Главная - Игры с детьми
Метание на дальность с разбега упражнения. Особенности технической подготовки баскетболиста

Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо - ее главная цель.

Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильность движений и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращения мяча.

Рисунок 22 - Классификация бросков в корзину

Бросок двумя руками от груди преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противодействия защитника.

Бросок двумя руками от груди с места выполняют из основной стойки нападающего с мячом. В подготовительной фазе игрок прицеливается в центр кольца и, подседая, выполняет замах руками с мячом, как при передаче двумя руками от груди. В основной фазе броска продолжается движение мяча вдоль туловища вверх, до уровня глаз, и далее вверх-вперед в направлении корзины. Одновременно с выпрямлением рук происходит плавное разгибание ног, и масса тела переносится на впереди стоящую ногу или на носки. Заканчивается бросок мягким захлестывающим движением кистей, которые после выпуска мяча остаются слегка разведенными наружу.

Обучая броску, следует обращать внимание на траекторию полета мяча. При бросках с левой или правой стороны от корзины под углом 30-60 градусов мяч направляют в цель ударом о щит. Хорошим ориентиром при этом является малый квадрат над кольцом.


Рисунок 23 - Бросок двумя руками от груди

Бросок двумя руками от головы (сверху) – основной бросок в баскетболе для поражения корзины с близкой, средней или дальней дистанции, а так же с линии штрафного броска. При чем с места этот бросок в игре применяется в большей мере лишь для реализации штрафного. В основном он выполняется в прыжке.

Расположение ног, как и в предыдущем броске, произвольное. Для замаха мяч из стойки нападающего кратчайшим путем поднимается двумя руками к голове: локти оптимально разведены в стороны, высота поднимания мяча индивидуальна, кисти «взведены» - находятся под мячом, направлены ладонями вверх и расположены параллельно полу. Одновременное и плавное выпрямление нижних и верхних конечностей завершается мягким выпуском мяча.


Рисунок 23 - Бросок двумя руками от головы (сверху)

Бросок двумя руками сверху вниз все чаще начинают использовать игроки высокого роста с отличной прыгучестью. Помешать этому способу броска соперник почти не в состоянии, так мяч летит только по нисходящей, очень короткой траектории с большой скоростью.


Рисунок 24 - Бросок двумя руками в прыжке

Бросок одной рукой от плеча – распространенный способ атаки кольца с места со средних и дальних дистанций. Многие баскетболисты используют его также в качестве штрафного броска.

В исходном положении для броска с места вперед на небольшое расстояние выдвинута нога, одноименная бросающей руке. Носок и колено этой ноги развернуты точно в направлении корзины. В подготовительной фазе ноги слегка сгибаются, а мяч в это время кратчайшим путем выносится над правым плечом так, чтобы правая кисть располагалась несколько впереди головы сзади-снизу под мячом, а левая поддерживала его сбоку. Основная фаза броска начинается с одновременного разгибания ног и правой руки с мячом, левая рука отводится в сторону. Мяч плавно перемещается вперед-вверх под углом 65-70 градусов за счет одновременного, равноускоренного выпрямления руки в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах. Мяч отрывается от пальцев, когда плечо, предплечье и кисть образуют прямую линию. После отрыва мяча от кончиков пальцев кисть по инерции сгибается до отказа, затем рука расслабленно опускается вниз и игрок принимает основную стойку.


Рисунок 25 - Бросок одной рукой от плеча

Основные ошибки при выполнении дистанционных бросков :

    неустойчивое расположение стоп (узкое или широкое);

    полностью выпрямленные ноги или недостаточно согнутые колени – ноги не «заряжены» на бросок;

    потеря равновесия;

    несогласованность в работе верхних и нижних конечностей;

    мяч удерживается ладонями или сомкнутыми пальцами, закрепощенными кистями;

    неполное разгибание руки в локте при броске одной рукой;

    отсутствие захлеста кисти;

    недостаточное или чрезмерное разведение локтей в стороны при бросках двумя руками;

    отклонение туловища и головы назад или в сторону.

Бросок одной рукой от головы (сверху) используют чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита, а также с линии штрафного броска. Причем с места этот бросок в игре применяется в большей мере лишь для реализации штрафного. В основном он выполняется в прыжке.

Подготовительная фаза начинается одновременным сгибанием ног в коленных и голеностопных суставах, (ноги «заряжаются») и выносом мяча к голове (угол сгибания в локтевом суставе приближается к 90 градусов). Игрок находится в положении, когда указательный палец бросающей руки, локоть, одноименное колено и стопа находятся в одной плоскости с корзиной. Мяч лежит на кисти бросающей руки, максимально «взятой» на себя, и поддерживается другой рукой сбоку.

Для основной фазы характерным является согласованное разгибание в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах обеих ног, плечевом и локтевом суставах бросающей руки. Мяч удерживается двумя руками до их почти полного выпрямления в локтевых суставах, после чего поддерживающая рука отводится в сторону. Туловище и голова сохраняют вертикальное положение. Заканчивается бросковое движение активным сгибанием вперед в лучезапястном суставе рабочей руки - хлестом кисти.


Рисунок 26 - Бросок одной рукой от головы (сверху)

Бросок одной рукой сверху в прыжке (бросок в прыжке) - основное средство завершающих действий в нападении в современном баскетболе.

Бросок в прыжке выполняется преимущественно сильнейшей рукой, а в редких случаях - двумя.

Уровень исходного положения мяча непосредственно перед бросковым движением может быть разным. Соответственно выделяют броски в прыжке одной рукой от плеча, одной рукой от головы и одной рукой над головой (т.е. почти с выпрямленных рук); двумя руками от головы и над головой.

Игрок получает мяч от партнера стоя на месте, в движении или совершает остановку после ведения. Прекратив движение, он принимает устойчивое двухопорное положение с незначительно выставленной вперед ногой, одноименной с бросающей рукой. Ноги согнуты и находятся на ширине плеч, впереди стоящая стопа направлена носком на корзину, сзади стоящая развернута носком наружу. Масса тела равномерно распределена на обе ноги. Плечо бросающей руки незначительно выведено вперед. Мяч удерживается в двух руках на уровне плеча, немного впереди туловища. Рабочая кисть максимально согнута назад до горизонтального положения, пальцы широко расставлены. Поддерживающая рука обхватывает мяч сбоку. Мяч, бросающая рука и одноименная нога располагаются в одной вертикальной плоскости.

Движение начинается толчком двумя ногами вертикально вверх и одновременной корректировкой положения мяча для соответствующего броска: фиксацией его на необходимой высоте у плеча, выносом к голове или над головой.


Рисунок 27 - Бросок одной рукой сверху в прыжке

При бросках одной рукой локоть бросающей руки располагают под мячом и направляют на корзину, а локоть другой руки чуть отводят в сторону, поддерживая мяч кистью сбоку или снизу.

Бросок одной рукой «крюком» часто используется центровыми игроками для атаки кольца с близких и средних дистанций при активном противодействии высокорослого защитника. Может осуществляться как после вышагивания с места, так и после овладения мячом в движении.

Бросок после вышагивания с места начинается с шага разноименной с бросающей рукой ноги в сторону от соперника. Стопа ставится перекатом с пятки на носок и на внешнюю сторону с последующим поворотом в положение боком к щиту. Опорная нога при этом слегка сгибается, взгляд игрока устремлен на корзину, мяч лежит на согнутой кисти бросающей руки, поднят на уровень плеча и поддерживается сверху другой рукой. Если игрок получает мяч в движении, используется двухтактный ритм разбега.

Отталкиваясь разноименной ногой, игрок кратчайшим путем поднимает полусогнутую руку с мячом вверх - в сторону. Свободная рука, согнутая в локтевом суставе под прямым углом, ограждает мяч от защитника. Одновременно с махом одноименной с бросающей рукой ногой, согнутой в колене, туловище разворачивается вперед. В наиболее высокой точке прыжка мяч дугообразным движением над головой направляется в корзину. Выпуск производится скатывающим движением кисти, когда вертикально выведенная рука приближается к голове.

В завершающей фазе игрок сопровождает мяч за счет сгибания бросающей руки в локтевом и лучезапястном суставах («накрывает голову») и приземляется в устойчивое двухопорное положение.


Рисунок 28 - Бросок одной рукой над головой (крюком)

Бросок одной рукой снизу применяют примерно в тех же ситуациях, что и бросок двумя руками снизу. Этот бросок целесообразен во время прохода под щит в условиях активного сопротивления противодействующего защитника и применяется, чтобы избежать накрывающего мяч движения руками сверху.

Некоторые центровые игроки с успехом используют этот бросок в сочетании с поворотом и финтами при борьбе вблизи щита соперника.

Игрок после овладения мячом и выполнения двухшажного разбега, которые совпадают по всем параметрам с движениями при броске одной рукой сверху, стремится выпрыгнуть как можно дальше вперед-вверх, а не вертикально вверх. Для этого он, наклоняясь вперед, выносит общий центр тяжести тела за толчковую ногу; бросающая рука (дальняя от защитника) развернутая ладонью к корзине, самостоятельно удерживает мяч на уровне пояса.

В безопорном положении рука выносится вперед-вверх, полностью выпрямляясь, - игрок как бы пытается дотянуться до кольца. При этом для удлинения полета толчковая нога может сгибаться и подноситься к маховой. Завершающее движение кистью в высшей точке прыжка выполняется резко на себя, придавая мячу вращение вперед вокруг поперечной оси.

Бросок двумя руками снизу отличается от предыдущего тем, что мяч контролируется двумя руками с момента овладения им до выпуска. Вынос мяча для броска осуществляется выпрямлением рук снизу вперед-вверх, кисти направляются вверх ладонями.

Добивание мяча. В ряде игровых положений, когда мяч отскакивает от щита после неудачного броска или пролетает вблизи корзины, у игрока нет времени для приземления с мячом, прицела и броска. В таких случаях следует добивать мяч в кольцо в прыжке двумя руками или одной.

Основные ошибки при выполнении броска одной рукой в движении:

    снижение скорости передвижения или остановка перед ловлей мяча;

    рассогласование работы ног и рук: ловля мяча на шаге разноименной с бросающей рукой ноги;

    вялое, неэффективное отталкивание; отсутствие махового движения одноименной с бросающей рукой ноги: недостаточно высокий прыжок;

    неправильный вынос мяча: мяч сильно удален от плеча (головы) вперед или заведен за голову; локоть бросающей руки отклонен или отведен в сторону; не «взведена» кисть бросающей руки;

    несвоевременный выпуск мяча: до или после достижения игроком высшей точки прыжка;

    потеря равновесия при приземлении: приход на маховую ногу или на прямые ноги.

Для бо­лее успешного освоения результативного брос­ка ученикам важно знать основные технические компоненты, обусловливающие точность попада­ния в корзину. На наш взгляд, это следующие:

Равновесие тела

При хорошем равновесии нападающий может координировать напряжение каждой группы мышц для создания общего уси­лия в момент броска. Известно, что бросок достигнет цели только в том случае, если в мо­мент выпуска мяча игрок будет в равновесии, позволяющем ему закончить плавное, непрерыв­ное сопровождение мяча.

Создание необходимого усилия

Развитие об­щего усилия при выполнении броска в корзину осуществляется взаимодействием следующих факторов: плавного движения кисти и пальцев вперед; быстрого разгибания руки резким дви­жением локтя и плеча; быстрого выпрямления ног в коленных суставах одновременно с под­ниманием на носки. При броске в прыжке зна­чительная часть созданной энергии переводится в движение вверх, сила, необходимая для брос­ка мяча в корзину, может быть обеспечена руками, кистями, пальцами.

Расчет

При броске в прыжке расчет начина­ется с постановки ног для отталкивания и за­канчивается сопровождением и восстановлением исходного положения. При броске с места правильный ритм обеспечивает плавное, не­прерывное бросковое движение снизу вверх, при котором развивается максимальное усилие перед выпуском и в момент выпуска мяча кончиками пальцев. При броске в прыжке ско­рость тела быстро уменьшается до нуля, и бро­сок должен быть рассчитан так, чтобы выпуск мяча кончиками пальцев произошел в высшей точке прыжка. В тех случаях, когда это выпол­няется правильно, создается впечатление, что «снайпер» на секунду зависает в воздухе в мо­мент выполнения броска.

Финальное усилие пальцев

Силы, прилагаемые к мячу, должны пройти через кончики пальцев. Это дает возможность в момент выпуска мя­ча направить пальцами его движение точно в цель и обеспечивает мягкое естественное обрат­ное вращение. Благодаря исключительной чув­ствительности кончиков пальцев и мягкому уве­ренному движению кисти у игрока образуется «чувство мяча», которое становится решающим фактором в определении точности броска. Вынося руки в исходное положение для броска, надо разъединить пальцы, крепко держа мяч кончиками и подушечками пальцев обеих рук. Важно развивать чувство «мяча», чтобы правиль­ное расположение рук стало привычным.

Сопровождение

Успех броска определяется постоянным визуальным контролем за движения­ми, непрерывным наращиванием двигающей си­лы, которая достигает оптимальной величины в момент, когда мяч сходит с кончиков паль­цев. Сопровождение является составляющей частью последовательности движения при вы­полнении броска.

Бросок одной рукой с места

Расположение ног может быть различным, хотя большинство игроков предпочитают ставить одноименную бросающей руке ногу несколько впереди. Уро­вень, на который выносится мяч в исходном положении, также может быть неодинаков у разных игроков. Одни предпочитают бросать от груди, другие - от плеча. Однако, как пра­вило, чем выше выносится мяч в исходном по­ложении, тем ближе нападающий может рас­полагаться к защитнику и при этом иметь возможность выполнить бросок. Высота располо­жения мяча влияет на дальность его полета: чем выше находится мяч, тем короче полет. Правая рука, которой выполняется бросок, находится на нижней и задней поверхности мяча, пальцы удобно расставлены, ладонь обращена к корзине, мяч лежит на кончиках пальцев и основании ладони. Левая рука, обеспечивающая равновесие и контроль, располагается на перед­ней и нижней поверхности мяча, тыльной сторо­ной ладони к корзине. Левая рука отводится в сторону до момента выпуска мяча, и уси­лие создается только рукой, выполняющей бро­сок. В момент, когда атакующий поднимается на носки и разгибает ноги, он одновременно разгибает руку с мячом до полного выпрям­ления, кисть плавно сгибается вниз в лучезапястном суставе, придавая мячу обратное враще­ние в момент выпуска.

Бросок в прыжке в настоящее время являет­ся одним из наиболее эффективных средств нападения. В современном баскетболе нет, по­жалуй, другого броска, который был бы так опасен для защиты. Быстрый и точный бросок в прыжке, которому предшествует финт, фак­тически невозможно блокировать.

Техника та же, что и при броске одной ру­кой с места. Поэтому, если бросок с места освоен, сравнительно легко расширить арсенал бросков, включив и бросок в прыжке с близ­кой и средней дистанции (в зависимости от возраста и физических данных занимающихся).

Отталкивание может выполняться либо с места, либо в движении после ведения или приема мяча. Отталкивание с места выполняется обеи­ми ногами.

Положение ног в воздухе определяется естест­венностью положения. В зависимости от равно­весия, расстояния до корзины и активности защиты прыжок может быть выполнен либо вер­тикально вверх, либо с отклонением вперед или назад. Однако во всех случаях важно достичь почти неподвижного уравновешенного положе­ния для броска в воздухе лицом к корзине, при котором рука с мячом поднята для броска мяча. Если это движение правильно рассчи­тано, создается впечатление зависания игрока как рез в момент выполнения броска. Если же прыжок рассчитан неверно или выполнен не­правильно, получается неуклюжий, неуравнове­шенный бросок, который, как правило, далеко не точный.

Независимо от индивидуального стиля описан­ная ниже техника является основной для точных бросков в прыжке, как с места, так и в дви­жении.

В момент приседания «снайпер» выносит мяч, держа его в обеих руках, в подготовительное положение над плечом. Приседание выполняется на обеих ногах, вес тела равномерно распреде­лен на передней части ступней. Локти выдвинуты слегка вперед, под мяч, а руки расположены так, что поддерживающая рука (левая) находит­ся впереди, а выполняющая бросок (правая) сзади, пальцы удобно расставлены, как при брос­ке одной рукой с места. Во время прице­ливания и разгибания ног в начале прыжка игрок поднимает мяч двумя руками в позицию для броска немного вперед или прямо над головой, либо в сторону от головы над правой рукой (более высокие игроки предпочитают положение над головой, низкорослые - слегка в сторону от головы). Приближаясь к высшей точке прыж­ка, игрок направляет локоть правой руки в сто­рону корзины, кисть обращается ладонью вверх-вперед, а левая рука держится высоко впере­ди. Необходимо постоянно смотреть на цель. Достигая высшей точки прыжка, игрок делает быстрое и легкое разгибающее движение пред­плечьем и кистью правой руки, опуская левую руку, а кончиками пальцев придает мягкое об­ратное вращение мячу. Сопровождение закан­чивается полным выпрямлением правой руки, а кисть согнута в лучезапястном суставе и как будто опущена внутрь корзины.

Бросающему мяч в корзину могут быть полез­ны следующие советы:

1. Необходимо знать когда и как бросать мяч в корзину:когда следует производить бросок, а когда лучше передать мяч партнеру, находящемуся в более удобной позиции для броска. Овладевать всеми основными способами бросков и совершенствовать те из них, которые больше всего ему подходят.

2. Уметь расслабляться при бросках, совер­шенствуя это умение на каждом занятии.

3. Всегда быть уверенным в своих силах. Воспитывать в себе чувство способности реали­зовать каждый выполненный бросок. В трениро­вочных занятиях начинать броски с ближних дистанций, постепенно по мере возрастания на­дежности броска отходя от корзины. Если игрок постоянно не попадает в корзину, выполняя ка­кой-нибудь бросок, следует подойти ближе к корзине, а затем по мере улучшения резуль­тативности отходить Назад.

4. Следует учиться бросать обеими руками. Когда в игре нападающий окажется в удоб­ной позиции для выполнения броска «слабой» рукой, он должен воспользоваться этой возмож­ностью.

5. Все внимание следует сосредоточить на це­ли. При бросках с близкой дистанции и особенно под углом к Щиту рекомендуется целиться в щит. При бросках со средних и дальних дис­танций следует целиться в переднюю дужку кольца.

Баскетбольные корзины шире, чем это кажется на самом деле. Внутренний диаметр кольца равен 45 см, и два мяча могут пройти в корзину од­новременно. Знание этого факта должно при­дать ученикам уверенность при выполнении бросков в кольцо.

6. Всегда находиться в равновесии при броске, только в таком положении можно выполнять бросок.

7. Необходимо знать траекторию своего брос­ка. При выполнении любых бросков игрок дол­жен посылать мяч со средней траекторией, т. е. чем ближе к кольцу, тем меньше траектория, и наоборот. Овладение оптимальной траекторией повышает результативность броска.

8. Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать исходное положение для добивания мяча или быстрого возвращения в защиту.

9. Придавать мячу минимальное вращение и только тогда, когда это необходимо. Резкое дви­жение пальцев вниз в момент броска придает мячу избыточное вращение. Чтобы придать не­большое обратное вращение, необходимо вы­полнить мягкое и плавное движение кистью.

10. Упражняться в бросках целесообразно в условиях, как можно больше напоминающих игровые: например, ставить партнера в пози­цию защитника, чтобы он, размахивая руками, мешал выполнять бросок, использовать чаще упражнения с элементами соревнований, выпол­нять броски в корзину после игры - на фоне утомления.

11. Необходимо быстро выполнять бросок. Лучшие снайперы никогда долго не готовятся к броску.

12. Необходимо точно определить расстояние до кольца, сосредоточив все внимание на цели.

В процессе обучения броскам в корзину на­иболее часто встречаются следующие ошибки: неумение сосредоточить внимание на цели, по­теря равновесия при броске, слишком сильное вращение мяча, поспешность при выполнении броска, разведение локтей при броске, слишком низкая или слишком высокая траектория полета мяча, держание мяча на ладони во время брос­ка, несогласованность работы ног и рук при вы­полнении броска.

Бросок мяча в прыжке разучивается точно так же, как и с места: сначала имитационные упражнения, затем броски в стену, в парах, передавая мяч бросковыми движениями друг другу справа от щита с отскоком от него, за­тем слева от щита и наконец с близкого рас­стояния напротив корзины. Расстояние между щитом и выполняющим бросок постепенно уве­личивается. После освоения броска с места разучивается бросок в прыжке после ловли, а затем после ведения мяча.

Упражнения для совершенствования бросока мяча в корзину одной рукой

1. Игрок 1 посылает мяч выходящему под щит игроку 2 и переходит в конец колонны, куда передал мяч (рис. 1). Игрок 2 ловит мяч в дви­жении, делает остановку и выполняет бросок мяча в корзину, передает мяч игроку 3 и стано­вится в колонну за ним. - 2. Игрок 1 ведет мяч в сторону кольца, в указанном месте делает остановку и затем бро­сок указанным способом, ловит мяч и передает его следующему в колонне, а сам становится в конец ее (рис. 2).


3.Игроки размещаются, как показано на (рис. 3.) Игрок 1 ведет мяч и после остановки делает бросок. В это время игрок 5 выбегает под щит, ловит отскочивший от щита мяч и передает его игроку 2, а сам становится в конец колонны справа. Игрок 1 после броска переходит в ко­нец противоположной колонны.

4. Игроки располагаются, как показано на (рис. 4). Игрок 1 передает мяч игроку 2, пере­двигается к кольцу, ловит мяч в движении, пе­реходит без остановки на ведение, затем делает остановку под кольцом и производит бросок, затем подбирает отскочивший от щита мяч и отдает игроку 3, а сам становится за игроком 5. Игрок 2, передав мяч, становится за игро­ком 4.


5. То же, только игрок 1 после получения мяча от игрока 2 делает остановку, изменяет на­правление (двигается в центр области штраф­ного броска), ведет мяч левой рукой, затем снова останавливается и выполняет бросок.

6. Занимающиеся становятся парами, как показано на рис. 5. Игроки передвигаются парал­лельно друг другу, передавая мяч между со­бой. Игрок, который получит мяч в непосред­ственной близости от кольца (или в указанном месте), делает остановку и бросок в кольцо. Затем они возвращаются по боковым линиям в конец колонны, предварительно поменявшись сторонами.

7. Бросок одной рукой сверху с сопротив­лением (рис. 6). Игрок 1 ведет мяч к корзине, защитник 1 опекает его пассивно. Затем защит­ник подбирает отскочивший от щита мяч, а если мяч не упал на площадку, может добить егов корзину одним из указанных способов.


Передав мяч следующему нападающему, пер­вая пара уходит в конец колонны, поменяв­шись местами.

8. Бросок одной рукой, сверху в тройках со сменой мест (рис. 7). Игрок 2 передает мяч партнеру 1 и выполняет проход перед ним, ког­да тот ведет мяч. Игрок 3 выходит для по­лучения мяча от игрока 1, выполняющего проход перед партнером 3, и передвигается к корзине для добивания мяча. Игрок 3 ведет мяч и пере­дает его игроку 2, выходящему на бросок из-под корзины. Игроки 1 и 3 могут подобрать отскочивший от щита мяч и добить его в коль- цо. После этого игроки переходят из первой колонны во вторую, а затем в третью и снова в первую.

9. Броски в парах (рис. 8). Игрок начинает упражнение с позиции 1 и бросает мяч в кор­зину до тех пор, пока не попадет. Партнер до­бивает мяч и возвращает его первому игроку. Как только игрок забросит мяч с"точки, он пе­реходит на позицию 2. И так до тех пор, пока не попадет в корзину с каждой точки. После этого партнеры меняются местами и продолжа­ют упражнения. В одну корзину могут выпол­нять броски несколько пар игроков.


10. Бросок в прыжке после ведения с сопро­тивлением (рис. 9). Игрок 1 ведет мяч к кор­зине, защитник 1 опекает его. После резкой остановки нападающий бросает мяч в прыжке или выполняет финт перед броском. Оба игрока борются за мяч при отскоке, овладев, передают очередным в колоннах и меняются местами.

11. То же, только упражнение проводится в виде соревнования в парах. За удачный бросок в прыжке игроку начисляется 2 очка, а за под­бор мяча 1 очко (как бросающему, так и за­щищающемуся). После поочередного выполне­ния несколько раз подсчитываются набранные очки.

12. То же, только игроку, подобравшему мяч, разрешается выполнить бросок в корзину с мес­та, где он овладел им. Теперь очко присужда­ется только после попадания мяча в кольцо.

Обязательным условием при выполнении по­следней серии упражнений является соблюдение правила ведения мяча «дальней рукой» от за­щитника, т. е. при ведении мяча слева в сто­рону щита левой рукой и наоборот.

Целесообразно широко использовать соревно­вательный способ проведения упражнений. Это повышает эмоциональность занятий и интерес к ним. Ниже приводим примерные упражнения и игры. Естественно, указанное количество команд и число участников в командах, а также место выполнения бросков в тексте указываются при­близительно. Конкретное их число опре­деляется возможностями и количеством занимающихся на уроке и устанавливает­ся самим учителем. Все упражнения показаны по схеме бросков справа от щита с близкого расстояния. Однако после броска справа целе­сообразно выполнять броски и слева от щита, а затем по центру или под каким-то определен­ным углом к щиту. Броски выполняются с близ­кой дистанции, затем расстояние постепенно уве­личивается. Некоторые упражнения можно про­водить одновременно с обеих сторон щита, а если есть дополнительные щиты, использовать и их. При включении в упражнение защитников сначала они пассивны, а при повторении начи­нают действовать активно.

13. «Баскетбольный гольф» (рис. 10). В уп­ражнении можно использовать любой способ броска. Каждый игрок начинает броски с точки 1, после удачного броска переходит на следую­щую точку. После неудачного броска игрок подбирает мяч и снова бросает с той же точки. Подсчитывается общее число бросков, сделанных на всем пути до точки 9. Побеждает тот, кто доберется до нее, сделав минимальное число бросков.


Броски с точки 1 начинают по очереди выполнять несколько игроков. Если занимающихся много, можно одновременно другой группе уче­ников начинать упражнение с точки 9, передви­гаясь последовательно к точке 1.

14. «21 очко». Играющие делятся на команды по 4 - 6 человек в каждой и размещаются на одинаковом расстоянии от корзины. Направ­ляющие в колоннах бросают мяч с места в коль­цо, после броска стараются овладеть мячом пос­ле отскока его от щита. Если мяч не коснулся пола, игрок повторяет бросок с места, где овла­дел мячом. Затем мяч передается следующему игроку в колонне. Каждый проделывает то же самое. За бросок с начальной дистанции - 2 оч­ка, за точный бросок после ловли мяча, от­скочившего от щита,- еще 1 очко. Побеждает команда, набравшая первой 21 очко.

15. «11 очков». Играют несколько команд по 5-6 человек в каждой, которые размещаются на одинаковом расстоянии от линии круга облас­ти штрафного броска. Стоящий первым в каждой команде ведет мяч до указанной точки (1,5- 2 м от щита) и оттуда делает бросок в прыж­ке, подбирает мяч и передает следующему и т. д. За каждый точный бросок команда полу­чает 1 очко. Побеждает команда, первой набрав­шая 11 очков.

16. Игрок с мячом начинает бросок из-под корзины и продолжает выполнять броски с каж­дой обозначенной точки (рис. 11) до первого промаха, после чего повторяет бросок с той же точки, а при попадании переходит на очередную точку. После второго промаха (или третьего- по условию) игрок ждет, когда вся команда выполнит броски с этой точки, и затем повторяет бросок с нее же.

17. Две команды выстраиваются на равном расстоянии от корзины в колонну по одному, каждая на своей половине площадки. По сигналу стоящие первыми выполняют бросок указанным способом, овладевают мячом и передают оче­редному в колонне. Побеждает команда, набрав­шая первой обусловленное количество очков. За каждое попадание - 2 очка.

Это упражнение побуждает занимающихся вы­полнять броски и передачи быстро.

Подготовка к выполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, а попадание в кольцо - ее главная цель.

Для успешного участия в состязании каждый баскетболист должен не только умело применять передачи, ловлю и ведение мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски из различных исходных положений, с любых дистанций при противодействии соперников. Меняющаяся обстановка игры и стремление использовать каждый удобный момент для атаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способов выполнения броска с учетом индивидуальных особенностей игрока.


Точность броска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой, стабильностью движений и управляемостью ими, правильным чередованием напряжения и расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительным усилием, а также оптимальной траекторией полета и вращением мяча.

Готовясь к броску, игрок должен оценить ситуацию на площадке (не находится ли партнер в более выгодном положении, обеспечивают ли партнеры борьбу за отскок и т.д.), возможную интенсивность и способ противодействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы за отскок и другие моменты. Наметив программу действий и приняв решение, игрок должен психологически настроиться на бросок таким образом, чтобы никакие помехи уже не повлияли на уверенность и устойчивость движений. В заключительный момент броска нужно расслабиться. Практика показала определенное преимущество бросков с отражением мяча от щита.

В бросках лучше придавать мячу вращение вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению полета мяча (обратное вращение). В броске из-под щита из трудных положений применяется вращение мяча вокруг вертикальной оси. Это позволяет более свободно выбирать точку отражения от щита, не ограничиваясь его частью, расположенной непосредственно над кольцом, полнее использовать пространство за щитом для прохода и броска.

Броски со средних и дальних дистанций целесообразно выполнять сильнейшей рукой. Броски вблизи корзины надо уметь выполнять как правой, так и левой рукой.

Траекторию полета мяча выбирают в зависимости от дистанции, роста игрока, высоты его прыжка и активности противодействия высокорослого защитника. При бросках со средних (3-6,5 м от кольца) и дальних (свыше 6,5 м от кольца) дистанций лучше всего выбирать оптимальную траекторию полета мяча - параболу, при которой высшая точка над уровнем кольца примерно 1,4-2 м. При более навесной траектории несколько удлиняется путь мяча, что снижает точность броска. Чем больше дистанция, тем больше должны быть амплитуда движений при замахе, мощное заключительное усилие при выпуске мяча. Движение вслед за своим броском должно стать привычкой для любого игрока.

В общей структуре конкретного способа броска в корзину выделяют три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Если в подготовительные движения игрок может внести некоторые изменения в зависимости от внешних факторов без заметного ущерба для точности приема, то основные движения должны отличаться стабильностью и рациональной вариативностью в пределах решения конкретных задач, обусловленных установкой на бросок.

Эти установки могут быть направлены на регулирование: точки замаха (от плеча, снизу, над головой, за головой);
точки выпуска мяча (впереди себя, высоко над головой);
быстроты выполнения;
высоты траектории полета мяча.

Преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций, если нет активного противодействия защитника. Этот способ броска занимающиеся осваивают наиболее быстро, поскольку его структура близка к структуре передачи мяча тем же способом.

Целесообразно выполнять со средних дистанций при плотной опеке соперника.


Бросок двумя руками снизу выполняют преимущественно при стремительных проходах к щиту и атаках кольца в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника.


Все чаще начинают использовать игроки высокого роста с отличной прыгучестью. Помешать
этому способу броска соперник почти не в состоянии, так как мяч летит только по нисходящей, очень короткой траектории с большой скоростью.


Подготовительная фаза: баскетболист выпрыгивает перед кольцом и выносит мяч на прямых руках над его уровнем.

Основная фаза: резким поворотом кистей и пальцев сверху вниз игрок опускает мяч в кольцо.

Завершающая фаза: после выполнения броска баскетболист мягко приземляется на обе ноги, занимая «исходное» положение для дальнейших действий.

Распространенный способ атаки кольца с места со средних и дальних дистанций. Многие спортсмены используют его также в качестве штрафного броска.

Используют чаще других для атаки корзины в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита.


Подготовительная фаза: мяч ловят под правую ногу (при броске правой рукой). Шаг, под который ловят мяч, наиболее растянут. Последующий шаг должен быть укороченным, стопорящим - игрок должен быстрее и сильнее оттолкнуться почти вертикально вверх. При отталкивании от площадки мяч выносят над плечом и перекладывают на повернутую часть правой руки.

Основная фаза: в высшей точке прыжка рука выпрямлена для максимального приближения к кольцу, мяч выталкивается мягким движением кисти пальцев, ему придается обратное вращение.

Бросок одной рукой сверху в прыжке (бросок в прыжке) - основное средство нападения в современном баскетболе. В состязаниях сильнейших мужских команд мира до 70 % всех бросков с игры выполняются именно этим способом, с различных дистанций. Есть несколько разновидностей данного броска. Выбирают их в зависимости от дистанций и особенностей противодействия защитника. В качестве типового проанализируем этот бросок со средней дистанции.


Подготовительная фаза: игрок получает мяч в движении и сразу делает стопорящий шаг левой ногой. Затем он приставляет к ней правую ногу, сгибая локти, выносит мяч на правой руке над головой, поддерживая его сбоку-сверху.

Основная фаза: игрок выпрыгивает толчком двумя ногами, при этом туловище развернуто прямо к кольцу, ноги слегка согнуты.
При достижении высшей точки прыжка игрок направляет мяч в корзину выпрямлением правой руки вперед-вверх и энергичным, но плавным движением кисти и пальцев. Мячу придается обратное вращение. Левую руку снимают с мяча в момент начала движения кисти правой. Расстояние от места отрыва от площадки до места приземления игрока после броска должно быть минимальным и составлять не более 25-30 см, что позволяет ему избежать столкновения с защитником.

При выполнении броска в прыжке со сравнительно близкого расстояния отпадает необходимость в большой амплитуде разгибания руки с мячом.

Основным бросковым движением становится движение кисти и пальцев, благодаря которому повышаются уровень исходного положения мяча непосредственно перед броском и точка выпуска мяча - тогда игрок может успешно преодолеть сопротивление соперника.


Стали применять и для атаки кольца с близких и средних расстояний при плотной опеке высокорослого защитника, обладающего хорошей прыгучестью. Мяч выпускают над головой вне центрального поля зрения игрока - он летит по навесной траектории, что в определенной степени затрудняет достижение высокой точности броска.


Большое значение в состязании приобретает быстрота выполнения броска или, как говорят, его скорострельность. Опыт показывает, что медленно выполненный бросок, как правило, встречает противодействие соперников, которое трудно преодолеть. Скорострельность броска можно увеличить, сократив время на подготовительные движения и их реализацию.

Бросок одной рукой «крюком» часто используется центровыми игроками для атаки кольца с близких и средних дистанций при активном противодействии высокорослого защитника.


Подготовительная фаза: игрок делает шаг левой ногой в сторону от соперника, поворачивается левым боком к щиту, слегка сгибая левую ногу. Мяч лежит на согнутой правой руке и поддерживается сверху; голову поворачивают к корзине.

Основная фаза: отталкиваясь левой ногой, игрок выпрыгивает вверх, одновременно правую руку с мячом отводит от туловища и дугообразным движением поднимает вверх.

Левая рука, согнутая в локтевом суставе под прямым углом, как бы отгораживает мяч от защитника. Колено правой ноги подтягивают вверх. Мяч выпускают в наиболее высокой точке, когда рука приближается к голове. Потом его направляют в корзину.

При плотной опеке и подстраховке некоторые центровые предпочитают не делать рукой с мячом полную дугу. Они выносят мяч двумя руками в сторону вверх от защитника, затем одной рукой проводят лишь заключительную часть, т.е. бросают мяч «полукрюком».

Бросок одной рукой снизу применяют примерно в тех же ситуациях, что и бросок двумя руками снизу в прыжке. Кроме того, некоторые центровые игроки с успехом используют этот бросок в сочетании с поворотом и финтами при борьбе вблизи щита соперника.

Добивание мяча . В ряде игровых положений, когда мяч отскакивает от щита после неудачного броска или пролетает вблизи корзины, у игрока нет времени для приземления с мячом, прицела и броска. В таких случаях следует добивать мяч в кольцо в прыжке двумя руками или одной. При добивании одной рукой баскетболисту удается достать мяч в более высокой точке. Выпрыгнув и приняв мяч на раскрытую кисть, игрок слегка сгибает руку и тут же выпрямляет ее, одновременно выполняя мягкое завершающее движение кисти пальцами (без шлепка). Когда же мяч находится совсем близко к кольцу, то лучше послать его коротким толчком без задержки кисти.

Список использованной литературы:

  1. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.

В момент броска мячу придаётся вращение вокруг горизонтальной оси, обратное направлению полёта мяча.

В современном баскетболе наиболее распространёнными являются броски мяча двумя руками от груди и сверху, одной рукой от плеча и сверху, одной рукой в прыжке, а также добивание мяча.

Бросок двумя руками от груди (рис. 18). Исходное положение такое же, как при передаче мяча двумя руками от груди. Немного сгибая колени, игрок подтягивает мяч к груди, одновременно опуская вниз кисти с мячом. Последующим плавным круговым движением кистей мяч переводится в исходное положение для броска. Разгибая руки вперёд-вверх, сопровождая это движение разгибанием ног, игрок мягким толчком пальцев направляет мяч в корзину.

Броски одной рукой от плеча наиболее часто используются в баскетболе. Выполняются они с места, в движении и в прыжке.

При броске с места (рис. 19) ступни ног находятся либо на одной линии, либо одноимённая нога выставлена на полшага вперёд. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе бросающей руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперёд, игрок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.

Бросок одной рукой от плеча в движении применяется при проходе к щиту с ведением или когда игрок, выбегая, получает мяч вблизи от щита. При броске правой рукой игрок ловит мяч в широком шаге правой ногой, делает второй шаг левой и, оттолкнувшись вверх, выносит руку с мячом в исходное положение для броска в наивысшую точку, завершая его мягким направляющим движением кисти. Маховая нога, согнутая в колене, сначала помогает прыжку, а затем, разгибаясь, свободно опускается (см. рис. 1).

Бросок одной рукой сверху (рис. 20) в прыжке выполняется с места и после движения. Игрок ловит мяч в момент шага, делает второй шаг и подтягивает ногу, выполнившую первый шаг, к впередистоящей, затем выталкивается вверх, выносит мяч вперёд-вверх и перекладывает его на кисть бросающей руки. Выпрыгнув в наивысшую точку, игрок, разгибая руку, мягким движением кисти направляет мяч в корзину. Бросок одной рукой в прыжке может выполняться с задержкой конечного движения кистью в фазе полёта («с зависанием»), а также в случаях близкого соприкосновения с защитником с отклонением туловища назад.

Бросок одной рукой снизу выполняется в движении или с поворота, когда необходимо преодолеть относительно большое расстояние в прыжке, чтобы «дотянуться» до корзины, либо находясь спиной к щиту под плотной опекой, нужно сделать бросок под руками защитника. Особенность техники его выполнения – это длинный шаг в прыжке и мягкое направляющее движение кистью лежащего на ней мяча снизу вверх. Аналогичным образом выполняется и бросок двумя руками.

Бросок двумя руками сверху – надёжный способ атаки корзины со средних и близких позиций. Выполняется он с места и в прыжке. В исходном положении руки с мячом находятся выше головы, согнуты, кисти отведены назад. При броске с места ноги могут быть в параллельной стойке либо одна впереди другой. Разгибая ноги и одновременно выпрямляя руки в локтевых суставах, мяч направляется в корзину завершающим движением кистей. Так же выполняется бросок двумя руками сверху в прыжке.

Добивание мяча обычно используется при отскоке его от щита. Игрок выпрыгивает вверх, максимально вытягивая к мячу одну либо обе руки. Встретив мяч в наиболее высокой точке, он отводит назад кисть (кисти) и обратным мягким движением (толчком) направляет мяч в корзину.

Изучая броски, следует акцентировать внимание на технике броска в отдельных фазах движений: исходном положении перед его выполнением; согласованности движений рук и ног в момент выноса мяча; заключительном движении кисти и т.п. Формированию точности бросков способствуют специальные приспособления и дополнительные ориентиры.

 


Читайте:



Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"

Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат

Регистрация на сайте Перед началом работы с FOODCOST пользователи должны зарегистрироваться. Ссылка на форму регистрации В открывшемся окне...

200 грамм овсяных хлопьев

200 грамм овсяных хлопьев

Домохозяйки часто сталкиваются с проблемой измерения ингредиентов. Между тем, процесс очень важен для приготовления вкусных блюд для гостей и...

Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

feed-image RSS