Главная - Познание мира
Жилин и костылин разные характеры. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Сравнительная характеристика героев. план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему. Попытка побега от врага

Урок 57. Литература 5 класс.

Л.Н. Толстой. Рассказ - быль «Кавказский пленник»,

Жилин и Костылин: два характера, две судьбы

Сегодня на уроке вы будете делать сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», т.е.составлять сравнительную характеристику главных героев. Это означает, что в процессе работы с текстом вы будете наблюдать,

    какие качества характера проявляются у героев, когда они попадают в критические жизненные ситуации;

    чем руководствуются, совершая поступки;

    каковы их мысли и чувства;

    как герои относятся к окружающим и природе;

    обратите внимание на речевую характеристику персонажей, их взаимоотношения. Результатом вашей работы станет решение следующего проблемного вопроса:

Почему рассказ о судьбе двух русских офицеров, попавших в плен к татарам, Л.Н.Толстой называет «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники?» Какого героя имеет ввиду автор?

    Выводы сравнительного анализа будете фиксировать в таблице (см. ниже).

Напоминаю, что «сравнить героев» - это значит установить черты сходства и различия. Сравнение обязательно должно проходить параллельно, и два героя должны сравниваться по одним и тем же признакам и в сходных ситуациях это обязательное условие сравнения .

Сравнительный анализ главных героев рассказа-были Л.Н. Толстого

«Кавказский пленник» (название в тетради обязательно!)

Критерии сравнения

Жилин

Костылин

1. Портрет.

2. Речь. Монолог.

3. Поведение героев.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношения героев.

6. Отношение к природе

Подсказки для работы.

1. В чём заключается сходство героев?

2. Какое отношение к героям возникло у читателя после прочтения их портретов? Почему?

Делаем вывод : Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания художественного образа.

3. Есть ли в тексте монологи героев? Зачитайте.

О каких чертах характера героя говорит сравнение в монологе Жилина? Как характеризует Костылина отсутствие монолога?

Делаем вывод: Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское отношение к героям.

4. Понаблюдаем за поведением героев, как Жилин и Костылин ведут себя в критических жизненных ситуациях и сравним. Какие критические ситуации в рассказе можно назвать самыми главными?

    Жилин и Костылин в пути

    Пленение Жилина и Костылина;

  • Жизнь Жилина и Костылина в плену;

    Первый и второй побег из плена;

Анализ эпизода « Жилин и Костылин в пути ». Сравните поведение героев .

1) В чём заключалась опасность пути?
2) Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперёд?
3) Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как ведут себя в пути, зная, какой опасности себя подвергают?

: Сравнивая героев, автор подчёркивает, с одной стороны,__________________в поведении Костылина, который руководствуется _________________, _______________, и, с другой стороны, __________, ________________, ________________ Жилина который ведёт себя как ______________ русский офицер.

Анализ эпизода « Пленение Жилина и Костылина ». Вспомните, как герои попали в плен к татарам. Нарисуйте в воображении словесную картину или перечитайте.

Делаем вывод (поставьте на месте пропусков нужные слова, выражения, характеризующие героев; внесите их в таблицу) :

Сравнивая героев в критической ситуации, Лев Толстой подчёркивает ____________и _________ Жилина. Он восхищается Жилиным, видит в нём ___________________ офицера, умеющего постоять за свою _____________. Костылин совершает _______________ поступок – оставляет Жилина без ружья, не оказывая взаимовыручку, как подобает настоящему офицеру.

Перечитайте эпизод требования выкупа . Почему Костылин просит прислать за него выкуп, а Жилин нарочно пишет письмо так, чтобы оно не дошло?

Делаем общий вывод : Поступки, мотивы поступков - это необходимое средство для сравнительной характеристики героев, именно они определяют характер героев, помогают нарисовать художественный образ в полной мере, выявить авторскую позицию.

Самостоятельная работа

В каких эпизодах особенно ярко проявляется характер героев?

    В плену и в эпизодах побега.

Самостоятельно проанализируйте поведение героев в этих эпизодах рассказа:

    Жизнь Жилина и Костылина в плену (3 глава).

    Подготовка и первый побег из плена (4 -5 главы)

    Второй побег (6 глава).

Отметьте, какие черты характера героев проявились, сравните их. Просьба обратить внимание на взаимоотношения героев, их отношение к окружающим и отношение окружающих к ним.

Карточки-подсказки

Вопросы для сравнения

Жилин

Костылин

Как ведут себя Жилин и Костылин в плену?

1.Чем герой занимался в плену?

Жилин на всякое рукоделье мастер был. …что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. Мастерит игрушечную карусель. Сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Прошла про Жилина слава, что он мастер: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Учится понимать татарский язык

Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал.

По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

Подготовка и первый побег из плена

2.Как герой готовился к побегу?

Днем ходит по аулу или рукодельничает, ночью у себя в сарае копает. «Трудно было копать от камней, да он подпилком камни тер, и прокопал он под стеной дыру, что впору пролезть». Ходит на гору, посмотреть, где крепость находится. Прикармливает собаку, провизию запасает.

Ни в чём участия не принимает

Первый побег, поведение героя

Полез Жилин в дыру, раскопал пошире, чтоб и Костылину пролезть. Пошел босиком. Подпрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает. Встреча с оленем. Жилин смеется, говорит: «Мы его боимся, а он нас боится». Подсадил на себя Костылина, тяжело Жилину, ноги тоже в крови и уморился. …думает на Костылина: «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел. Нет, не пойду: не годится товарища бросать».

Схватили их, повязали, посадили на лошадей, повезли.

Полез и Костылин под стену, да зацепил камень ногой, загремел. В дороге Костылин все отстает и охает, просит идти тише – ноги в крови. Встреча с оленем: «Костылин так и упал со страху» Как закричит Костылин: - Ой, больно! Услыхал татарин крик Костылина, выпалил из ружья. Костылин говорит Жилину: - Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.

Второй побег. Почему Костылин отказался бежать?

Жилин и говорит:

Ну, Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу.

Костылин и слышать не хочет.

Нет, - говорит, - уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?

Ну, так прощай, не поминай лихом. - Поцеловался с Костылиным.

Прошел с версту, выбился из сил - ноги ломит. Ступит шагов десять и остановится. «Нечего делать, - думает, - буду тащиться, пока сила есть. А если сесть, так и не встану. До крепости мне не дойти, а как рассветет, лягу в лесу, переднюю, и ночью опять пойду». Всю ночь шел. Прошел тридцать шагов - видит: ружья блестят - казаки, солдаты. Жилин собрался с последней силой, подхватил рукой колодку, бежит к казакам, а сам себя не помнит, крестится и кричит: - Братцы! Братцы! Братцы! И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Прочитай выводы по сопоставлению материал в карточках-подсказках? Согласен (-а) ли ты с ними? Выпиши в тетрадь предложение, наиболее точно характеризующее героев, на твой взгляд. Занеси его в таблицу.

Итак, поступки, мотивы поступков, взаимоотношения героев, отношение героев к окружающим – это необходимые и важные средства для сравнительной характеристики героев.

Жилина можно считать настоящим героем, который не подчиняется обстоятельствам, постоянно стремится к освобождению из плена. В характере Жилина - сильная воля, мужество, храбрость. В плену заботится о Костылине, ни в чём его не упрекает, хотя Костылин один виноват в плачевном положении их обоих. Зная, что на Костылина надеяться нельзя, предлагает Костылину бежать из плена вместе, потому что ему не позволяет поступить по-другому офицерская честь. Во всём Жилин проявляет смекалку и находчивость. Несмотря на суровые условия, герой не озлобляется, мирные татарские жители ему не враги, он им помогает, чинит всё – кому часы, кому пистолет. Жилин вызывает симпатию даже у врагов своей смелостью. Татары называют его джигитом. В эпизоде побега Жилин предстаёт наблюдательным человеком, понимающим природу. Терпеливо сносит трудности, несёт на себе Костылина - «не годится товарища в беде бросать». Не таит злобы и тогда, когда беглецов поймали. Снова предлагает ему бежать. Когда Костылин отказывается, по-братски прощается с ним. Жилин – настоящий офицер русской армии, надёжный товарищ, добрый человек. К такому выводу подводит автор своих читателей. Трудно не согласиться с этим мнением.

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает, что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на предательство. Равнодушие, нежелание сопротивляться обстоятельствам, покорность – такими качествами характера наделяет Толстой своего героя. Умалчивает Толстой об отношении Костылина к людям – это тоже средство характеристики героя. Автор только лаконично описывает его жизнь в плену: спит по целым дням, ждёт письма с выкупом. Когда Жилин предлагает Костылину бежать из плена, Костылин колеблется, так как знает, что его всё равно отпустят, когда родственники пришлют выкуп. Только страх, что его могут убить под горячую руку, заставляет Костылина согласиться на предложение товарища. В дороге герой ведёт себя как беспомощный человек, в нём нет ни военной выправки, ни чувства сострадания по отношению к Жилину. Обоим приходится нелегко. Он не способен выносить трудности. По вине Костылина срывается побег. Второй раз не бежит из плена, надеется на выкуп. Костылин не герой, он не способен на большой поступок. Это слабый телом и духом человек. Татары не зря называют его «смирный».

Домашнее задание.

Мини-сочинение по одной из тем на выбор ученика:

1. Почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? Кого писатель имеет в виду?

2. Согласны ли Вы с мнением, что Л.Н. Толстой хотел, чтобы Костылин вызывал у читателя не гнев и презрение, а жалость и сострадание?

3. О чем говорят «говорящие» фамилии героев?

На уроках литературы мы познакомились с рассказом Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Главным героем этого произведения является русский офицер Жилин, который случайно попал в плен к татарам.

Есть в рассказе и другой герой, тоже офицер русской армии, Костылин. О пребывании в плену этих людей и повествует Толстой в своем произведении. Жилин и Костылин совершенно разные по характеру. По-разному складываются их судьбы. Они различаются и внешне. Костылин грузный, толстый. Он весь вспотел, пока обоз продвигался к крепости. А Жилина я представляю стройным, очень подвижным.

С первых же событий Толстой показывает, насколько его герои отличаются друг от друга. Когда они уехали вперед от обоза, у Костылина было заряженное ружье. Но как только он увидел татар, тут же про него забыл. Он бросился наутек и совсем не думал, что Жилин в большой опасности и что он с ружьем может ему хоть чем-то помочь. Жилин же, наоборот, когда понял, что не сможет уйти от погони, решил хоть одного татарина зарубить шашкой.

По-разному ведут себя герои и в плену. Костылин сразу же пишет письмо домой, чтобы прислали выкуп. Жилин торгуется. Он думает о матери, которая не сможет найти не только три тысячи, но и пятьсот рублей. Поэтому и адрес на письме он пишет неправильно. Он надеется только на себя. Жилин сразу же решил бежать из плена.

Он очень деятельный. Всегда что-то мастерит или ходит по аулу. Но не просто так. Жилин высматривает путь к побегу. В сарае он делает лаз. В это же самое время Костылит только спит или «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет». Он не пытается что-то предпринять самостоятельно для своего спасения. Лишь только надеется на других.

Во время побега Костылин подвел и себя, и своего товарища. Он не думал об осторожности. Когда стало больно ноги, Костылин закричал, хотя знал, что совсем недавно мимо них проехал татарин, и своим криком он может привлечь его внимание. Так и случилось. А Жилин снова думает не только о себе но и о своем товарище. Он не бежит из плена один, а зовет с собой Костылина. Когда Костылин не может больше идти от боли в ногах, Жилин несет его на себе, потому что «не годится товарища бросать».

Несмотря ни на какие трудности, Жилин все же спасается из плена. Он знает, что ему не на кого надеяться. Поэтому спасти себя он должен сам. Он сильный по характеру человек. Ему все удается. А Костылин слабохарактерный. Он надеется на других. Поэтому чуть не погибает в плену. Его выкупили чуть живого. Вот так разные характеры влияют на судьбу каждого из героев.

Описание презентации Жилин и Костылин- два разных характера, две по слайдам

1. Почему рассказ назван «Кавказский пленник» ? «Кавказский пленник» Глава І 2. Кого назвали в рассказе «кавказским пленником» ? 3. Назовите причину, заставившую Жилина отправиться в путь. 4. В чем заключалась опасность пути?

«Кавказский пленник» Глава І 5. Что заставило Жилина и Костылина оторваться от охраны и уехать вперед?

«Кавказский пленник» Глава І 6. Как договорились вести себя герои, уезжая от обоза, и как себя вели, встретившись с горцами?

«Кавказский пленник» Глава І 7. Расскажите о том, как были захвачены в плен Жилин и Костылин.

8. Как определилась судьба Жилина, а затем и Костылина в плену? «Кавказский пленник» Глава І I 9. Что заставляет Жилина торговаться, дать неправильный адрес?

1. Как жили в плену Жилин и Костылин? Чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага? 2. С чьей помощью мы знакомимся с жизнью горного аула? 3. Как относятся татары в первые дни плена к Жилину и Костылину и почему? 4. Правы ли горцы, называя Жилина «джигит» и Костылина «смирный» ? Объясните причину такой разницы. 5. Почему к Жилину стали приезжать местные жители из близлежащих аулов? «Кавказский пленник» Глава ІІІ

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 1. Смысл фамилии Жилы -кровеносн ые сосуды, сухожилия. Костыль -палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги. Жилистый -сух ощавый, мускулистый, с выступающими жилами 2. Внешность «А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» . «А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин 3. Место жительства героев Горный татарский аул, сарай 4. Чем питались пленные? Лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода; молоко, сырные лепешки, кусок баранины Только лепешка из просяной муки или тесто сырое да вода

Сравнительная таблица Качество Жилин Костылин «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, -чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“ «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит» 5. Чем занимались офицеры? «А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает-ил и из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»

Жилин Костылин Делаем вывод Даём характеристику Жилину и Костылину. Сравнительная таблица Деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели — освобождению. Пассивен, ленив, бездеятелен, скучал, ждал, когда пришлют деньги; не умеет приспособиться к ситуации.

Как прожил Жилин месяц? Какую хитрость придумал герой, чтобы взобраться на гору? Что помешало ему в тот же вечер совершить побег? Почему Жилин предложил Костылину бежать с ним? Объясните причину колебаний Костылина перед побегом? «Кавказский пленник» Глава І V

«Жилин готовится к побегу» Составление плана рассказа по материалам III и IV глав 1. Знакомство с жизнью татарского аула. 2. Работа над подкопом. 3. Поиски дороги. 4. Путь побега — только на Север. 5. Внезапное возвращение татар. 6. Побег.

Делаем вывод Посмотрите, как ярко, сильно может проявиться характер одного человека и совсем не проявиться характер другого в одинаковых обстоятельствах.

Делаем вывод Одного выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в свою правоту; другой не проявляет каких-либо усилий, действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину.

    Что такое характер?

    Словарная работа: характер -

    Судьба 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни).
    2. Участь, доля, жизненный путь

    1. Работа над новым материалом.

    1.Сообщение ученика

    В какое время происходят события, описанные в рассказе?

    В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

    В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

    Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет в1852 году.

    Обратимся к рассказу. Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы свои задания. На обсуждение отводится 3-5 минут.

    2. Работа в группах

    1 группа.Почему фамилии Жилин и Костылин «говорящие»?Какой смысл вкладывает писатель в их фамилии? Найдите в тексте детали, характеризующие внешность Жилина и Костылина. Объясните значение слов: колода и удалой и охарактеризуйте героев.

    2 группа Перечислите причины, по которым Жилин и Костылин оказались в плену. Могла ли ситуация разрешиться по -другому? При каких условиях? Охарактеризуйте поведение героев по время погони, пленения.

    3 группа Жизнь в плену. Как ведут себя Жилин и Костылин, когда с них требуют выкуп? Чем занимаются пленники? Как к ним относятся местные жители? Какие качества Жилина вы можете отметить?

    Музей забытых вещей: кто забыл эти вещи?(глиняный кувшинчик, колодки, часы, куклы из глины, конверт, лепёшка, перо, чернильница)

    4 группа

    1 побег пленников. Сравните поведение героев. Найдите глаголы, характеризующие поведение каждого. Почему Костылин во время побега оказался не помощником Жилина, а обузой? Что значит- обуза? Сделайте вывод:какие качества можно отметить в этом эпизоде?

    5 группа

    Сравните второй побег с первым. Кто помогает Жилину? Как вы считаете, почему Жилину удаётся спастись?

    Работают в группах.

    (1 группа). Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

    Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных, Костылин словно на костылях, на подпорках

    Костылин- мужчина грузный, толстый…Жилин хоть не велик ростом, а удал был.

    Колода- о толстом неповоротливом человеке.

    Удалой- полный удали.

    Костылин струсил и бросил Жилина одного, ружьё было только у Костылина, один Жилин с татарами ничего сделать не смог, тем более без ружья, да ещё татары убили лошадь Жилина. Она упала и придавила ему ногу. Ситуация, может, разрешилась бы по -другому, если бы Костылин не ускакал. Костылин закатился что было духу.Жилин - живой не дамся, готов биться

    Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал.

    Жилин повел себя иначе. Не падает духом. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мать. Жилин Костылин

    ходит по аулу спит

    всматривается скучает

    выпытывает информацию считает дни

    рукодельничает ждет ответ на письмо

    Эти глаголы - антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.(Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;- Жилин - мастер: изготавливает куклы, водяное колесо; однажды выступил в качестве врача. (Цитаты) он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз. А Костылин безвольно ждет решения своей судьбы.)

    Глаголы- действия Жилина: полез, выбрался, почёсывает, поднялся, примечает, снял, бросил, пошёл, попрыгивает, осмотрелся…

    Глаголы-действия Костылина: зацепил, загремел стал отставать, изрезал, одёт покряхтывает, отстаёт, охает.

    Обуза- то, что мешает, тяготит, лишнее.

    1 побег: двое, Костылин мешает, помощников нет, заблудились;

    2 побег: Жилин один, никто не мешает, была помощница-Дина.

    Борется до конца, не теряет веру в себя, не опускает руки.

    Вывод: Почему рассказ называется «Кавказский пленник»? Герои оказались в одинаковой ситуации, но исход различный, т.к. многое зависит от самого человека, от его выбора. Нельзя терять веру, нужно бороться до конца.

    Какие важные проблемы поднимает Толстой в рассказе? (храбрость и стойкость в трудной ситуации, верность дружбе и товариществу, Толстой славит сильных духом людей, говорит о дружбе, способной сближать людей всех национальностей, Толстой выступает против национальной вражды)

    Распределительная работа: распределите качества, принадлежащие разным героям, на 2 группы

  • Благородство
  • Доброта
  • Великодушие
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство
  • Внимательность
  • Прощение
  • сострадание
  • Эгоизм
  • иждивенчество (Стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
  • равнодушие
  • равнодушие
  1. Итог урока.
  2. Рефлексия - составление синквейна.

Составьте синквейн о Жилине, т.к. именно этот герой является носителем таких качеств характера, которые помогают ему бороться и побеждать.

Храбрый, добрый(находчивый, стойкий)

Трудится, высматривает, готовится(борется, не сдаётся, помогает)

Под лежачий камень вода не течёт(нельзя падать духом)

Молодец (герой)

Оценки за урок

Д/з: творческое задание: подобрать для интервью с главным героем или письмо, адресованное главному герою.

Если в конце уроки останется время, то перед синквейном включить фрагмент фильма «Кавказский пленник» (01.09.20)- 1,5 мин(И из уст героя мы слышим слово «судьба».Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.)

Толстой очень любил свой рассказ «К.п.» и считал его одним из лучших. Этим рассказом писатель показывает, что жизнь человека зависит от его характера, от того выбора, который каждый из нас делает сам.

Просмотр содержимого документа
«Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы»

Жилин и Костылин-два разных характера, две разные судьбы.

Не тот пропал, кто в беду попал, а тот пропал, кто духом упал.

Пословица


  • Характер – совокупность свойств и качеств личности, определяющих поведение и образ жизни человека.
  • Судьба - 1. Стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий (по суеверным представлениям - воля Бога, предопределяющая все, что происходит в жизни). 2. Участь, доля, жизненный путь

  • Внешность героев.

2 группа Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Жилин

  • пытается уйти

от погони

  • надеется на

помощь товарища

  • «Не дамся же живой!»
  • до последнего

сражается с татарами

Костылин

  • не думает помогать Жилину
  • даже не пытается отпугнуть татар
  • трусливо сбегает


4 группа Первый побег.

Жилин

Костылин

  • Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  • Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.
  • Помогает Костылину
  • Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)
  • «Бросать товарища не годится»

5 группа Второй побег

Жилин

  • постоянно думает о вольном житье
  • уговаривает Дину помочь ему
  • шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
  • не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  • отказывается от побега
  • не может превозмочь свою боль
  • Прекращает бороться:

«Уже мне, видно, отсюда не выйти»


Почему так по-разному сложились судьбы героев?

  • Человек (по Л.Н. Толстому)

сам отвечает за свою судьбу


  • Благородство
  • Эгоизм
  • Равнодушие
  • Дружелюбие
  • Уважение
  • Мастерство
  • Прощение
  • Иждивенчество (стремление во всём рассчитывать не на свои силы, а на помощь других, вообще жить за чужой счёт.
  • Великодушие
  • Доброта
  • Внимательность

Синквейн

Жилин

  • 1 строка – имя существительное (тема)
  • 2 строка – 2 имени прилагательных
  • 3 строка – 3 глагола
  • 4 строка – мысль по теме
  • 5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.

Жилин и Костылин: разные судьбы
Лев Николаевич Толстой — известный русский писатель. Я прочитал его рассказ «Кавказский пленник», Толстой много знал о Кавказе, потому что сам служил на Кавказе. В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает о двух русских офицерах — Жилине и Костылине. Они оба попали в плен. Автор противопоставляет их. Жилин смелый, добрый и умный. Он сначала думает о других, потом о себе. Когда его поймали татары и заставили писать письмо, он долго торговался. Он знал, что его старой маме неоткуда взять денег. А когда начал подписывать, то написал не тот адрес, чтобы письмо не дошло. Он думал: «Либо убегу, либо пропаду». Он сразу сумел завоевать
уважение татар тем, что начал торговаться за свою жизнь. В итоге его хозяин согласился на выкуп в пятьсот рублей. Костылин же был грузным мужчиной. Сначала он бросил Жилина. А потом сразу написал письмо о выкупе на пять тысяч рублей. Жилин надеется только на себя. В плену он постоянно думает о побеге. Он не может сидеть без дела. Он начинает ремонтировать разные
вещи. Жилин сделал хозяйской дочери Дине куклы, починил Абдул-Мурату часы. Жилин помогает всем, даже татарам, хотя они и были его врагами. Он искренне при вязался к Дине, а она потом помогла ему бежать. Костылин -трусливый человек. Он не держит слово офицера. Когда Жилин с Костылиным решили ехать впереди обоза, у Костылина было ружье. Но он испугался татар и бросил своего товарища. Но это его не спасло. Он тоже попал в плен. Костылин — слабый человек. Он ждет помощи от матери, постоянно пишет ей письма с просьбой о выкупе. Костылин не умеет выживать. В татарском плену он ничего не делал, не общался с татарами. Он только ждал, когда за него дадут выкуп. Когда Жилин решил бежать в первый раз, он взял с собой Костылина. Но Костылин был слабым. Сначала ему было тяжело идти в сапогах. Когда он их снял, идти ему стало еще тяжелее. Из-за Костылина их и поймали. Он не мог терпеть боль. Когда Жилин увидел татар, он решил спрятаться. Жилин взвалил себе на спину товарища по несчастью, а тот вскрикнул. Татары услышали крик и поймали их. Жилин в тот момент поступил как честный человек. Он простил Костыли ну то, что тот бросил его, и помогал ему. Второй раз Жилин побежал один. Он знал, что надеяться на выкуп ему нельзя. Костылин остался в яме. И Жилин, и Костылин спаслись. Но первый получил свободу только благодаря себе, а второй — благодаря своим родственникам. В жизни мы можем встретить обоих героев. Но мне больше нравится Жилин, который никогда не бросит человека в беде.

 


Читайте:



Правило оформления маршрутного листа

Правило оформления маршрутного листа

Маршрутный лист заполняется тогда, когда работники предприятий и организаций должны подтвердить свои транспортные расходы, понесенные в процессе...

Виды альтернативной энергетики

Виды альтернативной энергетики

В связи с развитием производственных технологий и значительным ухудшением экологической ситуации во многих регионах земного шара, человечество...

Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение

Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение

Начнем с определения понятия, речевой этикет - это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в...

Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму

Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму

Зима – это чудесная пора. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Все улицы – в сугробах. Домики, деревья – все покрыто толстым...

feed-image RSS