Разделы сайта
Выбор редакции:
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
- Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму
- Функционально-смысловые типы речи
- Десять вопросов к поставщику аналитической системы
- Успокоительное для кошек: в домашних условиях, препараты Какие препараты дают коту при переезде
- Успокоительные препараты для кошек: принцип действия, показания к применению Какие препараты дают коту при переезде
Реклама
Старец Паисий Святогорец: Ставьте вопросительные знаки после помыслов подозрительности. О самомнении и мнительности |
: Есть и другие предметы веры, не принимаемые без труда некоторыми христианами: всех их перечислить невозможно, но надеемся, что и на этих четырех примерах усердный духовник научится, как бороться против всех подобных сомнений христиан. Еще более необходимо ему различать неверие или сомнение действительное от неверия и сомнения мнимого или кажущегося, которое неопытных христиан иногда тяжко угнетает и ставит в беспомощное положение. Иной верующий и молящийся христианин сетует пред духовником так: временами я верую в Причастие, временами я верую в Бога, временами как будто вовсе не верую. Ответы на подобное сетование я поместил в последнем или предпоследнем номере Приходского Листка, издававшегося при Св. Синоде, в феврале 1917 г., а затем в IV дополнительном томе своих сочинений (Киев, 1918 г.) в "Письме к священнику о поучении молитве". Такие помыслы неверия возникают в душах людей мнительных, любящих перещупывать все свои ощущения и исполненных постоянной суетной боязни, как бы в чем не промахнуться, как бы не оказаться в чем либо неисправными. То им кажется, что они больны сами, или их дитя начинает хворать или вот-вот захворает и т.п. Нередко они впадают в еще большую беду, в так называемые "хульные помыслы", когда в их голове, совершенно против их воли, с мыслью об имени Христовом или Богородицы складываются те или иные ругательные слова, и конечно, чем они больше борются против таких нелепых сочетаний, тем последние настойчивее теснятся в их голову. Неопытные люди с ужасом начинают считать себя богохульниками, а неопытные духовники начинают им говорить о тяжком грехе богохульства, о хуле на Святого Духа, как наибольшем из всех грехов. После этого те бедняжки сейчас же начинают испытывать прилив ругательных выражений на Святого Духа, мучаются, худеют и даже помышляют о самоубийстве, мысля себя все равно уже погибшими во веки. И не поможет духовник мучимым помыслами, пока они не встретятся с более осведомленным в духовной жизни человеком, который разъяснит им, что лучшее лекарство имеется во всякой духовной книжной лавке и стоит недорого; оно называется в брошюрке того же святителя Димитрия "О хульных помыслах", где со слов древних великих Отцов поясняется, что таковые помыслы, не будучи плодами ненависти против Бога и святых, а просто сочетаниями ругательных слов или звуков в голове мнительного человека, вовсе не составляют греха, и на них не должно обращать никакого внимания, а спокойно молиться и приобщаться, какие бы глупые слова или образы ни теснились в голове. Подобное же значение имеет кажущееся человеку по временам неверие в Причастие, даже в Самого Бога. Вера есть чувство очень тонкое, духовное. Как бы она ни была присуща нам, но если мы будем ее ощупывать в себе, как бы давая себе отчет во всех качествах нашего чувства к Богу или к Божией Матери, то это чувство как бы испаряется на время из области нашего непосредственного ощущения, но, конечно, не из нашей души и сердца. Поступите так даже с самыми грубыми ощущениями, ущипните больно свою руку и начните соображать в это время, чем эта боль отличается от зубной, от головной, - и вы перестанете даже ощущать свою боль. Один немецкий философ, страдая мучительными приступами зубной боли, именно таким способом переставал ее ощущать. Посему и христианин, если в его убеждениях нет каких-либо определенных опровержений истин веры, не должен думать, что в нем нет веры, хотя бы ему так и казалось временно, а должен спокойно молиться и приступать к Святым Таинам, не придавая никакого значения своей мнительности, которая только усиливается при нарочитой борьбе с нею. Некоторые монастырские духовники поведали мне, что Бог им помогал добиться от кающихся признания в таких грехах, которые они не решались открыть на прежних исповедях в продолжение десяти, двадцати лет, а потому мучились целую жизнь и считали себя погибшими для спасения, зная слова Церкви: "Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши; внемли убо, понеже пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши" Грехи эти бывают или очень постыдные и грязные, противоестественные по 7-й заповеди, например: кровосмешение, скотоложство, деторастление (все это бывает весьма часто, и притом иногда у людей, которые пользуются уважением окружающих), или преступные в уголовном смысле: убийство, детоубийство, воровство, грабеж, попытки отравления, злостное оклеветание из ревности или зависти, внушение ненависти к близким, возбуждение ближних против Церкви и веры и т.п. Если духовник прямо поставит вопрос о таком грехе, то кающийся, пожалуй, не отречется, но сам сказать своего преступления не решится. Между тем, предлагать каждому вопросы о всех таких гнусных грехах тоже невозможно. Должно, по окончании обычных вопросов, ласковым и тихим голосом сказать: "Может быть, есть грех, в котором тебе совестно сознаться? Может быть, ты что-нибудь не решился сказать о своих грехах на прежних исповедях или забыл, а потом вспомнил и уже не осмеливался сказать духовнику?" Весьма возможно, что прихожанин ответит утвердительно, но все же будет колебаться высказать, в чем именно было дело. Иногда в это время у них (особенно у женщин) начинается плач и дрожь, они покрываются потом, а говорить не решаются. Тогда умножь свою ласку и участие и говори: отложи стыд, чтобы не быть постыженным на Страшном Суде пред всеми, а здесь, кроме меня и Ангелов, никто ничего не узнает, а нашего брата священника грехом не удивишь; мы за день наслушались таких вещей, что удивляться нам уже нечему. Если исповедывающийся все-таки не решится прямо сказать, в чем дело, то скажи ему: "Ну вот, тебе легче будет признаться, если я тебя буду спрашивать по заповедям: касается ли твой грех седьмой заповеди против плотского наслаждения? или воровства или злодеяния людям? или богохульства? и т.д. Когда будет дан обычный ответ на род греха, тогда спрашивай уже, какой именно грех, и перечисляй грехи. Люди простые назвать даже иногда своего греха не сумеют; тогда спрашивай описательно, и когда кающийся, познав в твоем лице не грозного обличителя, а состраждущего ему друга, наконец скажет о своем преступлении, не ужасайся и не негодуй, ибо он сам себя довольно укорял, а только посетуй, зачем он раньше не сказал о сем, зачем скрывал на прежних своих исповедях: ведь он мог умереть не сознавшись и навсегда погубить свою душу; лгущие на исповеди обыкновенно оканчивают свою земную жизнь самоубийством; пусть же грешник уже в том усматривает Божие к себе милосердие, что Господь не лишил его возможности исповедать свой грех. Затем скажи ему, какая епитимья и сколь долгое лишение Святого Причастия полагается за сие по Номоканону; но, если видишь глубокое раскаяние человека, и если грех совершен давно, то рассуди, не допустить ли его к Причастию завтра же, и потребуй от него немедленного или постепенного заглаждения последствий греха: если он что незаконно себе присвоил, пусть возвратит; если кого обесчестил, пусть удовлетворит, или испросит прощения; если наплодил незаконных детей, пусть содержит их и т.д. Затем, если человек растроган и видимо желает освободить совесть свою от греха, положи ему епитимию, предварительно спросив его, молится ли он вообще, бывает ли в церкви, и если ни того, ни другого не делает, то, конечно, не будет смысла накладывать на него посты, но дай ему в виде епитимии завет хоть три-четыре молитвы читать утром и вечером и постоянно с покаянием вспоминать перед Богом о своем падении. Если же он человек религиозный, то назначь ему канон или богомоление в отдаленной обители, но предварительно узнай обстоятельства его жизни и быта, а не прорекай епитимии как пророк, но прилагай врачевание с разумом. К епитимиям мы еще, вероятно, вернемся, а теперь уместно сказать о том, что должно не менее, чем окамененного нечувствия, опасаться уныния и отчаяния в кающихся. Эти чувства гнетут их после грехов непоправимых, например: детоубийства или истребления плода, причинения кому-либо непоправимого вреда, несчастья, а иногда люди подвергаются унынию просто по причине собственных горестей - смерти детей, почитаемой наказанием Божиим за прежние грехи, запутанных обстоятельств и т.п. Исцеление духовных чад от этих демонских искушений - уныния и отчаяния, достигается не столько пояснением истин Божиих, как, например, напоминанием о спасении Благоразумного Разбойника, Закхея, блудницы и т.п., сколько явлением братского участия и сострадания человеку: "Если мне тебя жаль, то Отец ли Небесный тебя не пожалеет? Знай, брат, что уныние от диавола, почему мы и молимся в посту с земными поклонами, чтобы Бог не допустил нас до уныния. При сем имей в виду, что уныние и отчаяние всегда имеют в себе скрытый яд гордыни или самолюбия, как бы начаток некоего ропота и укоризны Промыслу, что попустил тебя впасть в беду или грех. Отгони от себя это озлобленное чувство на Бога или на людей, вникни в себя самого и признайся, что сам ты кругом виноват в том, что поддался злым наветам диавола или злых людей и опустился, что не Бог тебя дал в обиду, а сам ты обидел Бога, согрешив против Него и отвергая многократную Его вспомоществующую десницу. Тогда тяжелый камень озлобления свалится с твоего сердца, а с ним отпадет и уныние, и ты уже с умиленным сокрушением вознесешь ко Господу покаянную мольбу, а затем и радостное благодарение." Будет прославлен в лике святых в ближайшее время, сообщает сайт «Святая гора». Недавно состоялась канонизация старца Порфирия Кавсокаливита; ожидается прославление и других афонских подвижников. Старец Паисий особенно любим в России - книги с его поучениями разошлись огромными тиражами. Предлагаем вашему вниманию беседу старца Паисия о подозрительности и борьбе с ней. - Геронда, что поможет мне прогнать помыслы подозрительности? А ты уверена, что все действительно обстоит так, как тебе это представляется? Раз ты обычно видишь во всем плохое, то после каждого своего помысла всегда ставь вопросительный знак. А кроме того, чтобы не согрешать в своих суждениях, включай в работу и добрый помысл о других. Если ты станешь ставить после своих помыслов не по одному, а по два вопросительных знака, будет еще лучше. А если по три, то совсем хорошо. Поступая так, ты будешь умиротворяться и получать пользу. И не только сама - ты окажешь пользу другим. В противном же случае, принимая помыслы «слева», ты приходишь в раздражение, волнуешься, расстраиваешься и наносишь себе духовный вред. Если будешь относиться ко всему, что происходит вокруг, с добрыми помыслами, то спустя немного времени увидишь, что дело в действительности обстояло так, как ты это увидела, включив в работу добрые помыслы. Расскажу тебе один случай, чтобы ты поняла, что может наделать «левый» [недобрый] помысл. Как-то раз ко мне в каливу пришел один монах и сказал: «Старец Харалампий - колдун. Я сам видел, как он ворожил». - «Что же ты говоришь, глаза твои бесстыжие! - отчитал я его. - И не стыдно тебе такое нести!» - «Да! Да! - настаивал он. - Я сам видел, как однажды ночью при луне Старец мычал: „М-м-ме… М-м-ме…“ - и при этом лил в кусты какую-то жидкость из большой оплетенной бутыли!». Ну что ж, выбираю я свободный день и иду в каливу Старца Харалампия. «Ну, - спрашиваю, - отче Харалампие, как твои дела? Как житье-бытье? Чем занимаешься? Тут один увидел, как ты что-то лил в кусты из большой бутыли, да еще и мычал: „М-м-ме!“». - «Там в зарослях, - показал мне Старец, - растут несколько лилий, вот я и поливал их. Напевая „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“, я выливал немного водички на один цветок, потом опять пел: „Рáдуйся, Невéсто Неневéстная!“ - и выливал немного воды на другой… Потом наполнял бутыль, возвращался к цветам и снова их поливал…» Видишь как! А другой увидел все это и принял Старца за колдуна!.. Какие же добрые помыслы имеют некоторые мирские люди! А другие - несчастные - так страдают от вещей, которые не просто не существуют в природе, но которые и сам диавол не смог бы выдумать! Однажды, когда после страшной засухи пошел дождь, я почувствовал такую благодарность Богу, что, сидя в каливе, без остановки восклицал: «Боже мой, благодарю Тебя миллионы, миллиарды раз!» Я не знал, что в это время под окном стоял один мирской человек и слушал. Потом, встретившись со мной, он признался: «Отец, а ведь я соблазнился. Я услышал про все эти «миллионы», про все эти «миллиарды» и подумал: «Вот оно как! Каков фруктик этот отец Паисий!» И что ему было объяснять? Я имел в виду [многие] благодарения Богу за дождь, а этот человек подумал, что я считаю деньги. А окажись на его месте кто-то другой, так мог бы еще и прийти ночью, чтобы меня ограбить! Мне досталось бы по первое число, а он в конечном итоге так ничего бы и не нашел. А в другой раз ко мне пришел отец больного ребенка. Я провел его в церковку моей каливы, выслушал его горе и, желая ему помочь, сказал: «Для того чтобы твой ребенок стал здоров, ты и сам должен что-то сделать. Но что? Поклонов ты не кладешь, постов не соблюдаешь, денег, чтобы творить , у тебя тоже нет… Обратись-ка ты к Богу вот как: «Боже мой, у меня нет ничего достойного, чтобы принести жертву ради здоровья моего ребенка, но я постараюсь, по крайней мере, бросить курить». Эти слова тронули несчастного отца, и он пообещал, что последует моему совету. Пока я, выпуская его из каливы, возился с замком, он, вынув из кармана зажигалку и сигареты, положил их под иконой Спасителя в храме. Я этого не заметил. Следующим посетителем оказался некий юноша, которому надо было что-то мне сказать. После беседы, не успев даже выйти из каливы, он достал сигарету и закурил. «Здесь, парень, курить нельзя, - сказал ему я. - Отойди подальше в сторону». - «А тебе в церкви курить можно?» - спросил он в ответ. Увидев в церкви пачку сигарет и зажигалку, этот малый «смастерил» помысл, будто я курю! И не стал я его разубеждать, дал ему уйти со своим помыслом. Ну ладно, даже если бы я и в самом деле , то неужели я делал бы это в храме? Видите, что такое помысл? - Геронда, а какой ущерб могут причинить душе подозрительность, недоверчивость и мнительность? Какого рода подозрительность, такого рода и ущерб. А недоверчивость и мнительность приносят [духовную] болезненность, худосочие. - Чем же исцелить эту немощь? Добрыми помыслами. Геронда, а если человек однажды увидит, что в чем-то промахнулся, то есть, что его подозрения не подтвердились, то разве это не поможет ему осознать свою ошибку? - Геронда, а как быть, если помысл подозрения о ком-то подтвердится на деле? Если такой помысл однажды и окажется верным, то неужели это значит, что подобные помыслы будут оказываться верными постоянно? А кроме того, откуда ты знаешь: может быть, Бог попустил такому помыслу оправдаться на деле ради того, чтобы человек, которого ты подозревал, сдал экзамен на смирение? Конечно, и нам самим необходимо быть внимательными. Мы не должны давать людям повод приходить к ошибочным заключениям. Например, если у человека возник о тебе «левый» [недобрый] помысл, то причиной этого может быть как его собственная недоброжелательность, так и то, что ты сам дал ему повод плохо о тебе думать. Но если человек думает о тебе плохо, несмотря на то что ты ведешь себя со вниманием, то прославь Бога и помолись о нем. Блаженной памяти старец Паисий Святогорец. «Слова». Том II I. «Духовная борьба». Издательский дом «Святая Гора», М., 2008 Есть и другие предметы веры, не принимаемые без труда некоторыми христианами: всех их перечислить невозможно, но надеемся, что и на этих четырех примерах усердный духовник научится, как бороться против всех подобных сомнений христиан. Еще более необходимо ему различать неверие или сомнение действительное от неверия и сомнения мнимого или кажущегося, которое неопытных христиан иногда тяжко угнетает и ставит в беспомощное положение. Иной верующий и молящийся христианин сетует пред духовником так: временами я верую в Причастие, временами я верую в Бога, временами как будто вовсе не верую. Ответы на подобное сетование я поместил в последнем или предпоследнем номере Приходского Листка, издававшегося при Св. Синоде, в феврале 1917 г., а затем в 4-ом дополнительном томе своих сочинений (Киев, 1918 г). в "Письме к священнику о поучении молитве." Такие помыслы неверия возникают в душах людей мнительных, любящих перещупывать все свои ощущения и исполненных постоянной суетной боязни, как бы в чем не промахнуться, как бы не оказаться в чем либо неисправными. То им кажется, что они больны сами, или их дитя начинает хворать или вот-вот захворает и т.п. Нередко они впадают в еще большую беду, в так называемые "хульные помыслы", когда в их голове, совершенно против их воли, с мыслью об имени Христовом или Богородицы складываются те или иные ругательные слова, и конечно, чем они больше борются против таких нелепых сочетаний, тем последние настойчивее теснятся в их голову. Неопытные люди с ужасом начинают считать себя богохульниками, а неопытные духовники начинают им говорить о тяжком грехе богохульства, о хуле на Святого Духа, как наибольшем из всех грехов. После этого те бедняжки сейчас же начинают испытывать прилив ругательных выражений на Святого Духа, мучаются, худеют и даже помышляют о самоубийстве, мысля себя все равно уже погибшими во веки. И не поможет духовник мучимым помыслами, пока они не встретятся с более осведомленным в духовной жизни человеком, который разъяснит им, что лучшее лекарство имеется во всякой духовной книжной лавке и стоит недорого; оно называется в брошюрке того же святителя Димитрия "О хульных помыслах", где со слов древних великих Отцов поясняется, что таковые помыслы, не будучи плодами ненависти против Бога и святых, а просто сочетаниями ругательных слов или звуков в голове мнительного человека, вовсе не составляют греха, и на них не должно обращать никакого внимания, а спокойно молиться и приобщаться, какие бы глупые слова или образы ни теснились в голове. Подобное же значение имеет кажущееся человеку по временам неверие в Причастие, даже в Самого Бога. Вера есть чувство очень тонкое, духовное. Как бы она ни была присуща нам, но если мы будем ее ощупывать в себе, как бы давая себе отчет во всех качествах нашего чувства к Богу или к Божией Матери, то это чувство как бы испаряется на время из области нашего непосредственного ощущения, но, конечно, не из нашей души и сердца. Поступите так даже с самыми грубыми ощущениями, ущипните больно свою руку и начните соображать в это время, чем эта боль отличается от зубной, от головной, - и вы перестанете даже ощущать свою боль. Один немецкий философ, страдая мучительными приступами зубной боли, именно таким способом переставал ее ощущать. Посему и христианин, если в его убеждениях нет каких-либо определенных опровержений истин веры, не должен думать, что в нем нет веры, хотя бы ему так и казалось временно, а должен спокойно молиться и приступать к Святым Тайнам, не придавая никакого значения своей мнительности, которая только усиливается при нарочитой борьбе с нею. Мнительность можно охарактеризовать как недоверие человека ко всему миру и даже самому себе. Мнительным называют того, кто все перепроверяет, избегает ситуаций выбора, ожидает провала, прорабатывает множество исходов событий, постоянно боится и тревожится. «А вдруг?», «Как бы чего не случилось», «Давай в другой раз» (которого не будет), «Ты уверен?» и множество подобных фраз присутствует в речи мнительного человека ежедневно. Но существует ли мнительность как самостоятельный феномен или это комплекс психологических проблем? А если отдельная проблема, то какой она носит характер: норма, патология, заболевание, черта характера, врожденная особенность? Предлагаю вместе разобраться. Как я выяснила, найти определение мнительности можно не в каждом психологическом словаре, несмотря на то, что как симптом расстройств или компонент неврозов этот термин фигурирует часто. Но мне удалось найти и самостоятельное определение. Мнительность – «это подверженность человека разного рода страхам, опасениям и переживаниям по поводу состояния его здоровья, благополучия, а также здоровья и благополучия близких для него людей» (словарь психологического консультирования, авторы – преподаватели и студенты ПГУ им. М. В. Ломоносова). От определения проще не стало, сразу возникло множество синонимов:
Пожалуй, на интуитивном уровне даже далекий от профессиональной психологии человек осознает, что мнительность балансирует на стыке ряда психологических проблем. Скажу вам: более того, она еще и на стыке наук находится (философия, психиатрия, психология, социология, конфликтология). Вот и выходит, что бороться нужно сразу с несколькими микропроблемами. Мнительность в психиатрииПод мнительностью понимается черта личности, врожденное свойство характера. И трактуется как «склонность к тревожным опасениям по различным поводам, значение которых часто переоценивается» (В. М. Блейхер, И. В. Крук). То есть это элемент, от которого нельзя избавиться, но можно контролировать его проявления и влияние на жизнь человека. В классификации характеров С. А. Суханова значится тревожно-мнительный тип. От того и исходит эта концепция. Если ваша мнительность имеет врожденный характер, то рекомендую обратиться к психотерапевту. Причины мнительности«Мнить» в переводе с церковного значит «думать». То есть все беды мнительного человека от того, что он думает (за всех и обо всем, даже о том, чего быть не может). Из чего могут вытекать такие думы (нет, это не обязательно случай «горя от ума»)?
Все проблемы родом из детстваМнительность – не исключение из правила. Разрушающий стиль родительского воспитания способен сформировать у ребенка мнительность как элемент личности. Что это за «вредные инструменты» в руках родителей?
Мнительность как самозащитаНе всем удается достойно выйти из стрессовых ситуаций или жизненных потрясений и научиться жить с негативным опытом. Предшественниками мнительности являются:
Чтобы снова не смогли использовать и предать, индивид становится никем. Он ничего не стоит, не значит и не представляет собой, а значит, ему ничего не угрожает. Правда, как и счастливая жизнь. Чем опасна мнительность, и почему с ней нужно боротьсяМнительность загоняет человека в угол, лишает социальных контактов, семьи, работы. Под удар в первую очередь попадает , а что остается в жизни без него? Ничего. Мнительность делает человека:
Она связывает по рукам и ногам, превращает жизнь в существование.
В современном мире у каждого человека имеется своя гора проблем. Поверьте, незнакомым людям просто некогда следить за тем, как вы выглядите, что делаете, как это делаете. Перестаньте думать, что все только и делают, что ждут вашего провала. Нет, эти люди заняты своими жизнями. Прощаем и доверяемЕсли причина мнительности кроется в детстве или предательстве во взрослой жизни, то выход у вас один – простить. Простить и научиться доверять.
Что касается доверия, то важно не переусердствовать и не стать наивным. Вам никто и ничего не должен. Вы сами всего добьетесь. Развить адекватное отношение к людям поможет письменный разбор каждой ситуации. Поверьте, когда материал структурирован вами же в письменной форме, мысли складываются совсем по-другому. Опишите:
Подумайте: верно ли вы восприняли ситуацию, не зря ли вы обиделись, обозлились. Может быть, у человека были свои проблемы и он не мог помочь именно в эту минуту, но с удовольствием сделает это завтра? ОбщаемсяПоддержка важна в любом вопросе. Разрывайте порочный круг , одиночества и мнительности – начинайте общаться. Контактируйте с теми, кто может поспособствовать вашему развитию, научить чему-то полезному. Убиваем страхи и тревогиВизуализируйте свой страх, а лучше составьте из него (них) комиксы. Нарисуйте страх и себя в образе врага и рыцаря. Или нарисуйте только страх и добавьте ему комичности (забавная шляпа нелепый инструмент в руках). Ведите дневник тревог. Каждый день фиксируйте все, что вас за день напугало. Это поможет вам увидеть масштаб проблемы, а во-вторых, позволит оценить, сколько из придуманного вами действительно сбылось. Заглядывайте в конце каждой недели в свой список тревог и страхов. Не удивлюсь, если не сбудется ничего из написанного. Ведите такой дневник до тех пор, пока сами не осознаете бессмысленность переживаний о будущем. Испытывать периодически чувство тревоги нормально, но нельзя позволять этому состоянию овладевать вашей жизнью. Подробнее о тревожности и способах борьбы с ней читайте в статье . О страхах и избавлении от них в статье . Находим цель и смысл жизниНаходитесь в постоянном движении. Найдите цель и смысл жизни. Они должны быть настолько сильными, чтобы у вас не осталось времени и желания обращать внимание на мнимые трудности. Подробнее об этом читайте в статье и . Верим в себяНе бойтесь ошибиться. Отрицательный опыт – тоже опыт. Он дает нам знания. Подробнее о способах восстановления веры в собственные силы можно прочитать в статье . Несмотря на обращение к женщинам, для мужчин в ней тоже найдется информация. Постарайтесь рационализировать любую ситуацию. Вам нужно понять, что страх и неуверенность рождаются извне и совершенно не соответствуют обстоятельствам. Успокойте себя с помощью саморегуляции и здраво взвесьте причину ситуации, суть. Подумайте, существуют ли реальные угрозы. Избавляемся от чрезмерной эмоциональностиЧрезмерная эмпатия тесно связана с низкой самооценкой, неуверенностью и чувством вины. Проживая жизнь за всех, в том числе целую страну, вы стараетесь компенсировать неуверенность, добиться значимости, причастности, загладить вину. Возможно, вы сами этого не осознаете, но роль жертвы и страдальца занимают люди, нуждающиеся в любви, внимании, принятии. Для решения проблемы нужно принять себя и избавиться от одиночества. Тогда и избавление от болезненных эмоций произойдет само собой.
Любим себя и повышаем самооценкуПрекратите говорить о себе в негативном ключе даже в шутку. Но научитесь смеяться над своими страхами.
Учимся противостоять манипуляциямЯвная проблема мнительных людей – внушаемость. Научитесь распознавать и противостоять им. Такое умение – новый этап в развитии личности. Освоив это искусство, вы сами увидите, сколько сомнительной информации кружится вокруг вас. А потом и удивитесь, как вы могли не замечать этот мусор и добровольно принимать его. Реклама – площадка для оттачивания мастерства по выявлению и противостоянию манипуляциям. Таким образом, нужно признать проблему мнительности, определить ее конкретные компоненты и причины. Решить, от чего именно вам нужно избавиться:
Аутотренинг для избавления от мнительностиПроводить эту тренировку по самовнушению лучше перед сном в момент измененного сознания. Займите удобное положение, вдохните и выдохните 10 раз, закройте глаза, произнесите следующий текст (вдумывайтесь в каждое слово, проживайте его, представляйте, чувствуйте). «Мне нравится иметь ясный ум, который может сосредоточиться на решениях. Я принимаю эту ситуацию такой, какая она есть. Испытания открывают двери возможностям. Я – могущественный создатель своего жизненного опыта. Я чувствую себя спокойным, расслабленным, любящим. Я могу выбирать позитивные мысли, дающие силы. Я могу справиться со всем, что встает у меня на пути. Я могу все преодолеть. Я могу со всем справиться. Ощущение хорошего самочувствия усиливается с каждым глубоким вдохом. С каждым днем я становлюсь все более умиротворенным. Любая неудача временна и относительна, любая трудность решаема. Я намереваюсь быть спокойным и счастливым. Когда я спокоен, решения сами приходят ко мне. Теперь я чувствую себя спокойно. Мне нравится ощущение того, что я расслабился и мне хорошо. Я могу выбрать то, о чем хочу думать. Я делаю все, что от меня зависит. Я отвечаю за свои мысли и свою жизнь. Мои испытания помогают мне расти. Сегодня мои возможности безграничны. Я силен, я находчив, я успешен и умен. Каждый момент дает мне выбор. Я выбираю позитивное мышление и активные действия. У меня предостаточно умений, навыков и возможностей» (автор не известен). Вы можете сократить этот монолог или изменить, составить свой. Но важно повторять его ежедневно и верить в то, что вы говорите. Ваша внушаемость в этом случае пойдет только на пользу. Если мнительны не вы, а ваш друг: как помочь?Без желания самого человека оказать помощь ему будет не просто. Но кое-что можно сделать:
ЭпилогУ любой проблемы есть две стороны медали. Считаю своим долгом озвучить вам противоположную сторону мнительности.
Какую бы природу не имела мнительность (посттравматический синдром, тяжелая болезнь, тревожность, страхи и другое), бороться с ней можно и нужно. Но необходимо делать это разумно и не уходить в другие крайности. В статье представлен план избавления от мнительности, ваша задача – выполнить его. Постепенно решая подзадачи, избавляясь от отдельных компонентов мнительности (пессимизм, недоверие, обиды, неуверенность и другое), вы достигнете главной цели – избавитесь от мучающей проблемы. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
- Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму
- Функционально-смысловые типы речи
- Десять вопросов к поставщику аналитической системы
- Успокоительное для кошек: в домашних условиях, препараты Какие препараты дают коту при переезде
- Успокоительные препараты для кошек: принцип действия, показания к применению Какие препараты дают коту при переезде
- Китайская трагедия Информация о заражении воздуха