Главная - Здоровье 
Святитель Епифаний Кипрский — житие. Епифаний Кипрский, свт. Епифаний кипрский житие

Биография [ | ]

Сочинения [ | ]

Епифаний много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Отношение Епифания к античной культуре категорически отрицательное; философские и теологические мысли вызывали у него подозрения.

Обличению ересей посвящены два его сочинения: «Анкорат» (греч. ανκύρωτος , якорь), где раскрывается православное учение о Троице , воплощении, воскресении мёртвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и «Панарион » (греч. πανάριον - аптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Оригена , к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Епифаний считает более языческим философом, чем христианином и приписывает ему такие мнения, которых Ориген никогда не высказывал. При всех своих недостатках, оба сочинения Епифаний представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории.

Другие сочинения Епифания:

Издания его сочинений:

Лучшая биография Епифания - у Миня , т. XLI.

Примечания [ | ]

Библиография [ | ]

Издание греческого текста: «Corporis haereseologici» (1856). Vol. II. Панарион Епифания (с латинским переводом): Pt. 1 ; Pt. 2 ; Pt. 3 .

Русские переводы:

  • Панарион Перевод Р. Хазарзара (современная орфография, перевод и восстановление купюр)

Литература [ | ]

  • Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Вильмен А. Ф. «Tableau de l"éloquence chrétienne au IVe siècle».
  • Горский А. В. «Епифаний Кипрский», в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII ( г.).
  • Дунаев А. Г. , Макаров Е. Е. , Фокин А. Р. Епифаний Кипрский // Православная энциклопедия . - М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» , 2008. - Т. XVIII: «Египет древний - Эфес ». - С. 557-581. - 752 с. - 39 000 экз. - ISBN 978-5-89572-032-5 .
  • Махарашвили С. И. Грузинский перевод сочинения Епифания Кипрского «О восьмидесяти ересях». Автореф. дисс. … к. филол. н. Тб., 1990.
  • Липсиус Ж. П. . «Zur Quellenkritik des Epiphanius» (оценка источников первых 37 ересей Панария, с неодобрительным отзывом о личности Епифания).

Епифаний родился в Финикии (конец 4 века), на берегу Средиземного моря, в семье бедного еврея-земледельца. Воспитанный в ветхом иудейском законе, он твердо веровал в Единого Истинного Бога, от природы же был добрым и честным. Но, не зная о Христе, Епифаний не мог быть причастником Небесного Царства. Тогда милостивый Господь послал к нему святого Лукиана, который благовествовал Епифанию о пришествии на землю Спасителя, Господа Иисуса Христа. Епифаний очень обрадовался и тоже захотел стать христианином. Лукиан разъяснил ему истины веры, и через несколько дней Епифаний крестился, а затем постригся в монахи.

Он вел строгую подвижническую жизнь, воздерживаясь от всякого излишества, и непрестанно молился. При этом он был смирен, и Господь наделил его великими дарованиями. Однажды в монастырь, где жил Епифаний, пришли умиравшие от жажды путники, а воды в это время в обители не было. У путников же было с собою вино. Епифаний, прикоснувшись к сосуду, помолился, и вино превратилось в воду. После этого все стали особенно уважать Епифания, а он, не желая славы от людей, тайно ушел из обители и стал жить в пустыне. Постепенно около него собралось до 50 человек иноков, и образовался новый монастырь.

Епифаний совершил очень много чудес. Он молитвой извел из земли источник воды и устроил при нем огород. Когда же дикие звери стали поедать овощи на огороде, он запретил им, и звери его послушались. По просьбе окрестных жителей Епифаний умертвил страшного льва-людоеда. Лишь только лев взглянул на святого, как тотчас издох. Не раз Епифаний молитвой изгонял бесов и воскрешал мертвых. Слово его было так сильно, что многих заблуждающихся он обратил от неверия к истинной христианской вере.

Наконец Бог призвал преподобного на святительское служение. Епифаний надеялся всю жизнь пробыть простым иноком, но Господь открыл некоторым святым, что Ему угодно сделать Епифания епископом Кипрским. Тут уже он не мог спорить и со смирением принял волю Божию.

Однажды во время трапезы, на которой присутствовали все клирики, в окно влетел ворон и стал каркать. Тогда некий недостойный диакон Карин, не любивший святителя Епифания, желая посмеяться над ним, прервал боговдохновенную беседу святого и сказал: «Если ты премудр, то скажи мне, о чем каркает этот ворон. И если скажешь, то обладай всем моим имением».

На это Епифаний ответил: «Знаю, что говорит ворон: он говорит, что отныне ты не будешь диаконствовать». И тотчас на Карина напал ужас и какая-то болезнь, и на следующий день он умер.

Как-то раз двое жуликов решили посмеяться над святым таким образом. Увидев его, идущего по дороге, один из них притворился мертвым, а другой стал просить Епифания: «Отче, пожалей усопшего и покрой какой-нибудь одеждой его нагое тело».

Святитель помолился, снял с себя плащ и, покрыв им мертвеца, пошел своей дорогой. Тогда живой жулик сказал своему товарищу: «Вставай, приятель». Но оказалось, что тот действительно умер. Так Бог наказал его за ложь и кощунство.

Незадолго до кончины святителя его вызвала в Константинополь царица Евдоксия. Она очень не любила святителя Иоанна Златоуста, бывшего тогда патриархом, и хотела обманом заставить прославленного чудотворца Епифания осудить этого великого угодника Божия. Но, поговорив с царицей, Епифаний понял, что она клевещет на святого, и не стал осуждать его. Иоанн же, не зная об этом, думал, что Епифаний все еще находится в заблуждении, и написал ему: «Брат Епифаний, я слышал, что ты дал совет на мое изгнание; знай же, что ты более не увидишь своего престола».

Святой Епифаний на это ответил: «Страстотерпче Иоанне, будучи обидим, побеждай, но и ты не доедешь до того места, в которое тебя изгонят».

И сбылось пророчество обоих. Святитель Иоанн Златоуст преставился по дороге в ссылку, а святитель Епифаний Кипрский скончался на корабле, во время плавания из Константинополя на Кипр. Мощи святого погребли в церкви, и у гроба его многие больные получили исцеление, так что все видевшие эти чудеса прославили Единого в Троице Бога, дивного во святых. Аминь.

(род., по одним известиям, в 310, по другим - в 332 г., † в 403 г.) - по национальности финикиец, получивший образование в доме богатого еврея и потому сначала по религии еврей; после смерти своего воспитателя принял христианство, роздал полученное наследство бедным и удалился в Египет; возвратясь в Палестину, сделался учеником знаменитого Аввы Илариона; предавался аскетическим подвигам в уединенной пустыне, где едва не был убит хищными бедуинами; ходил с проповедью евангелия к огнепоклонникам-парсам; наконец, переселился на остров Кипр, где в 367 г. был сделан епископом Саламина и управлял церковью кипрской 36 лет, отличаясь благочестием и благотворительностью. Воззрения Е. слагались под влиянием аскетов Египта и Палестины, во время самой горячей борьбы церкви с арианством, в которой и сам Е. принимал деятельное участие. Обличению ересей посвящены два его сочинения: "Анкорат" (ανκύρωτος, якорь), где раскрывается православное учение о Троице, воплощении, воскресении мертвых и будущей жизни, преимущественно против ариан, полуариан, духоборцев и аполлинаристов; и "Панарий" (πανάριον -ΰптека, ящик с лекарствами), в котором описываются и опровергаются 20 ересей дохристианских и 80 христианских. Подробному изложению этих сочинений и их оценке посвящена значительная часть сочинения прот. А. М. Иванцова-Платонова: "Ереси и расколы первых веков христианства" (часть I - обозрение источников для истории древнейших сект, М., 1877). Е. много путешествовал по разным странам и подолгу жил в тех местностях, которые в первые века были главными центрами развития сект; имел непосредственные сношения с некоторыми сектами, особенно гностическими; обладая редким для того времени знанием языков, преимущественно восточных, пользовался собраниями сочинений противоеретических и еретических и притом таких, которые потом были утрачены. Но он не имел хорошего общего философского образования, не изучал систематически и самого богословия, почему в ересеологических сочинениях его мало критики, многое представлено неточно и неверно; особенно неудовлетворительны хронологические показания. Оригена, к которому наиболее знаменитые богословы III и IV вв. относились с особенным уважением, широко пользуясь его трудами и идеями, Е. считает источником всевозможных ересей. При всех своих недостатках, оба сочинения Е. представляют обильный материал для истории развития христианских идей и в особенности идей еретических, заключая в себе, вместе с тем, массу сведений из других областей истории. Другие сочинения Епифания: 1) "Книга о весах и мерах" (библейских), важная для истории метрологии; здесь же сведения о греческих переводах Библии; 2) "Физиолог" - наблюдения над свойствами библейских животных (в этом сочинении Е. принадлежат лишь примечания); 3) "О камнях" - объяснение 12 камней, бывших на нагруднике иудейского первосвященника; 4) "О 22 пророках Ветхого Завета и трех Новых Заветов и о 12 апостолах и 70 учениках Христовых" - сочинение, ценное по устным церковно-историческим преданиям; 5) 12 проповедей, подлинность которых оспаривается. Издания его сочинений: 1) Д. Петавия (греческий текст и латинский перевод, с примечаниями и с древней биографией его) - "S. Epiphanii opera" (Париж, 1622 г. и Кельн, 1682 г.). Это издание перепечатано - 2) Минем , в "Patrolog. cursus compl. ser. graeca" (тт. XLI-XLIII). 3) Dindorf"a - Лейпциг, 1860 г.; 4) Oeler"a - греческий текст сочинений ересеологических, Берлин 1859-1869 гг. Лучшая биография Е. - у Миня, т. XLI.

См. А. В. Горского, "Епифаний Кипрский", в прибавлениях к творениям св. отцов, в русском переводе, т. XXII (1863 г.). Русский перевод его сочинений (моск. ак., 1863-1860 гг.) ценен по ученым примечаниям. См. также Дарраса, "Histoire de l"église", т. X; у Вильмена - в "Tableau d"éloquence au IV siècle"; Липсиуса, "Quellenkritik des Ep." (оценка источников первых 37 ересей Панария, с неодобрительным отзывом о личности Е.).

  • - Софроний - см. в статье Софроний...

    Биографический словарь

  • - - епископ Саламина на о. Кипр. Е. был чрезвыч. ревностным, но довольно огранич. представителем ортодоксии. В его осн. труде собрано много сведений о раннехрист. сектах, исследованы утрач. источ...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - Epiphanios, из Саламины, ок. 315-403 гг. н. э., греческий христианский писатель...
  • - см. Эпический цикл...

    Энциклопедия античных писателей

  • - упоминается в анналах Ассоргаддона при перечислении западных царей-данников...
  • - священномученик, епископ кипрский, пострадал при Диоклетиане. Перед нашествием на остров Кипр сарацин мощи Ф. были перенесены в Константинополь...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - священномученик, пострадал при Диоклетиане. Перед нашествием на остров Кипр сарацин мощи Ф. были перенесены в Константинополь...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - епископ г. Саламин и митрополит Кипра. Защищал православное вероучение в полемике с многочисленными еретическими учениями. Сочинение "Панарий" содержит подробное описание и опровержение 80 ересей. Память 12 марта...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - гр"еко-к"...
  • - к"...

    Русский орфографический словарь

  • - тур"ецко-к"...

    Русский орфографический словарь

"Епифаний Кипрский" в книгах

IV. ЕПИСКОП ЕПИФАНИЙ

Из книги Очерки поповщины автора Печерский Андрей

IV. ЕПИСКОП ЕПИФАНИЙ Пока Стародубье и Ветка, не жалея ни денег ни трудов, хлопотали в Яссах об епископе, великороссийские старообрядцы нашли себе архиерея в самой Москве.В конце 1731 года между московскими старообрядцами разнесся неясный вначале слух, что при синодальной

Епифаний Премудрый

автора Брокгауз Ф. А.

Епифаний Премудрый Епифаний Премудрый (не канонизованный святой) – составитель житий, ученик преп. Сергия Радонежского. Жил в конце XIV и начале XV в.; путешествовал по Востоку, был в Константинополе на Афоне, в Иерусалиме; умер около 1420 г., в сане иеромонаха и духовника

Епифаний Славинецкий

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Епифаний Славинецкий Епифаний Славинецкий – иеромонах, филолог и проповедник. Уроженец Малой России, он учился в киевской братской школе до преобразования ее Петром Могилою, так что был чужд схоластической философии и диалектики. Тем не менее он был в «философии и

Епифаний Премудрый

БСЭ

Епифаний Славинецкий

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЕП) автора БСЭ

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (? – между 1418–1422), инок Троице-Сергиева монастыря 75 Простота без пестроты. «Житие преподобного Сергия Радонежского» (в переработке Пахомия Логофета середины XV в.), разд. «О переселении родителей святого» ? ПЛДР. XIV – сер. XV вв. – М., 1981, с. 290 В пер. М.

§ 3.10. Кипрский офшор

Из книги автора

§ 3.10. Кипрский офшор 23 января 2013 года стало известно, что в расследовании хищений в Минобороны появились фирмы-двойники, совладельцами которых являются компании, зарегистрированные в Лимасоле.Бюджетные деньги, которые расхищались в Минобороны, уходили через

Поучение 1-е. Св. Епифаний, архиепископ Кипрский (Как легче всего обращать неверующих ко Христу?)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 1-е. Св. Епифаний, архиепископ Кипрский (Как легче всего обращать неверующих ко Христу?) I. Св. Епифаний, ныне прославляемый, архиепископ Кипрский, имел родителей-евреев и был воспитан в жидовской вере. Раз он, будучи юношей, встретил на пути одного инока, именем

Св. Епифаний Кипрский. Панарион (фрагменты)

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том I автора Автор неизвестен

Св. Епифаний Кипрский. Панарион (фрагменты) 23. Он же [Виталий, епископ Антиохии, поставленный Аполлинарием] отвечал: пусть они [сторонники Павлина Антиохийского] говорят. И они сказали, что [обвиняют аполлинариан, что те] не учат о том, что Христос соделался совершенным

§169. Епифаний

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Сколько кораблей выставил на Троянскую войну кипрский царь Кинир?

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Сколько кораблей выставил на Троянскую войну кипрский царь Кинир? Кипрский царь Кинир, сын Аполлона, был одним из женихов Елены, доставшейся в жены Менелаю. Когда Менелай и Одиссей вместе с Талфибием, глашатаем Агамемнона, прибыли на Кипр, чтобы заручиться поддержкой

1. Св. Епифаний Кипрский

Из книги Ветхозаветные апокрифы (сборник) автора Берснев Павел В.

1. Св. Епифаний Кипрский Но в Книге Юбилеев, называемой также и Малым Бытием, можно найти, что эта книга содержит имена жен Каиновой и Сифовой, чтобы всяким образом были посрамлены эти слагатели басен для жизни (то есть Сифияне). Когда Адам родил сынов и дочерей, было

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

IV. Св. Епифаний Кипрский.

Из книги Восточные Отцы IV века автора Флоровский Георгий Васильевич

IV. Св. Епифаний Кипрский. Епифаний был уроженцем Палестины, родился около 315 года. Мы не знаем, где он учился. Но по его творениям видно, что был он человек начитанный, - знал пять языков: греческий, еврейский, сирский, коптский, немного латинский. С ранних лет определилось

Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово

Из книги Православная Пасха. Светлое Христово Воскресение автора Печерская Анна Ивановна

Епифаний Кипрский. Слово на Святое Воскресение Христово Ныне прекращен плач смертных и воссиял свет Воскресения – знак высшей Божией любви к нам. Ныне смерть, которой должен был подвергнуться человек, Христос разрушил Своей смертью, представив в цену искупления: за душу

В лике святителей
День памяти 12 (25) мая
Труды ересеологические, догматико-полемические, экзегетические
Категория на Викискладе
Явление и пришествие Христово во плоти, истина Лиц, эта единая и единственная вера Божия О назореях или о христианах Отделение 2 Вступление О симонианах, от начала веры во Христа Господа нашего первой, а по общему порядку двадцать первой ереси О менандрианах, по пришествии Христа второй, а по общему порядку двадцать второй ереси О саторнилианах, по пришествии Господнем третьей, а по общему порядку двадцать третьей ереси О василидианах, четвертой и двадцать четвертой ереси О николаитах, пятой, и двадцать пятой, ереси О так называемых гностиках, шестой или двадцать шестой ереси О карпократианах, седьмой или двадцать седьмой ереси О керинфианах или меринфианах, восьмой или о двадцать восьмой ереси О назореях, девятой, или двадцать девятой ереси Об евионеях, десятой или и тридцатой ереси О валентинианах, они же и гностики; ересь одиннадцатая, а по общему порядку тридцать первая Из книг святого Иринея О секундианах, с которыми состоят в связи Епифан и Исидор ересь двенадцатая, а по общему порядку – тридцать вторая О птолемеях, тринадцатой, или и тридцать третьей, ереси Отделение 3 Вступление О маркосианах, четырнадцатой, а по общему порядку тридцать четвертой, ереси О колорвасиях, пятнадцатой, а по общему порядку тридцать пятой, ереси Об ираклеонитах, шестнадцатой, а по общему порядку тридцать шестой, ереси Об офитах, семнадцатой, а по общему порядку тридцать седьмой, ереси О сифиянах, девятнадцатой, а по общему порядку тридцать девятой, ереси Об архонтиках, двадцатой, а по общему порядку сороковой, ереси О кердонианах, двадцать первой, а по общему порядку сорок первой, ереси О маркионитах, двадцать второй, а по общему порядку сорок второй, ереси Из послания к Римлянам; у Маркиона оно четвертое, а в апостоле первое К Ефесеям; у Маркиона седьмое, а у нас пятое К Колоссянам; у Маркиона восьмое, а у нас седьмое Из послания к Галатам; у Маркиона оно первое, а у нас четвертое К Коринфянам 1-е; у Маркиона оно второе, как и у нас второе Из второго послания к Коринфянам; у Маркиона оно, как и у нас, третье Заметки на принимаемое Маркионом Евангелие Из послания к Галатам Из послания к Коринфянам; у маркионитов оно, как и у нас, второе Из второго послания к Коринфянам О лукианистах, двадцать третьей, а по общему порядку сорок третьей, ереси Об апеллианах, двадцать четвертой, а по общему порядку сорок четвертой, ереси О севирианах, двадцать пятой, а по общему порядку сорок пятой, ереси О татианах, двадцать шестой, а по общему порядку сорок шестой, ереси Часть вторая Отделение первое Вступление Об енкратитах, двадцать седьмой, а по общему порядку сорок седьмой, ереси О еретиках фригийских называемых или монтанистами, или еще таскодругитами, двадцать восьмой, а по общему порядку сорок восьмой, ереси О квинтилианах или пепузианах, они же и прискиллиане, с которыми состоят в связи артотириты; двадцать девятая, а по общему порядку сорок девятая, ересь О четыренадесятниках, тридцатой, а по общему порядку пятидесятой, ереси О ереси, которая не принимает Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса Об адамианах, тридцать второй, а по общему порядку пятьдесят второй, ереси О сампсеях, тридцать третьей, а по общему порядку пятьдесят третьей ереси О феодотианах, тридцать четвертой, а по общему порядку пятьдесят четвертой, ереси О мелхиседекианах, тридцать пятой, а по общему порядку пятьдесят пятой, ереси О вардисианистах, тридцать шестой, а по общему порядку пятьдесят шестой, ереси О ноетианах, тридцать седьмой, а по общему порядку пятьдесят седьмой ереси О Валисиях, тридцать восьмой, а по общему порядку пятьдесят восьмой ереси О Кафарах, нечистых, тридцать девятой, а по общему порядку пятьдесят девятой ереси Об Ангеликах, сороковой, а по общему порядку шестидесятой ереси Об Апостоликах, сорок первой, а по общему порядку шестьдесят первой ереси О савеллианах, сорок второй, а по общему порядку шестьдесят второй ереси Об Оригенистах, первых, – они же и срамные, сорок третья, а по общему порядку шестьдесят третья ересь Об Оригене, который зовется и адамантовым, сорок четвертая, а по общему порядку шестьдесят четвертая ересь Отделение 2 Вступление О Павле Самосатском, сорок пятой, а по общему порядку шестьдесят пятой ереси O манихеях, ереси сорок шестой, а по общему порядку шестьдесят шестой Послание Манихея Послание Маркелла к Манихею Начало безбожного учения Манеса Против Иеракитов, сорок седьмая, а по общему порядку шестьдесят седьмая ересь Раскол Мелетия Египетского, сорок восьмая, а по общему порядку шестьдесят восьмая ересь Письмо Ария Часть третья Отделение 1 Вступление О расколе авдиан, пятидесятая, а по общему порядку семидесятая ересь Против фотиниан, ересь пятьдесят первая, а по общему порядку семьдесят первая Против Маркеллиан, пятьдесят вторая, а по общему порядку семьдесят вторая ересь Список письма Маркелла, которого собор низложил за не православие Изложение веры Маркелла Против полуариан, пятьдесят третья, а по общему порядку семьдесят третья ересь Памятная записка Василия и Георгия и их приверженцев Список беседы Мелетия Против духоборцев, ересь пятьдесят четвертая, а по общему порядку семьдесят четвертая Слово из Якоря Против Аэрия, ересь пятьдесят пятая, а по общему порядку семьдесят пятая Против Аномеев, пятьдесят шестая, а по общему порядку семьдесят шестая ересь Вот это сочинение Аномея Аэтия Конец сочинения Аэтия Поставленное в конце приветствие Аэтия Отделение 2 Вступление Против димиритов, так названных некоторыми, исповедующих несовершенное вочеловечение Христа, ересь пятьдесят седьмая, а по общему порядку семьдесят седьмая Дозде послание Афанасия Против антидикомарианитов пятьдесят восьмая, а по общему порядку семьдесят восьмая ересь Против Коллиридиан приносящих жертву Mapии, пятьдесят девятая, а по общему порядку семьдесят девятая ересь Против Массалиан, с которыми соприкасаются Мартириане из эллинов, Евфимиты и Сатаниане, шестидесятая, а по общему порядку восьмидесятая ересь Краткое истинное слово о вере вселенской в апостольской церкви Оглавление, или краткое повторение содержащегося в Панарие

Во–первых, всех ересей родоначальницы, первообразы и именования, от которых произошли и другие ереси; и таких первых четыре.

1). Первая ересь варварство; она, сама по себе, продолжалась десять родов от дней Адамовых до Ноя. Варварством же названа, потому что жившие тогда люди не имели у себя какого-либо вождя, или одного единогласного правила, но каждый сам распоряжался собою и в предпочтении собственной своей воли служил для себя законом.

2). Вторая ересь – скифство, от дней Ноевых и в последующее время до построения столпа и Вавилона, и после столпотворения не большое число лет, то есть при Фалеке и Рагаве; некоторые, уклонившись в страну Европы, селились в области скифской между тамошними племенами со времен Фираса (, от которого произошли фракияне, и позднее.

3). Третья ересь – эллинство, со времен Серуха начавшееся идолопоклонством; и как тогда каждый водился каким нибудь суеверием, то при большей образованности при установившихся обычаях и законах, начали племена человеческие делать общие распоряжения и об идолах, которых тогда, прилепившись к ним, обоготворили; в начале расписывали красками и изображали подобия чтимых ими издревле властителей, чародеев, сделавших в жизни что-либо, по людскому мнению, достойное памятования, уважаемых по силе и телесной крепости; а потом, со времен Фарры, отца Авраамова ввели в идолопоклонство делание кумиров, почтили праотцев своих изваяниями, стали выделывать подобия умерших, сперва с помощью скудельного искусства, а потом, применительно ко всякому искусству, строители домов обтесывая каменья, а серебряники, золотари, а также столяры и прочие обделывая каждый свое вещество. Египтяне, а вместе с ними вавилоняне, фригийцы и финикияне сделались первыми учредителями сего богопочтения, делания кумиров и совершения таинств; от них большая часть учреждений перешла к эллинам во времена Кекропса и после него. А в последствии гораздо позднее провозглашены богами Крон, Рея, Дий и Аполлон, и прочие.

Эллины же получили себе имя от некоего эллина, одного из жителей Эллады, и как говорят другие, от оливы (ἐλάια ), росшей в Афинах. Вождями эллинов, как показывает точная история, были ионяне, происшедшие от Иовнана, одного из строивших столп, когда разделились у всех языки. По этой причине, от разделившейся (μεμερισμένη) речи, получали все название μέροπες. В последствии, гораздо в позднейшие времена, эллинство перешло в ереси, разумею пифагорейцев, стоиков, платоников, епикурейцев и прочих. Отличительное же свойство богочестия, а вместе и закон естественный имели силу у сих народов от сложения мира и до последних времен, в особом отдельном виде сохраняясь среди варварства, скифства и эллинства, пока не вошли в единение с богочестием Авраамовым.

4). И потом иудейство, со времен Авраамовых восприяв на себя отличительное свойство, и распространившись чрез Моисея, седьмого по Аврааме, посредством данного ему Богом закона, от Иуды четвертого сына Иакова, прозванного Израилем, через Давида, первого царя из колена сего Иуды, наследовало полное свое имя иудейства. О сих четырех ересях кратко и ясно выразился Апостол, сказав: «во Христе Иисусе несть ни варвар, ни скиф, ни еллин, ни иудей» (), но нова тварь ().

Разности у эллинов:

5). Пифагорейцы или перипатетики. Пифагор предлагал учение о монаде и о промысле, учил не дозволять, как приносить богам в жертву, так и принимать в пищу существа одушевленные, воздерживаться от вина. Утверждал, что над луною и выше ее все бессмертно, а под луною все смертно, допускал перелияние душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей. Учил в продолжение пяти лет пребывать в молчании. Напоследок же именовал себя Богом.

6). Платоники полагали, что есть Бог, вещество и вид; что мир сотворен и тленен, а душа не сотворена, бессмертна и божественна, что в ней три части: разумная, раздражительная и вожделевательная. Платон учил, чтоб жены были у всех общие, и никто не имел собственной своей супруги, но желающие вступали в единение с произволяющими. Он также допускал перелияние душ в разные тела, даже в тела диких зверей; а вместе учил, что и многие боги – все от одного.

7). Стоики учат, что все есть тело, и чувственный сей мир признают Богом. Некоторые же утверждали, что у Бога естество из огненной сущности. По их определению, есть ум и как бы душа всего этого объема, и неба и земли; вселенная же – тело Божие, как сказал я, и светила – очи. А плоть у всякого гибнет, и душа у всякого переливается из тела в тело.

8). Епикурейцы об атомах и неделимых телах, состоящих из подобных неопределенного числа частей, утверждали, что в них начало всех вещей; учили, что высшее блаженство в удовольствии, что ни Бог, ни промысел не правят ходом дел.

9). Самарянство, и от него самаряне. Ересь сия произошла от иудейства прежде, нежели у эллинов явились ереси, и прежде нежели составились их учения; однакоже, возымев начало, по установлении уже богопочитания у эллинов, среди иудейства, не ранее времен Навуходоносора и плена иудеев. Переселенные в Иудею ассирияне, получив одно Моисеево пятокнижие, когда царь прислал им оное из Вавилона с священником, по имени Ездрою, все имели общее с иудеями, кроме того, что гнушались язычниками и к иному не касались, и еще того, что отрицали воскресение мертвых, и другие пророчества бывшие после Моисея. Толков же самарянских четыре.

10). Горофины, совершающие праздники в иные времена, а не одновременно с севуеями.

11). Севуеи по той же причине праздников разнящиеся с горофинами.

12). Ессины, не противящиеся ни тем ни другим, безразлично же празднующие, с которыми придется.

13). Досифеи водятся теми же обычаями, как и самаряне, хранят обрезание, субботу и иные уставы, пользуются пятокнижием, строже других соблюдают правило не употреблять в пищу одушевленного, проводить жизнь в непрестанных постах. Некоторые же из них пребывают в девстве, другие воздерживаются; веруют в воскресение мертвых, что́ чуждо для самарян.

У иудеев семь ересей.

14). Книжники, законники и преподаватели вторичных законов или преданий так называемых у них старцев, с излишнею ревностью соблюдающие произвольно принятые богослужебные обряды, которые не из закона дознали они, но сами для себя признали достоуважительными по закону оправдания.

15). Фарисеи, по значению слова, отщепенцы, ведущие самую высокую жизнь, и более других получавшие одобрение. Ими, как и книжниками, признается воскресение мертвых, бытие ангелов и Святого Духа. их отлична; ими соблюдаются до времени воздержание и девство, два раза в неделю пост, очищения кувшинов, блюд и чаш, а также, как и у книжников, десятины, начатки, непрерывные молитвы, произвольным суеверием предписанный наружный вид одежды, состоявшей из ризы, похожей на стихарь, и далматиков или одежды без рукавов, с расширением хранилищ , то есть, полос из багряницы, воскрилий и пуговиц на воскрилиях риз, что́ служило знаком содержимого ими до времени воздержания. Они ввели учение о дне рождения и о судьбе.

16). Саддукеи, по значению имени, правдивейшие; род вели от самарян и вместе от священника по имени Садока; отрицали воскресение мертвых, не допускали ни ангела, ни Духа; по всему же прочему были иудеи.

17). Имеробаптисты. Они по всему были иудеи, утверждали же, что никто не улучит жизни вечной, если не каждый день будет креститься.

18). Оссины, что́ значит: самые смелые. Они исполняли все по закону, но после закона пользовались и другими писаниями, большую же часть позднейших пророков отвергали.

19). Назореи, что́ значит: необузданные, запрещают всякое мясоястие, вовсе не вкушают одушевленного, в пятокнижии святые имена патриархов до Моисея и Иисуса Навина принимают и верят в них, разумею Авраама, Исаака, Иакова и старейших, а также самого Моисея, Аарона и Иисуса. О пятокнижии же учат, что книги сии – не Моисеевы писания, и утверждают, что вместо их есть у них другие.

20). Иродиане по всему были иудеи, но Христа ожидали в лице Ирода, и Ироду воздали Христову честь и Христово приписали имя.

Вот первое отделение, заключающее в себе все сии двадцать ересей. В нем же и рассуждение о пришествии Христовом, и исповедание истины.

ЕПИФАНИЙ , святой архиепископ Кипрский, родился (в начале IV в.) в деревне Безандорке близ Елевферополя в Палестине, от бедного еврейского земледельца; по смерти отца, оставшись 10-летним сиротой, был усыновлен еврейским законоучителем Трифоном, богатым жителем Ликии, который оставил ему по себе всё наследство, а по его смерти Епифаний был наставлен в вере христианской и крещён иноком Лукианом. Первые подвиги монашества он начал в Египте и по возвращении в елевферопольский округ основал собственную обитель, в которой состоял игуменом. Сделавшись пресвитером, он много помогал елевферепольскому епископу в борьбе с арианами. Предпринимал путешествие на Восток для обращения огнепоклонников-персов. За свою благочестивую жизнь пастырями кипрской церкви был избран в епископа города Саламина (367 г.), который был митрополиею всего острова Кипра; вступив на престол святительский 60-ти лет, он управлял церковью 36 лет, вел чрезвычайно деятельную жизнь и принимал горячее участие в богословских спорах своего времени, путешествовал в Иерусалим, Рим и Константинополь, присутствовал на соборах в Антиохии 376 и Риме 382 г. и преставился на корабле на пути из Константинополя, в глубокой старости, на 96 году жизни, в 403 году, погребен в Кипре 12 мая. Св. Епифаний был ревностным поборником истинной веры и за православие готов был жертвовать всем, даже и самою жизнью. Блж. Иероним, лично знавший его, говорит, что он знал языки еврейский, сирский, греческий и латинский, и неустанно трудился в области духовной литературы. Главные сочинения Епифания - Анкорат (Якорь веры) и Панарий (Домашняя аптека). В Анкорате содержится изложение учения о единосущии божественных Лиц, о воплощении Христовом, о воскресении мертвых, о вечной жизни и суде с опровержением разных еретических возражений. А в Панарие содержится история и опровержение ересей, 20-ти предшествовавших рождеству Христову и 80-ти христианских. Для истории ересей эти сочинения навсегда останутся богатым источником сведений. Память его 12 мая . Жизнеописание его, написанное одним его другом и последователем под именем Полибия, как и его творения были изданы в Париже в 1822 г. в двух томах.

Лучшее издание его творений есть издание Diendorf`а, Лейпциг 1859-1861, в 5-ти томах. Некоторые из творений Епифания переведены на русский язык.

* Сергей Викторович Троицкий,
преподаватель С.-Петербургского
Александро-Невского духовного училища.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 479. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г. Орфография современная.

 


Читайте:



К чему снится кормить парня

К чему снится кормить парня

Кормить кого-нибудь во сне – отличное предзнаменование, поскольку сулит хорошие перемены и достижения задуманного. Главное – кого именно женщина...

Значение женского имени Елизавета — происхождение, судьба и характер носителя

Значение женского имени Елизавета — происхождение, судьба и характер носителя

Значение имени, как вам известно, всегда зависит от его истории. История имен Елизавета уходит далеко в прошлое. Считается что имя это...

Тыква для детей: полезные свойства, рекомендации по применению, рецепты

Тыква для детей: полезные свойства, рекомендации по применению, рецепты

На сегодняшний день такой, известный своими полезными свойствами продукт, как тыква, стал крайне редко входить в рацион питания взрослого человека....

Сказка серебряное копытце

Сказка серебряное копытце

Серебряное копытце - сказочника Бажова.Сказку можно читать детям онлайн, либо скачать к себе на телефон или компьютер в трех форматах fb2, txt,...

feed-image RSS