Разделы сайта
Выбор редакции:
- Чем снять галлюцинации. Как лечить галлюцинации. Отклонения в психике у ребенка
- Созависимость от пьющего члена семьи: как избавиться Как лечить созависимость от алкоголика
- Как избавиться от созависимости от алкоголика Ошибки созависимых алкоголиков которые
- Почему возникают галлюцинации от алкоголя и каких последствий можно ожидать?
- Начальные признаки шизофрении у детей
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
Реклама
Жан Батист Мольер Мещанин во дворянстве. Мнимый больной (сборник). Жан-батист мольер - мещанин во дворянстве Мольер, «Мещанин во дворянстве»: краткий анализ |
Николь обычная служанка в мещанском доме, он работает на господина Журдена, а также является любимой девушкой Ковьеля. Несмотря на то, что ей приходится выполнять достаточно низкую работу, делает она ее достаточно ловко и проницательно, стараясь угостить хозяевам, которым служит. В скором времени, она хочет связать себя узами брака с Ковьелем, который на протяжении долгого времени является слугой Клеонта. А сам Клеонт мечтает связать себя узами брака с хозяйкой Николь, молодой госпожой Люсиль, которую Журден мечтает отдать за настоящего дворянина. Он хочет сравняться с настоящей аристократией и старается сравняться с остальными. Поэтому нанимает множество слуг и педагогов, которые должны исправить его внешний вид и поведение. Но все не приводит к значимым результатам. Также он нанимает портных, которые должны шить наряды, над которыми даже Николь смеется. Несмотря на то, что она девушка простая, но имеет достаточно прекрасный и правильно воспитанный вкус, который позволяет ей отличать красивые платья от неправильно сшитых и смехотворных нарядов. В свободное время господин занимается изучением различных наук и навыков, а потом делиться полученной информацией с женой и служанкой, а так как они ничего не понимают, он говорит, что живет с одними невеждами. Николь после помогает Ковьелю и Клеонту обдурить господина Журдена, который не хочет отдавать свою дочку замуж за простого мещанина. Он мечтает породниться с дворянами, поэтому хитрый Клеонт предпринимает шаг к настоящей афере. Он отправляет Ковьеля, как друга ранее упокоившегося близкого друга господина, которого мужчина считал за истинного дворянина, способного помочь ему стать частью класса аристократии. Он предлагает обручить его единственную дочку с настоящим турецким султаном. Девушка сначала не соглашается на подобное предложение, но потом понимает, что ее служанка и возлюбленный вместе с Клеонтом обдурили всех. Николь была достаточно хитрой и счастливой девушкой, поэтому решила помочь своей хозяйке обрести настоящее счастье и выйти замуж за человека, которого она по-настоящему любит. Она соглашается помочь молодым людям, несмотря на то, что может лишиться жизни и работы, а также быть жестоко наказанной, так как являлась обычной служанкой в поместье. При этом она понимает цену настоящей дружбы, любви и преданности своей хозяйке, которая попала в трудную ситуацию. Сочинение про НикольНиколь - второстепенная героиня комедийного произведения Мольера «Мещанин во дворянстве». Николь молода, красива, умна и сообразительна. Помимо этого, девушка очень проницательная, хозяйственная и ловкая. Героиня трудится служанкой у состоятельного господина по имени Журден. В неё страстно влюблен Ковьель, который находится в услужении у своего молодого господина Клеонта. Сердце Клеонта принадлежит молодой девушке - госпоже Люсиль. Мещанин Журден всю свою жизнь стремится стать знатным дворянином. Для осуществления своей мечты, мещанин бросается во все тяжкие: носит наряды, сшитые портными специально для него, нанимает всевозможных учителей, дабы научиться грамоте. Однако, наряды Журдена выглядят нелепо и чересчур вычурно, а демонстрируемые им навыки кажутся многим непонятными. Благодаря Николь, происходит знакомство между Клеонтом и Журденом. Не без помощи героини, Ковьель обманывает Журдена, в результате чего Клеонт женится на Люсиль. Николь, как и супруга Журдена смеется над нарядами и «дворянскими навыками» мещанина. Несмотря на свое не знатное происхождение, Николь понимает, что Журдену ещё далеко до статуса дворянина. Мещанин, в свою очередь, называет Николь и супругу невеждами, так как они не понимают его «аристократических» манер. Мольер подчеркивает, что Николь пытается поговорить с господином о нелепости его нарядов, однако её старания идут коту под хвост. Журден словно не слышит никого, кроме своего эго. Он, вопреки здравому смыслу, хочет казаться истинным аристократом. Автор противопоставляет Николь и её тщеславного господина. Журден «стыдится своего происхождения, блистает придуманным титулом, что является признаком душевной низости». В отличие от него Николь - простой, искренний, прямолинейный и открытый человек. Она прямо говорит господину о том, что думает, не боясь показаться бестактной. Николь - носитель здравого смысла, личность, которая придает комедии Мольера открытости, легкости и простоты. Несколько интересных сочинений
Двадцать первый век – это век информационных технологий, где возможно абсолютно все. Иногда так хочется представить, что это действительно так. Что любой человек может делать то, что он хочет Жан Батист Мольер Мещанин во дворянстве. Мнимый больной (сборник) © Любимов Н., перевод на русский язык. Наследники, 2015 © Щепкина-Куперник Т., перевод на русский язык. Наследники, 2015 © Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015 Мещанин во дворянстве Действующие лица комедии ГОСПОДИН ЖУРДЕН мещанин. ГОСПОЖА ЖУРДЕН его жена. ЛЮСИЛЬ их дочь. КЛЕОНТ молодой человек, влюбленный в Люсиль. ДОРИМЕНА маркиза. ДОРАНТ граф, влюбленный в Доримену. НИКОЛЬ служанка в доме г-на Журдена. КОВЬЕЛЬ слуга Клеонта. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. УЧЕНИК УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. УЧИТЕЛЬ ФЕХТОВАНИЯ. УЧИТЕЛЬ ФИЛОСОФИИ. МУЗЫКАНТЫ. ПОДМАСТЕРЬЕ ПОРТНОГО. ДВА ЛАКЕЯ. ТРИ ПАЖА. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА БАЛЕТАВ ПЕРВОМ ДЕЙСТВИИ Певица. Два певца. Танцовщики. ВО ВТОРОМ ДЕЙСТВИИ Портновские подмастерья (танцуют). В ТРЕТЬЕМ ДЕЙСТВИИ Повара (танцуют). В ЧЕТВЕРТОМ ДЕЙСТВИИ Муфтий. Турки, свита муфтия (поют) . Дервиши (поют) . Турки (танцуют). Действие происходит в Париже, в доме г-на Журдена. Действие первое Увертюра исполняется множеством инструментов; посреди сцены за столом УЧЕНИК УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ сочиняет мелодию для серенады, заказанной г-ном Журденом. Явление первое Учитель музыки, учитель танцев, два певца, певица, два скрипача, четыре танцовщика. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ (певцам и музыкантам) . Пожалуйте сюда, вот в эту залу; отдохните до его прихода. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ (танцовщикам). И вы тоже, станьте с этой стороны. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ (ученику) . Готово? УЧЕНИК. Готово. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Посмотрим… Очень недурно. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Что-нибудь новенькое? УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Да, я велел ученику, пока наш чудак проснется, сочинить музыку для серенады. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Можно посмотреть? УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Вы это услышите вместе с диалогом, как только явится хозяин. Он скоро выйдет. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Теперь у нас с вами де́ла выше головы. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Еще бы! Мы нашли именно такого человека, какой нам нужен. Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении – это для нас просто клад. Если б все на него сделались похожи, то вашим танцам и моей музыке больше и желать было бы нечего. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Ну, не совсем. Мне бы хотелось для его же блага, чтоб он лучше разбирался в тех вещах, о которых мы ему толкуем. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Разбирается-то он в них плохо, да зато хорошо платит, а наши искусства ни в чем сейчас так не нуждаются, как именно в этом. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Признаюсь, я слегка неравнодушен к славе. Аплодисменты доставляют мне удовольствие, расточать же свое искусство глупцам, выносить свои творения на варварский суд болвана – это, на мой взгляд, для всякого артиста несносная пытка. Что ни говорите, приятно трудиться для людей, способных чувствовать тонкости того или иного искусства, умеющих ценить красоты произведений и лестными знаками одобрения вознаграждать вас за труд. Да, самая приятная награда – видеть, что творение ваше признано, что вас чествуют за него рукоплесканиями. По-моему, это наилучшее воздаяние за все наши тяготы, – похвала просвещенного человека доставляет наслаждение неизъяснимое. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Я с этим согласен, я тоже люблю похвалы. В самом деле, нет ничего более лестного, чем рукоплескания, но ведь на фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее; лучший способ поощрения – это вложить вам что-нибудь в руку. Откровенно говоря, познания нашего хозяина невелики, судит он обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однако ж деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке, его похвалы отчеканены в виде монет, так что от невежественного этого мещанина нам, как видите, куда больше пользы, чем от того просвещенного вельможи, который нас сюда ввел. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. В ваших словах есть некоторая доля истины, но только, мне кажется, вы придаете деньгам слишком большое значение; между тем корысть есть нечто до такой степени низменное, что человеку порядочному не должно выказывать к ней особой склонности. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Однако у нашего чудака вы преспокойно берете деньги. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Конечно, беру, но деньги для меня не главное. Если б к его богатству да еще хоть немного хорошего вкуса – вот чего бы я желал. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Я тоже: ведь мы оба по мере сил этого добиваемся. Но, как бы то ни было, благодаря ему на нас стали обращать внимание в обществе, а что другие будут хвалить, то он оплатит. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. А вот и он. Явление второе Те же, г-н Журден в халате и ночном колпаке и два лакея. Г-н ЖУРДЕН. Ну, господа! Как там у вас? Покажете вы мне нынче вашу безделку? УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Что? Какую безделку? Г-н ЖУРДЕН. Ну, эту, самую… Как это у вас называется? Не то пролог, не то диалог с песнями и пляской. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. О! О! УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Как видите, мы готовы. Г-н ЖУРДЕН. Я немного замешкался, но дело вот в чем: одеваюсь я теперь, как одевается знать, и мой портной прислал мне шелковые чулки, до того узкие – право, я уж думал, что мне их так никогда и не натянуть. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Мы всецело к вашим услугам. Г-н ЖУРДЕН. Я прошу вас обоих не уходить, пока мне не принесут мой новый костюм: я хочу, чтоб вы на меня поглядели. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Как вам будет угодно. Г-н ЖУРДЕН. Вы увидите, что теперь я с ног до головы одет как должно. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Мы в этом нисколько не сомневаемся. Г-н ЖУРДЕН. Я сделал себе из индийской ткани халат. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Отличный халат. Г-н ЖУРДЕН. Мой портной уверяет, что вся знать по утрам носит такие халаты. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Он вам удивительно идет. Г-н ЖУРДЕН. Лакей! Эй, два моих лакея! ПЕРВЫЙ ЛАКЕЙ. Что прикажете, сударь? Г-н ЖУРДЕН. Ничего не прикажу. Я только хотел проверить, как вы меня слушаетесь. Как вам нравятся их ливреи? УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Великолепные ливреи. Г-н ЖУРДЕН (распахивает халат; под ним у него узкие красного бархата штаны и зеленого бархата камзол) . А вот мой домашний костюмчик для утренних упражнений. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Бездна вкуса! Г-н ЖУРДЕН. Лакей! ПЕРВЫЙ ЛАКЕЙ. Что угодно, сударь? Г-н ЖУРДЕН. Другой лакей! ВТОРОЙ ЛАКЕЙ. Что угодно, сударь? Г-н ЖУРДЕН (снимает халат) . Держите. (Учителю музыки и учителю танцев.) Ну что, хорош я в этом наряде? УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Очень хороши. Лучше нельзя. Г-н ЖУРДЕН. Теперь займемся с вами. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Прежде всего мне бы хотелось, чтобы вы прослушали музыку, которую вот он (указывает на ученика) написал для заказанной вами серенады. Это мой ученик, у него к таким вещам изумительные способности. Г-н ЖУРДЕН. Очень может быть, но все-таки не следовало поручать это ученику. Еще неизвестно, годитесь ли вы сами для такого дела, а не то что ученик. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Слово «ученик» не должно вас смущать, сударь. Подобного рода ученики смыслят в музыке не меньше великих мастеров. В самом деле, чудеснее мотива не придумаешь. Вы только послушайте. Г-н ЖУРДЕН (лакеям) . Дайте халат – так удобней слушать… Впрочем, постойте, пожалуй, лучше без халата. Нет, подайте халат, так будет лучше. Ирида! Я томлюсь, меня страданье губит, Меня ваш строгий взгляд пронзил, как острый меч. Когда вы мучите того, кто вас так любит, Сколь вы страшны тому, кто гнев ваш смел навлечь! Г-н ЖУРДЕН. По-моему, это довольно заунывная песня, от нее ко сну клонит. Я бы вас попросил сделать ее чуть-чуть веселее. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Мотив должен соответствовать словам, сударь. Г-н ЖУРДЕН. Меня недавно обучили премилой песенке. Погодите… сейчас-сейчас… Как же это она начинается? УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Право, не знаю. Г-н ЖУРДЕН. Там еще про овечку говорится. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Про овечку? Г-н ЖУРДЕН. Да-да. Ах, вот! (Поет.) Жанетту я считал Правда, славная песенка? УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Еще бы не славная! УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. И вы хорошо ее поете. Г-н ЖУРДЕН. А ведь я музыке не учился. УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ. Вам бы хорошо, сударь, поучиться не только танцам, но и музыке. Эти два рода искусства связаны между собой неразрывно. УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ. Они развивают в человеке чувство изящного. Г-н ЖУРДЕН. А что, знатные господа тоже учатся музыке? Данное произведение написано в 1670 году. Сюжетная линия построена вокруг одного невежественного господина, пытающегося любым способом примкнуть к «высшему сословию». Краткое содержание комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» по действиям и явлениям покажет читателю, каким глупым и неотесанным может быть человек с большими деньгами, не понимающий, что ум за деньги не купить. Главные действующие лица
Второстепенные персонажи
Действие первоеЯвление первоеВ доме господина Журдена гости: учителя, певцы, музыканты, танцовщики. Ученик учителя музыки сочиняет мелодию для серенады, заказанной господином. Все в ожидании прихода хозяина. Учителя считают, что он слегка помешан на дворянстве и светском обхождении. Им обидно выступать перед человеком, ничего не понимающим в искусстве, но они готовы закрыть на это глаза. Деньги за выступление обещаны хорошие. Явление второеПоявляется Журден одетый, как знать. Он в восторге от сшитого на заказ халата. Купец хвастается обновкой в ожидании комплиментов. Наряд нелеп, но учителя льстят, восхищаясь прекрасным вкусом. Учитель музыки просит прослушать музыку, написанную учеником. Журден сомневается в способностях ученика. Мужчина озадачен, как удобнее слушать музыку, в халате или без него. Музыка не приводит его в восторг. Он начинает напевать свою песенку, считая, что исполняет ее прекрасно. Его осыпают похвалой. Учителя предлагают ему взять уроки музыки и танцев, как положено в высшем обществе. Действие второеЯвление первоеБалет, серенада - все затевалось ради приглашенной на вечер особы, к которой г-н Журден был неравнодушен. Учитель музыки советует Журдену самому давать концерты у себя дома, как принято у знатных господ. Купец переживает насколько хорош будет балет. Его успокаивают. Все должно пройти на отлично. Зритель не устоит перед менуэтами. Он начинает приплясывать. Его вновь нахваливают. Журден просит научить его правильно кланяться, чтобы не опростоволоситься перед маркизой Дорименой. Явление второеСлуги оповещают о приходе учителя фехтования. Явление третьеПреподаватель дает основные правила ведения боя в фехтовании. Все восхищаются, как ловко Журден машет рапирой. Учитель фехтования убеждает всех, что его наука самая важная. Словесная перепалка переходит в драку. Явление четвертоеНа пороге возникает учитель философии. Журден просит примирить разгневанных учителей. Пытаясь успокоить ссорящихся, философ втягивается в спор. Обстановка накалена до предела. Явление пятоеЖурден машет на дерущихся рукой. Не стоит их разнимать. Вдруг новый халат пострадает. Явление шестоеЖурден сожалеет, что учитель философии такой потрепанный после потасовки с коллегами. Учитель пытается выяснить, к какой науке у господина больше лежит душа: логике, этике, физике. Логика Журдена не вдохновила. Этику он посчитал бесполезной. Физику слишком навороченной. Остановились на правописании. Журден делится секретом, что давно без ума от одной дамы и хочет написать ей записку, в которой признается в чувствах. Явление седьмоеЖурден в волнении. Заказанного для вечера костюма нет. В адрес портного сыплются бранные слова. Явление восьмоеПортной доставляет костюм, сшитый с учетом последних модных веяний. Журден оценивающе приглядывается к обновке, замечая, что цветочки пошиты бутонами вниз. Портной уверяет, что в этом вся прелесть. Явление девятоеПодмастерья, пританцовывая, помогают переодеться в обновку, попутно распыляя похвалы и получая за это щедрые чаевые. Явление десятоеПодмастерья танцуют, радуясь неслыханной щедрости хозяина. Действие третьеЯвление первоеЖурден решил выгулять новый костюм в сопровождении лакеев, чтобы видели какая важная особа гуляет. Явление второеУвидев хозяина, служанка истерически хохочет. Остановить нахалку удалось лишь под угрозой увесистой оплеухи. Николь получает задание прибраться в доме. Будут гости. Явление третьеУ г-жи реакция не лучше, чем у Николь. Шут он и есть шут. Женщина пытается вразумить супруга, что ни к чему ему уроки с учителями. Все они хотят одного, содрать побольше денег за уроки. Толку от учителей ноль, зато грязи натоптано. Журден пытается произвести впечатление, показывая чему его научили, но бесполезно. Служанка произносит звуки, так же как учили его. Да и с рапирой она справилась на раз. Госпожа винила во всем знатных господ, постоянно бывающих у них. Она убеждена, что мужа используют, как кошелек в отличие от него, считающего, что дружба с господами сулит выгодное сотрудничество в дальнейшем. Примером тому граф, взявший взаймы приличную сумму. Она уверена, что долг он не вернет. Явление четвертоеПоявляется граф. Господа обмениваются любезностями. Дорант заводит речь о сумме, которую задолжал. Граф просит добавить ему немного денег, чтобы округлить занятую сумму. Г-жа перемигивается с мужем, намекая, как она была права в отношении этого пройдохи. Явление пятоеДорант замечает, что г-жа не в духе. Он интересуется, в чем причина и замечает, что давно не видел ее дочь. Граф приглашает дам на придворный спектакль. Явление шестоеЖурден приносит Доранту деньги. Дорант обещает, что для г-жи будут самые лучшие места в зале. Граф докладывает господину, что маркиза получила записку и обещала приехать отобедать. Бриллиант, подарок от Журдена, Доримена взяла, но пришлось ее поуговаривать. Маркиза весьма довольна, оказанным ей вниманием. Журден клянется, что сделает все возможное на пути к ее сердцу. Служанка подслушивает разговор мужчин. Явление седьмоеНиколь докладывает г-же, что ее супруг что-то замышляет. Г-жа отвечает, что давно подозревает мужа в том, что он за кем-то приударяет. Сейчас женщину волнует судьба дочери. В Люсиль влюблен Клеонт. Парень нравился г-же. Она хотела посодействовать ему в женитьбе на Люсиль. Николь идея понравилась. Если Клеонт женится на Люсиль, то она сможет выйти замуж за его слугу, который был ей симпатичен. Госпожа отправляет служанку к Клеонту с просьбой прийти к ним в дом. Они вместе должны уговорить Журдена дать согласие на брак. Явление восьмоеНиколь несется с радостной вестью к Клеонту. Однако вместо ответной радости слышит гневные речи. Слуга с ним заодно. Девушка не понимает причину подобного поведения. В расстроенных чувствах она покидает дом. Явление девятоеКлеонт жалуется слуге на то, как жестоко с ним обошлись в доме невесты. Люсиль совсем не смотрит в его сторону. Девушка прошла мимо, как будто они не знакомы. В чем он провинился? Ведь его намерения к ней искренни. Парень предполагает, что виной всему граф, часто бывающий в доме невесты. Он богат, знатен. Прекрасная партия для нее. Пока они обсуждали различные версии происходящего, на пороге дома появляется Люсиль вместе с Николь. Явление десятоеМолодые люди препираются, предъявляя друг другу обвинения. Причина поведения Люсиль стала понятна, когда она обрисовала утреннюю ситуацию. Тетка, с которой она утром прогуливалась, сказала, что мужчин надо опасаться. При виде их бежать куда подальше. Вот и весь секрет. Явление одиннадцатоеГ-жа рада приходу Клеонта. Они собираются дождаться прихода г-на Журдена, чтобы попросить согласие на брак. Явление двенадцатоеОбозначив цель визита, Клеонт слышит вопрос о своем происхождении. Услышав ответ, что будущий зять никакого отношения к дворянству не имеет, г-н Журден дает отказ на брак. Г-жа Журден попыталась встать на сторону Клеонта, но бесполезно. Муж не стал ее слушать. Не о такой партии для дочери он мечтал. Он желает видеть Люсиль не иначе как маркизой или герцогиней. Явление тринадцатоеГ-жа Журден успокаивает расстроенного Клеонта. Дочка получает от матери совет, как вести себя с отцом. Явление четырнадцатоеДля Клеонта было полной неожиданностью узнать, что будущий зять должен иметь дворянские корни. Он расстроен. Ковьель предлагает разыграть Журдена. Явление пятнадцатоеЖурден недоумевает, почему его все пытаются ткнуть лишний раз знакомствами с вельможами. Для него нет ничего приятнее, чем подобные связи. Он бы все на свете отдал за то, чтобы родиться маркизом или графом. Явление шестнадцатоеСлуга доносит Журдену, что в дом пожаловал граф с какой-то дамой под руку. Явление семнадцатоеЛакей докладывает гостям, что барин скоро выйдет. Явление восемнадцатоеДоримену гложат сомнения, правильно ли она поступила, приехав в незнакомый дом. Граф убеждает ее, что она все сделала правильно. Он сам давно в нее влюблен, но у него не было возможности видеться с ней ни у себя, ни у нее дома. Это могло скомпрометировать маркизу. Маркиза польщена вниманием графа. Она благодарит его за подарки, полученные от него. Особенно за бриллиант, которому нет цены. Женщина даже не догадывается, что подарки от Журдена, наглый граф выдавал за свои, желая таким образом выразить свою любовь. Явление девятнадцатоеЖурден раскланивается перед маркизой, но поклон вышел такой неуклюжий, что гости еле сдержали смешок. Приветственная речь оказалась не лучше. Дорант намекает, что пора уже отобедать. Явление двадцатоеГости проходят к накрытому столу. Зовут певцов. Явление двадцать первоеПовара, готовившие обед, пританцовывают в предвкушении праздника. Действие четвертоеЯвление первоеДоримена в восторге от роскошного пира. Г-н Журден без остановки отвешивает комплименты дорогой гостье. Между делом заостряет внимание на бриллианте на пальчике Доримены. Он уверен, что она знает от кого кольцо. Явление второеНеожиданно появляется г-жа и закатывает скандал. Она поняла ради кого все затевалось. Вот куда супруг разбазаривает деньги. Пир, певцы, танцоры, а ее за порог. Дорант берет удар на себя. Он оправдывает г-на, объясняя, что все затраты из его средств, но госпожа не верит в этот бред. Оскорбленная Доримена выбегает из-за стола. Дорант за ней. Явление третьеСупруги препираются друг с другом. Явление четвертоеГ-н недоволен, что супруга явилась раньше времени и все испортила, а ведь он только начал сражать присутствующих остроумием и был явно в ударе. Явление пятоеПоявляется переодетый Ковьель, представляясь близким другом покойного батюшки г-на Журдена. Г-н не узнает в нем слугу Клеонта. Ковьель озадачил его, упомянув, что помнит покойного, как настоящего дворянина. Журден в недоумении, ведь все уверяли его, что отец был купцом. Следующая новость еще более ошеломляющая. Ковьель рассказывает о друге, сыне турецкого султана, якобы влюбленного в Люсиль. Юноша готов жениться на девушке, если получит добро от ее отца, но перед этим необходимо провести особую церемонию над будущим тестем, посвящение в мамамуши. Тогда Журден получит самый почетный сан, встав в один ряд с наизнатнейшими вельможами. Журден говорит, что дочь влюблена в Клеонта и поклялась выйти замуж только за него. Ковьель успокаивает его, говоря, что по случайному совпадению его друг, как две капли воды похож на него. Явление шестоеПоявляется Клеонт, переодетый в турка. Он просит Журдена как можно быстрее начать подготовку к церемонии. Явление седьмоеКовьель доволен собой. Ловко у него все получилось. Явление восьмоеКовьель просит Доранта подыграть им в маскараде с их участием. Явление девятоеНачало турецкой церемонии. Явление десятоеГ-на Журдена переодели в турецкие одежды, побрили наголо. Все танцуют и поют. Явление одиннадцатоеТурки поют на своем языке и пляшут национальные танцы. Веселье продолжается. Явление двенадцатоеТурки пляшут и поют. Явление тринадцатоеЖурден в тюрбане с саблей в руках. Муфтий и дервиши проводят обряд посвящения во время которого в такт музыке Журдена бьют палками. Только так можно призвать Магомета. Действие пятоеЯвление первоеГ-жа Журден, глядя на мужа в новом обличье, начинает думать, что он сошел с ума. Журден объясняет жене, что теперь он мамамуши и требует почтительного отношения к себе. Явление второеДоранту пришлось постараться, чтобы уговорить Доримену вернуться в дом Журденов. Необходимо поддержать Клеонта с розыгрышем. Маркиза дает согласие на брак с Дорантом, но впредь просит его не быть таким расточительным. Явление третьеДоримена и Дорант приносят поздравления Журдену в связи с новым званием. Явление четвертоеДорант раскланивается перед переодетым Клеонтом, убеждая в своей преданности. Явление пятоеГ-н Журден представляет Клеонту Доранта и Доримену, объясняя, что эти люди его близкие друзья и они готовы засвидетельствовать свое почтение перед турецким гостем. Явление шестоеГ-н Журден просит дочь подойти ближе и познакомиться с будущим мужем. Люсиль ничего не понимает. Она думает, что отец шутит. Девушка против замужества, но узнав в турке переодетого Клеонта, соглашается на брак. Явление седьмоеГ-жа против брака с иностранцем. Ковьель объясняет ей, что это игра. Посылают за нотариусом. Дорант объявляет г-же, что теперь поводов для ревности у нее не будет. У них с маркизой скоро свадьба. В ожидании нотариуса все смотрят балет, продолжая развлекаться. Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве Комедия в пяти действиях Стихи в переводе А. Арго * * *Действующие лица комедии Г-н Журден , мещанин. Г-жа Журден , его жена. Люсиль , их дочь. Клеонт , молодой человек, влюбленный в Люсиль. Доримена , маркиза. Дорант , граф, влюбленный в Доримену. Николь , служанка в доме г-на Журдена. Ковьель , слуга Клеонта. Учитель музыки . Ученик учителя музыки . Учитель танцев . Учитель фехтования . Учитель философии . Портной . Подмастерье портного . Два лакея . Действующие лица балета В первом действииПевица. Два певца. Танцовщики. Во втором действииПортновские подмастерья (танцуют) . В третьем действииПовара (танцуют) . В четвертом действии Турецкая церемонияМуфтий. Турки, свита муфтия (поют) . Дервиши (поют) . Турки (танцуют) . Действие происходит в Париже, в доме г-на Журдена. Действие первое Увертюра исполняется множеством инструментов; посреди сцены за столом ученик учителя музыки сочиняет мелодию для серенады, заказанной г-ном Журденом. Явление IУчитель музыки, учитель танцев, два певца, певица, два скрипача, четыре танцовщика. Учитель музыки (певцам и музыкантам) . Пожалуйте сюда, вот в эту залу, отдохните до его прихода. Учитель танцев (танцовщикам) . И вы тоже, – станьте с этой стороны. Учитель музыки (ученику) . Готово? Ученик . Готово. Учитель музыки . Посмотрим… Очень недурно. Учитель танцев . Что-нибудь новенькое? Учитель музыки . Да, я велел ученику, пока наш чудак проснется, сочинить музыку для серенады. Учитель танцев . Можно посмотреть? Учитель музыки . Вы это услышите вместе с диалогом, как только явится хозяин. Он скоро выйдет. Учитель танцев . Теперь у нас с вами дела выше головы. Учитель музыки . Еще бы! Мы нашли именно такого человека, какой нам нужен. Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении – это для нас просто клад. Если б все на него сделались похожи, то вашим танцам и моей музыке больше и желать было бы нечего. Учитель танцев . Ну, не совсем. Мне бы хотелось, для его же блага, чтоб он лучше разбирался в тех вещах, о которых мы ему толкуем. Учитель музыки . Разбирается-то он в них плохо, да зато хорошо платит, а наши искусства ни в чем сейчас так не нуждаются, как именно в этом. Учитель танцев . Признаюсь, я слегка неравнодушен к славе. Аплодисменты доставляют мне удовольствие, расточать же свое искусство глупцам, выносить свои творения на варварский суд болвана – это, на мой взгляд, для всякого артиста несносная пытка. Что ни говорите, приятно трудиться для людей, способных чувствовать тонкости того или иного искусства, умеющих ценить красоты произведений и лестными знаками одобрения вознаграждать вас за труд. Да, самая приятная награда – видеть, что творение ваше признано, что вас чествуют за него рукоплесканиями. По-моему, это наилучшее воздаяние за все наши тяготы, – похвала просвещенного человека оставляет наслаждение неизъяснимое. Учитель музыки . Я с этим согласен, я и сам люблю похвалы. В самом деле, нет ничего более лестного, чем рукоплескания, но ведь на фимиам не проживешь. Одних похвал человеку недостаточно, ему давай чего-нибудь посущественнее. Лучший способ поощрения – это вложить вам что-нибудь в руку. Откровенно говоря, познания нашего хозяина невелики, судит он обо всем вкривь и вкось и рукоплещет там, где не следует, однако ж деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке, его похвалы отчеканены в виде монет, так что от невежественного этого мещанина нам, как видите, куда больше пользы, чем от того просвещенного вельможи, который нас сюда ввел. Учитель танцев . В ваших словах есть некоторая доля истины, но только, мне кажется, вы придаете деньгам слишком большое значение; между тем корысть есть нечто до такой степени низменное, что человеку порядочному не должно выказывать к ней особой склонности. Учитель музыки . Однако у нашего чудака вы преспокойно берете деньги. Учитель танцев . Конечно, беру, но деньги для меня не главное. Если б к его богатству да еще хоть немного хорошего вкуса – вот чего бы я желал. Учитель музыки . Я тоже, ведь мы оба по мере сил этого добиваемся. Но как бы то ни было, благодаря ему на нас стали обращать внимание в обществе, а что другие будут хвалить, то он оплатит. Учитель танцев . А вот и он. Явление IIГ-н Журден в халате и ночном колпаке, учитель музыки, учитель танцев, ученик учителя музыки, певица, два певца, скрипачи, танцовщики, два лакея. Г-н Журден . Ну, господа? Как там у вас? Покажете вы мне нынче вашу безделку? Учитель танцев . Что? Какую безделку? Г-н Журден . Ну, эту самую… Как это у вас называется? Не то пролог, не то диалог с песнями и пляской. Учитель танцев . О! О! Учитель музыки . Как видите, мы готовы. Г-н Журден . Я немного замешкался, но дело вот в чем: одеваюсь я теперь, как одевается знать, и мой портной прислал мне шелковые чулки, до того узкие, – право, я уж думал, что мне их так никогда и не натянуть. Учитель музыки . Мы всецело к вашим услугам. Г-н Журден . Я прошу вас обоих не уходить, пока мне не принесут мой новый костюм: я хочу, чтоб вы на меня поглядели. Учитель танцев . Как вам будет угодно. Г-н Журден . Вы увидите, что теперь я с ног до головы одет, как должно. Учитель музыки . Мы в этом нисколько не сомневаемся. Г-н Журден . Я сделал себе из индийской ткани халат. Учитель танцев . Отличный халат. Г-н Журден . Мой портной уверяет, что вся знать по утрам носит такие халаты. Учитель музыки . Он вам удивительно идет. Г-н Журден . Лакей! Эй, два моих лакея! Первый лакей . Что прикажете, сударь? Г-н Журден . Ничего не прикажу. Я только хотел проверить, как вы меня слушаетесь. Как вам нравятся их ливреи? Учитель танцев . Великолепные ливреи. Г-н Журден (распахивает халат; под ним у него узкие красного бархата штаны и зеленого бархата камзол) . А вот мой домашний костюмчик для утренних упражнений. Учитель музыки . Бездна вкуса! Г-н Журден . Лакей! Первый лакей . Что угодно, сударь? Г-н Журден . Другой лакей! Второй лакей . Что угодно, сударь? Г-н Журден (снимает халат) . Держите. (Учителю музыки и учителю танцев.) Ну что, хорош я в этом наряде? Учитель танцев . Очень хороши. Лучше нельзя. Г-н Журден . Теперь займемся с вами. Учитель музыки . Прежде всего мне бы хотелось, чтобы вы прослушали музыку, которую вот он (указывает на ученика) написал для заказанной вами серенады. Это мой ученик, у него к таким вещам изумительные способности. Г-н Журден . Очень может быть, но все-таки не следовало поручать это ученику. Еще неизвестно, годитесь ли вы сами для такого дела, а не то что ученик. Учитель музыки . Слово «ученик» не должно вас смущать, сударь. Подобного рода ученики смыслят в музыке не хуже великих мастеров. В самом деле, чудеснее мотива не придумаешь. Вы только послушайте. Г-н Журден (лакеям) . Дайте халат, так удобней слушать… Впрочем, постойте, пожалуй лучше без халата. Нет, подайте халат, так будет лучше. Певица Ирида, я томлюсь, меня страданье губит, Г-н Журден . По-моему, это довольно заунывная песня, от нее ко сну клонит. Я бы вас попросил сделать ее чуть-чуть веселее. Учитель музыки . Мотив должен соответствовать словам, сударь. Г-н Журден . Меня недавно обучили премилой песенке. Погодите… сейчас-сейчас… Как же это она начинается? Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства. Если вам нужно быстро понять о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса. Главные героиГосподин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды. Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином. Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль. Ковьель – слуга Клеонта. Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену. Другие персонажиЛюсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта. Николь – служанка Люсиль. Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта. Учителя танцев, музыки, фехтования, философии , которых нанимал Журден. Действие первоеЯвление 1Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке» . Явление 2Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят. Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле» , «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать. Действие второеЯвление 1Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа. Явления 2-3Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы <…> наносить противнику удары» и «самому таковых не получать» . Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор. Явления 4-5Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку. Явление 6Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы. Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви» . Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой. Явления 7-8Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе. Явления 9-10Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость» , «Ваше сиятельство» , «Ваша светлость» , за что получают щедрую плату. Действие третьеЯвления 1-3Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом» , а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его. Явления 4-5Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне» , чем тешит самолюбие мещанина. Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей» , чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой» , а Доранта «проходимцем» . Явления 6Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило» . Явления 7-11Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет» . Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от ее решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта. Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена. Явление 12Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой. Явления 13-14Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта – слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю» . Явления 15-18Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени. Явления 19-20Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе. Действие четвертоеЯвление 1Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир» . Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей» , считая, что женщина знает, что это подарок от него. Явления 2-4Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант. Явления 5-8Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях. Ковьель просит Доранта подыграть им. Явления 9-13Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета. Действие пятоеЯвление 1Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума. Явления 2-3Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет. Явления 4-7Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается. Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом. Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно» . Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» . «Комедия заканчивается балетом» . ЗаключениеКомедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей. Тест по комедииПосле прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест: Рейтинг пересказаСредняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 3278. |
Новое
- Созависимость от пьющего члена семьи: как избавиться Как лечить созависимость от алкоголика
- Как избавиться от созависимости от алкоголика Ошибки созависимых алкоголиков которые
- Почему возникают галлюцинации от алкоголя и каких последствий можно ожидать?
- Начальные признаки шизофрении у детей
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
- Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму