Главная - Дети 0-1 год
Виды ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства. Вина при совершении налогового правонарушения

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме

Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.

Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.

Каждый налогоплательщик согласно Закону обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты, предоставлять налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Если налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, то налоговые органы вправе наложить на него санкции.


Административная ответственность - наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.

По определению, Административная ответственность - это “...вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение”..

Основные характеристики административной ответственности:

Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.


Основанием административной ответственности является административное правонарушение, т.е. “...посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность”.

В Налоговом Кодексе РФ “Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Наказуемость подразумевает что административным правонарушением признается только такое деяние за которое предусмотрена административная ответственность. В данном случае такая ответственность должна быть предусмотрена Налоговым Кодексом.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает одну форму неосторожности - небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет место в том случае, если он не сознавал противоправный характер своих действий/(бездействия) либо не предвидел наступление вредных последствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть.

Поскольку организация - это искусственная правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой. Для организации субъективная сторона определяется в зависимости от отношения ее должностных лиц, либо ее представителей. То есть виной организации признается вина гражданина, являющегося должностным лицом или представителем этой организации, действие/(бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.

Только при наличии состава административного правонарушения, налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ) установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК, статья 15.3 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст. 116 НК - штраф в размере 5000 рублей

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней - штраф в размере 10000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - штраф на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 НК)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе - штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20000 рублей

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней - штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40000 рублей

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (статья 118 НК, статья 15.4 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке - штраф в размере 5000 рублей.

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - штраф на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей

4. Непредставление налоговой декларации (статья 119 НК, статья 15.5 КоАП)

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 ст.119 НК - штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей

5.Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК)

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст.120 НК - штраф в размере 5000 рублей

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода - штраф в размере 15000 рублей

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей

6.Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (статья 122 НК)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога (сбора)

Деяния, предусмотренные пунктом 1 ст. 122 НК, совершенные умышленно - штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога (сбора)

7.Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК, 15.6 КоАП)

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, воз­никающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанно­сти субъектов налоговых отношений, предусматривает применение раз­личных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности.

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий: противоправное деяние (действие или бездействие); наличие вреда (фактического ущерба); причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом); вина нарушителя.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения иначе, как по основа­ниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совер­шение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение орга­низации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих ос­нований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение нало­гового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить при­читающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонаруше­ния, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном феде­ральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано до­казывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, воз­лагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторож­ности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышлен­но, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало на­ступление вредных последствий таких действий (бездействия).


Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожно­сти, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного ха­рактера своих действий (бездействия) либо вредного характера послед­ствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения опреде­ляется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представи­телей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данно­го налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение на­логового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уп­латы налога.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору:

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные статья­ми 198, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Вышерассмотренные статьи УГ РФ находятся на пересмотре по инициативе Президента РФ.

Финансовая и административная ответственность за налоговые правонарушения, не попадающие под уголовную ответственность, установлены Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Финансовые санкции, применяемые к налогоплательщику, нарушившему налоговое законодательство (ст.ст.: 116-126 Налоговый кодекс РФ):

Взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо сум­мы налога за иной скрытый или неучтенный объект налогообложения и одновре­менно штрафа в установленном размере, при повторном нарушении - соответству­ющей суммы и штрафа, увеличенного на 100%;

Штраф за каждое из следующих на­рушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушени­ем установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредстав­ление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, не­обходимых для начисления, а также уплаты налога;

Взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере определенного процента от не­ уплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с ус­тановленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если зако­ном не предусмотрены другие размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответ­- ственности.

____________________

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей).

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе - влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей).

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации - влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня).

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообло-жения течение одного налогового периода - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (более одного налогового периода- влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы - влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) - влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) (совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Административную ответственность за налоговые нарушения определяет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей (нарушение сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей).

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

В соответствии с НК РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной ответственности, то есть приме­няются различные виды юридической ответственности за нарушения налогового законодательства.

Предупреждение налоговых правонарушений не всегда достигает желаемых целей. Поэтому Налоговый кодекс РФ изменил нормы ранее принятого законодательства по вопросам ответственности за нарушения в данной сфере. Согласно ст. 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является санкция. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ. Штраф - это денежное взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с налогового правонарушителя в доход государства определенной законом суммы денежных средств. Следовательно, по характеру воздействия эти санкции носят опосредственное наказание, т.е. не приносят имущественного вреда налогоплательщику, лишь уменьшают его доходы на перспективу или в какой-то степени ограничивают его предпринимательскую деятельность (арест счетов, приостановление деятельности организации и т.п.).

Налоговая ответственность - это санкция (принудительная мера) за налоговое правонарушение, предусмотренная главой 16 НК РФ. Неисполнение налогоплательщиками своих обязанностей обеспечивается мерами государственного принуждения. За налоговое правонарушение применяют налоговые санкции, меры к принудительному взысканию недоимок по налогам. Исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пени, приостановлением операций по счетам налогоплательщика - организации, индивидуального предпринимателя, плательщика сборов - организации или налогового агента - организации, наложением ареста на имущество налогоплательщика (ст. 72 НК РФ).

Административная ответственность - разновидность юридической ответственности, поэтому для нее характерны все присущие последней признаки, а именно: это мера государственного воздействия (принуждения); она наступает при совершении правонарушения и наличии вины; она применяется компетентными органами; она состоит в применении к правонарушителю определенных санкций; эти санкции строго определены законом. Однако наряду с перечисленными признаками административная ответственность имеет и некоторые специфические особенности. Во-первых, основанием для административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Во-вторых, она проявляется в применении к правонарушителям административных взысканий (за нарушение налогового законодательства - штраф). В-третьих, административная ответственность налагается государственными органами, строго определенными законодательством.



Таким образом, можно дать следующее определение для административной ответственности за нарушение налогового законодательства. Административная ответственность - это предусмотренная законодательством мера государственного принуждения, которая наступает при совершении административного правонарушения и влечет за собой применение к виновному лицу административных взысканий, налагаемых компетентным государственным органом.

Одним из главных элементов наступления административной ответственности является совершение определенным лицом налогового правонарушения.

Большинство налоговых правонарушений - административные нарушения. Действительно, эти нарушения могут совершаться посредством определенных действий или бездействия, они всегда идут вразрез с интересами общества и государства, они противоправны и виновны, за многие из них предусмотрена административная ответственность. Исключения составляют только те правонарушения, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Каждый административный проступок имеет свой состав правонарушения, под которым понимается установленная законодательством совокупность признаков, характеризующая данное деяние как административное правонарушение. Установление этих признаков в конкретном деянии и будет являться основанием для административной ответственности, в то время как отсутствие одного из них освобождает лицо от наказания.

Состав административного правонарушения имеет как объективные признаки (существующие объективно, вне сознания человека), так и субъективные признаки (непосредственно связанные с человеком, его сознанием). Отсюда выделяют объективную сторону и объект правонарушения и соответственно субъективную сторону и субъект правонарушения.

Объектом административного проступка (на что направлен административный проступок) в налоговой сфере является установленный порядок уплаты налогов и исполнения налогоплательщиками и иными лицами своих обязанностей. Это отношения регулируются налоговым законодательством. Следовательно, меры административной ответственности применяются к правонарушителю в том случае, если его действия нанесли или неизбежно могут нанести вред в виде неуплаты налогов.

Объективную сторону состава административного правонарушения составляют установленные законодательством признаки, характеризующие внешнюю сторону проступка, его последствия. Объективная сторона может выражаться как в действии, так и в бездействии. Конкретное содержание объективной стороны каждого состава содержится в налоговых законах.

Субъективную сторону состава административного проступка составляют психические процессы в сознании правонарушителя, происходившие в момент совершения им проступка, а также по отношению к его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны - вина. Под виной подразумевается психическое отношение правонарушителя к содеянному и наступившим последствиям. Вина - ядро субъективной стороны состава правонарушения.

Необходимо отметить, что финансовая ответственность за нарушение налогового правонарушения может наступать вообще без наличия вины, т. е. в тех случаях, когда налогоплательщик не мог и не должен был предвидеть наступление вредных последствий (в результате счетной ошибки и т. д.). Для применения же административной ответственности наличие вины является обязательным. В противном случае к правонарушителю административная ответственность не применяется.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ) и за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена статьями 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов могут быть как действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, так и бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных указанных документов.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 198 УК РФ, является достигшее шестнадцатилетнего возраста физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), на которое в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по исчислению и уплате в соответствующий бюджет налогов и (или) сборов, а также по представлению в налоговые органы налоговой декларации и иных документов, необходимых для осуществления налогового контроля, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным. В частности, в силу статьи 11 НК РФ им может быть индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке и осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частный нотариус, адвокат, учредивший адвокатский кабинет.

Субъектом преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 198 УК РФ, может быть и иное физическое лицо, осуществляющее представительство в совершении действий, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку в соответствии со статьями 26, 27 и 29 НК РФ налогоплательщик (плательщик сборов) вправе участвовать в таких отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

К субъектам преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. К числу субъектов данного преступления могут относиться также лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера (бухгалтера). Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч.2 ст.199 УК РФ.

Иные служащие организации-налогоплательщика (плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.

Необходимо отметить, что обязательным признаком составов преступлений, предусмотренных статьями 198 и 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов, определяемый согласно примечаниям к статьям 198 и 199 УК РФ. При этом крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов и (или) сборов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд.

  • 2.1. Понятие и содержание финансов. Финансовая система государства
  • 2.2. Финансовая деятельность государства: понятие, формы, методы и принципы
  • 2.3. Функции органов общей компетенции в финансовой сфере
  • 2.4. Правовой статус государственных специализированных финансовых органов
  • 2.4.1. Министерство финансов Республики Беларусь
  • 2.4.2. Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
  • 2.4.3. Национальный банк Республики Беларусь
  • 2.4.4. Комитет государственного контроля Республики Беларусь
  • Тема 3. Финансовый контроль в республике беларусь
  • 3.1. Понятие и виды финансового контроля. Органы финансового контроля
  • 3.2. Формы и методы осуществления финансового контроля. Виды проверок
  • 3.3. Порядок проведения проверок. Права и обязанности участников контрольной деятельности
  • 3.4. Оформление результатов проверки. Обжалование решений контролирующих органов, принятых по результатам проверки
  • Тема 4. Бюджетное право республики беларусь
  • 4.2. Субъекты бюджетного права, их взаимодействие
  • 4.3. Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь. Принципы построения бюджетной систем.
  • 4.4. Понятие и функции бюджета
  • 4.5. Состав доходной и расходной частей бюджета
  • 4.6. Межбюджетные отношения и межбюджетные трансферты
  • 4.7. Дефицит бюджета, пути его сокращения. Профицит бюджета, порядок его использования
  • 4.8. Целевые бюджетные, резервные, государственные внебюджетные фонды
  • Тема 5. Бюджетный процесс в республике беларусь
  • 5.1. Понятие, стадии и участники бюджетного процесса
  • 5.2. Порядок составления бюджета
  • 5.3. Рассмотрение и утверждение бюджета
  • 5.4. Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета
  • 5.5. Контроль за исполнением бюджетов. Ответственность за совершение правонарушений в бюджетной сфере
  • Тема 6. Правовые основы государственного финансирования
  • 6.1. Понятие и принципы государственного финансирования. Расходы бюджета, их классификации
  • 6.2. Сметно-бюджетное планирование и финансирование
  • Тема 7. Государственный долг республики беларусь
  • 7.1. Понятие и содержание государственных заимствований
  • 7.2. Внутренний государственный долг Республики Беларусь
  • 7.3. Внешний государственный долг Республики Беларусь
  • Тема 8. Основы налогового права республики беларусь
  • 8.1. Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь
  • 8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования
  • 8.3. Виды налогов, их структура
  • 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства
  • Тема 9. Финансы государственных предприятий
  • 9.1. Понятие финансов предприятия и правовое регулирование организации финансовой работы на предприятии
  • 9.2. Основы формирования доходов и финансовых ресурсов предприятия
  • 9.3. Финансирование расходов предприятия
  • Тема 10. Правовое регулирование страхования в республике беларусь
  • 10.1. Понятие и значение страхования
  • 10.2. Отрасли, виды и формы страхования
  • 10.3. Обязательное страхование в Республике Беларусь
  • 10.4. Правовое регулирование деятельности страховых организаций. Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков
  • Тема 11. Правовые основы функционирования банковской системы республики беларусь
  • 11.1. Понятие и структура банковской системы Республики Беларусь. Субъекты банковской системы
  • 11.2. Государственное регулирование банковской деятельности
  • Тема 12. Правовые основы валютной системы республики беларусь
  • 12.1. Понятие валюты и валютных ценностей. Валютный курс, методы его регулирования
  • 12.2. Валютная политика государства. Правовое регулирование осуществления валютных операций
  • 12.3. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь
  • Тема 13. Денежная система республики беларусь
  • 13.1. Денежная система: понятие и элементы. Эмиссия денег
  • 13.2. Порядок осуществления безналичных расчетов
  • 13.3. Правовые основы наличного денежного оборота
  • 8.4. Ответственность за нарушения налогового законодательства

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений – это применение уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами) соответствующих мер наказания к гражданам и субъектам хозяйствования за совершенные ими нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве.

    Ответственность за совершение налоговых правонарушений обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности вообще, а также характерными признаками, а именно:

        Основанием является налоговое правонарушение;

        Носит, как правило, имущественный характер;

        Применение ответственности урегулировано нормами налогового, административного или уголовного права;

        Объектами ответственности являются плательщики (иные обязанные лица), налоговые агенты, их представители, банки.

    Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    Отсутствие события налогового правонарушения;

    Отсутствие состава налогового правонарушения;

    Истечение сроков давности привлечения к ответственности. При этом, сроки давности для привлечения к ответственности в отношении административных правонарушений в сфере налогообложения установлены ст. 7.6 КоАП и составляют 3 года со дня совершения и 6 месяцев со дня обнаружения правонарушения , за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 11.62, 13.1, 13.3, 13.8–13.11 КоАП, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложеноне позднее одного года со дня их совершения .

    В отношении уголовных преступлений, связанных с уплатой обязательных платежей сроки давности зависят от степени тяжести совершенного преступления и в соответствии со ст. 12 и 83 УК составляют:

    - два года за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 261.1 УК (Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок Республики Беларусь);

    - пять лет за совершение преступлений, предусмотренных ст. 231 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей), ч. 1 ст. 243 УК (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере), ч. 2, 3 ст. 261.1 (Использование заведомо поддельных акцизных марок Республики Беларусь, действия, предусмотренные частями первой и второй указанной статьи, совершенные повторно либо организованной группой);

    - десять лет за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 243 УК (Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы либо путем уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере).

    Основанием применения мер ответственности является совершение налогового правонарушения.

    Состав налогового правонарушения идентичен составам других правонарушений: объект, объективная сторона, субъективная сторона, субъект.

    Объект правонарушения - это определенная разновидность общественных отношений, урегулированных правом, на которые посягает противоправное виновное деяние. В данном случае объектом являются интересы государства в сфере уплаты налогов и предпринимательской деятельности.

    Субъект правонарушения - лицо, совершившее противоправное деяние. Рядом составов налоговых правонарушений предусмотрен специальный субъект - должностное лицо, индивидуальный предприниматель, а в отношении административных правонарушений, субъектом может признаваться юридическое лицо.

    Важнейшим признаком субъекта налогового правонарушения является наличие у него правоспособности, а в отдельных случаях и дееспособности.

    Объективная сторона правонарушения - ее образуют все те элементы противоправного деяния, которые характеризуют его с внешней стороны. Объективная сторона правонарушения может выражаться в действии (например, сокрытие прибыли (дохода)) или бездействии - непостановка на налоговый учет в налоговой инспекции, непредставление в налоговый орган соответствующих документов.

    Субъективная сторона правонарушения - состоит из элементов психического характера, представляющих собой внутреннее отношение правонарушителя к своему противоправному деянию, к его результатам, к средствам достижения целей. К этим элементам относятся: 1) вина правонарушителя; 2) мотивы, которыми руководствовался нарушитель, совершая противоправное деяние (мотив – это непосредственная внутренняя побудительная причина совершения противоправного деяния); 3) цель, которую он стремился достичь своими противоправными деяниями.

    За совершение налоговых правонарушений законодательство устанавливает два вида ответственности :

        Административная;

        Уголовная.

    В зависимости от вида, устанавливаются и особенности привлечения виновного лица к ответственности.

    Административная ответственность за правонарушения в налоговой сфере предусмотрена главой 13 КоАП «Административные правонарушения против порядка налогообложения» (Приложение). Данная глава содержит 14 составов правонарушений:

    Статья 13.1. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

    Статья 13.2. Осуществление деятельности без постановки на учет в налоговом органе;

    Статья 13.3. Нарушение срока представления информации об открытии (закрытии) счета в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации;

    Статья 13.4. Нарушение срока представления налоговой декларации (расчета);

    Статья 13.5. Нарушение правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета;

    Статья 13.6. Неуплата или неполная уплата суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа;

    Статья 13.7. Невыполнение или выполнение не в полном объеме обязанности по удержанию и (или) перечислению суммы налога, сбора (пошлины);

    Статья 13.8. Непредставление документов и иных сведений для осуществления налогового контроля либо представление недостоверных сведений, а равно отказ от подписания акта налоговой проверки;

    Статья 13.9. Нарушение порядка открытия счета плательщику;

    Статья 13.10. Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов;

    Статья 13.11. Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица;

    Статья 13.12. Незаконные начисление и выплата премий;

    Статья 13.13. Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге;

    Статья 13.14. Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них.

    В результате унификации действующего законодательства, 20 июля 2007 года были внесены изменения в КоАП, в результате которых главы 11, 12 и 13 были изложены в новой редакции. В данной редакции нашли отражение все ранее существовавшие положения, которые позволяли дифференцировать меры ответственности в зависимости от различных критериев: от суммы неуплаченных налогов, периода просрочки, формы вины, субъекта правонарушения.

    Так статья 13.6 предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату суммы налога, сбора (пошлины), таможенного платежа. При этом, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица по неосторожности, если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период не превышает одного процента от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, – влекут наложение штрафа в размере от двух до восьми базовых величин. Те же деяния, но если сумма доначисленных налогов, сборов (пошлин) за проверенный период составляет более одного, но не более трех процентов от общей суммы исчисленных за указанный период сумм налогов, сборов (пошлин), учет которых осуществляется налоговыми органами, – влекут наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати базовых величин и т.д. Неуплата или неполная уплата физическим лицом, не являющимся должностным лицом юридического лица или индивидуальным предпринимателем, – плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные по неосторожности, если неуплаченная или неполностью уплаченная сумма налога, сбора (пошлины) превышает одну базовую величину, – влекут наложение штрафа в размере пятнадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее одной базовой величины.

    Если же в деянии субъекта присутствует умысел, то п. 7 ст. 13.6 устанавливает, что: «Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенные должностным лицом юридического лица умышленно, – влекут наложение штрафа в размере от двадцати до шестидесяти базовых величин» и т.д.

    При этом в текст главы 13 включены примечания, которые позволяют снизить размер применяемых санкций или вообще не привлекать лицо к ответственности. В частности примечание к той же статье 13.6 устанавливает, что не являются административным правонарушением, предусмотренным частями 1–6 ст. 13.6, неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), если ими:

    Своевременно направлено без последующего отзыва поручение банку и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на перечисление причитающейся суммы налога, сбора (пошлины), не исполненное банком и (или) небанковской кредитно-финансовой организацией по причине отсутствия на счете плательщика, иного обязанного лица средств, достаточных для исполнения этого поручения в полном объеме;

    Внесены изменения и дополнения в налоговую декларацию (расчет) и уплачена причитающаяся сумма налога, сбора (пошлины) до назначения проверки, в результате которой могут быть обнаружены такие неуплата или неполная уплата (по административным правонарушениям, выявленным в результате камеральной налоговой проверки, – до составления акта проверки).

    Наличие таких положений позволяют говорить о действительной справедливости наказания и адекватности наказания совершенному деянию, поскольку во главу угла ставится не только сам факт неисполнения налогового обязательства, но и обстоятельства совершения правонарушения. Кроме того, наличие таких критериев, на взгляд автора, стимулирует плательщика принимать все меры для скорейшего исполнения налоговых обязательств, т.е. своевременно передавать в банк платежное поручение на перечисление сумм налогов, сокращать просрочку уплаты платежей и т.д.

    В соответствии со ст. 3.30 ПИКоАП протоколы по правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАПвправе составлять :

    1. Органы внутренних дел – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

    2. Органы КГК – по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП.

    3. Таможенные органы - по правонарушению, предусмотренному ч. 9 ст. 13.6 КоАП «Неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более одной четвертой базовой величины, в том числе совершенные должностным лицом юридического лица», ст. 13.10 «Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов», ст. 13.11 «Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица»

    4. Налоговые органы - по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП, кроме ч. 9 ст. 13.6.

    5. Органы Министерства торговли - по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

    6. Органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - ФСЗН) - по правонарушению, предусмотренному ст. 13.14 «Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них».

    Рассмотрение административных дел , предусмотренных гл. 13относится к компетенции :

      Суда (ст. 3.2 ПИКоАП) – по правонарушениям, предусмотренным ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге» и ст. 13.14 «Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них» (дело рассматривается единолично судьей районного (городского суда)).

      Органов внутренних дел (ст. 3.6 ПИКоАП) – по правонарушению, предусмотренному ст. 13.13 «Отсутствие при реализации товаров, оказании услуг документа, предусмотренного законодательством о едином налоге».

    3. Органов КГК (ст. 3.7 ПИКоАП) – по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП.

    4. Таможенных органов (ст. 3.12 ПИКоАП) – по правонарушениям, предусмотренным ч. 9 ст. 13.6, 13.10 «Нарушение порядка и сроков исполнения поручений, решений органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о перечислении, взыскании налога, сбора (пошлины), таможенного платежа, пени, а равно неисполнение указанных документов», 13.11 «Неисполнение решения органа Комитета государственного контроля Республики Беларусь, налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика, налогового агента, иного обязанного лица».

    5. Налоговых органов (ст. 3.13 ПИКоАП) - по всем правонарушениям, предусмотренным главой 13 КоАП, кроме ч. 9 ст. 13.6.

    Таким образом, как правило, в отношении налоговых правонарушений, орган, составивший протокол, сам рассматривает дело об административном правонарушении. Исключением являются правонарушения, предусмотренные ст. 13.13 и 13.14 (по этим правонарушениям дела, протоколы по которым, составлены органами Министерства торговли и органами ФСЗН, рассматривает суд).

    Уголовная ответственность за преступления в сфере налогообложения предусмотрена главой 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности».

    Статья 231 УК «Уклонение от уплаты таможенных платежей»

        Уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере. Санкция ч. 1 ст. 231 предусматривает штраф, или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительные работы на срок до 2-х лет, или арест на срок до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до трех лет.

        То же деяние, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору. Санкция ч. 2 ст. 231 предусматривает ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до шести лет с конфискацией имущества или без конфискации.

    Уклонение в крупном размере признается деяние, в результате которого сумма неуплаченных таможенных платежей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

    Под уклонением от уплаты таможенных платежей понимается:

    Бездействие: неуплата таможенных платежей в крупном размере в установленные сроки;

    Действие: заявление в таможенной декларации заведомо недостоверных сведений о таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или других заведомо недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера (сокрытие или занижение объекта платежа), повлекшее неуплату таможенных платежей в крупном размере.

    Статья 243 УК «Уклонение от уплаты налогов, сборов» предусматривает ответственность за:

      Уклонение от уплаты налогов, сборов путем сокрытия или умышленного занижения прибыли, доходов или иных объектов налогообложения либо путем уклонения от подачи декларации о доходах и имуществе или внесение в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в крупном размере. Санкция ч. 1 ст. 243 предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арест на срок до 6 месяцев, или ограничение свободы на срок до 3 лет, или лишение свободы на тот же срок.

      То же деяние, повлекшее причинение ущерба в особо крупном размере. Санкция ч. 2 ст. 243 предусматривает ограничение свободы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без конфискации и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

    С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в совершении следующих альтернативных деяний:

    1) сокрытие объектов налогообложения. Под сокрытием следует понимать невнесение в документы бухгалтерского и налогового учета фактических данных о прибыли, доходах или иных объектов налогообложения;

    2) занижение объектов налогообложения. Занижение – это внесение в документы бухгалтерского и налогового учета сведений, заведомо не соответствующих действительности, о величине объекта налогообложения, скорректированной в сторону ее уменьшения;

    3) уклонение от подачи декларации о доходах и имуществе. Уклонением от подачи декларации признается непредставление этого документа в установленный срок в налоговый орган при наличии возможности выполнения соответствующей обязанности;

    4) внесение в декларацию о доходах и имуществе заведомо ложных сведений, т.е. включение в текст декларации, представляемой в налоговый орган, сведений, заведомо для виновного не соответствующих действительности, которые влияют на исчисление уплачиваемого налога ив сторону его уменьшения.

    Для выполнения состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из указанных деяний при обязательном условии причинения ущерба в крупном (ч. 1) или особо крупном (ч. 2) размере. В качестве ущерба выступает сумма недовнесенных в бюджет сумм налогов и сборов, при этом крупным размером признается сумма в размере 250 базовых величин и более на момент совершения преступления, а особо крупным – 1000 базовых величин и более.

    Статья 261.1 УК «Изготовление, сбыт либо использование поддельных акцизных марок Республики Беларусь» предусматривает ответственность за:

      Изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных акцизных марок Республики Беларусь. Санкция ч. 1 ст. 261.1 предусматривает общественные работы, или штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или лишение свободы на тот же срок.

      Использование заведомо поддельных акцизных марок Республики Беларусь. Санкция ч. 2 ст. 261.1 предусматривает штраф, или исправительные работы на срок до двух лет, или лишение свободы на срок до трех лет.

      Действия, предусмотренные частями первой и второй, совершенные повторно либо организованной группой. Санкция ч. 3 ст. 261.1 предусматривает лишение свободы на срок от трех до пяти лет.

    В соответствии со ст. 182 УПК, по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью второй статьи 231, статьями 243 и 261-1 УК, предварительное следствие производится следователями органов финансовых расследований.

    По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью первой статьи 231 предварительное расследование производится органами дознания в соответствии с их компетенцией. По уголовным делам указанной категории преступлений предварительное следствие производится в случае, если это признает необходимым прокурор.

    "

    Согласно законодательству Российской федерации за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена административная, налоговая, а также уголовная ответственность. В данных таблицах приведены нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, санкции за нарушения, а также лица, подлежащие привлечению к ответственности за данные нарушения:1)Административная ответственность за нарушение норм законодательства РФ о налогах и сборах.(Непредоставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации, Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе. (штрафы)). 2) Налоговая ответственность за нарушение норм законодательства РФ о налогах и сборах. (Нарушение налогоплательщиком установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок:- не более 90 дней или - более 90 дней; Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе в течение и т.д.) 3) Уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства РФ. (Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов, Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя. (штраф/арест/лишение свободы)

    Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий: противоправное деяние (действие или бездействие); наличие вреда (фактического ущерба); причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом); вина нарушителя. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совер-шение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение нало-гового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано до-казывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, воз-лагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение на-логового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налога. Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица.

    Еще по теме 56. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства:

    1. Тема 9. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
    2. XI. Ответственность за нарушение валютного законодательства
    3. Приложение 1. Уголовная ответственность за нарушение норм банковского и валютного законодательства РФ.
    4. 56. Виды ответственности за нарушение налогового законодательства
    5. Проведение внедоговорных видов реорганизации акционерных обществ
    6. Экологическое правонарушение и виды ответственности за его совершение
    7. § 3. Сравнительно-правовой анализ отношений ответственности за налоговые и административные правонарушения
    8. § 1. Налоговая ответственность как последствие нарушения налоговой нормы
    9. § 4. Основания и виды ответственности за нарушения таможенного законодательства.
    10. 3.1. Общие вопросы реформирования «налоговых» составов УК РФ.
    11. § 1. Виды административных правонарушений в области законодательства о трудовой миграции
    12. 1. Методологические подходы к изучению юридической ответственности
    13. Выявление сущности и цели административной ответственности за налоговые правонарушения

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология -

     


    Читайте:



    Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

    Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

    Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

    Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

    Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

    Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

    Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

    Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

    Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

    Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

    Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

    филе куриное (грудка или мякоть с бедер) – 540 гр.;шампиньоны свежие – 640 гр.;небольшая луковица;чеснок – 2 крупные дольки;яйцо;соль и перец...

    feed-image RSS