Разделы сайта
Выбор редакции:
- Чем снять галлюцинации. Как лечить галлюцинации. Отклонения в психике у ребенка
- Созависимость от пьющего члена семьи: как избавиться Как лечить созависимость от алкоголика
- Как избавиться от созависимости от алкоголика Ошибки созависимых алкоголиков которые
- Почему возникают галлюцинации от алкоголя и каких последствий можно ожидать?
- Начальные признаки шизофрении у детей
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
Реклама
Технологии самообразования. Самообразование современного учителя |
Технологии самообразования: социологический аспектВ существующей социогуманитарной литературе по проблемам образования социологический подход к
изучению самообразования пока не нашел ни своего места, ни своих исследователей, нет и должного понимания актуальности данной проблемы. Это
обусловлено несколькими причинами, две из которых мы полагаем наиболее важными. Во-первых, сложившиеся стереотипы в научной сфере: будучи тесно связанным с
образованием, самообразование традиционно рассматривалось в русле его проблем в качестве сопутствующего элемента либо фигуры "умолчания"; во-вторых,
специфика самого феномена: самообразование как явление индивидуально-личностное не сразу оказалось в исследовательском поле социологии, будучи объектом
внимания в первую очередь психологии и педагогики (подробнее см. ). Технологии самообразования дииндустриальной эпохи В доиндустриальную эпоху (продолжающуюся вплоть до первых промышленных революций) кардинальные смены технологий самообразования
происходили неоднократно. Основными особенностями знания зарождающегося доиндустриального общества были синкретизм и мифологичность. Синкретизм в сфере
знания (несформирован-ность и нерасчлененность его типов) соотносился с недифференцированностью человеческой деятельности, когда отдельные ее виды
(трудовая, религиозная, образовательная, самообразовательная, моральная, правовая, досуговая и др.) не выступали в качестве самостоятельных. Знание
представляло собой единство ценностных, нормативных, коммуникативно-информационных, познавательно-деятельностных элементов, и его дальнейшее развитие шло по пути
их дифференциации (о революциях в образовании см. ). Технологии самообразования в индустриальном обществе В индустриальную эпоху самообразование окончательно сформировалось в качестве самостоятельного вида деятельности,
имеющего массовый характер и уже свойственного целым социальным группам. Этому способствовал ряд характеристик общества индустриального типа и в первую
очередь утверждение приоритета личности и ее независимости от общества в качестве важнейшей ценности. Такие характеристики духовной сферы, как развитие
образования и формирование национальных культур, дифференциация духовной жизни общества, усложнение систем коммуникации, появление СМИ, плюрализация
общественного сознания и идеологии, стали факторами развития сферы знания и, соответственно, самообразования как механизма ее регуляции. Рост промышленного
производства, высокая степень разделения труда, углубление социальной дифференциации и процессы формирования социальных отношений на основе профессиональных,
классовых, имущественных связей также стали социально-экономической базой самообразования, Похожие рефераты: Современный человек не видит проблем, не способен планировать и прогнозировать, не умеет находить решения в нестандартных ситуациях, не умеет получать информацию из текста, не умеет задавать вопросы, не умеет понимать… Современные стратегии образования определяются двумя уже очевидными процессами цивилизационных изменений - глобализацией и переходом к постиндустриальному, информационному обществу. Спецификация понятий технического знания обуславливается в первую очередь спецификой предмета отражения - технологических процессов. Глобальные кризисы и проблема ценности НТП. Наука как социальный институт. Возникновение (генезис) науки. Проблема европоцентризма.. Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. Сенека. Учителя являются движущей силой в области усовершенствования педагогического процесса. Именно благодаря им учащиеся могут воспользоваться преимуществами, полученными в результате реализации образовательной политики. Основными характерными чертами “настоящих” учителей, т.е. учителей с высочайшими качественными показателями деятельности, являются: Преданность своей профессии, что позволяет учителю приобрести все прочие необходимые качества. Эта беззаветная преданность побуждает таких учителей к непрерывным поискам более эффективных методов. Преданность побуждает к сотрудничеству с другими учителями как в собственной школе, так и в более многочисленном сообществе коллег по профессии; Любовь к детям, создание в классе атмосферы сердечности, даже если учащиеся не отвечают им тем же. Чувство искренней привязанности и взаимного доверия между учителем и учениками стимулирует положительное отношение детей к учебе; Владение техникой преподавания предмета,знание того, как преподнести учащимся в доступной форме те или иные понятия, навыки и сведения, -вот что отличает настоящего учителя; Разнообразие моделей преподавания и обучения, учитель не только имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, но и вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях либо принципах преподавания; Сотрудничество с коллегами, кроме обмена идеями и соображениями с целью усовершенствования своей индивидуальной практики преподавания, многие учителя участвуют так же в деятельности групп, которые совместно планируют учебные задания; Самоанализ и рефлексия, всегда следует размышлять по поводу того, что ты делаешь, но следует вырабатывать свои принципы, а не следовать шаблонным методам, заимствованным у других; Повышение квалификации-важнейшая инициатива в области образовательной политики, направленная на повышение и сохранение качества преподавания: “взаимное репетиторство”, “взаимное обучение” и совместное исследование методики преподавания. Скачать:Предварительный просмотр:Технологии самообразования педагога. Кто не знает, В какую гавань он плывет, для того Нет попутного ветра. Сенека. Учителя являются движущей силой в области усовершенствования педагогического процесса. Именно благодаря им учащиеся могут воспользоваться преимуществами, полученными в результате реализации образовательной политики. Основными характерными чертами “настоящих” учителей, т.е. учителей с высочайшими качественными показателями деятельности, являются: Преданность своей профессии, что позволяет учителю приобрести все прочие необходимые качества. Эта беззаветная преданность побуждает таких учителей к непрерывным поискам более эффективных методов. Преданность побуждает к сотрудничеству с другими учителями как в собственной школе, так и в более многочисленном сообществе коллег по профессии; Любовь к детям, создание в классе атмосферы сердечности, даже если учащиеся не отвечают им тем же. Чувство искренней привязанности и взаимного доверия между учителем и учениками стимулирует положительное отношение детей к учебе; Владение техникой преподавания предмета,знание того, как преподнести учащимся в доступной форме те или иные понятия, навыки и сведения, -вот что отличает настоящего учителя; Разнообразие моделей преподавания и обучения, учитель не только имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, но и вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях либо принципах преподавания; Сотрудничество с коллегами, кроме обмена идеями и соображениями с целью усовершенствования своей индивидуальной практики преподавания, многие учителя участвуют так же в деятельности групп, которые совместно планируют учебные задания; Самоанализ и рефлексия, всегда следует размышлять по поводу того, что ты делаешь, но следует вырабатывать свои принципы, а не следовать шаблонным методам, заимствованным у других; Повышение квалификации-важнейшая инициатива в области образовательной политики, направленная на повышение и сохранение качества преподавания: “взаимное репетиторство”, “взаимное обучение” и совместное исследование методики преподавания. Идеи непрерывного образования меняют распространенную позицию “образование на всю жизнь” на принципиально иную-”образование через всю жизнь”. Повышение профессионального мастерства зависит от заинтересо-ванности в профессиональном развитии,в удовлетворенности образовательным процессом. Только сам учитель способен оценить, на сколько полно он владеет необходимыми знаниями и умениями для эффективного педагогического труда. Чем большее удовлетворение получает учитель, тем сильнее у него потребность реализовать себя как профессионала, тем больше он заинтересован в профессиональном росте. По определению А.В.Луначарского:”учитель - человек,формирующий будущее...”. Только личность способна воспитать личность, поэтому развитие самого педагога,его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершентвованию. Одной из форм сознательного саморазвития является самообразование. Различные ученые вкладывают свой смысл в определение термина “самообразование”. Так, Г.М. Коджаспирова считает, что “под самообразованием следует понимать специально организованную,само- деятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или обществен- но значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, обшекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование-система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью”. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога. Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой Стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики,все возрастающими требованиями к человеку,его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций,готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познаватель- ной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным. Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность,интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к выс- шим, вариативность. Используются самые разнообразные формы организации самообразо-вания: Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образо- вательных учреждениях-получение высшего образования или второй специальности в системе очного, заочного, вечернего образования. Повышение квалификации и переподготовка кадров: в институтах развития образования, информационно-методических службах,лекто- риях и прочих опорных центрах системы образования, на курсах повы- шения квалификации, на семинарах по месту работы или в других шко- лах, в предметно-методических объединениях, на кафедрах, научно-практических конференциях. Индивидуальная самообразовательная работа с помощью: Средств массовой информации; Вычислительной и оргтехники; Библиотек; Музеев,выставок,театров,клубов; Экскурсионных походов; Научных, технических, художественных, спортивных обществ; Исследований,экспериментов, творческих дел и заданий; Общения с учеными, интересными людьми; Осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности. Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специально подготовленных программ. Их структура и содержание зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач. Как правило, учителя определяют для себя на учебный год тему самообразования или проблему научного исследования. В программе предусматривается подбор литературы, поиск адресов передового педагогического опыта; затем определяется время на изучение получен-ного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение курсов и др. Далее отра-батываются технологии и осуществляется практическая работа,в том числе и опытно-экпериментальная, по теме исследования. Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы,в случае необходимости- корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования. Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, а также доклады и выступления на совещаниях, научно-практических конфе-ренциях, на встречах “круглого стола”, “мастер класса” и т.п. Большой интерес вызывают разработки новых учебных планов и курсов, в том числе интегрированных, авторских программ, учебных и методических пособий, дидактических материалов. Пользуются спросом брошюры и другого рода публикации из опыта работы педагогов. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм образования повышает информационную насыщенность, способствует переходу внешних воздействий на осознание необходимости постоянного обучения к внутренним стимулам развития личности(по- требностям, мотивам, интересам, установкам),причем в структуре отношений “образование- самообразование”главную роль играет последнее. Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно- исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трасфомациия развития в саморегулируемую систему,преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьезной самостоятельной работе. Реализация целей и задач современной школы напрямую связана с повышением интереса учеников к учебе, развитием пытливости и познавательной активности, интеллектуальных умений, способов овладения информацией и преобра- зования ее в действия. Иными словами, необходимо научить школьни- ков самообучению и самообразованию. Для этого трабуется развивать такие качества ума, как: самостоятельность, наблюдательность, любо- знательность, умение ставить вопросы и решать логические задачи,вы- полнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты, участвовать в экспериментах, сравнивать и анализировать результаты, обобщать полученные данные, делать выводы. Следовательно, констру-ируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия. Кроме того, необходимо планировать и развитие познавательных умений. Каким образом на уроке будут отра- батываться умения слушать и слышать, выделять главную мысль, учас- твовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, извлекать информацию из различных источников знаний. За счет чего будут фор- мироваться навыки составления тезисов, опорных конспектов, рецензий и т.п.? Как будет осуществляться мониторинг? Управляя самообразованием школьников, необходимо учитывать закономерности данного процесса, а также возрастные и индивидуаль- ные особенности детей. У младших школьников, как правило, это пытливость и восприимчивость к знаниям, у учащихся среднего звена- разноуровневый и разнонаправленный характер познавательных интересов, нередко являющийся средством самоутверждения среди свер- стников, у старшеклассников-профессионально ориентированные инте- ресы. Организуя самостоятельную работу школьников,учитель должен прогнозировать результат, предоставлять ребятам возможность проде- монстрировать свои наработки учащимся, учителям, родителям. Выход самообразовательной работы может быть в виде сообщений, докладов, рефератов, участия в конкурсах, выставках, интеллектуальных играх, выпусков устных и письменных альманахов, рукописных или печатных сборников творческих работ. Для старшеклассников особую роль в этой связи играет школьное НОУ. Занятия в секциях НОУ дают не только дополнительные знания, но и интересный круг общения, возможность формирования положительной Я-концепции, самоактуализации личнос- ти,позволяет приобщиться к научно-исследовательскому поиску, куль- туре самообразования. От уровня познавательной активности, сформированности интеллек- туальных умений, степени развития мыслительных процессов,нравст- венно-волевой и мотивационной сфер зависит и уровень самообразова- ния людей. В связи с этим можно выделить несколько стадий: Наивысшую-самообразование становится постоянной жизненной пот- ребностью человека,непрерывным процессом исследовательского ха- рактера; Высокую-систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности; Среднюю-ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности; Низшую-спонтанное(внесистемное) самообразование часто под воздей- ствием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом раз- витой познавательной культуры. Уровень самообразования влияет и на результаты деятельности в це- лом. Относительно педагогов в качестве оценочных параметров целе- сообразно использовать требования тарифно-квалификационных ха- рактеристик,в основу которых положены компетентность, профессиона- лизм, продуктивность деятельности, а также: познавательная актив- ность, уровень мастерства,сформированность рефлексии,проявления творчества и новаторства, владение технологией самообразования, по- зитивная Я -концепция. От уровня развития самообразования коллектива педагогов, от того на сколько педагог владеет всеми технологиями самообразования, бу- дет и зависеть уровень целостного развития общеобразовательного учреждения.Наиболее высокими уровнями считаются: школа-лаборатория и непрерывно саморазвивающаяся школа. Для уровня школы-лаборатории характерны следующие особенности: Идея экспериментальной работы, выстроенная в систему, начинает активно переходить научно поставленный опыт школы; Методобъединения учителей преобразуются в творческие лаборатории, учебно-методические кафедры. До 70процентов педагогов от общего числа учителей в этот период работают над индивидуальными темами исследования; Углубляются взаимосвязи, взаимоотношения между инновациями, достижениями педагогической науки и передового опыта, что сущест- венно обогащает коллективный педагогический опыт школы; Учителя легко, свободно вносят идеи инновационного опыта других школ и достижений педагогической науки и передового опыта в соб- ственную педагогическую систему за счет увеличения наукоемкости самообразования,овладения основами самоанализа урока. Для непрерывно саморазвивающейся школы можно отметить следу- ющее: Формируется творческая индивидуальность личности учителя за счет многолетней целенаправленной работы по теме индивидуального исследования, в ходе которого учитель работает в поисковом, экспери- ментально-исследовательском режиме, самостоятельно и непрерывно со- вершенствуя собственное профессиональное мастерство; Стабильность развитию школы придают творческие лаборатории(ка- федры), в которых, как было сказано выше, 70 процентов учителей имеют индивидуальные темы исследования. Исследовательская работа учителя доводит его педагогическое мастерство до стабильного иннова- ционного; Универсальным показателем целенаправленного развития общеобразо- вательной школы выступает диагностическая карта,по которой можно отследить эффективность профессионального роста учителя, обеспечи- вающего в итоге многоуровневость обучения,внедрение исследователь- ского компонента в проблемное обучение, развивающее обучение. Встроенная система экспериментальной работы переходит в научно пос- тавленный коллективный педагогический опыт, который,проникая во все звенья педагогической системы, значительно обогащает инноваци- онный потенциал школы; Целостность,равномерность, устойчивость развития компонентов сложной педагогической системы достигается благодаря целенаправлен- ному и единовременному встраиванию инноваций в компоненты. Стержнем целостного развития развивающейся школы на основе программно-целевого подхода является взаимосвязь экспериментальной работы с работой педколлектива по научно-методической теме с внедре- нием достижений педагогической науки и передового опыта учителей. В целом методологический “узел” развития обогащает всю систему перспективного планирования целостного развития школы. Проектиро-вание на основе программно-целевого планирования -высший уровень прогнозирования развития общеобразовательных учреждений. Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала учителей осуществляется по мере перехода их методической деятельности в иссле- довательскую. При этом экспериментальная работа является ядром, осу- ществляющим этот переход. Отсюда и промежуточные результаты экспериментальной и опытно-экспериментальной работы должны быть четко распределены у учителя с первого по третий (пятый)год по мере работы его над индивидульной темой самообразования(исследования). Чтобы видеть развитие эксперимента,необходим трехразовый отчет пе- дагога в течение года(один раз в четверть). Формами отчета могут быть: выступление на кафедре, критический анализ статьи, обзор передового опыта по теме исследования,выступление на заседании “круглого сто- ла”,проведение экспериментального урока,индивидуальные встречи с руководителем кафедры, выступление на научно-практической конфе- ренции. I Список литературы по теме исследования. Конроль за содержанием прочитанного. Уточнение программы экспериментальной работы. II Анализ первичного среза знаний, умений и творческой активности школьников. IIIКритический анализ литературы по теме исследования. Обзор нова- ций и выбор из них главных, которые учитель предполагает использо- вать в ходе учебно-воспитательного процесса. IVСобеседование по изучению ряда статей к теме исследования.Подго-товка к проведению экспериментального урока. Сравнительный анализ результатов собственной деятельности. Оновление дидактического материала исследования по уровневой дифференциации. Анализ результатов первого года эксперимента. Второй год исследования. I Апробация нового дидактического материала. Анализ собственной ин-новационной деятельности по теме исследования. II Участие в заседании “круглого стола”педсовета. III Выступление с докладом по теме исследования(обзор литературы, анализ результатов апробации нового дидактического материала). IV Анализ результатов второго года экспериментальной работы. Третий год исследования. I Оформление инноваций учителя. Попытка теоретического обобщения опыта учителя. II Участие в научно-практической конференции. Подготовка нового дидактического материала к выставке. III-IV Завершение экспериментальной работы, проведение эксперимен- тального урока. Участие в заключительной научно-методической выставке “новые технологии обучения”. Следует обратить внимание на: Деятельность педагогов по экспериментальному внедрению своих ре-зультатов в массовую практику школы; Поисковую деятельность по разработке материалов интегративного и глобального характера для школьников четвертого -шестого уровней учебной успешности; Классификацию дидактического материала по уровням учебной успешности и систематизацию его с целью возможного создания индивидуальных программ для школьников; Увеличение культуроемкости учебного предмета средствами дидактического материала. Учителям, имеющим большой профессиональный опыт разработки дидактического материала по преподаваемому предмету, следует обратить внимание на приведение его в систему. Конечным результатом работы учителя по теме исследования должна стать разработка материалов в форме учебных пособий для школьников, находящихся в индивидуальном плане обучения, и уча- щихся четвертого-шестого уровней успешности. Основное внимание в методической и научно-экспериментальной работе уделяется оказанию действенной помощи каждому педагогу, формированию нового содержания разработке и апробации новых программ,изучению и обобщению передового педагогического опыта. Формы организации различны: Педагогические чтения и научно-практические конференции; Тематические заседания кафедр; Проведение смотров-конкурсов творческих работ; Обзоры научной, педагогической литературы, Семинары-практикумы; Методические оперативки; Деловые игры; Конкурсы”Учитель года”,Педагог-исследователь, новатор, разработчик; Творческие отчеты отдельных учителей, получивших общее признание за их мастерство и опыт. В школе ведется мониторинг, т.е. продолжительное отслеживание и анализ результатов деятельности каждого учителя и отдельных педагогических систем на уровне как кафедры, научно-методического совета, так и педагогического коллектива в целом. Результаты таких исследований используются на разных уровнях управления-от индивидуальной работы учителя до заседания педагогического совета. В ходе аттестации обновляется банк передового педагогического опыта учителей школы. Исходя из результатов исследований, можно заключить, что успешная реализация инициатив в сфере образовательной политики, направленных на повышение качества работы учителя, зависит от “критериев соответствия” между фундаментальными убеждениями учителя и ценностями школы, с одной стороны, и образовательной политикой государства, с другой. Создание условий, способствующих возникновению подобного синергетического эффекта, представляется важнейшей задачей для работников всех уровней системы народного образования. Использованная литература. 1. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.,1994. 2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980. 3. Хопкинс Д., Стерн Д., “Настоящие учителя, настоящие школы,меж- дународный аспект проблемы и исследования в области образователь- ной политики. Великобритания.1996. 4. Орлова Т.В. Теоретические основы становления и развития современного образовательного учреждения. М., 2000. 5. Елканов С.Б. Профессиональное самообразование учителя. М., 1986. 6. Бискер Л.М., Луковкина Н.В. Организация научно-эксперименталь- ной работы в школе. М., 1998. 7. Каспржак А. Учительское мастерство или непрерывное педагогичес- кое образование. Народное образование. 1992. 8. Дудников В. “Как сделать методическую работу в школе, направлен- ной на развитие учителя.” 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. I. Исследование понятия “настоящие учителя” с учетом международных аспектов.......................................................................................................... 1 II. Самообразование - средство развития педагогического коллектива и личности.................................................................................................... 2 - 5 1. Критерии самообразования....................................................................... 3 2. Формы организации самообразования.................................................... 4 3. Технологии коллективного и индивидуального самообразования...... 5 4. Проблемы самообразования учителя для развития учащихся........ 6 - 7 5. Стадии формирования самообразования педагога................................ 5 III. Связь уровня развития педагогического коллектива с уровнем целостного развития общеобразовательного учереждения................ 6 - 7 IV. Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала учителя..................................................................................................... 8 - 10
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение «Тобольский государственный педагогический институт Кафедра социальной педагогики УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕХНОЛОГИИ САМООБРАЗОВАНИЯ» Специальность «050706.65 – педагогика и психология» Специальность «050711.65 – социальная педагогика» Специальность «350500 – социальная работа» Программу составил: доцент, канд. пед. наук, Утверждена на заседании кафедры от _________________ Зав. каф. ___________ Тобольск, 2006 Пояснительная записка Дисциплина относится к блоку ГСЭ (вузовский компонент: дисциплины и курсы по выбору студентов, устанавливаемые вузом) и изучается на 1 курсе в 1 семестре. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 40 часов, из которых: 18 часов отводится на лекционный курс; 22 часа – на самостоятельную работу студентов. Изучение курса завершается зачётом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Технологии самообразования» выносятся на государственную аттестацию. 1. Цели и задачи дисциплины. Изучение дисциплины направлено на подготовку студентов к выполнению следующего вида профессиональной деятельности : - научно-методическая. Для подготовки к этому виду профессиональной деятельности студент должен уметь решать следующие типовые профессиональные задачи : Рефлексировать (анализировать собственную деятельность) с целью совершенствования собственной деятельности и повышения своей квалификации; Цель курса «Технологии самообразования» – формирование и развитие у студентов навыков самостоятельного образования (самообучения, самовоспитания). Задачи дисциплины: Знакомство с особенностями лекционно-семинарской системой обучения в вузе; Формирование (если необходимо) и развитие умений и навыков конспектирования лекции , учебной литературы , работы с книгой; Формирование (если необходимо) и развитие умений и навыков оформления студенческой научной работы; Формирование (если необходимо) и развитие умений и навыков работы на семинарском занятии . 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. Студент должен иметь представление об основных формах обучения в вузе, об организации образовательного процесса в вузе, об основных формах контроля знаний, умений и навыков в вузе, о возможности и необходимости технологизации процессов образования и самообразования. Студент должен знать: 1. Базовые дидактические понятия и категории в контексте рассматриваемой дисциплины: образование, образовательный процесс, обучение, воспитание, самообразование, самообучение, самовоспитание, технологии, технологии образования, технологии обучения, технологии воспитания, технологии самообразования, технологии самообучения, технологии самовоспитания, лекция, семинар, реферат, курсовая работа , доклад, контрольная работа , выпускная квалификационная работа и др. 2. Требования, предъявляемые к оформлению научно-исследовательских работ : размер шрифта, параметры страницы, межстрочный интервал, межбуквенный интервал, наличие красной строки, выравнивание основного текста «по ширине» и др., наличие титульного листа, требования, предъявляемые к оформлению списка литературы и др. 3. Условия эффективной работы на лекции и семинарском занятии. Студент должен уметь: Конструировать систему занятий по теме или разделу на основе прослушанной лекции; Организовывать собственную деятельность во время во время лекций и самостоятельной работы; Строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных и самообразовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный и самообразовательный процессы с учётом своих индивидуальных особенностей; Осуществлять образовательное и самообразовательное взаимодействие со студентами и педагогами; Давать самооценку эффективности самообразовательной деятельности; Оказывать помощь студентам в организации собственной деятельности во время во время лекций и самостоятельной работы. Студент должен владеть навыками: Анализа, синтеза, обобщения научной информации; Объяснения, доказательства, убеждения в ходе обучения; Выступления с докладом, ведения полемики, дискуссии; Оформления результатов научных исследований в виде рефератов, докладов, курсовых работ; Планирования и осуществления самообразовательной деятельности, применения знаний и умений в ходе семинаров; Осуществления рефлексии самообразовательной деятельности; Слушания и фиксирования лекции; Отбора из научных источников наиболее важной информации; Подготовки к семинару, докладу, контрольной работе. 3. Объём дисциплины и виды учебной работы.
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2.1. Лекционный курс (содержание лекционного курса (тезисы лекций) приведены в приложении 1 учебно-методического комплекса).
4.2.2. Практические (семинарские) занятия – не предусмотрены 4.2.3. Задания для самостоятельной работы студентов (содержание самостоятельной работы студентов и методические указания к её выполнению приведены в приложении 2 учебно-методического комплекса).
График контроля самостоятельной работы студентов 1. Срезовая контрольная работа (терминологический диктант в форме теста) – во время недели полусеместровой аттестации. 2. Полусеместровая аттестация – середина семестра. 3. Проверка реферата – до зачётной недели включительно. 4.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.Основная литература: 1. , Реан: Учебник для вузов. – СПб., 2000. – 304 с. 2. , Гребенюк обучения: Учебник для студентов высших учебных заведений. – М., 2003. – 384 с. 3. Загвязинский обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2001. – 192 с. 4. Кукушин: Учебное пособие. – М., Ростов-н/Д, 2003. – 368 с. 5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. . – М., 2000. – 640 с. 6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для высших и средних учебных заведений по педагогическим специальностям и направлениям / Под ред. . – М., 2000. – 512 с. 7. Подласый. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. В 2 кн. – М., 2000. 8. Ситаров: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М., 2002. – 368 с. 9. Справочник первокурсника социально-психологического факультета. – Тобольск: ТГПИ им. , 2007. – 40 с. 10. Хуторской дидактика: Учебник для вузов. – СПб., 2001. – 536 с. Дополнительная литература: 1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / , и др. – М., 2004. – 512 с. 2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. . – Ростов-н / Д., 2002. – 336 с. 3. Селевко образовательные технологии: Учебное пособие. – М., 1998. – 256 с. 4. Смирнов педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. – М., 2000. – 416 с. 5. Харламов: Учебное пособие. – М., 1999. – 519 с. 6. Харламов: Компактный учебный курс для студентов университетов и педагогических институтов. – Мн., 2001. – 272 с. 5.2. Средства обеспечения освоения дисциплины: Контролирующая (тестовая) компьютерная программа, разработанная для проведения срезовой контрольной работы; Мультимедийные лекции по некоторым аспектам и проблемам дисциплины; 6. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Для обеспечения освоения данной дисциплины имеются: - компьютерный мультимедийный класс; Проектор; Ноутбук; 7. Содержание текущего и промежуточного контроля (содержание текущего и промежуточного контроля и методические указания к его проведению приведены в приложении 3 учебно-методического комплекса): 7.1. Текущий контроль за результатами процесса обучения: Срезовая контрольная работа (терминологический диктант в форме теста); Проверка реферата. 7.2. Вопросы к зачёту по дисциплине «Технологии самообразования» 1. Основные формы организации учебного процесса в вузе 2. Лекция как основа самостоятельной работы в вузе 3. Технология эффективного слушания лекции 4. Технология эффективного конспектирования лекции 5. Технология подготовки к семинарскому занятию 6. Технология подготовки к практическому и лабораторному занятиям 7. Реферат и технология его написания 8. Контрольная работа и технология её написания 9. Доклад: технология написания и устного выступления 10. Стратегии понимания учебной информации 7.3. Проверка реферата , написанного со строгим соблюдением предъявляемых требований к оформлению научной работы. Предъявляемые требования приведены в приложении 3 учебно-методического комплекса. 7.4. Методика проведения срезовой контрольной работы приведена в приложении 3 учебно-методического комплекса. 8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические рекомендации для преподавателя и студентов приведены в приложении 4 учебно-методического комплекса). 9. Учебная практика по данной дисциплине не предусмотрена. Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальностям «050706.65 – педагогика и психология», «050711.65 – социальная педагогика» и «350500 – социальная работа». Тема 2 «Сущность, источники, функции самообразования»Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности; не всегда выбор, сделанный после окончания школы, бывает осознанным. Но так или иначе любая работа требует развития определенных навыков. И самый главный навык, который должен быть у каждого высококвалифицированного специалиста, - это навык самообразования. Особенно это важно для педагога - как утверждал К. Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока учится. Самообразование можно рассматривать в двух значениях; как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание:» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования. В данном случае самообразование выступает одним из механизмов превращения репродуктивной деятельности человека в продуктивную, приближающую индивида к творчеству. Функции самообразования. М. Князева выделяет несколько таких функций: экстенсивная - накопление, приобретение новых знаний; ориентировочная - определение себя в Культуре и своего места в обществе; компенсаторная - преодоление недостатков школьного обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании; саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств; методологическая - преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира; коммуникативная - установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами; сотворческая - сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее; омолаживания - преодоление инерции собственного мыш ления, предупреждения застоя в общественной позиции (чтобы жить полноценно и развиваться, нужно время от времени отказываться от положения учащего и переходить на положение учащегося); психологическая (и даже психотерапевтическая) - сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества; 10) геронтологическая - поддержание связей с миром и через них - жизнеспособности организма. Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда. В современной культурной ситуации самообразование может предопределять социокультурную независимость и самостоятельность личности. Поскольку феномен самообразования порожден кризисом мировой образовательной системы, именно оно и прокладывает путь к выходу из этого тупика. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре, неформальное общение с ней - а значит, это полное, многостороннее, естественное самочувствие человека в ноосфере, неформальное бытие человека в знании. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно назвать его самым свободным путем к ускоренному саморазвитию, когда оно представляет собой целую систему направленного, разумного формирования человеком разных сторон своего духовного Я. Образовательная траектория - возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированное™ интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей. Реализация намеченного плана напрямую связана с навыками самоорганизации и саморегуляции. В самоорганизации личности проявляется психологическая подготовленность к профессиональной деятельности. Как отмечает Н. Р. Битянова, саморегуляция - это процесс произвольного управления своим поведением, благодаря которому происходит разрешение конфликтов, овладение своим поведением, переработка негативных переживаний. Управление своим развитием осуществляется посредством самовоспитания. Деятельность самовоспитания формируется в результате самопознания и осознания реального Я и идеального образ» себя в будущем. Иными словами, для того чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но личностное развитие. Самосознание, т. е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. Специфика профессионального педагогического самосознания заключается в том, что оно вырастает из личностного самосознания, так как педагог в процессе выполнения своей профессиональной деятельности отдает часть себя, своих духовных ресурсов другим. Собственно, ориентация на другого, на взаимодействие с этими другими и определяет тот образ педагогической деятельности, на который ориентируется педагог. Профессиональное самосознание содержит представление профессионала о себе и свой ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представление о себе и своей работе в будущем (Е. А. Климов). Педагогическое самосознание тесно связано с рефлексией, с обращением к своему внутреннему миру, с оценкой тех процессов, которые происходят в нем. В профессиональном становлении можно выделить две составляющие: становление личностное и становление статусное (внешнее). Как правило, достижение определенного уровня в личностном плане влечет за собой и продвижение по карьерной лестнице, находит свое отражение во внешних проявлениях. В большинстве случаев человек, успешно осваивающий, свою профессиональную деятельность, получает признание в обществе. Во время обучения в вузе закладывается фундамент будущей карьеры, студенты не только знакомятся с будущей профессией, но и вступают в новые контакты, обретают опыт реального профессионального взаимодействия. Умения можно разделить на две большие категории. Это умение учиться (обучаться) и умение общаться (строить продуктивные отношения с людьми). Конечно же, эти умения неразрывно связаны между собой, а иногда и определяют друг друга, но все же рассмотрим каждое из них в отдельности. Умение учиться - важнейшая составляющая профессии педагога. В чем проявляется умение учиться? Прежде всего - в использовании приемов умственной деятельности или интеллектуальных стратегий (мыслительных, логических, мнемических и др.) по отношению к некоторому классу учебных ситуаций. Это и умение организовать свое время, планировать и контролировать свою деятельность, находить необходимую информацию, выбирать подходящие методы учения, сотрудничать с другими людьми. Это существенное расширение спектра смыслов учения в условиях перехода от умения учиться к умению учиться вместе, что означает становление обобщенных социокультурных способностей личности (В. Я. Ляудис). Более того - это и способность принять решение относительно собственного процесса учения (П. Симоне), самомотивация (Ю. Н. Кулюткин). Источники самообразования . Напомним, что самообразование может быть двух типов: систематическое и ситуативное (когда знания и навыки приобретаются по мере возникновения потребности в них). Мы будем говорить преимущественно о систематическом самообразовании, так как именно оно позволяет полнее реализовать выбранную профессионально-образовательную стратегию. Учебный процесс в вузе построен таким образом, что студентам предлагаются различные формы обучения, как теоретические, так и практические. К теоретическим относятся лекционные занятия, к практическим - семинары, лабораторные работы, практикумы и непосредственно практика (учебная и производственная). Иногда студенты недооценивают значение лекций, считая, что смогут самостоятельно познакомиться с материалом, излагаемым лектором. Это большая ошибка. Как правило, именно преподаватель может эффективно отобрать материал, подать его в актуальном контексте, объяснить степень новизны или архаичности изложенного в учебниках. Обучение в вузе для людей, собирающихся заниматься педагогической деятельностью, предоставляет совершенно уникальные возможности. С самого первого курса вы оказываетесь внутри педагогического процесса, выступая в роли и объектов, и субъектов педагогической деятельности. То есть сам процесс обучения в данном случае является моментом педагогической практики. Вы можете анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения обычного человека, но и с профессиональных позиций: не столько сдаете экзамены, но и учитесь их принимать; не только слушаете лекции, но и учитесь их читать; не только общаетесь с однокурсниками, но и учитесь управлять общением в коллективе. У вас есть все основания для того, чтобы анализировать педагогический стиль, приемы и методы ваших преподавателей, учиться у них эффективному построению взаимодействия, развивать свои рефлексивные навыки и пополнять арсенал педагогических техник. Не упустите эту возможность! Однако никакие усилия преподавателей не окажутся эффективными, если вы не будете расширять спектр источников самообразования за счет привлечения внешних ресурсов. Каких же? Первый и традиционный: книги, периодическая печать, средства массовой информации. Сюда же можно отнести и дистанционное самообразование - через Интернет. Второй источник - исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность - непременная составляющая педагогического труда. В систематическом самообразовании очень важно определиться с темой исследования, основной проблемой, которая могла бы стать центром вашего профессионального интереса. Эта тема может быть глобальной, а может быть и локальной. Здесь важен сам навык. В вузе, как правило, есть много возможностей заниматься исследовательской деятельностью. Современные курсы по педагогическим дисциплинам предполагают и многообразие различных проектов - курсовых, дипломных, конкурсных. Неплохо, если с самого начала студент займется исследованием наиболее интересной, по его мнению, проблемы, рассматривая ее с разных позиций и с разным уровнем проработки; тогда к моменту окончания вуза накопится много материала, что значительно облегчит написание квалификационной работы. Исследовательская деятельность дает не только повышение уровня самообразования, но и помогает найти единомышленников, познакомиться со специалистами по той или иной проблеме. Представляется отличный шанс познакомить научно-педагогическую общественность с результатами своей работы через собственные публикации в прессе и выступления на тематических конференциях. К сожалению, в нашей стране студенты, как правило, не отличаются профессиональной активностью, ошибочно предполагая, что построение карьеры начнется после получения документа о высшем образовании. Во многих странах это не так. Именно выпускники, проявившие свои способности еще будучи студентами, легче устраиваются на работу, получают более выгодные предложения от работодателей и быстрее продвигаются по социальной и профессиональной лестнице. Третий источник систематического самообразования - это обу чение на различных курсах. Совершенно очевидно, что грамотный специалист должен обладать не только знаниями о непосредственном предмете профессиональной деятельности, но и разнообразными умениями, необходимыми для ее осуществления. Неплохо поэтому параллельно с учением в вузе освоить еще какие-то полезные навыки, особенно на первом курсе, когда нагрузка не так велика. Например, можно пойти на курсы стенографии (это позволит быстрее конспектировать на лекциях и работать в библиотеке) или на курсы обучения работе в сети Интернет, или на курсы по формированию имиджа, изучению иностранного языка и т. д. Отдельно стоит заняться проблемой ораторского искусства. Не секрет, что многие молодые педагоги не умеют говорить образно, красиво, выразительно, а ведь риторические умения - одни из самых значимых; ярко выраженная мысль привлекает внимание аудитории к лектору. На старших курсах можно пройти тренинги личностного роста, тренинги развития коммуникативных навыков и уверенности в себе. Было бы отлично, если бы в комплекте с дипломом бакалавра или магистра у вас к концу обучения в вузе были еще какие-то документы, подтверждающие разнообразие ваших умений. Это хорошая стартовая позиция. Четвертый источник - работа. Пока вы учитесь в вузе, у вас есть прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, примерить на себя разные профессиональные роли, вовремя понять, какие именно знания вам понадобятся в реальной практике. Тогда процесс обучения становится не только интересным, но и существенно экономит ваше время. Пятый источник самообразования - окружающая действитель ность: события, которые происходят вокруг; люди, с которыми вы общаетесь, их знания и опыт. Говоря об окружающей действительности, в первую очередь необходимо отметить важность восприятия любой информации, которая попадает в поле вашего зрения. Постарайтесь научиться преобразовывать ее в максимально полезную для себя, пропускать через своеобразную профессиональную призму: а чем она может пригодиться в моей будущей деятельности? А что сделал бы я, столкнувшись с подобной ситуацией в своем классе, со своими воспитанниками? Такой подход позволяет развивать рефлексивные навыки, мысленно проигрывать ситуацию, вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных случаях. Отдельного разговора требуют и отношения, которые вы вольно или невольно выстраиваете со своими однокурсниками и преподавателями. Обязательно постарайтесь как можно лучше узнать их и подружиться с ними. Не избегайте общения с неприятными людьми - превратите и этот фактор в учебную ситуацию. Ведь на протяжении вашей профессиональной деятельности вам придется сталкиваться с разными характерами, разными взглядами и способами поведения людей. Учитесь сегодня! Старайтесь оказывать максимальную поддержку однокурсникам. Если вам не всегда хочется это делать, вспоминайте о том, что очень часто мы не можем разглядеть вокруг себя известных в будущем людей. А вдруг рядом с вами учится такой человек? Довольно часто студенты не думают о том, что отношения с преподавателями - важная часть их профессионального становления. Преподаватели, как и однокурсники, могут в дальнейшем стать и вашими работодателями, и вашими рекомендателями. В настоящее время в системе образования разрабатывается и реализуется множество проектов, к участию в них приглашаются наиболее ответственные и энергичные люди, на которых можно положиться. Участие в подобных проектах существенно увеличит диапазон ваших контактов, которые могут сыграть важную роль во всей последующей профессиональной карьере. Иногда случается, что негативное отношение к какому-то преподавателю переносится на преподаваемый им предмет. Вряд ли это правильно. Надо прежде всего думать о той пользе, которую принесет вам сотрудничество с высококвалифицированным специалистом, пусть и не очень симпатичным человеком. Многое в жизни происходит вопреки нашим ожиданиям, и тогда мы можем говорить о понятии «шанс». Как вспоминал Д.С.Лихачев, его увлечение древнерусской литературой началось после вынужденного посещения спецкурса, на который он попал совершенно случайно и откуда не мог уйти из-за чувства неловкости (кроме него там присутствовал только один студент). И последний, шестой, источник самообразования - ваши увлече ния {хобби). Их часто называют «специальными умениями». Как говорил В. А. Сухомлинский, «учитель должен в чем-то блистать». Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мнению, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрасно. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога является крайне необходимой. Отдельно необходимо сказать о знакомстве с различными образовательными учреждениями. Это - тоже важный источникполучения профессиональных знаний. Бывая в различных школах, Дворцах творчества, детских садах, вы можете сравнить и педагогические технологии обучения, и уровень организации педагогического процесса, и мастерство педагогов, что позволит вам выбрать свой собственный стиль педагогической деятельности. Таким образом, обучение в вузе дает не только возможность повышения профессиональной компетентности, но и навыки самодиагностики и коррекции (профессиональных и личностных качеств), ориентацию в образовательном поле и обретение связей (дружеских и партнерских). Карьера педагога В широком смысле карьера определяется какобщая последова тельность этапов развития человека в основных сферах жизни (се мейной, трудовой, досуговой). При этом карьера представляетсядинамикой социально-экономического положения, статусно-ролевых характеристик, форм социальной активности личности. Сущностной составляющей понятия «карьеры» является продвижение, т. е. движение вперед. И чем стремительнее общее движение, тем опаснее замедление и тем необходимее человеку готовить себя к встрече с будущими событиями. Отсюда понимание карьеры какактивного продвижения человека в освоении и совер шенствовании способа жизнедеятельности, обеспечивающего его ус тойчивость в потоке социальной жизни . Успешная карьера во многом зависит от того, насколько правильно сделал человек свой профессиональный выбор, а вернее, насколько удачным было его профессиональное самоопределение. Виды карьеры. Линейная карьера. Человек с самого начала своей трудовой деятельности выбирает понравившуюся ему область и упорно шаг за шагом на протяжении всей жизни поднимается по иерархической лестнице. Например, учитель - руководитель методического объединения - завуч - директор школы - инспектор РОНО - работник городского Комитета по образованию - работник министерства и т. д. У людей, целенаправленно делающих карьеру, линейная конфигурация - одна из наиболее распространенных. Стабильная карьера. Лицо, которое имеет стабильную конфигурацию карьеры, также еще в молодости выбирает область своей деятельности и до конца остается в ней. И хотя такой человек со временем повышает уровень мастерства и имеет более высокий доход, он не стремится продвигаться по иерархической лестнице своего ведомства. Это довольно распространенный вид карьеры. Примером могут служить такие профессии, как учитель, врач, различного рода специалисты. Их повседневная работа по своему содержанию изменяется незначительно. Здесь скорее речь может идти о повышении квалификации, духовном обогащении. Спиральная карьера. Такая карьера для беспокойных людей, мятущихся натур. Они с энтузиазмом погружаются в работу, трудятся напряженно и делают свое дело хорошо, продвигаются в своем статусе и ранге. Однако пет через 5-7 их интерес затухает, причем настолько, что они уходят на другую работу, и все повторяется заново. Видимо, поэтому иногда на работу в школу приходят случайные люди, не определившиеся до конца со своими профессиональными пристрастиями. Как правило, надолго они в учебном заведении не задерживаются. Кратковременная карьера. Человек часто переходит с одной работы на другую. Он особо не выбирает область деятельности и лишь случайно и временно получает незначительное повышение. Таких людей нередко называют «летунами». Как правило, это неквалифицированные и нередко недисциплинированные работники, Платообразная карьера. Если человек успешно справляется со своими обязанностями, его считают подходящей кандидатурой для выдвижения. После ряда выдвижений он достигает уровня, где обнаруживается предел его компетентности. Больше его не повышают, и он остается на этом месте до ухода на пенсию. О таких работниках говорят, что они попали б «мертвую зону», на плато, где им присваивается нулевой коэффициент продвижения. Снижающаяся карьера. Такая конфигурация карьеры трагична. Человек неплохо начинает свою карьеру и добивается неоднократного повышения. Однако в его жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, злоупотребление алкоголем и т. п.), что перманентно снижает качественный уровень его работоспособности. В силу этого он начинает не соответствовать требованиям занимаемой должности и постепенно опускается до самого низкого уровня. В существующей социогуманитарной литературе по проблемам образования социологический подход к изучению самообразования пока не нашел ни своего места, ни своих исследователей, нет и должного понимания актуальности данной проблемы. Это обусловлено несколькими причинами, две из которых мы полагаем наиболее важными. Во-первых, сложившиеся стереотипы в научной сфере: будучи тесно связанным с образованием, самообразование традиционно рассматривалось в русле его проблем в качестве сопутствующего элемента либо фигуры «умолчания»; во-вторых, специфика самого феномена: самообразование как явление индивидуально-личностное не сразу оказалось в исследовательском поле социологии, будучи объектом внимания в первую очередь психологии и педагогики (подробнее см. ). Технологии самообразования дииндустриальной эпохиВ доиндустриальную эпоху (продолжающуюся вплоть до первых промышленных революций) кардинальные смены технологий самообразования происходили неоднократно. Основными особенностями знания зарождающегося доиндустриального общества были синкретизм и мифологичность. Синкретизм в сфере знания (несформирован-ность и нерасчлененность его типов) соотносился с недифференцированностью человеческой деятельности, когда отдельные ее виды (трудовая, религиозная, образовательная, самообразовательная, моральная, правовая, досуговая и др.) не выступали в качестве самостоятельных. Знание представляло собой единство ценностных, нормативных, коммуникативно-информационных, познавательно-деятельностных элементов, и его дальнейшее развитие шло по пути их дифференциации (о революциях в образовании см. ). Технологии самообразования в индустриальном обществеВ индустриальную эпоху самообразование окончательно сформировалось в качестве самостоятельного вида деятельности, имеющего массовый характер и уже свойственного целым социальным группам. Этому способствовал ряд характеристик общества индустриального типа и в первую очередь утверждение приоритета личности и ее независимости от общества в качестве важнейшей ценности. Такие характеристики духовной сферы, как развитие образования и формирование национальных культур, дифференциация духовной жизни общества, усложнение систем коммуникации, появление СМИ, плюрализация общественного сознания и идеологии, стали факторами развития сферы знания и, соответственно, самообразования как механизма ее регуляции. Рост промышленного производства, высокая степень разделения труда, углубление социальной дифференциации и процессы формирования социальных отношений на основе профессиональных, классовых, имущественных связей также стали социально-экономической базой самообразования, Технологии самообразования постиндустриального общества
Глобальные процессы индустриализации, информатизации общества приводят к углублению и усложнению процессов социальной дифференциации, возникающие передовые технологии способствуют появлению новых профессий, требующих более высокой квалификации и серьезной подготовки. Стало быть, образование и самообразование превращаются во все более выраженный дифференцирующий фактор в социальной структуре общества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А.
Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. 1997. № 10. |
Новое
- Созависимость от пьющего члена семьи: как избавиться Как лечить созависимость от алкоголика
- Как избавиться от созависимости от алкоголика Ошибки созависимых алкоголиков которые
- Почему возникают галлюцинации от алкоголя и каких последствий можно ожидать?
- Начальные признаки шизофрении у детей
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
- Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму