Главная - Спорт для детей и взрослых
Произведения анатолия рыбакова список. Анатолий Наумович Рыбаков. Биографическая справка. Официальное творчество в ссср

14.01.2011

Писатель, сценарист Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов, Рыбаков - фамилия матери) родился 14 января (1 января по старому стилю) 1911 г. в городе Чернигове (Украина) в семье инженера.

В 1919 г. семья переехала в Москву и поселилась на Арбате, в доме № 51, описанном позже Рыбаковым в повестях и романах. Учился Анатолий Рыбаков в бывшей Хворостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы (тогда были девятилетки) он окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (МОПШК), где преподавали лучшие педагоги того времени.

После окончания школы Анатолий Рыбаков работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофером. В 1930 г. он поступил на автодорожный факультет Московского Транспортно-экономического института.

5 ноября 1933 г. студент Рыбаков был арестован и осужден на три года ссылки по статье 58-10 - контрреволюционная агитация и пропаганда. По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, Рыбаков скитался по стране, работал шофером, слесарем, трудился на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина (ныне Тверь), Рязани.

Незадолго до войны он жил в Рязани, где встретил свою первую жену, бухгалтера по профессии - Анастасию Алексеевну Тысячникову, в октябре 1940 г. у них родился сын Александр.

В 1941 г. Анатолий Рыбаков был призван в армию. С ноября 1941 года по 1946 год служил в атомобильных частях, участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Войну закончил в звании гвардии инженер-майора, занимая должность начальника автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса. "За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками" Рыбаков был признан не имеющим судимости, а в 1960 г. он был полностью реабилитирован.

Демобилизовавшись в 1946 г., Анатолий Наумович вернулся в Москву. Тогда же он начал свою литературную деятельность, стал писать приключенческие повести для юношества. Его первая повесть "Кортик" была опубликована в 1948 г., в 1956 г. было опубликовано ее продолжение - повесть "Бронзовая птица", а в 1975 г. - третья заключительная часть трилогии - "Выстрел".

Он автор трилогии "Приключения Кроша", романов "Водители" (1950), "Екатерина Воронина" (1955), "Лето в Сосняках" (1974). В 1978 г. был издан роман "Тяжелый песок", в 1987 г. - роман "Дети Арбата", написанный еще в 1960-х гг., продолжение которого "Тридцать пятый и другие годы" вышел в 1989 г.

В 1990 г. был издан роман "Страх", а в 1994 г. - "Прах и пепел". В 1995 г. вышло собрание сочинений Анатолия Рыбакова в семи томах, а через два года - автобиографический "Роман-воспоминания".

По книгам писателя поставлены кино- и телефильмы. В 1957 г. был экранизирован его роман "Екатерина Воронина", в 2005 г. вышел телесериал "Дети Арбата", в 2008 г. - телесериал "Тяжелый песок". По его сценариям были экранизированы повести "Кортик" (1954), "Приключения Кроша" (1961), "Бронзовая птица"(1973), "Последнее лето детства" (1974), снят сериал "Неизвестный солдат" (1984).

В 1990-ее гг., когда развалился Советский Союз, Анатолий Рыбаков, не приняв перемен произошедших в стране, уехал в США, но он не эмигрировал. Он приезжал на родину каждый год фактически на 4-5 месяцев, был в курсе всего, что здесь происходит, принимал участие в литературной и общественной жизни России.

С 1989 по 1991 год Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра, с сентября 1991 г. - почетным президентом российского ПЕН - центра.

С 1991 г. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР.

Рыбаков был почетным доктором философии Телль-Авивского университета (1991).

Он был награжден орденами Отечественной войны I и II степеней, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов. Был лауреатом Государственной премии СССР (1951), Государственной премии РСФСР (1973).

Анатолий Рыбаков скончался 23 декабря 1998 г. в Нью-Йорке. За полгода до этого он перенес операцию на сердце. Похоронен 6 января 1999 года в Москве на Ново-Кунцевском кладбище.

В 1978 г. Анатолий Рыбаков женился в третий раз. Его женой стала Татьяна Марковна Винокурова-Рыбакова (в девичестве - Беленькая), с которой он прожил до конца своей жизни. Она скончалась в 2008 г.

У него было два сына: от первого брака - Александр (1940-1994), от которого у него осталась внучка - Мария Рыбакова (1973 г.р.), писательница, автор романов "Анна Гром и ее призрак", "Братство проигравших" и сборника "Тайна".

От второго брака - Алексей Макушинский (1960 г.р.), взявший фамилию своей матери, по другим источникам - фамилию бабушки по материнской линии. Поэт, прозаик и эссеист, профессор университета в городе Майнц (Германия).

В 2006 г. известный документалист Марина Голдовская сняла фильм-портрет "Анатолий Рыбаков. Послесловие", посвященный жизни и творчеству писателя.

Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия Аронов) родился 1 (14) января 1911 года в Чернигове в семье инженера, с 1919 жил в Москве.

Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращённо - МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны. По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе грузчиком, потом шофёром.

После окончания школы в 1930 поступил в Инженерно-транспортный институт. Арестованный в 1933 по обвинению в контрреволюционной пропаганде (статья 58-10), был сослан на 3 года в Сибирь. Отбыв наказание, был лишен права проживания в больших городах, жил и работал в Уфе, Калинине, Рязани и др. Призванный в армию в начале Великой Отечественной войны, воевал рядовым, затем получил офицерское звание, в 1960 судимость была с него снята.

Демобилизовавшись в 1946 , приступает к работе над детской приключенческой повестью «Кортик» (1948 ), действие которой происходит в годы Гражданской войны и нэпа; ее продолжением явилась повесть «Бронзовая птица» (1956 ). Построенные на остром сюжете, насыщенные романтикой, книги Рыбакова много раз переиздавались. Юношеству адресована и трилогия, в которую входят повести «Приключения Кроша» (1960 ), «Каникулы Кроша» (1966 ) и «Неизвестный солдат» (1970 ). Ведя повествование от лица героя, на глазах читателя превращающегося из подростка в юношу, Рыбаков показывает, как идет процесс становления характера, вырабатываются нравственные принципы, определяется место в жизни. Повестям Рыбакова свойственны напряженность развития сюжета, легкость стиля, теплое сочувствие писателя своим юным героям.

В отмеченном Государственной премией романе «Водители» (1950 ) писатель обращается к изображению людей, близких ему по прежней профессии инженера-автомобилиста. Написанная по канонам «производственного» романа, книга Рыбакова привлекает более всего дотошным знанием, точным изображением подробностей жизни людей, работающих на автотранспортном предприятии: именно на этой - трудовой - сфере целиком сосредоточен интерес автора. Типично «производственными» романами оказались и вскоре написанные книги Рыбакова «Екатерина Воронина» (1955 ) и «Лето в Сосняках» (1964 ): и здесь центральными оказываются проблемы, возникающие в коллективе людей, работающих на большом предприятии. Стремясь укрупнить масштабы повествования, Рыбаков выходит за рамки рассказа о производстве: в романах писателя обнаруживается настойчивое желание утвердить мысль об ответственности человека перед собой и другими за все происходящее в жизни.

Новый для себя шаг сделал Рыбаков романом «Тяжелый песок» (1979 ): широко раздвинулись временные рамки и поле изображения, судьбы многочисленных персонажей оказались сопряженными с движением истории. Добиваясь достоверности повествования, Рыбаков вместе с тем пишет страстно, боль определяет тональность романа. К 1910 относится начало истории еврейской семьи, о которой рассказывается в романе, завершается эта история в страшном для ее членов 1943. Эпоха, границами которой очерчено повествование, вполне обнаруживает свой бесчеловечный характер, с такой жестокой силой сказавшийся в жизни - и смерти - героев романа Рыбакова.

Одним из самых заметных событий в литературе конца 1980-х стал роман Рыбакова «Дети Арбата»: замысел его относится к концу 1950-х, работа над ним продолжалась долго. Журнал «Новый мир» анонсировал роман в 1967 , а «Октябрь» - в 1979 , однако он был впервые опубликован лишь в 1987 . События, о которых рассказывалось здесь, получили продолжение в романе «Тридцать пятый и другие годы» (1988 ), второй книгой которого явился роман «Страх» (1990 ), а третьей - роман «Прах и пепел» (1994 ). В этих многоплановых психологических романах дается яркая картина советского общества в эпоху начинающихся - все ширящихся, захватывающих все слои - сталинских репрессий: люди разных поколений, живущие в разных концах страны, оказываются под все усиливающимся страшным гнетом бесчеловечной диктатуры.

Писатель не просто рассказывает о событиях, страшную власть которых все отчетливее ощущают на себе персонажи его повествования, но и стремится исследовать психологию общества 1930-х, где все глубже поселявшийся в душах людей страх лишь постепенно вытеснял их веру в целесообразность происходящего.

Точно воспроизводя приметы времени, Рыбаков выходит теперь к художественному осмыслению процесса противоборства разных представлений о путях исторического развития. Одним из первых писатель заставил задуматься читателей о справедливости казавшегося незыблемым принципа превосходства точки зрения коллектива над индивидуальной: названием одной из частей трилогии - «Страх» - определяется старательно насаждавшееся тогда в советском обществе чувство, позволяющее сделать человека покорным. Одним из первых также предпринял Рыбаков попытку объяснить характер Сталина и причины, позволявшие в течение нескольких десятилетий миллионам людей вопреки всему верить в мудрость вождя и справедливость проводимой им государственной политики, которая вела к уничтожению миллионов советских граждан. Рыбаков показывает, как последовательно, не останавливаясь ни перед чем, укрепляет свою власть диктатор, решительно подавляющий всякое проявление инакомыслия. Но в романе идет речь и о том, как вызревает в людях понимание чудовищности происходящего, понимание подлинного - трагического - смысла процессов в жизни общества, направлявшихся жестокой рукой вождя.

С 1989 по 1991 Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра, с сентября 1991 - почётным президентом российского ПЕН-центра. С 1991 занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. Почётный доктор философии Тель-Авивского университета (1991 ).

А. Н. Рыбаков (Аронов) родился 1 (14) января 1911 года в Чернигове в еврейской семье инженера Наума Борисовича Аронова и его жены Дины Абрамовны Рыбаковой.

С 1919 года жил в Москве, на Арбате, д. 51. Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. В этой же школе и в это же время учился Юрий Домбровский. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе-коммуне (сокращенно МОПШКа) во 2-м Обыденском переулке на Остоженке. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов гражданской войны.

По окончании школы работал на Дорогомиловском химическом заводе, грузчиком, потом шофёром.

В 1930 году поступил в Московский институт инженеров транспорта.

5 ноября 1933 года арестован и Особым совещанием коллегии ОГПУ осужден на три года ссылки по статье 58-10 (Контрреволюционная агитация и пропаганда). По окончании ссылки, не имея права жить в городах с паспортным режимом, скитался по России. Работал там, где не надо заполнять анкеты. С 1938 года по ноябрь 1941 года работал главным инженером Рязанского областного управления автотранспорта.

С ноября 1941 года по 1946 год служил в Советской армии в автомобильных частях. Участвовал в боях на различных фронтах, начиная от обороны Москвы и кончая штурмом Берлина. Последняя должность — начальник автослужбы 4-го Гвардейского Стрелкового корпуса, звание — гвардии инженер-майор. «За отличие в боях с немецко-фашистскими захватчиками» признан не имеющим судимости.

В 1960 году полностью реабилитирован.

А. Н. Рыбаков умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Поэт, прозаик и эссеист Алексей Макушинский — сын Анатолия Рыбакова. Писательница Мария Рыбакова — внучка А. Н. Рыбаков

Анатолий Рыбаков был президентом советского ПЕН-центра (1989—1991), секретарём правления Союза писателей СССР (с 1991). Доктор философии Тель-Авивского университета.

С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910-1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии "Холокоста" и мужестве Сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа).

Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия Тридцать пятый и другие годы (кн. 1, 1988; кн. 2 - Страх, 1990; кн. 3 - Прах и пепел, 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.

Этот очень интересный человек - писатель и общественный деятель - жил в непростое время. Можно сказать, что он повторил судьбу кумира не одного поколения Александра Солженицына. Его книги сделались символом целой эпохи, и даже сейчас, по прошествии времени, они не утратили ни своей новизны, ни литературной ценности.

Семья и детство Анатолия Рыбакова

Биография будущего писателя началась в деревне Держановке Черниговской губернии (теперь это территория Украины). Он родился 11 января 1911 года в семье инженера. Фамилия отца Анатолия была Аронов, а матери Рыбакова. В автобиографии он всегда указывал город Чернигов. Возможно, Рыбаков стеснялся своего деревенского происхождения.

В зрелом возрасте, уже став писателем, Анатолий Наумович взял в качестве творческого псевдонима, а затем и уже навсегда, фамилию матери. Отец Рыбакова служил на винокуренном заводе, а дед был старостой в синагоге. После отмены черты оседлости родители мальчика переехали в Москву. Это случилось в 1919 году. Жили они на Арбате, в том самом доме, который будет потом описан в произведениях писателя. Учился он в Хворостовской гимназии, а завершал образование в особой опытной школе-коммуне Москвы, где преподавали лучшие тогдашние педагоги.

Юность

После окончания школы мальчик пошёл работать на Дорогомиловский химзавод. А в 1930 году он поступил в Московский транспортно-экономический институт. Но биография Анатолия Рыбакова через три года внезапно и ужасно изменилась. Будучи студентом, он был арестован за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Правда, по тем временам он получил не такой уж и большой срок - три года ссылки. Освободившись, Анатолий не мог работать в больших городах, где существовал паспортный режим. Поэтому ему приходилось наниматься то слесарем, то водителем, то грузчиком в провинции России - Рязани, Твери, а также в Татарстане и Башкирии. Возможно, потому его и не ждали дальнейшие аресты. Он никогда не заполнял анкет и словно сделался невидимым для органов госбезопасности.

Война и начало творческой деятельности

Биография Анатолия Рыбакова имеет и армейские страницы. С началом Великой отечественной его призвали. Служил он в основном в автомобильных частях и видел самые знаменитые битвы - от обороны Москвы до штурма Берлина. Он получил звание гвардии инженер-майора, а за военные заслуги с него сняли судимость.

Во время хрущёвской оттепели в 1960 году Анатолия Рыбакова полностью реабилитировали. Но ещё в 1946 после демобилизации он вернулся в Москву и начал пробовать себя в литературном жанре. Первыми писательскими успехами стали повести, написанные для молодых людей.

Официальное творчество в СССР

Биография писателя Анатолия Рыбакова началась в 1948 году. Тогда была опубликована его первая повесть «Кортик». Именно её он подписал псевдонимом - фамилией матери. С тех пор писатель вошёл в историю не как Аронов. Отныне он сделался Анатолием Наумовичем Рыбаковым. Биография его в области литературы имела как бы двойное дно. Он может считаться официозным писателем, поскольку, к примеру, получил Государственную премию Советского Союза ещё в 1951 году за не очень-то примечательный в художественном отношении, зато идейно правильный роман «Водители». Хотя и в нём было кое-что от личного опыта Анатолия.

Интересно, что на премию, по слухам, его рекомендовал Сталин, которому роман приглянулся. Правда, автора то включали в список претендентов, то выбрасывали, как контрреволюционера. Но в итоге всё же оставили. А вот его авантюрные повести, такие как продолжение «Кортика» «Бронзовая птица» или же серия о приключениях и каникулах Кроша, были очень популярны у юношества шестидесятых. Тайны, романтика с пионерско-мальчишеским привкусом, старинные артефакты - всё это было внове и манило свежестью.

В 1970 году был опубликован знаковый роман писателя «Неизвестный солдат», а в 1978 «Тяжёлый песок». Он уже смотрелся диссонансом, поскольку рассказывал о тяжёлой судьбе еврейской семьи, да ещё и на фоне тогдашнего советского антисемитизма.

Что писалось в стол

Но оказалось, биография Анатолия Наумовича Рыбакова не так уж проста. Он со времен шестидесятых годов двадцатого века тайно писал роман, основанный на воспоминаниях о жизни обычных людей в московской коммунальной квартире в самом начале времен сталинских репрессий. Твардовский хотел его издать, как только прочёл. Но цензура не пропустила роман. Как только началась перестройка, в 1987 году Рыбаков издал эту книгу под уже всемирно известным названием «Дети Арбата». Произведение имело эффект разорвавшейся бомбы. Вместе с фильмом Абуладзе «Покаяние» оно стало символом перестройки. Противостояние Саши Панкратова, альтер эго писателя, и Иосифа Сталина - правителя, для которого имеет значение только власть, но не человеческие жизни - наверное, было лучшим из того, что написано на эту тему.

Продолжением романа стала трилогия «Тридцать пятый и другие годы», где говорится о том, что случилось в дальнейшем с детьми Арбата - героями первой книги. Входят в трилогию роман «Страх», опубликованный в 1990 году, и «Прах и пепел», изданный в 1994. Считается, что цикл романов о детях Арбата - это пик творчества Анатолия Рыбакова. После этого в 1997 году он издал только мемуары - автобиографический роман с документальными воспоминаниями.

Последние годы жизни

С книгами о сталинских репрессиях и периоде Большого террора к Анатолию Рыбакову, краткая биография которого изложена выше, пришла всемирная слава. Его произведения стали переводиться на другие языки и были изданы в 52 странах мира. Писатель становится активным общественным деятелем и даже - до 1991 года - возглавляет советский ПЕН-центр. Идентичностью Рыбакова было чувство русского советского еврея. Он был свободным и независимым человеком.

Но в то же время ощущал себя частью еврейского народа. В середине девяностых после распада СССР Рыбаков тяжело заболевает. Чтобы сделать операцию, он уезжает в Соединённые Штаты. Но уже слишком поздно. 23 декабря 1998 года Анатолий Рыбаков умирает в больнице Нью-Йорка. Похоронен он в Москве на Кунцевском кладбище. По романам «Дети Арбата» и «Тяжёлый песок» были сняты телесериалы уже после смерти писателя в 2000-х годах.

Биография Анатолия Рыбакова: кратко о семье писателя

Женой писателя стала не менее известная женщина - Татьяна Винокурова, дочь бывшего наркома пищепрома Микояна, который был и автором, и жертвой сталинских репрессий. Она долгое время была редактором журнала «Кругозор». Один из двух сыновей Анатолия Алексей тоже стал литератором. Он издавался в России под псевдонимом Макушинский, а сейчас живет в Германии в городе Майнце и работает в тамошнем университете на кафедре славистики. Старший сын писателя умер ещё в 1994 году при жизни отца. Его дочь и внучка Анатолия Рыбакова Мария унаследовала семейный дар к писательству. Она является автором популярных романов, таких как «Братство проигравших» и другие.

Анатолий Наумович Рыбаков

(1911-1998)

Анатолий Наумович Рыбаков родился в 1911 году в украинском городе Чернигове, но уже в раннем возрасте переехал вместе с родителями в Москву, и все детские впечатления и воспоминания Рыбакова связаны с жизнью большого города 20-х годов. Здесь, в Москве, он вступил в пионеры, когда только образовывались первые пионерские организации, здесь учился в знаменитой тогда школе-коммуне имени Лепешинского, здесь стал комсомольцем, здесь рано начал свою трудовую жизнь на Дорхимзаводе. В 1930 году А.Н.Рыбаков поступил в Московский институт инженеров транспорта и впоследствии стал инженером-автомобилистом. Вторая половина 30-х годов - время скитаний Рыбакова по стране; тогда будущий писатель увидел многие города и переменил много профессий, по-настоящему узнал людей и жизнь.1
В годы Великой Отечественной войны Рыбаков - фронтовой офицер, начальник автослужбы стрелкового корпуса.
Литературный путь А.Н.Рыбакова начался после войны, когда писателю было уже 37 лет. Тогда, в 1948 году, вышел в свет и сразу же завоевал читательские сердца «Кортик» - увлекательные приключения Миши Полякова и его друзей, разыскивавших таинственное оружие, исчезнувшее еще во время первой мировой войны. Повесть была написана по всем правилам приключенческого жанра: энергичное действие, романтическая тайна и неожиданные повороты сюжета - вот главные пружины, скреплявшие разнообразные картины и события этой книги и держащие ее маленького читателя в напряженном ожидании необыкновенного. Но были уже в этой веселой повести еще две особенности, характерные именно для таланта Рыбакова, определенные его биографией и его отношением к миру.
Во-первых, колорит времени, краски эпохи его детства, на которое ложились яркие отсветы недавней революции, ощутимое дыхание только что притихшей гражданской войны, непримиримых классовых столкновений - ими определяются все переживания, мечтания и поступки Миши Полякова и его товарищей, всегда просто устанавливающих и точно знающих, что хорошо и что плохо, на чьей они стороне и потому как именно им следует поступать и действовать. Раздумиям, сомнениям, колебаниям здесь нет места.2
Во-вторых, здесь четко обозначились основные нравственные качества героя Рыбакова; герой «Кортика» при всех своих детских чертах уже маленький мужчина, решительный, любознательный, энергичный, всегда поступающий в согласии со своими убеждениями и представлением о хорошем и плохом. Это останется навсегда, все любимые герои А.Рыбакова, сколько бы им ни было лет, чем бы они ни занимались и как бы они ни назывались, строго хранят комплекс мужской чести, где на первом месте мужественная отвага и готовность отстаивать справедливость, а подлость всегда называется подлостью, в какие бы одежды она ни рядилась.
«Кортик» имел большой читательский успех, но А.Рыбаков не пошел но уже проторенному пути вслед за первой книгой, а попробовал свои писательские силы совсем в ином жанре. В 1950 году он издал большой роман «Водители», которому в 1951 году была присуждена Государственная премия СССР. Это была книга о шоферах и шоферском труде, о радостях и горестях рабочего человека, о проблемах современного производства. Ни материал, ни сюжет, ни стиль романа нисколько не напоминали первую повесть А.Рыбакова, и только имя героя «Водителей», молчаливого начальника автобазы - Михаил Григорьевич Поляков, - выдавало внутреннее намерение автора дать картину судьбы поколения, начавшего свой путь при свете первых пионерских костров и принявшего на свои плечи главный груз великой войны. Но пока это было только отдаленное намерение, и связь между героем «Кортика» и героем «Водителей» была чисто условной, важной главным образом для автора, который, надолго расставаясь с воспоминаниями своей юности, делал знак, что не хочет оставить их навсегда. 2
Первый «взрослый» роман Рыбакова Водители (1950; Государственная премия СССР, 1951) посвящен людям, хорошо знакомым автору по прежней профессии инженера-автомобилиста, и принадлежит к лучшим образцам «производственной» прозы, подкупая достоверностью изображения, умелым воссозданием трудовых будней автобазы провинциального городка, тонкой индивидуализацией характеров.
Непростые проблемы взаимоотношений в коллективе волжских речников в центре второго «производственного» романа Рыбакова Екатерина Воронина (1955; одноименный фильм 1957, реж. И.М.Анненский). В романе «Екатерина Воронина» речь опять шла о работниках транспорта, но теперь о тех, кто трудится в речных портах, на пароходах, кто связан с водой, с Волгой. В «Екатерине Ворониной» А.Рыбаков продемонстрировал еще одну грань своего писательского дарования - знание женской психологии и умение ее изображать. В романе Лето в Сосняках (1964) напряженная жизнь большого предприятия показана писателем через призму психологического конфликта честного горемыки и тупого догматика, что отражало реальное взрывоопасное противоречие «застойного» времени.1
Но, окончив роман о взрослой женщине «Екатерина Воронина», диспетчере волжского порта, писатель сразу же вернулся к приключениям своих маленьких героев, полюбившихся маленьким читателям; он пишет «Бронзовую птицу» (1956) - продолжение приключений Миши Полякова и его друзей в летнем пионерском лагере. И снова книга имеет успех, и снова ее автор ищет новых тем и новых литературных путей, перемежая работу над книгами о Кроше с работой над «взрослыми» произведениями - киносценариями, пьесами и небольшим по объему, но очень серьезным по содержанию романом «Лето в Сосняках» (1964), где впервые в своем творчестве применяет прием сопряжения разных временных планов, когда действие свободно переходит из прошлого в настоящее и обратно. Он воспользуется этим приемом в повести «Неизвестный солдат».
Три повести А. Рыбакова о Кроше широко известны в России и юному, и взрослому читателю. Первая из них – «Приключения Кроша» – вышла в свет в 1960 году, вторая – «Каникулы Кроша» – в 1966 году, третья – «Неизвестный солдат» – в 1971 году. По своей популярности они могут соперничать со знаменитым «Кортиком», которым А.Рыбаков начинал свой литературный путь
и который хорошо знаком уже многим сменившимся поколениям маленьких школьников, любителей веселых и опасных приключений.
Подобное сочетание легкого и веселого с серьезным и поучительным характерно вообще для творчества А.Рыбакова в целом, писателя столько же детского, сколько и взрослого. С самого начала литературного пути А.Рыбакова идут параллельно две самостоятельные струи его творчества - увлекательные приключения о детях и для детей и социальные романы о взрослых и для взрослых. Но почему все-таки книги о Кроше можно смело назвать «новым» для А.Рыбакова явлением по сравнению с первыми его детскими повестями? Ведь и здесь, как и в «Кортике», как и в «Бронзовой птице», главные персонажи - школьники, ведь и здесь в центре сюжета веселые и забавные происшествия, только на этот раз случившиеся на автобазе во время производственной практики одного восьмого класса, ведь и здесь герой повести наделен чертами любознательности, мужественной отваги и честности, которые уже ясно проглядывали в Мише Полякове.
Новым было, прежде всего, то, что Крош, Сережа Крашенинников, жил и действовал не когда-то давно, а в то самое время, когда писалась о нем книга, он был современником и своего создателя, и своего читателя, и яркие приметы городской жизни 60-х годов вошли уже в «Приключения Кроша», чтобы еще свободнее и обильнее вылиться на страницах «Каникул Кроша». Читатель приключений Кроша - и юный и взрослый (а Крош быстро завоевал симпатии и того и другого) - имел полную возможность сверить поступки героя, обстановку его жизни, его язык, суждения, шутки с тем, что он сам только что видел, слышал, думал и пережил, а эта самостоятельная работа всегда доставляет читателю особенное дополнительное удовольствие. Знакомясь с историческим повествованием, без специальной подготовки читатель лишен этой возможности уверенно судить, «похоже» или «непохоже» изобразил то или иное явление писатель. Читая современную книгу о современном герое, читатель вольно или невольно, но непременно выносит такое суждение, а если читатель относит себя к разряду думающих и сознательных читателей, то даже и обязан вынести это суждение. При этом, однако, необходимо помнить, что искусство не есть простой и точный «слепок» с жизни, что каждое художественное произведение имеет еще всегда, так сказать, дополнительный эстетический «коэффициент», то есть свою особую задачу и особое выражение авторского отношения к изображаемому. Эстетический коэффициент Рыбакова в приключениях Кроша - юмор, его веселая и необидная улыбка, с которой писатель наблюдает, как его герой взрослеет, одерживая маленькие победы и выдерживая маленькие поражения. Юмор, с которым писатель передает исповедь Кроша, сохраняет для читателя истинный масштаб событий жизни героя - значительных для него самого, но не столь уж громадных для всего остального человечества, другими словами, одновременно и действительно серьезных и действительно обыкновенных.
И вот здесь происходит переход к другой новой черте детских повестей Рыбакова 60-х годов по сравнению с более ранними его повестями. Хотя прошло уже почти два десятилетия, как Крош впервые появился на Свет, думается, что и сегодняшний читатель легко признает его своим современником. Обаятельность и притягательность характера этого героя, созданного А.Рыбаковым в 60-е годы, неотделимы от его современности. Современен самый взгляд Кроша на мир, на жизнь, где он прежде всего хочет различать мнимое и настоящее от фальшивого, выспреннего и преувеличенного.
Особняком в творчестве А. Рыбакова стоит роман «Тяжелый песок» (1979). Этот роман был напечатан на страницах журнала «Октябрь». Роман «Тяжелый песок» стал для русско-еврейского читателя литературной сенсацией: впервые в русской литературе после 1930-х гг. появился роман, посвященный почти исключительно еврейской жизни. Роман посвящен истории любви Рахили и Якова Ивановских - странице истории еврейского народа. С трудом из-за непривычности тематики пробившийся в советскую печать и сразу принесший Рыбакову огромную популярность роман «Тяжелый песок (1978) повествует о жизни еврейской семьи в 1910 – 1940-х годах в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии «Холокоста» и мужестве Сопротивления. Рыбаков прослеживает жизнь разветвленной еврейской семьи Ивановских-Рахленко с дореволюционного времени до Второй мировой войны (с 1909 г. по 1942 г.) и гибель большинства ее представителей во время нацистской оккупации Украины. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику (образ главной героини, прекрасной возлюбленной, затем жены и матери Рахили на последних страницах является как полуреальное олицетворение гнева и мести еврейского народа). Фон романа, еврейская жизнь на Украине в довоенный период, воссоздан автором на основе документальных материалов, собранных во время поездок Рыбакова по местам уничтожения евреев, тема Катастрофы дана масштабно и бескомпромиссно. В основе романа лежит идея о бессмертии еврейского народа, о его героизме, человечности, стойкости. (Некоторые материалы и варианты романа, а также письма читателей Рыбаков передал в 1991 г. Тель-Авивскому университету.)
Замысел антисталинского романа о своем поколении возник у Рыбакова в конце 50-х годов. И следующим этапам творчества Рыбакова стали романы о жизни советского общества в годы сталинского террора: «Дети Арбата» (1986), «Тридцать пятый и другие годы» (1989), «Страх» (1990), объединенные явно автобиографичным образом Саши Панкратова. И только лишь в 1987 году был напечатан первый роман трилогии «Дети Арбата», затем вышли «Страх» (1991) и »Прах и пепел» (1994). Книги трилогии вышли в Советском Союзе общим тиражом 1,5 млн. экземпляров, переведены на десятки языков, попали в число мировых бестселлеров. Одноименная пьеса ставилась более чем в 30 театрах СССР и Европы.
Основанный на личных переживаниях Рыбакова роман Дети Арбата (1987) и продолжающая его трилогия «Тридцать пятый» и другие годы (книга первая, 1988; книга вторая – «Страх», 1990; книга третья – «Прах и пепел», 1994) воссоздает судьбы поколения 1930-х годов, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти. Среди других произведений писателя - повесть Неизвестный солдат (1970) и автобиографический Роман-воспоминания (1997). Анатолий Рыбаков - лауреат Государственных премий СССР и РСФСР.
В романе «Дети Арбата» автор предпринял попытку дать картину жизни всего советского общества в 1930-х гг.; анализируя состояние различных слоев общества (студенческая среда, интеллигенция, рабочие, заключенные и ссыльные, сотрудники НКВД и т. д.), Рыбаков вскрыл причины превращения социалистического государства в тоталитарное, с постепенной концентрацией всей власти в руках всесильного диктатора И. Сталина и выдвижением на первый план репрессивного аппарата. На этом фоне дана подробная, беллетризованная биография И. Сталина, виновника гибели миллионов советских граждан, в том числе и евреев. В романе немало персонажей с еврейскими фамилиями как среди жертв террора, так и среди чекистов и следователей «органов». «Дети Арбата» выражают интернационалистские взгляды Рыбакова: он не акцентирует внимание на еврейском вопросе, хотя об одной из ссыльных, сионистке Фриде, упоминает с явной симпатией. Кредо автора в еврейском вопросе выражено устами другого героя-еврея, ссыльного Бориса Соловейчика, который, рассуждая о еврейской религии, говорит без тени сомнения, что «религия для еврея - лишь форма национального самосохранения, средство против ассимиляции. Но ассимиляция неизбежна». «Дети Арбата», как и последующие книги Рыбакова, вызвали острую полемику в кругах общественности и в советской печати, в том числе резкую критику со стороны сталинистов и коммунистических ортодоксов; споры, происходившие вокруг романа в 1987–88 гг., отразились в сборнике статей и писем читателей «Дети Арбата». С разных точек зрения»
Книги Рыбакова переведены на многие языки мира, в том числе на иврит («Тяжелый песок», 1980; «Дети Арбата», 1989; «Тридцать пятый и другие годы», 1992; «Страх», 1992). Перевод романа «Тяжелый песок» на идиш опубликован в журнале «Советиш геймланд» в 1979 г. Рыбаков дважды посетил Израиль, где в 1991 г. был удостоен звания почетного доктора Тель-Авивского университета. По многим книгам Рыбакова поставлены художественные фильмы. В 1981 г. вышло собрание сочинений Рыбакова в четырех томах. Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров.
Почти по всем произведениям А. Рыбакова сняты кино- и телефильмы, сценарии к которым написаны самим автором. Анатолий Наумович оставил автобиографическую книгу «Роман-воспоминание» (1997). В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».
Умер 23 января 1998 года в Нью-Йорке, похоронен в Москве.

 


Читайте:



Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Выделяют следующие группы синтетических гипогликемичес-ких средств: 1) производные сульфонилмочевины; 2) производные бензойной кислоты...

Василий Андреевич Жуковский: биография

Василий Андреевич Жуковский: биография

Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе. Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Сын помещика Афанасия...

Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м

Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м

На этой странице: Макар, Максим, Максимилиан, Малах (Малахий), Мануил (Эммануил), Марат, Мариан (Марьян), Марк, Маркел, Мартемьян (Мартьян), Мартин...

История мощей святителя николая мирликийского

История мощей святителя николая мирликийского

В мае 2012 г. хри-сти-ане все-го ми-ра празд-но-ва-ли 925-ти-ле-тие пе-ре-не-се-ния мо-щей свя-ти-те-ля Ни-ко-лая из Мир Ли-кий-ских в Ба-ри....

feed-image RSS