Разделы сайта
Выбор редакции:
- Чем снять галлюцинации. Как лечить галлюцинации. Отклонения в психике у ребенка
- Созависимость от пьющего члена семьи: как избавиться Как лечить созависимость от алкоголика
- Как избавиться от созависимости от алкоголика Ошибки созависимых алкоголиков которые
- Почему возникают галлюцинации от алкоголя и каких последствий можно ожидать?
- Начальные признаки шизофрении у детей
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
Реклама
Устное народное творчество сканворд 8. Устное народное творчество. (8 класс) |
На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества - лирической песней. Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры. В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы. Фольклор - сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств - словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах. Жанры фольклора
Свойства фольклора
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанром «лирическая песня». Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру. «Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Эти слова принадлежат Максиму Горькому. В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней (рис. 1). Рис. 1. В. Васнецов «Царевна-лягушка» () Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие. Жанры народной песни
Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России - Сколько во поле цветов!». Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет» (рис. 2). Вдоль по улице метелица метёт, Красота твоя с ума меня свела, Ты постой, постой, красавица моя, Рис. 2. Иллюстрация к песне «Вдоль по улице метелица метет» () Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением. Художественные особенности произведений фольклора: 1. Рефрен (повтор строк). Ты постой, постой, красавица моя, 2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца. 3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький. 4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции): На твою ли на приятну красоту, Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны. Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением. Она рассказывает о судьбе несчастной и безродной сироты, которая потеряла всех близких и любимых (рис. 3). Уж ты ночка, ночка тёмная, Печаль на душе, девица печальна, Рис. 3. Изображение к песне «Уж ты ночка» () Песня обрывается, будто ее прервали рыдания. Нам остается только догадываться, где же он, сердечный друг. Может его забрали в солдаты, может, продали, поскольку крепостных в то время могли продать, подарить или женить без их согласия. А возможно, ее милый умер и его нет среди живых. Теперь попробуйте найти в тексте песни художественные приемы, присущие фольклору. Обратите внимание: в тексте девушка сравнивается с темной ночью. Такое сравнение усиливает трагичность образа, подчеркивает безысходность положения героини. Протяжные, напевные интонации создаются с помощью гласных. Прочитаем любые две строчки из песни, например:
Светлого месяца, не ясных звёздочек. Такой фонетический прием (повтор гласных) называется ассонансом. Повтор - повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя), и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Виды поэтических повторов 2. Параллелизм 3. Анафора (единоначатие) 4. Эпифора (одинаково заканчиваются строки) 5. Стык (подхват) Например: Нет у ноченьки светлого месяца, Светлого месяца, ни частых звездочек! Русская народная поэзия была тонической (от греческого «ударение»): ее ритм основывался на повторении одинакового количества ударений в большинстве строк. При этом она была лишена рифмы: Весом та чара полтора пуда, Мерой-то чара полтора ведра. Мы видим, что рифма отсутствует и в каждой строке по четыре ударных слога. Рекрутская повинность - способ комплектования русской имперской армии и флота до 1874 года. (Рис. 4.) Рис. 4. И.Е. Репин. Проводы новобранца () Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1699 году, когда перед войной со шведами повелено было произвести первый набор 32 тысяч на новых началах. В России термин «рекрут» был узаконен в 1705 году. Изначально срок рекрутской службы был пожизненный, потом его сократили до 25 лет, в дальнейшем этот срок был уменьшен. Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение. Список литературы
Домашнее задание
Урок № 2. Тема: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Цели: 1. Пополнить знания учащихся об устном народном творчестве. 2. Накапливать и повторять материал по данной теме, научить использовать его в жизни, понимать смысл УНТ, расширять кругозор учащихся, воспитывать уважение к культуре своего Народа. Оборудование: 1. Оформление доски. 2. Проигрыватель. Эпиграф: «Пословица и поговорка – одновременно и явление языка, и явление искусства. Ёмкое пословичное суждение только в речи раскрывает свой смысл…» (исследователь фольклора В.А. Аникин) ХОД УРОКА 1.Беседа. Стр. 10 – продолжить цитату В.А. Аникина. ? – Рассказать, как изучался фольклор, как собирали его, какие собиратели и сказители вам известны. ? – Что вы знаете об обрядовом фольклоре? Чему он посвящался? Как исполнялся? ? – Рассказать о колыбельных песнях. Каково их содержание? Пожелания? Привести примеры. Колыбельные песни красивы и добры. Содержание песен – пожелание удачи, благополучия, радостного труда в будущем, а пока… «Приди, киса, ночевать, приди Васеньку качать». «Будешь в золоте ходить, чисто серебро носить». «Спят усталые игрушки, Мишки спят…» , «Рыбки уснули в пруду, птицы умолкли в саду, глазки скорее сомкни, спи, моя радость, усни…». ? – Пестушки и потешки. От слов «тешить», «потешать», «пестовать», «нянчить», «холить». Потешки и пестушки поются во время первых движений ребёнка, его кормления. «Потягушеньки», «порастушеньки», «попрыгушеньки». ? – Прибаутки? Маленькие сказочки в стихах. В прибаутках - перевёртышах всё наоборот: («ушастая свинья свила гнездо на дубу»). Ребёнок учится смеяться, ставить всё на свои места. ? – Заклички и приговорки? «Поливай ковшом!», «Дождик, дождик, пуще, дам тебе гущи!», «Дождик, дождик, перестань поливать мою герань!», «Солнышко – солнце! Выгляни в оконце!» ? – Считалки? Это счёт в простейшей форме. Им решали, кому водить, используя их в детской игре. «Эники, беники ели вареники,. Эники, беники Фокс». «На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей». «Вышел немец из тумана, вынул ножик из кармана: буду резать, буду бить, всё равно тебе галить!» «А на Д, урики, факи, торба, орба, Инду смаки, деус, деус. Краснодеус, бокс» «Катилася торба с великого горба. В этой торбе хлеб, соль, вода, пшеница, с кем хочешь – с тем поделись. Говори поскорей, не задерживай добрых и честных людей». ? – Скороговорки? Словесная игра, когда в одной фразе совмещаются трудные для выговаривания звуки. Привести примеры. ? – Загадки? Загадка замышляет, задумывает, предлагает отгадать то, что скрыто иносказанием. Загадки открывают много чудесного в окружающем нас мире. Особенности загадок – рифма, ритм. «Висит груша, нельзя скушать». «Висит сито, не руками свито», «Что портится быстрее всех?» (настроение). «Что быстрее всего на свете?» (мысль) «За стеной костяной, соловейко, спой!» (язык). «Маленьким, кругленьким докинешь до неба. (глаз). «В брюхе баня, в носу решето, одна рука, да и то на спине». (самовар). «Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает». «Кланяется. Кланяется. Придёт домой – растянется». «Разноцветное коромысло над речкой повисло». «Десять мальчиков живут в десяти чуланчиках». «Новая посудина, а вся в дырках». ? – Пословицы и поговорки? Сходство и различие. Примеры. Слабый с полдороги возвращается. Чем плсотни слов пустых, лучше одно ясное. Многословие не без пустословия. Я – последняя буква в алфавите. Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине. Шила в мешке не утаишь. Не потопаешь – не полопаешь. Мороз не велик, да стоять не велит. Лягушке неприятно вспоминать, что она была головастиком. Скучен день до вечера, коли делать нечего. ! - Сопоставим русские пословицы с пословицами других стран мира. Обратим внимание на то, как звучат некоторые пословицы, переведённые на другие языки. (Зачитывается пословица иностранная, учащиеся находят синонимичную по смыслу русскую пословицу): 1. Леди, покидая автомобиль, тем самым увеличивает его скорость. (англ.). Русская – Баба с возу – кобыле легче. 2. Недостаток ума компенсируется ходьбой. Русская – Дурная голова ногам покоя не даёт. 3. Хорошая память порой дурно влияет на зрение. Русская – Кто старое помянет – тому глаз вон. 4. То, что нельзя сказать за бутылкой содовой, можно сказать за бутылкой «Виски». Русская – Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. 5. Кто надеется на ужин соседа, остаётся голодным. (нем.) Русская – На чужой каравай рот не разевай. 6. Булочника на хлебе не проведёшь. (ипан.) Русская – Старого воробья на мякине не проведёшь. 7. Ошпаренный петух от дождя убегает. (франц.) Русская – Обжегся на молоке – дуешь на воду. 8. Тот не заблудится, кто спрашивает. (итал.) Русская – Язык до Киева доведёт. 9. Лучше оступиться, чем оговориться. Русская – Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 10. После обеда приходится платить. (нем.) Русская – Любишь кататься – люби и саночки возить. ? – Рассказать о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают частушки? Как в частушках отражается время? Умеете ли вы исполнять частушки? Пропеть частушки. Д/З 1. Былины. Предания. (Повторить). 3. Придумать частушки на школьную тему. Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам:Что на уроке литературы мне нравится больше всего? Золотое наследие русской старины. Устное народное творчество Обрядовые Необрядовые Русские народные песни: Лирический герой – простой человек, человек труда, солдат. Его глазами, умом, сердцем воспринимается жизнь. Композиционно лирическая песня: монолог - излияние чувств, размышление о судьбе, часто начинается с обращения; диалог – разговор лирических героев. Лирическая песня Вступление Произведения УНТ (фольклора) многообразны. Это и сказки, и песни, и пословицы, и много-много других. Мы не сможем найти конкретного автора этих произведений, их автор – народ. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа Основная часть Любая сказка чему-то учит: добру, справедливости, смелости. В ней всегда осуждается трусость, подлость. В пословицах и поговорках……. А каких только песен не придумал народ!....... Многие из них несмотря на «почтенный возраст» могут заставить задуматься и современное поколение и даже…. Фольклор богат и произведениями для детей (……..), которые ……. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа Заключение Таким образом, произведения УНТ показывают нам, как правильно жить и поступать, учат и развивают нас….. Сочинение-рассуждение фольклор – это мудрость народа Предание - жанр устной несказочной прозы, рассказ об исторических лицах, событиях. Историческая песня – своеобразная летопись, история народа, возникла в период борьбы с татарским игом. Исторические песни и Предание Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» Исторические песни и предания О Пугачеве «О покорении Сибири Ермаком», Пересказ предание «О покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы Домашнее задание По теме: методические разработки, презентации и конспектыИспользование устного народного творчества на уроках биологии. В данном материале приведено обоснование целесообразности применения приемов устного народного творчества на уроках биологии. Даны примеры применения материала на урокахю... сценарий утренника во 2 классе СОШ. Устное народное творчество "Посиделки" Сценарий утренника во 2 классе начальной образовательной школы. Проводится после прохождения темы "Устное народное творчество". В материале дана пояснительная записка, сценарий, нотный материал, хорео... Данную контрольную работу можно провести на уроке контроля знаний после изучения темы "Устное народное творчество" по литературе в 6 классе. Время выполнения - 40 минут.... |
Новое
- Созависимость от пьющего члена семьи: как избавиться Как лечить созависимость от алкоголика
- Как избавиться от созависимости от алкоголика Ошибки созависимых алкоголиков которые
- Почему возникают галлюцинации от алкоголя и каких последствий можно ожидать?
- Начальные признаки шизофрении у детей
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
- Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму