Главная - Бараниной
Лысенко композитор биография. Николай Витальевич Лысенко: биография. Николай Лысенко биография сокращенно

Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского, М. Глинки, А. Серова, знакомился с музыкой Рихарда Вагнера и Роберта Шумана. Именно с этого времени он начинает сбор и обработку малорусских народных песен, так, например, записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично.

Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» - первый выпуск своих обработок сорока украинских народных песен, которые, помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение - «Завет» на слова стихотворения Т. Г. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более 80 вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году.

Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева . Входя в 1872-1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества, принимал участие в его концертах, проводимых по всей Малороссии; руководил хором из 50 певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; работал в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на малороссийском наречии. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработанная в оперу), вошедшие в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана его первая музыковедческая работа об украинском музыкальном фольклоре - «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы «Казак-Шумка».

В петербургский период Лысенко принимал участие в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Санкт-Петербурге им была написана первая рапсодия на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, соната для фортепиано. Там же Лысенко начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).

В 1880 году начал работу над самым значительным своим произведением - оперой «Тарас Бульба» по одноименной повести Н. В. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершил лишь спустя десять лет. В 1880-е годы Лысенко пишет такие произведения, как «Утопленница» - лирико-фантастическая опера по «Майской ночи» Н. Гоголя на либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» - кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Николай Витальевич совершенствовал и оркестровал музыку к оперетте «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 году написал музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году - оперу «Сапфо».

Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра - национальной детской оперы. С 1888 по 1893 годы он написал три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днепровой-Чайки: «Коза-дереза», «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.

С 1892 по 1902 годы Николай Лысенко четыре раза устраивал гастрольные турне по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году вышло искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894 - «Народные музыкальные инструменты на Украине».

В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы, общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко», в 1905 году написал произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году им был написан хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году - опера «Ноктюрн», созданы лирические романсы на тексты Леси Украинки, Днипровой-Чайки, А. Олеся. В последние годы жизни Николай Витальевич написал ряд произведений духовной музыки, продолживших основанный им ещё в конце XIX века «Херувимский» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».

В 1880 году, будучи уже зрелым композитором, Николай Лысенко выступил в Елисаветграде (ныне Кропивницкий) с большим концертом, который прошёл с ошеломляющим успехом, о чём сообщала тогдашняя пресса. Во время концерта звучали увертюра к «Рождественской ночи», украинская рапсодия «Думка-Шумка», романсы.

Выдающийся украинский композитор, фольклорист, дирижер, пианист и общественный деятель. С именем Н. Лысенко связан период становления профессиональной музыки, театра и художественного образования в Украине.

Николай Витальевич Лысенко родился 10 марта 1842 г. в селе Гриньки Кременчугского уезда на Полтавщине (ныне Семеновский р-н Полтавской обл.) в казацко-помещичьей семье, чьи корни уходят к легендарному казацкому предводителю Вовгуре Лису. Основателем рода Лысенко считается Яков Лысенко, участник Освободительной борьбы украинского народа 1648-1654 гг. Его сын Иван стал военным и политическим деятелем, получил чин полковника и был приказным гетманом. После того, как большинство казацкой старшины перешло в русское дворянство, Лысенки также стали дворянами. Отец же Николая - Виталий Романович - был полтавским дворянином и служил, по тогдашнему дворянскому обычаю, в войске. Николай, нарушив эту давнюю традицию, основал новую - поколение талантливых музыкантов. Мать Николая происходила из дворянского полтавского рода Луценко.

Родители Николая, достаточно зажиточные люди, пестовали ребенка. Он ходил, одетый в бархат и кружево, был очень капризным и своевольным мальчиком. С малых лет учили его русской грамоте, а далее стали учить французскому языку, танцам и игре на фортепиано. Так воспитывали большинство дворянских детей. И хотя Николаю ничего не говорили об Украине, украинском народе, он жил среди него. Отец хорошо знал родной язык и охотно им пользовался, на украинском языке общались и многочисленные господа, часто навещавшие семью Лысенко, так как любил старый пан поздравить гостей и умел оказать им почести.

Слышал украинскую речь маленький Николай и у своей бабушки - Марии Васильевны Булюбаш. Эта старосветская помещица очень любила украинские народные песни, сказки, присказки. Вместе с ней слушал эти песни внук и впервые душа его проникалась печалью, искренностью и богатством родной песни.

Родное село, родной язык, родная песня - бессмертные источники, которые не одного человека напоили пылкой любовью к своему краю. Более всего нравилась мальчику песня, так как очень рано проявились у него музыкальные способности. Любил он слушать, как играет на фортепиано мать (а играла она очень хорошо), мог стоять возле нее часами, а в скором времени и сам выучился одним пальцем подбирать мелодии. Мать заметила интерес сына к музыке и наняла учительницу, но Николай категорически воспротивился - учить его будет только мама. Наука пошла очень быстро, и мальчик уже в 6 лет удивлял слушателей необыкновенной для ребенка скоростью пальцев и незаурядным музыкальным слухом.

В 9 лет его отвезли в Киев, в школу Гедуэна. Учился Николай хорошо, был одним из первых, но не оставлял и музыки. Учителями его были чехи Нейнкивч и Паноччини, и маленький музыкант приводил их в изумление своими успехами.

Закончив школу Гедуэна, которая приравнивалась к трем классам гимназии, Николай поступил в четвертый класс гимназии в Харькове. Музыкальное обучение также продолжалось, и с каждым годом он играл все лучше и лучше. Под руководством педагогов - известного тогда пианиста Дмитриева, позже чеха Кильчика, он играет произведения великих композиторов разных народов, учится у них музыкальному вкусу.

По окончании гимназии Н. Лысенко поступил в Харьковский университет, а через год перевелся в Киевский. Студенчество пришлось на бурные 60-е годы XIX в., когда менялся общественный уклад, велась борьба против основы старой жизни - крепостничества. Все и вся говорили о жизни и благосостоянии простого люда. «Народ, народное счастье» стало боевым призывом того времени, и призыв этот громким эхом откликнулся в сердцах студенческой молодежи. Идти к народу, работать для него, отдать все силы для его процветания - таковы были главные мысли, овладевавшие душами студентов. И молодой Лысенко увлекся украинским национальным движением - стал изучать и записывать народные песни, в том числе песни известного кобзаря Остапа Вересая. Он хватается за книги об Украине, читает их, представляет, как себя и свое музыкальное дарование посвятит родному краю. Приезжая теперь на лето в родное село, Лысенко ближе знакомится с народом, ходит с фисгармонией на посиделки и вечерницы, восторженно слушает песни и перекладывает их на ноты. А осенью, возвращаясь в Киев, организовывает студенческие хоры, с которыми разучивает украинский песенный репертуар и сам дирижирует ими. К студенческим годам относится его первая попытка создать оперу в соавторстве с двоюродным братом Старицким, написавшим либретто к комедии Стороженко.

В 1864 г. Н. Лысенко закончил естественное отделение Киевского университета Св. Владимира, а через год получил диплом кандидата естественных наук. Пребывание в Киеве, участие в работе «Киевской громады» и близкое знакомство с М. Старицким, В. Антоновичем, Т. Рыльским и другими выдающимися деятелями украинской культуры оказали решающее влияние на мировоззрение юноши. Желая как можно быстрее отдать свои силы народу, он пошел в мировые посредники на Киевщине, однако пробыл на этой должности недолго - музыкальный талант не давал возможности отдать себя другой работе.

На заработанные службой деньги Н. Лысенко выезжает в Лейпциг (1867-1869 гг.) для завершения музыкального образования (у профессоров К. Райнеле - фортепиано, и Э. Рихтера - композиция). Лейпцигская консерватория считалась лучшей. Здесь же, в Лейпциге, в 1868-г. Лысенко составляет и издаст первый сборник записанных им народных песен, в т. ч. и первые 10 песен, которые он сам создал на слова Т. Шевченко. Среди них было «Завещание» для мужского хора и тенора-соло, предназначавшееся, для исполнения во Львове в годовщину смерти поэта. Лейнцигскую консерваторию Лысенко закончил блестящим исполнением 4-го концерта Л. Бетховена для фортепиано с оркестром с собственной каденцией, о чем уважительно писали немецкие газеты.

С 1869 г. Н. Лысенко жил в Киеве. Единственным средством к существованию было обучение музыке, и он идет работать в музыкальную школу, дает и частные уроки. Последних довольно много: имя Лысенко уже довольно известно, его приглашают во многие зажиточные семьи. Но он не гонится за такой славой. Получая за учительствование приличный заработок, все свободное время отдает украинской песне: издает новые сборники народных песен, сочиняет собственные, преимущественно к «Кобзарю», пишет пьесы для фортепиано, оперетту «Черноморцы» и оперу «Рождественская ночь». Это была первая украинская опера, и когда её поставили на сцене (впервые в Киеве в 1874 г.), она произвела большое впечатление на слушателей, с того времени все, даже враги, признали талант композитора.Музыкант ощущал, что Лейпцигской консерватории ему недостаточно. Там не учили оркестровке, т. е. переложению музыкального произведения на ноты для оркестра. Поэтому Лысенко оставляет Киев и едет в Петербург, где учится у выдающегося русского композитора Н. Римского-Корсакова. Два года прожил он в столице, его полюбили русские композиторы, просили остаться в Петербурге, обещали хорошую должность, но он не согласился. Его ждала родная Украина, ей он хотел посвятить свои силы. Лысенко вернулся в Киев.

А Украина встретила невесело. В 1876 г. вышел указ, запрещающий печатать книги, пьесы для театра и музыкальные произведения с украинским текстом. Даже простенькую народную песню запрещалось исполнять на концерте, если слова были украинскими. Можно вообразить, как удручал этот запрет композитора, решившего всю жизнь посвятить именно народной песне.

В Киеве Н. Лысенко очень скоро вернул себе положение, которое имел до переезда в Петербург. Заработки даже выросли. Л в свободные часы он, не считаясь с запретом, составляет новые сборники народных песен и компонует свою «Музыку к «Кобзарю» Шевченко».

В 1880 г. запрет с песен и театрального репертуара, хоть и с некоторыми ограничениями, был снят. Окрыленный Лысенко в 1881 г. начинает самую большую свою онеру «Тарас Бульба». Одновременно собирает в Киеве хор, сочиняет новые и новые песни, издает и песни народные в переводе для хора, пишет другую оперу - «Утопленница».

В 90-е годы Н. Лысенко, организовав хор, не раз ездил с ним по Украине. Хотелось показать украинцам все богатство и красоту их родной песни и научить эту песню петь. Вокруг композитора концентрировалась тогдашняя украинская музыкальная и культурная жизнь Киева. Он выступал с концертами как пианист, преподавал фортепианную игру в киевском Институте благородных девиц и частной музыкальной школе, в 1900 г. основал собственную школу. Для постановки своих произведений он нередко бывал в Галичине, где его хорошо знали и любили.

Настал 1903 год. Это был 35-й год с начала творческой деятельности композитора, и Украина решила поздравить своего гениального музыканта. Празднование состоялось 20 декабря. Юбиляр получил около 200 телеграмм и 79 приветственных адресов. Отдельное чествование композитора было устроено в Галичине - оно отличалось еще большим блеском и торжественностью.

Жизненное кредо Н. Лысенко не ограничивалось написанием музыкальных произведений. Важным для него было и развитие исполнительства. Именно Лысенко заложил основы профессионального художественного образования в Украине, открыв в Киеве в 1904 г. свою Музыкально-драматическую школу. Кроме музыкального, там были отделения украинской и русской драмы и первый в Российской империи класс игры на народных инструментах - класс бандуры, который, вопреки всем сложностям его организации, осуществил первый выпуск в апреле 1911 г. Из этой Школы вырос со временем Музыкально-драматический институт имени Н. В. Лысенко - ведущее творческое заведение Украины в 1918-1934 гг. Выпускники Муздрамина имени Н. В. Лысенко заложили фундамент творческих достижений Украины в XX веке.

Как музыкальный этнограф Н. Лысенко начал работать еще в школьные годы, а чуть позже, находясь на должности мирового посредника в Таращанском уезде, собирал украинские народные песни и изучал их. Его этнографическое наследие - это запись свадебного обряда (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде, запись дум и песен из репертуара кобзаря Остапа Вересая.

Как композитор Н. Лысенко гармонизировал ряд народных песен, составивших 7 выпусков «Сборника украинских песен для голоса и фортепиано» и 12 так называемых «десяток» для мужского и смешанного хоров: «Веснушки», «Купальськое дело», «Колядки-щедровки», «Свадьба», сборник танцев и пр. Особо важное место в его композиторской работе занимают произведения на тексты Т. Шевченко: «Завещание», «Музыка к «Кобзарю», вокально-инструментальные кантаты («Радуйся, нива неполитая», «Бьют пороги»), хоровые произведения «Гайдамак», «Иван Гус» и т. л.

Много произведений Н. Лысенко создал на тексты И. Франко, М. Старицкого, С. Руданского, Леси Украинки, О. Маковея, Н. Вороного и др. Величайшим среди них является гимн «Вечный революционер» (на слова И. Франко), который стал непосредственным откликом на события первой русской революции 1905-1907 гг. Широко распространившись, этот гимн стал народной революционной песней.

Оперное творчество Н. Лысенко также очень разнообразно: народные водевили «Черноморцы» и «Наталка Полтавка», оперетта «Энеида», оперы «Рождественская ночь», «Утопленница», «Тарас Бульба», опера-миниатюра «Ноктюрн» и детские оперы «Коза-Дереза», «Пан Коцкий», «Зима и весна».

Отдельной строкой в наследии композитора значится первый в украинской музыке вокальный цикл (13 арий и два дуэта) на стихи Г. Гейне в переводе Леси Украинки, М. Славинского, Л. Старинкой-Черняховской и самого Н. Лысенко. Именно к этому циклу относится одно из известнейших его произведений - дуэт «Когда разлучаются двое».

В конце жизни, в 1908 г. Н. Лысенко возглавил первую легальную украинскую общественно-политическую организацию «Киевский украинский клуб» и основанную в 1906 г. первую всеукраинскую организацию «Объединенный комитет по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве», в адрес которого поступали средства от концертов и благотворительные взносы из Австралии, Америки, Канады, не говоря уже о всей Европе. В 1911 г. клуб решил отметить 50-ю годовщину смерти Т. Шевченко. Из-за притеснений со стороны царской администрации во главе с киевским генералом-губернатором В. Треповым и министром внутренних дел П. Столыпиным мероприятие было перенесено в Москву. Следствием этого стало полицейское «Дело о закрытии Киевского украинского клуба» и «привлечении членов совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Витальевичем Лысенко к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность». Одним из пунктов обвинения была широкая просветительская, в том числе и хоровая деятельность композитора. Через четыре дня после оглашения этого постановления Николай Витальевич умер от сердечного приступа.

Вообще, Н. Лысенко, где только мог, старался сплотить людей, особенно творческую молодежь, вокруг национальной идеи. Так было и с Киевским литературно-артистичным обществом. Открытое в 1895 г. как форпост русской культуры, оно постепенно превратилось в центр пропаганды украинской идеи и национальной культуры, за что и было закрыто в 1905 г.

Не менее масштабной по степени влияния на развитие украинской культуры была и театральная деятельность композитора. Он является одним из основателей украинского профессионального театра, в частности и оперного: написал 11 опер, а, сотрудничая с труппами корифеев украинского театра, создал музыку еще к 10 драматическим спектаклям.

Главного своего детища - оперы «Тарас Бульба», он так и не увидел, несмотря на предложение П. Чайковского оказать содействие её постановке на московской сцене. Его оперное наследие продолжает свою сценическую жизнь и сегодня в разных редакциях.

Н. Лысенко достиг непревзойденных для его времени вершин в создании хоровых произведений и хоровом дирижировании. Достаточно вспомнить такую жемчужину хорового полифонизма как «Туман волнами ложится» из оперы «Утопленница». Хоровыми дирижерами и композиторами стали и его талантливые ученики - Александр Кошиц, Кирилл Стеценко, Яков Яциневич.

Один из лучших пианистов-виртуозов в свое время, он оставил свыше 50 фортепьянных произведений. На Рождественские праздники 1867 г. студент Лейнцигской консерватории Н. Лысенко с огромным успехом представил в зале пражской «Умелецкой беседы» собственные фортепиянные аранжировки десяти украинских народных песен. К сожалению, до нас дошла лишь одна из них - «Гей, не дивуйте, добрії люде, что на Вкраїні повстало». Н. Лысенко принадлежат первые в украинской музыке фортепиянные рапсодии «Золотые ключи» (1875 г.) и «Думка-Шумка» (1877 г.). Среди его произведений прелюдии, вальсы, ноктюрны, мазурки, марши и полонезы, песни без слов. Особенно выразительно они звучали в авторском исполнении.

Лысенко почти не писал духовной музыки. Но среди шести ныне известных его религиозных произведений, чрезвычайно красивых и высокоэмоциональных, есть такие шедевры, как хоровой концерт «Куда пойду от лица твоего, Господи?», «Херувимская песня», кант «Пречистая дева, Мать Русского края», которые поют почти все хоровые коллективы Украины и диаспоры.

В открытую массовую (лишь хористов, по подсчетам А. Кошица, было около 1200) политическую демонстрацию вылились похороны отца украинской музыки. Украинская молодежь впервые встала тогда на защиту национальной святыни, окружив траурную процессию и не давая полиции проводить аресты.

Но высочайшей наградой композитору является, наверное, не просто дань памяти и уважение потомков, а то, что именно ему суждено было стать автором двух гимнов, утверждающих духовное величие Человека и Народа. Это «Вечный революционер» (1905 г.) на стихи И. Франко и «Детский гимн» на стихи О. Кониского (1885 г.) - всемирно известный теперь как «Молитва за Украину "Бог Великий, Единый!"», с 1992 г. утвержденный официальным гимном Украинской православной церкви (Киевский патриархат).



Свою разностороннюю деятельность (композитор, ученый-фольклорист, исполнитель, дирижер, общественный деятель) Н. Лысенко посвятил служению национальной культуре, он явился основоположником украинской композиторской школы. Жизнь украинского народа, его самобытное искусство были почвой, взрастившей талант Лысенко. Его детство прошло на Полтавщине. Игра бродячих ансамблей, полковой оркестр, домашние музыкальные вечера, а больше всего - народные песни, танцы, обрядовые игры, в которых мальчик с великим восторгом участвовал, - «весь тот богатый материал не пропал даром», - пишет Лысенко в автобиографии, - «будто капля по капле целебной и живой воды западала в молодую душу. Пришло свое время для работы, уже осталось перевести тот материал в ноты, а он уже был не чужой, сызмальства душою воспринятый, сердцем освоенный».

В 1859 г. Лысенко поступил на факультет естественных наук Харьковского, затем Киевского университета, где сблизился с радикально настроенным студенчеством, с головой окунулся в музыкально-просветительскую работу. Его сатирическая опера-памфлет «Андриашиада» вызвала в Киеве общественный резонанс. В 1867-69 гг. Лысенко учился в Лейпцигской консерватории, и подобно тому, как молодой Глинка, будучи в Италии, осознал себя в полной мере русским композитором, Лысенко в Лейпциге окончательно укрепился в намерении посвятить свою жизнь служению украинской музыке. Он завершает и издает 2 сборника украинских народных песен и приступает к работе над грандиозным (83 вокальных сочинения) циклом «Музыка к „Кобзарю“» Т. Г. Шевченко. Вообще украинская литература, дружба с М. Коцюбинским, Л. Украинкой, И. Франко явились сильным художественным импульсом для Лысенко. Именно через украинскую поэзию входит в его творчество тема социального протеста, определившая идейное содержание многих его произведений, начиная с хора «Заповiт» (на ст. Шевченко) и кончая песней-гимном «Вечный революционер» (на ст. Франко), впервые прозвучавшей в 1905 г., а также оперой «Энеида» (по И. Котляревскому - 1910) - злейшей сатирой на самодержавие.

В 1874-76 гг. Лысенко занимался в Петербурге у Н. Римского-Корсакова, встречался с членами «Могучей кучки», В. Стасовым, много времени и сил отдавал работе в Музыкальном отделе Соляного городка (место промышленных выставок, там устраивались концерты), где бесплатно руководил любительским хором. Опыт русских композиторов, усвоенный Лысенко, оказался весьма плодотворным. Он позволил на новом, более высоком профессиональном уровне осуществлять органичное слияние национальных и общеевропейских стилевых закономерностей. «Учиться музыке на великих образцах русского искусства никогда не откажусь», - писал Лысенко И. Франко в 1885 г. Композитор вел огромную работу по собиранию, изучению и пропаганде украинского фольклора, видя в нем неисчерпаемый источник вдохновения и мастерства. Он создал многочисленные обработки народных мелодий (свыше 600), написал несколько научных работ, среди которых наиболее значителен реферат «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем» (1873). Однако Лысенко всегда выступал против узкого этнографизма и «малороссийщины». Его в равной мере интересовал фольклор других народов. Он записывал, обрабатывал, исполнял не только украинские, но и польские, сербские, моравские, чешские, русские песни, а руководимый им хор имел в своем репертуаре профессиональную музыку европейских и русских композиторов от Палестрины до М. Мусоргского и К. Сен-Санса. Лысенко явился первым интерпретатором в украинской музыке поэзии Г. Гейне, А. Мицкевича.

В творчестве Лысенко преобладают вокальные жанры: опера, хоровые сочинения, песни, романсы, хотя он является также автором симфонии, ряда камерных и фортепианных произведений. Но именно в вокальной музыке национальная самобытность и авторская индивидуальность раскрылись наиболее ярко, а оперы Лысенко (всего их 10, не считая юношеских) ознаменовали собой рождение украинского классического музыкального театра. Вершинами оперного творчества стали лирико-бытовая комическая опера «Наталка-Полтавка» (по одноим. пьесе И. Котляревского - 1889) и народная музыкальная драма «Тарас Бульба» (по повести Н. Гоголя - 1890). Несмотря на активную поддержку русских музыкантов, особенно П. Чайковского, эта опера при жизни композитора поставлена не была, и слушатели познакомились с нею только в 1924 г. Многогранна общественная деятельность Лысенко. Он первым организовал на Украине любительские хоровые коллективы, ездил с концертами по городам и селам. При активном участии Лысенко в 1904 г. в Киеве была открыта музыкально-драматическая школа (с 1918 г. музыкально-драматический институт его имени), в которой получил образование старейший украинский композитор Л. Ревуцкий. В 1905 г. Лысенко организовал общество «Баян», спустя 2 года - Украинский клуб с музыкальными вечерами.

Отстаивать право украинского профессионального искусства на национальную самобытность приходилось в сложных условиях, вопреки шовинистической политике царского правительства, направленной на дискриминацию национальных культур. «Никакого особенного малороссийского языка не было, нет и быть не может», - гласил циркуляр 1863 г. Имя Лысенко подвергалось травле в реакционной прессе, но чем активнее становились нападки, тем большую поддержку встречали начинания композитора со стороны русской музыкальной общественности. Неутомимая подвижническая деятельность Лысенко получила высокую оценку и у его соотечественников. 25- и 35-летний юбилеи творческой и общественной деятельности Лысенко превратились в большой праздник национальной культуры. «Народ понял величие его работы» (М. Горький).

О. Аверьянова

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

I. Музыкально-драматические произведения Н. В. Лысенко

1866 - Опера-сатира «Андриашиада». Либретто М. Старицкого и М. Драгоманова.

1871- Оперетта «Черноморцы» в 3 действ. Текст М. Старицкого.

1877 - «Рождественская ночь», комико-лирическая опера в 4 актах. Либретто М. Старицкого.

1883 - «Утопленница» («Майская ночь»). Лирико-фантастическая опера в 3 действ. Текст по Гоголю М. Старицкого.

1888 - «Коза-дереза», детская комическая опера в 1 действ. Либретто Днипровой Чайки.

1889 - «Наталка-Полтавка», первая украинская народная опера в 3 действ. Либретто И. Котляревского.

1890 - «Тарас Бульба». Историческая опера в 5 действ., 7 карт.

1891 - «Пан Коцький» (Котофей). Детская комическая опера в 4 актах. Либретто Днипровой Чайки.

1892 - «Последняя ночь». Музыка к драме М. Старицкого «Зима и Весна» («Снеговая королева»). Детская фантастическая опера в 2 актах, либретто Днипровой Чайки.

1892–1902 - «Сафо». Неоконченная опера в 2 карт., либретто М. Старицкого.

1894 - «Волшебный сон» («Волшебная ночь»). Музыкальная феерия, либретто М. Старицкого.

1903 - «Ведьма». Музыкальная феерия, либретто Л. Яновской.

1910 - «Энеида». Комическая опера-сатира в 3 действ. Либретто Н. Садовского.

1912 - «Ноктюрн» («Ночная песнь»). Опера-миниатюра в 1 действ. Либретто М. Старицкого. «Летней ночью». Лирико-фантастическая опера в 2 действ., либретто Л. О’Кониор-Вилинской.

II. Вокальные произведения

1868 - «Заповіт» Шевченко для соло тенора и мужского хора. Первый выпуск сборника украинских народных песен для голоса с фортепьяно (40 песен).

1869 - Второй выпуск украинских народных песен для голоса с фортепьяно (40 песен).

1870 - Первая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (песни, романсы, ансамбли).

1874 - «Молодощи» - сборник детских и девичьих игр и веснянок.

1876 - Третий выпуск сборника украинских народных песен для голоса с фортепьяно.

1878 - «Вьют пороги», кантата (слова Т. Шевченко). Вторая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1882 - «Радуйся, ниво», кантата (слова Т. Шевченко).

1886 - «Первый десяток» украинских народных песен для хора.

1887 - «Четвертый десяток» украинских народных песен для голоса и фортепьяно (40 песен). «Второй десяток» украинских народных песен для хора.

1889-«Третий десяток» сборника украинских народных песен для хора.

1891 - «Четвертый десяток» украинских народных песен для хора.

1892 - Пятый выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно. «Пятый десяток» украинских народных песен для хора. Третья серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (романсы и ансамбли).

1893 - Четвертая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1895 - «На вечную память И. Котляревскому», кантата (слова Т. Шевченко). Шестой выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно.

1897 - Четыре выпуска украинских обрядовых песен. «Шестой десяток» украинских народных песен для хора.

1898 - «Седьмой и восьмой десятки» украинских народных песен для хора. Пятая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (романсы и хоры).

1900 - «Девятый и десятый десятки» украинских народных песен для хора.

1902 - «Песни и романсы на тексты разных авторов. Седьмая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко» (смешанные хоры).

1903 - «Одиннадцатый и двенадцатый десятки» украинских народных песен для хора. Пятый выпуск украинских обрядовых песен (свадебные). Шестая серия «Музыки к «Кобзарю» Шевченко».

1905 - Гимн-хор «Вечный революционер», слова И. Франко.

1908 - Сборник украинских народных песен в хоровой обработке для учащихся младшего и старшего возраста.

1911 - Кантата «К 50-летию смерти Т. Шевченко». Текст В. Самийленко. Седьмой выпуск украинских народных песен для голоса и фортепьяно.

III. Фортепьянные произведения

1869 - Сюита соль мажор в 6 частях на темы украинских народных песен.

1869 - Каденция к фортепьянному концерту Бетховена соль мажор.

1875 - Первый и второй концертные полонезы: ля бемоль мажор и соль мажор. Первая рапсодия на украинские народные темы. Концертный вальс ре минор.

1876 - Соната ля минор.

1877 - Вторая рапсодия «Думка-шумка».

1880 - Героическое скерцо.

1888 - Гавот фа мажор.

1891 - Украинский козак-шумка (в 4-ручном изложении).

1897 - Пьеса - украинская народная песня «Без тебя, Олеся».

1900 - Экспромт соль диез минор.

1902 - «Три украинские народные песни» - соль минор, си минор, соль минор.

1908 - Кубанский войсковой марш ре бемоль мажор.

1909 - Траурный марш

IV. Камерно-инструментальные ансамбли

1869 - Струнный квартет. Струнное трио.

1872 - Фантазия на украинские темы.

1894 - Элегическое каприччио.

1897 - Украинская рапсодия.

1912 - Элегия памяти Шевченко.

V. Симфонические произведения

1869 - Симфония.

1872–1873 - Фантазия для оркестра «Украинский козак-шумка».

VI. Научно-теоретические работы

Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Вересаем.

Дума о Б. Хмельницком и Барабаше.

О торбане и музыке песен Видорта.

Народные музыкальные инструменты на Украине.

VII. Основная литература о Н. В. Лысенко

М. Старицкий, К биографии Н. В. Лысенко (Воспоминания). Журнал «Киевская старина», Киев, 1904.

С. Людкевич, Н. В. Лысенко как творец украинской национальной музыки (на украинском языке). Журнал «Литературно-науковий вістник», Киев, 1913.

Д. Ревуцкий, Автобиография Н. В. Лысенко. Киевская государственная консерватория, кафедра истории музыки. «Украинское музыкальное наследие».

Д. Ревуцкий, Музыкальное образование Н. В. Лысенко. Киевская государственная консерватория, кафедра истории музыки. «Украинское музыкальное наследие». Изд-во «Мистецтво», Киев, 1940.

Л. Архимович, М. Гордийчук, Институт искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР. «Н. В. Лысенко. Жизнь и творчество» (на украинском языке). Изд-во «Мистецтво», Киев, 1952.

М. Михайлов, Композитор-демократ Микола Лысенко. Об-во распространения политических и научных знаний УССР. Киев, 1952.

А. Гозенпуд, Н. В. Лысенко и русская музыкальная культура. Музгиз, М, 1954.

О. Н. Лысенко, Народно-освободительные идеи в творчестве Н. В. Лысенко в предреволюционный период и в революцию 1905–1907 гг. Научно-методические записки Киевской консерватории. Изд-во изобразительного искусства и музыкальной литературы, Киев, 1957.

О. Лысенко, Н. В. Лысенко (воспоминания сына). Изд-во изобразительного искусства и музыкальной литературы, Киев, 1959.

Из книги Виктор Васнецов автора Бахревский Владислав Анатольевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Дедлов В. Л. Киевский Владимирский собор и его художественные творцы. М., 1901.Головин Н. Виктор Васнецов. Его жизнь и деятельность. Спб. – М., 1905.Успенский А. И. Виктор Михайлович Васнецов. М., 1906.«Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова». М.,

Из книги «Золотое» столетие династии Романовых. Между империей и семьей автора Сукина Людмила Борисовна

Краткая библиография 1. Александр Первый: Сборник / Сост. Н. И. Суворова. М., 1998.2. Валлотон А. Александр I. М., 1991.3. Великие государственные деятели России / Под ред. А. Ф. Киселева. М., 1996.4. Великие самодержцы (1801-1917) / Отв. ред. А. П. Корелин. М., 1994.5. Витте С. Ю. Избранные воспоминания.

Из книги Юлиан Семенов автора Семенова Ольга Юлиановна

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Абрамов С. Лицом к лицу// Правда. 1984. 26 мая.Аннинский Л. А. Спор двух талантов // Литературная газета. 1959. 20 октября.Он же. О политическом романе//Дружба народов. 1984. Декабрь.Он же. Ядро ореха. М., 1965.Аронова Т. И. Альтернатива Юлиана Семенова как цикл

Из книги Гегель автора Гулыга Арсений Владимирович

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Полного собрания сочинений Гегеля нет ни по-русски, ни на языке оригинала. В распоряжении советского читателя имеется четырнадцатитомное собрание сочинений (1929-1959) в следующем составе: тт. 1-3 - «Энциклопедия философских наук» («Логика», «Философия

Из книги Лобачевский автора Колесников Михаил Сергеевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Н. И. Лобачевский, Полное собрание сочинений в пяти томах. М.-Л., 1946–1961. Избранные труды по геометрии. М., изд-во Академии наук СССР, 1956.П. С. Александров, Н. И. Лобачевский - великий русский математик. М., изд-во «Знание», 1956.A. В. Васильев, Николай Иванович

Из книги Чехов автора Бердников Георгий Петрович

Краткая библиография Основные издания сочинений А. П. ЧеховаПолное собрание сочинений, тт. 1-23. Пб., А. Ф. Маркс, 1903–1916.Полное собрание сочинений и писем, тт. 1-20. М., Гослитиздат, 1944–1951.Собрание сочинений, тт. 1-12. Вступ. статья В. В. Ермилова. М., Гослитиздат, 1960–1964.Переписка,

Из книги Дягилев автора Чернышова-Мельник Наталия Дмитриевна

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Аловерт Н. Балерина-ассолюта Александра Данилова // Русский базар. 2004. № 7 (407). 5-11 февраля.Бакл Р. Вацлав Нижинский: Новатор и любовник. М., 2001.Балет: Энциклопедия. М., 1981.Белый А. Начало века. М., 1990.Бенуа А. Н. Дневник 1906 года // Наше наследие. 2006.

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Краткая библиография И. Курчатов, Сегнетоэлектрики. Л.-М., ГТТИ, 1933.И. В. Курчатов, Д. Н. Наследов, Н. Н. Семенов, Ю. Б. Харитон, Электронные явления. Л., ОНТИ, 1935.И. Курчатов, Расщепление атомного ядра. М.-Л., 1935.И. В. Курчатов, Деление тяжелых ядер. «Успехи физических наук», 1941, т. 25,

Из книги Розанов автора Розанов Василий Васильевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ I. СОЧИНЕНИЯ В. В. РОЗАНОВА (посмертные издания)Собрание сочинений / Общая ред. А. Н. Николюкина. М.: Республика, 1994–1999. (Без нумерации томов.)1. Среди художников. - Итальянские впечатления.2. Мимолетное. 1915 год. - Черный огонь. - Апокалипсис нашего

Из книги Лунин автора Эйдельман Натан Яковлевич

Краткая библиография Сочинения М. С. ЛунинаМ. С. Лунин, Сочинения и письма. Ред. и прим. С. Я. Штрайха. Пг., 1923.М. С. Лунин, Общественное движение в России. Письма из Сибири. Ред. и прим. С: Я. Штрайха М., 1926.Литература о ЛунинеН. В. Басаргин, Записки. Пг., 1917.А. Д. Боровков,

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Краткая библиография Бергсон Анри. Смех в жизни и на сцене. СПб., 1900.Бергсон Анри. Творческая эволюция. М.; СПб., 1914.Бона Доминик. Гала, муза художников и поэтов. Смоленск, 1996.Выготский Л. Психология искусства. М., 1965.Гибсон Ян. Безумная жизнь Сальвадора Дали. М., 1998.Дали Ана

Из книги Арманд и Крупская: женщины вождя автора Соколов Борис Вадимович

Краткая библиография Алданов М. А. Самоубийство. Армагеддон. Исторические портреты и очерки. М.: ТЕРРА, 1995.Альф Н. С. Семья Крупских в Петербурге. Л.: Знание, 1965.Арманд И. Ф. Неизвестное письмо Ленину. Из дневников //Свободная мысль, М., 1992, № 3.Арманд И. Ф. (Блонина Е.) Почему я

Из книги Главный соперник Наполеона. Великий генерал Моро автора Зотов Алексей Владимирович

Из книги Щорс автора Карпенко Владимир Васильевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ «Директивы главного командования Красной Армии (1917–1920)». Сб. док. М., Воениздат, 1969.«Директивы командования фронтов Красной Армии (1917–1922». Тт. 1–2. М., 1971.«Сорок четвертая Киевская дивизия». (История походов и боевых действий 44-й Киевской стрелковой

Из книги Андрей Рублев автора Сергеев Валерий Николаевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ Грабарь И. Э. Андрей Рублев. - В кн.: Грабарь И. О древнерусском искусстве. М., 1966.Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1943.Алпатов М. В. Андрей Рублев. М., 1959.Лазарев В. Н. Андрей Рублев. М., 1960.Прибытков В. Рублев. М., 1960.Демина Н. А. Фрески Андрея Рублева во

Из книги Алехин автора Шабуров Юрий Николаевич

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ КНИГИ А. А. АЛЕХИНАМеждународный шахматный турнир в Нью-Йорке, 1924. М., 1925; 2-е изд. М., 1929.Мои лучшие партии. Книга первая (1903–1923). М.; Л., 1927; 2-е изд. М.;Л., 1928.Международный шахматный турнир в Нью-Йорке, 1927. М.; Л., 1930; 2-е изд. М., 1989.На пути к высшим шахматным

Николай Лысенко - это выдающийся украинский композитор, пианист, дирижер, педагог, собиратель песенного фольклора, общественный деятель.

Николай Лысенко биография сокращенно

Николай Витальевич родился 10 (22) марта 1842 в селе Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне Глобинский район) в семье дворянина, полковника.

Домашние обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет. Мать учила сына французского языка, изысканным манерам и танцам.

В 1855 начал обучение в привилегированном учебном заведении - 2-й Харьковской гимназии. Талантливый подросток быстро стал популярным в городе пианистом, которого приглашали на вечера и балы.

Окончив гимназию, поступил на естественный факультет Харьковского университета. Но в 1860 за материальных трудностей семья Лысенко переехала в Киев, и Николай перевелся в Киевский университет, который окончил с отличием, а 1865

Лысенко принадлежал к «Киевской Громады», работал в нескольких кружках, связанных с этнографической деятельностью, преподаванием в воскресных школах, основал и вел студенческий хор, организовывал концерты.

В 1865-1867 - работал в Тараще в должности мирового посредника. Впоследствии Лысенко решает получить высшее музыкальное образование. В сентябре 1867 вступил в Лейпцигской консерватории, считавшаяся одной из лучших в Европе. Учился в лучших педагогов, посещал оперный театр, картинные галереи.

28 декабря 1867 в Праге состоялся очень успешный концерт Лысенко, где он исполнил много украинских песен в собственных фортепианных аранжировках.

Летом 1868 женится на Ольге О"Коннор, вместе они прожили 12 лет, но детей у них не было.

В 1869 завершил обучение в консерватории, пройдя 4-летний курс обучения всего за два года. Во время учебы написал несколько инструментальных произведений, в том числе первые часть симфонии и симфоническую увертюру «Ой запил казак, запил», струнный квартет и трио, а также издал свой первый сборник украинских народных песен для голоса и фортепиано. Тогда же Лысенко написал и свои первые произведения на слова Тараса Шевченко: «Завещание», «Ой одна я, одна», «Туман, туман долиной».

1869 вернувшись в Киев занимался творческой, преподавательской и общественной деятельностью. Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позже - в подготовке «Словаря украинского языка», в переписи населения Киева, в работе Юго-Западного отделения Российского географического общества.

1874-1875 - совершенствовал мастерство в Петербурге в Н. Римского-Корсакова.

1878 - занимал должность педагога по фортепиано в институте благородных девиц. Тогда же происходят изменения и в личной жизни - Николай взял второй (гражданский) брак с Ольгой Липской, которая была пианисткой и его ученицей. От этого брака имел 5 детей

В 1890-е годы, кроме преподавания в институте и частных уроков, М. Лысенко работал в музыкальных школах С. Блуменфельда и Н. Тутковского.

В 1904 открыл собственную музыкально-драматическую школу. Это был первый украинский учебное заведение, предоставлял высшее музыкальное образование по программе консерватории. В школе Николай Витальевич преподавал фортепиано. И школа, и Лысенко как ее директор находились под постоянным надзором полиции. В 1907 он был на некоторое время арестован.

Лысенко провел четыре больших гастрольных турне: 1892-3, 1897, 1899, 1902 Программа состояла из двух отделов - в начале Лысенко выступал как пианист с исполнением собственных произведений, а затем пел хор, которому Николай Витальевич аккомпанировал.

Участвовал в «филармонического общества любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. Организовывал ежегодные шевченковские концерты. Вместе с Александром Кошицем был организатором музыкального общества «Боян» (1905).

1908-1912 - председатель совета правления «Украинского Клуба».

Лысенко писал произведения в различных жанрах: оперном, хоровом, вокальном, инструментальном, а обработке украинской народной песни придавал огромное значение. Начав сознательный национальный направление в украинской музыке, Николай Лысенко еще при жизни заслужил эпитет «отец украинской музыки».

Лысенко - автор опер «Рождественская ночь» (1874), «Утопленница» (1885), «Наталка Полтавка» (1889), «Тарас Бульба» (1890), «Энеида» (1910), детских опер «Коза-дереза» (1880), «Господин Коцкий» (1891), «Зима и Весна» (1892), оперетты «Черноморце», которые стали основой украинского национального оперного искусства.

К наиболее известным произведениям Лысенко принадлежат музыка гимнов «Молитва за Украину» и «Вечный революционер», которые в том числе выполнял хор К. Стеценко во время Праздника Соборности, оперы «Тарас Бульба» и другие. Лысенко создал многочисленные аранжировки народной музыки для голоса и фортепиано, для хора и смешанного состава, а также написал значительное количество произведений на слова Т. Шевченко.

 


Читайте:



Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

филе куриное (грудка или мякоть с бедер) – 540 гр.;шампиньоны свежие – 640 гр.;небольшая луковица;чеснок – 2 крупные дольки;яйцо;соль и перец...

feed-image RSS