Главная - Игры с детьми
Сравнительная характеристика "века нынешнего" и "века минувшего" по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. ). "Век нынешний" и "век минувший" в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Век нынешний по произведению горе от ума

А.С. Грибоедов «Горе от ума» «Век нынешний» и «Век 2011








ЧацкийЧацкий Александр Андреевич Чацкий -человек, обладающий всеми благородными качествами, характер сложный, отчасти противоречивый. Он прямой открытый человек, ему не свойственны лесть и угодничество, умён, образован, духовно развит. Он не резонер, а человек, озабоченный судьбами своей страны и своего народа. Он пылок, остер, красноречив. Александр Андреевич Чацкий -человек, обладающий всеми благородными качествами, характер сложный, отчасти противоречивый. Он прямой открытый человек, ему не свойственны лесть и угодничество, умён, образован, духовно развит. Он не резонер, а человек, озабоченный судьбами своей страны и своего народа. Он пылок, остер, красноречив.


ФамусовФамусов Он высокомерный, эгоистичный, самовлюблённый человек. Главное для него – знатность и материальное положение. Он ненавидит людей с прогрессивным мировозрением, выступает против всего нового, передового. Главный враг для Фамусова – учение. Его политические идеалы заключаются в прославлении всего старого, устоявшегося.


Взгляды Чацкого и Фамусова «Век нынешний» «Век нынешний» «Век минувший» «Век минувший» Отношение к народу и крепостному праву Отношение к народу и крепостному праву выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века «он вольность хочет проповедать» защитник старого века, времени расцвета крепостничества. «К свободной жизни их вражда непримирима» «К свободной жизни их вражда непримирима» Отношение к идеалам Отношение к идеалам свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности «кто служит делу, а не лицам» вельможа екатерининского века «учились бы, на старших глядя»


Отношение к просвещению Отношение к просвещению защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства «ум алчущий познаний» выступает против книг, в учении видит вред «Ученье – вот чума, ученость – вот причина». Отношение к службе Отношение к службе уходит со службы, т.к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству «и дым отечества нам сладок и приятен» В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу «подписано, так с плеч долой». Отношение к иностранному Отношение к иностранному Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам. «господствует смешение языков французского с нижегородским» С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком. «дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных»


Отношение к богатству и чинам Отношение к богатству и чинам Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их. «служить бы рад, прислуживаться тошно» Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества «Чтоб чины добыть, есть многие каналы» Отношение к любви, браку, счастью Отношение к любви, браку, счастью Искренность чувства «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног» Любовь - притворство, брак по расчёту. «если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених», «кто беден, тот тебе не пара»


ВыводВывод Основной общественный конфликт связан с разделением героев на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», противоположностью взглядов. Моя гипотеза подтвердилась. Основной общественный конфликт связан с разделением героев на представителей «века нынешнего» и «века минувшего», противоположностью взглядов. Моя гипотеза подтвердилась.


Источники



Подумаем!

  • Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?
  • Что значит «век минувший»?
  • Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?
  • Можно ли перефразировать нашу тему урока?
  • Как она тогда будет звучать?
  • «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.
  • Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»

  • В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?
  • Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .

Сравнительная таблица

  • Отношение к богатству, к чинам.

Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…»

Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »


Сравнительная таблица

2. Отношение к службе.

Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях - к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »

Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »


Сравнительная таблица

3. Отношение к иностранному.

Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».

Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».


Сравнительная таблица

4. Отношение к образованию.

Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»

Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье - вот чума , ученость - вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».


Сравнительная таблица

5. Отношение к крестьянам.

Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!»

Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества (приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).


Сравнительная таблица

6. Отношение к Московским нравам.

Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?»

Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»


Сравнительная таблица

7. Отношение к кумовству, протекции*

Чацкий: «А судьи кто ? - За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …»

Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки »

*покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел


Сравнительная таблица

8. Отношение к свободе суждений

Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы

Фамусов: «*Ученье - вот чума, ученость - вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »


Сравнительная таблица

9. Отношение к любви

Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».

Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»


Сравнительная таблица

10. Идеалы.

Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение.

Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности.

Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»


Вывод:

  • Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)?
  • С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему?
  • Актуальна ли комедия сейчас?

Домашнее задание.

  • Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина.
  • Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина.
  • По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)

СТОЛКНОВЕНИЕ "ВЕКА НЫНЕШНЕГО" - И "ВЕКА МИНУВШЕГО"

"Главная роль, конечно, -роль Четкого, без которого не было комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". И.А. Гончаров Нельзя не согласиться с Гончаровым, что фигура. Чацкого определяет конфликт комедии - конфликт двух эпох. Он возникает потому, что в обществе начинают появляться люди с новыми взглядами, убеждениями, целями. Такие люди не лгут, не приспосабливаются, не зависят от общественного мнения. Поэтому в атмосфере низкопоклонства и чинопочитания появление таких людей делает их столкновение с обществом неизбежным. Проблема взаимопонимания "века нынешнего" и "века минувшего" была актуальна для времени создания Грибоедовым комедии "Горе от ума", актуальна она и в наши дни. Итак, в центре комедии - конфликт между "одним здравомыслящим человеком" (по оценке Гончарова) и "консервативным большинством". Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума. Ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между "веком нынешним" и "веком минувшим". "Век минувший" в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и Софья. Одним словом, - их множество. Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем, - радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убежденный крепостник, яростный противник просвещения. "Собрать все книги бы да сжечь!" - восклицает он. Чацкий же, представитель "века нынешнего", мечтает "в науку вперить ум, алчущий познаний". Его возмущают порядки, заведенные в фамусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью, прямо говоря ей ("Кто беден, тот тебе не пара"), то Чацкий жаждет "возвышенной любви, перед которой мир целый... - прах и суета". Стремление Чацкого - это служить отечеству, "делу, а не лицам". Он презирает Молчалина, привыкшего угождать "всем людям без изъятья": Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была! Все в Молчалине: поведение, слова - подчеркивают малодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: "Молчалины блаженствуют на свете!" Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Он заслужил расположение фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: умеренностью и аккуратностью. Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды "века минувшего" на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, "на старших глядя", "подставить стул, поднять платок". На что Чацкий возражает: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически ("подписано, так с плеч долой"), то Чацкий говорит: "Когда в делах - я от веселий прячусь, когда дурачиться - дурачусь," смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа". О делах фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, "чтоб множество не накоплялось их". Другим представителем "века минувшего" является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь фамусов. Ведь Скалозуб - "и золотой мешок, и метит в генералы". Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. "Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки", он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. "Ученостью меня не обморочишь", - говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет ^представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали "отцов". И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который "любит ее по должности". В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, "она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха" (Гончаров "Мильон терзаний"). Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, "пустомеля", но он единственный считал Чацкого "высоким умом" и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей "химерами" и "дичью". Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. "Так! Отрезвился я сполна!" - восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это - поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: "Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей". И я полностью согласна с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких - "страдательная", но в то же время всегда "победительная". Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе "А судьи кто"... он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших "и честь, и жизнь... не раз" на "борзые три собаки". Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии "Горе от ума", направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. "Век минувший", то есть фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком "покорности и страха". Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба ("Чин следовал ему - он службу вдруг оставил..."), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит "мы", "один из нас", выступая таким образом не только от своего лица. Так А.С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время "века минувшего" проходит, а ему на смену приходит "век нынешний", сильный, умный, образованный. Комедия "Горе от ума" имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые люди того времени горячо приветствовали появление этого произведения, а представители реакционного дворянства были возмущены появлением комедии. Что же это - столкновение "века минувшего" и "века нынешнего"? Конечно, да. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, и совершенно справедливые слова написаны на могильном памятнике А.С. Грибоедова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской".


ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ

Век нынешний: Главным представителем века нынешнего в комедии является Чацкий. Он умен, хорошо развит, "умеет разговаривать", "славно пересмеять умеет всех, болтает, шутит". К сожалению, его ум заставляет чувствовать себя "не в своей тарелке" в фамусовском обществе. Люди не понимают и не слушают его, а ближе к концу произведения его считают уже сумасшедшим.

Век минувший: В произведении Фамусов (именно он и его общество рассматриваются как представители века минувшего) очень негативно настроен по отношению к образованию: "Забрать бы книги бы да сжечь".

(В разговоре о Софье:) "Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтеньи прок-от не велик: ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится". "Ученость - вот чума, ученье - вот причина". "Всю жизнь читает небылицы, и вот плоды от этих книг" (о Софье).

Фамусов считает, что образование - совершенно не нужная часть человеческой жизни, что, имея деньги, человек не нуждается ни в образовании, ни в книгах (как способе развлечения).

ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ

Век нынешний: Чацкий был на военной службе. Его главная цель - дело, а не прибыль, чин. Служба необходима для саморазвития, улучшения способностей. "Служить бы рад, прислуживаться тошно".

Век минувший: Для Фамусова служба - это, в первую очередь, получение чина. Военная служба - также способ развития карьеры, а карьера - это деньги.

Фамусов считает, что человек без денег является никем - человеком низшего сорта.

ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ И ЧИНАМ

Век нынешний: Для Чацкого богатство не является основной характеристикой человека, хотя он понимает, что это показатель власти (в любом веке). "А тем, кто выше, лесть, как кружево, плели". - люди ради денег готовы проститься с гордостью и идти на все. "Чины людьми даются, а люди могут обмануться".

Век минувший: Богатство - определение положения в обществе. Если человек будет богат, то Фамусов, вероятнее всего, с радостью начнет с ним общаться (Это визиты в гости к дорогим гостям, а также, возможно, выгода и для себя). Безусловно, для дочери Софьи Фамусов тоже хочет найти богатого мужа - для улучшения собственных доходов. "Кто беден, тот тебе не пара". "Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених".

ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННОМУ

Век нынешний: Находясь в Европе, Чацкий привык к её изменчивости, жизни, движению, моде. "Что нового покажет мне Москва?". "Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья". "Ах, если рождены мы все перенимать, хоть у китайцев бы нам несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев. Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев".

Век минувший:Привыкнув к своему поколению, Фамусов не приветствует французскую моду. Не одобряя книг вовсе, он еще больше не любит французские романы. "Ей сна нет от французских книг". Когда Фамусов застал Молчалина у Софьи: "И вот плоды от этих книг! А все кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас Творец от шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок!"

ОТНОШЕНИЕ К СВОБОДЕ СУЖДЕНИЙ

Век нынешний: В первую очередь нужно прислушиваться к себе и к своему разуму. "Зачем же мнения чужие только святы? Я верю собственным глазам". В разговоре с Молчалиным Чацкий полностью не соглашается с ним, что "в их лета не должно сметь свои суждения иметь". Но, к сожалению, наличие собственного мнения приводит его к бедам в Фамусовском обществе.

Век минувший: "Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений". Соответственно, все беды происходят из-за возникновения собственного мнения у других людей. В фамусовском обществе выгодно держать при себе тех, кто такого "изъяна" не имеет. Люди должны жить и действовать строго по шаблону, подчиняясь, главное, людям, которые выше по чину.

ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ

Век нынешний:

1) Для Чацкого любовь - это, в первую очередь, искреннее чувство. Несмотря на это, он умеет мыслить здраво, ставит любовь не выше разума.

2)Воспитанная на французских романах Софья полностью уходит в свои мечты, зачастую очень отличающиеся от реальности. Это делает ее слепой, не видящей того, что Молчалин ищет исключительно выгоду из их "любви". "Мне все равно, что за него, что в воду!", "счастливые часов не замечают".

3) Молчалин вряд ли что смыслит в понятии "искренняя любовь". Красивые слова - единственное, чем он воздействует на Софью, которой этого и созданного ею его идеального вымышленного образа вполне достаточно. Софья для Молчалина - идеальный способ подобраться к деньгам ее отца. По мнению Чацкого, Молчалин не достоин любви. В то же время он успевает заигрывать и с Лизой. В итоге для него Софья - выгода, Лиза - развлечение.

Век минувший: Фамусов не верит в существование любви, так как сам влюблен лишь в собственные доходы. По его мнению, брак - это хорошие связи, подъем по карьерной лестнице. "Тот нищий, этот франт-приятель, отъявлен мотом, сорванцом; Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!"

«ВЕК НЫНЕШНИЙ» И «ВЕК МИНУВШИЙ» В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
План.
1. Вступление.
«Горе от ума» - одно из самых злободневных произведений в русской литературе.
2. Основная часть.
2.1 Столкновение «века нынешнего» И «века минувшего».
2.2. Фамусов - представитель старого московского дворянства.
2.3 Полковник Скалозуб - представитель аракчеевской армейской среды.
2.4 Чацкий - представитель «века нынешнего».
3. Заключение.

Столкновение двух эпох рождает перемены. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.

И. Гончаров

Комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» можно назвать одним из самых злободневных произведений в русской литературе. Здесь автором затронуты острые проблемы того времени, многие из которых продолжают занимать умы общественности даже много лет спустя после создания пьесы. Содержание комедии раскрывается через столкновение и смену двух эпох - «века нынешнего » и «века минувшего» .

После Отечественной войны 1812 года в русском дворянском обществе произошёл раскол: сформировались два общественных лагеря. Лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба, других людей их круга воплощает «век минувший». Новое время, новые убеждения и позиции передовой дворянской молодёжи представлены в лице Чацкого. Столкновение «веков » Грибоедов выразил в борьбе этих двух групп героев.

«Век минувший » представлен автором людьми разного положения и возраста. Это Фамусов, Молчалин, Скалозуб, графиня Хлёстова, гости на балу. Мировоззрение всех этих, персонажей сформировалось в «золотой» екатерининский век и с тех пор никак не изменилось. Именно этот консерватизм, стремление сохранить всё так, «как делали отцы», объединяет их.

Представители «века минувшего» не приемлют новизны, а в просвещении видят причину всех проблем настоящего времени:

Ученье - вот чума, учёность - вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусова принято называть типичным представителем старого московского дворянства. Он убежденный крепостник, не видит ничего предосудительного в том, чтобы для достижения успехов по службе молодые люди учились «сгибаться вперегиб», прислуживаться. Павел Афанасьевич категорически не приемлет новых веяний. Он преклоняется перед дядей, который «на золоте едал», и читатель прекрасно понимает, как получены его многочисленные чины и награды - конечно, не благодаря верной службе Родине.

Рядом с Фамусовым полковник Скалозуб - «золотой мешок и метит в генералы». На первый взгляд его образ карикатурен. Но Грибоедов создал вполне правдивый исторический портрет представителя аракчеевской армейской среды. Скалозуб так же, как и Фамусов, руководствуется в жизни идеалами « века минувшего», но только в более грубой форме. Цель его жизни не в служении Отечеству, а в достижении чинов и наград.

Все представители фамусовского общества - эгоисты, лицемеры и корыстолюбцы. Их интересуют только собственное благополучие, светские развлечения, интриги и сплетни, а их идеалы - богатство и власть. Грибоедов разоблачает этих людей в страстных монологах Чацкого. Александр Андреевич Чацкий - гуманист; он защищает свободу и независимость личности. В гневном монологе «А судьи кто?« герой обличает ненавистный ему крепостнический строй, высоко оценивает русский народ, его ум, свободолюбие. Низкопоклонство перед всем иностранным вызывает у Чацкого резкий протест.

Чацкий - представитель передовой дворянской молодёжи и единственный герой в комедии, воплощающий «век нынешний». О том, что Чацкий - носитель новых взглядов, говорит всё: его поведение, образ жизни, речи. Он уверен, что «век покорности и страха» должен уйти в прошлое вместе с его нравами, идеалами и ценностями.

Однако традиции минувших дней всё ещё сильны - в этом Чацкий убеждается очень быстро. Общество резко ставит героя на место за его прямоту и дерзость. Конфликт между Чацким и Фамусовым только на первый взгляд видится обычным конфликтом отцов и детей. На самом же деле это борьба умов, взглядов, идей.

Так, наравне с Фамусовым, к «веку минувшему» принадлежат и сверстники Чацкого - Молчалин и Софья. Софья не глупа и, может быть, в дальнейшем её взгляды ещё могли бы перемениться, но она была воспитана в обществе отца, на его философии и морали. И Софья, и Фамусов жалуют Молчалина, и пусть « нет в нём этого ума,/ Что гений для иных, а для иных чума » ..

Он, как и положено, скромен, услужлив, молчалив и никого не обидит. Они не замечают, что за маской идеального жениха скрываются лживость и притворство, направленные на достижение цели. Молчалин, продолжая традиции «века минувшего», безропотно готов «угождать всем людям без изъятия», чтобы добиться выгоды. Но именно его, а не Чацкого, выбирает Софья. Дым Отечества «сладок и приятен» Чацкому.

По прошествии трёх лет он возвращается в родной дом и поначалу настроен очень доброжелательно. Но его надежды и радости не оправдываются - на каждом шагу он упирается в стену непонимания. Чацкий одинок в своём противостоянии фамусовскому обществу; его отвергает даже любимая девушка. Более того, конфликт с обществом тесно переплетается с личной трагедией Чацкого: ведь именно с подачи Софьи в обществе начинаются разговоры о его сумасшествии.

Итак, Чацкий, возмутитель спокойствия и насмешник, отвергнут и изгнан фамусовским обществом. Его трагедия масштабна: герой переживает любовное разочарование, он понял, что потерял связь с родными местами, не находит дружеского участия. Но эта ситуация только на пользу герою, потому как он ратует за новые нормы жизни. В комедии сталкиваются «век нынешний» и «век минувший». И хотя время минувшее ещё слишком сильно и продолжает порождать себе подобных, перемены осуществляются и настают.

 


Читайте:



Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его...

Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях

Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях

Ах, что это за чудо - горячая домашняя колбаска. Извлечешь её, упругую, из кастрюли, порежешь толстенькими кругляшами. Надкусишь… прозрачный...

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Картошка со свининой - блюдо, которое любят практически все. Приготовить его можно множеством различных способов. Предлагаем некоторые из них.Как с...

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Публикуется согласно пожеланий телезрителей:))) Куча видео, открывать осторожней. Сразу говорю рецепты без пояснительных фото, ибо к такому...

feed-image RSS