Главная - Питание
Царство Животные. Царство животные общая характеристика признаки животных Главные особенности царства животных

Царство животных очень многообразно, оно самое многочисленное, насчитывает около 2 млн. видов. Животные, живущие на Земле, разнообразны по размеру и форме тела: это и синий кит, масса которого достигает 150 тыс. тонн, и микроскопическая одноклеточная амеба.

Многообразие животных, их строение, особенности жизнедеятельности и поведения, размножение, развитие, их происхождение и эволюцию, распространение, значение в природе и жизни человека изучает зоология - наука о животных.

У животных много общих черт с представителями других царств. Например, животные и растения имеют клеточное строение, сходный химический состав (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и др.), многие общие свойства (обмен веществ, наследственностъ, изменчивость, раздражимость).
Однако животным свойственны особые черты организации, которые отличают их от растений. Наиболее глубокое различие заключается в характере питания этих организмов: растения - автотрофы, а животные - гетеротрофы. Подавляющее большинство животных - подвижны, им присущи сложные поведенческие реакции, отсутствующие у растений. Однако среди них есть прикрепленные и малоподвижные формы, распространение которых осуществляется подвижными личинками.

Рост большинства животных имеет ограничение и осуществляется преимущественно только в определенный период их развития. Лишь немногие из них (некоторые раки, крокодилы, черепахи) растут на протяжении всей жизни.
Клетки животных, в отличие от растений, не имеют клеточной стенки, пластид, вакуолей. Запасной углевод- гликоген, а конечные продукты азотистого обмена -аммиак, мочевина, мочевая кислота.

Мир животных велик и разнообразен. К настоящему времени описано более 1,5 млн. видов животных, приспособленных к жизни на поверхности суши, почве, пресной и морской воде, в воздушной среде.
Значение животных а природе огромно. Как потребители готового органического вещества, т. е. консументы, они являются важнейшими звеньями цепей и сетей питания. В результате процессов жизнедеятельности и подвижности животные потребляют, перераспределяют в биосфере огромные количества вещества и энергии и благодаря этому ускоряют течение биологического круговорота веществ, причем колесо биологического круговорота «крутится» тем быстрее, чем меньше размеры животного.

Значительная роль животных в жизни человека связана прежде всего с использованием многих видов в качестве объектов питания и поставщиков разнообразных форм сырья. Животная пища обогащает рацион человека высококалорийными, легко усвояемыми полноценными белками. Ее поставщиками являются различные виды ракообразных, моллюсков, рыб, охотничье-промысловые и разводимые человеком домашние животные. Пушно-меховое сырье поставляют многие виды зверей: соболь, куница, белка, бобр, песец, калан, котик. Натуральный шелк человек получает в результате разведения тутового шелкопряда. Поставщиками ценного лекарственного сырья являются пчелы, змеи. Железы некоторых животных используют при производстве гормональных препаратов. Многие животные незаменимы для человека как средство передвижения и на физических работах (лошадь, верблюд, олень, буйвол, слон). Некоторые представители животного мира используются в качестве лабораторных объектов при проведении учебных и экспериментальных работ, являются объектами научных исследований (амебы, инфузории, жуки, насекомые, лягушки, голуби, крысы, мыши, морские свинки, кошки, собаки и др.).

Согласно современной системе, царство Животные подразделяют на два подцарства: Одноклеточные, или Простейшие, и Многоклеточные.


Жираф. Фото: badjonni

Подцарство простейших (одноклеточных)

Подцарство многоклеточных

Все остальные животные принадлежат полцарству многоклеточных. Напомним, что у растений нет резкой грани между одноклеточностью и многоклеточностью. Многоклеточность неоднократно возникает независимо друг от друга в разных типах растений. У животных, однако, эта грань выражена резко.

Животные отличаются от растений и грибов тем, что:

Питаются готовыми органическими веществами;
не способны к фотосинтезу;
подавляющее большинство способно перемещаться и совершать различные активные движения;
имеются системы органов: пищеварительная, дыхательная, нервная, выделительная, опорно-двигательная.
Размножаются многоклеточные в основном половым путем, у примитивных многоклеточных – вегетативное и бесполое размножение. У некоторых животных происходит партеногенез (однополое, девственное размножение).

По признаку отсутствия или наличия внутреннего скелета, животные подразделяются на две группы: беспозвоночные и позвоночные. Самыми высокоорганизованными животными являются птицы и млекопитающие.


Панда. Фото: Kyle Taylor

Современная классификация животных позволяет определить место каждого вида в системе животного мира. Основные таксоны для классификации: тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Животные — самое многочисленное из царств, насчитывающее около 2 миллионов видов. Разнообразие животных поражает отличием по форме и размеру: синий кит может иметь массу 150 тысяч тонн, а амеба — это микроскопический организм.

Но при этом, у животных есть общие признаки: строение клеток, способность к питанию, развитию, размножению, дыханию и росту; и особые признаки, которых нет у других организмов.

Животные имеют следующие отличия от растений и грибов:

  • Употребляют в пищу готовые органические вещества;
  • Не имеют способностей для фотосинтеза;
  • Почти все животные могут совершать активные движения и перемещаться;
  • Почти все животные имеют системы органов: опорно-двигательную, дыхательную, нервную, выделительную, пищеварительную.

Животные бывают одноклеточные и многоклеточные. Многоклеточные животные образуют самую многочисленную группу живых организмов планеты, насчитывает более 1,5 млн. ныне живущих видов. Одной из важнейших черт их организации является морфологическое и функциональное различие клеток тела. Между клетками в ходе эволюции произошло разделение, что позволило им эффективнее выполнять свои функции. Разные ткани объединились в органы, а органы – в соответствующие системы органов. Для осуществления взаимосвязи между ними и координации их работы образовались регуляторные системы – нервная и эндокринная. Благодаря контролю за деятельностью всех систем, многоклеточный организм работает как единое целое.

Многоклеточные животные имеют более крупные размеры. Для обеспечения питательными веществами у них формируется пищеварительный канал, что позволяет им заглатывать крупные пищевые частицы, поставляющие большое количество энергии. Для их расщепления появляются пищеварительные железы, выделяющие ферменты. Развившаяся опорно-двигательная система обеспечила поддержание определенной формы тела, защиту и опору для органов, а также активное передвижение многоклеточного животного в пространстве. Благодаря этой способности животные получили возможность осуществлять поиск пищи, находить укрытия и расселяться.

Основную транспортную функцию стала играть жидкая соединительная ткань – кровь. Интенсификация дыхательной активности шли параллельно с прогрессивным развитием нервной системы и органов чувств. Произошло перемещение центральных отделов нервной системы в передний конец тела, в результате обособился головной отдел. Такое строение тела позволило животным получать информацию об изменениях в окружающей среде и адекватно реагировать на них. Многоклеточные животные размножаются в основном половым путем, у примитивных многоклеточных – вегетативное и бесполое размножение.

По признаку отсутствия или наличия внутреннего скелета, животные подразделяются на две группы: беспозвоночные и позвоночные . Многоклеточные животные, как правило, характеризуются симметрией строения тела. У кишечнополостных симметрия радиальная, двусторонняя симметрия позволяет животным активно прямолинейно двигаться, сохраняя равновесие, с одинаковой легкостью поворачиваться вправо, влево.

Самыми высокоорганизованными животными являются птицы и млекопитающие.

Велика роль животных (в особенности насекомых) как опылителей цветковых растении, распространителей семян и плодов. Неоспорим их вклад в почвообразовательные процессы (черви, личинки насекомых, роющие грызуны), в формирование ландшафтов (роющие животные, копытные, бобры).

Значительная роль животных в жизни человека связана прежде всего с использованием многих видов в качестве объектов питания и поставщиков разнообразных форм сырья. Животная пища обогащает рацион человека высококалорийными, легко усвояемыми полноценными белками. Ее поставщиками являются различные виды ракообразных, моллюсков, рыб, охотничье-промысловые и разводимые человеком домашние животные. Пушно-меховое сырье поставляют многие виды зверей: соболь, куница, белка, бобр, песец, калан, котик. Натуральный шелк человек получает в результате разведения тутового шелкопряда. Поставщиками ценного лекарственного сырья являются пчелы, змеи. Железы некоторых животных используют при производстве гормональных препаратов.

Многие животные незаменимы для человека как средство передвижения и на физических работах (лошадь, верблюд, олень, буйвол, слон). Некоторые представители животного мира используются в качестве лабораторных объектов при проведении учебных и экспериментальных работ, являются объектами научных исследований (амебы, инфузории, жуки, насекомые, лягушки, голуби, крысы, мыши, морские свинки, кошки, собаки и др.).

Многие виды животных в результате прямого истребления и ряда косвенных причин уже исчезли. Человек должен приложить немало усилий и материальных средств для спасения генофонда.

Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи — на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками. Большую роль в систематике животных играет генетика — наука о законах наследственности.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий. Исторический путь развития животного мира называется эволюцией. В ходе эволюции происходил естественный отбор — выживали только те животные, которые сумели приспособиться к условиям окружающей среды. Млекопитающие развивались в разных направлениях, образуя множество видов. Случалось так, что животные, имеющие общего предка, на каком-то этапе стали жить в разных условиях и приобрели разные навыки в борьбе за выживание. Преобразовывался их внешний облик, из поколения в поколение закреплялись полезные для выживания вида изменения. Животные, предки которых относительно недавно выглядели одинаково, стали со временем сильно отличаться друг от друга. И наоборот, виды, имевшие разных предков и прошедшие разный эволюционный путь, иногда попадают в одинаковые условия и, меняясь, становятся похожими. Так неродственные между собой виды приобретают общие черты, и лишь науке под силу проследить их историю.

Классификация животного мира

Живую природу Земли делят на пять царств : бактерии, простейшие, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на типы. Существует 10 типов животных: губки, мшанки, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые — самый прогрессивный тип животных.

Их объединяет наличие хорды — первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник.

Царства

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных : рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие — самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных. Всех млекопитающих объединяет то, что они вскармливают своих детенышей молоком.

Класс млекопитающих делится на подклассы : яйцекладущие и живородящие. Яйцекладущие млекопитающие размножаются, откладывая яйца, как рептилии или птицы, но детенышей вскармливают молоком. Живородящие млекопитающие делятся на инфраклассы: сумчатые и плацентарные. Сумчатые рожают недоразвитых детенышей, которые долгое время донашиваются в выводковой сумке матери. У плацентарных зародыш развивается в утробе матери и рождается уже сформировавшимся. У плацентарных млекопитающих есть особый орган — плацента, осуществляющая обмен веществ между материнским организмом и зародышем в период внутриутробного развития. У сумчатых и яйцекладущих плацента отсутствует.

Типы животных

Классы делятся на отряды. Всего существует 20 отрядов млекопитающих . В подклассе яйцекладущих — один отряд: однопроходные, в инфраклассе сумчатых — один отряд: сумчатые, в инфраклассе плацентарных 18 отрядов: неполнозубые, насекомоядные, шерстокрылы, рукокрылые, приматы, хищные, ластоногие, китообразные, сирены, хоботные, даманы, трубкозубые, парнокопытные, мозоленогие, ящеры, грызуны и зайцеобразные.

Класс млекопитающих

Некоторые ученые выделяют из отряда приматов самостоятельный отряд тупайи, из отряда насекомоядных выделяют отряд прыгунчиковые, а хищных и ластоногих объединяют в один отряд. Каждый отряд делится на семейства, семейства — на роды, роды — на виды. Всего на земле в настоящее время обитает около 4000 видов млекопитающих. Каждое животное в отдельности называется особь.

Царство животных. Общая характеристика.

Царство животных очень многообразно, оно самое многочисленное, насчитывает около 2 млн. видов. Животные, живущие на Земле, разнообразны по размеру и форме тела: это и синий кит, масса которого достигает 150 тыс. тонн, и микроскопическая одноклеточная амеба.

Несмотря на различия в формах и размерах, все животные имеют общие признаки – клеточное строение и способность к питанию, дыханию, росту, развитию и размножению – как и другие живые организмы, но у животных есть и особые признаки, которые не свойственны другим организмам.

Животные имеют следующие отличия от растений и грибов:

Питаются готовыми органическими веществами;
Не способны к фотосинтезу;
Подавляющее большинство животных способны перемещаться и совершать различные активные движения;
У большинства животных имеются системы органов: пищеварительная, дыхательная, нервная, выделительная, опорно-двигательная.
Животные бывают одноклеточные и многоклеточные. Многоклеточные животные образуют самую многочисленную группу живых организмов планеты, насчитывает более 1,5 млн. ныне живущих видов. Одной из важнейших черт их организации является морфологическое и функциональное различие клеток тела. Между клетками в ходе эволюции произошло разделение, что позволило им эффективнее выполнять свои функции.

Разные ткани объединились в органы, а органы – в соответствующие системы органов. Для осуществления взаимосвязи между ними и координации их работы образовались регуляторные системы – нервная и эндокринная. Благодаря контролю за деятельностью всех систем, многоклеточный организм работает как единое целое.

Многоклеточные животные имеют более крупные размеры. Для обеспечения питательными веществами у них формируется пищеварительный канал, что позволяет им заглатывать крупные пищевые частицы, поставляющие большое количество энергии. Для их расщепления появляются пищеварительные железы, выделяющие ферменты. Развившаяся опорно-двигательная система обеспечила поддержание определенной формы тела, защиту и опору для органов, а также активное передвижение многоклеточного животного в пространстве. Благодаря этой способности животные получили возможность осуществлять поиск пищи, находить укрытия и расселяться.

С увеличением размеров организма возникла необходимость в появлении систем, выполняющих роль доставки питательных веществ и кислорода к удаленным от пищеварительного канала и поверхности тела клеткам и тканям, а также удаляющих из них продукты обмена. Так возникают кровеносная, дыхательная и выделительная системы.

Основную транспортную функцию стала играть жидкая соединительная ткань – кровь. Интенсификация дыхательной активности шли параллельно с прогрессивным развитием нервной системы и органов чувств. Произошло перемещение центральных отделов нервной системы в передний конец тела, в результате обособился головной отдел. Такое строение тела позволило животным получать информацию об изменениях в окружающей среде и адекватно реагировать на них. Многоклеточные животные размножаются в основном половым путем, у примитивных многоклеточных – вегетативное и бесполое размножение. У некоторых животных происходит партеногенез (однополое, девственное размножение).

По признаку отсутствия или наличия внутреннего скелета, животные подразделяются на две группы: беспозвоночные и позвоночные.

Многоклеточные животные, как правило, характеризуются симметрией строения тела. У кишечнополостных симметрия радиальная, двусторонняя симметрия позволяет животным активно прямолинейно двигаться, сохраняя равновесие, с одинаковой легкостью поворачиваться вправо, влево.

Самыми высокоорганизованными животными являются птицы и млекопитающие.

Схема развития животного мира

Выберите рубрику Биология Тесты по биологии Биология. Вопрос — ответ. Для подготовки к ЕНТ Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г Учебная литература по биологии Биология-репетитор Биология. Справочные материалы Анатомия, физиология и гигиена человека Ботаника Зоология Общая биология Вымершие животные Казахстана Жизненные ресурсы человечества Действительные причины голода и нищеты на Земле и возможности их устранения Пищевые ресурсы Ресурсы энергии Книга для чтения по ботанике Книга для чтения по зоологии Птицы Казахстана. Том I География Тесты по географии Вопросы и ответы по географии Казахстана Тестовые задания, ответы по географии для поступающих в ВУЗы Тесты по географии Казахстана 2005 Информация История Казахстана Тесты по Истории Казахстана 3700 тестов по истории Казахстана Вопросы и ответы по истории Казахстана Тесты по истории Казахстана 2004 Тесты по истории Казахстана 2005 Тесты по истории Казахстана 2006 Тесты по истории Казахстана 2007 Учебники по истории Казахстана Вопросы историографии Казахстана Вопросы социально-экономического развития Советского Казахстана Ислам на территории Казахстана. Историография советского Казахстана (очерк) История Казахстана. Учебник для студентов и школьников. ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА В VI-XII вв. Древние государства на территории Казахстана: Уйсуны, Канглы, Хунну Казахстан в древности Казахстан в эпоху средневековья (XIII — 1 пол. XV вв.) Казахстан в составе Золотой Орды Казахстан в эпоху монгольского владычества Племенные союзы Саков и Сарматов Раннесредневековый Казахстан (VI-XII вв.) Средневековые государства на территории Казахстана в XIV-XV вв ХОЗЯЙСТВО И ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОГО КАЗАХСТАНА (VI-XII вв.) Экономика и культура средневековых государств Казахстана XIII-XV вв. КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА Религиозные верования. Распространение ислама Хунну: археология, происхождение культуры, этническая история Хуннский некрополь Шомбуузийн Бэльчээр в горах монгольского Алтая Школьный курс истории Казахстана Августовский переворот 19-21 августа 1991 года ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ Казахско-китайские отношения в XIX веке Казахстан в годы застоя (60-80-е годы) КАЗАХСТАН В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ (1918-1920 ГГ.) Казахстан в годы перестройки Казахстан в новое время КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ГРАЖДАНСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ 1916 ГОДА КАЗАХСТАН В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОКТЯБРЬСКОГО ПЕРЕВОРОТА 1917 г. КАЗАХСТАН В СОСТАВЕ СССР Казахстан во второй половине 40-х — середине 60-х годов. Общественно-политическая жизнь КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Каменный век Палеолит (древнекаменный век) 2,5 млн.-12 тыс. до н.э. КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО КАЗАХСТАНА Национально-освободительные восстания Казахского народа в ХVIII-ХIХ вв. НЕЗАВИСИМЫЙ КАЗАХСТАН ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30-е ГОДЫ. НАРАЩИВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОЩИ КАЗАХСТАНА. Общественно-политическое развитие независимого Казахстана Племенные союзы и ранние государства на территории Казахстана Провозглашение суверенитета Казахстана Регионы Казахстана в раннем железном веке Реформы управления Казахстаном СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ХIХ-НАЧАЛЕ XX ВЕКА Средние века ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (Х-ХIII вв.) Казахстан в XIII-первой половине XV веков Раннесредневековые государства (VI-IX вв.) Укрепление Казахского ханства в XVI-XVII веках ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ История России ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА XX ВЕК 1917 ГОД НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ОТТЕПЕЛЬ ПЕРВАЯ РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (1905-1907) ПЕРЕСТРОЙКА ПОБЕДИВШАЯ ДЕРЖАВА (1945-1953) РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА РОССИЯ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Политические партии и общественные движения в начале XX века. РОССИЯ МЕЖДУ РЕВОЛЮЦИЕЙ И ВОЙНОЙ (1907-1914) СОЗДАНИЕ В СССР ТОТАЛИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА (1928-1939) Обществознание Различные материалы по учебе Русский язык Тесты по русскому языку Вопросы и ответы по русскому языку Учебники по русскому языку Правила русского языка

2017г

Класс: 7

Учебник: «Многообразие живых организмов», 7 класс, Захаров В.Б., Сонин Н.И., Дрофа, 2013г.

Тема урока: «Общая характеристика царства Животные»

Цель урока: сформировать общее представления о Царстве Животные, познакомиться с многообразием видов животных и сред их обитания .

Планируемые результаты.

Личностные: осознание ценностей животного мира, как важнейшего компонента природы.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, синтезировать и обобщать знания, использовать имеющиеся знания для создания общей картины изучаемой темы, высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: называть животных Подцарства Одноклеточные и Многоклеточные животные, объяснять и выделять основные отличительные признаки животных от растений.

Универсальные учебные действия.

Личностные: осознавать необходимость изучения животного мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии поставленной целью, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию о многообразии животных и сред их обитания, делать анализ и отбор информации, извлекать информацию из различных источников, обрабатывать ее до получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Образовательные:
- познакомить учащихся с
многообразием видов животных и сред их обитания;
- выделить отличительные признаки животных от растений;

Познакомить учащихся с критериями классификации на одноклеточные и многоклеточные животные;

Развивающие:
-
формирование умения работы с тестами;
- формирование информационных навыков при работе с текстом, его осмысливания и формулирования выводов.

Воспитательные:
- воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: таблицы, компьютер, проектор, интерактивная доска, чучела птиц и зверей, раздаточный материал.
Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения : объяснительно – иллюстративный.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Структура и х од урока:

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности.

(1 мин)

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку; Настрой на урок. Разделение класса на три рабочие группы.

Давайте улыбнемся друг другу. И начнем наше занятие.

Настраиваются эмоционально к уроку.

Актуализация знаний.

(2 мин)

На нашей планете более 2 млн. видов живых организмов, принадлежащих к разным царствам природы.

Давайте вспомним их. Назовите.

Какие из них мы уже изучили?

А теперь послушайте стихотворение.

Зашушукались на сливе

Озорные «чиви-чиви»,

А среди высоких трав

Скачет радостное «гав».

И уже летит за реку

Молодое «ку-ка-рё-ку»,

И спешит встречать зарю

Очень вежливое «хрю».

«Му-у-у-у» поплыло из тумана,

«Ме-е-е-е» проснулось на лугу,

А из дома рано-рано

Им в ответ:

- Бегу!.. Бегу!..

( Михаил Яснов)

Как вы думаете, почему для сегодняшнего урока я выбрала именно это стихотворение?

Какой будет тема урока?

Отвечают на вопросы учителя. Называют царства живой природы и выделяют те, которые уже изучили. Слушают учителя.

Формулируют тему.

Выявление места причины затруднения и определения учебной цели.

(7 минут)

Для начала давайте определим для себя, что уже знаем о животных, и что хотелось бы узнать сегодня на уроке.

У нас на экране таблица и карточки с вопросами о животных. Вы берете вопрос и определяете его в таблицу на доске. Если вопрос относите в столбик «знаем», то и отвечаете на него.

Что такое фотосинтез?

Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

На какие подцарства делят животных?

Чем отличаются одноклеточные организмы от многоклеточных?

Какие основные отличительные признаки животных от растений?

Что такое фотосинтез?

Какой способ питания присущ растениям?

На доске две клетки растительная и животная. Определите, где какая?

Какое значение растений в природе?

Мы повторили, что знали о растениях, по ходу урока, возможно, мы вспомним еще что-нибудь. А, что мы ждем от этого урока? (обращает внимание на столбик с «хотим узнать»)

Давайте составим кластер, (где мы можем найти информацию об интересующих нас вопросах)

Чем мы можем воспользоваться сейчас на уроке?

Вспоминают ранее изученный в 5 и 6 классах материал.

Определяют карточки с вопросами в нужный столбик таблицы.

На вопросы из столбика «знаем» сразу дают ответ.

Называют определения.

Фотосинтез - процесс образования органических соединений из неорганических.

Автотрофный - самостоятельное образование органических веществ из неорганических

Определяют растительную клетку по наличию:

    Клеточная стенка;

    Вакуоль;

    Пластиды;

Называют значение растений в природе и жизни человека. На основании вопросов из столбика «хотим узнать» определяют для себя цели на урок.

Перечисляют источники информации (учитель, книга, интернет, газета, телевидение, окружающая природа)

Открытие нового знания. (12 мин)

Вы мне сказали, что растительная клетка отличается от животной? А каким организмам характерна животная клетка?

Какая наука занимается изучением животных?

    Зоология - наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных.

    Царство Животные делят на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные.

    Одноклеточные организмы состоят из одной клетки (амеба, эвглена зеленая и др.), а многоклеточные из множества клеток (кошка, собака и др.).

  • Основные признаки животных:

Все животные имеют гетеротрофный тип питания.

Клетки животных характеризуются отсутствием клеточной стенки, пластид, крупных вакуолей и центриолей.

Животные подвижны.

У большинства животных имеются системы органов- пищеварительная, нервная и др.

Животные обладают специфическими особенностями обмена веществ.

Большинству животных свойственен ограниченный рост.

Для животных характерна четкая симметрия тела (двухсторонняя - жук, рак и др., лучевая - морская звезда).

ФИЗМИНУТКА (1 мин)

Работа в группах

На столах у каждой группы есть таблица с материалом. Но некоторые столбики пустые. Предлагаю заполнить их.

Чем мы воспользуемся для этой работы?

Предлагают версии.

Записывают определение в тетрадь.

Вопрос о зоологии, о подцарствах, об одноклеточных и многоклеточных организмах переносят в столбик «знаем».

Для заполнения таблица ребята пользуются материалом учебника стр. 87-88. Работают группами для заполнения таблица.


Главные признаки подцарств одноклеточных и многоклеточных животных. Одноклеточные и беспозвоночные животные, их классификация, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих

4.6.1. Общая характеристика царства Животные

4.6.2. Подцарство Одноклеточные или Простейшие. Общая характеристика

Базовые категории и терминология, тестируемые в экзаменационном процессе (ЕГЭ) : амебы, балантидий, жгутиковые, инфузории, кокцидии, малярийный плазмодий, пищеварительная вакуоль, половой прогресс, порошица, саркодовые, сократительная вакуоль, споровики, эвглена зеленая.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
ЕГЭ Часть C

ЕГЭ Часть В

В1. Выберите простейших, ведущих свободный образ жизни
1) инфузория стентор 4) лямблия
2) амеба протей 5) стилонихия
3) трипаносома 6) балантидий
В2. Соотнесите представителя простейших с признаком, который у него есть

С1. Почему аквариумисты выращивают культуру инфузорий на молоке?
С2. Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны. 1. Простейшие (одноклеточные) организмы обитают только в пресных водах. 2. Клетка простейших - это самостоятельный организм, со всеми функциями живой системы. 3. В отличие от клеток многоклеточных организмов клетки всех простейших имеют одинаковую форму. 4. Простейшие питаются частицами твердой пищи, бактериями. 5. Непереваренные остатки пищи удаляются через сократительные вакуоли. 6. Некоторые простейшие имеют хроматофоры, содержащие хлорофилл, и способны к фотосинтезу.

4.6.3. Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Многообразие кишечнополостных

Базовые категории и терминология, тестируемые в экзаменационном процессе (ЕГЭ) : двуслойные животные, гидроидные, железистые клетки, клетки эктодермы, клетки энтодермы, коралловые полипы, медузы, нервные клетки, стрекательные клетки, сцифоидные, цикл развития кишечнополостных.

Кишечнополостные - одна из древнейших групп многоклеточных животных, насчитывающая 9000 тыс. видов. Эти животные ведут водный образ жизни и распространены во всех морях и пресноводных водоемах. Произошли от колониальных простейших - жгутиконосцев. Кишечнополостные ведут свободный или сидячий образ жизни. Тип Кишечнополостные разделяется на три класса: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы.
Важнейшим общим признаком кишечнополостных считается двуслойное строение тела. Оно состоит из эктодермы и энтодермы, между которыми находится не имеющая клеточного строения - мезоглея. Свое название эти животные получили потому, что у них есть кишечная полость, в которой переваривается пища.
Основные ароморфозы, способствовавшие появлению кишечнополостных, следующие:
- возникновение многоклеточности в результате специализации и объединения;
- взаимодействующих между собой клеток;
- возникновение двуслойного строения;
- возникновение полостного пищеварения;
- появление, дифференцированных по функциям, частей тела появление радиальной или лучевой симметрии.
Класс Гидроидные. Представитель - пресноводная гидра.
Гидра - это полип, размером около 1 см. Живет в пресноводных водоемах. К субстрату прикрепляется подошвой. Передний конец тела образует рот, окруженный щупальцами. Наружный слой тела - эктодерма состоит из нескольких видов клеток, дифференцированных по своим функциям:
- эпителиально-мускульных, обеспечивающих передвижение животного;
- промежуточных, дающих начало всем клеткам;
- стрекательных, выполняющих защитную функцию;
- половых, обеспечивающих процесс размножения;
- нервных, объединенных в единую сеть и образующих первую в органическом мире нервную систему.
Энтодерма состоит из: эпителиально-мускульных, пищеварительных клеток и железистых клеток, выделяющих пищеварительный сок.
У гидры, как и у других кишечнополостных животных пищеварение и полостное, и внутриклеточное. Гидры - хищники, питающиеся мелкими ракообразными и мальками рыб. Дыхание и выделение у гидр осуществляется всей поверхностью тела.
Раздражимость проявляется в виде двигательных рефлексов. В наибольшей степени отчетливо на раздражение реагируют щупальца, т.к. в них наиболее плотно сосредоточены нервные и эпителиально-мускульные клетки.
Размножение происходит почкованием и половым путем. Половой процесс происходит осенью. Некоторые промежуточные клетки эктодермы превращаются в половые клетки. Оплодотворение происходит в воде. Весной появляются новые гидры. Среди кишечнополостных встречаются гермафродиты и раздельнополые животные.
Для многих кишечнополостных характерно чередование поколений. К примеру, из полипов образуются медузы. Из оплодотворенных яиц медуз развиваются личинки - планулы. Из личинок снова развиваются полипы.
Гидры способны восстанавливать утраченные части тела, благодаря размножению и дифференцировке неспецифических клеток. Это явление называется регенерацией.
Класс Сцифоидные. Объединяет медуз больших размеров. Представители - Корнерот, Аурелия, Цианея.
Медузы обитают в морях. Тело напоминает по форме зонт и состоит в основном из студенистой мезоглеи, покрытой снаружи слоем эктодермы, а изнутри слоем энтодермы. По краям зонта расположены щупальца, окружающие рот, находящийся на нижней стороне. Рот ведет в гастральную полость, от которой отходят радиальные каналы. Каналы соединяются между собой кольцевым каналом. В конечном итоге образуется гастральная система.
Нервная система медуз сложнее, чем у гидр. Кроме общей сети нервных клеток, по краю зонтика расположены скопления нервных ганглиев, образующих сплошное нервное кольцо и особые органы равновесия - статоцисты. У некоторых медуз появляются светочувствительные глазки, появляются чувствительные и пигментные клетки, соответствующие сетчатке глаза высших животных.
В жизненном цикле медуз закономерно чередуются половое и бесполое поколения. Они раздельнополы. Половые железы расположены в энтодерме под радиальными каналами или на ротовом стебельке. Половые продукты выходят через рот в море. Из зиготы развивается свободножи- вущая личинка - планула. Планула весной превращается в маленького полипа. Полипы образуют группы, похожие на колонии. Постепенно они расходятся и превращаются во взрослых медуз.
Класс Коралловые полипы. Включают одиночные (актинии, мозговики) или колониальные формы (красный коралл) . Имеют известковый или кремниевый скелет, образованный кристаллами игловидной формы. Живут в тропических морях. Скопления коралловых полипов образуют коралловые рифы. Размножаются бесполым и половым путями. Медузной стадии развития у коралловых полипов нет.

Примеры практических заданий ЕГЭ по теме: ««
ЕГЭ Часть А

А1. Одним из крупных ароморфозов у кишечнополостных было возникновение
1) стрекательных клеток
2) многоклеточности
3) внутриклеточного пищеварения
4) способности к почкованию
А2. Полип - это название
1) вида животного
2) класса животных
3) подцарства животных
4) стадии развития животного
А3. Клетки, из которых образуются все остальные клетки гидры, называются
1) железистые 3) стрекательные
2) промежуточные 4) эпителиально-мускульные
А4. В энтодерме гидры находятся клетки
1) промежуточные 3) железистые
2) половые 4) нервные
А5. Из зиготы у медуз сначала развивается
1) планула 3) взрослая форма
2) полип 4) колония полипов
А6. В наибольшей степени сложно устроена нервная система
1) гидры 3) корнерота
2) мозговика 4) актинии
А7. Половые железы медуз развиваются в
1) эктодерме 3) мезоглее
2) карманах желудка 4) глотке
А8. Внутренний скелет есть у
1) аурелии 3) актинии
2) гидры 4) корнерота
А9. Нервная система кишечнополостных состоит из
1) одиночных клеток
2) отдельных нервных узлов
3) одного нерва
4) взаимосвязанных нервных клеток

ЕГЭ Часть В

В1. Выберите клетки, находящиеся в эктодерме гидры
1) железистые 4) пищеварительные
2) промежуточные 5) стрекательные
3) нервные 6) половые

ЕГЭ Часть C

С1. Почему рифообразующие кораллы живут на глубинах, не превышающих 50 м?

4.6.4. Сравнительная характеристика представителей типа Плоские черви

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
Часть А

А1. Среди перечисленных животных выберите животное, развивающееся из трех зародышевых листков
1) медуза-корнерот 3) инфузория-стентор
2) актиния 4) многоглазка
А2. Органы чувств есть у
1) белой планарии 3) широкого лентеца
2) печеночного сосальщика 4) бычьего цепня
А3. Личинка с ресничками у печеночного сосальщика развивается в организме
1) коровы 3) улитки
2) человека 4) комара
А4. Хвостатая личинка печеночного сосальщика выходит из организма
1) взрослого червя 3) овцы
2) человека 4) малого прудовика
А5. Свиной цепень размножается в организме
1) коровы 4) человека
3) овцы 5) свиньи
А6. Основным хозяином цепней является
1) человек
2) крупный рогатый скот
3) овцы и свиньи
4) домашние птицы
А7. Анаэробный способ дыхания у
1) белой планарии 3) печеночного сосальщика
2) многолазки 4) черной планарии
А8. Заразиться цистами сосальщика можно
1) через рукопожатие
2) воздушно-капельным путем
3) выпив воды из пруда
4) через инъекцию
А9. В наибольшей степени вероятный источник заражения человека бычьим или свиным цепнем - это
1) яйца червя 3) вода из пруда
2) финны 4) зрелые членики
А10. Сколько личиночных стадий проходит печеночный сосальщик в своем жизненном цикле
1) одну 2) две 3) три 4) четыре

ЕГЭ Часть В

С1. Чем отличается обмен веществ планарий от обмена веществ ленточных червей?
С2. Перечислите меры предупреждения заражения плоскими гельминтами

4.6.5. Тип Первичнополостные, или Круглые черви

Основные термины и понятия, проверяемые в экзаменационной работе:а скарида, гельминтозы, нематоды, нервные стволы, окологлоточное нервное кольцо, острица.

Примеры практических заданий ЕГЭ

Признаки животных Гетеротрофный тип питания Активное передвижение Ограниченный (закрытый рост). В животных клетках- клеточный центр, гликокаликс, запасное вещество-гликоген.

Строение В цитоплазме простейших имеются специальные органоиды (пищеварительная и сократительная вакуоли), выполняющие функции пищеварения, осморегуляции, выделения. Почти все простейшие способны активно передвигаться. Движение осуществляется при помощи ложноножек (у амебы и других корненожек), жгутиков (эвглена зеленая) или ресничек (инфузории).

Строение Простейшие способны захватывать твердые частицы (амеба), что называют фагоцитозом. Большинство простейших питаются бактериями и гниющими органическими веществами. Пища после заглатывания переваривается в пищеварительных вакуолях. Функцию выделения у простейших выполняют сократительные вакуоли, или специальные отверстия - порошица (у инфузории).

Среда обитания Простейшие обитают в пресных водоемах, морях и почве. Подавляющее большинство простейших обладает способностью к инцистированию, то есть образованию при наступлении неблагоприятных условий (понижение температуры, высыхание водоема) стадии покоя - цисты, покрытой плотной защитной оболочкой. Образование цисты - не только приспособление к выживанию при неблагоприятных условиях, но и к распространению простейших. Попав в благоприятные условия, животное покидает оболочку цисты, начинает питаться и размножаться.

Амеба Представителем класса корненожки является амеба обыкновенная. В отличие от многих простейших, она не имеет постоянной формы тела. Передвигается с помощью ложноножек, служащих и для захвата пищи - бактерий, одноклеточных водорослей, некоторых простейших.

Амеба Окружив добычу ложноножками, пища оказывается в цитоплазме, где вокруг нее образуется пищеварительная вакуоль. В ней под влиянием пищеварительного сока, поступающего из цитоплазмы, происходит пищеварение, в результате которого образуются пищеварительные вещества. Они проникают в цитоплазму, а непереваренные остатки пищи выбрасываются наружу.

Амеба дышит всей поверхностью тела: растворенный в воде кислород путем диффузии прямо проникает в ее организм, а образующийся в клетке при дыхании углекислый газ выделяется наружу.

Амеба Концентрация растворенных веществ в теле амебы больше, чем в воде, поэтому вода непрерывно накапливается и ее избыток выводится наружу с помощью сократительной вакуоли. Эта вакуоль участвует и в удалении из организма продуктов распада. Размножается амеба делением. Ядро делится надвое, обе половинки его расходятся, между ними образуется перетяжка, а затем из одной материнской клетки возникают две самостоятельные, дочерние клетки.

Эвглена зеленая В пресных водоемах обитает еще один широко распространенный вид простейших животных - эвглена зеленая. Она имеет веретенообразную форму, наружный слой цитоплазмы уплотнен и образует оболочку, способствующую сохранению этой формы

Эвглена зеленная От переднего конца тела у эвглены зеленой отходит длинный тоненький жгутик, вращая которым, эвглена передвигается в воде. В цитоплазме эвглены расположено ядро и несколько окрашенных овальных телец - хроматофоров, содержащих хлорофилл. Поэтому на свету эвглена питается как зеленое растение (автотрофно). Находить освещенные места эвглене помогает светочувствительный глазок.

Эвглена зеленная Если эвглена долго находится в темноте, то хлорофилл исчезает и она переходит к гетеротрофному способу питания, то есть питается готовыми органическими веществами, всасывая их из воды всей поверхностью тела. Дыхание, размножение, деление надвое, образование цисты у эвглены зеленой сходны с таковыми у амебы.

Вольвокс Форма его шаровидная, тело состоит из студенистого вещества, в которое погружены отдельные клетки - члены колонии. Они мелкие, грушевидные, имеют по два жгутика. Благодаря согласованному движению всех жгутиков вольвокс передвигается. В колонии вольвокса есть немного клеток, способных к размножению; из них образуются дочерние колонии.

Инфузория-туфелька В пресных водоемах часто встречается еще один вид простейших - инфузория-туфелька, получившая свое название из-за особенностей формы клетки (в виде туфельки). Органоидами передвижения ей служат реснички. Тело имеет постоянную форму, так как покрыто плотной оболочкой. У инфузории-туфельки имеются два ядра: большое и малое.

Инфузория-туфелька Большое ядро регулирует все жизненные процессы, маленькое - играет важную роль в размножении туфельки. Питается инфузория бактериями, водорослями и некоторыми простейшими. С помощью колебаний ресничек пища попадает в ротовое отверстие, затем - в глотку, на дне которой образуются пищеварительные вакуоли, где происходит переваривание пищи и всасывание питательных веществ. Непереваренные остатки удаляются через особый орган - порошицу. Функцию выделения осуществляет сократительная вакуоль.

Инфузория-туфелька Размножается, как и амеба - бесполым путем, однако для инфузориитуфельки характерен и половой процесс. Он состоит в том, что две особи объединяются, между ними происходит обмен ядерным материалом, после чего они расходятся (рис. 73).

Инфузория-туфелька Такой вид полового размножения называют конъюгацией. Таким образом, среди пресноводных простейших животных наиболее сложное строение имеет инфузория туфелька.

Раздражимость Характеризуя простейшие организмы, следует обратить особое внимание еще на одно их свойство - раздражимость. Простейшие не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клетки и способны отвечать на них движением - таксисом, перемещаясь в направлении раздражителя или от него.

Простейшие обитающие в морской воде и почве и другие Из морских обитателей наиболее распространены фораминиферы и радиолярии (лучевики). Фораминиферы имеют раковину, состоящую из углекислого кальция или песчинок. Часть фораминифер и радиолярий входят в состав планктона (организмов, проживающих в верхних слоях воды) или бентоса (организмов, существующих в толще дна и на поверхности водоемов). Отмершие фораминиферы играют большую роль в образовании и отложении мела или извести. Отмершие радиолярии образуют отложения таких минералов, как яшма, опал и др. Почвенные простейшие - это представители амеб, жгутиковых и инфузорий, которые играют важную роль в почвообразовательном процессе.

Функции В природе простейшие участвуют в круговороте веществ, выполняют санитарную роль; в цепях питания составляют одно из первых звеньев, являясь пищей для многих животных, в частности рыб; принимают участие в образовании геологических пород, и по их раковинам определяют возраст отдельных геологических пород.

Подцарство многоклеточные У представителей этого подцарства тело состоит из множества клеток, выполняющих различные функции. В связи со специализацией клетки многоклеточных обычно теряют способность к самостоятельному существованию. Целостность организма обеспечивается путем межклеточных взаимодействий. Индивидуальное развитие, как правило, начинается с зиготы, характеризуется дроблением зиготы на множество клетокбластомеров, из которых в дальнейшем формируется организм с дифференцированными клетками и органами.

Филогения многоклеточных Происхождение многоклеточных от одноклеточных в настоящее время считается доказанным. Главным доказательством этого является почти полная идентичность структурных компонентов клетки многоклеточных животных структурным компонентам клетки простейших. Гипотезы происхождения многоклеточных подразделяются на две группы: а) колониальные, б) полиэргидные гипотезы.

Колониальные гипотезы Сторонники колониальных гипотез считают, что переходной формой между одноклеточными и многоклеточными животными являются колониальные простейшие.

1 теория Гипотеза «гастреи» Э. Геккеля (1874). Переходной формой между одноклеточными и многоклеточными животными является однослойная шаровидная колония жгутиковых. Геккель назвал ее «бластеей» , так как строение этой колонии напоминает строение бластулы. В процессе эволюции от «бластеи» путем инвагинации (впячивания) стенки колонии происходят первые многоклеточные – «гастреи» (по строению сходны с гаструлой). «Гастрея» – плавающее животное, тело которого состоит из двух слоев клеток, имеет рот. Наружный слой жгутиковых клеток является эктодермой и выполняет двигательную функцию, внутренний слой – энтодермой и выполняет пищеварительную функцию. От «гастреи» , по мнению Геккеля, происходят прежде всего кишечнополостные животные, от которых берут свое начало остальные группы многоклеточных. Доказательствами правильности своей гипотезы Э. Геккель считал наличие стадий бластулы и гаструлы на ранних стадиях онтогенеза современных многоклеточных.

2 теория Гипотеза «плакулы» О. Бючли (1884) представляет собой модифицированный вариант гипотезы гастреи Геккеля. В отличие от Э. Геккеля, переходной формой между одноклеточными и многоклеточными животными этот ученый принимает пластинчатую однослойную колонию типа гониума. Первое многоклеточное – геккелевская «гастрея» , но в процессе эволюции она образуется путем расслоения колонии и чашевидного прогибания двуслойной пластинки. Доказательствами гипотезы являются не только наличие стадий бластулы и гаструлы на ранних стадиях онтогенеза, но и строение трихоплакса, примитивного морского животного, открытого в 1883 году.

3 теория Гипотеза «фагоцителлы» И. И. Мечникова (1882). Во-первых, И. И. Мечников открыл явление фагоцитоза исчитал этот способ переваривания пищи более примитивным, чем полостное пищеварение. Вовторых, изучая онтогенез примитивных многоклеточных губок, он обнаружил, что гаструла у губок образуется не путем инвагинации бластулы, а путем иммиграции некоторых клеток наружного слоя в полость зародыша. Именно эти два открытия явились основой для данной гипотезы. За переходную форму между одноклеточными и многоклеточными животными И. И. Мечников также принимает «бластею» (однослойная шаровидная колония жгутиковых). От «бластеи» происходят первые многоклеточные – «фагоцителлы» . «Фагоцителла» не имеет рта, тело ее состоит из двух слоев клеток, жгутиковые клетки наружного слоя выполняют двигательную функцию, внутреннего – функцию фагоцитоза. «Фагоцителла» образуется из «бластеи» путем иммиграции части клеток наружного слоя внутрь колонии. Прообразом, или живой моделью гипотетического предка многоклеточных – «фагоцителлы» – И. И. Мечников считал личинку губок – паренхимулу.

4 теория Гипотеза «фагоцителлы» А. В. Иванова (1967) представляет собой дополненный вариант гипотезы Мечникова. Эволюция низших многоклеточных, по А. В. Иванову, происходит следующим образом. Переходной формой между одноклеточными и многоклеточными животными является колония воротничковых жгутиковых, не имеющая полости. От колоний воротничковых жгутиковых типа Proterospongia путем иммиграции части клеток наружного слоя внутрь образуются «ранние фагоцителлы» . Тело «ранних фагоцителл» состоит из двух слоев клеток, не имеет рта, по строению является средним между строением паренхимулы и трихоплакса, ближе к трихоплаксу. От «ранних фагоцителл» происходят пластинчатые, губки и «поздние фагоцителлы» . Наружный слой «ранних» и «поздних фагоцителл» представлен жгутиковыми клетками, внутренний – амебоидными клетками. В отличие от «ранних фагоцителл» , «поздние фагоцителлы» имеют рот. От «поздних фагоцителл» происходят кишечнополостные и ресничные черви

Полиэргидные гипотезы Сторонники полиэргидных гипотез считают, что переходной формой между одноклеточными и многоклеточными животными являются полиэргидные (многоядерные) простейшие. По мнению И. Хаджи (1963), предками многоклеточных были многоядерные инфузории, первыми многоклеточными – плоские черви типа планарий. Наиболее аргументированной является гипотеза «фагоцителлы» И. И. Мечникова, доработанная А. В. Ивановым. Подцарство Многоклеточные подразделяется на три надраздела: 1) Фагоцителлообразные, 2) Паразои, 3) Эуметазои.

Беспозвоночные животные Кишечнополостные - очень древняя группа примитивных двуслойных животных, насчитывающая около 9000 видов. Их изучение имеет большое значение для понимания эволюции, некоторые виды представляют интерес для медицины. Кишечнополостные ведут исключительно водный образ жизни. Обитают в морских и пресных водоемах. Для большинства видов характерна радиально-осевая симметрия тела. Этот тип симметрии характерен для животных, ведущих сидячий или малоподвижный образ жизни. В наиболее простом случае тело кишечнополостных имеет вид мешка, отверстие которого окружено венчиком щупалец. Полость мешка называют гастральной. Такое строение имеют сидячие формы - полипы. Свободноживущие формы имеют более уплощенное тело, их называют медузами.

Морфология Деление на полипов и медуз не систематическое, а чисто морфологическое. Общим признаком для всех представителей типа является двуслойность. Их тело состоит из эктодермы и энтодермы, между которыми располагается мезоглея. У гидры она имеет вид неклеточной опорной пластинки, у медуз более развита. Она богата водой и принимает студенистую форму, составляя большую часть тела.

Морфология Клетки тела кишечнополостных дифференцированы. В эктодерме имеются эпителиально-мускульные клетки, интерстициальные, или промежуточные, стрекательные, половые и нервные. Интерстициальные клетки-клетки, играющие важнейшую роль в управлении спонтанной моторикой желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), в том числе являющиеся водителями ритма (пейсмейкерами), задающими частоту медленных волн электрического потенциала гладкой мышечной ткани желудочно-кишечного тракта, которые, в свою очередь, определяют частоту перистальтики различных отделов ЖКТ.

Строение Эпителиально-мускульные клетки выполняют двигательную и защитную функции. Стрекательные - являются аппаратом нападения и защиты. Они имеют капсулу, внутри которой в виде спирали находится стрекательная нить, при раздражении выбрасываемая наружу. Интерстициальные - мелкие недифференцированные клетки, впоследствии из них образуются все виды клеток эктодермы. Энтодерма подразделяется на эпителиально-мускульные клетки и железистые. Последние выделяют ферменты и выполняют функцию пищеварения. В энтодерме имеются также в небольшом количестве нервные клетки. Своими отростками они сообщаются между собой, образуя диффузную нервную систему.

Строение Пищеварение кишечнополостных происходит в гастральной полости, следовательно, становится полостным. Непереваренные остатки пищи удаляются из тела через ротовое отверстие. Однако сохраняется и внутриклеточное пищеварение, так клетки энтодермы способны к фагоцитозу - захвату частиц пищи из гастральной полости.

Размножение Для кишечнополостных характерно бесполое и половое размножение. Бесполое происходит почкованием. В летний период на теле полипа образуется выпячивание в виде почечки. Затем почка отделяется и падает на дно водоема, вырастая в новую особь. Половое размножение обычно наблюдается осенью. Различа-ют раздельнополые виды и гермафродитные. Яйцеклетка развива-ется в эктодерме ближе к подошве, а сперматозоиды - недалеко от ротового отверстия. Созревшие сперматозоиды попадают в воду и встречаются с яйцеклеткой. Оплодотворенная яйцеклетка покрывается толстой оболочкой, тело гидры разрушается, а зигота опускается на дно и вновь начинает делиться только при наличии тепла, весной, образуя новую особь.

Размножение Для многих кишечнополостных характерно чередование поко-лений. Полипы размножаются почкованием и дают начало как полипам, так и медузам. Медузы размножаются половым путем. Из оплодотворенных яиц образуются личинки планулы, покрытые ресничками. Они прикрепляются к субстрату и дают начало новому поколению полипов. Тип Кишечнополостные разделяется на три класса: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы.

Гидройдные Гидро идные- чей жизненный цикл включает медузу с характерным признаком - велумом, и полип, который в отличие от других стрекающих никогда не имеет внутренних перегородок (септ) и выраженной глотки. Разделяются на 6 отрядов: гидроиды (Hydrida), лептолиды (Leptolida), лимномедузы (Limnomedusae), трахимедузы (Trachymedusae), наркомедузы (Narcomedusae), сифонофоры (Siphonophorae). Известно более 2500 видов. (Представители: пресноводная гидра, португальский кораблик, обелия, крестовичок).

Коралловые полипы Чаще живут в колониях. Развиваются без смены поколений. Обитают в теплых морях. Некоторые представители образуют рифы. Представители: актинии, благородные кораллы, морское перо.

Роль кишечнополостных в природе и жизни человека. Звено в цепи питания водоемов. Биологическая очистка воды. Круговорот кальция в биосфере. Образование осадочных пород. Употребление в пищу. Изготовление украшений и предметов искусства. Биологически активные вещества.

 


Читайте:



Европа отбирает украинский лес кругляк

Европа отбирает украинский лес кругляк

Богатые лесные ресурсы Украины позволяют полноценно насладиться необыкновенными красотами живой природы, удивительными пейзажами, и отдохнуть от...

Новгородская область: Информация для туриста

Новгородская область: Информация для туриста

2. Ландшафтная характеристика Новгородской области Ландшафты представляют собой территориально-природные системы или генетически однородные участки...

Полезные свойства сухофруктов

Полезные свойства сухофруктов

Плоды. Они невероятно полезные для здоровья и иммунитета в целом. Их широко используют в медицине и кулинарии, чернослив придает необыкновенный...

Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

Биография Вместе с братом он усовершенствовал телескоп , доведя его до 92-кратного увеличения, и занялся изучением неба. Первая известность пришла...

feed-image RSS