Главная - Дети 6-7 дет
Общественно-исторический характер сознания. Условия и предпосылки возникновения сознания. Общественно-историческая сущность сознания. Сознание и язык

Невозможно анализировать сознание изолированно от других явлений общественной жизни. Хотя свою родословную сознание ведет от биологических форм психики, оно не замкнуто в самом себе, есть не продукт природы, а общественно-историческое явление, результат нашего мышления. Кроме того, сознание изменяется в процессе исторического развития общества.

Сознание есть продукт исторического развития общественной практики, особая, идеальная форма человеческой деятельности. Даже на той ступени развития, когда сознание приобретает относительную самостоятельность, практика остается его основой и критерием истинности его содержания. Сознание есть функция человеческого мозга и в этом смысле представляет собой естественный процесс. Однако "сознание человека не существует вне общества, вне языка, вне накопленных человечеством знаний и выработанных им способов восприятия и мыслительной деятельности". Каждый отдельный человек становится субъектом сознания, лишь овладевая языком, понятиями, логикой, представляющими собой продукт развития общественно-исторической практики.

Исторически сознание возникло на основе общественно-трудовой деятельности людей, в ходе которой у человека сформировались способности понимать и окружающий мир, и самого себя, осуществлять разумные поступки. Диалектико-материалистическое понимание сознания состоит в том, что его источником является окружающая действительность, а материальным субстратом - головной мозг. Человеческий мозг есть орган мысли, сознание формировалось и развивалось вместе с развитием человеческого мозга. Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктом вещественного, телесного органа - мозга. Совершенно очевидно, что без мозга, без механизма проводящих путей, связывающих его с миром, не существует духовной жизни.

У животных в ходе их эволюции возникла способность психического отражения внешних воздействий лишь тогда, когда у них возникла нервная система. Усовершенствование психики высших животных и человека под влиянием изменения образа их жизни тесно связано с развитием мозга. Сознание человека возникло и развивается в тесной связи с возникновением и развитием специфически человеческого мозга. Мозг первобытного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. После того как возник человек современного типа со сложно организованным мозгом, в процессе труда возник и специфический способ отражения действительности - сознание.

Подобный процесс можно проследить и на примере становления индивидуальной психики. Сознание ребенка формируется под влиянием воспитания и обучения. Одновременно происходит и развитие его мозга. В том же случае, когда разрушается утонченная структура организации материи мозга, "надламывается" и психика человека, ослабляется его мыслительная деятельность.

Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Развившаяся в процессе труда рука оказывала влияние на совершенствование мозга. В самом деле, если сравнить между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что по объему мозг последнего превышает мозг обезьяны более чем в 2 раза, а по весу - в 4 раза. При этом мозг человека обладает гораздо более сложным строением.

На начальных этапах осознание человеком своих действий и окружающего мира носило весьма ограниченный характер и не выходило за пределы чувственных представлений, комбинаций и простых обобщений. В дальнейшем в ходе усложнения форм труда и общественных отношений формировалась способность к мышлению в виде понятий, суждений и умозаключений, отражающих все более многообразные связи вещей и явлений.

Возникновение сознания непосредственно связано с зарождением языка, в котором формировались и выражались первые сознательные представления людей. Сознание неотделимо от языка. "Как и сознание, язык мог сформироваться лишь в процессе труда и общественных отношений, в связи с появившейся потребностью что-то сказать друг другу".

Будучи результатом трудовой деятельности, сознание в свою очередь выступает как предпосылка, необходимый регулятор и организатор взаимоотношений человека с окружающим его миром. Сознание - это неотъемлемый, идеальный компонент реальной жизни человека, и прежде всего основного условия и формы его жизнедеятельности - труда: в нем оно зарождается, развивается, в нем оно прежде всего и воплощается, И каждое вступающее в жизнь человеческое существо, чтобы стать действительно человеком, обязано как можно глубже окунуться в этот океан уже очеловеченной природы.

Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию. Способ его отношения к действительности определен не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. В общении собственная жизнедеятельность человека предстает перед ним и как деятельность других, поэтому и каждое свое действие он оценивает общей ему с другими людьми общественной мерой. Человек постольку выделяет и противопоставляет себя объективной действительности, поскольку отличает себя от своей жизнедеятельности и ее предмета, оценивая их мерой исторически накопленных знаний. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием способ его отношения к миру и называется сознанием. Без понимания, без знания, которое несет с собой общественно-историческая предметная деятельность и человеческая речь, нет и сознания.

Сознание впитав в себя исторический опыт, знания и методы мышления, выработанные предшествующей историей, осваивает действительность идеально, ставя при этом и новые цели, задачи, создавая проекты будущих орудий, направляя всю практическую деятельность человека. Сознание формируется деятельностью, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее. Практически осуществляя свои творческие замыслы, люди преображают природу, общество, а тем самым и самих себя.

Действия человека характеризуются определенной направленностью, устремленностью к достижению конечного результата, цели. Между каждым предыдущим и последующим этапами процесса действия и деятельности в целом имеется более или менее четкая согласованность: ход процесса предопределен планом. Если проанализировать, на чем базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи, цели. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно быть создано, но чего еще реально не существует. Словом, задача действия представляет собой идеальную модель желаемого будущего. Поступок не может быть ни спланирован, ни осуществлен, если человек не создал для этого направляющей предпосылки в виде идеальной модели будущего, т.е. цели.

Таким образом, каждый поступок предполагает два тесно связанных между собой процесса. Один из них - это предусмотрение, предвидение, предвосхищение будущего, вытекающее из познания соответствующих связей и отношений вещей. Другой процесс - программирование, планирование действия, которое должно привести к реализации цели. Цель задает способ видоизменения вещи в реальной практике.

Итак, сознание и объективный мир - это противоположности, образующие единство. Основой этого единства является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость психического, сознательного отражения действительности.

19. Философские проблемы сознания. Общественно-историческая природа сознания. Сознание и язык
Проблема сознания – одна из самых трудных и загадочных проблем. Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек услышал, почувствовал, пережил.
В истории философии проблема сознания решалась на двух уровнях:
1. Описание способов, какими вещи даны в сознании и существуют в нем (описание феномена сознания).
2. Объяснение самой возможности сознания, самого феномена.
Такое разделение появилось только в 20 веке. До этого считалось, что если описаны способы существования вещей в сознании, то вопрос о природе сознания исчерпан. Каждая эпоха имела свои представления о сознании, связанные с текущими мировоззренческими установками и зачастую взаимоисключающие. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект, потому для объяснения сознания использовалась метафора (Платон, Аристотель): как буквы отпечатываются на дощечке с воском, так и объект отпечатывается на дощечке разума. Другая особенность – умение человека сосредоточиваться внутри себя, направлять внимание на внутренний мир, не была проработана философией. Эта специфика основана на том, что внимание человека было обращено на окружающий мир.
В культуре христианства произошло важное событие – обострение потребности человека обращать внимание на себя, собственные переживания, что было вызвано необходимостью общения с –богом (молитва). Человек должен был отключиться от чувственных восприятий, тела и обратиться к душе. Практика исповеди также стимулировала самоанализ. Таким образом перед человеком открылась новая грань сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но прежде всего знание о собственном духовном опыте, его содержании. Эту проблему впервые четко сформулировал Августин Блаженный (5 в.). Три уровня сознания:
1. Божественный – высший.
2. Рефлексии и рассуждения.
3. Инстинктов и страстей – низший.
Чтобы человек обрел свою сущность, свое “Я”, он должен дойти до первого уровня. Но на первом уровне “Я” забывает о себе, не рассуждает, не рефлексирует, чтобы рассказать об этом состоянии, нужно выйти из него. Остаются лишь воспоминания, которые и есть сознание. Сознание есть память о земной ничтожности и возможности достигать божественное. Сознание связано со страданием. Оно дано, чтобы испытать муки души, потерявшей единение с Богом (Бердяев).
Новое время ознаменовалось афоризмом “Бог умер”. Отказ от бога формировал новый духовный опыт людей, где нет первого (божественного) уровня. Нет бога, нет и воспоминания. Происхождение человека стало рассматриваться через природную эволюцию. Однако нельзя было рассматривать сознание как отпечаток (в античности), а что если это галлюцинация. Вывод философов Нового времени – сознания нет без самосознания. В акте самосознания сознание само себя знает – структуру и содержание.
Маркс сформулировал идею вторичного сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами, прежде всего экономическими. Он утверждал, что не сознание определяет бытие, а бытие определяет сознание. Сознание есть осознанное бытие. Под бытием он понимал реальные условия жизни людей в буржуазном обществе, где все поставлено на службу материальному успеху. Отсюда морально все, что приносит материальный успех. Люди привлекают друг друга не как носители духовного опыта, а как владельцы вещей. Маркс зафиксировал факт, что буржуазные отношения невозможны без изменения сознания людей. Социальная система может стабильно функционировать лишь при постоянном воспроизводстве такого содержания сознания, которое было бы адекватно содержанию системы. Бытие сознания является необходимым моментом функционирования общественного бытия. Пока реальные люди не осознали буржуазные отношения как само собой разумеющимся, последние находились в стадии становления, и гарантия их стабильности отсутствовала. Укрепление нового способа производства зависит в первую очередь от перестройки сознания большого количества людей.
Оппоненты Маркса утверждают уникально-личностную, а не общественную природу сознания. Сознание – уникальный творческий акт или детерминированное положение человека в структуре общественных отношений.
Общественная природа сознания
Мышление у человека в отличие от мышления животного многократно опосредовано. От поколения к поколению закрепляется и передается накопленный опыт. Постепенно происходит отделение духовного от материального. Историческое происхождение мышления относится к эпохе нижнего палеолита, которое обусловлено биофизическими факторами. Но эти факторы сами по себе реализоваться не могут, и источник знаний лежит ни в объектах, ни в субъектах, а во взаимодействии между субъектом и объектом. “Труд создал человека”.
Мышление первобытного человека строилось по другим канонам, где доминируют коллективные нормы. Мышление нельзя заключить в рамки интеллектуального. Если не было бы мышления дикаря, не было бы мышления гения. Как только начинается работа мышления начинается перестройка психики человека в целом и каждого из ее элементов в отдельности. Сами эмоции становятся опосредованными. Происходит новое качественное мышление – сознание.
Система, внутри которой возникает и развивается сознание – специфический человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Способом может быть практико-преобразовательная –деятельность по отношению к природе, социальной среде, самому человеку, к формам его жизни. Опыт созидания культуры человека и составляет отражение, которое образует человеческое сознание. Возникновение сознания связано с: формированием культуры на основе практической деятельности людей, необходимостью закрепления навыков, способов, норм этой деятельности в особых формах отражения.
Все эти действия носят социальный характер, то есть основным для общественной природы человека является человеческое сознание.
Сознание и язык
В литературе все еще продолжается дискуссия о природе языка: одни считают ее идеальной, другие, напротив, материальной. В пос¬леднем случае в ткань языка не включают ни значение, ни семанти¬ку. При последовательном проведении подобной линии недолго прий¬ти к умозаключению о возможности существования сознания и мыш¬ления вне и помимо языка. Соответствует ли, однако, подобные взгля¬ды действительному положению дел? Как заметил К. Ясперс, познание окружающего «непосредственно, без языка» было бы возможно, если бы мы оказались способными к чистому осозна¬нию сущности. Тогда язык «стал бы излишним. В действительности же мы в состоянии осмыслить значения, понятия, вещи только тог¬да, когда они связаны со словами и знаками. Правда, мы можем отделить мысли от языка, выражая их другими словами или же на другом языке. Но все же каким-то образом они должны быть закреп¬лены. Язык абсолютно необходим не только затем, чтобы сообщить наши мысли другим, но и для самих себя мы формирует собствен¬ные мысли с помощью языка. Даже если психологически возможен неязыковой момент - лишенное языка, зачаточное движение души, но все равно мысль, только тогда становится ясной, осоз¬нанной и коммуникативной, если она воплотилась в языке» Подобно сознанию и мышлению, язык (не как анатомический орган), по своей сущности, идеален. В самом деле, материальный в ряде случаев язык (таковым являются искусственные системы зна¬ков, используемые для коммуникации человека с техническими ус¬тройствами) нисколько не меняет основополагающего представле¬ния об идеальный сущности языка.
Материальный характер язык имеет до тех пор, пока функциони¬рует в технических или смешанных системах типа «человек-машина» и, в конечном счете, должен быть расшифрован субъектом в идеаль-ных образах. Хорошо известно, что в процессе коммуникации чело¬век реагирует вовсе не на физическую природу «носителя», так как материальная сторона информации ему относительно безразлична. Содержание передаваемого сообщения закодировано только во внеш¬ней форме материала, а не в нем самом. По каналам связи фактичес¬ки передается не мысль, а лишь ее оболочка, материальный носи¬тель информации, и при этом только начальное и конечное звено полного коммуникативного акта непосредственно связано с явлени¬ями духовного порядка и может характеризоваться при помощи ка-тегории идеального.
Представление о материальной сущности языка неизбежно ведет к его отрыву от сознания и мышления. Иначе как можно соединить все эти категории в единую, неразрывную и логически непротиворе¬чивую систему, если сознание и мышление полагаются по своей природе идеальными, а язык, напротив, -в качестве материальной сущности? Сознание, язык и мышление не следует ни отождеств-лять, ни чрезмерно противопоставлять. Между тем подобные мета¬физические крайности достаточно распространены. Взять хотя бы концепции, абсолютизирующие значение языка. Так, многие линг¬висты на протяжении всего XX в. продолжали изучать язык «в самом себе и для себя». Отрыв в той или иной форме языка и мышления друг от друга и от сознания - типичное явление в рамках отечествен¬ной философии. В частности, некоторые специалисты полагают, что сознание присуще лишь человеку, тогда как язык и мышление есть и у животного.
Единство сознания, языка и мышления, обус¬ловлено их единой сущностью, которую обозначают как идеальность существования. Вместе с тем язык и мышление обладают по отноше¬нию к сознанию и друг другу известной самостоятельностью, кото¬рая вытекает из их функциональной спецификации. Специфика языка и мышления как атрибутов сознания заключа¬ется в том, что язык - более устойчивая сторона, мышление - процессуальная и более подвижная его (сознания) сторона. Язык в наиболее общем виде определяют как средство коммуникации, знаковую систему способную передавать информацию и служить формой выражения и закрепления мысли, как орудие мыслительной деятельности. Мышление -это текучий, динамичный, изменчивый способ существования, нередко ломающий устоявшиеся привычные лексические значения.
Язык представляет собой систему знаков. Мысли человека, передаваемые другим людям, пре-вращаются (кодируются) в устные (звуки) или в письменные (сло¬ва, чертежи, различная символика) знаки. Их смысл (значение) из¬вестны людям, знающим тот язык, на котором эти мысли передают¬ся До недавнего времени было широко распространено понимание языка как сугубо речевого и вербального средства общения. Однако в последнее время наметилась позитивная тенденция к расширению термина «язык». С позиции более широкого подхода формы языка многообразны и включают в себя естественные (вербальные и невер¬бальные) и искусственные системы знаков: планы и карты, чертежи и схемы, математическую и другую символику, орудия счисления и т.д. Искусственными являются и языки, используемые для коммуни¬кации человека с техническими системами. Однако ведущую роль среди всех других языковых форм коммуникации и общения играет вербальный речевой язык.
Итак, в отечественной философской литературе господствует мнение о том, что основной функцией языка является коммуника¬тивная. Однако оно нуждается в уточнении, поскольку коммуника¬тивность - чересчур общий признак, который не столько отличает, сколько сближает язык с такими феноменами, как мышление, код или сигнал. Все указанные явления выступают формами общения и нельзя сказать, что одно из них более, а другое менее коммуникативно. Поэтому необходимо вычленить гораздо более специфический признак, характеризующий основное качество именно языка. Таким фундаментальным признаком языка является его способность обеспечить взаимопонимание агентов коммуникации (общения). Процесс языкового общения главной своей целью имеет достижение понимания субъектами друг друга и внешнего мира.

Для возникновения сознания необходимы были как биологические так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека.

Только социальные условия могли сыграть решающую роль в эволюции обезьяны в человека. Это:

Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении.

Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка.

Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине, в голове формируется план действий. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой - друг на друга оказывая взаимное влияние.

Т.о. сознание - историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

Ленин: Сознание - субъективный образ объективного мира

Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения - языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления - без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь, законы мышления едины для всех, а язык национален. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Таким образом, речь, как и орудия труда, это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека. Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем, заключается в понимании языка как объективированного мышления. Вторая позиция, выдвинутая Марксом, а позднее подтвержденная практическими достижениями лингвистики, лингвистического анализа, заключается в нижеследующем: “...язык, - пишет Маркс, - практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...”

Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность.

К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

Познавательная

Прогноза, предвидения, целепологания

Доказательства истинности знания

Ценностная

Коммуникативная

Регулятивная

Сознание:

1. Обобщенное видение действительности

2. Связано с гносеологией

3. Опосредованное отражение действительности через речь

4. Способность к абстрактному мышлению

5. Оценочно-избирательное отражение действительности

6. Способность к самосознанию

Т.о. сознание - высшая, содейственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении мира в субъективных образах и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека; это способ существования идеального.

1. Сознание - Специфический способ ориентации человека в окружающем мире, продукт общественного развития.

2. Сознание - результат развития материи, является атрибутом социальной формы материи - человека.

3. Сознание - субъективный образ объективного мира

4. Сознание - продукт и творец культуры, имеет структуру и функции.

Достоверно установленным и доступным исследованию видом сознания является сознание человека. Своими предпосылками и некоторыми функциями оно наиболее тесно связано с психикой высших животных, но существенно отличается от него следующими характерными чертами.

· Сознание человека творчески активно . Животные лишь воспроизводят в психических образах предметный мир, а сознание человека в идеальной форме создает образы того, что в материально-предметном мире не могло эволюционно возникнуть.

· Сознание человека конструктивно . Психическая деятельность животных направлена на приспособляемость вида к изменяющимся условиям жизни, а сознание человека ориентировано на преобразование мира, его реконструкцию.

· Сознание человека целесообразно . Животные реализуют в своей психической деятельности либо генетически заложенную программу, либо индивидуально приобретенный опыт, не передаваемый по наследству. Сознание человека направлено на достижение идеально сформулированной цели . По словам Гегеля, разум человеческий не только могуществен, но и хитер. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью сконструированных им технических изобретений заставляет предметы природы взаимодействовать, превращая их в средства реализации своих целей. Преобразование человеком природы продиктовано потребностями людей, их целями.

· Сознание человека обладает самосознанием. Животные не способны обращать психику на самих самого. Реализуя программу своей жизнедеятельности, они не анализируют свои действия, и не дают им оценок. У человека в процессе развития деятельности и сознания формулируется совокупность взглядов на себя как на индивидуального и социального субъекта. Самосознание – это выделение человеком себя из окружающего мира, оценка им своих возможностей, характеристика себя в собственном мнении. Самосознание представляет собой процесс непрерывного развития и совершенствования. Первой его ступенью является осознание человеком своего тела, выделение его из мира вещей и других людей. На более высоком его уровне происходит осознание своей принадлежности к определенному сообществу, социальной группе, конкретной культуре. Самым высоким уровнем самосознания является понимание своего «Я» как индивидуального явления, своей неповторимости, уникальности. На этом уровне осознается возможность относительно свободных самостоятельных поступков и ответственности за них, необходимость самоконтроля и самооценки.

Когда внимание человека сосредоточено на восприятии внешних объектов, осознание себя в отношении с этими объектами проявляется нечетко. Явные формы самосознания имеют место тогда, когда сознание человека становится предметом его анализа. В этом случае человек становится в позицию рефлексии (отражения себя), анализирует ход своих действий, в том числе и программу создания идеального образа в своей голове, программу совершенствования своего сознания.



Сознание человека универсально по форме и объективно по содержанию. Психика животного индивидуальна и генетически избирательна, она отражает те объекты и их качества, которые жизненно необходимы для сохранения и продолжения вида. Человеческое сознание способно раскрыть объект в его сущностных свойствах, подняться выше сиюминутных потребностей и отразить предмет по меркам его собственного вида, т.е. объективно. Полученное человеком знание не остается его индивидуальным достоянием. В зависимости от степени объективности, адекватности предмету, это знание становится всеобщим, универсальным достоянием. Степень объективности и универсальности сознания индивида является следствием уровня развития сознания определенной эпохи.

Сознание человека органически связано с языком как способом своего существования. У животных существует первая сигнальная система, на основе которой у них формируются условные рефлексы. У человека в дополнение к первой сигнальной системе складывается вторая сигнальная система – речь, язык, специфически человеческая система связи, общения, передачи информации. В сравнении со звуковой и жестовой способностью животных передавать информацию отличительная особенность языка проявляется в том, что обработка знаков (например, скорость чтения, речи, письма и т.п.) не наследуется, а приобретается в процессе социализации человека. Как способ существования сознания речь находится с ним в сложной функциональной взаимосвязи. Они не существуют друг без друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает и выражает существенное в этом отражении. В языке сочетается идеальная основа (информация) и способ ее передачи посредством материального носителя. Развитие сознания, обогащение его информационной насыщенности развивает речь, но, с другой стороны, развитие речи как совершенствующийся способ существования сознания развивает сознание. Язык влияет на стиль мышления, его манеру, приемы и способы.

Язык более консервативен, чем сознание: одна и та же языковая оболочка, слово, понятие могут выражать разное содержание мысли, что тормозит ее развитие, придает ей некоторую принудительность. Совершенствуя свой язык, человек совершенствует и свое сознание, и, наоборот, пренебрежительно относясь к оперированию языковыми символами, используя ограниченный словарный запас, мы консервируем мышление, ограничиваем его наличным интеллектом.

Существуют разные виды речи: устная, письменная и внутренняя. Мыслительный процесс всегда осуществляется посредством того или иного вида речи, даже если эта речь не находит непосредственного, чувственно наблюдаемого выражения. Здесь работают сложные нейрофизиологические процессы взаимосогласованной деятельности мозга и речевого аппарата. Каждый нервный импульс, поступающий в речевой аппарат из мозга, воспроизводит в нем адекватное сигналу понятие или соответствующий ряд понятий. Именно понятия являются первичными элементами речи, а поскольку понятия формируются как результат некоторых обобщений, то и мышление, сознание всегда есть процесс обобщенного отражения действительности. То есть, мышление всегда понятийно и именно этим принципиально отличается от более ранних форм отражения, включая и сложные психологические формы. Именно язык как способ существования сознания, как «непосредственная действительность мысли» характеризует особое качество сознания как высшей формы отражения действительности, несводимой к досознательным ее формам.

Но информация, циркулирующая на уровне сознания, функционирует не только с помощью устной или письменной речи, т.е. естественного языка. Сознание осуществляет себя и в других знаковых системах, в различных искусственных и символических языках (музыкальном, математическом, эсперанто, кибернетическом, танцев, цветов, жестов и т.п.).

Знаки это материальные предметы, процессы и действия, играющие роль «заместителя» реальных вещей и явлений. Они используются для приобретения, хранения, преобразования и передачи информации . Знаковая система может быть названа человеческим языком, если она удовлетворяет следующим требованиям:

· она должна обладать семантикой и грамматикой, содержать значащие элементы и правила их осмысленного соединения;

· она должна постоянно развиваться, причем не только под воздействием совершенствующейся человеческой деятельности, но и в результате саморазвития, т.е. расширять сознание по определенным правилам на основе конечных семантических единиц создавать неограниченное количество информативных сообщений;

· сообщения, формируемые в том или ином языке, не должны зависеть от присутствия обозначаемых предметов.

Знаковые системы возникли и развиваются как особая материальная форма, в которой осуществляется мышление и фиксируются информационные процессы в социальной жизнедеятельности, например в науке, технике.

Естественный язык является наиболее распространенной знаковой системой. Среди неязыковых знаков выделяют: знаки-копии; знаки-признаки; знаки-сигналы; знаки-символы. Большое распространение на современном уровне развития сознания получили системы знаков искусственных языков: кодовые системы, формулы, схемы, диаграммы и т.д. При этом любой знак имеет смысл и значение только в той или иной системе.

Особая интенсификация и информационная плотность современного развития общества не только порождает новые языки и знаковые системы, но и науки о них. В последнее столетие сформировалась новая научная дисциплина о принципах строения и функционирования знаковых систем – семиотика .

Отражением предельной интенсификации информационных связей в функционировании общества и необходимости освоения новых форм и способов ее получения, переработки, хранения и передачи стало возникновение научного направления – информатики. Но, в любом случае, узловой мерой бытия сознания остается система понятий естественного языка, формировавшаяся миллионы лет.

Понятия не только обозначают явления, но и выражают мысль об объективно существующих предметах, их связях и отношениях. Слово и носитель наших знаний о мире, и «посредник» между мыслью и предметом. Отсюда, конкретизируя особую роль языка в сознании и его относительную самостоятельность, можно выделить ряд основных функций языка.

· Обозначающая. Своим содержанием слово всегда связано с предметом. Только при наличии этой связи оно может служить средством координации действий в процессе познания и практики. Именно при помощи слов идеальные образы дифференцируются, формируются понятия. Появляется возможность отвлечения от конкретных вещей, их свойств и отношений посредством оперирования понятиями, словами. Слово, по сути, «замещает» предмет в сознании.

· Куммулятивная. Язык дает возможность «сокращенного», «уплотненного» идеального воспроизведения действительности, а также хранения, передачи и практического использования заключенной в ней информации. В слове в сжатом виде отражается существенное в явлении. В этой своей обобщающей функции язык выступает как аккумулятор знаний и закрепляет (материализует) социальную память человечества.

· Коммуникативная . В этой функции язык выступает как средство общения людей. Информация может использоваться обществом только в форме языка (естественного или искусственного). Коммуникативная функция языка в истории общества дважды качественно изменилась, и в каждом случае это вело к более эффективному закреплению социального опыта, активизации деятельности и материальной и духовной культуре. Первым таким качественным скачком явилось изобретение письменности. Второй происходит на наших глазах на базе бурного развития вычислительной техники, информатики, кибернетики.

· Экспрессивная. Все, отражаемое в сознании человека средствами языка, в той или иной степени связано с его интересами и потребностями. Отсюда неизбежно и его определенное эмоционально-чувственное отношение к окружающим явлениям, которое иначе чем при помощи языка выразить невозможно.

· Интерактивная. Эта функция связана с тем, что при помощи языка человек всегда обращается к себе или к другому человеку, и явно или неявно в его речи заключен вопрос, предложение, просьба, жалоба, распоряжение, угроза и т.п., то есть речь всегда оказывает определенное воздействие на слушающего, побуждает к тому или другому действию.

Язык является наиболее распространенным способом социального функционирования сознания. Знаками второй сигнальной системы могут пользоваться и животные, но звуки и жесты, обозначающие различные явления и состояния и используемые животными для передачи информации своим сородичам, не образуют языка в собственном смысле этого слова. С учетом того, что человека окружают вещи и явления, как правило, им созданные или преобразованные, то их тоже можно рассматривать как определенные знаки или мысли, выступающие объективированной формой бытия идеального.

Итак, мир человека - это мир смыслов , зачастую скрытых от человека и недоступных его непосредственному восприятию. Задача сознания и состоит в раскрытии смыслов, в раскрытии содержания и значения знаков, поступающих из внешнего мира, в превращении их в содержательный, информационный образ. В результате этого процесса мысль человека перестает быть его субъективным, индивидуальным достоянием и начинает жить по своим законам, приобретает относительную самостоятельность. Характеризуя относительную самостоятельность сознания, следует заметить: 1) Сознание развивается не как зеркальное отражение материального мира, оно является преобразованным отражением, включающим в себя весь предшествующий опыт. 2) Сознание, существуя через понятия, выходит за рамки конкретно-чувственных образов. В рамках сознания отражение переходит от ощущений и восприятий к понятиям, суждениям и умозаключениям, для которых характерно творческое отражение, анализ и синтез чувственно данного материала. 3) Относительная самостоятельность сознания проявляется и в том, что оно обнаруживает определенную консервативность по отношению к развивающейся общественной практике. Во-первых, сознание в материализованных идеальных формах (памятниках литературы, архитектуры, искусства) хранит память о духовной культуре прошлых поколений. Во-вторых, в сознании находят закрепление, воспроизводство и хранение те или иные представления, верования, идеологические и этические пристрастия и т.д., переставшие соответствовать изменившейся реальности. С другой стороны, особенно в научном мышлении, сознание способно опережать и предвосхищать реальные события, формировать на основе творчества принципиально новые комбинации взаимосвязей действительности, которые мобилизуют человеческую деятельность и реализуются в ней.

Сравнительный анализ качественных характеристик сознания человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества. Известные науке случаи обнаружения человеческих детенышей, волей случая изолированных из общества и «воспитанных» в среде животных, свидетельствуют о невозможности формирования сознания вне общества, вне общения и обмена социальной информацией.

Таким образом, той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, является практическая деятельность людей, направленная на преобразование действительности. Чтобы регулировать отношения между людьми в ходе трудовой деятельности и в других типах взаимодействия, понадобились средства, созданные самими людьми, не данные им от природы: традиции и обычаи, нормы-императивы и нормы-табу, формы социального наследования и семейного регулирования, выражаемые с помощью языка. Тем самым люди создают «вторую природу», особую социальную среду жизни, - средства производства, общественные отношения, духовную культуру. Опыт этой созидательной деятельности отражается в сознании, обуславливая его последовательное развитие вместе с историческим обогащением самого этого опыта.

Так как люди осуществляют свою деятельность совместно, то каждое новое поколение усваивает уже сложившиеся в обществе представления, понятия, взгляды и т.д. Именно с появлением сознания человечество обретает средство закрепления и развития своего исторического и индивидуального опыта, в то время как у животных видовой опыт передается наследственно, а индивидуальный опыт утрачивается для последующих поколений. Сознание, таким образом, оказывается всеобщим, необходимым и универсальным способом организации и выражения отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе.

Сознание не только исторически возникает как общественное явление, но и становится возможным лишь как продукт совместной трудовой деятельности. Вплетенность действий каждого отдельного человека в совместную коллективную деятельность на каждом историческом этапе развития общества приводит к тому, что сознание индивида приобретает надличностный, надиндивидуальный характер. Формируется общественное сознание – совокупность идей, концепций, учений, массовидных психологических процессов, имеющих свою собственную логику функционирования и развития, отличную от индивидуального сознания.

Споры о сущности сознания длятся уже много веков и не утихают по сей день.
В идеализме сознание идеальное и истолковывается как первичная субстанция, будто бы стоящая над материальным миром и его порождающая .
Для материалистов сознание - способность идеального воспроизведения действительности .

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания . Можно выделить три основополагающие из их числа:

  • 1. сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
  • 2. сознание присуще всем живым организмам;
  • 3. сознание - свойство исключительно человеческое.
1) Согласно космической (божественной) точке зрения , сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.


2) Основная идея другой, «биологической» точки зрения : сознание - порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;
многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - кошачьими, собачьими, приматами и др.), сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т.д.

3) Согласно «человеческой» точке зрения , сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Важнейшими свойствами сознания являются

  • активность и
  • способность к целеполагающей деятельности (а не просто приспособительные реакции как у животных).

Активность сознания проявляется в том, что оно:

  • 1) отражает мир целенаправленно и избирательно;
  • 2) конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
  • 3) разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
  • 4) служит основой преобразовательной деятельности человека.
Структура сознания включает в себя следующие компоненты:
  • 1) телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе первичные знания об окружающем мире и о самом себе ;
  • 2) логико-понятийные способности и знания , получаемые на их основе; они дают возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними;
  • 3) эмоциональные составляющие сознания, они не связаны непосредственным образом с внешним миром; это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.;
  • 4) ценностно-смысловые составляющие содержат в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция) .
Согласно материалистической философии и психологии, с ознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности в ходе общественной практики . Здесь сознание связано с понятием "отражение". Основываясь на предпосылках человеческого сознания в природе, В.И. Ленин выдвинул идею об отражении как всеобщем свойстве материи. В ходе развития диалектико-материалистической философии и науки идея об отражении как всеобщем свойстве материи получила свое обоснование и конкретизацию. Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса . Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня :
  • отражение в неживой природе,
  • на биологическом уровне и
  • социальное.
  1. В неживой природе отражение проявляется виде физико­химических взаимодействий (нагревание проводника, химические реакции).
  2. В живой природе оно выступает в формах раздражимости, чувствительности, восприятия представлений. У высокоразвитых животных появляется нервная система, которая регулирует и контролирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с внешней средой. Появляются рефлексы - ответные приспособительные реакции организма на внешние воздействия - безусловные и условные (инстинкты - половой, пищевой, оборонный и т.д.). Системы условно­рефлекторных связей, формирующихся в коре больших полушарий головного мозга при поступлении в нее импульсов от внешних и внутренних раздражителей, образует первую сигнальную систему (сами предметы) и вторую - слова-понятия (это уже возникновение сознания).
  3. Высшая форма отражения - социальная (сознание).
Итак, отражение - это способность материальных объектов воспринимать определенные воздействия окружающей среды, изменяться под влиянием этих воздействий, сохранять в своей Структуре особенности воздействующих объектов и проявлять свое внутреннее содержание в ответной реакции.


Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца не разгадана. Единства в понимании этого вопроса нет, отсюда множество различных теорий антропогенеза .

  • Представители концепции абиогенеза настаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин - теплового стресса, сильного геомагнитного излучения и т.д.
  • Сторонники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса - то ли случайно, то ли после посещения земли инопланетянами.
  • Согласно теистической концепции происхождения человека в акте божественного творения.
  • Материалистическая теория происхождения человека - эволюционная . Здесь тоже есть расхождения и деления:

1) трудовая теория (Ч. Дарвин) - важнейшим условием возникновения человека в ходе эволюции явилась совместная орудийная деятельность, опосредованная речью;
2) человек - результат «генетической ошибки» , сбоя эволюционной программы развития природы;
3) человек возник в результате бифуркации , мощного качественного скачка в природе, в ходе которого появилось сознание (сразу!) и абсолютно новый вид животного - home sapiens.


Согласно трудовой теории , изменение климатических условий на планете (резкое похолодание) привело к необходимости приспособления теплолюбивых и травоядных приматов к новым условиям существования. Произошел переход на мясную пищу , что потребовало от них изготовления и использования орудий труда (и убийства), коллективный характер охоты привел к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков, а потом - к языку). С приматами стали происходить и морфологические изменения : они выпрямились, что позволило освободить передние конечности для более активных действий с предметами; изменилось строения кисти; объем мозга увеличился.
Именно трудовая деятельность (орудийная) приводит к качественному изменению приматов. Активно действующая рука учила голову думать, и совершенствующаяся орудийная деятельность людей вела к совершенствованию их сознания. Для формирования сознания важны два момента, характерные для создания орудий труда:
1) в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении (в голове) человека, т.е идеально;
2) регулярное использование орудий труда и с их систематическое изготовление предполагает аккумуляцию (сохранение) опыта, способов их изготовления, работы с ними, и соответственно, передачи этого опыта от поколения к поколению. Т.о., труд, речь, коллективная деятельность приводит к возникновению сознания и человека .

Итак, сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человека.
В этой, далеко не единственной, дефиниции фиксируются все четыре аспекта отношения сознания к материи - исторический, онтологический, гносеологический и праксиологический, деятельностный .
 


Читайте:



Святые никита и евстафий

Святые никита и евстафий

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите...

Великомученики никита и евстафий

Великомученики никита и евстафий

Царствование императора Траяна жил в Риме воевода, по имени Плакида . Он происходил из знатного рода и обладал большим богатством. Его храбрость на...

Вкуснейшая рыба в сливочном соусе

Вкуснейшая рыба в сливочном соусе

Для начала необходимо приготовить заварной соус бешамель. Для этого растопить (не кипятить) маргарин или сливочное масло. Всыпать ложку муки,...

Как сделать пончики в домашних условиях

Как сделать пончики в домашних условиях

Пончики донатс, пышки, пампушки – как только не называют эту пышную и нежную выпечку! Существуют самые разные рецепты: пончики готовят с творогом и...

feed-image RSS