Главная - Рыбалка
Социальная стратификация и социальная мобильность. Типы общественной власти. Свобода человека и ее ограничители (внутренние и внешние). Гражданские качества личности В качестве идеологии сформировалось как реакция на «ужасы Французской революции». Противо

«В нас есть маленькие звезды - они должны быть защищены от разрушения; они - как маленькие очаги, которые могут потухнуть. Подвижничество заключено в том, чтобы этот очаг защитить, кормить его, чтобы пламя разрасталось... а если сосредотачиваться только на плохом в себе, то вся жизнь будет сведена к уборке препятствий по дороге, по которой ты даже не собираешься идти».


Люди привыкли понимать свободу человека как наше право поступать так, как хочется.

Латинское libertas - понятие юридическое. Оно дало слова, обозначающие в нашей жизни политические, общественные свободы: мое право распоряжаться своей судьбой, своей личностью, своей жизнью.

Изначально libertas означало общественное положение ребенка, родившегося от свободных родителей, не от рабов.

Свобода человека. Реальность внутреннего порабощения

Но совершенно ясно, что родиться с правами свободного человека вовсе не означает быть или остаться свободным. Человек, ставший наркоманом, порабощенный пьянством - не свободен. По словам митрополита Антония Сурожского «свобода человека…неразлучно связана с дисциплиной: чтобы, родившись свободным, таковым остаться, надо научиться владеть собой , быть хозяином себе. Если я не способен исполнять повеления своей совести или своих убеждений, то я уже не свободный человек, каково бы ни было мое общественное положение».

Второе значение слова «свобода». От немецкого, английского Freiheit, freedom. Происходят от санскритского слова, которое значит «любить», «быть любимым», «мой любимый», «моя любимая».

По словам митрополита Антония Сурожского «ранняя интуиция санскритского языка определила свободу человека как любовное соотношение двоих…я тебя достаточно люблю, чтобы тебя не поработить, я тебя так люблю, что хочу, чтобы ты был самим собой до конца, без того, чтобы я тебя определял, тебя менял, чтобы я на тебя влиял…»

«Свобода это… состояние, когда двое так друг друга любят, с таким глубочайшим уважением друг к другу относятся, что они не хотят кромсать друг друга, менять друг друга…»

Третье значение свободы человека - русское. Этимология принадлежит русскому философу Хомякову - «быть самим собой».



Свобода человека в обществе. Воспитание в дрессировке

«…если я собой не владею,

я не могу себя дать никому,

ни Богу, ни человеку».

Митрополит Антоний Сурожский


Антоний Сурожский вспоминает: «я помню двух моих сверстников; у них была очень властная мать. Однажды ее кто-то спросил: каким образом ваши сыновья, которым уже за тридцать лет, исполняют ваши приказания мгновенно?..И она с выражением трогательного изумления сказала: у меня - руки, а у них - щеки!..

Нередко «искатели свободы» оказываются в порабощении и рискуют быть наказанными, в случае «непослушания». Будучи дезориентированными, не имея внутреннего убеждения, легко поддаются дрессировке, подобно тому, как собаку дрессируют. Как только ты сказал «делай» - она делает, «иди» - она идет, «беги» - она бежит.

Свобода человека и ее ограничители

Как научиться владеть собой, контролировать свои желания, мысли, произносимые слова и действия, исполнять повеления убеждений?

Источник цитат: Митрополит Антоний Сурожский Духовная жизнь. - Киев: Пролог, 2008

Свобода - это извечная мечта человечества. Карл Маркс дал следующее определение: "Свобода - это осознанная необходимость". То есть свободный человек, как видится мне, всё равно несвободен, так как хоть и осознанная. но он должен делать то, что необходимо. Кому? Не факт, что ему самому. А в стихотворении Пушкина "Разговор книгопродавца с поэтом" есть не менее интересная мысль: "Наш век торгаш. В сей век железный без денег и свободы нет". Так к чему же стремиться? Зарабатывать деньги, чтобы покупать ВСЁ и считать себя свободным и счастливым? Неужели жизнь - это только шопинг? Или, как у Маркса, делать то, что должно? К сожалению, человек, живущий в обществе, не может быть свободен. Здесь придётся согласиться с Лениным В. И. : "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". Где же эти ограничители? Первый ограничитель - государство с его законами и идеологией. Затем - мнение окружающих, которое формирует наше поведение и представления о жизни. Вот это стремление быть как все и уничтожает остатки нашей свободной личности. Где же найти островок свободы? В мыслях, в творчестве, в чувствах. . Там, где властвует только сам человек.

Почему больше половины населения считают что их жизнь скучна? Потому что они не верят в свободу. Свободы не существует! Свобода это иллюзия. Многие люди так и считают. Это такие люди у которых нет своего мнения, зависят от выбора других не имея своей точки зрения. Их жизнь-рутина Дом-работа-Дом. Тем она и скучна.

Свобода — великая ценность человека. Только в свободном выборе может состояться личность. Всегда ли мы правильно понимаем свободу, всегда ли свобода сопряжена с чувством внутреннего удовлетворения и выполненного долга? Ликует ли наша душа от свободы, которая уводит нас от самих себя? Нужна ли такая свобода человеку?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, из многозначности понимания категории «свобода» необходимо выделить один, единственно верный смысл. Не вдаваясь в подробности различия значения слова (общепринятое понимание) и его смысла (личностное понимание, которое может отличаться от общепринятого), нужно сказать, что главной задачей уяснения понятия «свобода» является выделение из множества смыслов единственно верного.

Как его найти? Критерием верности-неверности является проверка соответствия категории «свобода» смыслу жизни и задачам личностного развития, что конституируется в вопросе: зачем нужна свобода? Категория свободы, рассмотренная вне контекста смысла жизни и понимаемая в рамках абсолютной, безусловной величины, как и любая философская или психологическая категория, служит другим, не соответствующим смыслу жизни целям. Если свобода как добродетель не служит главной цели жизни, то она непременно служит её противоположности. Тогда основным стремлением к достижению свободы является свобода ради свободы или ради собственных выгод, интересов, амбиций. «Свобода не абсолютна по ценности, она требует её органического сочетания с правдой. Лишь единство свободы и правды обеспечивает полноту идеала» (С. А. Левицкий).

КАК МЫ ПОНИМАЕМ СВОБОДУ?

Для выяснения единственно верного понимания свободы проследим путь и последствия разных представлений об этом феномене.

Наиболее распространённое понимание свободы, вполне соответствующее юношескому и даже подростковому возрасту, состоит в понимании свободы как возможности делать, что хочется. Понятно, что путь удовлетворения желаний вряд ли соответствует задачам личностного роста. Тем более что желания бывают разные. Удовлетворение желаний ставит свободу на службу как высоких стремлений, так и примитивных вожделений.

Может ли свобода, понимаемая как возможность делать всё, что хочется, сделать личность свободной? Отнюдь нет. Мало того, так понимаемая свобода, напротив, приводит к зависимости от собственных желаний, последствия которой можно проследить в различных отклонениях, именуемых грехом или страстями. Страсти — это путы, связывающие человека, не дающие ему быть свободным, хотя при этом извращённый (отвращённый от истины) разум понимает их как проявление свободы. Свободы алкоголизации, наркотизации, криминализации, различных пристрастий — к компьютеру, играм, еде и т. п. Понимают свободу как удовлетворение любых своих желаний те, кто хочет воспользоваться этим даром безумно и безответственно.

Свобода всегда имманентно сопряжена с ответственностью. Это её основное свойство. Понимаемая как возможность делать то, что хочется, она исключает ответственность, что приводит к разным последствиям. О неправильном понимании свободы профессор А. И. Осипов говорит, что смещение акцентов с духовной свободы на внешнюю пагубно для человека. Свобода принесёт вред людям нравственно нездоровым, не умеющим ею пользоваться, а также их окружающим. Если дать внешнюю свободу человеку неустойчивому, не сформированному, то она его развратит, приведёт к произволу.

ВЛАСТЬ СВОБОДЫ

Другое понимание свободы сводится к возможности управления, владения, например, природными закономерностями, другими людьми, а также к возможности подчинения их себе.

Свобода всегда ограничена рамками, неподвластными человеку на всех уровнях: телесном, культурном, семейно-личностном, духовном (у каждого человека свои возможности). Принуждение этих ограничений «работать» на себя является иллюзией современного человека, который не хочет считаться с рамками своей ограниченности. К чему приводят установка и действия по преобразованию и использованию природы в собственных интересах, без учёта последствий для окружающей среды и другого человека, мы знаем, — мы живём в это время, время экологического и духовного кризиса. Возможность человека подчинять своей воле и своим хотениям, управлять, покорять себе природные, культурные и телесные закономерности является манипулятивным подходом к тому, что ограничивает человеческие желания.

Способность владеть ситуацией имеет позитивный смысл только тогда, когда она даёт возможность личности подняться над ситуацией, что означает подняться от низшего к высшему, от злого к доброму, от худшего к лучшему. Всё это предполагает борьбу человека со своим внутренним злом. Только на этом основании способность господствовать над ситуацией имеет положительный смысл и является основным критерием зрелой личности. Так понимаемая духовная свобода вполне соответствует задаче личностного развития, говоря языком психологии, задаче формирования иерархии мотивов как преобладания высших мотивов над низшими. Это благодатное господство. По этому поводу И. А. Ильин говорит: «Освободить себя… значит стать господином своих страстей » (выделено И. А. Ильиным — И. К. ).Свобода должна спасать. Если она не спасает, то она губит.

СВОБОДА ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ

Существуют два вида свободы: внешняя и внутренняя (духовная). Внешняя свобода, или свобода секулярная, — это права человека, демократия и т. п. Этим видом свободы занимаются социология, политика и т. д. Другой вид свободы — свобода духовная. Сущность духовной свободы состоит в независимости от собственных страстей и пороков.

Современный человек понимает свободу внешне, в узкоутилитарном смысле, сущность духовной свободы им игнорируется, следовательно, им игнорируется его же собственная личность, которая может получить свободу на совершенно других основаниях. Каков же истинный смысл свободы, ведущий к становлению личности, если под становлением личности понимать её возвышение и преображение?

Основной смысл дара свободы заключён в вопросах: «С кем ты хочешь быть? Кому ты хочешь служить? Добру или злу? Истине или лжи? Богу или…?» Насильно определить устремлённость человека невозможно. Только сам человек свободно определяет это. В этом великий Дар Свободы, соответствующий смыслу жизни и задачам личности. Другое понимание свободы неверно хотя бы потому, что исключает из неё её основной непременный атрибут — ответственность, — без которого свобода из добродетели превращается в порок.

СВОБОДА КАК ВЫБОР

Заслуживает внимания ещё одно толкование свободы как возможности выбора. Такое понимание нашло отражение в идее плюрализма мнений и внешних свобод, которые осложняют поиск истины, нередко запутывают своей множественностью так, что человек может легко ошибиться. И. А. Ильин верно показал последствия внешней духовной свободы: «Это означало бы: дай мне внешнюю свободу духа, чтобы я погубил и исказил свою внутреннюю свободу. Или ещё короче: дай мне свободу духовной гибели!» Свобода не может быть подменена свободой выбора, поскольку всякий выбор предполагает сомнения, раздвоенность, колебания, которые не может включать в себя свобода. Категория духовной свободы состоит в простом предпочтении добра, блага, исключающем сомнения и раздвоенность. Как свободен человек, который может не гневаться, не осуждать, не завидовать, смиряться и любить!

ТОЧКА ОТСЧЁТА

Для того чтобы осуществить свободный выбор (предпочесть благо), нужна точка отсчёта, критерий, что хорошо, а что плохо. Искать его в своём субъективном мире, как предлагают современные «гуманисты», поставившие человека на пьедестал, было бы неправильно и опасно. Признать себя центром и точкой отсчёта можно только в том случае, если человек совершенен. Если же это не так, то признавать свой субъективный мир за точку отчёта — значит признавать ценностями разное, иногда далёкое от истины или даже противоположное ей.

Осознать себя больным, повреждённым, нуждающимся в помощи можно, только сопоставив себя, своё реальное состояние с тем, каким человек должен и может быть. Всем хорошо известно, что существуют абсолютные, не зависящие от человека ценности, данные нам Богом через откровения Заветов. Стоит только начать жить по Заповедям, как человек сразу же убеждается в своём несоответствии образу Божию. Тогда человек начинает понимать, что он нуждается в помощи Бога, что он не «вещь в себе». Если Заповеди усвоены, т. е. воплощены в жизни, поступках человека, входят в состав его субъективного мира, то таких людей называют святыми. А если человек не дошёл даже до конвенционального уровня морали, то чем будет определяться его выбор? Если он не различает добра и зла? Тогда его выбор может определиться чем угодно. Например, собственной выгодой, пристрастиями, стремлением к удовольствиям и т. д. Тогда мы скажем, что это его свободный выбор. Однако иметь дело с подобным человеком не хочет никто. Но можно ли подобное поведение связывать с понятием свободы, если, конечно, понимать свободу в единой связи с ответственностью? Человек, не усвоивший абсолютных истин, не желающий видеть их реальность, но стремящийся к внешней свободе, может быть просто опасен.

Петь гимн свободе можно и должно, только если мы её правильно понимаем. В ином случае лекарство быстро может превратиться в яд, напившись которого можно захлебнуться, так и не поняв, а зачем, собственно, нам такая свобода?

ЧТО НЕСЁТ ПЛЮРАЛИЗМ?

Сейчас время всяческих свобод или их деклараций, время плюрализма мнений и точек зрения. В связи с этим появляется много новых «народных премудростей»: «У тебя своя правда — у меня своя», «У тебя своё мнение — у него своё», «В мире всё относительно». Подобная идеология многих «правд» приводит к пониманию сущности абсолютных ценностей как относительных, зависящих от чьего-то мнения, желания согласиться с ними или нет и, как следствие, к их отрицанию. Абсолютные ценности — духовные законы жизни, нарушение которых приводит к разным тяжёлым последствиям. Это каждый может проследить как на своём личном опыте, так и на опыте историческом. Разве войны, жестокость, насилие, пронизывающие историю человечества, не являются последствиями нарушения законов духовной жизни? Разве не являются наши болезни, духовные нестроения следствием нарушения этих законов?

Абсолютные ценности являются тем мерилом, с помощью которого может быть осуществлён акт свободного выбора. Необходимость сличения себя и своего поведения с тем, какими мы должны быть, легко увидеть даже с психологической точки зрения. Для нормального развития ребёнка необходим постоянный контакт со взрослым — носителем норм и ценностей. Взрослый отражает поведение ребёнка в своих оценках, суждениях, отношениях. Без взрослого невозможно развитие личности ребёнка. Аналогично и взрослый нуждается в общении с другими людьми для того, чтобы каждый раз сверять, познавать, исправлять себя. Без другого, как зеркала, отражающего меня, невозможно развитие личности. Другой — это тот, кто находится вне человека, он не является частью моего субъективного мира, а является зеркалом, в котором я отражаюсь и узнаю себя. Так и абсолютные ценности отражают наше поведение в виде мук совести, чувства неудовлетворённости, душевных терзаний. Тогда начинает работать совесть, необходимым условием существования которой есть свобода. Другое понимание свободы превращает этот дар в бумеранг, который вместо того, чтобы сразить цель, отсекает своим возвращением голову тому, кто его послал. В этом контексте становится понятен смысл известной пословицы «Вольному — воля, спасённому — рай» .


© Все права защищены

Иван Кочетов.

В опрос о том «можно ли придти к свободе через ограничение» и самое главное, «является ли ограничение необходимым средством для достижения свободы?» с давних пор будоражит умы философов. Свобода и ограничение - это антонимы, сопоставление которых наталкивает нас на мысль о ещё более глобальном вопросе, на котором, по-сути, и построена вся философия - это "соединение противоположностей". Казалось бы, что проще - положить ингредиенты в блендер и включить максимальную скорость... Но станете ли вы это есть? Ваш разум и ваш желудок проявляют завидное единомыслие: они хотят измельчать и перерабатывать пищу самостоятельно. Так и происходит и с пищей духовной. Реальность такова, что сытость невозможно определить не зная голода, добро не зная зла, а свободу не зная ограничения. Суммируя всё вышесказанное, тезис нельзя понять не зная антитезис.

Предыстория вопроса

Для более детально понимания вопроса об ограничениях, рассмотрим представление о воле, господствовавшее в Эон Осириса.

Христианская религия воспринимает изречение «делай, что изволишь» ни больше, ни меньше, как призыв к поклонению Диаволу, поскольку существуют Божьи Заповеди, Божий Закон, который ставит перед человеком "естественные", ограничения, выход за которые означает искажение, или извращение собственной Воли.

Христианский богослов 4-го века Блаженный Августин говорил о так называемой "Свободе Воли", признание которой было необходимо для того, чтобы снять с Бога всякие обвинения в создании греха, рассматривая происхождение греха преимущественно как результат воли человека; поскольку утверждение воли Диавола означало бы его могущественность и равноправие с Богом. Таким образом, воля давалась человеку для того, чтобы добродетель была истинной, а не вынужденной. Казалось бы, здравая позиция, но она послужила причиной недоверия и пренебрежения человека своей волей, в то время как воля, пришедшая из вне, считалась почти всегда божественной, преломляясь об представление о «внешнем» христианском Боге. Такое мировоззрение вселяло в людей нерешительность и пассивность, и это продолжалось более 2000 лет, пока не наступил Эон Венценосного Ребёнка.

О Воле Богочеловека

В Телеме, в отличие от Христианства, всё сложнее, так как сам человек провозглашается Творцом. Утверждается, что в каждом человеке есть несотворённая Крепостица, (Святой Ангел Хранитель) которая не подвержена земным законам и неописуема в привычных нам категориях. Допустим, мы признаём, что существуют три уровня мира: материальный, психический и божественный. Материальный нам прекрасно известен, мы с ним взаимодействуем и он нас окружает. Психический мир, очевидно, следует искать в человеке, и если так, то почему же мы стремимся искать мир духовный вне себя? В действительности человек тем и подобен миру, что простирается на все известные «миры», в отличие от животных.

♦ Воля материальной составляющей человека называется инстинктами.

♦ Воля психической части человека есть ничто иное как Желание, оно довольно разнообразно и совершенно не обязано должно противоречить Истинной Воле, напротив, в гармоничном, естественно развивающимся человеке она является полноправным продолжением духовной Воли.

♦ Воля духовной части человека называется Волей (с большой буквы), или по-гречески - Телемой.

Следует отметить, что для полноценной магической работы необходимо упражняться со всеми представленными категориями, подчиняя их высшей, духовной составляющей. Тело не должно быть вашим врагом, оно должно быть вашим другом, ведь только став таковой, она способна сделаться неотъемлемой частью целостного человека.

Таким образом, внося объективный божественный Источник в человека, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия персонального расслоения воли в мире; вся воля находится целиком и полностью в компетенции индивида, но только относится к различным уровням бытия.

Соблазн и реальность

Человеку, который знаком с Телемой лишь понаслышке может показаться, что фраза из Книги Закона "Делай, что изволишь" предполагает тотальную распущенность и вседозволенность. "Как это делать, что изволишь, тогда же в мире начнётся бардак?" - так звучит одно из наиболее распространённых мнений относительно этой цитаты. Но дело в том, что Телема действительно для духовно подготовленных людей, которые не будут нарушать чужую Волю, поскольку знают свою.

Учение Кроули привлекает своей кажущейся легкостью исполнения. Люди с ярко выраженным эстетическим мышлением слетаются на неё как пчёлы на мёд, но сев на этот эликсир, они постепенно начинают понимать, что развитие собственной Воли предполагает от человека колоссальный усилий, поскольку связана с ограничением сиюминутных желаний.

Узнав и самое главное, ощутив это, образ Кроули начинает приобретать коварную окраску в глазах неофита Телемы: как же так надо было додуматься, чтобы использовав элементы различных эзотерических движений, под соусом абсолютной свободы преподнести всё те же ограничения, которые присутствуют в большинстве религий?!

Дело в том, чтобы чего-то добиться, необходимо сознательно отсечь второстепенные желания, переключившись на все те действия, которые сближают человека со своим Святым Ангелом Хранителем, подобно тому, как садовод отрезает пасынки у растений, дабы плоды стали спелыми и увесистыми.

Внешнее ограничение

Внешнее ограничение может восприниматься в штыки, если оно не согласуется с истинными устремлениями того, кого оно ограничивает. Однако известны случаи, когда внешнее ограничение воспринимается как положительная, дружелюбная сила; например, для того, чтобы приобрести участок и не тратить деньги на забор, нужно купить самый центральный участок, чтобы вместо тебя со всех сторон забор возвели соседи. Так что, во всём, что касается внешних ограничений важно обоюдное согласие сторон.

Внутреннее ограничение (самоограничение)

Самоограничение - единственный путь Телемита, если он, конечно, стремится к духовному развитию, которое предполагает собой различные практики, связанные с ним и необходимые для познания своей Истинной Воли.

Но давайте представим чисто теоретическую ситуацию, что существует абсолютно свободный мир, который населяют абсолютно свободные люди, которые исполняют свою Истинную Волю и живут в космической гармонии. Вдруг, среди их общества объявляется человек, который, то ли по незнанию, то ли по собственной недалёкости не соблюдает свою Истинную Волю.

Вопрос: что сделается с таким человеком в этом утопическом обществе? Здесь может быть два варианта:

Первый. Если он очутится в нём внезапно, то он либо не выживет в нём, либо будет тут же вытолкнут "на обочину" другими Волями.

Второй. Если такой человек будет жить в таком обществе с самого его основания, а на следующий день вдруг, как ни возьмись все, кроме него, начнут действовать согласно Истинной Воли, то, скорее всего, такой человек будет вопреки своему желанию обнесён со всех сторон "заборами" чужой Истинной Воли.

Таким образом, внешнее ограничение из чужих Воль даже не научит, обяжет его соблюдать закон космичности.

Сатурн и Уран

Сатурн - планета ограничений. Уран - планета Свободы. Уран находится за Сатурном. Обе эти планеты управляют Козерогом и Водолеем. В связи с чем возникает всё тот же вопрос: как достичь обрести свободу через ограничение? Что для этого необходимо ограничивать и как это осуществлять?

Принцип ограничения заложен в самой сути жизни: если бы наше тело не имело бы кожи, мы не могли бы препятствовать внешним угрожающим нам силам, таким как враждебные микроорганизмы, холод, либо излишнее тепло, и тому подобное; мы бы просто не выжили. Если бы не существовало принципа ограничения – Вселенная представляла бы собой бесформенную материю, этакий первозданный энергетический бульон.

Во Вселенной за принцип ограничения отвечает Сатурн, без которого материальный мир превратился бы в хаотическое облако. Сатурн структурирует не только пространственные величины, но и временные.

Уран же, вращаясь на большем расстоянии от Солнца, чем Сатурн как бы разрушает старые границы септенера, открывая собой планеты, отвечающие за коллективную жизнь, коллективное бессознательное и дух эпохи.

Пожалуй, нет такого астролога, который не задавался бы вопросом: почему первым управителем Козерога является Сатурн, а вторым - Уран, высшая планета, которая на первый взгляд является противоположностью Сатурна; а в Водолее, в свою очередь, первым управителем поставлен Уран, а вторым - Сатурн? В связи с чем представляется образ типичного офисного работника, который просиживает все будние дни в офисе (Сатурн), а в выходные оттягивается в ночных клубах (Уран). Положение Урана выше Сатурна говорит нам о том, что ценности свободы более универсальны, более надличностны, нежели ценности ограничения, но без них невозможно полноценно прочувствовать свободу, так как в жизни необходим контраст.

Этик и Эстетик Сёрена Киркегора

В «Гармоничном развитии» датского философа Сёрена Киркегора говорится о двух психологических типах людей: этике и эстетике.

Вот что он пишет:

«Моё "Или-Или" обозначает главным образом не выбор между добром и злом, но акт выбора, благодаря которому выбираются и отвергаются добро и зло вместе. Суть дела ведь не в самом выборе между добром и злом, а в доброй воле, в желании выбрать, чем само собой закладывается основание добру и злу».

Итак, этический выбор по Сёрену находится выше добра и зла, так как именно он обуславливает собой определение этих категорий. Далее он говорит о том, что "дело даже не в выборе, а в духовном крещении воли человека в купели этики". Таким образом, Воля здесь рассматривается как основа этического мировоззрения и совокупно как движитель духовного развития человека.

Далее он противопоставляет этический взгляд на мир эстетическому. Эстетические начало - это то, что заключено в человеке от рождения и сохраняется на протяжении всей его жизни, а этическое начало - это то, благодаря чему человек может сознательно облагораживать себя, это то, что помогает ему стать тем, кем он должен стать, а для этого необходима воля и способность к концентрации. Таким образом, этик - это человек, способный к концентрации.

Совершая этический выбор, который для Телемита есть следование своей истинной Воле, человек не превращается в другое существо, а лишь определяет свой вектор развития, поэтому ничто не должно мешать ему раскрывать себя эстетически.

«Чистый» эстетик, в лучшем случае, - это гедонист, подчинивший свою жизнь наслаждениям. И если он не способен даже получать удовольствие от своих сиюминутных наклонностей, то это поистине несчастный человек. Его помышления сиюминутны, он не имеет возможности созерцать свою волю так масштабно как этик, созерцающий вечность.

Да, и ещё. Нельзя понимать Киркегора превратно; будто бы жизнь эстетика напрямую связана с получением чувственных удовольствий. Не всё так просто. Этик тоже может посвятить свою жизнь чувственным удовольствиям, но в отличие от эстетика он сознательно сделает такой выбор и сконцентрируется только на этой цели, дабы тем самым отличаться от всех прочих «дикорастущих» людей без определённых планов на это воплощение.

В работах Кроули

Чтобы практика никто не ограничивал, вследствие чего он чувствовал бы себя несвободным, ему необходимо ограничить себя самостоятельно, поскольку только через самоограничение можно достигнуть внутренней и внешней свободы. Если свобода расходуется неосознанно, то она обесценивается; и если мы действительно считаем её основополагающей ценностью, мы не должны подвергать её девальвации. В 37-ой главе «Liber Aleph» Алистер Кроули объясняет парадокс взаимосвязи свободы и ограничения на примере борьбы человека со стихией, указывая на то, что преодоление суровых условий окружающей среды позволяет закалять Волю.

Ещё одно свойство ограничения – это концентрация. В концентрации суть магии. "Кто не способен к концентрации - не может быть магом". Алистером Кроули разработано множество различных духовных практик, ещё больше почерпнуто им из восточных традиций. Все они направлены на концентрацию и непосредственно связаны с теми или иными ограничениями.

Доказательством возможности гармоничного сосуществования свободы и ограничения служит сама жизнь Кроули. Не перестаёт удивлять, как у человека, увлечённого альпинизмом, шахматами, путешествиями, практически исследовавшего магию и йогу, находилось время для написания множества книг и стихов. Единственная возможность совершить такое – это этически подчинить свою жизнь духовной дисциплине, которая в основе своей магична.

О знании Бога посредствам отстранения от Него

Когда мы говорим, что знаем Бога, то незаметно для нас отдаляемся от Него, ибо всякое знание предполагает создание определённого внутреннего образа, который не имеет ничего общего с непосредственным обожествлением человека. По этой причине на первый план духовного развития должно ставить самопознание, которое будет приближать нас к той нетленной частичке нашей души, именуемой Святым Ангелом Хранителем, который не подвластен ни жизни, ни смерти. Вот что Кроули пишет по этому поводу в «Равноденствии Богов»: «Обратите внимание, что Знание – это Даат, дитя Хокмы и Бины и венец Микропрозопа; но Даат не входит в число Сефирот, её место – в Бездне. Эта символика указывает на тот факт, что Знание – вещь невозможная по самой своей природе, ибо подразумевает двойственность и, следовательно, является относительным.» Итак, в непосредственном соединении с Богом не может быть ни познания ни самопознания, ибо это лишь инструменты нашей Воли, ибо сказано: «там где я – Бога нет» (Liber AL 2:23).

Раз уж мы затронули Древо Жизни, то стоит сказать, что по нему наглядно видно, что пытаясь изучать тайного и невыразимого Господа, мы в действительности воспринимает не Его, а Его отражение в сфире Знания. Бог-Пёс - это тот образ Бога, который сложился в нашем уме, поэтому пытаясь познать Бога логически, мы вступаем во взаимодействие не с Ним, а с Его образом. По-сути, это даже не образ, а комплекс идей и представлений, ещё больше отделяющих нас от Него. Имя Бога, отражаясь в нашем рассудке, превращается в Пса. Воистину, познать Бога можно только став Им.

Пёс - это рациональное отражение тайного и невыразимого Бога, Его несуществующий образ, который пытаются заполучить рациональным путём различного рода теологи (не только христианские). Получая Знание (Даат), они оказываются в Бездне, терзаемые псами рассудка.

Чтобы этого не случилось, чтобы Белая Магия не превратилась в Чёрную, Бог в Собаку, а Любовь в обладание, практику необходимо научиться концентрироваться, в особенности во время ритуалов. Ведь суть ограничения в концентрации, то есть в средоточии волевого импульса.

Символы ограничения

Первым и самым стойким символом ограничения для западной цивилизации стал библейский Рай – место совершенной организации, где первая пара ощущала абсолютную гармонию с окружающим миром; животными и растениями. Причём, согласно мифу, их гармония была возможна лишь потому, что они не знали добра и зла и не ведали, что ходили по райскому саду обнажёнными. Этот миф столь прочно укоренился в умах людей, что породил собой убеждение, что возможно достичь любви и гармонии только отгородившись от окружающего мира и «призрев» его. Однако ни один философ, насколько мне известно, не предложил ни одной убедительной теории, либо практики, посредствам которой можно было бы отказаться от уже имеющегося «знания добра и зла», так как оно обладает инициатическим свойством – познав его, от него невозможно отказаться; позади познающего это сгорают все мосты.

Миф о Рае породил вполне земное явление, называемое монастырём. Монастырь – это место духовного уединения, надёжно защищённое от мирской жизни. Теоретик и практик монастырской жизни Авва Дорофей говорил о монастыре как о месте полного и безоговорочного подчинения своему наставнику. Приходящий в монастырь должен был принять единую для всех монахов одежду, а на голове носить кукуль – особый капюшон, который символизировал головной убор младенца. Таким образом, монах при постриге отрекался не только от собственной воли, но и от «взрослой жизни». Неудивительно, что Кроули негативно относился к христианским монахам, называя их «духовными кастратами», так как отказ от мира предполагал и отказ от половой жизни. Созерцая мир в противоположностях, стремящихся к слиянию в объятиях любви, он всем своим учением утверждал сакральность сексуальности. Ибо весь мир есть секс, вся философия есть секс, так как предполагает собой соединение противоположностей. Учение Телемы открывает нам, что самопознание во многом зависит от того, насколько человек расширяет известный ему мир и представления о нём. В этом заключается стремление к универсальности и истинному теозису. Когда первоначальное «я» становится точкой посреди бесконечно расширяющегося пространства познаваемого, только тогда человек становится подобен Богу как Хадит и Нуит.

Ограничение как путь познания Искусства

С ограничением вплотную сталкиваются те, кто сознательно и добровольно принимается за изучения того, или иного вида творчества, так как все академические методики обучения ему зиждятся на внесении архетипических образов, передаваемых о произведениях искусства в пределы рационального понимания. За счёт такого внесения объект становится подвластен изучению, но вместе с тем отдаляется от человека, как бы переставая ощущаться как часть его единой сущности. Таким образом, прежде чем научится какому-либо искусству, мы должны сознательно поставить между ним и собой барьер, который впоследствии должен быть сокрушён расширяющейся личностью. Это в равной мере относится к живописи, музыке, писательскому ремеслу, но особенно сильно это правило ощущается в высшем искусстве - магии.

Ограничение в оптике

Наиболее наглядно можно проследить феномен необходимости ограничения на примере оптики.

Для того чтобы получить изображение, необходимо ограничить свет, поступающий к светочувствительному материалу, в противном случае, будет лишь одна хаотичная засветка. Первый способ ограничения, создающий изображение, известен со времён Возрождения – это камера-обскура. Принцип её действия заключается в отсекании рассеянного света и пропускании только тех лучей, которые поступают с определённого угла через крохотное отверстие. Появление камеры-обскуры связывают с возникновение перспективы в живописи. Существует предположение, согласно которому первым в живописи камеру-обскуру стал использовать Леонардо да Винчи, для зарисовок с натуры.

Следующим шагом в оптике стало изобретение линзы, которая давала более яркое изображение и могла не только фокусировать, но и рассеивать свет; далее линзы объединили в группы с целью побороть искажения, которые возникали за счёт преломления света и значительно расширить возможности получения изображения.

К чему всё это? Просто у каждого человека помимо двух глаз есть и духовное око, которое способно начать видеть только в том случае, если его обладатель научится фокусировать своё внимание, отсекая хаотичные мысли. Об этом пишет Карлос Кастанеда в своём «Колесе Времени»: «Окончательная цель воина заключается в том, чтобы посредствам глубокой дисциплины сфокусировать своё непоколебимое внимание на колесе времени и заставить его повернуться».

Любовь и ограничение

Для Кроули Любовь - это необратимое стремление к взаимному слиянию, в котором растворяется индивидуальное эго, рождая принципиально новую, универсальную сущность. Любое действие, тормозящее или препятствующее этому процессу, является ничем иным как Чёрной Магией, порождают которую псы рассудка.

Мнение о том, что любовь всегда существует среди ограничений можно встретить «Liber Aleph» Алистера Кроули в главе «Legenda De Amore». Кроули даёт поражающее своей новизной толкование на легенду об Адаме и Еве. Оказывается, что их любовь во многом держалась на запрете вкушать яблоко с Древа Познания, которое выражало собой ограничение; когда же они вкусили плоды с него, их безмятежная любовь была нарушена.

Для любви необходимо разделение; разделение на передающую и принимающую сторону, то есть на мужскую и женскую. Любое разделение предполагает выстраивание неких границ, то есть ограничение. Бок о бок с любовью присутствуют ограничения, которые она преодоляет и, таким образом, существует за счёт самого процесса преодоления! Который, в конечном счёте, ведёт к аннигиляции и превращению двух противоположных сторон в абсолютное Ничто. Любовь как искра, как молния, озаряющая пространство требует разности потенциалов. В Книге Закона Нуит произносит: «ибо я разделилась ради любви, для возможности единения. Боль разделения – ничто, радость же растворения – всё.» (Liber AL I:29-30)

Вдобавок ко всему вышеизложенному скажу, что в классической западной астрологии принято считать, что единственная планета, которая образует гармоничное соединение с Сатурном (планетой ограничения) – это Венера – планета любви и предпочтений.

Любовь как преодоление

Что делает человека соравным миру? Только то, что его естество распространяется не только на мир материальный, но и на мир психический, - что отличает его от бактерий; и не только на мир психический, но и на мир духовный - что отличает его от животных. Человек заключается в гармоничном сосуществовании уровней бытия, задача объединения которых есть преодоление. Суть преодоления - любовь, так как она единственная сила, способная стирать границы, приближая человека к целостности, целомудрию. Это безудержное и неотвратимое стремление к абсолютному слиянию с вожделенным. Конечная стадия истинной любви - смерть и переход на новый уровень. Любое искусственное сопротивление этому есть Чёрная Магия. Результат истинной любви - растворение.

Рождение Бога в себе - означает, что между психическим миром и духовным впервые проложен мостик, что эта граница не воспринимается больше как нечто непреодолимое. Бог изначально пребывает в каждом человеке, вопрос лишь в том, стремится ли человек обрести целостность, или его всё устраивает в том тленном мире, о котором помышляет его душа.

Таким образом, при достижении психического уровня любое дальнейшее познание мира неотделимо от самопознания, так как духовный мир, кроме как в человеке, нигде больше не представлен. Ибо, как сказал Макарий Египетский "нет ничего прекраснее души человеческой ни на небе, ни на земле."

© Иван Кочетов, 2011

Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Свобода – слово многозначное. Существуют крайности в понимании свободы:

Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).

Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:

· с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;

· с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества; социализация.

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Виды ответственности:

· Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;

· Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.

· Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.

· Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)

Ответственность - социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается . Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

Философское решение проблемы соотношения свободы и необходимости в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей . Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл.

С вобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы . Так, например, в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Таким образом, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой – в этом и проявляются гражданские качества личности. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

 


Читайте:



Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Каждый праздник заканчивается подачей десерта. Можно заказать его у профессионалов, а лучше удивить всех своими способностями. В статье рассмотрим,...

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

feed-image RSS