Главная - Семейный отдых
Осторожно, отравлено: что делать с травлей в школе? Травля в школе: мифы и реальность

Depositphotos.com

В Ивантеевке заставило родителей и специалистов в сфере образования задуматься о проблеме травли в школе. В точных причинах случившегося еще предстоит , но есть подозрения, что напавшего на учителя подростка к такому поступку подтолкнули именно конфликтные отношения в классе и насмешки со стороны сверстников.

Проект «Дети Mail.Ru» на тему травли. У 55% опрошенных родителей дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% пользователей указали, что это происходит регулярно.

80% опрошенных уверены, что травля, которой подвергаются в школьном возрасте, негативно отразится на психике ребенка.

Признаки травли – намеренность, повторяемость, неравенство сил

Дружить против кого-то – явление для детей обычное. Им важно пережить сплоченность, причем объединить может как что-то положительное, так и – не очень. В последнем случае группа школьников «дружит» против одного-двух человек. И попасть в эту категорию может практически любой ребенок.

Агрессор зачастую сам является бывшей жертвой. Возможно, он не имеет поддержки дома (его там могут унижать, даже бить). Однако дети, которых родители любят и уважают, тоже могут стать в школе – если родители дают им понять, что относятся к ним так только на определенных условиях.

Помимо зачинщика травли, его поддержки и жертвы есть так называемая «нейтральная зона». Эти дети сами боятся стать объектом насмешек, поэтому предпочитают ничего не замечать.

Важно отличать школьную травлю от обычной ссоры между детьми. Верные признаки травли – намеренность, повторяемость и неравенство сил.

Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета: «Травля случается там, где детям, вынужденным находиться вместе, нечем заняться. Их не увлекает учеба или кружки, у них нет особо близкого общения дома. Поэтому и начинается поиск жертвы».

Жертвой травли может стать почти любой ребенок

Наши представления о травле в школах полны стереотипов. Нам кажется, что ребенок станет жертвой агрессии, если он в очках, слишком полный, слишком худой, с кудрявыми волосами (нужное подчеркнуть). За этим утверждением легко сделать вывод: ребенок сам виноват в том, что кому-то не понравился. Причем не понравился даже не прилагая к этому каких-либо усилий.

Depositphotos

Между тем, жертвой травли может стать . Нужен просто повод зацепиться. Можно быть отличником или двоечником, уметь рисовать или нет, иметь гаджет последней модели или ходить без него – и травить будут именно за это. Правда, психологи отмечают, что у жертв буллинга все же есть одна общая черта – они более других чувствительны к действиям окружающих .

«Такие дети, как правило, сразу же отзываются на издевки. Они плачут, злятся, прячутся, – говорит психолог Людмила Николаева. – Именно такого поведения и добиваются агрессоры. Более того, жертве часто приходится непросто и дома. Посудите сами: ребенка толкнули в грязь, туда же кинули рюкзак, и от родителей он услышит не похвалу. Обычно его спрашивают где он так извалялся, наказывают. То есть ребенок испытывает двойную агрессию: в школе и дома».

Обращайте внимание на «тревожные звоночки»

Даже если у вас с ребенком доверительные отношения, он не всегда первым начнет разговор о травле. Причин может быть много: стеснительность, робость, боязнь получить осуждение, угрозы со стороны обидчиков. Поэтому для начала – присмотритесь. Ссадины, синяки, сломанные личные вещи, раздражительность или несвойственная ребенку молчаливость могут быть тревожными звоночками. Только вы знаете, какое поведение свойственно вашему ребенку, и какие симптомы для него нетипичны.

«Ребенок может ничего не говорить конкретно о происходящем в школе, но «подавать» другие знаки, – говорит Андрей Гончаров, клинический психолог, специалист в области социальной терапии. – Например, резко пропадает аппетит. Или ребенок заявляет, что вся его одежда выглядит ужасно, нужно купить новую. Постоянно теряет карманные деньги. Такие моменты не обязательно говорят именно о травле, но насторожиться стоит».

Не нужно думать, что подобные проблемы в школе – что-то несерьезное, преходящее. Школьный буллинг – не средство для закалки характера и ничем полезным обернуться не сможет .

Скажите ребенку: «Я тебя люблю. Мы справимся»

Если подозрения оправдываются, покажите ребенку, что он больше не находится один на один с проблемой. Задавайте наводящие вопросы и узнавайте детали случившегося: что происходит, кто участвует, как относится к этому учитель.

«Если ваш ребенок стал жертвой травли, скажите ему две вещи. Первое - «Я тебя люблю, и мы справимся вместе». Второе - «Ты ни в чем не виноват, - советует психолог Андрей Гончаров. - Успокойте его и обеспечьте ощущение защищенности. Не нужно рвать и метать. Никому не будет легче от того, что вы раздражены и не контролируете свое эмоциональное состояние».

Научите ребенка правильно реагировать на травлю

Научите ребенка задавать обезоруживающие вопросы обидчикам. Например, «Для чего ты это сделал?» В нятно и четко ответить нападающий вряд ли сможет, что на время сможет вывести его из равновесия. Объясните, что сам ребенок-жертва ни в чем не виноват. Он любим родителями и друзьями, а с травлей может столкнуться каждый .

«В России популярно решать проблему кулаками, – комментирует психолог Людмила Николаева. – И если ребенок не хочет или не может ответить агрессору, родители говорят ему: “Ты что, не можешь за себя постоять?” Это в корне неправильно. Ребенка нужно выслушать и помочь, а не отмахиваться, как от назойливой мухи».

Остановить буллинг может только взрослый

Не стесняйтесь просить классного руководителя повлиять на ситуацию. «Буллинг никогда не проходит сам по себе, – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если в коллективе создались условия для травли, остановить ее сможет только взрослая сознательная уравновешенная личность . Если такой взрослый не вмешается, дети будут руководствоваться стадными инстинктами. Ни к чему хорошему это не приведет».

Кстати, в Законе «Об образовании» прописано, что ответственность за физическую и психическую безопасность ребенка лежит на учебном заведении. Естественно, речь идет о времени, когда ребенок в этом заведении находится.

Depositphotos.com

Стоит насторожиться, если над ситуацией будут посмеиваться: сами, мол, разберутся. Твердо стойте на своем, подключайте школьного психолога. Буллинг – это ненормально, и сам по себе он не проходит. Как правило, даже сами обидчики не всегда могут понять, зачем они снова и снова продолжают свои нападки. Поэтому помощь взрослого необходима.

«Есть важный нюанс: иногда классный руководитель не очень погружен в жизнь класса, он выполняет свои обязанности формально, – говорит Руслан Ткаченко, председатель московского городского родительского комитета. – Соответственно и решить проблему травли не сразу сможет. Я бы обратился к тем учителям-предметникам, на глазах которых происходила травля. И, конечно, поговорил бы с директором. Но все это нужно делать только после разговора с самим ребенком».

Обсуждайте все шаги вместе

Выйти на разговор с родителями обидчика – ваше право. Но будьте готовы к тому, что общение может не принести результата. Родители могут настаивать на том, что их ребенок идеален, могут отстраниться от ситуации. Однако донести до них, что это именно травля, а не безобидная шалость – необходимо.

«Перед тем как связываться с родителями агрессора, обсудите этот шаг с ребенком, – советует психолог Людмила Николаева. – Он не должен узнавать о ваших действиях внезапно. Ему и так сейчас приходится непросто. Проговаривайте свои действия и объясняйте, почему вы считаете нужным поступить именно так». Таким образом ребенок будет чувствовать, что контролирует ситуацию .

Не бойтесь забрать ребенка из школы

Заберите ребенка из школы, если вы понимаете, что нахождение там для него травматично -на время, или насовсем, с последующим переводом в другое учебное заведение.

«Самое главное, что нужно ребенку-жертве – это чувство безопасности , – говорит психолог Андрей Гончаров. – Если ситуация в школе критичная, не ждите ее разрешения или перевода в другое заведение. Заберите ребенка на время домой. Пусть он побудет в безопасном для него месте, перестанет видеть обидчиков. Дайте ему такую передышку. Помимо этого, я бы рекомендовал отвести школьника к психологу. Вместе с ним он проработает эти обиды, проговорит ситуации в игровой или другой форме».

В конфликте всегда оценивайте стоит ли игра свеч. Надо ли вам бороться и дальше за место в школе, где абсолютно спокойно смотрят на травлю?

В российских школах нет общей политики в отношении травли

В Европе уже несколько десятков лет действуют специальные программы, которые направлены на предотвращение детской травли. В Норвегии, к примеру, такая программа помогла сократить количество жертв буллинга вдвое. А в британских школах существуют так называемые «школьные суды» для разбора подобных жалоб.

Во многих странах психологи попеременно встречаются то с объектом травли, то с агрессором, чтобы потом устроить им очную встречу и решить проблему. На травлю в школе в свое время жаловалась и шведская принцесса Виктория, которая теперь посвящает много сил борьбе с ней.

В конечном итоге не связана с социальным устройством страны. Она зависит от психологических особенностей каждого человека. Однако в российских школах до сих пор нет общей политики в отношении буллинга .

Как определить, что у вашего ребенка неприятности в отношениях с другими детьми и помочь ему препятствовать нападкам - мы предлагаем вам 4 шага, которые помогут

Как ни печально, но буллинг в школах Украины процветает - согласно опросу UNICEF Ukraine половина украинских школьников . Как уберечь своего ребенка, читайте в статье.

В тот самый момент, когда вы думаете, что мысли ребенка заняты зубрежкой новых слов или делением в столбик, единственной мыслью, которая заполоняет ее сознание, является враждебное отношение со стороны сверстников. В ранние дни общеклассных прогулок и поездок вы со стороны могли наблюдать и наставлять ребенка в запутанных лабиринтах человеческого взаимодействия. Но с началом школьной жизни большая часть ее времени проходит без вашего чуткого уха и глаза, следящих за ней.

Что происходит, когда безобидные размолвки по поводу дележки игрушек вытесняются жестокими кибер-слухами о симпатии к мальчикам? Будет ли ваш ребенок знать, что делать, когда безобидные подколки превратятся в болезненные и сильные пинки? Когда простота формирования дружбы, просто выбирая одну и ту же шведскую стенку или канат в классе, заменится испытанием с карабканьем по социальной лестнице средней школы? Как дать ребенку навыки оставаться сильным перед лицом трагедии дружбы и издевательств?

Травля происходит, когда человек или группа людей неоднократно пытается навредить кому-то, кто слабее их самих. Молодые люди, которые травят своих сверстников, чтобы насладиться чувством власти и контроля, тщательно выбирают свои цели, которые вряд ли могут(или не могут априори) дать отпор. Поведение обидчиков имеет откровенную, неприкрытую форму, как удары, пинки и обидные прозвища, а также проявляется в реляционной агрессии — злобном поведении, присущем девочкам, по большей части, которые используют дружбу в качестве оружия и урегулирования проблем.

Более скрытный стиль издевательств — распространение слухов и социальная изоляция — стал доступе благодаря наличию в руках у ребенка популярных социальных сетей, таких как Instagram и Twitter, практически круглые сутки. Даже когда прозвенел последний звонок, молодые девушки со смартфонами и доступом в Интернет, продолжают плести интриги и строить 24/7.

Как научить своего ребенка справляться с издевательствами во всех его формах те же 24/7? Ниже приведены четыре простых, но мощных стратегии, которым вы можете научить дочь или сына, чтобы они могли сохранить свою личную власть, даже в сложных отношениях со сверстниками.

Шаг 1: не оставаться одному!

Если стратегия хулигана заключается в том, чтобы заставить жертву чувствовать себя одинокой и беспомощной, лучшей контрстратегией для жертвы станет возвращение власти путем прекращения изоляции. Поощряйте ребенка быть честным со взрослым, если он подвергается издевательствам и заручаться поддержкой этого взрослого.

Иногда дети чувствуют, что взрослые никогда ничего не делают — зачем вообще им говорить? Бывают случаи, когда взрослые не в состоянии признать серьезность ситуации, но чаще всего, взрослые попросту не знают о том, что происходит в школе. Дети, которые используют реляционную агрессию, оказывают психологическое насилие тонкими, социально приемлемыми способами, которые, как правило, не «мигают» на радаре взрослого. Убедитесь, что ваш ребенок знает, что его задача — ставить вас в известность. Помогите ему понять, что честность о травле сверстников не является признаком трусости, а наоборот — смелым и сильным ходом.

Если ребенок боится, что издевательства станут только хуже, если он "настучит", помогите ему понять, что это именно то, чего и хочет обидчик. Изоляция — способ запугать. На самом деле, только сказав взрослым, ребенок может начать заново отстаивать свои права. Когда хулиган понимает, что он не может удержать жертву в изоляции — что жертва действительно достаточно сильна, чтобы протянуть руку и общаться с другими людьми — хулиган начинает терять силу.

Шаг 2: не ждать!

Чем дольше хулиган имеет власть над жертвой, тем сильнее становится его хват. Чаще всего издевательства начинаются в относительно легкой форме — обзывание, дразнение, или незначительная физическая агрессия. После того, как хулиган прощупал почву и уверился, что жертва не будет сопротивляться, агрессия усугубляется. Обзывание становится публичным унижением. Подшучивание перерастает в социальный остракизм. Толкание заменяется ударами и нападениями.

Научите ребенка тому, что, когда он позволяет издевательствам случаться на постоянной основе, он дает своей власти стабильно ускользать от себя. Прием мер против обидчика — и действуя рано, а не поздно — это лучший способ получить и удержать власть.

Шаг 3: не ходить вокруг да около!

Чем больше хулиган видит, что не получит отпора за свои действия, тем больше он будет издеваться. Поэтому напористость и уверенность могут стать эффективным способом борьбы с травлей. Настойчивость — это золотая середина между агрессией, которая только повысит ставки для следующей стычки, и пассивностью, которая позволит стычкам продолжиться. Пример ниже показывает, какой ответ лучше всего сможет нейтрализовать обидчика:

Эбби: Где ты взяла эти шмотки — распродажа?
Ответ 1: Да, мама заставила надеть. Хотя мне нравится твой наряд. Ты всегда классно выглядишь.
Ответ 2: Из твоего шкафа, курица!
Ответ 3: Отстань, Эбби.

Первый ответ дает нападающему как раз то, что он хочет — власть. Комплименты после такого очевидно унижения свидетельствуют о согласии жертвы на все новые издевки. Ребенку так хочется понравиться, что он согласен терпеть любые грубости.

Второй ответ стимулирует Эбби к эскалации агрессии и конфликта. Такие вот насмешливые и резкие ответы дают волю обидчикам, чтобы разогреться для следующего этапа стычки.

Третий ответ настойчивый, дающий понять, что жертва не собирается становиться «жертвой». Она не ищет милости, но и не лезет на рожон. Просто и без лишних эмоций.

Почему нужно учить ребенка давать ответы без эмоций? Любой признак того, что на человека можно оказать эмоциональное влияние дает обидчику сигнал к «открытию огня». А вот отсутствие страха или злости в ответе создает впечатление уверенности в себе, что обезоруживает нападающего.

Шаг 4: не смешивать сигналы!

Говоря о тренировке настойчивости у ребенка, важно также практиковать невербальную коммуникацию для подкрепления вербальной. Например:

  • поддерживать зрительный контакт
  • стараться говорить спокойным и ровным голосом
  • стоять на достаточном расстоянии от обидчика
  • обращаться к нападающему по имени

Объясните ребенку, что эмоциональные невербальные признаки — взгляд в сторону, взволнованный писклявый голос или сжатие себя в мелкий комок — и есть все то, чего добиваются от жертвы, чтобы ударить с новой силой. Навык настойчивой коммуникации и уверенность ребенка в том, что в его честности со взрослыми — его сила, дают им некую броню, которую не захочет пытаться пробить ни один обидчик, и тогда травля в школе не коснется вас.

Школьная травля вечна. Она случается в любой стране, в любое время. И родители всегда оказываются беспомощны перед ней. И единственный совет, который они могут дать ребенку – это «дай сдачи». Или «надо уметь постоять за себя». Совет не всегда выполнимый. Что же делать?

Слово за слово

Школьная травля – это не проблема ребенка, который не умеет «постоять за себя». Разумеется, дети всегда проверяют границы: что можно с тобой сделать, что нельзя. Дети изучают реакцию других детей на провокацию, ищут кнопки, на которые можно нажимать, чтобы вызвать эмоциональную реакцию – и тот, кто реагирует эмоционально, может легко стать жертвой травли. Поэтому – конечно, всякого ребенка надо учить распознавать манипуляцию, не поддаваться на провокации , парировать, снимать напряжение шуткой…

В нашем детстве у каждого, кто прошел через детский сад, было кажется, с бессловесного возраста воспитано умение на слово отвечать словом – и за словом в карман не лезть.

На первых порах детские приставания и назойливые дразнилки снимаются именно так: учим ребенка не реагировать, не лезть в драку по ничтожным поводам, никому не показывать, «где у него кнопка», не предъявлять миру свои уязвимые места. Что-то пропускать мимо ушей, где-то отшучиваться, где-то – ставить обидчика в смешное положение – словами, все словами! На этом этапе переходить к бою и «давать сдачи» – затея дурная: ты и кнопку свою демонстрируешь всему миру (и жать на нее будут при каждом удобном случае) – и виноватым всегда оказывается тот, кто первым пошел в рукопашную. Здесь правильное родительское поведение – не подстрекать к драке, а научить быстро и весело парировать. Ситуации обычно типовые, и помогают самые простенькие домашние заготовки.

И шапка, и папка

Словами, к сожалению, далеко не всегда все ограничивается. Следующий этап травли – атака на вещи: отнять шапку, изрисовать или выбросить тетрадку, поиграть в футбол рюкзаком жертвы – это уже не смешно. Это уже материальные убытки для семьи – и тяжелое испытание для ребенка.

И ребенку очень трудно выбрать здесь правильную позицию. Ее здесь, в общем, и нет. Бросаешься в бой за свои вещи – проигрываешь: показал, где у тебя кнопка. Не защищаешь их – проигрываешь: можно повторять до бесконечности.

Дети обычно не рассказывают родителям о том, что происходит. Жаловаться взрослым – социально не одобряемое поведение. Если в нашем детстве еще могли дразниться «ябедой-корябедой» – то теперь уже сразу припечатают «стукачом». О разнице между «стукачеством», «доносом», «ябедничеством» и поиском помощи в ситуации, где ты действительно не справляешься, с ребенком надо разговаривать : это не такие уж простые концепции даже для взрослого.

Понять, что происходит что-то не то, можно по тому, что ребенок часто теряет вещи или приносит их испачканными и измятыми. Типичная родительская ошибка – ругать его за неаккуратность. Получив такой выговор, ребенок замкнется и точно уже ничего не расскажет. Гораздо лучше – когда ребенок может спокойно рассказать родителям, что с ним происходит, не опасаясь выволочки . Тогда ему и помочь уже можно, и школу можно привлечь. А привлекать ее надо уже сейчас – не дожидаясь, когда обидчики перейдут от порчи вещей к физическим воздействиям.

Не тронь

Третий этап травли – это побои. Дальше уже совсем мрак: не просто физическое воздействие, но воздействие унизительное: снять штаны, макнуть головой в унитаз, принудить к половому контакту или его имитации – иногда все это еще снимается на видео и выкладывается в интернет. Чем раньше родители поймут, что происходит с ребенком, чем раньше вмешаются – тем легче ему помочь, тем менее разрушительны последствия.

Именно поэтому с ребенком надо разговаривать. Не судить, не ставить ему оценки за поведение – а просто понимать, чем он живет, что происходит в его жизни . Очень важно, чтобы ребенок доверял родным и понимал, что они не все испортят своим вмешательством, а помогут. Психологи советуют предупреждать ребенка о том, что вы идете в школу говорить о его проблемах – чтобы это не стало для него неприятным сюрпризом постфактум.

Если этот рубеж уже пройден, если ребенок подвергается побоям и унижениям – ему обязательно нужно найти профессиональную помощь .

Как отличить обычные детские драки от травли?

В ситуации травли жертва, которая подвергается насилию, по каким-то причинам не в состоянии защитить себя и ответить. Причины эти бывают самые разные: иногда ребенок слабее физически. Иногда боится. Иногда просто не может причинить другому человеку боль, бывает и такое. Иногда в этой ситуации оказываются даже профессиональные спортсмены-единоборцы, которым кодекс чести не велит применять боевое искусство против непрофессионалов.

В таких случаях, пожалуй, с ребенком имеет смысл обсуждать следующие темы :

— никто не имеет права тебя касаться без твоего разрешения;

— никто не имеет права причинить тебе боль;

— ты имеешь право себя защищать;

— если на тебя нападают, предупреди: ты делаешь мне больно (раз), ты делаешь мне больно, перестань (два), перестань, или я тебя ударю (три) – за исключением случаев угрозы непоправимого вреда здоровью или жизни;

— если ребенку по-прежнему кажется, что ударить он не может, стоит обсудить ненасильственные меры обороны (уйти в безопасное место, привлечь общее внимание к происходящему, обездвижить обидчика и удерживать и т. п.);

— не стоит превышать меру самообороны и причинять противнику серьезный вред.

Если силы неравны, и ребенок оказывается один против нескольких человек – здесь обязательно должны вмешаться взрослые. Ребенка нельзя оставлять наедине с проблемой, которую он не может решить .

А если это учитель?

К сожалению, как правило, единоличными усилиями решить проблему не удается. Для того, чтобы решить проблему, требуются усилия учителей . Многочисленные исследования* показывают, что уровень травли в школе тем ниже, чем выше готовность учителей вмешиваться в школьные конфликты и не допускать травли. Другие исследования** показывают, что уровень травли выше в тех школах, где значительная часть учеников не обладает серьезными внутренними ресурсами и не чувствует себя в безопасности (под внутренними ресурсами обычно понимают уверенность в себе, целостность личности и хорошее самочувствие – независимо от общества).

Учитель может и сам стать инициатором травли . Обычно это происходит в тех случаях, когда он не может справиться с ситуацией в классе при помощи традиционных дисциплинарных мер. Американский психиатр Стюарт Твемлоу, руководитель проекта «Мирные школы и районы» в клинике Меннингер (Хьюстон, штат Техас) исследовал феномен учительской травли (под травлей понимается использование власти для того, чтобы наказывать ученика, манипулировать им, унижать его, выходя за рамки обычного процесса установления дисциплины в классе). Он пришел к выводу, что травлей как методом управления классом часто пользуются учителя, которые сами подвергались травле в детстве. Как пишет соавтор Твемлоу Питер Фонаджи, «если ваш детский опыт заставляет вас ожидать, что люди не понимают слов, а реагируют только на силу, вы рискуете воссоздать эту ситуацию у себя в классе». Кроме того, так вести себя могут учителя, измотанные другими проблемами – поведением собственных детей, разводом, тяжелой болезнью родственника – и в классе просто спускают напряжение.

Твемлоу выделяет две категории учителей: «садистов» (это те, кто получает удовольствие от унижения ученика; их сравнительно мало) и «обидчиков-жертв». Обидчики-жертвы – это обычно учителя пассивные, позволяющие классу выходить из-под контроля, реагирующие на это яростью и оскорблениями. Такие учителя не умеют устанавливать границы допустимого в классе и часто жалуются директору, потому что предпочитают, чтобы их проблемы решали другие. Первая категория просто профнепригодна – они не должны работать в школе. А вторым может помочь повышение квалификации по теме «как поддерживать дисциплину в классе».

Как понять, что ребенка травит учитель?

Дети, особенно младшие, могут считать, что такое отношение взрослых к ребенку – в порядке вещей. Тогда они не жалуются родителям. Жаловаться они могут совсем на другое: на головную боль и боль в животе, на тошноту и рвоту, на ночные кошмары. Такие дети могут устраивать истерики перед выходом в школу или вовсе отказываться выходить из дома. Интерес к учебе у них совсем падает. Родители могут заметить изменения в их поведении и колебания настроения. Особенно нужно обратить внимание на самоуничижительные замечания («я тупой», «у меня ничего никогда не выйдет»), жалобы на то, что учитель его не любит, цепляется к нему, кричит, грубит в классе. Чем дети младше – тем меньше они жалуются на учителя и тем больше – на плохое самочувствие: это может быть связано с тем, что они еще не умеют толком выразить словами, что их беспокоит.

Фото: www.irishmirror.ie

Что делать?

Клинический социальный работник Кейтлин Кароузен из штата Нью Джерси :

Во-первых, надо научиться говорить с ребенком откровенно и не считать, что он преувеличивает и придумывает все, потому что ленится учиться . Нужно создать дома атмосферу, в которой возможен открытый разговор, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно. Можно предложить рассказывать каждый день о лучшем, что было, и худшем. Можно делиться с ребенком тем, как у вас прошел день.

Важно научить ребенка узнавать, что такое травля – если он понимает, что это ненормально, он скорее расскажет родителям, что в школе происходит что-то плохое.

Очень важно – контролировать свои собственные эмоции . Скорее всего, понимание, что ребенка травят, вызовет у родителя негодование, ярость и жажду крови. Но эмоциональная вспышка родителя может стать для ребенка тяжелым стрессом и заставит его еще больше замкнуться.

Если ребенка травят, он не очень хочет об этом говорить: ему стыдно. Нужно сказать ему, что это нормально. Можно сказать: «Когда мы попадаем в неудобную ситуацию, нам часто не хочется об этом говорить» или «Иногда дети не хотят ходить в школу потому, что их там травят. Если с тобой или с кем-то из твоих друзей это происходит, мне бы хотелось об этом знать».

Ребенку обязательно нужна помощь – особенно если он отказывается обсуждать ситуацию. В этом случае ему нужен квалифицированный психолог .

Говорим с учителем

Когда вы идете разговаривать с учителем – не начинайте с обвинений : может быть, ребенок неправильно интерпретировал слова или поведение учителя. Постарайтесь точно понять, что именно произошло. Лучше начать с вежливых вопросов вроде «Мой ребенок говорит, что вы его не любите. Как вы считаете, что на это повлияло?». Дайте учителю возможность объяснить свою позицию . Возможно, у ребенка есть какие-то проблемы с дисциплиной; это не оправдывает травли, но проливает свет на ситуацию. Попросите у учителя совета – как решить эту проблему .

Объясните учителю, какие дисциплинарные меры с вашим ребенком работают , а какие нет. Например, «мой ребенок гораздо лучше понимает, когда ему объясняют, что он неправ, один на один, а не перед всем классом».

Если действия учителя совершенно неприемлемы (например, публичное унижение или рукоприкладство), обязательно нужно обращаться к администрации . Сообщите об этом учителю. Можно сразу обратиться к директору с письменным заявлением и сослаться на нормы закона.

В России это Закон об образовании:

— ст. 34, п. 1, пп. 9 – гарантия уважения человеческого достоинства обучающихся, недопущение физического и психического насилия, оскорбления личности, гарантия охраны жизни и здоровья;

— ст. 41, п. 8 – гарантия безопасности обучающихся в школе;

— ст. 28, п. 6 и 7 – требование безопасности обучающихся и соблюдения их прав, констатация ответственности школы за выполнение этих требований.

Делайте записи о состоявшемся разговоре, храните копии всех обращений в администрацию – и письменных, и электронных. Обязательно датируйте записи разговоров и заявления, фиксируйте как можно больше деталей. Воздержитесь от оценок и интерпретаций, ограничьтесь фактами.

Включайте прямые цитаты из речи вашего ребенка, свидетельства других людей, свои наблюдения (например, «дома ребенок рыдает перед выходом в школу, кричит, что «ненавидит себя» и что «ни за что не пойдет в эту школу»; если ребенок не рассказывает о травле, опишите, что вы наблюдаете).

Имеет смысл поговорить с другими родителями и узнать, что говорят их дети и что думают они сами. Эти разговоры тоже стоит записывать: многочисленные жалобы – это более серьезно, чем единичные.

Ребенку в это трудное время особенно нужна родительская поддержка . Специалисты советуют:

— родителям разыграть с ребенком по ролям хорошие уверенные ответы на словесные нападки (можно даже записать, что надо ответить учителю);

— помочь ребенку найти способы успокоиться (рисовать, глубоко дышать, считать, вспоминать что-то хорошее);

— научить ребенка говорить о себе хорошее (не «я дура», а «я с этим справлюсь», например);

— объяснить ребенку, какое отношение к нему приемлемо, а какое нет, и как реагировать на неприемлемое;

— научить ребенка «я-сообщениям» в общении с учителем («мне не нравится, когда меня обзывают перед всем классом, даже если это просто шутка», «для меня это унизительно, и мне кажется, что это неправильно»).

Можно письменно потребовать от школы, чтобы в дело вмешался школьный психолог. Нужно выяснить, какие меры будут приняты и когда можно ожидать улучшения ситуации.

Если школьное руководство не реагирует, можно обращаться в вышестоящие органы управления образованием .

Далеко не всегда родители готовы бороться: как бы не стало хуже ребенку. Оцените ситуацию здраво: есть ли за что держаться в этом классе, у этого учителя, в этой школе? В некоторых случаях перевод в другую школу, другую группу, к другому учителю оказывается оптимальным решением.

Примечания:

*например, исследование Espelage, Polanin и Low, опубликованное в 2014 году в журнале School Psychology Quarterly.

Школа для ребенка – это новый мир, то место, где он в течение десяти лет будет проводить большую часть своего времени. И от атмосферы в классе, от взаимоотношений со сверстниками зависит вся будущая жизнь ребенка – его характер, развитие его способностей и отношение его к окружающему миру. Именно атмосфера в школе, а даже не успеваемость и элитарность учебного заведения, является наиважнейшей вещью для ребенка. Именно в школе он получает опыт общения с людьми, который наложит отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Но бывает так, что этот опыт становится очень и очень неудачным. Травля в школе – это не миф, а суровая реальность, сейчас приобретающая все большее распространение. Как же защитить малыша от психологических, а порой и физических травм в месте, которое должно дарить ему знания и положительные эмоции?

Мифы о травле в школе

Прежде чем вскрывать причины травли в школе и думать над тем, как исправить ситуацию, необходимо вспомнить те мифы о травле ребенка в школе, которые закладывались в нас на протяжении поколений.

Миф 1. Это всего лишь элемент взросления

На самом деле травля, как и любая жестокость, - это совсем не норма. Кстати, согласно исследованиям, именно насилие в школе накладывает на психику детей намного больший отпечаток, чем любое другое насилие. А пассивно полагая, что травля – это такая «неприятная возрастная особенность», мы сами лишаем жертв насилия возможности как-то себе помочь. Ведь «против природы не попрешь»! Но на самом деле, проблема травли в школе требует решения, и как можно более скорого.

Миф 2. Педагоги легко смогут увидеть, кто жертва, а кто – агрессор

Представьте только: у учителя обучается масса детей – и это, как правило, далеко не один класс. Как Вы думаете, учитель может физически уследить за всеми? Конечно нет. Поэтому он может заметить не зачатки агрессии, а только уже «разбушевавшуюся войну». И как там разобраться, кто прав, а кто виноват? Конечно, учитель, увидев, что один ребенок колотит другого, накажет того, кто бил. А то, как его довела «жертва» - останется за кадром. Вполне возможно, что как раз жертвой-то и был тот, кто кинулся в драку. Дети очень изворотливы – и они часто делают все, чтобы наказан был другой человек.

Миф 3. Есть дети - потенциальные жертвы, которых будут обижать в любом коллективе

Это в корне неверная точка зрения, которой взрослые просто прикрывают свою несостоятельность и бездействие. Травля – это результат одиночества ребенка, который не может постоять за себя, оставшись один против массы. Это результат попустительства учителей, которые смотрят на атмосферу в коллективе сквозь пальцы, это результат одновременной жестокости и неуверенности в себе детей, выступающих в роли агрессора против того, кто хоть как-то отличается от них. На самом деле, все зависит от наличия или отсутствия поддержки жертве. Есть случаи, когда дети, бывшие изгоями в детстве, становятся если не душой компании, то вполне нормальными, общительными и адекватными людьми – главное просто помочь им в нужный момент.

Миф 4. Любое объединение людей в социальную группу порождает травлю

Это верно лишь отчасти. Дело в том, что травля – это результат насильного объединения людей в группу по некому малозначимому признаку. Усугубляется положение в тех случаях, если выйти из этой группы нельзя. Когда же люди объединяются по собственной воле или на основе общих интересов – травли быть просто не может. Именно в профильных классах, кружках по интересам или школах с демократической системой самоуправления травли нет.

Миф 5. Причина травли – исключительность ребенка

Если хорошо подумать – любой, абсолютно любой человек чем-то отличается от других. Поэтому логично предположить, что жертвой травли может стать любой ребенок. Достаточно только наличия еще одного человека (или группы людей), желающего самоутвердиться за счет другого. При достаточной активности такого агрессора (или группы агрессоров) и невозможности постоять за себя жертвы травля обеспечена.

Миф 6. Травля предусматривает только 2 роли: обидчика и жертвы

На самом деле есть еще одна немаловажная роль - роль «безмолвного свидетеля». И обычно эту роль играет множество людей: одноклассники, учителя, родители, которые следуют установке «меня это не касается». Конечно же, на детскую психику такая роль накладывает неизгладимый отпечаток. Именно из таких детей могут потом вырасти бездушные взрослые, на глазах которых будут убивать человека, а они пройдут мимо.

Причины травли в школе

Итак, мы развенчали основные мифы о травле в школе. Так каковы же причины этого явления, и кто с большей вероятностью может стать жертвой травли?

Во-первых, конфликт может возникнуть на почве разных способностей и разной подготовки детей. В таком случае уместны такие рассуждения: «Я умею читать, а он нет», «Я умею подтягиваться, а он нет», «Я хорошо рисую, а он нет». Конечно, ребенок, чувствующий свое превосходство, осознанно или неосознанно спровоцирует конфликт, который может привести к печальным последствиям.

Во-вторых, причиной конфликтов может быть разный возраст и пол одноклассников. Обычно дети рассуждают так: «Я мальчик, я сильнее», «Я старше, я умнее, и меня должны слушаться». Конечно же, такие противоречия, особенно в детском возрасте, полюбовно решить очень маловероятно.

И третья, наверное, наиболее важная, причина, являющаяся актуальной с первого класса и до окончания школы - это различия в материальном достатке родителей детей. Если один ребенок едет на все летние каникулы на Мальдивы и всем хвалится об этом, а другой – в деревню к бабушке – о каком взаимопонимании может идти речь? Конечно, Вы можете сказать, что дети в начальной школе еще не осознают этой разницы. На самом же деле, психологи утверждают, что понимание социального расслоения к детям приходит еще в 5 лет!

Важным элементом, определяющим различие в материальном положении семей - это школьное питание. В начальной школе некоторые дети, привыкшие к ресторанам, демонстративно воротят нос от школьных «деликатесов», а для других школьный обед – единственный шанс нормально поесть. Когда дети становятся старше – важным показателем становится возможность купить себе что-то в буфете, не надеясь на питание в школьной столовой. Поэтому именно денежный вопрос будет волновать детей на протяжении всего обучения в школе…да и не только в школе – и родителям необходимо это учесть.

А как черты характера и атмосфера в семье влияют на травлю ребенка в школе? Это может происходить следующими путями:

1. Небольшой процент детей-жертв агрессивны сами, и они провоцируют своих обидчиков на агрессию, остро реагируя на мало-мальски задевающие их фразы. В большинстве случаев, такое поведение кажется забавным для обидчиков – и они специально буду снова и снова задевать такого ребенка. Такие дети, как правило, растут в карающей обстановке, когда родители деспотичны и суровы.

2. Большинство жертв, как правило, замкнуты, спокойны и даже покорны. Они обычно не могут ответить обидчикам и просто принимают все издевательства над собой как должное. Конечно же, таким образом они вознаграждают агрессивное поведение в их сторону – и являются самыми «лакомыми» жертвами. Если такой жертвой является мальчик – то почти наверняка он растет в семье, где мама сильно, даже чрезмерно его опекает. Если же это девочка – то, согласно мнению психологов, ее мать отличается крутым нравом, неотзывчивая и чрезмерно контролирующая свою дочь.

Но жертвой травли может стать и ребенок из вполне нормальной семьи, который лишь отличается чем-то от других, а тому, кто захотел за его счет самоутвердиться, это очень не понравилось. В эти ряды может попасть ребенок в очках, полный или наоборот слишком худой, рыжий или застенчивый - да, по большому счету, кто угодно.

Как предотвратить травлю ребенка в школе и помочь ему

Конечно же, лучше предотвратить травлю, чем потом справляться с ее последствиями. Чтобы это сделать, необходимо, прежде всего, ликвидировать атмосферу в доме, способствующую появлению черт характера, о которых говорилось выше, и которые способствуют его роли «жертвы». То есть никакой чрезмерной опеки или, наоборот, чрезмерного деспотизма.

Кроме того, нужно обязательно спрашивать, как у ребенка дела в школе. Причем, эти «дела» должны касаться не только оценок, но и его отношений с одноклассниками. Аккуратно расспрашивайте его о школьной жизни, ведь травля может быть не только открытая, но и скрытая, пассивная – например, нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде или просто игнорирование его. Если Вы почувствовали, что что-то не так – обязательно поговорите с ребенком и педагогами.

Если конфликт уже случился – оцените его масштабы. Если это проблема между двумя детьми – лучше дать ребенку возможность самому разобраться и научиться отстаивать свои интересы. Некоторые родители по любому поводу мчатся в школу – разбираться с обидчиками. Но это в корне неправильно – потому что если до этого конфликт у Вашего ребенка был только с одним человеком – то теперь на него, как на «жалобщика», может ополчиться весь класс.

И даже если травля уже приобрела разросшиеся размеры – не стоит бежать в школу и разбираться. Попробуйте сделать так, чтобы Ваш малыш сам смог себя защитить и восстановить свой авторитет в классе. Например, если его дразнят из-за полноты – запишите его в спортивную секцию и сократите потребление им чипсов и колы. Если у всех его одноклассников есть мобильный телефон, а у него нет - и это делает его не таким, как все – купите ему уже эту «игрушку»! Есть недорогие модели телефонов, которые не сильно ударят по Вашему бюджету, а ребенок будет чувствовать себя более уверенно.

Если Ваш малыш очень скромный и неуверенный в себе – помогите ему стать более уверенным, ведь повышение самооценки обычно делает человека менее терпимым к нападкам окружающих. Также выясните у него, в какие кружки ходят его одноклассники и чем занимаются. Возможно, ему тоже захочется посещать какие-то из этих секций – в результате чего он сможет установить контакт с некоторыми одноклассниками. Неплохой идеей будет активное участие малыша в общешкольных мероприятиях, которые сближают детей и помогут ему обрести уверенность в себе.

В особо сложных случаях, если Ваш ребенок стал изгоем в классе – привлеките к проблеме учителей и школьных психологов. В этом случае профессиональная помощь будет Вам как нельзя кстати. И помните – самое важное для Вашего ребенка в школе – хорошее общение со сверстниками. Ведь те, у кого есть друзья и сформировавшийся круг общения, никогда не становятся изгоями!

Школьная травля, или буллинг, - одна из самых распространенных форм психологического насилия, которая, тем не менее, до сих пор воспринимается как нечто естественное и нормальное. Согласно по теме школьного буллинга, в среднем каждый третий подросток в возрасте от 12 до 18 лет становится участником травли в той или иной роли, в то же время кибербуллинг (травля в интернете. - Прим. ред. ) менее распространен - с ним сталкиваются 15% подростков.

Как правило, такой опыт не проходит бесследно. медицинских последствий травли отмечается, что бывшие жертвы чаще страдают в зрелом возрасте агорафобией (боязнь открытых пространств. - Прим. ред. ), тревожными расстройствами и паническими атаками. У чистых агрессоров наблюдается повышенный риск диссоциального расстройства личности, которое характеризуется импульсивностью, агрессивностью, игнорированием социальных норм и проблем с формированием привязанности. «Афиша Daily» узнала у бывших жертв школьной травли, что им пришлось пережить, и спросила у зачинщиков, зачем они это делали.

Алиса, 20 лет

«Мне кричали в спину, что я лесбиянка, а потом игнорировали»

Меня с детства называли полной, хотя у меня был только по-детски пухлый живот, за который и дразнили. Одно из ранних школьных воспоминаний: я подстриглась, вышла к доске, а меня засмеяли. В начальной школе я во всем хотела быть первой: петь, танцевать, читать стихи. Но в постановки меня всегда брали последней или не брали вообще. Впрочем, настоящие проблемы начались в 8-м классе, когда моя семья переехала из Красноярска в Сочи и я пошла там в престижную школу.

Я влюбилась в девушку - это казалось странным, хотя чувства были взаимными. Я поделилась с подругой, а она рассказала своему парню-гопнику, после чего о моих отношениях узнали все.

Еще надо мной «шутили»: выбрасывали учебники из окна, клали бычки в портфель, писали записки про меня

Каждое утро по дороге в школу я проходила мимо площадки, где тусила компания с гопником-заводилой, и мне кричали в спину: «Эй, лесбиянка, может, тебе девочку вызвать?» Каждый раз, собираясь в школу, я думала: «Хоть бы никого не встретить, просто дойти до класса и сесть за парту». Я стала часто опаздывать на первый урок. Но все равно, даже если я заходила в класс после звонка, одноклассники поворачивались ко мне и кто-нибудь обзывался - на учителя внимания никто не обращал.

Во время перемен я не выходила одна из класса - только если за компанию с кем-нибудь. Но в какой-то момент со мной перестали общаться вообще все. Бойкота никто не объявлял - просто перестали разговаривать. Например, я задаю вопрос - а меня в ответ игнорируют или обзывают. Еще надо мной «шутили»: выбрасывали учебники из окна, клали бычки в портфель, писали записки про меня. Однажды я шла с мамой - и мне плевали в спину.

С главным обидчиком, заводилой, мы жили в одном подъезде. Наедине он меня не унижал, но когда я спросила его, почему он издевается надо мной, он сказал, что это потому, что я живу неправильно, не по понятиям. Когда я спросила, кто эти понятия определяет, он ответил, что если я живу в обществе, то должна соответствовать.

Со мной продолжала общаться только одна одноклассница. Мы жили в одном подъезде, и после школы она звонила и приглашала в гости, и я почему-то шла, хотя в школе она тоже меня не замечала. Видимо, боялась, что и ее травить начнут.

В нашем классе были и другие ребята, над которыми жестоко подшучивали одноклассники. Как правило, приходили их родители и выясняли отношения, и на этом примере я поняла, что родителей нельзя втягивать в конфликт: они уйдут, а я останусь наедине с обидчиками.

Бывало, я прогуливала уроки, шла на площадку, покупала себе бутылку пива и в одиночестве пила

В 9-м классе стало еще хуже. Я сидела на задней парте в наушниках, на голове - капюшон. Или вторая поза - лицом утыкалась в сложенные на парте руки. Бывало, я прогуливала уроки, шла на площадку, покупала себе бутылку пива и в одиночестве пила. Я прогуляла в 9-м классе примерно месяц - учителя маме даже записки не написали, они вообще писали только тогда, когда надо было сдать деньги. Учеба меня не интересовала совершенно: все кругом занимались с репетиторами, у меня же были двойки, и мне было все равно.

Я стала смелее: начала писать им, что они сломали мне жизнь и превратили ее в ад. Они отвечали, что это были всего лишь шутки

Однажды я на месяц уехала в Красноярск. И тогда одноклассница взломала мою страницу в «ВКонтакте» и написала на моей стене, что я лесбиянка. Я не стала выяснять отношения, просто удалила запись, но взлом страницы - это прямо совсем перебор.

Учиться я начала, только когда вернулась в Красноярск. После переезда одноклассники из Сочи начали добавляться ко мне в друзья. Я стала смелее: начала писать им, что они сломали мне жизнь и превратили ее в ад. Они отвечали, что это были всего лишь шутки.

В новой школе я скрывала свою ориентацию - смириться с тем, что мне нравятся и мальчики, и девочки, я не могла до 11-го класса. Однажды я начала встречаться с одноклассницей и как-то в переписке с одноклассником описалась, что у меня есть «она» вместо «он». Одноклассник в курилке пристал: «Ну, рассказывай». А я так боялась повторения травли, меня трясло, но от страха я внезапно выложила все. Он посмотрел на меня: «Ну и что? Это твоя жизнь, делай что хочешь». Так же спокойно отнеслись и другие одноклассники. Это помогло мне принять себя.

Елена, 30 лет

«Я была главным врагом «нормальных» девочек»

Я училась в селе, в Ленинградской области. В классе было 25 человек - мальчиков и девочек примерно поровну. В начальной школе я не особенно старалась, и моя мама сказала, что не против, если я учиться не буду совсем, потому что дояркой она меня всегда устроит. Я так испугалась, что стала отличницей и оставалась ею до конца одиннадцатого класса.

Проблемы появились в 6-м классе, когда начался пубертатный период. Одни девочки созрели раньше: начали краситься, ходить на дискотеки и встречаться с мальчиками - то есть стали «нормальными» девочками. Таких в классе было всего две, зато у них была целая свита, которая хотела соответствовать. А другие - я и еще три или четыре неудачницы - стали «ненормальными». Я хорошо училась, а к дискотекам была равнодушна, к тому же возмущалась этой иерархией, поэтому попала в немилость и стала главным врагом «нормальных» девочек.

Оскорбления были стандартными: заучка, ботаник, а еще почему-то меня иногда называли фисташкой. Сейчас все эти ругательства кажутся глупыми и детскими, но тогда это задевало. Еще у меня постоянно пытались списать, а если я отказывала, то травля усиливалась. Однажды я дала списать, а потом нашла у себя ошибку и исправила. В итоге получила более высокую оценку. После школы меня догнали две девочки, которые стали кричать и толкать меня. Это было унизительно и обидно.

Учителя ко мне относились очень хорошо, потому что я была одной из немногих в нашей школе, кто хорошо учился, но о травле не догадывались. Я не показывала вида, хорошо мне или плохо. В школе я почти ни с кем не общалась. Подруга была всего одна - такая же заучка, как и я. Мы поддерживали друг друга, и из-за этой дружбы я не чувствовала себя одинокой.

Практически всю школу меня сопровождало полное ощущение неуверенности в себе: в своей внешности, в том, как звучит голос

В девятом классе стало лучше. Приближались экзамены, все понимали, что после них класс разделится - многие уйдут в колледжи и техникумы. Мои обидчицы сами пришли мириться: «Ну что, будем общаться?» Я посмотрела на них и сказала: «Нет». В шестом классе я бы радовалась их инициативе, а в девятом, когда по школьным меркам прошла целая вечность, дружба с ними мне была уже не нужна. Нейтральным наше общение стало только во время экзаменов.

Потом я перешла в более сильную математическую школу, и с одной из главных обидчиц мы даже стали приятельницами. В 11-м классе она передо мной извинилась: «Я не знаю, что на меня нашло - гормоны, мальчики. Прости». Сейчас я думаю, что, возможно, она возненавидела меня потому, что я понравилась, сама того не зная, симпатичному ей мальчику.

Практически всю школу меня сопровождало полное ощущение неуверенности в себе: в своей внешности, в том, как звучит голос. Преследовал страх, что я делаю что-то не так. Наверное, это до конца не ушло. Если я вливаюсь в новый коллектив, то веду себя очень тихо: сижу и молчу. Еще мне до сих пор проще общаться с мальчиками, а с девочками отношения строить трудно. Возможно, поэтому мне интересны виды спорта, где девочек не очень много: бег на длинные дистанции, триатлон и мультиспорт.

Анна, 28 лет

«Я считала, что имею право унижать одноклассника только потому, что он противный»

Я жила в Москве, а училась в Подмосковье. Школа была платной и престижной, и я была там новенькой, но у меня была поддержка - одноклассник. Наши мамы дружили, а он перешел в школу за несколько месяцев до меня и уже завоевал авторитет. В третьем классе к нам пришел мальчик: худой, неприятный, странный, от него всегда пахло табаком, а еще поговаривали, что он курил в свои 9 лет. Его волосы были жирными - казалось, что он не моет голову. И мы с другом начали над ним издеваться. Я не помню наших шуток, но мне казалось, что я имею право его унижать, потому что он был противным.

А потом я взяла и ударила мальчика лицом об стол: кажется, из носа потекла кровь, он заплакал, а мне стало стыдно

Однажды мы остались в классе втроем. Противный мальчик сидел за партой, перебирал свои тетради, а мы с другом ходили вокруг него и говорили какие-то гадости. Потом я запустила руки в волосы мальчика и стала чуть ли не вырывать их - мне даже нравилось, что ему больно. А потом я взяла и ударила мальчика лицом об стол: кажется, из носа потекла кровь, он заплакал, а мне стало стыдно. Я поняла, что я плохая, что я жестокая, а он хоть и противный, но слабый. До этого момента я всегда гордилась тем, что не боялась драться с мальчиками, что была сильной и побеждала, что защищала слабых. А тут я поняла, что хуже всех, что я злая.

Слабого мальчика скоро выгнали из школы: кажется, его родители скрыли какое-то психическое заболевание, которое никак не сочеталось с учебой в престижной школе. В последний день, когда родители уводили его, он плакал и кричал мне при всем классе, что я буду следующей. Так и произошло, кстати. То ли в конце восьмого, то ли в начале девятого класса травили уже меня - за стукачество. Я почему-то решила, что решать конфликты нужно не дракой, а привлечением взрослых, и сказала учителю, что меня обидели. Заводилой в травле стал мой бывший коллега по издевательствам.

Уже взрослой я пыталась найти в соцсетях мальчика, над которым издевалась, и извиниться, но я даже фамилии его толком не помню, хотя хорошо помню запах и красное заплаканное лицо. Этот опыт повлиял на меня таким образом, что я не могу смотреть, как бьют людей, даже понарошку. И злобных комментариев я тоже нигде не пишу.

Николай, 36 лет

«Мы издевались над всеми слабыми ребятами»

Я учился в сельской школе, и мы издевались над забитыми и слабохарактерными людьми. В школе драки были нормой. Я дрался каждый день - не всегда побеждал, но все равно все знали, что лезть ко мне не стоит. А кто-то не мог дать отпор, защитить себя - вот над такими и подтрунивали. Им мимоходом могли доставаться подзатыльники, но в основном унижения были моральные: мелкие поручения и обзывательства.

Например, у нас был парень по кличке Рыба - он мало ел и был очень худым. Часто мы приходили на обед и говорили: «Рыба, ты сегодня в пролете» - и забирали его порцию. Он пожимал плечами, пил чай и уходил. Сейчас об этом стыдно вспоминать, особенно из-за того, что Рыба умер от пневмонии пару лет назад.

Кого-то, например, просили перенести портфель в другой класс. Кому-то в портфель накладывали червяков, опарышей, личинок огромных жуков - их мы выкапывали в школьном огороде. Были еще и совсем детские шутки: намажешь руки мелом и хлопнешь по спине.

Мой товарищ так задавил двух некрасивых одноклассниц, что они обращались к нему только со словами «мой господин»

Тогда была мода - ходить в школу с дипломатами. И вот мой друг взял дрель на уроке труда и просверлил несколько дырок в дипломате одного мальчика, сказав: «Катафоты (светоотражатели, которые, например, часто крепятся на велосипед. - Прим. ред. ) вставишь, будешь ходить и светиться».

Был еще огромный парень Бен - добродушный, сильный. Он был единственным, кого били втроем, а не один на один, как было принято. Просто он был такой большой, что в одиночку с ним было не справиться. При этом Бен вообще не сопротивлялся - просто отходил в сторону, сдачи не давал.

В нашем классе было трое заводил, и я не был самым-самым. Например, я никогда не издевался над девочками, а вот мой товарищ так задавил двух некрасивых одноклассниц, что они обращались к нему только со словами «мой господин».

Еще была одна у нас развитая не по годам девочка с большой грудью. Она сидела как раз перед моим товарищем, и он оттягивал застежку ее лифчика и отпускал - поясом бюстгальтера ее било по спине. Она злилась, жаловалась, а однажды взяла четыре учебника в руки и с разворота дала ему ими по голове.

Почему мы это делали? Тогда это казалось естественным и нормальным, а нам было интересно. Стадное чувство. Наверное, это неправильно. Но, с другой стороны, общество жестоко, детское общество ожесточеннее втройне: не ты - так тебя, нужно уметь заслужить авторитет.

Александра Бочавер

Кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ

Травля, или буллинг, - это регулярное целенаправленное агрессивное поведение по отношению к кому-то в условиях неравенства силы или власти. Она встречается в любом коллективе (тюремном, армейском, школьном), куда людей определили не потому, что они хотят там быть, а по какому-то случайному признаку, например возрасту.

Буллинг - это социальный инструмент, который позволяет выстроить иерархию, распределить статусы и разрешить неопределенность. Занимающий лидирующую позицию агрессор повышает статус через использование физического или социального превосходства - например, через унижение и побои. При этом кто-то становится объектом преследования и занимает самую низкостатусную позицию, а все остальные размещаются в промежутке между ним и агрессором и более-менее успокаиваются. Такая определенность предоставляет безопасное пространство для всех, кроме тех, за чей счет это происходит.

Исследования Дана Ольвеуса (норвежский психолог, специализирующийся на теме школьной травли. - Прим. ред. ) и других психологов показывают, что травля вредна для всех ее участников. Чем дольше длится буллинг и чем меньше ему противостоят дети и взрослые, тем более привычным, нормативным для всех его участников он становится.

Ребенок, которого обижают, привыкает к унижениям, начинает думать, что он недостоин более уважительного отношения, он не рассчитывает на признание со стороны сверстников, поэтому у него снижается самооценка, из-за чего могут проявляться также психосоматические симптомы.

Ребенок, занимающийся буллингом, понимает, что насилие сходит ему с рук, и не учится выстраивать отношения другим образом: агрессия может становиться его основным методом взаимодействия с миром, и у него появляется убеждение, что прав тот, у кого сила, а сила может быть не обязательно физической, это также власть, статус, богатство родителей и так далее. Соответственно, такой ребенок старается удержать власть за собой, а при встрече с кем-то более высокостатусным ожидает подавления и унижения в свой адрес.

Непрекращающаяся травля негативно действует и на свидетелей этих эпизодов, потому что они выбирают не противодействовать, поскольку их пугает перспектива оказаться на месте жертвы. В то же время они нередко переживают стыд за свое бездействие.

Травля обычно начинается в начальной школе, ее пик приходится на возраст младших подростков - 10–12 лет, а потом идет на спад. По-разному травля происходит у мальчиков и девочек. Мальчики чаще используют вербальную и физическую агрессию, а девочки - косвенную, например, распространяют унизительные слухи.

Учителя не всегда справляются с ситуациями буллинга: отчасти они не воспринимают это как свою задачу, потому что их этому не учили. Вроде бы классный руководитель должен отвечать за психологический климат в классе, но часто он не владеет необходимыми для этого инструментами, компетентностью, мотивацией. Некоторым учителям может быть даже удобно, когда в классе есть козел отпущения: дети на нем вымещают агрессию, а учитель в этом случае не становится объектом негативного внимания. Кроме того, акцент на экзаменах оставляет все меньше времени и сил на выстраивание личных отношений с учениками. Притом что дети очень много времени проводят в школе и нуждаются в отношениях со сверстниками и учителями, а такой «конвейер» повышает эмоциональное напряжение.

Для того чтобы вовремя включиться в ситуацию, родителям нужно в целом быть в курсе, что у ребенка происходит с друзьями в школе: созванивается ли он с одноклассниками, переписывается ли в соцсетях, ходит ли в гости, общается ли в чатах. Если все это есть - значит, в классе у ребенка все в порядке. Если же ребенок ходит один, грустит, ему не у кого спросить домашнее задание, некого пригласить на день рождения, то важно понять, что происходит. Не факт, что это травля, - могут быть и другие сложности. В любом случае родителю полезно представлять, как примерно устроены отношения в классе, обсуждать их с ребенком, интересоваться ими не только в момент, когда все становится сложно.

Для подростков очень важны статусы. Оптимально, когда ребенок имеет разный опыт в разных группах и понимает многомерность отношений: скажем, в классе его ценят за то, что он хорошо рисует, а на физкультуре он не лучший. Для любого ребенка важен опыт успешности, и не каждый может получить его в школе: хорошо, когда для этого есть дополнительные среды - секции, кружки, группы по интересам.

Также важную роль играет интернет. С одной стороны, он может стать ресурсом для тех, у кого очное общение не складывается по каким-то причинам. С другой стороны, он становится и новой средой для всевозможной агрессии, в частности - травли. Кибербуллинг отчасти схож с традиционной травлей, но имеет и ряд отличий. Например, при очной травле ребенок знает, что есть опасное пространство (школьный автобус, класс, туалет), которого лучше избегать. При кибербуллинге жертва не знает, когда она подвергнется нападению, не понимает, кто обидчик и какая информация о жертве ему доступна, - то есть он находится в ситуации уязвимости везде и круглосуточно.

Для того чтобы прекратить буллинг в школьном классе, нужна согласованная активность учителей, школьного психолога и поддержка родителей. Справиться с последствиями травли и помочь ребенку вне школы может психолог - на индивидуальных встречах, тренингах или в рамках подростковой психотерапевтической группы, где в безопасной обстановке можно обсуждать школьные ситуации и учиться новым способам поведения.

В советское время о травле было не принято говорить. Травля вообще достаточно новый термин в психологии образования, хотя как явление она была всегда. Существует ряд мифов о том, почему она полезна, но в целом сейчас довольно много говорят о насилии и противодействии насилию, поэтому и с травлей ситуация должна поменяться.

 


Читайте:



Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Каждый праздник заканчивается подачей десерта. Можно заказать его у профессионалов, а лучше удивить всех своими способностями. В статье рассмотрим,...

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

feed-image RSS