Главная - Познание мира
Вопросы сетевого взаимодействия профессиональных. Учебно-методическое управление. III. Требования к результатам освоения образовательной программы
1

Обоснована необходимость продуктивного сетевого взаимодействия между университетом и учреждением среднего профессионального образования, которая обуславливается специфическим требованием образовательного стандарта, предусматривающего получение рабочей профессии для бакалавров образования. Проведен анализ сетевой модели «СПО – ВУЗ», обобщены результаты и рассмотрены условия частичной интеграции образовательных программ практико-ориентированной подготовки педагогов профессионального образования и современных специалистов по металлообработке. Установлена возможность консолидации и кооперации участников образовательного процесса при совместном использовании кадровых, материальных и информационных ресурсов разноуровневых образовательных организаций. В статье, кроме того, излагаются нормативно-правовые и учебно-методические основы сотрудничества, а также опыт создания сетевой модели «СПО – ВУЗ» на базе регионального ресурсного центра машиностроительного профиля.

региональный ресурсный центр

сетевое взаимодействие

интеграция образовательных программ

профессиональные компетенции

кооперация

1. Байбородова Л.В., Репина А.В. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации инновационных проектов // Ярославский педагогический вестник. Научный журнал. – 2013. – № 3, т. 2 (психолого-педагогические науки). – С. 21-25.

2. Весна Е.Б., Гусева А.И. Модели взаимодействия организаций при сетевой форме реализации образовательных программ // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журнал. – 2013. – № 6; URL:www.science – education.ru/113-10934 (дата обращения: 14.12.2014).

3. Савина С.В., Магомедов Р.М. Перспективы использования сетевого взаимодействия в образовательном процессе вуза // Сб. научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании XXI века». – Т.1. (Москва, 22–23 окт. 2012 г.). – М.: НИЯУ МИФИ, 2012. – С.104-109.

4. Синкина Е.А. Проектирование компетентностно-ориентированного содержания профессиональных дисциплин для подготовки бакалавров технических вузов // Современные проблемы науки и образования: электронный науч. журнал. – 2014. – № 6; URL:www.science – education.ru/120-15911 (дата обращения: 19.01.2015).

5. Чикильдина Н.А. Модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов. Опыт Ставропольского края // Проблемы современного образования: материалы III междунар. научно-практ. конф. (Пенза, 10–11 сент. 2012 г.). – Пенза: ООО Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. – С. 108-114.

6. Швецов М.Ю., Дугаров А.Л. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования в регионе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2012. – № 5. – С. 33-38.

Подготовка бакалавров по направлению 44.03.04 «Профессиональное обучение» (отрасль «Машиностроение») в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает освоение такого специфического именно для педагога профессионального обучения вида деятельности, как обучение рабочей профессии. При этом среди профессиональных компетенций (ПК), которыми должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, значатся и такие, как способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня, готовность к производительному труду и использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии (ПК-31, ПК-32, ПК-36).

Целью данной научно-практической работы является создание модели взаимодействия образовательных учреждений различных уровней по формированию у будущих бакалавров образования профессиональных компетенций, связанных с использованием передовых производственных технологий при обучении рабочей профессии.

Наполнение этих компетенций объясняется тем, что область профессиональной деятельности бакалавров образования включает не только обучение студентов профессиям и специальностям машиностроительного профиля в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), но и работу в учебно-курсовых центрах подготовки и переподготовки персонала на машиностроительных предприятиях. Повышение квалификации рабочих-станочников предусматривает обучение их передовым приемам обработки деталей на металлорежущих станках различных видов (токарных, фрезерных, сверлильных и шлифовальных) и типов (универсальных, специальных и с программным управлением), разработке технологии изготовления деталей повышенной сложности, правилам применения прогрессивного режущего инструмента, специальных и универсальных приспособлений.

Отсюда и вытекает требование ФГОС начального профессионального образования по профессии 151902.03 «Станочник (металлообработка)» о том, что при реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) учреждение должно обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). При этом мастера производственного обучения должны иметь на 1 - 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников. Кроме того, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для педагогов, которые преподают дисциплины профессионального цикла. Данные преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в 3 года.

При составлении программ технических дисциплин необходимо проанализировать структуру и функции профессиональной деятельности, т.е. перенести модель деятельности специалиста на содержание обучения бакалавра в соответствии с современными представлениями об организации учебного процесса, его практической направленности и формировании профессиональных компетенций .

Однако реализация этого требования применительно к получению студентом вуза квалификационного разряда по рабочей профессии в практической образовательной деятельности высшего учебного заведения затруднена, а в большинстве случаев и вовсе невозможна. Для эффективного усвоения основной образовательной программы и успешного прохождения государственной итоговой аттестации с последующим присвоением выпускнику 3-4 разряда по профессии «Станочник» помимо квалифицированных педагогических кадров вузу необходимо иметь и развитую материальную базу. Под этим понимаются мастерские металлообработки (слесарная, токарная, фрезерная) с линейкой из 12-15 станков, демонстрационные устройства одного или нескольких основных станков (как минимум - универсального токарного), тренажеры для отработки навыков управления основными узлами (например, суппортом) станка. Формирование развитой инфраструктуры, позволяющей целенаправленно проводить подготовку студентов для получения квалификационного разряда, требует капитальных финансовых вложений порядка 30-40 миллионов рублей, что является непростой задачей для большинства бюджетных образовательных организаций.

Выход из создавшегося положения возможен в создании сетевой формы реализации образовательной программы совместно с региональными ресурсными центрами . Анализ научных источников в педагогических исследованиях последних лет показывает, что сетевое взаимодействие является важным элементом развития и поддержки инновационных образовательных технологий. Данная форма сотрудничества осуществляется за счет организованного и целенаправленного привлечения образовательных, информационных, методических, кадровых и других ресурсов нескольких одно или разноуровневых организаций. Так, М.Ю. Швецов отмечает, что «сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования и вуза в регионах представляет собой устойчивые и упорядоченные социальные действия между профессиональными учебными заведениями, отличающимися по своим типам, видам и формам организации, региональными органами управления профессиональным образованием и конкретными участниками данного процесса».

Целью такого взаимодействия применительно к педагогам профессионального обучения является параллельное освоение ОПОП ВПО с одновременным овладением рабочей профессией. Вертикальный тип интеграции содержания образовательных программ при подготовке педагогов профессионального образования основывается на том, что процесс обучения в основном протекает в базовой организации - Ярославском государственном техническом университете, а для его полноценной реализации привлекается образовательная организация СПО - Ярославский автомеханический колледж, осуществляющий, в том числе и подготовку станочников. На базе этого учебного заведения в рамках программы инновационного развития региона в 2008 году создан ресурсный центр по приоритетному для Ярославской области направлению подготовки машиностроительного профиля, который готовит рабочие кадры по профессиям металлообработки. Центр оснащен современным лабораторным и промышленным оборудованием, имеет разветвленную информационную образовательную среду. Выпускники колледжа соответствуют требованиям, которые предъявляются к современным рабочим и специалистам высокотехнологичных кластеров дизельного и энергетического машиностроения.

Сотрудничество университета и колледжа базируется на модели сетевого взаимодействия «образовательная организация - ресурсная организация», которая основана на паритетной кооперации этих учреждений и предполагает совместное использование имеющихся образовательных ресурсов . Нормативно-правовой основой этого вида сотрудничества явились партнерские отношения, закрепленные договором между участниками сети, а также их уставы и учредительные документы. Договор устанавливает условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между учреждениями, порядок реализации образовательной программы, вид и объем ресурсов, выделяемых каждым из участников. В соответствии с договором участники возложили на себя обязанности по организации сетевого взаимодействия, координации деятельности, обмену кадровыми, информационными, научно-техническими и учебно-методическими ресурсами . Кроме того, решены были и вопросы логистики, связанные с организацией движения учащихся в рамках образовательных маршрутов.

Прежде чем приступить к созданию механизма взаимодействия и реализации совместной образовательной программы «СПО - ВУЗ», были проанализированы учебные планы подготовки педагогов и станочников соответственно в каждой из сотрудничающих организаций, согласованы содержание и трудоемкость в зачетных единицах отдельных модулей и дисциплин, период обучения и ряд других конкретных вопросов. Базовой частью университетского учебного плана послужила дисциплина «Производственное обучение» в объеме 324 часов, а в учебном плане подготовки станочников особое внимание было уделено профессиональному циклу в объеме 1245 учебных часов. В основе этого цикла лежат два профессиональных модуля: «Программное управление металлорежущими станками» и «Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа», а также два междисциплинарных комплекса: «Технология обработки на станках с программным управлением» и «Технология обработки на металлорежущих станках».

Кроме того, было достигнуто соглашение о признании результатов обучения с согласованием системы оценок и критериев оценивания. На этом основании производится перезачет зачетных единиц по ряду дисциплин общепрофессионального цикла («Технические измерения», «Основы материаловедения», «Техническая графика»), которые были успешно пройдены студентами университета в рамках реализации основной образовательной программы.

Государственная (итоговая) аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы в виде выпускной практической квалификационной работы и письменной экзаменационной работы. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Кроме того, выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать выполнение операционных действий, по сложности отвечающих требованиям разряда по профессии рабочего-станочника, предусмотренного ФГОС.

Практико-ориентированное обучение по программе прикладного бакалавриата способствует успешной адаптации студентов к предстоящей учебно-педагогической деятельности в образовательных организациях. Первый профессиональный опыт они получают во время прохождения педагогической и преддипломной практик в колледжах и техникумах.

За шесть лет сетевого взаимодействия около двухсот студентов университета прошли обучение в автомеханическом колледже по очно-заочной форме, освоили необходимые профессиональные компетенции и получили третий, а некоторые и четвертый разряд по рабочей профессии. Значительная часть выпускников успешно работает в учреждениях профессионального образования региона. Существенно возросла эффективность использования образовательного, воспитательного и кадрового потенциала образовательных учреждений - участников сетевого взаимодействия.

Выводы

  1. Введение ФГОС нового поколения создало условие для активной реализации основных профессиональных образовательных программ в режиме сетевого взаимодействия, поскольку структура содержательной части программ организована по модульному принципу.
  2. Одним из важнейших результатов проделанной работы стало накопление опыта реализации механизмов сетевого взаимодействия, консолидация участников образовательного процесса и создание системы связей между ними, что позволяет эффективно решать учебно-методические и организационные задачи, стоящие перед университетом.
  3. Возросло качество трудового потенциала и квалификация инженерно-педагогических кадров, направляемых университетом в образовательные учреждения региона. Это обстоятельство благоприятно сказывается как на развитии регионального рынка труда, так и на расширении спектра образовательных услуг и повышения конкурентоспособности университета.

Рецензенты:

Шевчук В.Ф., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой профессионального обучения ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный технический университет», г. Ярославль;

Серебренников Л.Н., д.п.н., профессор кафедры экономики, технологии и управления ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль.

Библиографическая ссылка

Моднов С.И., Маланов А.Г. РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОЙ МОДЕЛИ «СПО – ВУЗ» ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=17658 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Научно-исследовательский институт развития профессионального образования (НИИРПО) совместно с общественной Академией профессионального образования, колледжами г. Москвы и субъектов федерации осуществляет научное обеспечение темы «Формирование механизмов сетевого взаимодействия ресурсных центров учреждений СПО с отраслевыми работодателями».

На первом этапе разработаны практикоориентированная концепция ресурсных центров, понятийный аппарат, модель сетевого взаимодействия учебных заведений различного уровня и отраслевых работодателей, а также механизмы обеспечения качества профессионального образования. Проведены исследования, посвященные различным аспектам организации и эффективности работы региональных ресурсных центров учреждений СПО и НПО.

На втором этапе исследования масштаб был увеличен. Образованы несколько межрегиональных экспериментальных площадок на базе колледжей, уточнен актуальный понятийный аппарат и проведены Интернет-конференции, в которых участвовали Академия профессионального образования и ведущие научные институты Кемерова и Челябинска.

Состоялось также обсуждение в рамках круглого стола.

Анализ первого опыта сетевого взаимодействия позволил определить три приоритета деятельности.

Во-первых, образовательный, нацеленный на то, чтобы в одном подразделении реализовались программы профессиональной подготовки, повышения квалификации и другие.

Во-вторых, сертификационный, направленный на решение в одном подразделении задач сертификации и внешней оценки качества профессионального образования по отраслевой группе специальностей СПО и НПО. В таком случае самооценку качества подготовки выпускников будут осуществлять сами колледжи, а итоговую, внешнюю (общественно-профессиональную) аттестацию - региональный отраслевой ресурсный центр.

Уже опубликованы и активно обсуждаются предложения Рособрнадзора по разработке внешней оценки качества профессионального образования с участием отраслевых работодателей. Предполагается, что она может проходить по типу ЕГЭ и охватывать выпускников учреждений СПО и прикладных бакалавров.

Хотелось бы заметить, что активное развитие общественно-профессиональной оценки качества образования возможно при нескольких условиях. Прежде всего необходимо на государственном уровне определить место и роль этих процедур. Будут ли они учитываться при государственной аккредитации? Если да, то как? Также небходимо подготовить достаточное число экспертов, занимающихся внешней оценкой профессионального образования, поскольку эксперты, которые работают в рамках государственной аккредитации, вряд ли смогут без специальной подготовки качественно осуществлять внешний аудит. Далее, нет ответа на вопрос, кому в настоящее время учреждения СПО могут доверить проведение образовательного аудита? Нужно создавать организации, которые смогут делать это важное дело и вырабатывать критерии для их признания обществом и государством. И, наконец, нужна подготовка общественного мнения. Пока можно констатировать общую неготовность к внешней оценке качества образования. В сложившихся условиях одной из важнейших задач института развития профессионального образования является формирование общественного мнения и подготовка экспертов, в том числе из числа представителей предприятий-работодателей и общественных организаций.

Следует отметить, что в новых государственных образовательных стандартах вводится ответственность руководителей учреждений СПО за качество подготовки выпускников и результаты обучения. Поэтому очень важно выполнить одно из основных требований Копенгагенского и Туринского процессов - внедрить механизмы внутренней оценки качества и лучше подготовиться к внешней оценке. Образовательный аудит - процедура, которая содействует становлению и развитию внутриссузовской системы качества образования. Однако процесс становления общественно-профессиональной оценки качества образования скорее всего будет и непростым, и небыстрым.

В НИИРПО пришли к выводу, что в рамках проводимого эксперимента учреждения среднего звена имеют возможность получить независимую оценку гарантий качества образования и довести результаты до сведения общественности. В ходе стандартных процедур государственной аккредитации эти цели не достигаются.

Третий приоритет - сетевой, нацеленный на то, чтобы стимулировать создание сетевых профессиональных сообществ специалистов, формирование инновационных функций педагогического персонала, а также новых должностей: сетевой преподаватель, сетевой методист, сетевой куратор-тьютор, сетевой психолог, сетевой администратор. Должна сказать свое слово и наука, сформировав такие категории, как «сетевое профессиональное обучение», «сетевая педагогика профессионального образования», «сетевая образовательная программа», «сетевое расписание», «сетевая этика», «сетевая экспертиза качества профессионального образования» и прочие.

Выводы за «круглым столом»

Ресурсные центры - инновационные структуры, в которых должны сформироваться новые модели подготовки востребованных специалистов среднего звена. Основная деятельность этих структур нацелена на формирование эффективного механизма сетевого взаимодействия с социальными партнерами-аутсорсерами и обеспечение конкурентоспособности учебных заведений, их выпускников и региональных систем СПО в целом. Как далеко продвинулась начатая работа, и как сделать ее еще более результативной?

Ответы на эти вопросы попытались дать участники межрегионального круглого стола, который прошел 29 февраля в Москве. Аудитория состояла из 80 человек, среди которых были практические работники колледжей и ресурсных центров Москвы и Московской, Владимирской, Нижегородской, Омской областей, Чеченской Республики, Удмуртии, Марий Эл, а также представители столичных бизнес-сообществ, корпоративных структур внутрифирменного обучения, организаций-производителей технологического оборудования для ресурсных центров и зарубежные партнеры учебных заведений.

Организовали мероприятие НИИ развития профессионального образования (г. Москва), Академия профессионального образования, Союз директоров учреждений СПО России и саморегулируемые организации строительной отрасли.

Интересны главные выводы, к которым пришли участники дискуссии. Оценивая эффективность формирующегося механизма сетевого взаимодействия отраслевых ресурсных центров с работодателями, выступающие подчеркнули его особую важность для обеспечения конкурентоспособности учебных заведений. Именно в процессе сетевого взаимодействия идет активная апробация подготовки ква
лифицированных рабочих, мастеров, техников-технологов в корпоративных структурах, включая внедрение общих с зарубежными колледжами образовательных программ (проект «Сетевой колледж», проект двойных дипломов и другие).

Самыми значимыми компонентами сетевого взаимодействия были признаны модули образовательных программ, классификация заказовзаданий и нормативы их финансирования, ориентированные на качество компетенций специалистов, технология обучения с оценкой компетенций при участии внешних аттестационных структур, интегрированная (с участием саморегулируемых организаций) система грифования учебно-методических пособий, практикоориентированных учебников и электронных изданий.

В Москве экспериментальная апробация механизма сетевого взаимодействия строительных колледжей, научного учреждения (НИИ развития профессионального образования), саморегулируемых организаций и общеобразовательных школ показала, что основное достоинство сети - обеспечение общедоступности и массовости программ начального и среднего профессионального образования. Модель межрегионального отраслевого ресурсного центра, основанная на идее добровольного обмена ресурсами между учреждениями СПО, работает на интересы наиболее мотивированной группы обучающихся: школьников, студентов колледжей и работников предприятий, обеспечивая качество профессиональных квалификаций.

Мониторинг практики сетевого взаимодействия ресурсных центров с отраслевыми работодателями подтверждает вывод, что горизонтальная интеграция образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования позволяет устранить дублирование в подготовке кадров и рационально использовать финансовые ресурсы, учебно-лабораторный, материально-технический, информационно-методический и кадровый потенциал учебных заведений. Ядром горизонтальной интеграции служит многопрофильный колледж, окруженный мини-сетями.

Непосредственно для ресурсного центра установление и укрепление связей с предприятиями, службой занятости, территориальными органами управления открывает немало дополнительных возможностей, а именно:

  • упрощается доступ к информации о рынке труда;
  • обеспечивается учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов (профессиональный профиль, квалификационные характеристики);
  • упрощается процедура корректировки старых и разработки новых учебных материалов и программ, отвечающих требованиям работодателей;
  • открываются широкие возможности для организации практики обучающихся и краткосрочной стажировки преподавателей, ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами;
  • расширяются возможности трудоустройства выпускников;
  • инициируются новые совместные коммерческие проекты, предназначенные для пополнения внебюджетных фондов образовательных учреждений: открытие курсов повышения квалификации работников предприятий, создание совместных мастерских, магазинов, центров обслуживания населения и т.д.

Промежуточные итоги деятельности ресурсных центров доказывают экономическую эффективность обучения по интегрированным программам начального и среднего профессионального образования. Время обучения сокращается на семь месяцев, что составляет 15 процентов.

По мнению собравшихся, вхождение России в ВТО, ЕврАзЭС, реализация требований Копенгагенского и Туринского процессов предполагают установление приоритетов аккредитационных показателей международных ассоциаций перед государственной аккредитацией колледжа, из чего следует, что ответственность за качество образования и его гарантию должно нести учебное заведение.

Участники круглого стола считают, что нужно разработать научное обеспечение сетевого взаимодействия (понятийный аппарат, принципы, задачи, модели, показатели, эффекты, программы, технологии), рекомендации по формированию сетевых учебных пособий (сетевой практикоориентированный учебник, контрольно-измерительные материалы для диагностики качества сетевого обучения и др.) и подготовить практических работников, которые будут выполнять инновационные функции (сетевой методист, сетевой преподаватель-тьютор, педагог-библиотекарь, сетевой администратор, сетевой психолог). Все это с участием бизнес-сообщества.

Программа дальнейших действий

Пожелания по повышению эффективности работы ресурсных центров отражены в рекомендациях, которые можно считать своего рода программой деятельности для администрации и сотрудников колледжей, ученых и работодателей.

Для образовательных учреждений в этой программе поставлена задача сначала провести тематические педсоветы, на которых обсудить вопросы формирования сетевых образовательных ресурсов: программ, технологий, форм. Затем организовать обучающие консультации по разработке сетевых учебных планов и программ на основе дистанционных технологий: для методистов, библиотекарей, преподавателей, мастеров. Кроме того, нужно подготовить комплект организационно-методических документов по формированию сетевых сообществ.

Большую работу предстоит проделать НИИ развития профессионального образования и Учебно-методическому центру профессионального образования. Эти учреждения должны подготовить новую редакцию практикоориентированной Концепции сетевого взаимодействия ресурсных центров СПО, разработать рекомендации по повышению их эффективности и показатели для международной аккредитации колледжей, а также практикоориентированные учебные пособия для сетевого взаимодействия. Им же предложено провести эксперимент по аттестации заведующих отделениями, преподавателей, мастеров производственного обучения для выполнения функций сетевого преподавателя (тьютора), сетевого методиста, сетевого менеджера, руководителя ресурсного центра.

Немалые надежды, судя по рекомендациям, возлагаются и на бизнес-сообщества (отраслевые саморегулируемые организации работодателей, ассоциации малого и среднего бизнеса, комитеты по содействию профессиональному образованию торгово-промышленных палат, отраслевые профсоюзы). Во-первых, от этих организаций ожидается, что они помогут закрепить в корпоративных актах, а позже, возможно, и в действующем законодательстве такое понятие, как «ресурсный центр профессиональных квалификаций».
Во-вторых, предполагается, что они сформулируют предложения по формированию на базе научных учреждений, колледжей и межрегиональных ресурсных центров патентной, диагностической и метрологической служб. В-третьих, разработают механизм создания хозяйственных обществ с участием НИИ и колледжей, основанный на федеральном законе № 217.

Круглый стол показал, насколько велики возможности ресурсных центров и как много нужно сделать, чтобы эти возможности реализовать.

Нормативная база:

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий.

Сетевое взаимодействие позволяет:

  • распределять ресурсы при общей задаче деятельности;
  • опираться на инициативу каждого конкретного участника;
  • осуществлять прямой контакт участников друг с другом;
  • выстраивать многообразные возможные пути движения при общности внешней цели;
  • использовать общий ресурс сети для нужд каждого конкретного участника.

В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:

Во-первых, сеть - это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получения дополнительного финансирования.

Во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений. Сеть помогает найти прецеденты, получить экспертизу собственных разработок, расширить перечень образовательных услуг для студентов, в том числе, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети. Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Актуальные документы для дискуссии

Уважаемые коллеги! Содержание указанного раздела портала направлено на развитие нормативно-методического обеспечения сетевых форм реализации образовательных программ. Экспертные группы представляют в этом разделе модели документов, содержание которых направлено развитие сетевых форм обучения. Все желающие могут присоединиться к обсуждению документов через форум «Сетевые формы» или через контакт по электронной почте [email protected]

Материалы для ознакомления

Система организации сетевых образовательных программ (программ академической мобильности, совместных образовательных программ, программ двух дипломов) в Казанском (Приволжском) федеральном университете

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898; № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121; № 28, ст. 4741), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230), а также в целях реализации пункта 3 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 11, ст. 1629), приказываю:

1.6. Обучение по образовательной программе в образовательной организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.

1.7. При реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

1.8. Реализация образовательной программы осуществляется образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевой формы.

1.9. Реализация образовательной программы осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом образовательной организации.

Реализация образовательной программы образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация образовательной программы на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации .

1.10. Срок получения образования по образовательной программе в очной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет:

на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев;

на базе среднего общего образования - 2 года 10 месяцев;

Срок получения образования по образовательной программе, предусматривающей получение в соответствии с настоящего ФГОС СПО квалификации специалиста среднего звена «специалист по администрированию сети», увеличивается на 1 год.

Срок получения образования по образовательной программе в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения:

не более чем на 1,5 года при получении образования на базе основного общего образования;

не более чем на 1 год при получении образования на базе среднего общего образования.

При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования по образовательной программе вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования может быть увеличен не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.

Конкретный срок получения образования и объем образовательной программы, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному учебному плану определяются образовательной организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

1.11. Образовательная программа, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается образовательной организацией на основе требований федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и ФГОС СПО с учетом получаемой специальности.

1.12. Образовательная организация разрабатывает образовательную программу в соответствии с выбранной квалификацией специалиста среднего звена, указанной в Перечне специальностей среднего профессионального образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30861) и с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 мая 2014 г. № 518 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 мая 2014 г., регистрационный № 32461), от 18 ноября 2015 г. № 1350 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 декабря 2015 г., регистрационный № 39955) и от 25 ноября 2016 г. № 1477 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2016 г., регистрационный № 44662):

сетевой и системный администратор;

специалист по администрированию сети.

II. Требования к структуре образовательной программы

2.1. Структура образовательной программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную часть).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных настоящего ФГОС СПО, и должна составлять не более 70 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение.

Вариативная часть образовательной программы (не менее 30 процентов) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно выбранной квалификации, указанной в настоящего ФГОС СПО (далее - основные виды деятельности), углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Конкретное соотношение объемов обязательной части и вариативной части образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно в соответствии с требованиями настоящего пункта, а также с учетом примерной основной образовательной программы (далее - ПООП).

2.2. Образовательная программа имеет следующую структуру:

общий гуманитарный и социально-экономический цикл;

математический и общий естественнонаучный цикл;

общепрофессиональный цикл;

профессиональный цикл;

государственная итоговая аттестация, которая завершается присвоением квалификации специалиста среднего звена, указанной в настоящего ФГОС СПО.

Таблица № 1

Структура и объем образовательной программы

Структура образовательной программы Объем образовательной программы в академических часах
при получении квалификации специалиста среднего звена "сетевой и системный администратор" при получении квалификации специалиста среднего звена "специалист по администрированию сети"
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл не менее 468 не менее 504
Математический и общий естественнонаучный цикл не менее 144 не менее 180
Общепрофессиональный цикл не менее 612 не менее 648
Профессиональный цикл не менее 1728 не менее 2664
Государственная итоговая аттестация 216 216
Общий объем образовательной программы:
на базе среднего общего образования 4464 5940
на базе основного общего образования, включая получение среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования 5940 7416

2.3. Перечень, содержание, объем и порядок реализации дисциплин и модулей образовательной программы образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП по соответствующей специальности.

Для определения объема образовательной программы образовательной организацией может быть применена система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 32-36 академическим часам.

2.4. В общем гуманитарном и социально-экономическом, математическом и общем естественнонаучном, общепрофессиональном и профессиональном циклах (далее - учебные циклы) образовательной программы выделяется объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по видам учебных занятий (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), практики (в профессиональном цикле) и самостоятельной работы обучающихся.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70 процентов от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей № 1 настоящего ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25 процентов.

В учебные циклы включается промежуточная аттестация обучающихся, которая осуществляется в рамках освоения указанных циклов в соответствии с разработанными образовательной организацией фондами оценочных средств, позволяющими оценить достижения запланированных по отдельным дисциплинам, модулям и практикам результатов обучения.

2.5. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Основы философии», «История», «Психология общения», «Иностранный язык в профессиональной деятельности», «Физическая культура».

Общий объем дисциплины «Физическая культура» не может быть менее 160 академических часов. Для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация устанавливает особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья.

2.6. При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Освоение общепрофессионального цикла образовательной программы в очной форме обучения должно предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в объеме 68 академических часов, из них на освоение основ военной службы (для юношей) - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.

Образовательной программой для подгрупп девушек может быть предусмотрено использование 70 процентов от общего объема времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», предусмотренного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

2.8. Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными настоящим ФГОС СПО.

В профессиональный цикл образовательной программы входят следующие виды практик: учебная практика и производственная практика.

Учебная и производственная практики проводятся при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, определяется образовательной организацией в объеме не менее 25 процентов от профессионального цикла образовательной программы.

2.9. Государственная итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект). По усмотрению образовательной организации демонстрационный экзамен включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы и (или) государственного экзамена образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.

III. Требования к результатам освоения образовательной программы

3.1. В результате освоения образовательной программы у выпускника должны быть сформированы общие и профессиональные компетенции.

3.2. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать следующими общими компетенциями (далее - ОК):

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

OK 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3.3. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен быть готов к выполнению основных видов деятельности, предусмотренных настоящим ФГОС СПО, согласно выбранной квалификации специалиста среднего звена, указанных в настоящего ФГОС СПО.

Таблица № 2

Соотнесение основных видов деятельности и квалификаций специалиста среднего звена при формировании образовательной программы

Основные виды деятельности Наименование квалификации(й) специалиста среднего звена
Сетевой и системный администратор Специалист по администрированию сети
Сетевой и системный администратор Специалист по администрированию сети
Управление сетевыми сервисами
Специалист по администрированию сети

3.4. Выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями (далее - ПК), соответствующими основным видам деятельности, указанным в настоящего ФГОС СПО:

3.4.1. Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры:

ПК 1.1. Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети.

ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств.

ПК 1.4. Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях компьютерных сетей и сетевого оборудования различного уровня и в оценке качества и экономической эффективности сетевой топологии.

ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации.

3.4.2. Организация сетевого администрирования:

ПК 2.1. Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев.

ПК 2.2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах.

ПК 2.3. Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.

ПК 2.4. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

3.4.3. Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры:

ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.

ПК 3.2. Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях.

ПК 3.3. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать сетевые конфигурации.

ПК 3.4. Участвовать в разработке схемы послеаварийного восстановления работоспособности компьютерной сети, выполнять восстановление и резервное копирование информации.

ПК 3.5. Организовывать инвентаризацию технических средств сетевой инфраструктуры, осуществлять контроль оборудования после его ремонта.

ПК 3.6. Выполнять замену расходных материалов и мелкий ремонт периферийного оборудования, определять устаревшее оборудование и программные средства сетевой инфраструктуры.

3.4.4. Управление сетевыми сервисами:

ПК 4.1. Принимать меры по отслеживанию, предотвращению и устранению нештатных ситуаций.

ПК 4.2. Контролировать сетевую инфраструктуру с использованием инструментальных средств эксплуатации сетевых конфигураций.

ПК 4.3. Обеспечивать максимальную стабильность предоставляемых сетевых сервисов.

ПК 4.4. Предоставлять согласованные с информационно-технологическими подразделениями сетевые сервисы и выполнять необходимые процедуры поддержки.

ПК 4.5. Восстанавливать нормальную работу сетевых сервисов в соответствии с требованиями регламентов.

ПК 4.6 Вести учет плановой потребности в расходных материалах и комплектующих.

3.4.5. Сопровождение модернизации сетевой инфраструктуры;

ПК 5.1. Идентифицировать проблемы в процессе эксплуатации программного обеспечения.

ПК 5.2. Разрабатывать предложения по совершенствованию и повышению эффективности работы сетевой инфраструктуры.

ПК 5.3. Разрабатывать сетевые топологии в соответствии с требованиями отказоустойчивости и повышения производительности корпоративной сети.

ПК 5.4. Составлять отчет по выполненному заданию, участвовать во внедрении результатов разработок.

ПК 5.5. Проводить эксперименты по заданной методике, выполнять анализ результатов.

3.5. Минимальные требования к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы представлены в к настоящему ФГОС СПО.

3.6. Образовательная организация самостоятельно планирует результаты обучения по отдельным дисциплинам, модулям и практикам, которые должны быть соотнесены с требуемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников). Совокупность запланированных результатов обучения должна обеспечивать выпускнику освоение всех ОК и ПК, установленных настоящим ФГОС СПО.

IV. Требования к условиям реализации образовательной программы

4.1. Требования к условиям реализации образовательной программы включают в себя общесистемные требования, требования к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению, кадровым и финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.2. Общесистемные требования к условиям реализации образовательной программы.

4.2.1. Образовательная организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной деятельности обучающихся, предусмотренных учебным планом, с учетом ПООП.

4.2.2. В случае реализации образовательной программы с использованием сетевой формы, требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными организациями, участвующими в реализации образовательной программы с использованием сетевой формы.

4.2.3. В случае реализации образовательной программы на созданных образовательной организацией в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях требования к реализации образовательной программы должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

4.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательной программы.

4.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий всех видов, предусмотренных образовательной программой, в том числе групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы, мастерские и лаборатории, оснащенные оборудованием, техническими средствами обучения и материалами, учитывающими требования международных стандартов.

4.3.2. Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации (при наличии).

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается применение специально оборудованных помещений, их виртуальных аналогов, позволяющих обучающимся осваивать ОК и ПК.

4.3.3. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.3.4. Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями по каждой дисциплине, модулю из расчета одно печатное издание и (или) электронное издание по каждой дисциплине, модулю на одного обучающегося. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы, вышедшими за последние 5 лет.

В качестве основной литературы образовательная организация использует учебники, учебные пособия, предусмотренные ПООП.

В случае наличия электронной информационно-образовательной среды допускается замена печатного библиотечного фонда предоставлением права одновременного доступа не менее 25% обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке).

4.3.5. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами, адаптированными к ограничениям их здоровья.

4.3.6. Образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем учебным предметам, дисциплинам, модулям.

4.4. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы.

4.4.1. Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими работниками образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в настоящего ФГОС СПО (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет).

4.4.2. Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах (при наличии).

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательной программы, должны получать дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в настоящего ФГОС СПО, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.

Доля педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих освоение обучающимися профессиональных модулей, имеющих опыт деятельности не менее 3 лет в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, указанной в настоящего ФГОС СПО, в общем числе педагогических работников, реализующих образовательную программу, должна быть не менее 25 процентов.

4.5. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы.

4.5.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы должно осуществляться в объеме не ниже базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего профессионального образования по специальности с учетом корректирующих коэффициентов.

4.6. Требования к применяемым механизмам оценки качества образовательной программы.

4.6.1. Качество образовательной программы определяется в рамках системы внутренней оценки, а также системы внешней оценки на добровольной основе.

4.6.2. В целях совершенствования образовательной программы образовательная организация при проведении регулярной внутренней оценки качества образовательной программы привлекает работодателей и их объединения, иных юридических и (или) физических лиц, включая педагогических работников образовательной организации.

4.6.3. Внешняя оценка качества образовательной программы может осуществляться при проведении работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями, в том числе зарубежными организациями, либо профессионально-общественными организациями, входящими в международные структуры, профессионально-общественной аккредитации с целью признания качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программу, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля.

Приложение № 1
к СПО по специальности
09.02.06 Сетевое и системное
администрирование

Перечень
профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование

Приложение № 2
к СПО по специальности
09.02.06 Сетевое и системное
администрирование

Минимальные требования
к результатам освоения основных видов деятельности образовательной программы среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование

Основной вид деятельности Требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры знать: общие принципы построения сетей, сетевых топологий, многослойной модели OSI, требований к компьютерным сетям; архитектуру протоколов, стандартизации сетей, этапов проектирования сетевой инфраструктуры; базовые протоколы и технологии локальных сетей; принципы построения высокоскоростных локальных сетей; стандарты кабелей, основные виды коммуникационных устройств, терминов, понятий, стандартов и типовых элементов структурированной кабельной системы. уметь: проектировать локальную сеть, выбирать сетевые топологии; использовать многофункциональные приборы мониторинга, программно-аппаратные средства технического контроля локальной сети. иметь практический опыт в: проектировании архитектуры локальной сети в соответствии с поставленной задачей; установке и настройке сетевых протоколов и сетевого оборудования в соответствии с конкретной задачей; выборе технологии, инструментальных средств при организации процесса исследования объектов сетевой инфраструктуры; обеспечении безопасного хранения и передачи информации в локальной сети; использовании специального программного обеспечения для моделирования, проектирования и тестирования компьютерных сетей.
Организация сетевого администрирования знать: основные направления администрирования компьютерных сетей; утилиты, функции, удаленное управление сервером; технологию безопасности, протоколов авторизации, конфиденциальности и безопасности при работе с сетевыми ресурсами. уметь: администрировать локальные вычислительные сети; принимать меры по устранению возможных сбоев; обеспечивать защиту при подключении к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». иметь практический опыт в: установке, настройке и сопровождении, контроле использования сервера и рабочих станций для безопасной передачи информации.
Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры знать: архитектуру и функции систем управления сетями, стандарты систем управления; средства мониторинга и анализа локальных сетей; методы устранения неисправностей в технических средствах. уметь: выполнять мониторинг и анализ работы локальной сети с помощью программно-аппаратных средств; осуществлять диагностику и поиск неисправностей всех компонентов сети; выполнять действия по устранению неисправностей. иметь практический опыт в: обслуживании сетевой инфраструктуры, восстановлении работоспособности сети после сбоя; удаленном администрировании и восстановлении работоспособности сетевой инфраструктуры; поддержке пользователей сети, настройке аппаратного и программного обеспечения сетевой инфраструктуры.
Управление сетевыми сервисами. знать: принципы эффективной организации работы подразделений технической поддержки пользователей и клиентов (ITIL); специализированное программное обеспечение поддержки работы с клиентами. уметь: формализовать процессы управления инцидентами и проблемами; формализовать процессы технологической поддержки. иметь практический опыт в: использовании инструментальных средств для управления сетевыми сервисами.
Сопровождение модернизации сетевой инфраструктуры знать: функциональные возможности системного программного обеспечения с учетом новых версий; основы методологии дизайна архитектуры сети, в том числе с использованием «периметра», модульный подход к дизайну. уметь: планировать и поддерживать сетевую инфраструктуру; оптимизировать работу сервера и устранять неполадки с помощью инструментальных средств. иметь практический опыт в: настройке, планировании и поддержке сетевой инфраструктуры; структурировании и выделении модулей сети, разработке сетевых топологий в соответствии с требованиями отказоустойчивости и повышения производительности корпоративной сети.

_____________________________

* Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 сентября 2014 г. № 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 2014 г., регистрационный № 34779).

** См. статью 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008, 18, ст. 2625; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 72, ст. 78; № 10, ст. 1320; № 23, ст. 3289, ст. 3290; № 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

Обзор документа

Утвержден федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности "Сетевое и системное администрирование" (09.02.06).

Стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности.

Приведена характеристика подготовки и профессиональной деятельности выпускников. Определены требования к результатам освоения основной образовательной программы и к ее структуре.

 


Читайте:



Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Выделяют следующие группы синтетических гипогликемичес-ких средств: 1) производные сульфонилмочевины; 2) производные бензойной кислоты...

Василий Андреевич Жуковский: биография

Василий Андреевич Жуковский: биография

Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе. Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Сын помещика Афанасия...

Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м

Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м

На этой странице: Макар, Максим, Максимилиан, Малах (Малахий), Мануил (Эммануил), Марат, Мариан (Марьян), Марк, Маркел, Мартемьян (Мартьян), Мартин...

История мощей святителя николая мирликийского

История мощей святителя николая мирликийского

В мае 2012 г. хри-сти-ане все-го ми-ра празд-но-ва-ли 925-ти-ле-тие пе-ре-не-се-ния мо-щей свя-ти-те-ля Ни-ко-лая из Мир Ли-кий-ских в Ба-ри....

feed-image RSS