Главная - Семейный отдых
Гектор Берлиоз. Музыкальный справочник: Композиторы. Гектор берлиоз краткая биография Берлиоз краткая биография

Биография Берлиоза Гектора кратко расскажет Вам много полезной информации о французском композиторе-романтике, дирижере и музыкальном критике.

Гектор Берлиоз краткая биография

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года в городке Ла-Кот-Сент-Андре в семье врача. Отец занимался с мальчиком латынью, географией, музыкой, историей. Он отдал сына обучаться игре на гитаре и флейте. Уже в 12 лет Берлиоз для местного ансамбля сочинял музыку.

По настоянию отца он поступает в Медицинскую парижскую школу в 1821 году. Проучившись 3 года, Гектор бросает учебу. В 1826–1830 годах обучается у Жана Франсуа Лесюэра в Парижской консерватории. В 1830 году получает почетную консерваторскую награду — Римскую премию, которая позволила ему 2 года пребывать в Италии. Во время обучения в консерватории он создает свое самое лучшее и оригинальное произведение – «Фантастическую симфонию».

Из Италии композитор привез симфоническое произведение «Le retour a la vie» и увертюру «Король Лир». Гектор Берлиоз музыкальные произведения которого с каждым днем завоевывали все большей популярности, был очень продуктивным композитором. В 1834 году он написал симфонию «Гарольд в Италии», напоминающую о его пребыванию в стране и увлечением творчеством Байрона.

В Париже в 1838 году состоялась премьера его оперы под названием «Бенвенуто Челлини». Публика приняла ее не очень тепло и оперу после четвертого представления исключили из репертуара. В 1839 году композитор завершает свое третье обширное и контрастное произведение для хора, солистов и оркестра – симфонию «Ромео и Джульетта» трагедии У. Шекспира.

Гектор Берлиоз произведения часто посвящал героям Июльской революции 1830 года, в которой он и сам принимал непосредственное участие («Четвертая симфония», «Реквием»). Они исполняются под открытым небом на площадях исполнительскими гигантскими составами.

Кроме композиторской деятельности, Берлиоз был известный, как и выдающийся дирижер. В 1843 году он гастролировал в России, Англии, Австрии, Чехии, Германии, Венгрии. Везде его встречали тепло и с успехом, особенно в Москве, Петербурге (1847 год). Гектор Берлиоз был первым в истории гастролирующим дирижером жанра исполнительского искусства, который исполнял не только свои произведения, но и творения других авторов. Концертная деятельность помогла ему совершить художественные открытия. Гектор Берлиоз придумал новые сочетания тембров и необычные тембры, ввел в музыку новые штрихи у струнных инструментов. Свои идеи он обобщил в «Трактате о современной инструментовке и оркестровке». Его перу принадлежит также «Дирижер оркестра» — очерк об искусстве.

В Париже в 1846 году состоялась премьера его драматизированной оратории под названием «Осуждение Фауста» (по Иоганну Гете). Она была прохладно встречена публикой и после этого композитор симфоний больше не сочинял. После этого была кантата «Детство Христа» в 1854 году и опера «Троянцы». В 1856 году его приняли в члены Института Франции. Последним сочинением Берлиоза была опера «Беатриче и Бенедикт» в 1862 году. В период 1867–1868 годов композитор вновь посещает Россию, где публика всегда его тепло принимала.

Гектор Берлиоз творчество – «Гарольд в Италии», «Траурно-триумфальная симфония», «Ромео и Джульетта», «Тайные судьи», «Король Лир», «Фантастическая симфония», «Мечта и Каприс», «Роб-Рой», «Римский карнавал», «Бенвенуто Челлини», «Беатриче и Бенедикт», «Троянцы», «Лелио, или Возвращение к жизни», ««Клеопатра после битвы при Акциуме»», ««Последняя ночь Сарданапала»».

Гектор Берлиоз интересные факты

  • Дважды женат. Первой женой композитора была ирландская актриса Гарриэт Симпсон. Поженились они в 1833 году, а вначале 40-вых уже последовал развод. Причиной развода стала неизлечимая нервная болезнь супруги. После смерти Гарриэт Берлиоз сочетался узами брака с певицей Марией Ресио. Она также скоропостижно скончалась в 1854 году. От первого брака у композитора был сын, который скончался в 1867 году.
  • Он был первым композитором национальной французской школы.
  • Его произведения стали популярными среди соотечественников в период Франко-прусской войны (1870 год).
  • Сын Берлиоза — Луи Берлиоз, служил капитаном на торговом судне. Когда он пребывал на Кубе, то подхватил желтую лихорадку, вследствие которой и умер 5 июня 1867 года. Гектор Берлиоз узнал о смерти сына только через месяц.
  • Композитор любил посещать Россию с гастролями. Однажды в 1867 году он отклонил выгодное предложение от компании Steinway с предложением выступить за 100 000 долларов в Нью-Йорке ради гастролей в России.

Французский композитор-романтик, дирижер и музыкальный критик Гектор Берлиоз (Hector Berlioz) родился 11 декабря 1803 года в местечке Ла-Кот-Сент-Андре в 56 километрах от Гренобля (Франция). Его отец, по профессии врач, был просвещенным человеком, любителем музыки, сам занимался с мальчиком музыкой, латынью, историей, географией и прочими школьными дисциплинами. Юный Берлиоз обучался музыке у разных учителей и овладел флейтой и гитарой. В 12 лет Гектор сочинял музыку для местного любительского ансамбля. Из юношеских сочинений впоследствии композитором были заимствованы вторая тема увертюры "Тайные судьи" (1826) и начало первой части Фантастической симфонии (1830).

В 1821 году по настоянию отца поступил в парижскую Медицинскую школу, но в 1824 оставил учебу .

В 1826-1830 годах Берлиоз учился в Парижской консерватории у Жана Франсуа Лесюэра.

В 1830 году получил Римскую премию — почетную консерваторскую награду, дававшую право на двухлетнее пребывание в Италии (на соискание премии Берлиоз представил кантату "Смерть Сарданапала").

Еще до окончания консерватории Берлиоз создал одно из своих лучших и самых оригинальных произведений — "Фантастическую симфонию" (1830).

Из своего путешествия по Италии композитор привез увертюру "Король Лир" и симфоническое произведение Le retour a la vie, названное им "мелологом" (смесь инструментальной и вокальной музыки с декламацией), которое составило продолжение "Фантастической симфонии".

В 1834 году им была написана симфония "Гарольд в Италии", навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном.

В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини". Однако она не имела успеха у публики, и спектакль был исключен из репертуара после четвертого представления.

В 1839 году он завершил работу над третьей, самой обширной и наделенной яркими контрастами симфонией "Ромео и Джульетта" для оркестра, хора и солистов по трагедии Уильяма Шекспира.

В 1840 году была исполнена Четвертая симфония Берлиоза. Вместе с ранее написанным Реквиемом (1837) эти произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижер. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции — в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имел успех, особенно в Петербурге и Москве в 1847 году. Берлиоз — первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижер, исполнявший наряду со своими произведениями и произведения современных авторов. Концерты помогали Берлиозу проверить на практике свои художественные открытия. Он первым использовал многие необычные тембры и сочетания тембров, ввел новые штрихи у струнных. Его идеи были обобщены в "Трактате о современной инструментовке и оркестровке" (1844, 1855). Композитор также написал очерк об искусстве дирижирования "Дирижер оркестра".

© Фото: Bibliothèque nationale de France

© Фото: Bibliothèque nationale de France

В 1846 году в Париже состоялось исполнение драматизированной оратории "Осуждение Фауста" по Иоганну Гете, встреченной прохладно французской публикой. С этого времени композитор больше не писал симфоний.

Для концертного исполнения были написаны небольшая кантата "Детство Христа" (1854), опера в двух частях "Троянцы" (1856).

В 1856 году Берлиоз стал членом Института Франции.

Последним произведением композитора стала опера "Беатриче и Бенедикт" по комедии Шекспира "Много шума из ничего" (1862).

В промежутках между сочинением, дирижированием и организацией концертов Берлиоз вынужден был зарабатывать на жизнь журналистикой. С 1834 года писал главным образом для Gazette musicale и Journal des debats, где он был музыкальным обозревателем. Собрание его литературных сочинений занимает десять томов. Один из них — сборник новелл Вечера с оркестром (Les soires de l"orchestre), стал бестселлером в 1853 году.

В 1867-1868 годах композитор вновь посетил Россию, где имел успех у публики и признание в среде композиторов.

Гектор Берлиоз скончался 8 марта 1869 года. Последнее письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу — известному русскому критику Владимиру Стасову.

Композитор был дважды женат. Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Симпсон, заключенный в 1833 году, закончился разводом в начале 1840-х годов (Симпсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью). После ее смерти Берлиоз женился на певице Марии Ресио, скоропостижно скончавшейся в 1854 году. Единственный сын композитора от первого брака умер в 1867 году.

Произведения композитора приобрели большую популярность среди его соотечественников после смерти Берлиоза во время Франко-прусской войны в 1870 году.

Велико значение Берлиоза в понимании инструментов и в мастерском их применении в оркестровке. Его трактат об инструментовке был переведен на многие языки. В России влияние творчества Берлиоза воплотилось в творческих принципах знаменитого объединения композиторов "Могучая кучка".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

1. Гектор Берлиоз. Фрагмент из симфонии "Гарольд в Италии"
2. Гектор Берлиоз. Фрагмент "Бал" из "Фантастической симфонии"
3. Гектор Берлиоз. Фрагмент "Шабаш ведьм" из "Фантастической симфонии"
4. Гектор Берлиоз. Увертюра "Римский карнавал" из "Фантастической симфонии"

Творческий облик Берлиоза. Основные этапы его творческого пути.

Творчество Берлиоза (1803-1869) – ярчайшее воплощение новаторского искусства. Каждое из его зрелых произведений открывало пути в будущее, дерзко «взрывало» осно­вы жанра; каждое последующее непохоже на предыдущее. Их не слишком много, как и жанров, привлекавших внимание композитора. Основные среди них – симфонические и ораториальные, хотя Берлиоз писал и оперы, и романсы.

В 1830 - в законы музыки вошли принципы других искусств, мощный синтез, это начало деятельности второго поколения романтиков. Первые музыкальные писатели писавшие о Берлиозе - Шуман и Лист. Шуман отмечал своеобразие тематизма, мелодического рисунка. Лист - о проблемах программности - обновление музыки путем ее связи с поэзией. “Берлиоз и его симфония “Гарольд в Италии”.

Самый мощный преобразователь в искусстве. На всем протяжении деятельности многое приходилось преодолевать: не было поддержки, бунтарский характер. Человек бури, вулканический. “Жаворонок величиной с орла” (гигантский соловей - Гейне) ЗДЕСЬ ОШИБКА В ЦИТАТЕ, ГЕЙНЕ НЕ ТАК ГОВОРИЛ, ТАК ПОНЯЛ БЕРЛИОЗ. Стремление к масштабу,овладение большими массами - традиции великой французской революции. Он совершенно поменял симфонию - новый тип с контрастами, с перенесением места действия, с фантастикой - мощный сплав современных ему видов искусства. Программность театральная, основана на французском искусстве.Индивидуализация действующих лиц в симфонии выявляется персонификсацией музыкальных инструментов.

Берлиоз принадлежит к числу величайших новаторов в истории музыки. Изменил многие представление о музыке. Первым представил принцип синтеза искусств (соед.музыку с театром и литературой).Явился создателем романтической программности, статьи Шумана и Листа посвящены его программным произведениям (о Фантастической, Гарольде соответственно). Паганини назвал его единственным достойным преемником Бетховена, Глинка - «первым композитором нашего века». Споры вокруг имени и наследия Берлиоза не прекратились.

Историческое место, занимаемое Берлиозом в развитии европейской музыки, действительно огромно. Он явился мостом, соединившим музыкальные традиции французской буржуазной революции с музыкой XIX века. Он дал первое воплощение в звуках романтического образа «молодого человека XIX столетия». Он заложил основы программного симфонизма. Он оказал большое влияние на Листа, Вагнера, Рихарда Штрауса, Бизе, композиторов «Могучей кучки», Чайковского... Он создал новые принципы оркестрового мышления, развитием которых, в сущности, жила вся последующая европейская симфоническая музыка. Все это делает творчество Берлиоза одним из важнейших узловых моментов мировой музыкальной культуры XIX века.

Берлиоз - не только гениальный симфонист, но и первоклассный оперный мастер (оперы не ставятся – «Беатриче и Бенедикт», «Бенвенуто Челлини»). Его музыка живет подлинным театральным темпераментом.

Также дирижер: один из первых артистов-дирижеров. Во Франции доминировало сольное исполнительство и театр.жанры. Его дириж.деятельность имела огромное значение. В 40-х – гастроли по Европе, 47й – Москва, в 68 – 2е гастроли в Россию. Исполнял Глюка, Спонтини, Бетховена, Моцарта, Мейербера и др.

Близок к традиции Вел.франц.револ – учитель Лесюарт – один из главных музыкантов того времени.

Большую роль играет его литературная деятельность, критические статьи и др. 1823 – первые статьи о Глюке и Спонтини.с 33 до 63 работал в журнале, писал о симфониях Бетховена, оперном творчестве Глюка и Спонтини, о Беллини (после его смерти). Берлиоз сам позаботился о своем жизнеописании, оставив потомству знаменитые «Мемуары». Однако всецело доверяться этим взволнованным, ярко мелодраматическим, полным сверкающего остроумия и язвительных сарказмов страницам - нельзя. Берлиоз искренне верит в то, что пишет, досочиняя свою биографию: он рассказывает о событиях так, как оя желал бы их видеть.

Через все его творчество проходят: Вергилий, Гёте, Шекспир, Байрон. Высоко ценил Глюка (в опере Б. «Троянцы» многое роднит с Глюком). На Б. впечатление произвела музыка Вебера.

Сын врача, Гектор Берлиоз родился в провинциальном городке Кот-Сент-Андре 11 декабря 1803 года в семье врача, интеллигентов. Отец - ревностный ценитель латинских классиков - Горация и Вергилия, Чтение «Энеиды» Вергилия производит на мальчика неизгладимое впечатление: впоследствии он воссоздает образы Этой пормы на оперной сцене в «Троянцах».

В ноябре 1821 года восемнадцатилетний бакалавр Гектор Берлиоз приезжает в Париж. Ему предстоит изучить медицину. Больше всего Берлиоз потрясен Парижской оперой, где дают Глюка, Спонтини, Мегюля, Саккини и др. «Данаиды» Сальери, «Стратоника» Мегюля производят на юношу ошеломляющее впечатление. Английская труппа показывает Шекспира - будущего кумира Берлиоза и всех романтиков (потом Берлиоз напишет – Произведения Шекспира – немые наперсники моей жизни). В исполнении дирижера Габенека он знакомится с симфониями Бетховена: новое потрясающее откровение. Учитель - Жан-Франсуа Лесюэр (1760-1837), выдающегося композитора эпохи Революции и первой империи.

Соллертинский (тут меня на слезу пробило, поэтому оставлю) «Он бедствует, живет где-то в мансарде, обедает редко, перебиваясь с хлеба на воду. То он работает хористом в каком-то театрике, то бегает по урокам, обучая гитаре, флейте и сольфеджио. Зато он молод, полон энергии, Энтузиазма и негодования. Он лихорадочно сочиняет оперу, увертюры, мессы, кантаты».

В 1826 году Берлиоз, дотоле личный ученик Лесюрра, легализуется в консерватории (тогда Королевской школе музыки). Кроме уроков композиции Лесюрра, он обучается у Рейха контрапункту и фуге. Конкурс на Римскую премию. Берлиоз представляет кантату «Орфей, раздираемый вакханками». Увы, она объявляется «неисполнимой» (как часто впоследствии будет повторяться ртот «упрек»!). Берлиоз премии не получает.

Новое событие, на ртот раз с серьезными последствиями. В сентябре 1827 года в Одеоне труппа английских актеров объявляет цикл шекспировских спектаклей. Пять лет назад англичан освистали. На этот раз - не прежние времена. Подготовка «романтической революции» - в полном разгаре. Гюго пишет громовое предисловие к «Кромвелю», где ниспровергаются классики и на их пьедестале утверждается обоготворяемый «молодой Францией» Шекспир.

Встреча с Смитсон становится центральным событием интимной биографии Берлиоза. Отныне он будет отождествлять себя с Гамлетом и Ромео, Шекспир станет путеводителем его жизни, а Гарриет Смитсон - «idee fixe»,«навязчивой идеей», романтической возлюбленной. В ртой психологической ситуации зарождается первое поистине гениальное произведение Берлиоза-«Фантастическая симфония». сочиняет лихорадочно много. Пишет «Восемь сцен из Фауста» Гёте (в переводе Жерара де Нерваля) -костяк будущего «Осуждения Фауста». Пишет «Ирландские мелодии» на тексты Томаса Мура. Несколько раньше (в 1828 г.) на конкурсе в Академии изящных искусств получает за кантату вторую премию: первая отдана какой-то посредственности.

Получил во второй раз римскую премию. 2 года пробыл в Риме, читает Байрона. В Риме Берлиоз знакомится с двадцатидвухлетним Мендельсоном.

Соллертинский: (весело прям жуть)Тем временем Берлиоз сочиняет увертюру к «Королю Лиру», корректирует «Фантастическую симфонию», разочаровывается в Камилле Мок, уведомившей его письмом, что выходит замуж за богатого фортепианного фабриканта г-на Плейеля, лелеет «адскую месть» - убийство неверной и ее жениха, для чего приобретает два пистолета, бутыль стрихнина и костюм горничной (для переодевания), по дороге передумывает, устраивает нечто вроде инсценировки самоубийства и кончает тем, что пишет «Лелио, или Возвращение к жизни» - симптом душевного выздоровления. Кризис кончился.

Возвращение в Францию в 1832 г– расцвет творчества. «Гарольд в Италии» (под впечатлением», «Ромео и Джульетта», «Траурно-триумф.симфония».

Один год приносит ему облегчение: 16 декабря 1838 года, после концерта, на котором Берлиоз дирижировал «Фантастической симфонией» и «Гарольдом», перед ним бросается на колени сам Паганини - мировая знаменитость - ив слезах восторга целует ему руки. На следующий день Берлиоз получает письмо от Паганини, где тот называет его преемником Бетховена,- и чек на двадцать тысяч франков. Двадцать тысяч франков - это год свободной, обеспеченной работы. Берлиоз сочиняет драматическую симфонию «Ромео и Джульетта» - одно из величайших своих созданий.

В это же время: Реквием, Бенвенутто Челлини.

40-е – начало дирижерской деятельности. Осуждение Фауста.

Впрочем, мы несколько забежали вперед. В 1848 году Берлиоз возвращается в Париж после турне. Гарриет разбита параличом. Берлиоз по-прежнему без денег и без надежды на успех в «столице мира». Революцию 1848 года он встречает скорее враждебно: бунтарский темперамент остыл;. Дальше - опять поездки, опять разорительные концерты за собственный счет, Берлиоз старится, впадает в глубокий пессимизм. Умирает первая жена - Гарриет Смитсон. Умирает вторая жена - Мария Ресио. Умирает горячо любимый сын - мо-ряк Луи Берлиоз. Один за другим умирают друзья. В отношениях с Листом появляется трещина: Берлиозу не нравится, что Лист слишком уж увлечен Вагнером. Без особого успеха идут и снимаются с репертуара «Троянцы в Карфагене» - одно из последних созданий Берлиоза. В одиночестве, в отчаянии Берлиоз ждет наступления смерти. Она приходит 8 марта 1869 года.

Такова трагическая судьба Берлиоза.

Цитата Берлиоза, хараутеризующая жизнь последних лет: «Два года назад, в то время, когда состояние здоровья моей жены сулило еще кое-какие надежды на улучшение и требовало больших издержек, как-то ночью я увидел во сне, будто сочиняю симфонию. Проснувшись на следующее утро, я припомнил почти целиком первую часть, которая (это единственное, что я помню до сего дня) шла в ля миноре. Я подошел к столу, чтобы приняться записывать, как вдруг в голову мне пришла следующая мысль: если я напишу эту часть, я поддамся искушению дописать и все остальные. Пылкая фантазия, свойственная моей мысли, приведет к тому, что симфония получится огромных размеров. Я употреблю на это 3 или 4 месяца полностью... Я больше не буду или почти не буду писать фельетонов, мои доходы соответственно уменьшатся: потом, когда симфония будет окончена, я буду иметь слабость отдать ее моему копиисту; я дам расписать партии, я влезу в долги на 1000 или 1200 франков. Раз партии будут готовы, я уступлю соблазну услышать ее исполнение. Я дам концерт, который едва покроет половину моих расходов; теперь ЭтЮ неизбежно. Я потеряю то, чего не имею. Моя больная будет лишена всего необходимого, у меня не будет средств ни на личные расходы, ни на содержание сына, собирающегося отправиться в учебное плавание на корабле. От этих мыслей мороз пробежал у меня по коже, и я бросил перо, говоря: ба, завтра я забуду симфонию. Следующую ночь симфония упорно появлялась в моем мозгу: я ясно слышал аллегро в ля миноре, больше того, мне казалось, что я его уже записал... Я проснулся в лихорадочном волнении, я напевал тему, которая по характеру и форме мне чрезвычайно нравилась; я поднялся было... но вчерашние соображения меня удержали и на этот раз. Я старался не поддаваться соблазну, я судорожно стремился забыть ее. Наконец я заснул, и на следующее утро, при пробуждении, всякое воспоминание о симфонии исчезло действительно навсегда».

Берлиоз, за редчайшими исключениями, избегает мелких жанров. Он менее всего миниатюрист. Он вовсе избегает фортепиано. Он мыслит грандиозными масштабами, гигантскими инструментальными и хоровыми массами. Его драматическая симфония «Ромео и Джульетта» - одно из самых совершенных его созданий - длится, например, 1 час 40 мин., она впятеро длиннее любой симфонии Моцарта и вдвое длиннее «Героической» Бетховена.

Творчество Берлиоза ощущается современниками как абсолютно новое качество, как демонстративный вызов всем традициям инструментальной музыки. Парижане 30-х годов еще почти совсем не знают Бетховена, и «Фантастическая симфония» - первенец Берлиоза - кажется плодом болезненно экзальтированной, чудовищной фантазии. Педантические критики отказываются назвать симфонию Берлиоза музыкой. Наоборот, романтическая молодежь сразу чувствует в Берлиозе вождя нового движения и поднимает его на щит. Лист, тогда девятнадцатилетний юноша с блестящей репутацией виртуоза-пианиста, видит в «Фан-тастической» откровение нового музыкального гения и немедленно после концерта принимается перекладывать симфонию на фортепиано.

Еще одно обстоятельство мы должны принять во внимание. Самобытный гений Берлиоза формируется необычайно рано. «Фантастическая симфония» - произведение, чрезвычайно мало похожее на все, что дотоле существовало в области симфонии,- написана двадцатишестилетним молодым человеком. А между тем в ней можно найти все отличительные признаки стиля Берлиоза: и нарушение схемы симфонии (в «Фантастической» 5 частей), и наличие лейтмотива («навязчивой идеи»-образа возлюбленной), и ярко своеобразную оркестровку с введением необычных для симфонии инструментов (арфы, кларнет-пикколо, английский рожок). В этом отношении Берлиоз - полный антипод другого великого романтика - Вагнера, закладывающего здание своей так называемой «музыки будущего» с методической медлительностью.

Отсюда и сложился миф о Берлиозе как «композиторе без предков», который ослепительным фейерверком возник из пустоты, ничем не обязанный прошлому, и который своим появлением начинает абсолютно чистую страницу истории музыки. В действительности, разумеется, дело обстояло иначе...

Дата рождения:11 декабря 1803 года.
Дата смерти: 8 марта 1869 года.
Место рождения: вблизи Гренобля, Франция.

Гектор Берлиоз - композитор. Гектор Берлиоз (Louis-Hector Berlioz), являлся одним из французских композиторов. Так же занимался дирижерской деятельностью и критикой.

Гектор появился на свет в маленьком провинциальном французском городке в декабре 1803 года. Его отец, Луи Жозеф, имел врачебную практику в городке. Мать по обычаям того времени занималась домом и была ревностной католичкой. В семье было шестеро детей, но трое из них умерли в младенчестве. Мальчик рос в атмосфере народных песен и мелодий, что, конечно, наложило отпечаток на его будущую профессию.

Заниматься музыкой Гектор начал довольно поздно, в 12 лет и никаких особенных способностей не демонстрировал. Никто из родных не верил в музыкальное будущее Гектора. Самостоятельно освоил игру на флейте, гитаре. Теоретические основы музыки изучил самостоятельно и тогда же, в юном возрасте, начал сочинять первые произведения. Это были небольшие формы, такие как романсы.

Родители настаивали на том, что бы Гектор пошел по стопам отца и продолжил династию врачей. Молодой человек даже поступил в медицинский университет после окончания школы. Но после посещения анатомички, решил, что не медицина, а музыка является его призванием. В 1824 медицина окончательно была заброшена и началась новая, музыкальная, глава жизни молодого человека.

Посещение парижской оперы, знакомство с произведениями Глюка, Бетховена, встреча с Л. Керубини – потенциальным директором консерватории постепенно формировали талант Берлиоза.

В 1826 Гектор сам стал студентом консерватории и продолжил самообразование, посещая оперу и изучая партитуры известных музыкантов. Всю его жизнь он продолжал изучать работы других знаменитых музыкантов. Продолжал сочинять небольшие музыкальные формы. Параллельно начал писать критические статьи, которые позволили ему свести знакомство со знаковыми литераторами и музыкантами того времени – Ж. Санд, В. Гюго, Н. Паганини.

После окончания консерватории Берлиоз получил долгожданную премию за свое произведение «Сарданапал». Дело в том, что он давно мечтал о Римской премии, но никак не мог её получить. Возможно, это было связано с тем, что композитор сочувствовал революционному движению. В итоге, получив премию, он посетил Италию. Конечно, произведения итальянских композиторов, а так же знакомство творчеством Глинки и Байрона впечатлили Берлиоза. Это привело к тому, что композитор вернулся в Париж уже с написанной увертюрой и набросками симфоническою увертюры.

В Париже начинаются романтические отношения молодого композитора с Г. Смитссон. В 1833 г состоялась их свадьба. Брак продлился недолго, всего 7 лет, и окончился разводом.

Творческая же энергия Гектора била ключом. Начался самый плодотворный период его творчества. Он начал создавать крупные формы – оперы, симфонии и концерты. Выступал в качестве дирижера Парижской консерватории.

В 1833 г. именитый Паганини предложил сотрудничество Берлиозу. Так родилась симфония «Гарольд в Италии».

Сочинение музыки не приносило Гектору Берлиозу значительного дохода. Чтобы зарабатывать, он писал критические статьи для крупных журналов и газет. Часто композитор гастролировал в качестве дирижера. С успехом выступал в России. Ему удалось собрать на свой концерт весь цвет избалованной петербургской публики.

Несмотря на достаточную популярность и известность, умер Г. Берлиоз, так и не став богатым. Скончался он в марте 1869 года.

Достижения Гектора Берлиоза:

Написал 4 симфонии и 9 увертюр и 6 опер.
Оставил после себя пять крупных литературных произведений.
Внес много новаторских новшеств в методы дирижирования.

Даты из биографии Гектора Берлиоза:

1803 г, 11 декабря появился на свет.
1815 г. начал сочинять первые произведения.
1826 г. поступил в консерваторию Парижа
1830 г. под впечатлением революционных идей делает обработку «Марсельезы».
1839 г. возвратился из Италии в Париж
1842 г начал поездки по городам Европы с концертной деятельностью. Посетил Россию.
1862 г. вторая поездка в Россию.
8 марта 1869 г. скончался


/1803-1869/

Берлиоз вошёл в историю как смелый художник, расширивший выразительные возможности музыкального искусства, как романтик, остро запечатлевший буйные духовные порывы своего времени, как композитор, тесно связавший музыку с другими видами искусств, как создатель программной симфонической музыки - этого завоевания романтической эпохи, утвердившегося в творчестве композиторов XIX века.

Будущий композитор Гектор родился 11 декабря 1803 года в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Его отец - врач Луи-Жозефа Берлиоз, был человеком свободомыслящим и независимым.

Он познакомил сына с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре. Одним из первых сильных музыкальных впечатлений Берлиоза было пение женского хора в местном монастыре. Хотя интерес к музыке пробудился у Берлиоза сравнительно поздно - на двенадцатом году, он был необычайно сильным и вскоре перешёл во всепоглощающую страсть. Отныне для него существовала только музыка. География, классики литературы отошли на задний план.

Берлиоз оказался типичным самоучкой: музыкальными знаниями он был обязан себе и книгам, которые находил в библиотеке отца. Здесь он познакомился с такими сложными трудами, как "Трактат о гармонии" Рамо, с книгами, требовавшими глубокой специальной подготовки.

Мальчик показывал все большие музыкальные успехи. Он свободно играл на флажолете, флейте и гитаре. Отец не разрешал ему обучаться игре на фортепиано, опасаясь, что этот инструмент увлечёт его в область музыки далее, чем ему бы этого хотелось. Он считал, что профессия музыканта не подходит для его сына, и мечтал, что Гектор, подобно ему, будет медиком. На этой почве впоследствии между отцом и сыном возник конфликт. Молодой Берлиоз продолжал сочинять, а тем временем отец продолжал готовить сына к профессии медика. В 1821 году 18-летний Берлиоз успешно сдал экзамен на степень бакалавра в Гренобле. Оттуда он вместе с двоюродным братом уехал в Париж, чтобы поступить на медицинский факультет. Оба юноши поселились в Латинском квартале - центре студенческой жизни Парижа.

Свободное время Берлиоз проводил в библиотеке Парижской консерватории, изучая партитуры великих мастеров, прежде всего обожаемого им Глюка. Понимая, что без серьёзной подготовки нельзя стать композитором, он начал заниматься изучением теорий композиции сначала с Жероно, а затем с Лесюэром - профессором консерватории, автором нескольких опер и хоровых произведений.

По совету Лесюэра в 1826 году Берлиоз поступил в консерваторию. В течение следующих двух лет, по словам Берлиоза, его жизнь озаряли "три удара молнии": знакомство с творениями Шекспира, Гёте и Бетховена. Это дальнейшие ступени духовного созревания. Но была ещё одна молния, не имеющая отношения к музыке.

В 1827 году Париж посетила новая английская драматическая труппа во главе со знаменитым трагиком Кемблем и актрисой Смитсон. Берлиоза необыкновенно взволновал талант и весь артистический облик Смитсон, он полюбил её с первого взгляда. Молодой английской артистке, ирландке по происхождению, было в ту пору 27 лет. Современники отмечали искренность её лирического таланта, глубокую эмоциональную отзывчивость. Сохранившиеся портреты, в особенности литография Девериа, воссоздают облик талантливой артистки, одухотворенное лицо, задумчивый взгляд.

Любовь к знаменитой актрисе, избалованной триумфом в Лондоне и Париже, заставила Берлиоза во что бы то ни стало добиваться творческого успеха. Между тем Гарриет Смитсон не обращала на него внимания, а слава к нему не приходила.

Легко воспламеняющийся, непрерывно находящийся в состоянии творческого возбуждения, Берлиоз сочиняет, переходя от одного замысла к другому: кантаты, песни ("Ирландские мелодии"), оркестровые увертюры и многое другое. С 1823 года он выступает в печати с острополемическими статьями и на долгие годы не расстается с пером журналиста. Так незаметно, но интенсивно он втянулся в художественную жизнь Парижа, сблизившись с лучшими представителями передовой интеллигенции: Гюго, Бальзаком, Дюма, Гейне, Листом, Шопеном и другими.

По-прежнему жизнь его не обеспечена. Он дал авторский концерт, который прошел с успехом. Но ему пришлось на свои деньги переписывать партии, приглашать солистов, оркестр и потому влезть в долги. Так будет продолжаться и впредь: подобно Бальзаку, ему никак не удается расплатиться с кредиторами! Официальные власти ни в чём не идут навстречу. Более того, консервативные музыкальные круги на каждом шагу чинят помехи. Например, три раза по окончании консерватории ему было отказано в получении государственной стипендии, которая выдавалась для поездки на три года в Италию (так называемая Римская премия). Лишь в 1830 году его удостоили высокой чести... Берлиоз пишет в этот период и чисто симфонические произведения, и сочинения, в которых свободно соединяются вокальные и оркестровые эпизоды. Замыслы их всегда необычны и несут в себе заряд энергии. Неожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных сопоставлений, внезапные смены состояний - всё это передаёт в ярком, красочном звучании конфликтность душевного мира художника, наделённого пылким воображением.

5 декабря 1830 года состоялась премьера "Фантастической симфонии" - самого знаменитого сочинения Берлиоза. Это своего рода музыкальный роман со сложным психологическим подтекстом. В его основу положен сюжет, который вкратце так изложен композитором: "Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, во время которого ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду".

В приведенной программе, разъясняющей замысел симфонии, легко усматриваются и автобиографические черты - отзвуки пылкого увлечения Берлиоза Гарриет Смитсон.

Задолго до окончания срока пребывания в Италии, в 1832 году, Берлиоз вернулся в Париж. На концерте, который он дал, исполнялись Фантастическая симфония в новой редакции и монодрама "Лелио". Произошла новая встреча с Гарриет Смитсон. Жизнь актрисы в эту пору была трудной. Зрители, пресыщенные новыми театральными впечатлениями, перестали интересоваться спектаклями англичан. В результате несчастного случая актриса сломала ногу. Её сценическая деятельность закончилась. Берлиоз проявил трогательную заботу о Смитсон. Год спустя она вышла замуж за Берлиоза. Молодому композитору приходилось работать по 12-15 часов, чтобы прокормить семью, урывая у ночи часы для творчества.

Забегая вперёд скажем, что семейная жизнь не сложилась. Из-за отказа от сцены характер Смитсон ухудшился. Берлиоз ищет утешения на стороне, увлекается посредственной певицей испанкой Марией Ресио, которая сошлась с ним не столько по любви, сколько из корыстных побуждений: имя композитора тогда уже было широко известно.

Новым крупным произведением Берлиоза стала симфония "Гарольд в Италии" (1834), навеянная воспоминаниями об этой стране и увлечением Байроном. Симфония программна, но характер музыки менее субъективен, чем в Фантастической. Здесь композитор стремился не только передать личную драму героя, но и обрисовать окружающий его мир. Италия в этом произведении не только фон, оттеняющий переживания человека. Она живёт своей жизнью, яркой и красочной.

Вообще, период между двумя революциями - 1830 и 1848 года - наиболее продуктивный в творческой деятельности Берлиоза. Постоянно находясь в гуще жизненных схваток, как журналист, дирижёр, композитор, он становится художественным деятелем нового типа, который всеми доступными ему средствами отстаивает свои убеждения, страстно обличает косность и пошлость в искусстве, борется за утверждение высоких романтических идеалов. Но, легко загораясь, Берлиоз столь же быстро остывает. Он очень неустойчив в душевных порывах. Это во многом омрачает его отношения с людьми. В 1838 году в Париже состоялась премьера оперы "Бенвенуто Челлини". Спектакль был исключён из репертуара после четвёртого представления. Берлиоз долго не мог оправиться от этого удара! Ведь музыка оперы брызжет энергией и весельем, а оркестр увлекает своей яркой характеристичностью. В 1839 году завершается работа над Третьей, самой обширной и наделённой ярчайшими контрастами симфонией - "Ромео и Юлия" для оркестра, хора и солистов. Берлиоз и раньше привносил в свои инструментальные драмы элементы театрализации, но в этом произведении в богатой смене эпизодов, навеянных трагедией Шекспира, ещё отчетливей проявились черты оперной выразительности. Он раскрыл тему чистой молодой любви, выросшей вопреки ненависти и злу и побеждающей их. Симфония Берлиоза - произведение глубоко гуманистическое, исполненное пламенной веры в торжество справедливости. Музыка совершенно свободна от ложного пафоса и неистового романтизма; пожалуй, это наиболее объективное создание композитора. Здесь утверждается победа жизни над смертью.

1840 год ознаменован исполнением Четвёртой симфонии Берлиоза. Вместе с ранее написанным Реквиемом (1837) это непосредственные отголоски прогрессивных убеждений неистового романтика. Оба произведения посвящены памяти героев Июльской революции 1830 года, в которой композитор принял непосредственное участие, и предназначены для исполнения гигантскими исполнительскими составами на площадях, под открытым небом.

Берлиоз прославился и как выдающийся дирижёр. С 1843 года начались его гастроли и за пределами Франции - в Германии, Австрии, Чехии, Венгрии, России, Англии. Всюду он имеет феноменальный успех, особенно в Петербурге и Москве (в 1847 году). Берлиоз - первый в истории исполнительского искусства гастролирующий дирижёр, исполнявший наряду со своими произведениями и современных авторов. Как композитор, он вызывает разноречивые, часто полярные мнения.

Каждый концерт Берлиоза завоёвывал его музыке новых слушателей. Печальным контрастом в этом отношении оставался Париж. Здесь ничто не изменилось: небольшая группа друзей, равнодушие буржуазных слушателей, враждебное отношение большинства критиков, злорадные усмешки музыкантов, безысходная нужда, тяжёлый подневольный труд газетного поденщика. Большие надежды возлагал Берлиоз на первое исполнение только что законченной им в конце 1846 года драматической легенды "Осуждение Фауста". Единственным результатом концерта был новый долг в 10 000 франков, которые потребовалось уплатить исполнителям и за наём помещения. Между тем "Осуждение Фауста" - одно из самых зрелых произведений композитора. Равнодушие и непонимание, с которым оно было встречено, объясняется новизной музыки, разрывом с традицией. Жанровая природа "Осуждения Фауста" ставила в тупик не только рядовых слушателей, но и музыкантов.

Первоначальный замысел произведения восходит к 1828-29 годам, когда Берлиоз написал "Восемь сцен из "Фауста"". Однако с тех пор замысел претерпел значительные изменения и стал глубже. Эта драматизированная оратория, ещё в большей мере, чем драматическая симфония "Ромео и Юлия", сближается с театрально-сценическим жанром. И точно так же, как Байрон или Шекспир, в своём последнем произведении Берлиоз очень свободно трактует литературный источник - поэму Гёте, свободно добавляя ряд измышленных им сцен.

Закончился мятежный период в биографии Берлиоза. Остывает его буйный темперамент. Он не принял революцию 1848 года, но одновременно ему душно в тисках империи "жалкого племянника великого дяди" (так Гюго прозвал Наполеона III). Что-то надломилось в Берлиозе. Правда, он по-прежнему деятелен как дирижёр (в 1867-68 годы вновь посетил Россию), как писатель о музыке (издает сборники статей, трудится над мемуарами), сочиняет, хотя уже не столь интенсивно.

Берлиоз перестал писать симфонии. Для концертного исполнения предназначена лишь небольшая кантата "Детство Христа" (1854), отличающаяся музыкальной живописностью и оттенками настроений. В театре Берлиоз мечтает добиться решающего успеха. Увы, и на этот раз тщетно... Не имела успеха ни его опера в двух частях "Троянцы" (1856), в которой Берлиоз пытался возродить величавую патетику Глюка, ни изящная комедия "Беатриче и Бенедикт" (по пьесе Шекспира "Много шума из ничего", 1862). При всех своих достоинствах, этим произведениям всё же не хватало эмоциональной силы, которая так впечатляет в сочинениях предшествующего периода. Судьба жестока к нему: умерла Смитсон, разбитая параличом. Скончалась и вторая жена - Ресио, погибает во время кораблекрушения единственный сын-моряк. Ухудшаются отношения и с друзьями. Берлиоза сломили болезни. В одиночестве он умирает 8 марта 1869 года.
Конечно, в это двадцатилетие не всё окрашивалось столь безрадостным светом. Был и частичный успех, и формальное признание заслуг. Но величие Берлиоза не понято было современниками на его родине. Лишь позже, в 1870-х годах его провозгласили главой новой французской музыкальной школы.

 


Читайте:



Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы

Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы

Макароны, фаршированные фаршем - блюдо, популярное в Италии, но отлично прижившееся и в других кухнях мира. В Италии можно для приготовления этого...

Яблочная шарлотка в мультиварке

Яблочная шарлотка в мультиварке

Добрый день дорогие друзья сегодня с вами будем готовить очень вкусную выпечку под названием шарлотка. Есть очень много рецептов приготовления...

Постный суп из опят. Как сварить суп из опят

Постный суп из опят. Как сварить суп из опят

Многих хозяек интересует вопрос, который касается выбора опят. Какие лучше: свежие или мороженые? Давайте попробуем разобраться. Во-первых, нужно...

Заливное из языка: пошаговый рецепт с фото

Заливное из языка: пошаговый рецепт с фото

В меню праздничного застолья,зачастую включают заливное из языка. Неопытные хозяйки опасаются браться за подобные кулинарные изыски, считая их...

feed-image RSS