Разделы сайта
Выбор редакции:
- Консервированная вишня - аккомпанемент к мясу
- Фаршированный сазан в духовке в фольге — как готовить сазана в духовке на домашней кухне
- Тушеная утка с яблоками и не только Тушить утку кусочками в духовке
- Гуляш из свинины в томатно-сметанном соусе
- Диетические сырники из творога без муки в духовке – рецепт с фото
- Как приготовить кукурузу в духовке Как готовить кукурузу в духовке
- Мидии, маринованные по-корейски
- Картошка в духовке с чесноком и майонезом: рецепты и особенности приготовления Запеченная картошка с чесноком
- Как приготовить утку в духовке с картошкой
- Сырники без яиц: рецепт приготовления Творожное без яиц
Реклама
Презентация на тему "культура и мораль". Презентация на тему "культура и мораль" Старый дед и внучек |
Цель: раскрыть взаимосвязь понятий «культура» и «мораль»Задачи: Актуализация внимания к темеВопросы:Как вы понимаете, что такое «культура»? Как вы понимаете, что такое «мораль»? Как вы считаете, каким образом связаны эти два понятия? Работа с текстом учебникаЗадание 1.Прочитать текст учебника. Найти характеристики понятий «культура» и «мораль». Заполнить в таблице вторую строку. Понятие Кем создается Относительно Включает разных народов и материальную духовную наций Культура Трудом людей Каждая нация или народ имеют свою культуру Мораль Здания Города Произведения искусства Предметы быта и т.д. Законы, касающиеся всех сфер жизнедеяте льности человека Работа с текстом учебникаУчителю необходимо прослушать мнение каждогоученика, но подвести их к выводу и заполнить вторую строку таблицы на доске. Например, следующим образом: Понятие Кем создается Относительно Включает разных материальную духовную народов и наций Культура Трудом людей Каждая нация или народ имеют свою культуру Здания Города Произведения искусства Предметы быта и т.д. Законы, касающиеся всех сфер жизнедеяте льности человека Мораль Людьми Есть национальные и общечеловеческие Статьи в Конституциях разных народов Идеалы Ценности Работа с текстом учебникаЗадание 2.Прочитать текст учебника на стр. , начиная с абзаца: «Мораль возникает тогда, …». Ответить на вопросы: Каковы причины возникновения морали? Какие действия человека составили нормы его поведения в обществе? Какие действия человека мешают ему самому и его окружению жить достойным образом? Работа с определениямиКультура – совокупность производственных,общественных и духовных достижений людей. С.И. Ожегов. Мораль – нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. С.И. Ожегов. Мораль – нравоученье, нравственное ученье, правила для воли, совести человека. Моральные истины, нравственные. В.И. Даль. Задание 3. Поразмышляйте, каким образом в разных национальных культурах формируются нормы и правила поведения в обществе? Работа с текстомЗадание № 4.Можно предложить учащимся сравнить как принято в различных культурах: Здороваться; Одеваться; Справлять свадьбы; Относиться к старшим, женщинам, мужчинам, детям и т.д. Если в России при встрече обмениваются пожеланиемздравствовать, то в Германии согласно заведенному порядку желают «Доброго утра» до 12 дня, «Доброго дня» с 12 до 17 и далее следует «Добрый вечер», однако могут ограничиться и простым приветом. В большинстве других европейских стран и в Америке спрашивают: «Как дела?», и в ответ получают обычно: «Хорошо» или «Нормально», затем следует встречный аналогичный вопрос (причем отвечать «Плохо» просто неприлично). В Малайзии вопрошают: «Куда ты идешь?» На что отвечают расплывчато: «Погулять». Еврей пожелает: «Мир вам!», а перс: «Будь весел!» Гренландцы констатируют: «Хорошая погода!» В помощь учителю (приветствия)Русские, европейцы, американцы в качестве приветственного жестаобмениваются дружеским рукопожатием. Пожимающие друг другу правые руки показывают: в них нет оружия и их намерения чисты. Во Франции в неофициальной обстановке даже малознакомые люди целуются при встрече и прощании, касаясь друг друга щеками поочередно и посылая в воздух от одного до пяти поцелуев. Эмоциональные латиноамериканцы обнимаются. Мерзнущие лапландцы трутся друг о друга носами. Дружелюбные японцы кланяются одним из трех видов поклонов - самым низким, средним с углом примерно в 30 градусов или легким. Китайцы тоже кланяются, но с вытянутыми вдоль тела руками. В Индии в знак приветствия руки складывают вместе и уважительно прижимают их к груди. Арабы скрещивают руки на груди. Что касается обрядов для благополучиясемьи, здесь тоже есть свои особенности. Вы, наверное, знаете о том, что с этой целью многие народы любят посыпать пару рисом. Это служит пожеланием в многодетности. В России распространено посыпать молодоженов мелкими монетами, что символизирует их будущий достаток. В Румынии, например, посыпают орехами, а в некоторых странах - даже лепестками роз или пшеном. В помощь учителю (свадебные обряды)В Венгрии есть презабавный обычай подназванием «денежный танец»: невеста выставляет посреди комнаты свои туфли, и все, кто хотят с ней потанцевать, должны сначала бросить в них несколько монет. А в Польше денежные купюры цепляет к платью невесты либо бросают в фату, которую предварительно снимает жених. Это является еще одним свадебным подарком молодым. В Швейцарии брачующиеся садят сосну, а в Норвегии - две молодые елочки. Это символизирует удачу и богатство.Китай Франция ШотландияМексика Япония Россия Самостоятельная работаНаписать в тетради рассуждение натему «Какие нормы и ценности являются общими для всех народов мира и почему?» 1 слайд Культура и мораль Рак Галина Владимировна учитель начальных классов МБОУ СОШ №151 г.Новосибирск
2 слайд Вы узнаете: Что означает слово «культура». Почему культуру называют второй природой. Как возникла мораль.
3 слайд Понятие культура появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней.
4 слайд В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
5 слайд Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать.
6 слайд Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру.
7 слайд Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Поэтому очень важно изучать культуру не только своей страны, своего народа, но и других стран и народов.
8 слайд Культура разных народов Культура включает в себя предметы человеческого труда (материальная культура), а также представления, идеи, ценности и идеалы, традиции и обычаи, нормы и правила (духовная культура).
9 слайд Разновидность духовной культуры Существует много разных видов духовной культуры. Например, политическая культура – это идеалы и жизненные ценности людей в государстве, правовая культура – законы, по которым люди живут в обществе и которые являются обязательными для всех без исключения. Особый вид духовной культуры – мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.
10 слайд
11 слайд Мораль возникла тогда, когда люди осознали, что одни поступки помогают жить, а другие мешают. Например, если помогать друг другу, то жизнь становится легче. А если лениться, ссориться, обманывать, то жизнь людей становится хуже.
12 слайд Постепенно стали складываться представления о хорошем и плохом, о добре и зле. В результате появилась потребность поддерживать (поощрять) хорошие (добрые) поступки и запрещать плохие (злые) поступки.
13 слайд Кроме того, стало необходимо передавать знания о добре и зле следующим поколениям. Эти знания постепенно перешли в нормы поведения.
14 слайд Моральные нормы связаны с понятными всем требованиями: Уважать родителей Выполнять обещания Помогать нуждающимся Не воровать Не убивать Не обманывать и т.д.
15 слайд И всегда, во все времена, осуждались: Трусость Предательство Жадность Жестокость Клевета Лицемерие
16 слайд Что означает слово «культура»? Понятие «культура» появилось в Древней Греции и в переводе с латинского означало «возделывание земли». Предполагалось, что уход за полем – это не просто обработка земли, но и заботливое отношение к ней. В русский язык слово «культура» вошло в середине XIX века. Оно употреблялось в двух значениях: 1) хлебопашество, земледелие; 2) образованность.
17 слайд Почему культуру называют второй природой? Культуру иногда называют второй природой. В отличие от естественной природы, которая может существовать без человека, культура создаётся трудом многих людей, которые продолжают её поддерживать, развивать, обогащать. Кроме того, в отличие от природы, культура не существует в единственном числе. Каждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Вопросы и задания: Приведите примеры материальной и духовной культуры. Объясните, почему возникла мораль. Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.
20 слайд Использованные материалы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы светской этики» 4 -5 классы Москва «Просвещение» 2010 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BC%D0%B8%D1%80&stype=simage&img_url=img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/11/612/11612943_1470229665.jpg&p=880 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=добро%20и%20зло%20картинки&stype=simage&img_url=www.gigart.ru/uploads/posts/2009-04/1241104634_124 images.yandex.ru/yandsearch?text=настроение%20в%20картинках&stype=simage&img_url=i89.beon.ru/50/31/83150/16/2752316/tryt6ryt.jpeg&p=19 http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&text=%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%20%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%86%20%D0%BD%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3&img_url=www.hunter.cuny.edu/classics/russian/russianlinks/vasnetsov-warrior-compressed.jpg&p=8 Слайд 2
Перед вами вопросы, связанные с понятием культура. Попробуйте дать ответ на уже знакомые вам. А на какие из них вы бы хотели получить ответ?
Слайд 3 Что такое культура?Древняя Греция:
Слайд 4 Россия -19 в.Культура:
Слайд 5 Значение культурыКаждый народ в разное время создавал и сейчас создаёт собственную культуру. Эти культуры существуют вместе, обогащая друг друга. Очень важно изучать культуру не только своей страны, но и других стран и народов. Слайд 6 Виды культуры
Слайд 7
Слайд 8 Посуда из берёстыОбыкновенное чудо - посуда из берёсты, которую делали наши предки. Если нужно было донести горячую еду на поле для работающих, то выручали туески* из берёсты. Если нужно сохранить продукты - на помощь приходила посуда из берёсты. Мастера назывались берестянщики, они «шили» из пласта берёсты или плели из узких берестяных лент. Берёсту заготовляли весной, в мае или начале июня, когда дерево в соку. Из пласта берёсты делали короба, туеса для хранения муки, круп и других сыпучих продуктов, корзины и многое другое. В берестяную посуду сливали молоко для квашения. Для питья использовали берестяные черпаки. Изделия из берёсты очень прочны, они могли служить до 25 лет! Умения передавались из поколения в поколение. Слайд 9 ФизминуткаРаз – поднялись, потянулись. Слайд 10
Слайд 11 Золотое правило моралиПоступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой! Слайд 12 Правила морали
Слайд 13 МорозкоСлайд 14
Живало-бывало, - жил дед да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Слайд 15
Тепло ли тебе, девица? Слайд 16
Старухина дочь сидит, зубами стучит. Слайд 17 Домашнее заданиеВместе с родителями составьте свод правил, принятых в вашей семье – страница №9. Посмотреть все слайды
Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Обществознание"Основная цель презентации по обществознанию - изучить общество и разобраться в социальных процессах. В данном разделе сайта собраны готовые презентации охватывающие всю школьную программу по обществознанию. Здесь Вы можете найти и скачать готовую презентацию по обществознанию для 6,7,8,9,10,11 класса. Хорошо иллюстрированные и грамотно составленные презентации помогут учителю провести урок в увлекательной форме, а учащиеся могут использовать их для подготовки к уроку, повторения уже пройденного материала или же в качестве визуального сопровождения при выступлении с докладом.
УчебникДанилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2010. Формы и виды деятельности
ОборудованиеКомпьютер, проектор, тесты, презентация Основные термины и понятияКультура, мораль, моральные нормы. Ход урока1 Организация деятельности учащихсяЯ спешу сказать вам – Здравствуйте
, 2 Беседа с учащимися. Примерный планПрезентация «Культура и мораль»Чтобы просмотреть презентацию в полноэкранном режиме, кликните на двунаправленную стрелку в правом верхнем углу кадра!Тема урока: Культура и моральПриветствиеЯ спешу сказать вам – Здравствуйте
, Игрушка и Друг
Система взглядов и представлений, регулирующая поведение людейЕсли проще, то как называется внешний контроль поведения, если внутренний контроль называется «совесть», а государственный контроль называется «право»? Мораль . Именно так и звучит первая часть темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия «мораль», «культура», и как они связаны друг с другом. МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ
- различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро и зло, справедливость и несправедливость. Мораль и ложьОдна из самых распространённых норм гласит: не лги . Однако, она чаще всего нарушается. Если ложь не связана с нарушением закона, например, лжесвидетельством на суде, то за неё не накажут - не оштрафуют и не посадят в тюрьму. То есть юридическая ответственность за ложь не наступит. Зато наступит другая ответственность – моральная. Недаром говорят: «сколько верёвочке не виться, а конец всё равно будет». Ложь рано или поздно выходит наружу! Ещё говорят: единожды солгав - кто тебе поверит? Лживый человек приобретает репутацию лгуна. Наступает моральная ответственность, т.к. с репутацией лгуна жить несладко. К нему относятся с подозрением, в деловые отношения с ним не вступают. Ябедничество стоит рядом с ложью, и тоже осуждается морально. Мораль и завистьДругая моральная норма гласит: не завидуй . Люди с давних пор не любят завистников. Один очень известный философ Клод Гельвеций писал: «Из всех страстей зависть самая отвратительная. Под знаменем зависти шефствуют ненависть, предательство и интриги» . Кто же таких людей будет уважать? Отсюда и моральная ответственность, поскольку завистник не умеет скрывать своих чувств, они у него на лице, на языке, и в делах. С такими людьми тяжело иметь дело, и от этого завистники многое теряют в главном - в общении, в отношениях с людьми. А.С.Пушкин написал прекрасное произведение «Моцарт и Сальери», в нём показано, как в одном человеке может ужиться гений и злодей: Сальери убивает Моцарта из-за безумной страсти - зависти к его таланту. Мораль и жадностьЕщё одно моральное правило – «не жадничай». Его нарушение является одним из самых отвратительных явлений нашей жизни. Известны случаи, когда из-за жадности предавали товарищей, общее дело, и даже близких. И за жадность не наказывают по закону, потому что таких законов нет. Но жадность один из великих источников преступлений, из-за неё крадут, подделывают документы, деньги, обманывают продавцов и покупателей, и даже убивают. Жадность можно сравнить с болезнью от которой не так-то легко вылечиться, именно поэтому жадных людей и не любят, это отразилось и в народных пословицах:
МоральМораль - это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов «Золотое правило» моралиПоступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе Во всех религиях есть это «золотое правило»Христианство
Возлюби ближнего своего, как самого себя Ислам
Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя Буддизм
Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову Какие составляющие морали вы можете назвать?(Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали?)
А сейчас, я предлагаю вам выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество. КультураМораль является элементом культуры. А что такое культура?
Как вы понимаете это высказывание? ВЫВОД: Таким образом, мы с вами сегодня выяснили, что эти два понятия неразрывно связаны друг с другом, и что они по-настоящему являются постоянными спутниками честного и воспитанного человека РазмышлениеВ коробке находятся предметы:
С точки зрения понятий «культура» и «мораль» объясните, как могут вам пригодиться эти предметы? Подводим итогиЭтика - наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле Культура - это всё что создаёт человек:
Мораль - это привычки, обычаи, правила поведения Сегодня на уроке:
Домашнее заданиеСоставить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье. 3 Работа с учебникомПримерный план беседы:
4 Домашнее заданиеСоставить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей семье 5 Занимательный материал к уроку1. А. Маркуша. Тихая ЗояТекст рассказаВ четвёртом классе «А» завелась такая ехидная девчонка – Зоя Шаламова. Стоило учительнице открыть дверь, Зоя поднимала руку. – Что у тебя, Зоя? – терпеливо спрашивала учительница. – Сегодня Володя Петухов и Гуляев Витя кидались в нас бумажными шариками, а Семенков Женя говорил нехорошие слова… – Садись, – отвечала учительница, – мы потом поговорим об этом. Но стоило учительнице снова появиться в классе, как все начиналось сначала. – Можно сказать? – вежливо спрашивала Зоя и, получив разрешение, докладывала: – Володя Петухов написал на стенке, а Гуляев Витя показал язык Семенкову Жене… – Садись, – говорила учительница и тяжело вздыхала. – Мы потом поговорим об этом. Надо заметить, учительница была умная и никогда не пыталась выяснять у Зои, кто, где, как и почему напроказил. И все равно Зоя не унималась. Вызывали в школу мать Зои. Но та, к сожалению, не поняла, в чем же виновата её дочь, она даже возмутилась: – Наша Зоенька всегда говорит правду! Я её так с самого детства приучила. Значит, ваши мальчишки действительно кидаются бумажными шариками, говорят нехорошие слова, и пишут на стенках, и показывают друг другу язык. Вот их родителей и вызывайте! Никто не знал, что делать с Зоей Шаламовой, как «привести её в чувство», даже учительница не знала. А вот ребята нашли выход. Точно не помню, как это случилось, но случилось: Зоя перевернула чернильницу, да так неловко, что у Гуляева Вити вся спина стала фиолетовой. И тогда Семенков Женя сказал: – После уроков пойдёшь к Витькиной матери и скажешь, что это ты вылила на него чернила. – Но я же не нарочно. – Все равно, пойдёшь и скажешь, что вылила ты. Если хочешь, можешь объяснить, что не нарочно. Зоя не пошла. И тогда все мальчишки четвёртого класса «А» отправились следом за Зоей. А потом, когда вредная Зоя скрылась за своей дверью, они по одному звонили в звонок и каждый объяснял маме Шаламовой, что её дочка Зоя вылила чернила на спину Гуляеву Вите. После двенадцатого объяснения мама Шаламовой закричала страшным голосом: – Ну, вылила, вылила, вылила! Девочка плачет, чего вы ещё хотите? – Мы хотим, – сказал Семенков Женя, – чтобы она пошла к Витькиной матери и сама на себя нажаловалась. А если не пойдёт, – пообещал Женя, – мы и завтра, и послезавтра, и всегда будем приходить к вам и рассказывать… Пока Зойка сама на себя не нажалуется… Больше при появлении учительницы Зоя не поднимала руки и не лезла ябедничать. Вылечилась раз и навсегда. Вопрос:
2. Старый дед и внучекТекст басниСтал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят: сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: – Что ты это делаешь, Миша? А Миша и отвечает: – Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить. Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним. Вопросы:
|
Популярное:
К чему снится внучка? Если снится внук |
Новое
- Фаршированный сазан в духовке в фольге — как готовить сазана в духовке на домашней кухне
- Тушеная утка с яблоками и не только Тушить утку кусочками в духовке
- Гуляш из свинины в томатно-сметанном соусе
- Диетические сырники из творога без муки в духовке – рецепт с фото
- Как приготовить кукурузу в духовке Как готовить кукурузу в духовке
- Мидии, маринованные по-корейски
- Картошка в духовке с чесноком и майонезом: рецепты и особенности приготовления Запеченная картошка с чесноком
- Как приготовить утку в духовке с картошкой
- Сырники без яиц: рецепт приготовления Творожное без яиц
- Польза и вред варенья из клубники