Главная - Мистике
Времена сжигания ведьм. Ведьма на костре. Вы очень молоды
© wikipedia.org

Инквизиция ассоциируется главным образом с католической церковью и кровавым испанцем Торквемадой. Но не все помнят, как за богохульство сжигали и православные, и протестанты.

С еретиками боролись еще с первых веков христианства, но долгое время самым страшным наказанием было отлучение от Церкви. С XIII века еретиков и ведьм начинают массово сжигать на кострах.

"Цель инквизиции - уничтожение ереси. Ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков, - пишет Бернар Ги в "Руководстве инквизитора". - Это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел".

Большинство трибуналов были политическими - уже в силу того, что полнота власти принадлежала церкви, и ни один из государей средевековой Европы не мог поспорить с Папой Римским. Таким образом были сожжены Жанна Д"Арк якобы за сношения с дьяволом, а на самом деле - за роль в войне против Англии, Джордано Бруно - за веру в бесконечность вселенной, Ян Гус - за проповеди против Римской церкви. Инквизиция также расправлялась с евреями и протестантами.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Первыми инквизиционными судами руководили доминиканцы - последователями Доминика Гусмана. В народе доминиканцев стали называть "домини канес", что на латыни значит "псы господни", и это прозвище полюбилось самому ордену: они представляли себя собаками, отгоняющими волков от Иисусова стада.

Преследования ведьм и колдунов проводились инквизицией с исключительной жестокостью.

"Я видел, как палачи мозжат стройное человеческое тело, расшатывают его во всех суставах, заставляют глаза вылезти из орбит, выдергивают стопы из голеней, плечи из лопаток, вздергивают человека на воздух, дробили кости, кололи иглами, жгли серой, поливали маслом", - так описывает пытки в начале XVII века современник пастор Мейфарт.

Формально церковь не наказывала еретиков. Еретика объявляли лишенными покровительства церкви и "отпускали на волю" со словами "да будет наказан по заслугам". После этого обвиняемый предавался в руки светской власти, в юрисдикцию которой входила казнь.

Церковники призывали власти к милосердию, как признавали сами инквизиторы - чтобы не казалось, что инквизиция согласна на пролитие крови. Однако церковь зорко следила, чтобы ее приговор не был воспринят светскими властями превратно, и еретика гарантированно отправили на костер. При этом сожжение заживо было предпочтительной казнью именно благодаря тому, что "не проливалось крови".

Суккубы и инкубы

В 1486 году был опубликован самый известный труд о ведьмах под названием Malleus Malificarum, или "Молот ведьм", написанный инквизиторами Генрихом Крамером и Яковом Шпренгером. Опус, в котором описывалась важность осознания гнусности колдовства и пошаговая инструкция судебного процесса над ведьмой, стал настольной книгой для инквизиторов всех времен.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

"Нет чуда в том, что еретичеством ведовским паче осквернены жены, нежели мужи", - говорится в "Молоте ведьм".

В колдовстве чаще обвиняли женщин, так как считалось, что женщины более похотливы и легче поддаются влиянию дьявола.

Первая ведьма, сожженая в 1275 году в Тулузе, обвинялась в плотской связи с дьяволом. В средние века люди верили в инкубов и суккубов - похотливых демонов в мужском или женском обличьи, приходящих во время сна и насилующих своих жертв. Соитие мужчины с таким демоном приравнивалось к мужеложству - не имело значения, инкубом или суккубом, поскольку за каждой личиной скрывался дьявол.

Преследование евреев

Наибольшее развитие инквизиция получила в Испании, густо заселенной евреями и маврами, что способствовало ксенофобии и религиозному фанатизму. Евреев стали начильно крестить, но и после их обращения в христианство постоянно подозревали в тайной приверженности иудейской вере.

Поводом для преследования могли служить даже соблазнительные запахи из кухни. В конце XV века испанских евреев-сефардов вычисляли по тому, что они соблюдали шаббат, святую субботу, заранее готовя особое блюдо, чолнт.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В книге "Капля меда. Рецепты и судьбы тайных евреев в Испании", которую цитирует в своей статье для "Коммерсанта" кулинарный эксперт Елена Чкалова, рассказывается, как еврейка Беатрис Нунез варила блюдо из ягнячьих желудков, яиц и нута. Ее взяли весной 1485 года по доносу служанки, пытали, признали еретичкой и сожгли на костре. Рецепт блюда дошел до нас в протоколах допроса.

"Мария Гонзалес в пятницу для субботы любила готовить запеканку из баклажан, яиц, сыра и пряных трав. Ее арестовали в 1510-м по доносу соседки, которая унюхала исходящий с кухни "дьявольский" аромат. Марию приговорили к пожизненному заключению с конфискацией имущества", - пишет Чкалова.

Холокост в Бамберге и Вюрцбурге

В XVII веке два немецких городка получили славу центров охоты на ведьм. В 1625-30 годах состоялся ряд громких процессов в Бамберге. Правивший городом Готфрид Иоганн Георг II Фухс фон Дорнхайм получил прозвище "ведьмин епископ".

За пять лет в Бамберге были сожжены около 600 человек, в том числе знатных людей. Среди ведьм, погибших в огне костра, были десятки маленьких девочек от семи лет.

Фон Дорнхайм создал специальную тюрьму для ведьм, где тех пытали. Процессы происходили так быстро, что подсудимых допрашивали скопом по десять человек и записывали не по именам, а по номерам: №1, №2...

"Они все сознались, что их более чем 1200 человек, связанных между собой служением дьяволу, и что, если бы их колдовство и дьявольское искусство не были открыты, то они сделали бы, чтобы в течение четырех лет во всей стране погиб весь хлеб и все вино, так что люди от голода съедали бы друг друга, - писали источники. - Другие сознавались, что они производили такие сильные бури, что деревья с корнем вырывались и большие здания обрушивались и что они хотели вызвать еще более сильные бури, чтобы обрушить Бамбергскую башню".

Всякого, кто выказывал сочувствие к жертва, арестовывали. В число таких попал вице-канцлер округа доктор Георг Хаан, который пытался остановить процессы над ведьмами, но и сам был осужден; его сожгли на костре вместе с женой и дочерью.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Параллельно охота на ведьм развернулась в соседнем Вюрцбурге. Количество жертв достигло 900 человек, при этом около 40% казненных за колдовство были мужчины, в то время как обычно подавляющее большинство составляли женщины. Среди колдунов было много священников, "предавших святую церковь и вступивших в сговор с дьяволом".

Около 300 сожженных заживо - мальчики и девочки от девяти лет. В списке казненных значится 19-летняя Гобель Бабелин, "самая красивая девушка в городе".

Протестантский фанатизм

В 17 веке инквизиция занялась протестантами, последователями Мартина Лютера. Но протестанты выступали не только жертвами, а и палачами.

Первой жертвой протестантского фанатизма считается испанский врач и философ Мигель Сервет, открывший малый круг кровообращения. Его врагом был Жан Кальвин, основатель кальвинизма. Книга Сервета "Восстановление христианства", в которой он призывал вернуться к истокам Библии, опровергал догмат о Троице и ратовал за крещение в сознательном возрасте, была признана еретической.

  • ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сервет бежал от инквизиции. Но в Женеве ему не повезло зайти в церковь, где в этот момент читал проповедь сам Кальвин. Он-то и узнал беглеца и позвал стражу. Холодным октябрьским утром 1553 года для 42-летнего Сервета приготовили костер. Поленьев было мало, погода была промозглой, и ученому довелось гореть медленно и мучительно.

Самый громкий протестантский процесс над ведьмами (Salem"s Lot) прошел в 1692 году в Салеме, штат Массачусетс. Внезапно у одного пастора заболели девятилетняя дочь и 12-летняя племянница. Их врач решил, что причиной болезни стало воздействие ведьмы. Первыми были арестованы служанка-рабыня, нищенка и одинокая вдова. Заболевшие девочки утверждали, что во время припадков видели этих женщин.

Затем круг подозреваемых стал разрастаться в геометрической прогрессии. По обвинениям в колдовстве были брошены за решетку 150 человек, самой младшей из которых была четырехлетняя девочка. 19 человек были повешены. К одному подозреваемому, 80-летнему фермеру, применили особо жестокую пытку - на его грудь положили тяжелые камни, чтобы выдавить признание. Старик умер спустя два дня.

Процесс закончился, когда один из пасторов признал, что видения не могут быть основанием для обвинения. Благодаря этому были отпущены оставшиеся 28 подозреваемых. Но окончательно приговоры "ведьмам" были признаны незаконными лишь в середине ХХ века.

Костры российской инквизиции

Охота на ведьм и костры инквизиции часто встречаются среди аргументов православных в пользу ошибочности католической веры. Однако жестокие приговоры за богохульство были характерны для истории православия в Киевской Руси и Московской империи.

Летопись XII века "Слово о злых дусех", составленная митрополитом Кириллом, отмечает необходимость наказания ведьм и колдунов церковным судом. Там говорится о том, что в 1024 году в суздальской земле были схвачены волхвы и "лихие бабы" и преданы смерти через сожжение. Их обвинили в том, что они - виновники неурожая, пишет Ефим Грекулов в книге "Православная инквизиция в России".

Не открою секрета в том,что в истории цивилизации-средневековье занимает особую страницу во Всемирной истории,очень многие любопытствующие стали обращаться к легендам,литературе,архитектуре,даже возникло течение "Предромантизм" — в общепринятом литературоведении - комплекс явлений в английской,к примеру, литературе второй половины XVIII века, включающий кладбищенскую поэзию, готический роман и оссианизм.Особый.интерес проявился к ранним и средневековым временам европейских народов, в особенности северян.

В любой стране Европе существовали две ветви власти:церковь и монархия,так вот первая в погоне за АБСОЛЮТНОЙ властью применяла достаточно жестокие меры устрашения и повиновения паствы,которая и не снилась самому грозному монарху

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в.

Вот достаточно известный факт тех времен,ставший нарицательным -"Охота на ведьм"(не для слабонервных)

Средневековые ведовские процессы - процессы над ведьмами - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в ХV-XVII веках? Они неясны и ныне. Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств - состояния общества, церкви. Я в этой публикации сделаю попытку объяснить феномен охоты на ведьм, опираясь на частные факты, на первый взгляд малозначительные и не удостоившиеся внимания исследователей. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Спешу уверить: обнародуя свои выводы, я не стремлюсь к сенсации, но твердо убеждена, что приведенные факты и их анализ заслуживают внимания и дальнейшего изучения.

Сжигание ведьм в у замка Рейнштейн (близ г. Бланкенбург). 1555

По всей Европе начиная с XV века пылали костры святой инквизиции.

Для большинства историков (отечественных и зарубежных) охота на ведьм - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Такая точка зрения весьма популярна и сегодня. А между тем ее легко опровергнуть с помощью хронологии. Большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения.

Наша историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XVI-XVII веках феодально-католической реакции. Правда, она не учитывала то, что слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, независимо от социального положения и религиозных воззрений. Не избежала подобного взгляда и наиболее популярная ныне социальная теория: охота на ведьм - лишь очень яркий показатель степени обострения внутриобщественных отношений, стремление найти "козлов отпущения", на которых можно возложить ответственность за все проблемы и трудности бытия.

Разумеется, охота на ведьм, как и любое иное историческое явление, нельзя изучать отвлеченно, в отрыве от общей исторической канвы. С этим спорить не приходится. Однако, когда такой подход становится превалирующим, вправе задать вопрос: а не теряется ли за общими выводами само явление с присущими ему особенностями? Факты и свидетельства источников зачастую лишь иллюстрирую т нарисованную исследователем картину. Хотя именно изучение фактов, их деталей первично в любом историческом исследовании.

Никто из авторов, рассказывающих об охоте на ведьм, не обошел вниманием все этапы ведовского процесса: арест ведьмы, расследование преступлений, вынесение приговора и казнь. Пожалуй, наибольшее внимание уделяется разнообразным пыткам, приносившим почти стопроцентное признание во всех самых гнусных и чудовищных обвинениях.

Однако обратим внимание на значительно менее известную процедуру, которая предшествовала пытке и по сути служила главным доказательством вины. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола". Ее искали, сначала просто осматривая тело подозреваемого, а затем нанося уколы специальной иглой. Судья и палачи старались найти на обвиняемом места, отличающиеся от остальной поверхности кожи: пятна беловатого цвета, язвочки, небольшие вздутия, обладающие, как правило, настолько пониженной болевой чувствительностью, что они не ощущали укола иглы.

Печати дьявола

Вот что говорит по данному поводу русский дореволюционный историк С. Тухолка в работе "Процессы о колдовстве в Западной Европе в 15-17 веках" : "Еще до пытки колдунью подвергали операции отыскивания стигмата дьявола. Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы". Об этом же пишет и Я. Канторович в труде "Средневековые ведовские процессы", вышедшем в 1889 году: "Если у кого-нибудь на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу. Поэтому прежде всего обращались к испытанию иглой. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". О том, что наличие "ведовской печати" считалось абсолютным признаком виновности, сообщал и советский исследователь И. Григулевич. Правда, приводились такие факты лишь затем, чтобы показать суеверие и мракобесие, присущие как средневековому миру вообще, так и священнослужителям в частности.

Выбивание признаний.Гравюра

Однако отношение непосредственных участников событий, особенно демонологов, к ведовским знакам на теле было чрезвычайно серьезным. Один из первых, кто говорит в своих трудах о дьявольских отметинах, - теолог Ламберт Дано: "Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти". Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи. Например, Питер Остерман в трактате, вышедшем в 1629 году, доказывал: "Еще не представало перед судом человека, который, имея клеймо, вел бы безупречный образ жизни, и ни один из осужденных за колдовство не был осужден без клейма". Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне - Яков I Стюарт. Этот неутомимый борец с ведьмами в трактате "Демонология" заявлял: "Никто не служит Сатане и не призывается к поклонению перед ним, не будучи отмечен его знаком. Клеймо - это самое высшее доказательство, гораздо более бесспорное, чем обвинения или даже признания".

В самом существовании на теле человека каких-то пятен или отметин нет ничего странного и чудесного. Но если признать, что рассказы о ведьминых знаках имеют под собой реальную основу, то следует задать вопрос: а что представляли собой эти отметины?Есть два основных вида таинственных знаков - дьявольское пятно и ведьмин знак. Последний представлял собой своеобразный бугорок или вырост на теле человека и, по мнению демонологов, использовался ведьмами для кормления различных духов собственной кровью. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном.


Орудия пыток

Исследователь Н. Пшибышевский в работе "Синагога Сатаны" дает достаточно подробное описание этих знаков: "Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Так же редко они отмечены углублением кожи. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. Часто они находятся на глазных веках, на спине, на груди, а иногда, но редко, они меняют место".


орудия пыток

Итальянский демонолог М. Синистрари отмечает: "Эта отметина не всегда одной и той же формы или контура, иногда она похожа на зайца, иногда на лапку жабы, на паука, щенка, соню. Она ставится... у мужчин под веками или под мышками, или на губах, или на плечах, в заднем проходе или еще где-нибудь. У женщин обычно на груди или в интимных местах".

Орудия пыток

И все же главный признак, по которому в Средневековье отличали дьявольское пятно, - его нечувствительность к боли. Поэтому при осмотре потенциальной ведьмы подозрительные пятна обязательно прокалывали иглой. И если на укол не следовала реакция, обвинение считалось доказанным. (Еще одна существенная особенность "чертовых знаков": при укалывании эти места не только не чувствовали боли, но и не кровоточили.)

Дьявольское пятно

Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. Но ведь описание "ведьминых знаков" очень напоминает какое-то кожное заболевание.Действительно, почему бы не предположить, что подавляющая часть людей, обвиненных в ведовстве, имела общую для всех болезнь? И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это лепра, или проказа, - и сегодня один из самых страшных недугов, а в Средневековье - настоящий бич Божий.

Вот что говорит об этой болезни медицинская энциклопедия, изданная в 1979 году: "Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль". Не правда ли, картина болезни очень напоминает демонологические трактаты?

В сведениях, почерпнутых из медицинской литературы, можно найти объяснение и такому явлению, как ведьмин сосок. При дальнейшем развитии заболевания кожа начинает постепенно уплотняться, образуются язвы, узлы, которые действительно своей формой могут напоминать сосок. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Кожа под ними жирная, может отличаться шелушением, чувствительность вначале нормальная, позднее расстраивается и понижается в различной степени". Совпадает даже месторасположение "дьявольских знаков" и лепроматозных пятен на теле человека.

И, наконец, еще один аргумент, позволяющий отождествить проказу и "дьявольские отметины": по современным медицинским данным, "нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании".

Итак, с большой долей уверенности можно утверждать, что практически все колдуны и ведьмы, осужденные на смерть, были в той или иной стадии поражены проказой. Сам собой напрашивается и следующий вывод: в основе гонения на ведьм лежало стремление средневекового общества обезопасить себя от страшного заболевания, распространение которого в XV-XVII веках достигло своего апогея. Уничтожая прокаженных (мера, бесспорно, жестокая), Европа к концу ХVII века в какой-то степени справилась с эпидемией проказы.

И тем не менее, видя в охоте на ведьм и колдунов лишь карантинную меру, а в судьях и палачах - борцов с опасным недугом, мы излишне модернизируем явление более чем пятивековой давности. Проказа в то время могла рассматриваться и, вероятно, рассматривалась как признак одержимости дьявольской силой, и именно поэтому носителям этой болезни объявили беспощадную войну на уничтожение. Эта сторона дела заслуживает тщательного изучения.Верили ли сами судьи в то, что отправляют на костер именно дьяволово отродье, а не больных и отверженных людей?

На этот вопрос пока нет абсолютно уверенного ответа. Однако вполне вероятно, что в Средние века люди достаточно хорошо знали симптомы проказы, и, по крайней мере, привилегированная, образованная прослойка государственных и церковных деятелей осознавала, что ведет борьбу не со слугами сатаны, а с заразной болезнью. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам. По замечанию одного из современных исследователей, врачи "принимали достаточно активное профессиональное участие в процессах над ведьмами. В их обязанности входило диагностирование болезней, возникавших в "результате колдовства", и медицинское обслуживание пытки. Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы".

И все же есть достаточные основания утверждать, что охота на ведьм объективно была борьбой с прокаженными.Но для начала обратимся к процедуре опознания ведьм, существовавшей в народе. Известно, что боязнь сглаза и порчи, присущая человечеству с глубокой древности, жива и поныне. Что же говорить о времени раннего Средневековья? Разъяренная толпа нередко устраивала самосуд над человеком, в котором видела колдуна. Но чтобы наказать ведьму или колдуна, сначала их необходимо выявить.Какие только средства, рожденные в глубинах суеверного сознания, здесь не применяли!

Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Правда, любопытный при этом рисковал: если ведьма успеет вырвать и раздавить яйцо, у него должно было разорваться сердце. Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму. Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, колдунью бросали в ближайший водоем. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане. Было распространено убеждение, что ведьма отличается от остальных людей меньшим весом: недаром же она летает по воздуху. Поэтому нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием.

Каждый из названных методов мог применяться в одном месте Европы и оставаться неизвестным в остальных. Однако с конца ХV века на смену стихийным народным расправам над ведьмами приходит четкая система борьбы с ними, в которой самое активное участие принимают церковь и государство. Для опознания ведьмы применяется одна лишь процедура - укалывание иглой. Доселе не известное испытание распространяется по всей Европе, от Швеции до Испании. Причем везде процедура проводится одинаково. Разве сам этот факт не вызывает подозрений?

Косвенным доказательством моей версии служит и характер ведовских процессов (ведь не зря в литературе, им посвященной, они именуются эпидемиями). Нельзя сказать, что ведьм преследовали регулярно и равномерно по всей территории Западной Европы. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм. В одном городке вовсю полыхают костры, а в других о ведьмах будто никто и не слышал - не потому ли, что острая борьба с ведьмами развертывалась в местах, наиболее пораженных проказой, и заканчивалась при уничтожении угрожающего числа прокаженных.

Если предположить, что средневековые истребители ведьм и колдунов знали, с чем они на самом деле сражаются, то посчитаем логичным их стремление как можно тщательнее изолировать от общества обвиненных в колдовстве. Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. Демонологи же в своих наставлениях предупреждают об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний. Хотя теологи и считали, что борющийся с ведьмами имеет благословение церкви, а потому неподвластен их чарам, практика нередко говорила об обратном. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, ведшего процессы. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться.

Место казни в Швеции

Всегда вызывала наибольший ужас и рассматривалась как дикий фанатизм казнь обвиненных в колдовстве детей. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Пожалуй, наиболее шокирующий пример дает город Бамберг, где одновременно были преданы огню 22 девочки от 9 до 13 лет. Как уже говорилось, вера в колдовство характерна для всего человечества, однако массовое обвинение в колдовстве детей отличает лишь Западную Европу XV-XVII веков. Факт в пользу излагаемой гипотезы: проказа не разбирает возраста, а каждый зараженный, взрослый или ребенок, представляет опасность.

Der Hexenhammer.молот ведьм.Титульная страница. Молот ведьм. Лион 1519 .

Еще одно доказательство, подкрепляющее гипотезу, - стереотипный образ колдуньи, созданный народным сознанием. На костер всходили люди без различия пола, возраста, социального пoложения, любой мог быть обвинен в колдовстве. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Английский историк Р. Харт в работе "История ведовства" приводит свидетельства современников о том, как, по их мнению, выглядит типичная ведьма. Вот одно из них: "Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами. Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Члены ее постоянно трясутся".

В медицинской литературе именно так описывают больного лепрой на последних стадиях развития заболевания. Кроме того, сообщает медицинская энциклопедия, "в запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты, голос становится хриплым". Типичная ведьма из сказки разговаривает охрипшим голосом и имеет длинный, резко выдающийся на лице нос. Это тоже неслучайно. При лепре "весьма часто поражается слизистая оболочка носа, что приводит к ее перфорации и деформации. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости".

Титульная страница. Редкие Книги.: Психиатрия

Конечно, меня легко упрекнуть в том, что гипотеза не находит прямого подтверждения в исторических источниках. Действительно, нет и вряд ли когда-нибудь появятся документы, которые бы напрямую говорили об охоте на ведьм как о борьбе с прокаженными. И все же косвенные подтверждения этого можно обнаружить. Обратимся, например, к самому известному демонологическому трактату - "Молоту ведьм".

Мэтью Хопкинс, Ведьма.1650 г.

Благочестивые инквизиторы Шпренгер и Инститорис задают в нем вопрос: могут ли ведьмы наслать на людей разнообразные заболевания, в том числе и проказу. Рассуждая сначала о том, что "имеется известное затруднение, считать или не считать возможным наслание ведьмами проказы и эпилепсии. Ведь эти болезни обычно возникают из-за недостаточности внутренних органов", авторы "Молота" тем не менее сообщают: "Мы нашли, что эти болезни временами насылаются и чародеяниями". А окончательный вывод таков: "Нет такой болезни, которую не могли бы наслать ведьмы на человека с Божьего попущения. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными".

Есть примеры, когда сами демонологи говорят о ведовстве как о заразной болезни. Итальянский теолог Гуаццо в своем сочинении "Compendium malefikarum" отмечает, что "ведовская зараза может часто передаваться детям их грешными родителями. Каждый день мы встречаем примеры испорченности этой заразой детей".

(Ведьма), статуя Кристофера Maрзароли - Сальсомаджоре (Италия)

Огромный интерес при изучении ведовских процессов вызывают труды антидемонологов, людей, которые в период всеобщего страха перед ведьмами осмеливались сказать слово в их защиту. Одной из таких редких личностей был врач Иоганн Вейер, выразивший свой взгляд на проблему ведовства в сочинении "О проделках демонов" . В нем он полемизирует с известными демонологами и старается доказать несостоятельность их воззрений. В чем же заключались последние? Как ни странно, один из них, Карпцов, считал, что "самим ведьмам и ламиям идет на пользу, если их как можно скорее предают смерти". Вейер полагает, что "аргумент Карпцова прекрасный довод, который мог бы оправдать убийство: что, если кто-нибудь из нас лишил бы жизни человека ничтожного, рожденного лишь поедать плоды, пораженного галльской болезнью, и объяснил бы свое деяние тем, что лучшим для него было бы умереть поскорее?"

Памятник в Анда, Норвегия. В память о охоте на ведьм и сжигании женщин в этих краях

Очень любопытное замечание, особенно, если учесть, что галльской болезнью называли все ту же проказу. Это позволяет увидеть в словах Карпцова стремление оправдаться перед собой и обществом, уверить всех, что истреблением ведьм-прокаженных выполнялась миссия милосердия.

1484 после увещеваний Генриха Инститориса Крамера, автора «Молота ведьм», папа римский Иннокентий VIII издал буллу «Summis desiderantes affectibus» («Всеми силами души»), направленную против ведьм, которая стала причиной многих процессов инквизиции в странах христианской Европы.

Ведьмин памятник в Арбрюке земель Рейнланд-Пфальц.

«Большая охота» на ведьмначалась в середине XVI века и продлилась примерно 200 лет. На этот период приходится около 100 тысяч процессов и 50 тысяч жертв. Больше всего жертв было в государствах Германии, Швейцарии, Франции и Шотландии, в меньшей степени охота на ведьм затронула Англию, Италию и Испанию. Лишь несколько процессов над ведьмами было в Америке, самый известный пример — Салемские события 1692—1693 годов.

Статуя ведьмы из камня в Гершлице (Северная Саксония), мемориала жертвам охоты на ведьм между 1560-1640гг.

Особенно массовыми суды над ведьмами были на территориях, затронутых Реформацией. В лютеранских и кальвинистских государствах появились собственные, даже более суровые, чем католические, законы о колдовстве (например, был отменён пересмотр судебных дел). Так, в саксонском городе Кведлинбурге с населением в 12 тысяч человек за один только день 1589 года были сожжены 133 «ведьмы». В Силезии один из палачей сконструировал печь, в которой за 1651 год сжег 42 человека, включая двухлетних детей. Но и в католических государствах Германии охота на ведьм была в это время не менее жестокой, особенно в Трире, Бамберге, Майнце и Вюрцбурге.

Памятник жертвам охоты на ведьм в Мария Холл фонтане в Нердлинге, Германия

В Кёльне в 1627—1639 годах было казнено около тысячи человек. Священник из Альфтера в письме к графу Вернеру фон Сальму так описывал ситуацию в Бонне начала XVII века: «Кажется, вовлечено полгорода: профессора, студенты, пасторы, каноники, викарии и монахи уже арестованы и сожжены… Канцлер с супругой и жена его личного секретаря уже схвачены и казнены. На Рождество Пресвятой Богородицы казнили воспитанницу князя-епископа, девятнадцатилетнюю девушку, известную своей набожностью и благочестием… Трёх-четырёхлетних детей объявляли любовниками Дьявола. Сжигали студентов и мальчиков благородного происхождения 9—14 лет. В заключение скажу, что дела находятся в таком ужасном состоянии, что никто не знает, с кем можно говорить и сотрудничать». Преследование ведьм в Германии достигло высшей точки во время Тридцатилетней войны 1618—1648 годов, когда воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовстве.

Указатель в землях (Гессен, Германия) к мемориалу 270 жертв охоты на ведьм.

По мнению историков, в конце XVI века число процессов над ведьмами резко выросло из-за экономического кризиса, голода и роста социальной напряженности, что было вызвано увеличением численности населения и долговременным ухудшением климата в течение этого века, наряду с революцией цен. Неурожаи, войны, эпидемии чумы и сифилиса порождали отчаяние и панику и усиливали склонность людей искать тайную причину этих несчастий.

Камень памяти ведьмам, сожженным в 1563 году в Эккартсберге

Причиной того, что процессы над ведьмами стали массовыми, была также передача дел о колдовстве из церковных судов в светские, что делало их зависимыми от настроения местных правителей. Эпицентр массовых ведовских процессов был либо в отдаленных провинциях крупных государств, либо там, где центральная власть была слабой. В централизованных государствах с развитой административной структурой, например во Франции, охота на ведьм велась менее интенсивно, чем в государствах слабых и раздробленных

Мемориал ведьм в Бернау (часть перечня имен).

Восточная Европа почти не испытала охоты на ведьм. Американская исследовательница Валери Кивельсон полагает, что ведовская истерия не коснулась православного Русского царства, поскольку православные богословы были меньше поглощены идеей греховности плоти, чем католические и протестантские, и, соответственно, женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше. Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи и стремились препятствовать народным самосудам над колдунами и ведьмами. Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к долгой эпохе религиозных войн. Тем не менее и в Русском царстве Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой)..

Первой страной, в которой было отменено уголовное наказание за колдовство, стала Великобритания. Это произошло в 1735 г. (Закон о колдовстве (1735)).

В германских государствах законодательное ограничение ведовских процессов последовательно происходило в Пруссии, где в 1706 году королевским указом полномочия обвинителей были ограничены. Во многом это произошло под влиянием лекций ректора университета Галле, юриста и философа Христиана Томазия, доказывавшего, что учение о ведовстве основано не на древних традициях, как утверждали охотники на ведьм, а на суеверных указах римских пап начиная с буллы «Summis desiderantes affectibus». В 1714 году Фридрих Вильгельм I издал эдикт, по которому все приговоры по ведовским делам должны были поступать на его личное утверждение. Это существенно ограничило права охотников за ведьмами в пределах Пруссии. Фридрих II при вступлении на престол отменил пытки (1740). Одновременно в Австрии императрица Мария Терезия установила контроль за ведовскими делами, чему также в определенной мере поспособствовала «вампирская паника» 1720—1730-х годов в Сербии.

Идштайн, Германия, мемориальная доска памяти жертв охоты на ведьм в 1676

Последним человеком, казненным в Германии именно с формулировкой «за колдовство», стала служанка Анна Мария Швегель, обезглавленная 30 марта 1775 года в Кемптене (Бавария).

Последней казненной в Европе за колдовство считается Анна Гельди, казненная в Швейцарии в 1782 г. (под пытками созналась в колдовстве, однако официально она была приговорена к смерти за отравление).Однако спорадические обвинения в колдовстве встречались в судебной практике германских государств и Великобритании до конца первой четверти XIX века, хотя колдовство как таковое уже не служило основанием для уголовной ответственности. В 1809 году за отравление была повешена гадалка Мэри Бейтман, чьи жертвы обвиняли её в том, что она их околдовала.

Мемориальная доска в передней части церкви Святого Лаврентия в Соботине, Чехии, памяти жертв охоты на ведьм в 1678.году

В 1811 году в Рёсселе была осуждена Барбара Здунк, официально казненная за поджог (в 1806 году Рёссель был опустошен пожаром). Однако случай Здунк не вписывается в обычную практику ведовских дел, поскольку она была казнена путем сожжения за колдовство в стране, в которой колдовство уже не являлось уголовным преступлением и подобный вид казни также уже не использовался (есть предположения, что Здунк была повешена и потом публично кремирована). Неопределенность в отношении истиной причины осуждения Здунк вносит и то, что её приговор был оставлен в силе апелляционными инстанциями вплоть до самого короля. Историки склонны считать, что казнь Здунк была мерой снятия социального напряжения, уступкой общественному мнению, требовавшего мести польским солдатам, которые по мнению историков, являются наиболее вероятными поджигателями.

В 1836 году в Сопоте была утоплена во время испытания водой обвинённая в колдовстве вдова рыбака Кристина Сейнова. Её дело иллюстрирует тот факт, что вера в колдовство продолжала сохраняться среди общественности довольно долго после того, как суды перестали принимать такие обвинения, и как в исключительных случаях общественность брала закон в свои руки, когда возникали подозрения в колдовстве.

Ксилография: "Ведьмина кухня": Два ведьмы готовить отвар для получения града.

Последние наказания за колдовство в Испании (200 ударов розгами и 6-летнее изгнание) были назначены в 1820 годСовременные исследователи оценивают общее число казнённых за ведовство в 300-летний период активной охоты на ведьм в 40—50 тысяч человек.В некоторых странах, например Германии, в колдовстве обвиняли преимущественно женщин, в других (Исландия, Эстония, Россия)еще и мужчин...

Ну, кто хочет в Средневековье?

Литература

Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. - М., 1991.

Демонология эпохи Возрождения. - М., 1995.

Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. - М., 1996.

Тухолка С. Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV-XVII веках. - СПб., 1909.

Канторович Я. Средневековые ведовские процессы. - М., 1899.

Григоренко А. Ю. Магия как социальный институт // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — СПб.: РХГА, 2013. — Т. 14, № 4. — С. 13-21.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.,1990.
Гуревич А. Я. Ведьма в деревне и перед судом // Языки культуры и проблемы переводимости. — М.,1987.
Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории. — М., 1990. — С. 132—146
Демонология эпохи Возрождения. — М., 1996.
Канторович Я. А. Средневековые процессы о ведьмах. — М.: Книга, 1990. — 221 с. — (Репринтное воспроизведение издания 1899 г.)
Орлов М. А. История сношений человека с дьяволом. Амфитеатров А. Дьявол в быту, легенде и литературе средних веков. — М.: Эксмо, 2003. — 800 с. — Серия «Великие посвященные».

Невероятные факты

Различные страны современной Европы ежегодно привлекают к себе сотни миллионов туристов. Бесчисленное количество людей направляется туда со всех концов мира, чтобы ненадолго прикоснуться к истории, архитектуре и культуре этой части света.

Однако с XV-го по XVIII-ый века Европа была далеко не самым приятным и комфортным местом. А для многих взрослых женщин Европа была просто ужасным местом. Причиной тому был религиозный террор из-за противостояния, которое существовало между католической и протестантской церквями.

Для Европы тех лет дела, в которых женщин обвиняли в том, что они служат дьяволу, были обычным делом. Более двухсот тысяч человек, проживавших в Германии, Швеции, Франции, Британии и других странах , оказались вовлечены в жуткие испытания, целью которых было выявить, являлись ли они ведьмами .

Охотники на ведьм использовали абсолютно дикие методы, чтобы проверить женщин на их приверженность нечистой силе. Некоторые из этих методов были настолько же жестоки, насколько и глупы, поскольку не оставляли шансов подозреваемым выжить. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми из этих методов.

Охота на ведьм

Не дай ведьме заснуть


Итальянцы первыми начали использовать этот жестокий метод выявления ведьм, который впоследствии стал очень популярным в Шотландии . Мы знаем его под названием депривация сна (лишение сна).

На первый взгляд он выглядит не таким уж и страшным – многие из нас ощущали на себе, что это такое, когда того требовала работа. С этим сталкиваются родители, когда их маленькие дети не дают им спать.

Однако это и в сравнение не идет с тем, что испытывали обвиняемые в колдовстве, для которых лишение сна становилось не только жестоким испытанием , но настоящей пыткой.


Потенциальным ведьмам вставляли в рот металлический обруч с четырьмя острыми металлическими штырями. Затем этот обруч прикрепляли к стене позади несчастных на такой высоте, что они не могли даже попытаться лечь, так как это доставляло страдалицам дикую боль.

Бывало и так, что тем, кто охранял ведьм, приказывали не давать женщинам спать любыми методами, какие только могли прийти в голову тюремщикам . Обычно, после трех дней насильственного бодрствования, жертв начинали посещать тяжелейшие галлюцинации.

Когда женщин в подобном состоянии начинали допрашивать, многие из них рассказывали фантастические истории о собственных полетах, о превращении в животных. И мало кому хватало сил отрицать свое участие в сатанинских обрядах.

Охотники за ведьмами заявляли, что это испытание позволяет "пробудить" ведьму в женщинах. А именно это, по их мнению, и являлось главным доказательством вины обвиняемых . После такого в Шотландии, к примеру, жертв удушали, а затем сжигали.

Испытание прикосновением


В 1662-ом году в Англии двух женщин пожилого возраста подвергли печально известному испытанию, которое называли "испытание прикосновением". Этих женщин звали Роза Калленберг и Эмми Денни.

Женщин обвинили в том, что они околдовали двух юных девушек, у которых впоследствии стали случаться припадки. Охотники на ведьм верили, что тот, кто находится под влиянием колдовских чар , должен демонстрировать необычную реакцию при физическом контакте с тем, кто его околдовал.

Подозреваемую заводили в комнату, а затем заставляли возложить ладони на жертву, страдающую от припадков. Если припадки прекращались, данный факт становился доказательством вины обвиняемой.


В деле Калленберг и Денни обвинители сообщали, что молодые девушки (якобы их жертвы) в момент припадков сжимали свои кулаки с такой силой, что даже самые сильные мужчины в деревне были не в состоянии разжать их пальцы.

Однако, как только обвиняемые в колдовстве пожилые женщины приложили к девушкам свои руки, их кулаки разжались, раскрыв ладони. После этого судья решил проверить самих девушек: им завязали глаза и начали заводить в комнату подставных лиц, также прикасавшихся к жертвам колдовства.

Как оказалось, девушки аналогичным образом реагировали на прикосновение любого человека. Таким образом, судья признал, что они являлись мошенницами. Впрочем, этот факт не помешал судьям вынести обвинительный приговор Калленберг и Денни, после чего их казнили через повешение.

Дыба


Страной, которая наказала самое большое число ведьм, обычно считают Германию. По некоторым подсчетам, в 1620-ых годах, в течение пятилетнего периода так называемых Вюрцбургских испытаний ведьм, было уничтожено более девятисот человек.

Ни одному подозреваемому не удалось ускользнуть от Принца-Епископа Филиппа Адольфа Эхренбергского, занимавшегося массовыми судилищами . Пострадала даже его родная племянница, 19 католических священников и несколько мальчиков.

Семерым из них предъявили обвинения в том, что они вступали в сексуальную связь с демонами. После этого некоторых обезглавили, а других – сожгли у столба для сожжения. Несчастных признали виновными после их же признаний, которые были получены в результате пыток.


Пытки в тот период не были чем-то необычным или незаконным в Центральной Европе. У немцев же было немало собственных жестоких методов выбивания насильственного признания у своих жертв. Одним из наиболее популярных способов являлась дыба.

Дыба обычно представляла собой металлический каркас, на одном конце которого (или на обоих концах) располагался деревянный вращающийся вал. Руки несчастных привязывали к одному валу, а ноги (за лодыжки) – к другому. Во время своих допросов палачи использовали валы, чтобы увеличить давление на суставы и кости, растягивая их.

Если жертва попадалась крепкая и упрямая, то пытка могла продолжаться до тех пор, пока подвижные кости скелета не выходили из своих суставов. Несчастные ощущали жуткую боль , сопровождаемую страшными звуками, которые издавали их же кости. Разве кто-нибудь мог после такого не признаться в том, что якшается с самим дьяволом?

Средневековые пытки ведьм

Прокалывания ведьм


Прокалывание подозреваемых иглами считалось одним из наиболее точных способов выявления их связи с дьявольским миром. Подозреваемых раздевали практически донага перед судьями, а затем обривали с головы до пят.

Затем прокалыватель ведьм (весьма уважаемая, кстати говоря, по тем временам профессия) искал на теле жертвы так называемую метку дьявола посредством прокалывания тела человека с помощью толстой иглы.

В те времена верили, что, если удавалось найти точку, прокалывание которой не приводило к кровотечению или не вызывало острую боль, то это и являлось самым неопровержимым доказательством контактов подозреваемого с дьяволом.


Эта пытка была сродни того, что сейчас считается одной из вопиющих форм сексуального извращения и насилия. В обществе, в котором скромность возводилась в ранг высшей добродетели , многие женщины были готовы признаться в чем угодно, лишь бы прекратить это унижение.

В Шотландии прокалыватель ведьм мог рассчитывать на вознаграждение в размере шести фунтов за выявление одной ведьмы. Учитывая тот факт, что в те суровые времена средний дневной заработок мог не превышать одного шиллинга, можно не сомневаться, что прокалыватели старались на славу.


Как и большинство других работ, прокалывателями обычно становились только представители мужского пола. Однако это не помешало одной женщине стать, наверное, одним из самых известных прокалывателем ведьм за всю историю существования этого способа выявления ведьм. Ее звали Кристин Кэддл.

Но она называла себя Джоном Диксоном. Кристин участвовала в процессах, будучи облаченной в мужское одеяние. Известно, что она отправила на смерть десятки ведьм. В итоге ее подлог был раскрыт, за что ее выслали на плантации на Барбадосе, где бушевала лихорадка.

Учитывая тот факт, что многие каторжане даже не выживали в процессе путешествия на остров, а Кристин добралась туда, можно сделать вывод, что эта женщина обладала недюжинной силой . Или ей просто очень везло. О дальнейшей судьбе Кристин ничего не известно.

Видящие ведьм


Наиболее изобретательными в своих гонениях на ведьм оказались шведы. Они очень сильно полагались на свидетельские показания детей. Причем, иногда это были дети самих обвиняемых. При этом детей пытали до тех пор, пока они не начинали рассказывать необходимые фантастические истории про деятельность ведьм.

При допросах от детей требовали преимущественно рассказать об их опыте посещения Блокулы – скалы посреди моря, где якобы собирались ведьмы для своего шабаша . Считалось, что в вершине скалы есть отверстие, через которое можно было лицезреть ад.

Под пытками некоторые юные свидетели выдавали такие "креативные" фантастические истории, что их несчастные родители сразу же после этого расставались с жизнью. Шведы верили, что некоторые мальчики обладали способностью обнаруживать так называемую метку дьявола на лице ведьм.


Это было вполне обычной практикой, когда после церковной службы такие мальчики обходили прихожан, указывая на некоторых женщин, которых обвиняли затем в связи с дьяволом . Мальчикам платили за каждую обнаруженную ведьму, а несчастных обычно казнили буквально в течение нескольких дней.

Неудивительно, что среди тех, кто якобы видел ведьм, чаще всего оказывались бездомные сироты и нищие – для них это был самый легкий способ заработать денег. Впрочем, эта работа была также сопряжена с вполне реальными рисками. Было немало случаев, когда таких вот "ясновидцев" забивали до смерти родственники "ведьм".

Позорный стул


Вид испытания, известный под названием "позорный стул", был самым распространенным, так как считался самым надежным способом, который позволял выявить ведьму . Его часто использовали в качестве наказания или даже казни.

Жертву привязывали к стулу, иногда связывая также вместе ее лодыжки с запястьями. Затем сам стул прикрепляли к длинной балке, являющейся частью простого механизма, напоминающего колодезного журавля, после чего подозреваемую опускали в холодную воду.

Логика данного испытания была проста. Судьи предполагали, что, если женщина была виновна, то она должна была как-то всплыть на поверхность. После этого подозреваемая была бы казнена, как самая настоящая ведьма.


Если же подозреваемая начинала опускаться на дно, тогда она считалась невиновной. У охотников на ведьм было несколько оснований верить в правдоподобность такого рода испытания.

Одни считали, что ведьмы автоматически всплывали на поверхность воды, поскольку они отвергали факт своего крещения, как акт неприятия Бога. Другие верили, что ведьмы могли использовать свои магические силы для того, чтобы остановить погружение в воду и всплыть на поверхность.

Наконец, в невиновности женщин убеждал тот факт, что они погружались на дно и тонули. Это означало, что они ни в чем не виноваты, а, следовательно, Господь Бог был готов принять их в свое Царствие Небесное.


По мнению охотников на ведьм, это была гораздо более завидная судьба, чем та, которая ожидала "виновных" – пытки, наказание, казнь и ад. Иногда подобное погружение в воду использовалось в виде пытки : несчастных погружали несколько раз, пока они не признавались в том, что от них требовали.

Примечательно, что позорный стул был создан специально для женщин. Его использовали также для казни проституток и так называемых мегер. Мегерами считали женщин, которые приносили неприятности, внося смуту и раздор между, к примеру, домочадцами и соседями, распространяя ложные слухи, бранясь и ссорясь с ними.

Специально для таких случаев было придумано особое наказание: позорный стул прикреплялся таким образом к телеге, что находился на возвышении . Жертву к месту погружения в воду везли через весь город. К прочим страданиям несчастных добавлялись еще и унижения.

Ведьмы Средневековья

Взвешивание ведьмы


В Голландии, в городке Аудеватер, находилась очень известная весовая палата. Сюда приезжали женщины с самых разных концов Европы, включая Германию и Венгрию, чтобы доказать свою невиновность в колдовстве.

Смысл этой затеи был очень простой. Считалось, что душа человека – это довольно тяжелая ноша . А поскольку ведьма не обладает душой, значит, она будет весить значительно меньше неповинных в колдовстве женщин.

В весовой палате было установлено несколько весов различных размеров. Женщина становилась на одну чашу весов, а на другую устанавливались чугунные противовесы. Если у взвешиваемой оказывался "правильный" вес, тогда она получала сертификат, который подтверждал ее невиновность.


Голландцы были не уникальны в своей идее, что взвешивание женщины может позволить определить, связана ли она с нечистой силой. В английском городке Эйлсбери было вполне нормальной практикой , когда женщин раздевали догола, а затем взвешивали на весах, используя в качестве противовеса тяжелую, в чугунном переплете, Библию.

И если весы оказывались не сбалансированными, тогда взвешиваемую подозреваемую объявляли колдуньей. В других местечках Англии ведьм взвешивали, используя в качестве противовеса несколько Библий. Если прямых доказательств вины обнаружено не было, всегда можно было добавить на чашу весов еще несколько экземпляров Писания…

Очная ставка ведьмы с убитым


Если кого-то обвиняли в совершении убийства посредством колдовства, во многих европейских судах той эпохи виновность доказывали с помощью весьма любопытного способа , который можно было назвать очной ставкой с трупом.

В средневековой Европе люди считали, что душа убиенного (или умершего своей смертью) человека еще некоторое время пребывает в его теле. И именно поэтому тело может реагировать каким-то необычным образом на присутствие рядом с ним убийцы.

Обвиняемого человека заставляли произнести вслух имя убитого, затем пройтись вокруг его тела, а после дотронуться до его ран. Если при этом выступала на теле кровь, если тело каким-то образом могло дернуться , или если на устах мертвого выступала пена, тогда подозреваемого обвиняли виновным.

Михаил Ихонский | Июл 9, 2018

Колдовские ритуалы сопровождали людей всю их историю. С древнейших времен необъяснимые природные явления списывались на потусторонние силы, вступить в контакт с которыми могли только колдуны или ведьмы.

До распространения христианства к колдовству в Европе относились в основном спокойно. Языческие обряды германских, кельтских и славянских племен имели в своей основе магические ритуалы. Римская империя предпочитала не замечать магов и колдунов, пока те не причиняли своими действиями вред населению или государству. Все изменилось с распространением христианства в Европе.

Ересь катаров и война с колдовством

В ранние годы Церковь, конечно, осуждала занятия колдовством. Но полубезумные шаманы, прятавшиеся по лесам, мало могли навредить новой религии, и она их игнорировала.

Поворот в отношениях с ведьмами произошел в XII – XIII вв во время первых ересей. Возникшее на юге Франции течение катаров переманивало прихожан, уменьшая доходы Церкви, чем и привлекло внимание папского престола.

Жители региона были объявлены колдунами и ведьмами. Начался кровавый крестовый поход.

Понимая, что подобные ереси будут возникать постоянно, Церковь объявила масштабную войну ведьмам. Для противодействия колдунам была создана инквизиция.

Преследование ведьм началось

Почти сто лет инквизиторы боролись за чистоту веры достаточно гуманными способами. Проводились суды и расследования. Выносились приговоры. Иногда даже оправдательные.

Крупномасштабное преследование колдунов, а также обвинение в колдовстве и связях с дьяволом всех неугодных, началось при папе Иоанне XXII. Священнослужитель сразу по восшествии на престол сжег епископа из родного города.

Иоанн был по-настоящему одержим идеей уничтожить всех ведьм. Папские легаты отправлялись на юг Франции, в Швейцарию, Германию и север Италии. Число смертных приговоров в это время резко возрастает. Появляется обвинение в «еретическом колдовстве».

Как люди представляли себе ведьм

Врага надо было персонифицировать. Так как все обвинения в колдовстве в целом были ложными, то в категорию ведьм и колдунов попадали самые разные люди под самыми разными предлогами. Существовали обвинения в одержимости, нанесении порчи колдовством, сглазом и т.д.

Именно тогда сформировался классический образ ведьмы на метле; колдуньи, меняющей внешний вид и творящей зло людям.

Костры горят по всей Европе

В 60-х годах XV в уже вся Европа ловила ведьм. С особенным усердием колдунов уничтожали в Германии. Здесь даже были выпущены книги, посвященные борьбе со Злом: «Булла о ведовстве» и .

Обвиняемых арестовывали по любому поводу. Стоило соседу заглядеться на чужую усадьбу, как ее хозяин по доносу отправлялся в застенки инквизиции. Доносы распространились повсеместно. Чаще других страдали женщины, которые могли быть схвачены за косой взгляд, неправильное движение и даже за свою красоту.

Поначалу процессы вели инквизиторы. Существовало даже специальное уложение с перечнем действий, которые подпадали под определение колдовских. Однако достаточно быстро слушания по делу ведьм стали проводиться в мирских судах.

Если инквизиторский суд нередко оправдывал обвиняемых, то обычные суды наказывали почти всех.

Испытание ведьм

Особенно циничным видится поиск дьявольских отметок на теле обвиняемого и проводимые испытания ведьм.

За ведьмину отметину могли принять любую родинку, родимое пятно или дефект кожи. Все зависело от того, чего хотел судья: наказать или пощадить. В поисках отметок женщин подвергали жестоким пыткам и стригли налысо.

Распространенным испытанием было «испытание водой». Связанную женщину бросали в реку. Считалось, что вода, будучи материей чистой, сама определит ведьма перед ней или нет. Если женщина тонула, то она признавалась невиновной, так как «вода приняла ее».

Если же несчастная жертва всплывала, то она объявлялась виновной в колдовстве.

Казни, применяемые инквизиторами

Перед тем, как отправить жертву на костер, ее пытали, выбивая признание в злом умысле и колдовстве.

Казнь ведьмы через сожжение было публичным зрелищем, на которое собирался весь город. Часто мероприятия проводились в дни ярмарок и других народных гуляний.

Очень редко для казни использовали отсечение головы, утопление или повешение. Считалось, что смерть на костре является «чистой» по причине своей «бескровности», и таким образом церковники как бы прощали свою жертву и давали ей шанс на вечную жизнь.

Конец охоты на ведьм

Конец охоты на ведьм связан с развитием наук, возникновением протестантизма и Тридцатилетней войной, жестокость которой заставила европейцев по-новому взглянуть на собственную жизнь и церковные догматы.

Последняя ведьма в Европе умерла в 1782 году в Швейцарии. Ей отрубили голову.

Всего за время инквизиции было казнено примерно 100 000 человек, 20 000 из которых погибли в Германии.

Почему ведьм сжигали на костре, а не казнили другим способом?

Сжигали ведьм по очень простой причине: На допросах ведьмы раскаивались (такая специфика допросов была - ВСЕ раскаивались и соглашались с обвинениями, иначе просто до суда не доживали), хоть судили и светским судом, но представитель церкви просил суд учесть искреннее раскаяние и говоря современным языком - "помощь следствию" и назначить "христианскую казнь" без пролития крови - т.е. сожжение (ещё одной причиной именно сожжения можно считать боязнь воскрешения ведьмы) .

Такие костры начали гореть с начала 15 века, особенно много в Германии, в любом захудалом городишке в среднем раз в неделю был процесс над ведьмой, и так на протяжении многих лет - в Германии 200 лет, Франции - 150, Испании - почти 400 лет (правда в более поздние времена всё реже и реже). Обычно поводом для подозрений была зависть соседей, подданных или родственников. Зачастую хватало одних только слухов; впрочем, иногда в суды поступали и соответствующие заявления (почти всегда анонимные). В обоих случаях судьи, согласно действующим законам, были обязаны проверить, достаточно ли этих подозрений для предъявления обвинения.
Оно могло быть предъявлено на основании “Уголовно-судебного уложения императора Карла V“ (так называемой “Каролины“), вышедшего в 1532 г. В нем было четко описано, какие подозрения являются достаточными для обвинения в колдовстве или ведовстве. А сжигали ведьм заживо, как требовала статья 109-я “Каролины“: “Всякому, учинившему ворожбой своей людям вред и убытки, надлежит наказану быть смертью, и кару эту должно свершить огнем“ .
Сожжение ведьм было публичным зрелищем, главной целью которого было предостеречь и устрашить собравшихся зрителей. Издалека стекался народ к месту казни. Празднично одетые, собирались представители местной власти: епископ, каноники и священники, бургомистр и члены ратуши, судьи и судебные заседатели. Наконец в сопровождении палача на тележках привозили связанных ведьм и колдунов. Поездка на казнь была тяжким испытанием, ведь зеваки не упускали случая посмеяться и поиздеваться над осужденными ведьмами, совершавшими свой последний путь. Когда же несчастные наконец добирались до места казни, слуги приковывали их цепями к столбам и обкладывали сухим хворостом, поленьями и соломой. После этого начинался торжественный ритуал, во время которого проповедник еще раз предостерегал народ от коварства дьявола и его приспешников. Затем палач подносил к костру факел. После того как официальные лица расходились по домам, слуги продолжали поддерживать огонь до тех пор, пока от “ведьминого костра“ не оставался один пепел. Палач тщательно сгребал его, а затем рассеивал под эшафотом или в каком-нибудь ином месте, дабы впредь ничто больше не напоминало о богохульных делах казненных пособников дьявола .

На этой гравюре Яна Люкейна изображено сожжение 18 ведьм и колдунов в Зальцбурге в 1528 г. Здесь показано, чего добивались охотники за ведьмами: от «проклятого дьявольского отродья» не должно остаться и следа, ничего, кроме пепла, развеянного ветром .
 


Читайте:



Как сделать пончики в домашних условиях

Как сделать пончики в домашних условиях

Пончики донатс, пышки, пампушки – как только не называют эту пышную и нежную выпечку! Существуют самые разные рецепты: пончики готовят с творогом и...

Рецепт: Торт "Добрынинский" - Очень вкусны песочный торт с заварным белковым кремом Пирог с белковым кремом сверху

Рецепт: Торт

Вот и зима постучала в окно. А, как известно, зима – время цитрусовых, которые в большом количестве и разнообразии наполнили прилавки магазинов и...

Необычные предметы отправленные в космос Что впервые было отправлено в космос

Необычные предметы отправленные в космос Что впервые было отправлено в космос

» собрал 26 удивительных фактов о космонавтике, которых вы, скорее всего, не знали. 1. Отцы современной космонавтики — «враг народа» и эсэсовец....

Йод. Свойства йода. Применение йода. Иод  Какова температура кипения железа плавления йода

Йод. Свойства йода. Применение йода. Иод  Какова температура кипения железа плавления йода

Все когда-нибудь пользовались спиртовым раствором йода, некоторые знакомы с ним из уроков химии. Кто-то сталкивался с нехваткой йода в организме, а...

feed-image RSS