитой населения, финансируются за счет ассигнований Государственного бюджета. Они включают расходы на комплексное медико-санаторное обеспечения пострадавшего населения, его радиологическая защита и экологическое оздоровление территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, научное обеспечение работ и информационные системы, осуществления отдельных мероприятий Всеукраинской общественной организацией «Союз Чернобыль Украины» и другими общественными организациями по социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы.

Другие расходы на социальное обеспечение включают расходы на мероприятия, связанные с возвратом депортированных из Украины, крымскотатарского народа и лиц других национальностей, денежную помощь беженцам и содержание пунктов временного размещения беженцев.

Расходы бюджета на культуру и искусство (включая кинематографию), средства массовой информации (включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства)

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Этими документами определены принципы финансирования расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирования с элементами коммерческой деятельности, что вполне соответствует структуре современного рыночного механизма. Например, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные услуги, используя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эстетических потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью государство предоставляет учреждениям культуры дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы юридическим и физическим лицам, финансирующим культурную сферу, формирования механизма благотворительности и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных средств.

Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников финансирования культурной сферы. Поэтому существует несколько способов определения необходимости в средствах:

В зависимости от норм бюджетного финансирования на человека и численности населения;

На основе определенного процента от суммы национального дохода региона;

На основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

Проблемы современного состояния российской экономики, приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным процессам, оказывают влияние на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную коммерческую деятельность.

Согласно бюджетной классификациирасходы на культуру отражаются в разделах «Культура и искусство», включая кинематографию (раздел 1500), «Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание, периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим статьям посредством постатейного принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой статье применяется отдельная методика. Особенности финансирования музеев зависят от численности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспонатов, необходимости их приобретения, наличия охранной сигнализации.



При утверждении сметы расходов на очередной год учитываются фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

При определении фонда оплаты труда не предусматривается создание фондов материального поощрения работников. Доходы, поступающие от входной платы в музеи, называются специальными средствами. По ним формируются отдельная смета доходов и расходов, их распределение осуществляется по предметным статьям по согласованию с учредителями.

Методика расчета по основным статьям театров и концертных организаций не имеет специфических особенностей. Заработная плата артистических и художественных работников подразделяется на фонд оплаты труда штатных сотрудников и приглашенных. Другие расходы регулируются объемом доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в качестве субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором - все расходы независимо от источников покрытия.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и организации культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную значимость для России, например, Государственный Эрмитаж, Всероссийская государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяется на две части: первая предназначена для финансирования государственных учреждений, вторая - для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения деятельности негосударственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие культуры и искусства. При его формировании применяется методология «от достигнутого уровня».

В отдельных регионах устанавливается определенный процент на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности бюджетных ресурсов с целью повышения эффективности их использования применяется конкурсное рассмотрение предложений потенциальных исполнителей заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные средства перечисляются исполнителю одной суммой.

При исполнении социально-творческого заказа его финансирование разбивается на две части - основную и конъюнктурную. Основная часть финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой широкий выбор услуг при возможности их замены. Таким образом, при финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный метод расчета с различными модификациями.

Рассмотрим экономическую группировку расходов по отрасли «культура», финансируемых за счет бюджета с точки зрения видов деятельности и форм финансирования:

Таблица 8.2.

Наименование Государственные Негосударственная сеть учреждений и организаций
учреждения организации
1. Текущая деятельность
1.1. финансирование в разрезе экономических статей + - -
1.2. финансирование в форме субсидий - + +
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ + + +
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) + + -
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств:
4.1. государ.-го, регион.-го и местного значения + + +
5. Государственные инвестиции на:
5.1. оборудование + + -
5.2. капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры + + -
5.3. новое строительство + + -

Одним из направлений использования общественных фондов потребления, бюджетных средств является содержание нетрудоспособных и престарелых граждан, оказание материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца, многодетным семьям и др.)

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, является национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов , созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

2. Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г. Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Из федерального бюджета финансируются:

Комплекс мероприятий по социальной защите населения;

Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, проходит через региональные и местные бюджеты

Расходы на мероприятия по социальной защите населения

Становление России как социально ориентированного государства предполагает развитие новых адекватных современным условиям институтов социальной сферы в дополнение к прежней системе социального обеспечения.

Одной из таких структур является система социального обслуживания населения, предоставляющая населению - престарелым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

Программно-целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.

Источниками формирования фондов финансирования мероприятий по социальной защите населения является национальный доход государства, создаваемый трудоспособными гражданами, прошедший перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды.

В соответствии с законодательством РФ в целях социального обеспечения населения в России созданы и постоянно действуют фонды (подробно рассматриваются в разделе "Фонды"):

Пенсионный фонд РФ;

Фонд социального страхования РФ;

Государственный фонд занятости населения РФ. Пенсионный фонд РФ формируется за счет отчислений

средств от минимального налога, уплачиваемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ассигнований из федерального бюджета, средств предприятий и других источников дохода. Пенсионный фонд используется для выплат государственных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, а также выплат компенсаций пенсионерам.

Исключительно из федерального бюджета производится выплата пенсий военнослужащим, компенсаций Пенсионному фонду РФ расходов по выплате государственных пособий и пенсий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, финансирование программ "Дети-сироты", "Дети-инвалиды" и другие. Расходы на пенсии и пособия планируются по видам пенсий и пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя на основе статистических данных органов социального обеспечения, демографических расчетов и утвержденных размеров пенсий и пособий.

Фонд социального страхования РФ предназначен для финансирования выплат пособий по временной нетрудоспо

собности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ребенком до 1,5 лет, финансирования организаций санаторно-курортного лечения и отдыха. Источниками формирования фонда являются:

Налоговые поступления (отчисления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения юридических и физических лиц; минимального налога, взимаемого с товаропроизводителей в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности; единого сельскохозяйственного налога);

Добровольные взносы организаций всех форм собственности;

Добровольные пожертвования;

Средства бюджетов различных уровней бюджетной системы (в отдельных случаях).

Эти средства используются на:

Строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

Обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезами;

Обучение и трудоустройство инвалидов;

Оказание помощи инвалидам и престарелым в санаторно-курортном лечении;

Оказание помощи малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

Оказание помощи реабилитационным центрам, приютам, службам психологической помощи и поддержки и т. д.

Государственный фонд занятости населения РФ используется для реализации мероприятий государственной политики в сфере занятости населения. Фонд формируется за счет следующих источников:

Страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности;

Ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Несмотря на заботу государства в отношении социальной защиты граждан, в сложившихся условиях переходного периода к новым экономическим отношениям государство в лице органов власти способно лишь обеспечить минимальный уровень социальных благ и услуг. Если Россия как социально-ориентированное государство видит себя в системе передовых стран, она непременно должно провести реформирование социальной сферы в направлениях:

Разработки обоснованной нормативной базы формирования фондов на основе государственных минимально-достаточных социальных стандартов;

Пересмотра условий выплат пенсий и пособий по уровню не ниже прожиточного минимума;

Пересмотра условий выплат по болезни, беременности и родам;

Перехода к финансированию пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей в пределах 1 - 1,5% фонда заработной платы с возмещением расходов, превышающих этот уровень;

Отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий, кроме как реально нуждающимся;

Перевода страховых выплат по инвалидности в систему обязательного пенсионного страхования;

Перевода системы пенсионного обеспечения на накопительный принцип выплат;

Сокращения числа или полной ликвидации фондов и создания единого фонда социальной защиты населения РФ.

Еще по теме 5.5.4. Расходы на социальное обеспечение и социальную защиту населения:

  1. 3.2. Экономические основы системы социальной защиты населения
  2. Резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов
  3. 19.2. Структура расходов бюджетов на обеспечение социальной политики и их планирование
  4. 3.3. Система государственных экономических гарантий и льгот как элемент социальной защиты населения
  5. МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 20 мая 1996 г. № 1-4.У О ПРАВЕ НА ВТОРУЮ ПЕНСИЮ ВДОВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПОГИБШИХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ, В СВЯЗИ С ИЗМЕНЕНИЯМИ И ДОПОЛНЕНИЯМИ, ВНЕСЕННЫМИ В ЗАКОН РФ «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, И ИХ СЕМЕЙ»
  6. РАСХОДЫ БЮДЖЕТА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
  7. Министерство социальной защиты населения РСФСР Указание от 6 декабря 1991 г. № 1-112-У
  8. МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ от 22 мая 1995 г. № 1-5-У О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ УЛУЧШЕНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТНИКОВ ВЕАИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ВДОВ ВОЕННОСЛУЖИЩИХ, ПОГИБШИХ В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ, ПОЛУЧАЮЩИХ ПЕНСИИ ПО ЗАКОНУ РСФСР «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЯХ В РСФСР»
 


Читайте:



Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Выделяют следующие группы синтетических гипогликемичес-ких средств: 1) производные сульфонилмочевины; 2) производные бензойной кислоты...

Василий Андреевич Жуковский: биография

Василий Андреевич Жуковский: биография

Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе. Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Сын помещика Афанасия...

Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м

Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м

На этой странице: Макар, Максим, Максимилиан, Малах (Малахий), Мануил (Эммануил), Марат, Мариан (Марьян), Марк, Маркел, Мартемьян (Мартьян), Мартин...

История мощей святителя николая мирликийского

История мощей святителя николая мирликийского

В мае 2012 г. хри-сти-ане все-го ми-ра празд-но-ва-ли 925-ти-ле-тие пе-ре-не-се-ния мо-щей свя-ти-те-ля Ни-ко-лая из Мир Ли-кий-ских в Ба-ри....

feed-image RSS