Главная - Дети 0-1 год
Речевой этикет в российской империи. Речевой этикет в российской империи Настоящее массовое уничтожение

В Сванетии - в горной области Грузии,А ТАК ЖЕ И ПО ВСЕЙ ГРУЗИИ, СВЯТУЮ ЦАРИЦУ ТАМАРУ ОЧЕНЬ ПОЧИТАЛИ. ОНА БЫЛА ПРОДОЛЖАТЕЛЕМ НАЧИНАНИЯ СВОЕГО ДЕДА – ГРУЗИНСКОГО ЦАРЯ ДАВИДА СТРОИТЕЛЯ И ОТЦА – ЦАРЯ ГЕОРГИЯ – III, ЦАРИЦА СПОСОБСТВОВАЛА ШИРОКОМУ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ ПО ВСЕЙ СТРАНЕ, СТРОИТЕЛЬСТВУ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ХРАМОВ И ЦЕРКВЕЙ. ЭТО БЫЛА ЭПОХА ПРАВЛЕНИЯ, КОТОРАЯ ВОШЛА В ИСТОРИЮ КАК «ЗОЛОТОЙ ВЕК ГРУЗИНСКОЙ ИСТОРИИ». ТАМАРА ОПРЕДЕЛИЛА ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ СВОЕГО НАРОДА.

В начале своей карьеры, по примеру своего прославленного деда, Тамара созвала церковный Собор, который устранил неурядицы и перекоси в церковной жизни и сместил недостойных иерархов. Много заслуг были у Святой царицы перед своим народом, но за один героический поступок ее чтили больше всего: отвергая требование Конийского(Сельджукского) султана отказаться от христианства и принять ислам. В ответ, разгневанная владычица спешно собрала войско, и уповая на помощь Всевышнего, сопроводила ее сама до место, поле битвы. Молясь, до этого, в храме Метехи и монастырском пещерном комплексе Вардзия, преклонив колени, перед иконой Пресвятой Богородицы, она просила Святую Мариам:
«МАТЕРЬ БОЖЬЯ - ПРЕСВЯТАЯ ДЕВА МАРИАМ, НЕБЕСНАЯ ЗАСТУПНИЦА НАША! ГРУЗИЯ - ТВОЙ ЖРЕБИЙ. Я - ЛИШЬ СМЕРЕННАЯ РАБА ТВОЯ. САМА ЗАЩИТИ УДЕЛ ТВОЙ».

Царица разгромила, многократно превосходящая своей армии, войска коалиции мусульманских государств, которая стояла у стен ее царства в ожидании положительного ответа. Сам султан чудом спасся, сбежав со своей свитой с поле боя.

Хотя очередная победа над врагами опять досталась мужу и полководцу царицы – Сослан-Давиду, вся мудрая политика и стратегия исходила от царицы. После этой победы, Тамара же и создавало Трапезундское царство с христианской верой, соседствующее на Западе с Грузией, а также в ее подданство входили почти все государства Северного Кавказа.
Царица Тамара является центральной фигурой в истории грузинских горцев – Сванов.

Царице были посвящены песни и гимны, которые местные горцы трепетно хранят в своём фольклоре и поют на протяжении многих веков в честь своей царицы, которая, по их преданиям, питала к ним исключительное уважение и любовь, что и она подтверждала частыми посещениями данного края. Царица Тамара еще при жизни почитали и боготворили: «Тамара подобна божьей матери, … Вся она в светоносных ризах, сияет, подобно божьей матери… » - так они поют в одной из своих песен честь своей царицы.
Местные жители верят, что могила их великой царицы, которая так и не удалось обнаружить многочисленным учёным – историкам и археологам, находится где-то в горах горной Грузии, на территории Сванетии. Владычица, может быть, покоиться под одной из многочисленных местными церквями, которых множество над холмами, или в тайных пещерах-расщелинах, тщательно замаскирована искусственным обрушением скальной породы после похорон.

По распространённой мнение среди местных жители, царица покоится в тайной подземелий Ламарии - церкви Святой Марии, которая находится в одном из высокогорных селении общины Ушгули. Данное место они считают святым и не дают никому вскрывать, чтобы не навлечь на себя беду.
Из древней столицы Грузии – Мцхета, царица правила государством твёрдой рукой, порой жестоко, но справедливо, что и часто вызывала недовольство внутри страны со стороны своих феодалов, которые, смотрели на свою вотчину, как на собственное, самостоятельное княжество. Гордым и непокорным грузинским дворянам – землевладельцам, было непривычно и оскорбительно, подчиняться «слабой» женщине.

Тамара в действительной жизни была не просто южной красавицей, имевшая много возлюбленных, для которых жизнь заканчивалась трагично после любовной ночи, как это описывается в произведениях М.Лермонтова, основанных на выдуманных легендах. Еще при отце, Тамара в свой 20 лет была коронована на престол, разделив, таким образом с отцом бразды правления грузинским царством, но полновластной правительницей грузинских земель царица стала с 1184 года – после смерти своего отца – Георгия III, а эпоха ее правления, вошла в историю как Золотой век сильного и могущественного государства - Грузинского царства, которая при царице Тамаре достигла наибольшего расцвета. Великая царица смогла не только, благополучно для своей страны, воевать: с Персами, Турками, Сарацинами, Сельджукским султанатом, а также с Великой Византией, но еще и расширить владения своего царства. При её правлении, земли грузинского царство простирались от Чёрного моря до Каспия, от Северного Кавказа до Иранского Азербайджана, который, в то время занимал более обширную территорию, чем сегодня кавказский Азербайджан, и численность населения при царице достигала своего пика – более пяти миллионов.

ЦАРИЦА ТАМАРА, ПОСЛЕ СМЕРТИ СВОЕГО ОТЦА, В НАСЛЕДСТВО ОТ СВОИХ ПРЕДКОВ ПРИНЯЛА ОГРОМНОЕ И СИЛЬНЕЙШЕЕ ГОСУДАРСТВО НА КАВКАЗЕ, И ПРОДОЛЖИЛА ПРАВИТЬ ОДНА.

СЛУХИ О МОГУЩЕСТВЕ И КРАСОТЕ ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ БЫЛИ РАЗЛЕТЕВШИЕСЯ ДАЛЕКО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ГРУЗИНСКОГО ЦАРСТВА. МНОГИЕ ПРАВИТЕЛИ И ЦАРЕВИЧИ, ТАКИХ МОГУЧИХ ГОСУДАРСТВ, КАК: ВИЗАНТИЯ, ПЕРСИДСКИЙ ШАХ, ТУРЕЦКИЙ ПАША, ШАХ ПЕРСИДСКИЙ, ПРАВИТЕЛЬ (СУЛТАН) АЛЕППО, ПРАВИТЕЛИ ЗЕМЕЛЬ КАВКАЗА И МНОГИЕ ДРУГИЕ ВЕЛЬМОЖИ ПРОСИЛИ ЕЁ РУКИ. ПО ЛЕГЕНДЕ, БОЛЬШОЕ УПОРСТВО ПРОЯВЛЯЛ ТУРЕЦКИЙ ПАША, КОТОРЫЙ ПОСЛЕ ОТКАЗА ЦАРИЦЫ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВЫЙТИ ЗА НЕГО ЗАМУЖ, СИЛЬНО ОБИДЕЛСЯ НА ТАМАРУ, И ДАЛ СЕБЕ КЛЯТВУ: ЕСЛИ НЕ ПРИШЛОСЬ ЛИЦЕЗРЕТЬ ТВОЮ КРАСОТУ В СВОЁМ ДВОРЦЕ ЦАРИЦУ ЖИВОЙ, ТО ПОХИТИТ ОН ИЗ МОГИЛЫ ЕЕ ПОСЛЕ СМЕРТИ. ПО ЛЕГЕНДЕ, ПАША ПОСЛЕ СМЕРТИ ЦАРИЦЫ, ДОЛГО И УПОРНО ИСКАЛ ЕЕ МОГИЛУ В ПЕЩЕРНОМ МОНАСТЫРЕ ВАРДЗИЯ, В ЦЕРКВЯХ ТРУДНОДОСТУПНЫХ ГОР, А ТАК ЖЕ В ДРУГИХ МЕСТАХ ГРУЗИНСКОГО ЦАРСТВА
В числе поклонников царицы Тамары был и Шота Руставели (Ш.Руствели - 1172-1216 гг.) - государственный деятель, обучавший царским двором в Греции, казначей царского двора и поэт.

Великий Шота страстно и безнадёжно был влюблён в царицу, которой он посветил свою поэму: "Витязь в тигровой шкуре", где царица Тамара носила имя Тинатин. Великий поэт, сделал много для царского двора и Грузинской государственности, но, не имея должного статуса и прав, чтобы попросить руки царицы, роман так и остался рыцарским. Поэт, безнадёжно влюблённый в свою царицу и служа ей в духе средневекового рыцаря, пронёс эту любовь до самой смерти.

По одной из многочисленных легенд, в Иерусалиме грузинскими царями был основан Монастырь Святого Креста(V век), с церковью и постоялым двором, на том месте, где выросло Крестовое древо, из которого в последующем был изготовлен Крест Христов. Место было пожаловано царю Иберии – Мириану, первому христианскому царю Грузии, самим императором Византии - Константином Великим.

После окончания своей посольской миссии, великий поэт, по неизвестной причине, не возвратился на родину, а приняв монашеский постриг, остался там навсегда, то есть место своего последнего приюта.

В ЛЕТОПИСЯХ ГОСУДАРСТВА РУССКОГО, ТАК ЖЕ СОХРАНИЛИСЬ ДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО СПУСТЯ МНОГО ВЕКОВ ПОСЛЕ СМЕРТИ ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ, НА ЗЕМЛЕ РУСИ, ГДЕ ЕЕ ИМЕНОВАЛИ ДИНАРОЙ, ПОМНИЛИ СЛАВНЫЕ ПОДВИГИ ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ. ИМЕНЕМ И ПРИМЕРОМ ЦАРИЦЫ ГРУЗИНСКОЙ, КОТОРАЯ ПО ЛЕГЕНДЕ САМА ШЛА В ДОСПЕХАХ ВО ГЛАВЕ СВОЕЙ РАТИ, ИВАН ГРОЗНЫЙ ВООДУШЕВЛЯЛ СВОИ ВОЙСКА ПРИ БИТВЕ ЗА КАЗАНЬ.

Судьба великой царицы неоднократно пересекалась с царским двором Руси и их историей. По записям Н. Карамзина – историка, публициста и прозаика Российской империи, первым супругом грузинской царицы был русский князь Георгий(Юрий), сын Андрея Боголюбского (Владимира-суздальского князя), изгнанного в малолетнем возрасте с новгородского трона после смерти отца.

После того, как кандидатура жениха была одобрена самой тётей царицы Тамары – Русуданом, которая в своё время тоже была замужем за киевского князя Изяслава Мстиславовича, царская свита отправилась в половецкие земли, где нашёл временный приют молодой князь Юрий. Русский князь, по началу, храбро бился за грузинские земли - новое отечество своё, и успешными военным походами, командуя грузинской армией, вернул многие земли царице, но по сведениям летописца, часто проявлял крутые скифские нравы, то есть вёл себя омерзительно, особенно после беспробудных пьянств.

Грузинский царский двор не имел таких непристойных манер, поэтому и пришлось брак расторгнуть, а с князем – пьяницей и мужеложцем, расстаться навсегда. Князь Юрий, после, найдя поддержку у некоторых политиков грузинского царства и получив от них военную поддержку, дважды питался силой вернуть потерянное положение, но войско князя была наголову разбита, а сам он, бывший супруг и соправитель царицы Тамары, пропал без вести.

На территории Грузии, в честь Святой царицы, построены множество храмов и написаны много икон, а также воздвигнуты памятники.
Праздник в ее честь – Тамароба (День Святой царицы Тамары – 14 мая), один из почитаемых в Грузии, а в некоторых краях, как Самцхе-Джавахетии на юге страны, со столицей Ахалцихе(Ломсия), не далеко от пещерного – монастырского комплекса Вардзия, является чуть ли не самим главным с развитым культом царицы.
Это была мудрая правительница, которая оберегала мир не только на грузинских землях, а на всём Кавказе. Строила множество крепостей и целых укрепительных районов местности в горных ущельях и по всему своему царству.

Место захоронение царицы Тамар до сих пор остаётся тайной, которой предшествовал такой же тайный и загадочный ритуал: в 1213 году, из собора «Живоносный столп» (Светицховели), который находится в Мцхете, приближенные лица царскому двору вынесли богато украшенные сияющими драгоценными камнями, позолоченные одинаковые гробы.

Точное их количество не может сказать ни один исторических источников. По некоторой версии, скорее всего гробов была - 7, так как это число считают в Грузии, да и на всем Кавказе, сакральным (лат. «Священный») – Божественным, религиозным, мистическим, а также количество княжеств грузинских земель, в то время, составляющих общее государство, было - 7. По другим версиям: было 12 гробов, а так же в летописи тех времен и по легенде, упоминаются разные числа гробов в таинстве отпевания - 9 гробов и 4 гроба.
По разным источникам не только процедура похорон не описано однозначно, но еще и не ясно точное количество гробов, а также судьбы приближенных лиц, которые сопровождали похоронные процессии, выехавшие под покровом ночи из ворот храма по местам таинственного погребения.

По преданию, никто из вооружённых отрядов сопровождении не знал, в каком гробу находится тело царицы, а в каких гробах покоятся ее «двойники», умерщвлённые насильно ради сохранения место тайного погребения. По одной версии, вооружённые сподвижники царского двора, участники похоронной процессии, вернувшиеся после похорон в Мцхету, были истреблены, дабы сохранить на веки тайну погребения царицы. По иной версии, каждый отряд, после обряда похорон, должен был перебить друг друга, унося собой в могилу место тайного приюта своей царицы.

Царский двор, не без основания боялся, что после смерти царицы Тамары, враги могли надругаться над ее прахом, поэтому и были предприняты такие суровые шаги и был разработан такой безжалостный, но сохраняющий на веки тайну, план процессии похорон, требующий для исполнения много мирных жертв. Набожные родственники царицы, во главе с его сыном – преемником трона, и семейные христианские наставниками, не допустили бы пролитие столько крови, да и сама царица, которую прививали православие с малых лет, не могла оставить такое завещание, требующее много крови для исполнения.

Все эти версии, на мой взгляд, мало вписываются в обычаи христиан, так как являются жестокими по замыслу и исполнении.
По версии одних учёных, царица покоится в своей родовой усыпальнице – в главном храме Пресвятой Богородицы в близи Кутаиси - Гелати, в монастырском комплексе, основанном в XII веке святым Давидом Строителем - прадедом царицы Тамары, и ставший родовой усыпальницей династии грузинских царей Багратионов по его завещании, и прах царицы после отпевания в соборе Мцхеты, спустя несколько дней, был перевезён в родовую усыпальницу в Гелаты.

По другим версиям царица может покоиться в Кассарском ущелий, в долине реки Ардон(Северная Осетия-Алания), на северном склоне Большого Кавказа. Туда, в скалистой ущелий, ее приближенные лица, исполняя последнюю волю своей царицы, могли отвести два гроба: гроб самой царицы и Давида Сослана – осетинского царевича, ее мужа и соправителя. Таким образом, тайно захоронить в одной из пещер или скальных расщелин.

Также, местом возможного захоронения, во многих легендах фигурируют склоны Казбека, точнее труднодоступная пещера Бетлена(на высоте более 4000 м.), на массиве вершины Казбека, но многочисленные экспедиции закончились развеянием легенд - захоронение не обнаружили.

Все остальные находки с этого мистического место, датируемые в основном IX – Xвеком: иконы, церковная утварь, старинные книги, старые монеты, хоругви – религиозное полотнище с образом Христа, Богородицы и святых, используемое во время крестного хода и в качестве боевого знамени в борьбе против иноверцев, в том числе и ворота пещеры, обитое железом, сегодня можно увидеть в местном краеведческом музее.

По предположениям учёных, в пещере мог быть монастырь, где по народным преданиям, царский двор прятал во времена нашествия иноземных захватчиков свою казну, сокровища, исторические и религиозные ценности.

Дорогу, точнее говоря тропу, к пещерному храму – монастырю, овеянную легендами, знают многие жители селения Гергети и Степанцминды(на высоте более 2000 м.), которые находятся у подножья горы Казбек, но никто не знает создателей данного комплекса среди ледниковых гор, куда без навыков и снаряжения для альпинизма и скалолазания, туда не попасть. Это таинственное место было обнаружено только в 40-е годы XX-го столетия группой альпинистов. Легенды гласят, что священнослужители Гергетского крестого-купольного храма Святой Троицы, построенного в XIV веке, были хранителями царской казни долгое время, укрывали драгоценности и свято хранимые, почитаемые вещи, связанные с историческими или религиозными событиями грузинского народа.

Была еще одна версия, очень привлекательная, более приближенная к правде и отделённая от легенды, которые больше всех привлекала учёных и простого обывателя. Это версия, о нахождении тайного захоронения царицы в пещерном городе с монастырским комплексом Вардзия. Город, вытесанный в XII-XIII веке, в отвесной скале, возвышавшаяся над Курой на высоте 1300 м, по замыслу царицы должен был стать культурным и религиозным центром, одновременно неприступной крепостью для врагов, вторгшихся в грузинские земли и идущих с войной на столицу. Разрушительная землетрясение 1283 года обрушила большую часть отвесной скалы в Куру и разрушила больше половины пещерного комплекса, захоронив, одновременно со многими тайнами, и надежду ученных и историков, которые долго и упорно искали могилу царицы в данном комплексе.

В наше время учёные выдвинули еще одну версию. По их предположениям гроб с царицей надо искать в старой столице – Мцхете, в кафедральном соборе Светицховели, где происходило отпевание царицы. Учёные высказали версию, что пока шла процедура отпевания в присутствие узкого круга царицы, гроб могли подменить.

Настоящую покойную царицу, по тайным подземным сообщениям, могли перенести в помещение под храмом, в специально оборудованном склепе, а гробы с двойниками, или пустые вывезли в разные уголки страны. Имеется еще версия Святой Земли. В Ватикане, при работе с архивными трудами, учёными были обнаружены старые рукописи. Согласно этим источникам, царица Тамара, еще при жизни, в своей завещании просила сыну, чтобы исполнили её последнюю волю - погребли её в Иерусалиме, в монастыре Святого Креста.

Так же она обращалась с просьбой к царскому двору и его ближнему окружению, об оказании помощи в организации процедуры похорон. Место данное является Святым для грузинского народа, так как грузинскими царями было приложено много средств и усилия в основании монастыря, а также по не подтверждённой версией, является последним приютом великого Шота Руставели. Летописным записям учёный мир отнёсся со вниманием и уважительно, была организована археологическое исследование, но к сожалению, захоронения царицы не было обнаружена.

Царица Тамара принадлежала великому роду Багратионов. Чтобы не поднять очередной раз спорные исторические вопросы между учёными Грузии, Армении, Израиля и других стран, не буду утвердительно затрагивать концепцию происхождения данного царского рода. В качестве исторической справки, можно привести только самые распространённые версии среди учёных, да и те не лишены спорной почвы.
В современной Турции есть город Испир, находящиеся в провинции Эрзерума, который в своё время являлся крупнейшим центром Восточной Анатолии.

Земли этой исторической провинции, когда-то входили в состав Грузинское царство, под названием Спери. Самоназвание, как полагают историки, происходит от имени Саспиров, одних из местных племён, относящихся, по самой распространённой версии, к Картвельским племенам, населявшие земли между реками Чорох, верховья Аракса и Ефрата. Данный регион был в составе так называемой племенной конфедерации – Диаоха, сформировавшаяся на юго-западе Закавказья за многие тысяч лет до нашей эры, в приграничных землях Колхиды и Урарту. После, Диаоха была присоединена к исторической области черноморского побережья Кавказа - Колхидскому царству, которая занимала территории Колхидской низменности. Диаоха – это регион древнегрузинских(прото-картвельских) племён, которым древние Греки дали название - Таохи, а далее историческая область получила название – Тао. Название – Колхида, также употребляется древними Греками в античные времена, которая была также связана с именем Колхов – древнекартвельских племён, населявших данный исторический регион.

От названия Сасперов, как полагают историки, происходит этническое слово «Иберия»(Иверия) - название древнего царство на территории исторической области грузинских земель – Картли.
По мнению учёных, этимология слова - «Иберия», могла пройти следующую трансформацию: Сасперы – Спери – Бери – Ибери. Река Чорох упоминается в древне исторических источниках как «река Спери», а Чёрное море также именовалось в древности: «Спери».

Спери (Испир) – с данного, самого древнего исторического региона Грузии берет начало род Багратионов. Отсюда выдвинулись представители этой фамилии, и в начале нашей эры вышли на политическую арену.

Багратиони возглавляли царские династии Закавказского региона – Грузинской Иберии и Армении, а так же состояли в родстве со многими царскими семьями Малой Азии (Анатолия), в включая великую Византию. Они не просто царствовали, а занимали доминирующее положение среди царей Закавказья, благодаря своей умной, гибкой и дальнозоркой политике.

Род Багратионов овеян многими легендами об их происхождении и политической деятельности и частной жизни. В эпоху христианства имела место распространённая легенда о божественном происхождении рода Багратиони. По письменному преданию об исторических событиях, великая царица, так же как и её родственники, считала что, Багратиони, династия занимавшая престол грузинского царства с IX – XIXвека, являются потомками Израильских царей: Ветхозаветного царя Давида и сына его – Соломона. Династия, по признанию учёными историками, одна из самых древних, которая по протяжённости политической деятельности уступает только императорским династиям Эфиопии и Японии.

Грузинское царство при царице Тамары была на самом деле сильна и велика. Царица правила мудро в своём государстве:

« … которое простиралось от Понтийского моря до моря Гурган(Каспийское море), от Спери до Дербента, и все земли на этой стороне гор Кавказа, а также Хазарию и Скифии на другой стороне. Она стала наследницей того, что было обещано в девяти Блаженств».

Со смертью великой царицы «золотой век» грузинского царства пошёл на закат. Когда то могучее государство, на политической арене перестало иметь вес, так как страну стали терзать Турки, Арабы, Перси, Монголо-татары и другие иноземные захватчики.

С тех пор, вот уже на протяжении восьми столетии, тайна захоронения великой царицы, не даёт покоя многим: учёным и простым обывателям, а так же охотникам за сокровищами. Множество попыток, предпринятых учёным миром в обнаружении и исследовании могилы царицы, закончились безуспешно. Так же не было обнаружено ни единого богато укрощённого пустого гроба, или место захоронение «двойников» царицы. Царица Тамара по сей день является одной из самых почитаемых святых в Грузии, окутанная многими тайнами и легендами.

: Предлагаю: речевой этикет в Российской империи начала ХХ века в быту и армии. От дворника до императора. Читаем книжки, смотрим кино и сериалы, ходим в театры… Сталкиваемся с «вашим превосхожительством» и «вашим сиятельством». Однако чётких канонов, подробно регламентирующих нормы обращения, трудно найти, а те работы, которые есть — фрагментарны и малопригодны. Как темка?

Слово «этикет» ввел в обиход французский король Людовик XIV в XVII веке. На одном из пышных приемов у этого монарха приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. От французского названия карточек — «этикеток» — и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. При дворах европейских монархов строго соблюдался придворный этикет, исполнение которого требовало как от августейших лиц, так и от окружения выполнения жестко регламентированных правил и норм поведения, иногда доходивших до абсурда. Так, например, испанский король Филипп III предпочел сгореть у своего камина (у него вспыхнули кружева), чем самому гасить огонь (ответственный за церемониал придворного огня отлучился).

Речевой этикет – «национально специфичные правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником. Такими ситуациями являются: обращение к собеседнику и привлечение его внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность и т.д.» (Русский язык. Энциклопедия).

Таким образом, речевой этикет представляет собой нормы социальной адаптации людей друг к другу, он призван помочь организовать эффективное взаимодействие, сдерживать агрессию (как свою, так и чужую), служить средством создания образа «своего» в данной культуре, в данной ситуации.

Речевой этикет в узком смысле понимания этого термина используется в этикетных ситуациях общения при выполнении определенных этикетных действий. Эти действия могут иметь значение побуждения (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование), реагирования (реактивные речевые акты: согласие, несогласие, возражение, отказ, разрешение), социального контактирования в условия установления контакта (извинение, благодарность, поздравление), его продолжения и завершения.

Соответственно, основными этикетными жанрами являются: приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, просьба, утешение, отказ, возражение… Речевой этикет распространяется на устное и письменное общение.

При этом для каждого речевого жанра речевого этикета характерно богатство синонимичных формул, выбор которых определяется сферой общения, особенностями коммуникативной ситуации и характером взаимоотношений общающихся. Например, в ситуации приветствия: Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! (Очень) рад Вас приветствовать (видеть)! Разрешите Вас поприветствовать! Добро пожаловать! Мое почтение! Привет! Какая встреча! Ну и встреча! Кого я вижу! и др.

Таким образом, приветствие помогает не только выполнить соответствующее этикетное речевое действие при встрече, но и задать некую рамку общения, сигнализировать об официальных (Разрешите Вас поприветствовать! ) или неофициальных (Привет! Какая встреча! ) отношениях, задать некую тональность, например, шутливую, если молодой человек на приветствие ответит: Мое почтение! и т.д. Аналогичным образом распределяются по сфере их использования и остальные этикетные формулы.

Обращение (устно или письменно) к лицам, имеющим чины, было строго регламентировано и называлось титулом.Эти приторные словеса должны были знать все холопы, как «ОТЧЕ НАШ». ИНАЧЕ МОГЛИ БЫТЬ КРУПНЫЕ НЕПРИЯТНОСТИ!!!

Подданные русского государя непременно наказывались за прописки царского титула. И так же мера наказания зависела от серьезности проступка. Наказание по данному вопросу - являлось прерогативой высшей власти. Мера наказания фиксировалась либо в царском именном указе, либо в царском указе с боярским приговором. Наиболее распространенными наказаниями были битье кнутом или батогами, тюремное заключение на незначительный срок. Непременному наказанию подвергался не только факт искажения титула русского государя, но и применение одной или нескольких его формул к лицу, не обладавшему царским достоинством. Даже в иносказательном смысле подданным московского государя запрещалось употреблять по отношению друг к другу слова «царь», «величество» и пр. Если же такой факт имел место, он служил поводом для начала розыскной операции, ставился на контроль высшей власти. Показательный пример - «Именной царский указ «Об урезании языка Проньке Козулину, если по розыску окажется, что он называл Демку Прокофьева царем Ивашки Татариинова». Можно сказать, что в рассматриваемый период посягательство на царский титул было фактически приравнено к посягательству на государя.

Дворянский этикет .

Использовались такие формулы титулования: уважительным и официальным обращением было «милостивый государь, милостивая государыня». Так обращались к незнакомым людям, либо при внезапном охлаждении или обострении отношений. Кроме того, с таких обращений начинались все служебные документы.

Затем первый слог был отброшен, и появились слова «сударь, сударыня» . Так стали обращаться к людям имущим и образованным, как правило, незнакомым.

В служебной среде (гражданской и военной) существовали такие правила обращения: от младшего по чину и званию требовалось обращение к старшему по титулу – от «Вашего благородия» до «Вашего высокопревосходительства»; к особам царской фамилии – «Ваше высочество» и «Ваше величество»; к императору и его жене обращались «Ваше императорское величество»; великие князья (близкие родственники императора и его жены) титуловались «императорским высочеством».

Часто прилагательное «императорское» опускалось, и при общении использовали только слова «величество» и «высочество» («К его величеству с поручением…»).

Князья, не принадлежавшие к царствующему дому, и графы со своими женами и незамужними дочерями, титуловались «Ваше сиятельство», светлейшие князья – «Ваша светлость».

Вышестоящие по службе обращались к подчиненным со словом «господин» с добавлением фамилии либо чина (должности). Люди, равные по титулу, обращались друг к другу без формулы титулования (например, «Послушай, граф…».

Простолюдины, которые не знали чинов и знаков различия, использовали такие обращения, как барин, барыня, батюшка, матушка, сударь, сударыня, к девицам – барышня. А наиболее почтительной формой обращения к барину, независимо от его чина, было «Ваше благородие».

Воинский этикет . Система обращений соответствовала системе воинских званий. Полным генералам положено говорить Ваше Высокопревосходительство, генерал-лейтенантам и генерал-майорам - Ваше Превосходительство. Начальников и старших из штаб- и обер-офицеров офицеры, подпрапорщики и кандидаты на классную должность называют по чину, прибавляя слово господин, например господин капитан, господин полковник, прочие нижние чины титулуют штаб-офицеров и капитанов - Ваше Высокоблагородие, остальных обер-офицеров - Ваше благородие (имеющих графский или княжеский титул - Ваше Сиятельство).

Департаментский этикет использовал в значительной мере ту же систему обращений, что и воинский.

В русском государстве в XVI — XVII веках существовала практика ведения «чинов» — разрядных книг, в которые ежегодно заносились записи о состоявшихся назначениях служилых людей на высшие военные и государственные должности и о царских поручениях отдельным должностным лицам.

Первая разрядная книга была составлена в 1556 г. при Иване Грозном и охватывала все назначения за 80 лет с 1475 г. (начиная с княжения Ивана III). Книга велась в Разрядном приказе. В приказе Большого дворца параллельно велась книга «дворцовых разрядов», в которую заносились «повседневные записи» о назначениях и поручениях в придворных службах служилых людей. Разрядные книги были отменены при Петре I, который ввел единую систему чинов, закрепленную Табелем о рангах 1722 г.

«Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» - закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства). Утверждена 24 января (4 февраля) 1722 императором Петром I, просуществовала с многочисленными изменениями вплоть до революции 1917 года.

Цитата: «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе» - Пётр I 24 января 1722 г.

В Табели о рангах устанавливались чины 14 классов, каждому из которых соответствовала определенная должность на военной, морской, гражданской или придворной службе.

В русском языке термин «чин» означает степень отличия, ранг, звание, разряд, категорию, класс. Декретом советской власти от 16 декабря 1917 г. все ранги, классные чины и звания были упразднены. В наши дни термин «ранг» сохранился в Военно-морском флоте России (капитан 1-го, 2-го, 3-го ранга), в иерархии дипломатов и служащих ряда других ведомств.

При обращении к лицам, имевшим те или иные чины «Табели о рангах», лица равные по чину или нижестоящие были обязаны употреблять следующие титулы (в зависимости от класса):

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» - к лицам в чинах 1 и 2 классов;

«ВАШЕ ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВО» - к лицам в чинах 3 и 4 классов;

«ВАШЕ ВЫСОКОРОДИЕ» - к лицам в чинах 5 класса;

«ВАШЕ ВЫСОКОБЛАГОРОДИЕ» - к лицам в чинах 6–8 классов;

«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» - к лицам в чинах 9–14 классов.

Кроме того, в России существовали титулы, употреблявшиеся при обращении к членам Императорского дома Романовых и лицам дворянского происхождения:

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО» - к императору, императрице и вдовствующей императрице;

«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО» - к великим князьям (детям и внукам императора, а в 1797–1886 гг. и правнукам и праправнукам императора);

«ВАШЕ ВЫСОЧЕСТВО» - к князьям императорской крови;

«ВАША СВЕТЛОСТЬ» - к младшим детям правнуков императора и их мужским потомкам, а также к светлейшим князьям по пожалованию;

«ВАШЕ СИЯТЕЛЬСТВО» - к князьям, графам, герцогам и баронам;

«ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ» - ко всем остальным дворянам.

При обращении к духовным лицам в России употреблялись следующие титулы:

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО» - к митрополитам и архиепископам;

«ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО» - к епископам;

«ВАШЕ ВЫСОКОПРЕПОДОБИЕ» - к архимандритам и игуменам монастырей, протоиереям и иереям;

«ВАШЕ ПРЕПОДОБИЕ» - к протодиаконам и диаконам.

В случае назначения чиновника на должность, класс который был выше его чина, он пользовался общим титулом по должности (напр., губернский предводитель дворянства пользовался титулом III-IV классов — «ваше превосходительство», даже если по чину или по происхождению имел титул «ваше благородие»). При письменном офиц. обращении низших должностных лиц к высшим назывались оба титула, причем частный употреблялся и по должности, и по чину и следовал за общим титулом (напр., «его превосходительству товарищу министра финансов тайному советнику»). С сер. 19 в. частный титул по чину и фамилия стали опускаться. При аналогичном обращении к низшему должностному лицу сохранялся только частный титул по должности (фамилия не указывалась). Равные же должностные лица обращались друг к другу либо как к низшим, либо по имени и отчеству с указанием общего титула и фамилии на полях документа. Почетные звания (кроме звания члена Гос. совета) обычно также включались в состав титула, причем в этом случае частный титул по чину, как правило, опускался. Лица, не имевшие чина, пользовались общим титулом в соответствии с классами, к к-рым приравнивалось принадлежавшее им звание (напр., камер-юнкеры и мануфактур-советники получали право на общий титул «ваше высокоблагородие»). При устном обращении к высшим чинам употреблялся общий титул; к равным и низшим гражд. чинам обращались по имени и отчеству или фамилии; к воен. чинам — по чину с добавлением фамилии или без нее. Нижние чины к подпрапорщикам и унтер-офицерам должны были обращаться по чину с добавлением слова «господин» (напр., «господин фельдфебель»). Существовали также титулы по происхождению (по «достоинству»).

Особая система частных и общих титулов существовала для духовенства. Монашествующее (черное) духовенство разделялось на 5 рангов: митрополит и архиепископ титуловались — «ваше высокопреосвященство», епископ — «ваше преосвященство», архимандрит и игумен — «ваше высокопреподобие». Три высших ранга именовались также архиереями, и к ним могли обращаться с общим титулом «владыка». Белое духовенство имело 4 ранга: протоиерей и иерей (священник) титуловались — «ваше высокопреподобие», протодьякон и дьякон — «ваше преподобие».
Все лица, имевшие чины (воен., гражд., придворные), носили форменную одежду, согласно роду службы и классу чина. Чины I-IV классов имели у шинелей красную подкладку. Особые мундиры полагались лицам, обладавшим почетными званиями (статс-секретарь, камергер и т. п.). Чины императорской свиты носили погоны и эполеты с императорским вензелем и аксельбанты.

Присвоение чинов и почетных званий, так же как и назначение на должности, награждение орденами и пр., оформлялось приказами царя по воен., гражд. и придворному ведомствам и отмечалось в формулярных (послужных) списках. Последние были введены еще в 1771, но получили окончательную форму и стали вестись систематически с 1798 в качестве обязательного док-та для каждого из лиц, находившихся на гос. службе. Эти списки являются важным историческим источником при изучении служебной биографии этих лиц. С 1773 стали ежегодно публиковаться списки гражд. чинов (в т. ч. и придворных) I-VIII классов; после 1858 продолжалось издание списков чинов I-III и отдельно IV классов. Издавались и аналогичные списки генералов, полковников, подполковников и армейских капитанов, а также «Список лицам, состоявшим в морском ведомстве, и флота адмиралам, штаб- и обер-офицерам…».

После Февральской революции 1917 система титулования была упрощена. Чины, звания и титулы были упразднены декретом ВЦИК и СНК от 10 нояб. 1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».

В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров или участия в выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.

Приведем речевые клише, которые используются в данных ситуациях.

Выражение благодарности:

Позвольте (разрешите) выразить (большую, огромную) благодарность Николаю Петровичу Быстрову за отлично (прекрасно) организованную выставку.

Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам (преподавательскому составу) за…

Должен выразить начальнику отдела снабжения (свою) благодарность за…

Позвольте (разрешите) выразить большую (огромную) благодарность…

За оказание какой-либо услуги, за помощь, важное сообщение, подарок принято благодарить словами:

Я благодарен вам за то, что…

-(Большое, огромное) спасибо вам (тебе) за…

-(Я) очень (так) благодарен вам!

Эмоциональность, экспрессивность выражения благодарности усиливается, если сказать:

Нет слов, чтобы выразить вам (мою) благодарность!

Я до такой степени благодарен вам, что мне трудно найти слова!

Вы не можете себе представить, как я благодарен вам!

– Моя благодарность не имеет (не знает) границ!

Замечание, предупреждение:

Фирма (дирекция, правление, редакция) вынуждена сделать (серьезное) предупреждение (замечание)…

К (большому) сожалению (огорчению), должен (вынужден) сделать замечание (вынести порицание)…

Нередко люди, особенно наделенные властью, считают необходимым высказывать свои предложения, советы в категорической форме:

Все (вы) обязаны (должны)…

Вам непременно следует поступить так…

Советы, предложения, высказанные в такой форме, похожи на приказание или распоряжение и не всегда рождают желание следовать им, особенно если разговор происходит между сослуживцами одного ранга. Побуждение к действию советом, предложением может быть выражено в деликатной, вежливой или нейтральной форме:

Разрешите (позвольте) дать вам совет (посоветовать вам)…

Разрешите предложить вам…

-(Я) хочу (мне хотелось бы, мне хочется) посоветовать (предложить) вам…

Я посоветовал бы (предложил бы) вам…

Я советую (предлагаю) вам…

Обращение с просьбой должно быть деликатным, предельно вежливым, но без излишнего заискивания:

Сделайте одолжение, выполните (мою) просьбу…

Если вам не трудно (вас это не затруднит)…

Не сочтите за труд, пожалуйста, отнесите…

-(Не) могу ли я попросить вас…

– (Пожалуйста), (очень вас прошу) разрешите мне…

Просьба может быть выражена с некоторой категоричностью:

Настоятельно (убедительно, очень) прошу вас (тебя)…

Согласие, разрешение формулируется следующим образом:

-(Сейчас, незамедлительно) будет сделано (выполнено).

Пожалуйста (разрешаю, не возражаю).

Согласен отпустить вас.

Согласен, поступайте (делайте) так, как вы считаете.

При отказе используются выражения:

-(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

-(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) выполнить вашу просьбу.

В настоящее время это (сделать) невозможно.

Поймите, сейчас не время просить (обращаться с такой просьбой).

Простите, но мы (я) не можем (могу) выполнить вашу просьбу.

– Я вынужден запретить (отказать, не разрешить).

Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно важные для них вопросы в полуофициальной обстановке. Для этого устраиваются охота, рыбалка, выезд на природу, следует приглашение на дачу, в ресторан, сауну. В соответствии с обстановкой меняется и речевой этикет, он становится менее официальным, приобретает непринужденный эмоционально-экспрессивный характер. Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается фамильярный тон выражений, речевая «распущенность».

Немаловажным компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный, он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный комплимент.

Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую положительную оценку:

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

Вы не меняетесь (не изменились, не стареете).

Время вас щадит (не берет).

Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) специалист (экономист, менеджер, предприниматель, компаньон).

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно) ведете (свое) хозяйство (дело, торговлю, строительство).

Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.

С вами приятно (хорошо, отлично) иметь дело (работать, сотрудничать).

Общение предполагает наличие еще одного слагаемого, еще одного компонента, который проявляет себя на всем протяжении общения, является его неотъемлемой частью, служит перекидным мостиком от одной реплики к другой. И в то же время норма употребления и сама форма слагаемого окончательно не установлены, вызывают разногласие, являются больным местом русского речевого этикета.

Об этом красноречиво говорится в письме, опубликованном в «Комсомольской правде» (24.01.91) за подписью Андрей. Поместили письмо под заглавием «Лишние люди». Приведем его без сокращений:

У нас, наверное, в одной-единственной стране мира нет обращения людей друг к другу. Мы не знаем, как обратиться к человеку! Мужчина, женщина, девушка, бабуся, товарищ, гражданин – тьфу! А может, лицо женского пола, лицо мужского пола! А легче – эй! Мы – никто! Ни для государства, ни друг для друга!

Автор письма в эмоциональной форме, достаточно остро, используя данные языка, ставит вопрос о положении человека в нашем государстве. Таким образом, синтаксическая единица – обращение – становится социально значимой категорией.

Чтобы разобраться в этом, необходимо осмыслить, в чем заключается особенность обращения в русском языке, какова его история.

Обращение испокон веков выполняло несколько функций. Главная из них – привлечь внимание собеседника. Это – вокативная функция.

Поскольку в качестве обращений используются как собственные имена (Анна Сергеевна, Игорь, Саша), так и названия людей по степени родства (отец, дядя, дедушка), по положению в обществе, по профессии, должности(президент, генерал, министр, директор, бухгалтер), по возрасту и полу (старик, мальчик, девочка), обращение помимо вокативной функции указывает на соответствующий признак.

Наконец, обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку: Любочка, Маринуся, Любка, болван, остолоп, недотепа, шалопай, умница, красавица. Особенность таких обращений заключается в том, что они характеризуют как адресата, так и самого адресанта, степень его воспитанности, отношение к собеседнику, эмоциональное состояние.

Приведенные слова-обращения используются в неофициальной ситуации, только некоторые из них, например, собственные имена (в их основной форме), названия профессий, должностей служат обращениями и в официальной речи.

Отличительной чертой официально принятых обращений на Руси было отражение социального расслоения общества, такой его характерной черты, как чинопочитание.

Не поэтому ли в русском языке корень чин оказался плодовитым, дав жизнь

Словам: чиновник, чиновничество, благочинный, благочиние, чинолюбие, чинопочитание, чиноначалъник, чиноначалъствовать, бесчинный, бесчинствовать, чиноразрушитель, чиногубитель, чинопочитатель, чинокрад, чинно, чинность, подчиниться, подчинение,

Словосочетаниям: не по чину, раздать по чинам, чин чином, большой чин, не разбирая чинов, не чинясь, чин по чину;

Пословицам: Чин чина почитай, а меньшой садись на край; Пуля чинов не разбирает; Дураку, что большому чину, везде простор; Целых два чина: дурак да дурачина; А тот бы и в чинах, да жаль, карманы пусты.

Показательны также формулы посвящений, обращений и подписи самого автора, культивировавшиеся в XVIII веке. Например, труд М.В. Ломоносова «Российская грамматика» (1755) начинается посвящением:

Пресветлейшему государю, великому князю Павлу Петровичу, герцогу голстейн-шлезвигскому, сторманскому и дитмарскому, графу олденбургскому и долмангорскому и прочая, милостивейшему государю…

Затем идет обращение:

Пресветлейший государь, великий князь, милостивейший государь!

И подпись:

вашего императорского величества всенижайший раб Михаила Ломоносов.

Социальное расслоение общества, неравенство, существовавшее в России несколько веков, нашло отражение в системе официальных обращений.

Во-первых, существовал документ «Табель о рангах», изданный в 1717–1721 гг., который затем переиздавался в несколько измененном виде. В нем перечислялись военные (армейские и флотские), гражданские и придворные чины. Каждая категория чинов подразделялась на 14 классов. Так, к 3-му классу относились генерал-поручик, генерал-лейтенант; вице-адмирал; тайный советник; гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, гофмейстер, обер-церемонимейстер; к 6-му классу – полковник; капитан 1-го ранга; коллежский советник; камер-фурьер; к 12-му классу – корнет, хорунжий; мичман; губернский секретарь.

Помимо названных чинов, которые определяли систему обращений, существовали обращения ваше высокопревосходительство, ваше превосходительство, ваше сиятельство, ваше высочество, ваше величество, милостивейший (милостивый) государь, государь и др.

Во-вторых, монархический строй в России до XX века сохранял разделение людей на сословия. Для сословно организованного общества характерна была иерархия в правах и обязанностях, сословное неравенство и привилегии. Выделялись сословия: дворяне, духовенство, разночинцы, купцы, мещане, крестьяне. Отсюда обращения господин, госпожа по отношению к людям привилегированных социальных групп; сударь, сударыня – для среднего сословия или барин, барыня для тех и других, и отсутствие единого обращения к представителям низшего сословия. Вот что пишет по этому поводу Лев Успенский:

Мой отец был крупным чиновником и инженером. Взгляды его были весьма радикальными, да и по происхождению он был «из третьего сословия» – разночинец. Но, если бы ему даже пришла на ум фантазия обратиться на улице: «Эй, сударь, на Выборгскую!» или: «Господин извозчик, вы свободны?» он не возрадовался бы. Извозчик, скорее всего, принял бы его за подгулявшего типа, а то и просто рассердился бы: «Грешно, вам барин, ломаться над простым человеком! Ну какой я вам «господин»? Постыдились бы!» (Комс. пр. 18.11.77).

В языках других цивилизованных стран в отличие от русского существовали обращения, которые использовались как по отношению к человеку, занимающему высокое положение в обществе, так и к рядовому гражданину:мистер, миссис, мисс (Англия, США), сеньор, сеньора, сеньорита (Испания), синьор, синьора, синьорина (Италия), пан, пани (Польша, Чехия, Словакия).

«Во Франции, – пишет Л. Успенский, – и консьержка у входа в дом называет хозяйку-домовладелицу «мадам»; но и хозяйка, пусть без всякого почтения, обратится к своей служащей точно так же: «Бонжур, мадам Вижу!». Миллионер, случайно севший в такси, назовет шофера «мосье», и таксист скажет ему, открывая дверь: «Силь ву плэ, мосье!» – «Пожалуйста, сударь!» Там и это норма» (там же).

После Октябрьской революции особым декретом упраздняются все старые чины и звания. Провозглашается всеобщее равенство. Обращения господин – госпожа, барин – барыня, сударь – сударыня, милостивый государь (государыня) постепенно исчезают. Только дипломатический язык сохраняет формулы международной вежливости. Так, к главам монархических государств обращаются: Ваше величество, ваше превосходительство; иностранных дипломатов продолжают называть господин – госпожа.

Вместо всех существовавших в России обращений, начиная с 1917–1918 гг., получают распространение обращения гражданин и товарищ. История этих слов примечательна и поучительна.

Слово гражданин зафиксировано в памятниках XI века. Оно пришло в древнерусский язык из старославянского языка и служило фонетическим вариантом слова горожанин. И то и другое означало «житель города (града)». В этом значении гражданин встречается и в текстах, относящихся к XIX веку. Так у А.С. Пушкина есть строчки:

Не демон – даже не цыган,
А просто гражданин столичный.

В XVIII веке это слово приобретает значение «полноправный член общества, государства».

Самый занудный титул был конечно у императора.

Кого было принято называть «государь»?

Слово государь в России в старину употребляли безразлично, вместо господин, барин, помещик, вельможа. В XIX веке к царю обращались Всемилостивейший Государь, к великим князьям - Милостивейший Государь, ко всем частным лицам - милостивый государь (при обращении к высшему), милостивый государь мой (к равному), государь мой (к низшему). Слова сударь (также с ударением на второй слог), сударик (дружественное) употреблялись преимущественно в устной речи.

При одновременном обращении к мужчинам и женщинам часто говорят «Дамы и господа!». Это неудачная калька с английского языка (Ladies and Gentlemen). По-русски слово господа в равной степени соотносится с формами единственного числа господин и госпожа , а «госпожа» входит в число «господ».

После Октябрьской революции на смену «сударю», «сударыни», «господину», «госпоже» пришло слово«товарищ» . Оно снимало различия по полу (так обращались как к мужчине, так и к женщине) и по социальному статусу (так как к человеку с низким статусом нельзя было обратиться «сударь», «сударыня»). Слово товарищ при фамилии до революции указывало на членство в революционной политической партии, в том числе коммунистов.

Слова «гражданин»/«гражданка» предназначались для тех, в ком пока не видели «товарищей», и по сей день ассоциируются с репортажами из зала суда, а не с Французской революцией, которая ввела их в практику речи. Ну а после перестройки и некоторые «товарищи» стали «господами», и обращение осталось только в коммунистической среде.

источники

http://www.gramota.ru/

Емышева Е.М., Мосягина О.В. — История этикета. Придворный этикет в России в XVIIIв.

А я вам еще напомню и кто такие Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - Лилит Мазикина журналистка

Форточка в Европу

Пётр I любил представлять себя первым государем, развернувшимся от азиатчины Византии и Золотой Орды лицом к прогрессивной Европе. Но было в этом немало лукавства. Его отец, царь Алексей Михайлович, очень интересовался Европой и, хотя вряд ли надеялся «европеизировать» Русь на своей жизни, всё же старался ввести западную моду.

На боярских собраниях царь шокировал бояр тем, что зачитывал дайджест западных СМИ — конечно, заранее переведённый толмачами. Дело было не в самой прессе, а в неподобающем, на взгляд бояр, поведении. Читать вслух должны были дьяки, но Алексей Михайлович им не доверял: под их чтение не думать хотелось, а спать. Ради европейских газет царь наладил первую регулярную почтовую линию на Руси, связанную с западными.

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 — начало 1680 годов

Нарушал отец Петра и другие традиции. Упростил церемониал. Сам подписывал все документы. Велел покои свои оклеить обоими и обставить мебелью в стиле барокко. Заказал себе датский телескоп и немецкую карету. А обзаведение театром разгневало и церковь — в те годы всякое лицедейство считала она бесовщиной.

Воспитанные им дети интересовались европейскими веяниями все, как один. Царевна Софья писала пьесы, которые затем разыгрывались в её палатах. Сын Фёдор, просидевший на троне всего шесть лет, женился первым браком на Агафье Грушецкой, девушке польского шляхетского воспитания. Она тут же, с полного одобрения мужа, ввела польские моды и на одежду, мужскую и женскую, и частично на причёски.

Сам факт этой женитьбы — хоть и на православной, но польке — был огромным скандалом. Рюриковичи брали за себя иностранных невест, Романовы до того — никогда. Немедленно по польской моде принялась одеваться царевна Мария Алексеевна.

Особенным западником Пётр выглядел только на фоне своей сестры, которая, интересуясь Европой активно, тем не менее, ради поддержки бояр всегда соблюдала внешние приличия — сидела в тереме, носила русское платье.

Первая грамотная царевна

До Алексея Михайловича девочек царской семьи особо не учили. Им всю жизнь предстояло прожить в монастыре. Брак с боярином или князем уронил бы достоинство их отца, а речи о союзе с неправославным принцем идти не могло. Так что примерно в двадцать пять лет их постригли в монашки, за семью молиться.

Царевну Софью, однако, обучали как заморских принцесс. Заметив за непоседливой девочкой любознательность, отец нанял ей учителя. Софья постигала не только грамоту, но и несколько иностранных языков, историю, естественные науки. Она писала стихи и любила театр.

Правда, судьба невесты заморского короля-королевича её всё равно не ждала. Царевна Софья была очень некрасива собой.

«Она ужасно толстая, у нее голова размером с горшок, волосы на лице, волчанка на ногах, и насколько её стан широк, короток и груб, настолько ум тонок, остёр и политичен», — писал очевидец-француз.

Не везёт в любви — повезёт в политике, возможно, решила Софья. Ещё в годы правления Фёдора Алексеевича она интригами добивалась уменьшения его влияния и увеличения своего. Жаловалась на то, что Агафья почти обратила брата в польскую веру, что русского обычая не почитает (как будто сама Софья почитала его в чём-то, кроме костюма и показной набожности).


К. Лебедев. «Кончина царя Федора Алексеевича»

После того, как умер молодым Фёдор, сложилась шаткая политическая ситуация. Наследовать Фёдору должен был его шестнадцатилетний брат Иван, но он страдал эпилепсией и потому считался малоумным. Да и сам, похоже, политикой интересовался мало. Вдова Алексея Михайловича Наталья Кирилловна объявила царём своего десятилетнего сына Петра.

Чтобы понимать ситуацию, все царевичи и царевны в тот момент делились на детей от первого брака и от второго. В первом лагере были Софья и Иван. Так что случившийся стрелецкий бунт был не в пользу Софьи, а в пользу семьи её матери.


Венчание на царство царей Ивана и Петра Алексеевичей. 26- го июня 1682 года

Прежде, чем развязалась война между сторонниками Софьи и Ивана и сторонниками Петра, вмешалась церковь и вынудила согласиться оба лагеря на соправительство Ивана и Петра под регентством… Всё же Софьи. И факт этого регентства был настолько же беспрецедентным для истории Романовых, как практически всё в жизни Софьи.

Властолюбивая маньячка или первая серьёзная реформаторша?

Миф, с которым мы знакомимся со школьной скамьи, твердит нам, что Софью во власти интересовала сама власть. Но факты говорят нам, что, скорее, властью она заинтересовалась, чувствуя в себе силы и талант к политике.

Вот несколько реформ от царевны. При ней была открыта Славяно-греко-латинская академия (первая академия России). Смягчены жуткие наказания: воров не убивали, а отсекали им руку, женоубийц не закапывали в землю по пояс, чтобы они медленно умирали, а приговаривали к смертной казни.

Софья Алексеевна заключила выгодный Руси мир с Польшей, первый русско-китайчкиы договор (уже не такой выгодный), выслала посольство в Париж с целью уговорить французов отказаться от союза с турецким султаном — противником русских царей.

Если бы Пётр смирился с затянувшимся регентством сестры, Софья Алексеевна могла бы пойти в историю правительницей уровня Елизаветы и Екатерины.

И. Репин «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре»

Но Пётр не был бы Петром, если бы смирился, а историю пишут победители. Царевна была низложена, отправлена в монастырь, а много позже дети в школах стали учить её историю как историю женщины, которая бунтовала против молодого прогрессивного государя, собственного брата, потому что слишком любила власть и старину.

 


Читайте:



Вся информация по вопросу: как поднять тестостерон у мужчины в домашних условиях?

Вся информация по вопросу: как поднять тестостерон у мужчины в домашних условиях?

Тестостерон - основной мужской гормон. Именно он во многом формирует абстрактное понятие «мужественности» как во внешнем облике, так и в поведении...

Повышенный тестостерон у мужчин: симптомы, причины и последствия

Повышенный тестостерон у мужчин: симптомы, причины и последствия

Тестостероном называется мужской половой гормон (один из андрогенов), который синтезируют железы внутренней секреции — мужские семенники и...

Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Выделяют следующие группы синтетических гипогликемичес-ких средств: 1) производные сульфонилмочевины; 2) производные бензойной кислоты...

Василий Андреевич Жуковский: биография

Василий Андреевич Жуковский: биография

Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе. Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Сын помещика Афанасия...

feed-image RSS