Главная - Познание мира
Война и мир описание семьи курагиных. Cочинение «Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Ипполит Васильевич Курагин

Меню статьи:

Проблема взаимоотношений в семье – одна из ключевых тем, интересовавших Л.Н. Толстого. Возможно ли достичь счастья в семейной жизни и как это сделать – это становится буквально центральной проблемой многих произведений Толстого. Роман «Война и мир» не стал исключением. Описания аристократических семей дают возможность не только воссоздать картину типичного высшего общества, но и узнать о взаимоотношениях и принципах взаимодействия людей различных темпераментов и жизненных позиций.

Состав семьи, положение в обществе

Семья Курагиных – одна из самых влиятельных семей в аристократических кругах. В этом заслуга нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что такое положение семьи создавалось не одним поколением. Значительное влияние было достигнуто благодаря стараниям князя Василия, который имел престижную должность и влиятельные знакомства в правительственной верхушке.

Следующее поколение мало придавало значения поддержанию статуса семьи – они лишь пользовались достижениями своих предков.

Предлагаем ознакомиться с характеристикой героев романа “Война и мир” Льва Николаевича Толстого.

На момент повествования семья Курагина состоит из князя Василия Сергеевича, княгини Алины и их троих детей: Ипполита, Анатоля и Елены.

Василий Сергеевич Курагин и Алина Курагина

Василий Сергеевич Курагин – глава семейства Курагиных. В начале романа ему больше 50-ти лет. Он достиг значительных высот в своей службе. Князь Василий был важным чиновником, он даже лично знал императрицу. Кроме того, среди его знакомых были и другие чиновники из верхушки правительственного аппарата. Такое знакомство он поддерживает не исходя из общих интересов, а ради корысти – такие значимые связи сослужить отличную службу и помочь решить важные вопросы.


Князь Василий умеет пользоваться расположением людей, он обладает талантом убеждения. Кроме того, он умеет втираться в доверие. К сожалению, такая тенденция работает только с посторонними людьми.

По отношению к своим членам семьи его талант дает существенные промашки, а его дети время от времени совсем выходят из-под родительского контроля.

Князь Василий женат. Княгиня Алина – его жена – практически не описана Толстым. О ней известно, что она толстая и не совсем привлекательная женщина. У них в браке родилось трое детей. Внешность ее дочери Елены становится предметом зависти княгини Алины. Это чувство настолько сильное, что не позволяет женщине полноценно жить.

Ипполит Васильевич Курагин

Возраст этого сына княгини Алины и князя Василия не указан. Известно, что он состоит на службе в посольстве в должности секретаря. В отличие от других детей, Ипполит не отличается красотой и привлекательностью. Он обладает спокойным темпераментом. Молодой человек сдержан и учтив.

Умственные способности Ипполита желают лучшего – он довольно глупый человек, но при этом обладает талантом к изучению иностранных языков – Ипполит хорошо владеет английским и французским.

Анатоль Васильевич Курагин

В отличие от спокойного Ипполита, Анатоль в прямом смысле этого слова стал головной болью князя Василия. Младший сын Курагиных – любитель роскошной и вольготной жизни – пьяные дебоши, постоянные гулянья, проигрыши в карты – это все доставляло немало хлопот Василию Сергеевичу.

Точный возраст Анатоля в романе также точно не указан – единственный его возрастной маркер – «молодой человек». Анатоль не женат. Да, учитывая его поведение и пристрастие к кутежам и дебошам, это не удивительно.

Анатоль Курагин привык играть чувствами людей. Так, например, он из прихоти расстраивает помолвку Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Чувство вины или неловкости при этом молодой человек не испытывает. Мысль о том, что он не просто создал неприятности своими действиями девушке, но и нанес ей психологическую травму, его даже не посещает.

Сватовство его к Мари Болконской также не отличается тактичностью. Мари была далеко не красавица, брак с ней был крайне выгодной партией в материальном плане для Курагиных, однако вольготное поведение Анатоля и его заинтересованность прислугой стали причиной отказа.

Князь Василий пытался дать своим детям хорошее образование. Анатоль учился за границей (скорее всего во Франции), но, все было без толку – научить чему-либо человека, не желающего обучаться, стало непосильной задачей.

Анатоль прожигал свою жизнь – его не интересовали ни возможность сколотить состояние, ни военная служба, ни гражданская. Единственное, что вызывало у него удовлетворение – пьянки и общество женщин.

Итог жизненного пути Анатоля крайне не определен. Последние известия о нем мы узнаем в госпитале, куда князь Андрей Болконский попал после ранения. Именно там он встретился со своим заклятым врагом, но положение Анатоля было крайне жалким – после ампутации ноги он никак не мог прийти в себя. Предположительно, что Анатоля постигла смерть.

Елена Васильевна Курагина

Не менее колоритным персонажем семьи является дочка князя Василия и княгини Алины – Елена. Красавица Елена обладала восхитительной внешностью. Тонкий стан, правильные черты лица, пропорциональное строение тела всегда привлекало мужчин различных возрастов и вызывало чувство зависти у женщин.


Умом же, как и все дети Курагиных, Елена не отличалась, а вернее отличалась его отсутствием, но в отличие от своих братьев у девушки прекрасно получалось создать иллюзию его присутствия. Определенная мимика, задумчивый вид, помогали убедить окружающих, что она девушка незаурядного ума.

Елена очень падка к деньгам – ради богатства она выходит замуж за Пьера Безухова, ломая при этом и свою жизнь, и его. Мнительный Пьер не смог пресечь развратное поведение жены и в итоге стал причиной насмешек и издевок со стороны окружающих. Елена умела поставить себя в отношениях с мужем – он верил ей вопреки всем слухам и даже после анонимного письма о любовных похождения Елены не хотел поверить в ее предательство.

Многочисленные любовники Елены – не единственное темное пятно в ее биографии. В свое время ходили слухи о влюбленности Елены и Анатоля и, хотя доказательств их любовной связи в романе нет, все же многочисленные намеки дают понять, что, вполне вероятно, одной платонической любовью дело не закончилось.

Елена всегда ценила в людях только внешнюю привлекательность, поэтому не удивительно, что со временем ее неприязнь к тучному и не отличающемуся красотой Пьеру стала ее тяготить.

Семья Курагиных в романе “Война и мир”: характеристика и образ семьи Курагиных, описание в цитатах

4 (80%) 27 votes

Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных.

Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он – представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и заканчивая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявлений каких‑то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: «А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу».

В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены Лизы, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой‑то особой истины у «божьих людей», и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.

Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по‑своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья.

Антитезой семье Болконских является семья Курагиных: князь Василий, его трое детей: бездушная кукла Элен, «покойный дурак» Ипполит и «беспокойный дурак» Анатоль. Князь Василий – расчетливый и холодный интриган, и честолюбец, претендующий на наследство Кирилла Безухова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно благосостояние и положение в обществе.

Дочь князя Василия Элен – типичная светская красавица, с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей «мраморной» красотой, т. е. красотой холодной, лишенной чувств и души, красотой статуи. Единственно, что занимает Элен, – это ее салон и светские приемы. Внешняя красота Элен заменяет собой духовную. Элен, по мысли Толстого, пустоцвет, именно поэтому она умирает. Она высмеивает желание Пьера иметь детей: не хочет обременять себя лишними заботами и портить свою фигуру. Дети в ее понимании – обуза, мешающая жить. Такое низкое нравственное падение Толстой считал самым страшным для женщины. Он писал, что самое главное предназначение женщины – стать хорошей матерью и воспитать достойных детей. Автор показывает всю бесполезность и бессодержательность жизни Элен. Не выполнив своего предназначения женщины, Элен умирает.

Сыновья князя Василия, по его мнению, оба «дураки». Отцу удалось пристроиться на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и с целью его успокоить князь Василий хочет его женить на богатой наследнице Княжне Марье. Брак этот не состоялся, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам: он с легкостью разрушает счастье Наташи Ростовой и Андрея Болконского. Но судьба наказывает его: на войне Анатоль теряет ногу. Конец жизни Толстой дает додумать читателям: либо Анатоль‑инвалид одиноко доживает свою жизнь, никем не любимый, либо опускается до разврата, убитый горем, либо погибает от гангрены, что очень возможно, учитывая состояние тогдашней медицины.

Примечательно, что никто из Курагиных не оставляет после себя наследников. Старинный же род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который продолжит род. Здесь ясна идея Толстого: будущее за семьей Болконских. Такие же семьи, как семья Курагиных, не имеют будущего.

    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Смысл жизни … Мы часто задумываемся над тем, что может быть смыслом жизни. Нелегок путь исканий каждого из нас. Некоторые люди понимают, в чем смысл жизни и как и чем надо жить, только на смертном одре. То же самое произошло и с Андреем Болконским, самым, на мой взгляд, ярким героем романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Впервые мы встречаем князя Андрея на вечере в салоне Анны Павловны Шерер. Князь Андрей резко отличался от всех присутствующих здесь. В нем нет неискренности, лицемерия, так присущих высшему […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
    • В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение. Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]
  • Семья
    князя Василия Курагина.

    Для Толстого мир семьи - основа человеческого
    общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности.
    Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства,
    безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные
    черты этого семейства.
    И сколько разрушений Курагины внесли - князь
    Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!
    Курагины - третье в романе семейное объединение -
    лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она,
    несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода
    круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная,
    настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи -
    Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне
    безмерное нравственное превосходство;но все же вторжение
    низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.
    Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие
    моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных
    желаний.

    Князь Василий Курагин Главой всего этого семейства является князь Василий
    Курагин. Впервые мы встречаем князя Василия в салоне Анны Павловны Шерер. Он
    был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со
    светлым выражением плоского лица." Говорил князь "на
    том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали
    наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые
    свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил
    всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы". В глазах светского общества князь
    Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой
    восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно
    посмеивающийся". На словах он был порядочным, отзывчивым человеком,
    но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием
    казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.
    Князь Василий " знал, что влияние в свете - капитал, который надо
    беречь, чтобы он не исчез, и, раз сообразив, что если он станет просить за
    всех, кто его просит, то скоро ему нельзя будет просить за себя, он редко
    употреблял это влияние". Но, вместе с тем, он
    иногда испытывал угрызения совести. Так, в деле княгини Друбецкой, он
    почувствовал "что-то вроде укора совести", так как она напомнила ему,
    что "первыми шагами своими в службе он был обязан ее отцу". Князю Василию не чужды отцовские чувства, хотя
    выражаются они скорее в стремлении "пристроить"
    своих детей, нежели дать им отцовскую любовь и теплоту. По словам Анны Павловны
    Шерер, такие люди как князь, не должны иметь детей.
    "…И зачем
    родятся дети у таких людей, как вы? Ежели бы вы не были отец, я
    бы не в чем не могла упрекнуть вас". На что князь ответил: "Что
    же мне делать? Вы знаете, я сделал для их воспитания все, что
    может отец". Князь
    вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер "женить
    блудного сына Анатоля" на княжне Марии Болконской,
    узнав, что княжна богатая наследница, он говорит:
    "она
    хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий
    совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке
    с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно
    непрерывное увеселение.
    Впитали в себя все низменные, порочные черты князя
    Василия и его дети.

    Элен Курагина
    Элен - воплощение внешней красоты и внутренней
    пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее "однообразную", "неизменяющуюся"
    улыбку и "античную красоту тела", она напоминает прекрасную,
    бездушную статую. В салон Шерер Элен входит "шумя своею белою бальною
    робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и
    бриллиантов, прошла, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно
    предоставляя каждому право любоваться красотой своего стана, полных плеч, очень
    открытой по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собой блеск
    бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени
    кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и
    слишком сильно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить
    действия этой красоты".
    Элен олицетворяет безнравственность и порочность.
    Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие никаких моральных норм,
    живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний. Элен вступает
    в брак только ради своего собственного обогащения.
    Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает
    животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной. "Я
    не такая дура, чтобы иметь детей" - признается она. Еще,
    будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством
    своей личной жизни.
    Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела,
    эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать
    свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу
    ее манер и заученности некоторых фраз и приемов. Бесстыдство проявлялось в ней
    под такими грандиозными великосветскими формами, что возбуждало в других чуть
    ли не уважение.
    Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то
    время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет
    по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и
    ели простую еду"), в кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались
    слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к
    примирению".
    Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы
    стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском
    дворе. Но вот двор возвращается в Петербург.
    "Элен,
    возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в
    затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым
    покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.
    В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое
    следствие ее собственных интриг. "Графиня Елена Безухова
    скоропостижно умерла от…страшной болезни, которую принято называть грудной
    ангиной, но в интимных кружках рассказывали о том, как лейб - медик королевы
    испанской предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения
    известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф
    подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный
    Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и
    умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь".
    Ипполит Курагин .
    "…Князь Ипполит поражал своим
    необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на
    сходство, он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у
    сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою,
    неизменною улыбкой и необычайною, античною красотой тела. У брата, напротив,
    тоже лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную
    брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как
    будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали
    неестественное положение".
    Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности,
    с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.
    На приеме у Шерер он предстает нам "в
    темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в
    чулках и башмаках". И такая нелепость наряда нисколько его
    не смущала.
    Глупость его проявлялась, в том, что он иногда
    говорил, а потом уж понимал, что сказал. Ипполит часто говорил и поступал
    невпопад, высказывал свои суждения тогда, когда они были никому не надобны. Он
    любил вставлять в разговор фразы, совершенно не относящиеся, к сути обсуждаемой
    темы.
    Характер Ипполита может служить живым примером того,
    что даже положительный идиотизм выдается иногда в свете за нечто имеющее
    значение благодаря лоску, придаваемому знанием французского языка, и тому
    необыкновенному свойству этого языка поддерживать и в то же время маскировать
    душевную пустоту.
    Князь Василий называет Ипполита "покойным
    дураком". Толстой в романе - "вялым и ломающимся".
    Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей
    глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата
    Анатоля.

    Анатоль Курагин .
    Анатоль Курагин, по мнению Толстого, "простой
    и с плотскими наклонностями". Это главенствующие черты
    характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение,
    которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. Характеристика Анатоля у автора такова:
    "Он не был
    в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни
    того, что может выйти из такого или такого его поступка".
    Анатоль целиком свободен от соображения
    ответственности и последствий того, что он делает. Его эгоизм непосредственный,
    животно-наивный и добродушный, эгоизм абсолютный, ибо он ничем не стеснен у
    Анатоля внутри, в сознании, чувстве. Просто Курагин лишен способности знать,
    что будет дальше той минуты его удовольствия, и как оно скажется на жизни
    других людей, как посмотрят другие. Всего этого для него не существует совсем.
    Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет
    единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на
    людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы
    сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений,
    колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне
    считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.
    Такая полная свобода дана Анатолю его
    бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как
    Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от
    вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом,
    Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и
    весело.
    Женитьба на "богатой уродливой наследнице" -
    Марии Болконской ему представляется очередным увеселением. "А
    отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает" -
    думал Анатоль.

    Для Толстого мир семьи - основа человеческого общества. Семья Курагиных в романе предстает воплощением безнравственности. Корыстолюбие, лицемерие, способность на преступление, бесчестие ради богатства, безответственность за свои поступки в личной жизни - вот основные отличительные черты этого семейства. Среди персонажей " Войны и мира " Курагины живут, зная во всем мире только личный свой интерес и

    энергично добиваясь его интригой. И сколько разрушений Курагины внесли - князь Василий, Элен, Анатоль - в жизнь Пьера, Ростовых, Наташи, Андрея Болконского!

    Курагины лишены родовой поэзии. Их семейная близость и связь непоэтична, хотя она, несомненно, есть - инстинктивная взаимоподдержка и солидарность, своего рода круговая порука эгоизма почти животного. Такая семейная связь не положительная, настоящая семейная связь, но, в сущности, ее отрицание. Настоящие семьи - Ростовы, Болконские - имеют, конечно, против Курагиных на своей стороне безмерное нравственное превосходство; но все же вторжение низменного курагинского эгоизма вызывает кризис в мире этих семей.

    Вся семья Курагиных - индивидуалисты, не признающие моральных норм, живущие по неизменному закону исполнения своих ничтожных желаний.

    Василий Курагин

    Главой всего этого семейства является князь Василий Курагин. Впервые мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Он был "в придворном, шитом, мундире, в чулках, в башмаках и звездах, со светлым выражением плоского лица". Говорил князь на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в высшем свете и при дворе значительному человеку", "говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пиесы".

    В глазах светского общества князь Курагин - уважаемый человек, "приближенный к императору, окруженный толпой восторженных женщин, рассыпающий светские любезности и благодушно посмеивающийся" . На словах он был порядочным, отзывчивым человеком, но на деле в нем постоянно происходила внутренняя борьба между желанием казаться порядочным человеком и действительной порочностью его побуждений.

    Излюбленный прием Толстого - противопоставление внутреннего и внешнего характеров героев. Образ князя Василия очень четко отражает это противопоставление.

    Эпизод борьбы за наследство старого графа Безухова наиболее точно раскрывает двуличную сущность Василия Курагина.

    Князь вынудил Пьера жениться на Элен, преследуя при этом свои корыстные цели. На предложение Анны Павловны Шерер " женить блудного сына Анатоля " на княжне Марии Болконской, узнав, что княжна богатая наследница, он говорит: "она хорошей фамилии и богата. Все, что мне нужно". При этом князь Василий совершенно не задумывается о том, что княжна Марья может быть несчастна в браке с беспутным шалопаем Анатолем, который на всю свою жизнь смотрел как на одно непрерывное увеселение.

    Впитали в себя все низменные, порочные черты князя Василия и его дети.

    Элен Курагина

    Элен - воплощение внешней красоты и внутренней пустоты, окаменелости. Толстой постоянно упоминает ее " однообразную " , " неизменяющуюся " улыбку и " античную красоту тела " , она напоминает прекрасную, бездушную статую.

    Элен олицетворяет безнравственность и порочность, вступает в брак только ради своего собственного обогащения.

    Она изменяет мужу, поскольку в ее натуре преобладает животное начало. Не случайно Толстой оставляет Элен бездетной.

    Еще, будучи супругой Пьера, Элен на глазах всего общества занимается устройством своей личной жизни.

    Элен Безухова - не женщина, она скорее, животное. Ни у одного романиста не встречался еще этот тип развратницы большого света, которая ничего не любит в жизни, за исключением своего тела. Кроме роскошного бюста, богатого и красивого тела, эта представительница большого света обладала необыкновенным умением скрывать свое умственное и нравственное убожество, и все это благодаря только изяществу ее манер и заученности некоторых фраз и приемов.

    Как и говорила Элен, в свете после дуэли и отъезда все считали Пьера наивным дураком. Она вновь стала жить с мужем и создала свой салон.

    "Быть принятым в салоне графини Безуховой считалось дипломом ума". Это несказанно удивляло Пьера, который знал, что Элен была очень глупа. Но она так умела преподать себя, что никто об этом не задумывался.

    Негативную роль сыграла она и в судьбе Наташи Ростовой. Ради забавы, пустой прихоти Элен испортила жизнь молодой девушке, подтолкнув ее к измене, и даже не задумалась об этом.

    Элен совершенно лишена патриотических чувств. В то время как вся страна поднялась на борьбу с Наполеоном, и даже высший свет по-своему принимал участие в этой борьбе ("не говорили по-французски и ели простую еду"), в кружке Элен, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению". Когда угроза захвата наполеоновскими войсками Москвы стала явной, Элен уехала за границу. И там она блистала при императорском дворе. Но вот двор возвращается в Петербург. "Элен, возвратившись вместе с двором из Вильны в Петербург, находилась в затруднительном положении. В Петербурге Элен пользовалась особым покровительством вельможи, занимавшего одну из высших должностей в государстве.

    В Вильне же она сблизилась с молодым иностранным принцем".

    Ради собственного блага она предает самое святое - веру, принимает католичество. Этим, как ей казалось, она освобождает себя от нравственных обязательств, данных Пьеру, став его супругой. Элен решает связать свою судьбу с одним из двух ее поклонников. В начале августа все совершенно определилось, и она написала мужу (который ее очень любил, как она думала) письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN и о том, что она просит исполнить все необходимые для развода формальности. Но Пьер не получил письма, он был на войне.

    В ожидании ответа от Пьера, Элен праздно проводила время. Она по-прежнему блистала в свете, принимала ухаживания молодых людей, несмотря на то, что уже собиралась выйти замуж за одного из влиятельнейших вельмож, но, к несчастью, старика.

    В конце концов, Элен умирает. Эта смерть - прямое следствие ее собственных интриг.

    Ипполит Курагин

    "… Князь Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с сестрой-красавицей и еще более тем, что несмотря на сходство, он был поразительно дурен собой … лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брезгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение ".

    Ипполит был необычайно глуп. Из-за самоуверенности, с которой он говорил, никто не мог понять, очень умно или очень глупо то, что он сказал.

    На приеме у Шерер он предстает нам " в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета испуганной нимфы, как он сам говорил, в чулках и башмаках ". И такая нелепость наряда нисколько его не смущала.

    Несмотря на странности характера, князь Ипполит имел успех у женщин и был дамским угодником. Так в конце вечера в гостиной Шерер, Ипполит, как бы невинно ухаживая за маленькой княгиней, женой Болконского, вызывает ревность князя.

    Отец Князь Василий называет Ипполита " покойным дураком " . Толстой в романе - " вялым и ломающимся " .

    Это главенствующие черты характера Ипполита. Ипполит глуп, но он своей глупостью хотя бы не приносит никому вреда, в отличие от младшего брата Анатоля.

    Анатоль Курагин

    Анатоль Курагин, по мнению Толстого, " простой и с плотскими наклонностями " . Это главенствующие черты характера Анатоля. Он на всю свою жизнь смотрел, как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него.

    "Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка". Он искренне убежден, инстинктивно, всем своим существом, что все вокруг имеет единственной целью его развлечение и существует для этого. Никакой оглядки на людей, на их мнение, на последствия, никакой дальней цели, которая заставляла бы сосредоточиться на ее достижении, никаких угрызений совести, размышлений, колебаний, сомнений - Анатоль, что бы ни совершил, естественно и искренне считает себя безукоризненным человеком и высоко несет свою красивую голову: свобода поистине безграничная, свобода в поступках и самоощущении.

    Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. Человек, сознательно относящийся к жизни, уже подчинен, как Пьер, необходимости понять и решить, он не свободен от жизненных сложностей, от вопроса: зачем? В то время как Пьер замучен этим сложным вопросом, Анатоль живет, довольствуясь каждой минутой, глупо, животно, зато легко и весело.

    Женитьба на " богатой уродливой наследнице " - Марии Болконской ему представляется очередным увеселением.

    Он вместе с отцом приезжает в Лысые Горы, чтобы посвататься.

    Марья, и отец ее чувствуют себя оскорбленными тем волнением, которое вызвал в них приезд предполагаемого жениха, и которое они не могут в себе победить.

    Прекрасные большие глаза дурака Анатоля " притягивают к себе, и княжна Марья, и маленькая княгиня, и m-lle Bourienne не остаются равнодушными к красоте Курагина. Все желают предстать перед ним в лучшем свете. Но для княжны Марьи кажется оскорбительным то, что она вынуждена наряжаться и вести себя не сообразно со своими привычками. Чем дольше подруги подбирали наряды, тем меньше княжне хотелось встречи с Анатолем. Она понимала, что сейчас ее выставляют на показ, что своей внешностью она не сможет никого заинтересовать, и тем неуместнее казались ей хлопоты подруг. Так ничего и не добившись, подруги оставили княжну одну. Она ни только не переменила наряда, но даже не взглянула на себя в зеркало.

    Анатоль обратив внимание на хорошенькую m-lle Bourienne , решил, что и в Лысых горах будет не скучно.

    В разговоре с отцом княжны Марьи Анатоль снова проявляет себя полным дураком, бесшабашным повесой.

    Анатоль казался княжне Марье добрым, храбрым, решительным, мужественным и великодушным. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни, возникали в ее воображении. Анатоль же думал: "Бедняга! Чертовски дурна".

    M-lle Bourienne думала о том, что этот русский князь увезет ее и женится на ней.

    Анатоля вовсе не интересовала княжна как человек, ему было нужно ее богатое приданное.

    В то время как княжна Марья пошла в обычный час к отцу, m-lle Bourienne и Анатоль встретились в зимнем саду.

    После разговора с отцом княжна пошла к себе через зимний сад и увидела Анатоля, страстно обнимающего m-lle Bourienne.

    Когда отец с князем Василием пригласили княжну Марью дать ответ, она сказала: "Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына".

    Князь Василий благодаря опрометчивому поведению Анатоля остался ни с чем.

    В Петербурге Анатоль вел жизнь разгульного повесы. В его доме собиралось игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. Он сбивает с пути добродушного, доверчивого Пьера своей наигранной простотой.

    Негативную роль сыграл Анатоль и в судьбе Наташи Ростовой. Его низменное, порочное желание сиюминутно иметь то, что хочется, не считаясь с интересами других, привело к разрыву Наташи с князем Андреем, принесло душевные страдания семьям Ростовых и Болконских.

    Зная, что Наташа обручена с князем Андреем, Анатоль все же признается ей в любви. Что могло выйти из этого ухаживания, Анатоль не мог знать, так как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. В письме к Наташе он говорит, что-либо она полюбит его, либо он умрет. И, если Наташа скажет " да " , он похитит и увезет ее на край света. Под впечатлением этого письма, Наташа отказывает князю Андрею и соглашается на побег с Курагиным. Но побег не удался, записка Наташи попала в чужие руки, и план похищения провалился.

    На следующий день в разговоре с Наташей Пьер открыл ей, что Анатоль женат, поэтому все его обещания - обман. Затем Безухов поехал к Анатолю и потребовал от него вернуть Наташины письма и ухать из Москвы. На другой день Анатоль уехал в Петербург.

    Узнав об измене Наташи и о роле Анатоля в этом князь Андрей собирался вызвать его на дуэль и долго разыскивал его по всей армии. Но когда он встретил Анатоля, которому только что отняли ногу князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость к этому человеку наполнила его сердце. Он все ему простил.

    В этой статье мы будем говорить о романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Особое внимание уделим русскому дворянскому обществу, тщательно описанному в произведении, в частности, нас будет интересовать семья Курагиных.

    Роман «Война и мир»

    Роман был окончен в 1869 году. В своем произведении Толстой изобразил русское общество эпохи войны с Наполеоном. То есть роман охватывает период с 1805 по 1812 год. Писатель очень долго вынашивал идею романа. Изначально Толстой задумывал описать историю героя-декабриста. Однако постепенно писатель пришел к мысли, что начать произведение лучше всего с 1805 года.

    Впервые начал публиковаться отдельными главами в 1865 году роман «Война и мир». Семья Курагиных уже появляется в этих отрывках. Читатель почти в самом начале романа знакомится с ее членами. Однако поговорим более подробно о том, почему такое большое место в романе занимает описание высшего общества и дворянских семей.

    Роль высшего света в произведении

    В романе Толстой занимает место судьи, который начинает процесс над высшим обществом. Писатель в первую очередь оценивает не положение человека в свете, а его нравственные качества. И важнейшими добродетелями для Толстого стали правдивость, доброта и простота. Автор стремится сорвать блестящие покровы светского лоска и показать истинную сущность дворянства. Поэтому читатель с первых страниц становится свидетелем низких поступков, совершенных дворянами. Вспомнить хотя бы пьяный разгул Анатоля Курагина и Пьера Безухова.

    Семья Курагиных среди других знатных родов оказывается под пристальным взглядом Толстого. Каким же писатель видит каждого члена этой семьи?

    Общее представление о семье Курагиных

    Толстой видел в семье основу человеческого общества, поэтому придавал такое большое значение изображению дворянских родов в романе. Курагиных писатель представляет читателю как воплощение безнравственности. Все члены этой семьи лицемерны, корыстны, готовы совершить преступление ради богатства, безответственны, эгоистичны.

    Среди всех семей, изображенных Толстым, только Курагины руководствуются в своих поступках исключительно личным интересом. Именно эти люди разрушали жизни других людей: Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Андрея Болконского и т. д.

    Даже семейные узы Курагиных отличаются. Членов этой семьи связывает не поэтичная близость, родство душ и забота, а инстинктивная солидарность, практически которая больше напоминает отношения животных, нежели людей.

    Состав семьи Курагиных: князь Василий, княгиня Алина (его жена), Анатоль, Элен, Ипполит.

    Василий Курагин

    Князь Василий - глава семейства. Впервые читатель видит его в салоне Анны Павловны. Он был одет в придворный мундир, чулки и башками и имел «светлое выражение на плоском лице». Говорит князь на французском языке, всегда напоказ, лениво, словно актер, играющий роль в старой пьесе. Князь был уважаемым человеком среди общества романа «Война и мир». Семья Курагиных вообще довольно благожелательно принималась другими дворянами.

    Князь Курагин, со всеми любезный и ко всем благодушный, был приближенным императора, его окружала толпа восторженных поклонниц. Однако за внешним благополучием скрывалась непрекращающаяся внутренняя борьба между стремлением казаться нравственным и достойным человеком и реальными мотивами его поступков.

    Толстой любил использовать прием несовпадения внутреннего и внешнего характера персонажа. Именно им он воспользовался, создавая образ князя Василия в романе «Война и мир». Семья Курагиных, характеристика которой нас так интересует, вообще отличается от других семей этим двуличием. Что явно говорит не в ее пользу.

    Что же касается самого графа, то его истинное лицо проявилась в сцене борьбы за наследство умершего графа Безухова. Именно здесь показана способность героя к интригам и бесчестным поступкам.

    Анатоль Курагин

    Анатоль также наделен всеми теми качествами, что олицетворяет семья Курагиных. Характеристика этого персонажа в первую очередь основывается на словах самого автора: «Простой и с плотскими наклонностями». Для Анатоля жизнь - непрерывное веселье, которое ему все обязаны устраивать. Этот человек никогда не думал о последствиях своих действий и об окружающих людях, руководствуясь лишь своими желаниями. Мысль о том, что за свои поступки надо отвечать, Анатолю никогда даже в голову не приходила.

    Этот персонаж совершенно свободен от ответственности. Эгоизм Анатоля почти наивен и добродушен, исходит из его животного начала, именно поэтому он абсолютен. является неотъемлемой частью героя, он внутри его, в его чувствах. Анатоль лишен возможности задумываться над тем, что будет после сиюминутного удовольствия. Он живет только настоящим. В Анатоле крепко убеждение в том, что все вокруг предназначено только для его удовольствия. Ему неведомы сожаления или сомнения. При этом Курагин уверен в том, что он является прекрасным человеком. Именно поэтому в самих его движениях и облике столько свободы.

    Однако свобода эта проистекает из бессмысленности Анатоля, так как он чувственно подходит к восприятию мира, но не осознает его, не пытается осмыслить, как, например, Пьер.

    Элен Курагина

    Еще один персонаж, воплощающий в себе двойственность, что несет в себе семья как и Анатоля, отлично дается самим Толстым. Писатель описывает девушку как прекрасную античную статую, которая пуста внутри. За внешностью Элен нет ничего, она бездушна, хоть и прекрасна. Не зря в тексте постоянно встречаются сравнения ее с мраморными статуями.

    Героиня становится в романе олицетворением порочности и безнравственности. Как и все Курагины, Элен - эгоистка, не признающая моральных норм, она живет по законам исполнения своих желаний. Отличным примером этого является ее брак с Пьером Безуховым. Элен выходит замуж только для того, чтобы улучшить свое благосостояние.

    После вступления в брак она нисколько не изменилась, продолжая следовать только своим низменным желаниям. Элен начинает изменять мужу, при этом у нее нет никакого стремления завести детей. Именно поэтому Толстой оставляет ее бездетной. Для писателя, считающего, что женщина должна быть предана своему мужу и воспитывать детей, Элен стала воплощением самых нелицеприятных качеств, которые только могут быть у представительницы женского пола.

    Ипполит Курагин

    Семья Курагиных в романе «Война и мир» олицетворяет разрушительную силу, которая причиняет вред не только окружающим, но и ей самой. Каждый член семьи является носителем какого-то порока, от которого в итоге страдает и сам. Исключением является только Ипполит. Его характер вредит только ему, но не разрушает жизнь окружающих.

    Князь Ипполит внешне очень похож на свою сестру Элен, однако при этом он совершенно дурен собой. Лицо его было «отуманено идиотизмом», а тело слабо и худощаво. Ипполит отличается невероятной глупостью, но из-за уверенности, с которой он говорит, все не могут понять, умен он или непроходимо туп. Он часто говорит невпопад, вставляет неуместные замечания, не всегда понимает, о чем рассуждает.

    Благодаря покровительству отца Ипполит делает военную карьеру, однако среди офицеров он слывет за шута. Несмотря на все это, герой имеет успех у женщин. Сам князь Василий отзывается о своем сыне как о «покойном дураке».

    Сравнение с другими дворянскими семьями

    Как отмечалось выше, дворянские семьи имеют большое значение для понимания романа. И не зря Толстой берет сразу несколько семей для описания. Так, основными героями становятся члены пяти дворянских родов: Болконские, Ростовы, Друбецкие, Курагины и Безуховы.

    Каждый дворянский род описывает различные человеческие ценности и грехи. Семья Курагиных в этом отношении сильно выделяется на фоне других представителей высшего света. И не в лучшую сторону. Кроме того, как только курагинский эгоизм вторгается в чужую семью, он тут же вызывает в ней кризис.

    Семья Ростовых и Курагиных

    Как отмечалось выше, Курагины - это низкие, черствые, развратные и эгоистичные люди. Они не испытывают друг к другу никакой нежности и заботы. А если и оказывают помощь, то только из корыстных соображений.

    Отношения в этой семье резко контрастируют с атмосферой, что царит в доме Ростовых. Здесь члены семьи понимают и любят друг друга, они искренне заботятся о близких, проявляя теплоту и участие. Так, Наташа, увидев слезы Сони, также начинает плакать.

    Можно сказать, что семья Курагиных в романе «Война и мир» противопоставлена семье Ростовых, в которой Толстой видел воплощение

    Показательны и отношения в браке Элен и Наташи. Если первая изменяла своему мужу и совершенно не желала заводить детей, то вторая стала олицетворением женского начала в понимании Толстого. Наташа стала идеальной женой и прекрасной матерью.

    Интересны и эпизоды общения братьев и сестер. Как непохожи задушевные дружеские беседы Николеньки и Наташи на холодные фразы Анатоля и Элен.

    Семья Болконских и Курагиных

    Эти дворянские семьи также очень непохожи друг на друга.

    Для начала сравним отцов двух семейств. Николай Андреевич Болконский - незаурядный человек, ценящий ум и деятельность. В случае необходимости он готов послужить своему Отечеству. Николай Андреевич любит своих детей, искренне заботится о них. Совсем не похож на него князь Василий, который думает только о своей выгоде и совершенно не волнуется о благополучии своих детей. Для него главное - деньги и положение в обществе.

    Кроме того, Болконский-старший, как и позднее его сын, разочаровался в обществе, которое так манит всех Курагины. Андрей является продолжателем дел и взглядов своего отца, в то время как дети князя Василия идут своей дорогой. Даже Марья наследует строгость в воспитании детей от Болконского-старшего. А описание семьи Курагиных однозначно указывает на отсутствие какой-либо преемственности в их роду.

    Таким образом, в семье Болконских, несмотря на видимую строгость Николая Андреевича, царят любовь и взаимопонимание, преемственность и забота. Андрей и Марья искренне привязаны к отцу и испытывают к нему уважение. Отношения между братом и сестрой долго были прохладными, пока общее горе - смерть отца - не сплотило их.

    Курагиным же чужды все эти чувства. Они не способны искренне поддержать друг друга в сложной ситуации. Их удел - только разрушение.

    Заключение

    В своем романе Толстой хотел показать, на чем строятся идеальные семейные отношения. Однако ему нужно было и представить самый худший вариант развития родственных уз. Именно этим вариантом стала семья Курагиных, в которой воплотились наихудшие человеческие качества. На примере судеб Курагиных Толстой показывает, к чему может привести нравственное падение и животный эгоизм. Никто из них так и не обрел столь желанного счастья именно потому, что думал только о себе. Люди с таким отношением к жизни, по мнению Толстого, не заслуживают благополучия.

     


    Читайте:



    Заливное из языка: пошаговый рецепт с фото

    Заливное из языка: пошаговый рецепт с фото

    В меню праздничного застолья,зачастую включают заливное из языка. Неопытные хозяйки опасаются браться за подобные кулинарные изыски, считая их...

    Пирожки с зеленым луком и яйцом жареные на сковороде

    Пирожки с зеленым луком и яйцом жареные на сковороде

    На каком тесте можно сделать пирожки? Печеные пирожки лучше всего готовить на дрожжевом тесте, тогда они будут очень мягкими, пышными и долго не...

    Пирожки с яйцом и луком жареные на сковороде

    Пирожки с яйцом и луком жареные на сковороде

    Печем сегодня обалденные пирожки с зеленым луком и яйцом: как у бабушки. Пирожки получаются очень вкусными, мягкими и воздушными. Много начинки,...

    К чему снится сушеная рыба девушке

    К чему снится сушеная рыба девушке

    Зная, к чему снится сушеная рыба, можно только радоваться. Во многих сонниках она считается символом благосклонности судьбы. Все ваши начинания и...

    feed-image RSS