Главная - Сделать самому
Человек и история в устном народном творчестве. Древнерусская литература и фольклор. Игровые приговоры и припевы

Произведения устного народного творчества древнерусской литературы и литературы 18 века содержат реальные исторические факты или указывают на исторические лица.

В этом году я на уроке литературы читал исторические песни "Пугачев казнен", "Пугачев в темнице".Народ видел в Пугачеве заступника. Народ связывал с ним надежду на лучи жизни. Цитирую: "Ты, звезда, ли моя звездочка." В устном народном творчестве рассказывается в основном о людях которые нравились народу.

При изучении Древнерусской литературы я прочитал рассказ "Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского". В этом произведении говорится о житие и храбрости Александра Невского.Народ считал цитирую: "Я, ничтожный многогрешный и неразумный, решаюсь писать житие святого князя Александра...". В древнерусской литературе писалось о исторических лицах которые сделали что-то хорошее для народа.

Изучая Русскую литературу XVIII века, я наткнулся на произведение "Недоросль".

В этой комедии говорится о семье Простоковых и о их сыне Митрофане. Здесь происходит высмеивание необразованных людей. Но еще здесь идет посыл на Екатерину II. Русская литература XVIII века говорит уже не о знаменитых личностях, а высмеивает простых людей не совершивших никакого подвига.

Каждый век менялся посыл произведений: сначала говорилось о любимцах народа, затем о великих людях, и в итоге о простых людях необразованных.

Обновлено: 2017-10-01

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Устное народное творчество

Вплоть до конца 10 века восточные славяне, уже создавшие собственное государство - Киево-Новгородскую Русь, - не знали письменности . Этот период в истории словесности называется долитературным. Лишь после принятия христианства в 988 году русичи обрели письменную литературу. Однако даже спустя годы и столетия основная часть населения оставалась неграмотной. Поэтому не только в долитературный период, но и впоследствии многие словесные произведения не записывались, а передавались из уст в уста от поколения к поколению. Произведения эти стали называться фольклором , или устным народным творчеством .

К жанрам русского устного народного творчества относятся
- песни,
- былины,
- сказки,
- загадки,
- легенды,
- пословицы и поговорки.
Большинство фольклорных произведений существует в стихотворной (поэтической) форме, так как стихотворная форма позволяла легко запоминать их и передавать многим поколениям людей на протяжении нескольких столетий.

ПЕСНЯ – это словесно-музыкальный жанр, небольшое лирическое или лирико-повествовательное произведение, предназначенное для пения. Виды песен: исторические, обрядовые, плясовые, лирические. В народных песнях выражаются чувства отдельного человека и в то же время многих людей. В песнях отражаются любовные переживания, размышления людей о нелегкой судьбе, события семейной и общественной жизни. Часто в народных песнях используется прием параллелизма, когда настроения лирического героя переносятся на природу:
Нет у ноченьки светлого месяца,
Нет у девицы родного батюшки…

Исторические песни возникли уже после 10 века и связаны с различными историческими событиями и личностями: «Ермак готовится к походу на Сибирь» - о завоевании сибирских земель, «Степан Разин на Волге» - о народном восстании под предводительством Степана Разина, «Пугачев в темнице» - о крестьянской войне, которую вел Емельян Пугачёв, «Под славным городом под Полтавой» - о битве армии Петра I со шведами. В народных исторических песнях повествование о каких-либо событиях сочетается с сильным эмоциональным звучанием.

БЫЛИНА (термин ввёл в 19 веке И.П. Сахаров) - героическая песня эпического характера. Возникла в 9 веке как выражение исторического сознания русского народа. Главные герои былин - богатыри, воплотившие народный идеал патриотизма, силы и мужества: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, а также великан Святогор, купец Садко, буян Василий Буслаев и другие. Сюжет былин составляет жизненная основа, обогащённая фантастическим вымыслом: герои борются с чудовищами, одолевают в одиночку полчища врагов, мгновенно преодолевают большие расстояния.

Былины следует отличать от СКАЗОК - произведений, основанных на вымышленных событиях. Сказки бывают волшебные (с участием фантастических сил, с добыванием чудесных предметов и т.п.) и бытовые, в которых изображены обычные люди - крестьяне, солдаты, работники, короли или цари, принцы и принцессы - в обыденной обстановке. Сказка отличается от других произведений оптимистичным сюжетом: добро всегда побеждает, а злые силы или высмеиваются, или терпят поражение.

В отличие от сказки, ЛЕГЕНДА представляет собой устный народный рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ, невероятное событие, которые воспринимаются рассказчиком и слушателем как достоверные . Существуют легенды о происхождении стран, народов, морей, о подвигах или страданиях реально существовавших или вымышленных героев.

ЗАГАДКА - иносказательное изображение предмета или явления, обычно основанное на метафорическом сближении. Загадки предельно кратки, имеют ритмическую структуру, что нередко подчёркивается рифмой. ("Висит груша - нельзя скушать", "Без рук, без ног, а ворота отворяет", "Сидит девица в темнице, а коса на улице" и т.д.).

ПОСЛОВИЦА - краткое, ритмически организованное образное народное изречение, афористическое высказывание. Имеет обычно двухчастную структуру, подкреплённую ритмом, рифмой, ассонансами и аллитерациями. ("Что посеешь, то и пожнёшь", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", "Каков поп, таков и приход", "Не красна изба углами, а красна пирогами" и т.д.).

ПОГОВОРКА - образное выражение, оценивающее какое-либо явление жизни. В отличие от пословицы, поговорка представляет собой не целое предложение, а часть высказывания ("Семь пятниц на неделе", "Чужими руками жар загребать", "Положить зубы на полку").

Большинство произведений устного народного творчества так или иначе связано с мифологическими представлениями древних славян

Русский фольклор представляет собой совокупность произведений устного народного творчества, наделенных глубоким идейным смыслом и характеризующихся высокохудожественными качествами. В процессе труда и повседневной жизни люди наблюдали за окружающим миром. Благодаря этому накапливался жизненный опыт - не только практический, но и нравственный. Простые наблюдения помогали понять сложные вещи.

Истоки возникновения

Слово «фольклор» (folk-lore) (в переводе с английского на русский - «народная мудрость, знание»), обозначает различные проявления народной духовной культуры и включает в себя все поэтические и прозаические жанры, а также обычаи, обряды и традиции в сопровождении устного словесного художественного творчества.

До возникновения на территории Древней Руси письменности и литературы, народный фольклор представлял собой единственный вид художественного творчества, своеобразный метод передачи народной памяти и опыта поколений, «зеркало души» русского народа, выражавшее его мировоззрение, моральные и духовные ценности.

В основу русского фольклора легли исторические события, традиции, обычаи, мифология и верования древних славянских племен, а также их исторических предшественников.

Крупные и малые жанры русского народного творчества

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразностью, яркими национальными особенностями культуры. Сказочные, былинные и малые жанры фольклора собирались на основе жизненного опыта русского народа. В этих простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизме и самобытности.

Выделяют следующие жанры русского народного фольклора, наглядно иллюстрировавшие многогранные стороны жизни русского человека:

  • Трудовые песни . Сопровождали какой-либо рабочий процесс (посев, вспашку поля, сенокос, сбор ягод или грибов), имели вид разнообразных выкриков, напевов, напутствий и веселых песенок с простым ритмом, незамысловатой мелодией и несложным текстом, которые помогали настроиться на рабочий лад, задавали ритм, сплачивали народ и духовно помогали выполнять тяжелый, порой непосильный крестьянский труд;
  • Календарные обрядовые песни, заклички, заговоры , исполнявшиеся для привлечения удачи и благополучия, повышения плодородия, улучшения погодных условий, увеличения приплода домашнего скота;
  • Свадебные . Песни, исполнявшиеся в день сватовства, прощания родителей с невестой, на передаче невесты в руки жениха и непосредственно на свадьбе;
  • Устные прозаические произведения . Легенды, предания, былички, бывальщины, рассказывающие об исторических и эпических событиях, героями в которых выступают легендарные русские воители, князья или цари, а также описывающие какие-либо невиданные или необычные события, имевшие место в реальной жизни знакомого рассказчика, причем сам он не был их свидетелем и не принимал в них участие;
  • Поэтический фольклор для детей (прибаутки, потешки, пестушки, дразнилки, загадки, считалки, дразнилки, небылицы и колыбельные песни). Исполнялись обычно в краткой стихотворной, шуточной форме, понятной и интересной для детского восприятия;
  • Песенный или героический эпос (былины, исторические песни). Рассказывают о когда-то происшедших исторических событиях в виде песни, в них обычно прославлялись подвиги русских легендарных героев и богатырей, совершенных ими во благо Земли Русской и ее народа;
  • Художественные сказки (бытовые, волшебные, про животных) представляют собой самый распространенный вид устного творчества, в котором народ рассказывал о вымышленных событиях и персонажах в интересной и доступной форме, таким образом, отображая свои понятия о добре и зле, жизни и смерти, бедности и богатстве, окружающей природе и её обитателях. Также к русскому художественному творчеству относят баллады, анекдоты, небылицы и частушки;
  • Фольклорные театральные представления драматического характера (вертепы, раёк, балаганы и выступления скоморохов на ярмарках, праздниках и народных гуляниях).

Помимо крупных форм фольклора (песен, сказок, мифов и т. д.) в русском устном народном творчестве есть целый ряд малых фольклорных жанров или необрядовый фольклор:

  • Загадки - вопросы с описанием предмета, живого существа или явления в образной форме (Два кольца, два конца, а посередине гвоздик);
  • Скороговорки и чистоговорки - специальные фразы с повторяющимися звуками и сочетаниями звуков, с помощью которых вырабатывают дикцию;
  • Пословицы - меткие назидательные высказывания в стихотворной форме ("На чужой каравай рот не разевай");
  • Поговорки - краткие, отличающиеся меткостью, фразы, характеризующие окружающую действительность и людей ("Два сапога пара"); иногда это даже части пословиц;
  • Считалки - их использовали и до сих пор используют дети во время игр, когда определяют роль каждого игрока;
  • Заклички - призывы весны/лета/праздника в рифмованной форме;
  • Потешки и пестушки , которые напевались в процессе игры матери или другого взрослого с маленьким ребёнком (ярчайший пример - игра "Ладушки" с потешкой "Ладушки-ладушки, где были...").

Также к малым фольклорным жанрам относятся колыбельные песни, непосредственно игры и прибаутки.

Народная мудрость и быт

Любой народный фольклор (и русский фольклор в этом плане не исключение) является сложным синтетическим искусством, в произведениях которого очень часто переплетаются между собой элементы словесного, музыкального и театрального творчества. Он имеет теснейшую связь с народным бытом, обрядами, традициями и обычаями. Вот именно поэтому первые ученые-фольклористы подходили к изучению этой темы очень широко и записывали не только различные произведения устного народного творчества, а еще и уделяя внимание различным этнографическим особенностям и реалиям обычной, повседневной жизни простого народа, его быту.

Картины народного быта, традиции и обряды, различные жизненные ситуации отображались в русских песнях, былинах, сказках и других произведениях устного народного творчества. В них рассказывается о внешнем виде традиционной русской избы с «петухом на коньке», с «косящатыми окнами», описывается её внутреннее убранство: горенки, клети, красный угол с иконами, печь-кормилица, полати, лавки, сенцы, крыльцо и т.д. Встречается яркое и красочное описание национального костюма как женского, так и мужского: повойники и кокошники у женщин, у мужчин - лапти, зипуны, портянки. Персонажи русского фольклора сеют пшеницу и растят лен, жнут жито и косят сено, кушают кашу, заедая её пирогами и блинами, запивая пивом, медом, квасом и вином зеленым.

Всеми этими бытовыми подробностями в народном творчестве дополняется и создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он живет и растит своих детей.

Устное народное творчество (фольклор) – это совокупность художественных произведений, созданных народом в процессе устного, коллективного, непрофессионального творчества, основанного на традициях. Устное народное творчество включают в себя сказку, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и пр. Сказка представляет собой свободный пересказ сказания, былины, просто истории, несколько упрощенный для восприятия, зачастую лишённый некоторых смысловых аспектов, дополненный волшебством, чудесами, мифическими персонажами. Героический эпос (былины) очень напоминает сказку, но в отличие от нее в эпосе присутствуют не вымышленные, а настоящие герои (Илья-Муромец, Садко и др.). В эпосе народ воспевает храбрость, мужество, любовь к Родине. Пословицы и поговорки - родник народной мудрости. Они
отражают быт, обычаи, очень часто перекликаются со сказками. Это
поверенная тысячелетиями форма сохранения в народе назиданий,
нравоучений, поучений, заповедей.

В основе древнерусской культуры было устное народное творчество. Наиболее яркое отражение в устном народном творчестве находят славянская мифология и наиболее важные исторические события. Так, сказки изобилуют сюжетами, в которых присутствуют мифические существа: русалки, лешие, упыри – представители разных уровней славянского пантеона. В былинах нашли отражение конкретные исторические факты и фигуры. Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Существует точка зрения на былины как на явление фольклора, отражающее самые общие процессы социальной и политической жизни, а на былинных героев как на совмещающих в себе разные хронологические пласты. Но нет никаких оснований относить былины к некоему эпическому периоду ранее эпохи Киевской Руси. Как установлено в последнее время (И.Я.Фроянов, Ю.И.Юдин), былины достаточно адекватно отражают демократический строй Киевской Руси. Наиболее известным является героический былинный цикл, в котором воспеваются народные герои, защитники Руси - Илья Муромец, Добрыня Никнтич, Алеша Попович и др.

С борьбой с монголо-татарами связано дальнейшее развитие устного народного творчества. В былинном эпосе почти не появилось новых сюжетов, но он подвергся переосмыслению. Печенеги и половцы древнерусских былин стали теперь отождествляться с татарами, стали изображаться глупыми, трусливыми, хвастливыми насильниками, а русские богатыри - умными, смелыми, «вежистыми» защитниками Руси. К XIV в. относится появление нового фольклорного жанра - исторической песни. Пример этого – «Песня о Щелкане Дудентьевиче». В ней речь идет о конкретных событиях 1327 г. в Твери - антиордынском восстании горожан.

Фольклор XVI в. отличается от предыдущего как по типу, так и по содержанию. Наряду с бытованием жанров прежних эпох (былин, сказок, пословиц, обрядовых песен и т.д.), в XVI в. расцветает жанр исторической песни. Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

В исторической песне о походе на Казань воспевается умение русских воинов-пушкарей, устроивших «хитрый» подкоп под городские стены. Как умный правитель и полководец изображается в ней сам Иван Грозный. Для его фольклорного образа характерна идеализация. Так, в одной из песен народ горько оплакивает его как народного заступника: «Ты восстань, восстань, ты, наш православный царь... Царь Иван Васильевич, ты наш батюшка!». Однако в фольклоре отразились и другие черты его: жестокость, властность, безжалостность. В этой связи характерны новгородские и псковские песни и предания. В одной из песен царевич Иван напоминает отцу: «А которой улицей ты ехал, батюшка, всех сек, и колол, и на кол садил».

В песнях о завоевании Сибири, бытовавших в основном среди казачества, главным героем является Ермак Тимофеевич - удалой и смелый атаман вольных людей, народный вожак. В его образе соединились черты героических богатырей русского эпоса с чертами народных предводителей, боровшихся против социальной несправедливости.

Интересны песни о героической обороне Пскова во время Ливонской войны. Потерпев поражение, польский король Стефан Баторий зарекается от своего имени и от имени своих детей, внуков и правнуков когда-либо нападать на Русь.

Распространенной во времена Ивана Грозного была песня о Кострюке. В ней рассказывается о победе незнатного русского человека («мужика-деревенщины») над князем-иностранцем Кострюком, хваставшимся своей силой, но ставшим посмешищем для всего народа.

Предыдущие материалы:
  • Древнейшие корни культуры восточных славян. Декоративно-прикладное искусство восточных славян и языческой Руси. Влияние принятия христианства на русскую культуру.
 


Читайте:



Европа отбирает украинский лес кругляк

Европа отбирает украинский лес кругляк

Богатые лесные ресурсы Украины позволяют полноценно насладиться необыкновенными красотами живой природы, удивительными пейзажами, и отдохнуть от...

Новгородская область: Информация для туриста

Новгородская область: Информация для туриста

2. Ландшафтная характеристика Новгородской области Ландшафты представляют собой территориально-природные системы или генетически однородные участки...

Полезные свойства сухофруктов

Полезные свойства сухофруктов

Плоды. Они невероятно полезные для здоровья и иммунитета в целом. Их широко используют в медицине и кулинарии, чернослив придает необыкновенный...

Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

Биография Вместе с братом он усовершенствовал телескоп , доведя его до 92-кратного увеличения, и занялся изучением неба. Первая известность пришла...

feed-image RSS