Главная - Рыбалка
День Святой Троицы: традиции, приметы, запреты. Что означает праздник святая троица

Христианский праздник Троица является одним из православных двунадесятых праздников, который отмечается на 50 день после Пасхи, в воскресенье. Церкви западной традиции отмечают в этот день сошествие на апостолов Святого Духа, Пятидесятницу, а саму Троицу – в следующее за ней воскресение.

Значение праздника Троицы

В Библии сказано, что благодать, дарованная апостолам Святым Духом, снизошла на них именно в этот день. Благодаря этому людям было показано третье лицо Бога, они приобщились к таинству: единство Бога проявляется в трех лицах – Отец, Сын и Дух. С этого дня весть проповедуется по всей земле. В целом, значение Троицы как праздника в том, что Бог людям открывается поэтапно, а не сразу. В современном христианстве Троица означает то, что Отец, создавший все живое, послал людям Сына, Иисуса Христа, а затем и Духа Святого. Для верующих людей значение Пресвятой Троицы сводится к восхвалению Бога во всех его ипостасях.

Традиции празднования Троицы

Святая Троица, история празднования которой исчисляется тысячелетиями, сегодня тоже отмечается широко. Народ празднует Троицу на протяжении трех дней. Первым днем является Клечальное или Зеленой воскресение, когда людям надо было быть предельно осторожными из-за агрессивности русалок, мавок, потерчат и другой мифической нечисти. В селах праздник русской Троицы отмечается с соблюдением традиций и определенных обрядов. Пол церквей и домов украшали травой, иконы – ветками березы. Зеленый цвет символизировал обновляющую и животворящую силу Духа Святого. К слову, в некоторых православных Церквях таким же значением наделены золотистый и белый цвета. Девушки на Зеленое воскресенье гадают с помощью плетеных венков. Если пущенные по воде веночки сойдутся, то быть в этом году молодухе сосватанной. В этот день на кладбищах поминали усопших родственников, оставляя на могилах угощения. А вечерами скоморохи и ряженые развлекали селян.

Утром наступает Клечальный понедельник. После службы в церкви священнослужители отправлялись на поля и читали молитвы, прося у Господа защиты для будущего урожая. Дети в это время участвовали в интересных играх-забавах.

На третий день, Богодухов день, девушки «водили Тополю». Ее роль исполняла самая красивая незамужняя девушка. Ее до неузнаваемости украшали венками, лентами, водили по сельским дворам, чтобы хозяева щедро ее угощали. Вода в колодцах в этот день освящалась, избавляясь от нечистого духа.

Христианская западная традиция

Лютеранство и католичество разделяют праздники Троицы и Пятидесятницы. Цикл открывает Пятидесятница, через неделю отмечают Троицу, на 11 день после Пятидесятницы – праздник Крови и Тела Христа, на 19 день – Пресвятое Сердце Христа, на 20 день – праздник Непорочного Сердца Святой Марии. В Польше и Беларуси, католических церквях России в эти дни храмы украшают березовыми веточками. Государственным праздником считается Троица в Германии, Австрии, Венгрии, Бельгии, Дании, Испании, Исландии, Люксембурге, Латвии, Украине, Румынии, Швейцарии, Норвегии и Франции.

Троица и современность

В наши дни Троицу особенно празднуют в сельской местности. Перед этим днем хозяйки обычно наводят порядок и в доме, и на подворье, готовят праздничные блюда. Собранными рано утром цветами и травой украшают комнаты, двери и окна, веруя в то, что они в дом нечистую силу не пустят.

Утром в храмах совершаются праздничные богослужения, а вечером можно посетить концерты, народные гуляния, поучаствовать в веселых соревнованиях. Большая часть традиций, к сожалению, утеряна, но праздник по-прежнему остается одним из главнейших для верующих.

День Святой Троицы – история праздника


В православии отмечается много праздников. Верующие люди, безусловно, знают о таком празднике, как День Святой Троицы, он имеет давнюю историю и определенные обычаи.

Церковь отмечает этот праздник в День Пятидесятницы – на пятидесятый день после Пасхи. Любой православный человек знает, когда именно отмечать этот праздник и какова история Дня Святой Троицы. История возникновения праздника Троицы восходит к временам Иисуса Христа. Тогда, в пятидесятый день после Воскресения Христа на землю спустились апостолы Святого Духа. Апостолы поняли, какова роль третьего Лица Троицы и почему Бог триединый.

История Дня Святой Троицы

После Вознесения апостолы постоянно присутствовали в Сионской горнице и молились. Внезапно они услышали шум на небе, а перед ними появились огненные языки, которые опустились на их головы. Таким образом Святой Дух вошел в тела апостолов. Святой Дух даровал апостолам знание неизвестных доселе языков для того, чтобы они могли распространять христианскую веру по миру. Православный праздник Троицы провозгласили именно апостолы, если верить истории. После описанного случая, каждую Пятидесятницу христиане стали отмечать этот праздник, он считается одним из важнейших в православном мире.

Позже Василий Великий составил определенные молитвы, которые было необходимо читать в этот день. Эта традиция продолжается и по сей день. День Святой Троицы во всем православном мире считается рождением христианской церкви, которая была создана Богом.

В православии День Святой Троицы и День Пятидесятницы соединен воедино, чего нельзя сказать о католической церкви. Католики отмечают День Святой Троицы в следующее воскресенье после Пятидесятницы.

Иконы, рассказывающие о сошествии Святого Духа, начали писать в VIвеке. На них обычно можно увидеть Сионскую горницу и апостолов с книгами. При этом между апостолами Петром и Павлом находится пустое место, символизирующее Святой Дух. Над головами апостолов находятся языки пламени.

История возникновения праздника Троицы очень древняя, она берет свое начало с Вознесения Иисуса Христа. Православные люди это знают и поэтому отмечают праздник особенно широко – обязательно посещают службы в день Пятидесятницы.

История нам рассказывает и о некоторых традициях и обычаях, которые соблюдают во время праздника Троицы и по сей день. Полы храмов и домов должны быть покрыты свежескошенной травой, а иконы украшены березовыми ветвями, символизирующими силу Святого Духа. В субботу перед Днем Троицы православные ходят на кладбище, чтобы почтить память усопших родственников, этот день называется «родительским». Для украшения домов и храмов пользуются ветками березы, эта традиция сложилась исторически. Более того, считается, что День Святой Троицы без березовых украшений то же самое, что и Рождество без новогодней ели. Перед Троицей обязательно проводят генеральную уборку, пекут пироги, вьют венки (опять же, из березы и цветов). Этот праздник издревле особенно любим девушками, потому что они могли красиво одеться и отправиться на смотрины. Сватовство на Троицу считается хорошей приметой, а свадьбу уже играют осенью.

Некоторые обычаи праздника Святой Троицы из истории перекочевали в наше время – храмы украшаются березовыми ветвями, девушки плетут венки, православные обязательно ходят на кладбище в родительскую субботу. Праздник этот очень радостный и веселый – утром обязательно посещение храма, а после водят хороводы и поют песни. Одно из традиционных блюд на Троицу – каравай, часто приглашают гостей и отмечают этот праздник вместе. Народные гуляния на Троицу не теряют своей популярности.

Что означает праздник Святой Троицы? Когда отмечается? История праздника?

А при чём здесь троица? Учение о троице Библия вообще не содержит. Оно появилось через 320 с лишнем лет после окончания написания Библии.Иисус напомнил 1 заповедь- О ЕДИНОМ истинном Боге, а не о троице, внесённой языческими религиями в христианство. - 3 года назад

Аалексей

Троица обычно отмечается на пятидесятый день после Пасхи и на десятый день после Вознесения Господа Нашего Иисуса Христа. Об этом дне можно узнать из Библии. В этот день, примерно две тысячи лет назад(как считают историки в мае 30 года нашей эры) апостолы сидели в комнате, одного из иерусалимских домов на горе Сион. И вдруг раздался с неба шум и наполнил весь дом, и наполнились все апостолы Духом Святым и начали говорить на иностранных языках, которых раньше не знали. В Иерусалиме в то время было много паломников из разных стран, услышав шум, они поспешили к дому апостолов. Они были удивлены, когда услышали, что апостолы говорят на разных языках. Для каждого из них проповедь апостолов звучала на его родном языке. Настало время не только Бога Отца(который был во времена Ветхого Завета), не только Бога Отца и Сына(времена Нового Завета), а время Отца, Сына и Духа Святого.

Есфирь

Праздник Святой троицы означает, что у нас Триединый Бог Отец, Сын и Дух Святой. А так же в этот день христиане всего мира празднуют рождение церкви, ни здания церкви, а людей. Церковь это верующие люди. А где двое или трое собраны во имя Бога, там и Бог среди них. В 2016 году праздник Святой Троицы 19 июня, а в 2017 году- 4 июня. С Праздником!

В Православии праздник Троицы приходится на 50-й день после Воскресения Христова , когда по Евангелию Третье Лицо Троицы - Дух Святой - сошел на Апостолов в виде языков пламени , после чего они смогли проповедовать на разных языках Слово Божее разным народам, не только иудеям. Поэтому другое название праздника - Пятидесятница .

В Католичестве и Лютеранстве праздники Троицы и Пятидесятницы не совпадают: Пятидесятница, Сошествие Святого Духа празднуется также в воскресенье на 50-й день после Пасхи; Троица же празднуется через неделю, в следующее воскресенье.

В Протестантизме именно Пятидесятница, сошествие Духа Святого на 50-й день после Воскресения Христова является великим торжеством. Например, конфессия евангелистов-пятидесятников празднует этот день не менее бурно, чем Пасху, и проводит обычно в этот день крещение Духом Святым неофитов в водоемах.

Mychange

История происхождения праздника Троицы изложена в апостольских деяниях. Апостолы на 50-й после Пасхи день ждали исполнения обещания, данного Христом, которое исполнилось - на апостолов нисшел Святой Дух, им была дарована благодатная помощь для проповеди христианства по всему миру. Таким образом, родилась христианская церковь.

Очень символично, что первая новозаветная Пятидесятница была в день Пятидесятницы ветхозаветной, то есть, в день, когда людям Бог даровал заповеди Божии, апостолы и все христиане получили помощь для исполнения заповедей, а апостолы - благодать для совершения таинства Евхаристии и других таинств.

Это праздник всегда отмечается на 50-й день после Пасхи, в воскресенье.

Kritikspb

Православный праздник Троицы провозгласили апостолы, на пятидесятый день после Вознесения, когда Святой Дух вошел в их тела и даровал знание многих языков, чтобы на них они могли проповедовать Христианство и нести его в сердца и души людей по всему миру.

Kitsune tenko

Праздник Святой Троицы , или Пятидесятница , является одним из главных христианских праздников, который отмечают на 50–й день после Пасхи.

Православная церковь относит его к так называемым двунадесятым праздникам, смысл которого в прославлении Пресвятой Троицы.

Второе название – Пятидесятница – этот день получил потому, что Святой Дух сошёл к Апостолам в 50–й день Воскресения Иисуса Христа в виде огненных языков. Этим знамением Святой Дух дал понять, что у апостолов имеются сила и способности для проповедования учения Христа другим народам. В тот день многие люди уверовали в Иисуса Христа и приняли крещение.

На этот праздник у православных христиан принято украшать дома свежими зелёными веточками берёзы и душистыми цветами.

Иван маркин

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян. 2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречьях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). В ответ на такую реакцию:

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога - «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви»[источник не указан 311 дней]. В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян. 2:41-47).

Соответствующий текст в католицизме - молитва Veni Sancte Spiritus. Veni per Mariam.

В Новом Завете прямо не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа. Традиция её присутствия на иконописных изображениях этого события основана на указании в Деяниях апостолов, что после Вознесения ученики Иисуса «единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1:14). По этому поводу епископ Иннокентий (Борисов) пишет: «Могла ли в момент прихода Святого Духа не присутствовать та, что зачала и родила через Его посредство?».

Как богословский термин «харизма» - это 9 особых даров Святого Духа, излитых им на апостолов в Иерусалимском храме на празднике пятидесятницы. Эти дары: мудрость, знание и умение различать духов; вера, чудеса и исцеление; пророчества, глоссолалия и толкование языков.

Что за праздник Троица?

Что делают? Как празднуют?

Орина

Троицу иначе называют пятидесятницей, потому что она совершается на пятидесятый день после Пасхи. Этот праздник происходит в честь Триединого бога (Отца, Сына и Святого Духа). Считается, что в этот день Святой Дух сошёл на апостолов. В Троицыно воскресенье апостол Пётр крестил и обратил в христианство 3 000 человек. Этот день – день рождения христианской церкви, но не только православной, но и католической.

В эти дни происходит целый летний цикл праздников. Если после Нового года мы отмечаем зимние святки, то летом «зелёные святки». В старину на «зелёные святки» тоже наряжались животными, русалками, прочей нечистой силой.

Церкви на Троицу всегда украшались полевыми и луговыми цветами, веточками берёз и прочими растениями. Пол посыпали свежей сорванной зелёной травкой. Считалось, что эта трава обладает целебными свойствами. Кто держал скотину, забирал эту траву домой. Считалось, что животные, которым скормили церковную травку, не будут болеть, а коровы дадут много качественного молока.

В церковь на Троицу все шли с веточками берёз и букетиками цветов. Растения, побывавшие в церкви, сушили и хранили за иконами.

После церкви девушки надевали на голову венки и шли к разукрашенной лентами и цветами берёзке. Берёзку срубали. Процессия со срубленным деревцем обходила всю деревню. Затем берёзку втыкали в землю и водили вокруг неё хоровод. Вечером все украшения с дерева снимали и шли к реке её топить.

В этот же день девушки бросали свои венки в воду и что-нибудь загадывали, как правило, про женихов. Если венок тонул, значит, девушка в этом году не выйдет замуж. Если венок приставал к берегу, значит, жди счастья.

Много лет назад существовал обычай на Троицу хоронить покойников, которые по каким-то причинам не были захоронены в течение года. Причиной могла стать эпидемия или голодный год. Тогда все тела сваливались в общую яму. На неделе до Троицы и в саму Троицу умерших клали в гробы, и хоронили, как положено.

Дольфаника

Троица праздник с переходящей датой, ежегодно дата празднования Троицы отмечается в разные дни, зависит от даты Пасхи. Одно неизменно, Троицу отмечают на пятидесятый день после Пасхи. Зная дату празднования Пасхи, можем высчитать день празднования Троицы.

Праздник отмечается в честь Святой Троицы

Первый Бог Отец, сотворитель всего живого и неживого, видимого и невидимого в нашем мире. После создания мира на земле, Бог Отец отослал на землю Сына, как вестника светлого пути. Тогда же спустился на землю Святой Дух, он рядом с каждым человеком.

Второй Бог Сын, он рождается от Бога Отца.

Третий Бог Святой Дух, он исходит от Бога Отца.

Для неверующих Троица имеет значение, как символ наступления чего-то нового, радостного и светлого.

Верующие в этот день ходят в церковь, соблюдают традиции.

Праздник Троицы отмечают на пятидесятый день после Пасхи, но цифра эта появилась не просто так. Целых 40 дней после Воскрешения Иисус еще пребывал на земле вместе ос своими учениками и лишь на сороковой день вознесся. Но при этом он сказал ученикам, что через десять дней на них снизойдет Святой дух, и они получат знания и силы чтобы нести христианство в народ. Так и случилось, ровно через 10 дней после Вознесения Святой дух снизошел на апостолов и те отправились проповедовать учение Христа. Именно это событие и отмечается в этот день. По сути это начало христианской церкви, ее рождение. Поэтому это один из самых великих праздников в христианстве.

Это праздник пятидесятого дня после пасхи... отмечается день снисхождения святого духа на апостолов, даровавшего им многочисленные способности. А отмечается из года в год просто - праздник этот бывает всегда в воскресенье, так что накануне, в субботу, посещают кладбища, вспоминая умерших родственников, затем посещают вечернюю службу в церкви, и в воскресенье - утреннюю. Церковь и дом украшают разнотравьем, берёзовыми ветками, готовят праздничный стод.

Ужевсёсказано

Еще в древней Руси отмечали праздник Троицы, его называли "зеленые Святки", "русалная неделя". В то время он был посвящен пробуждению матушки-земли, началу буйного роста растений, посвящался он славянской богине Ладе.

После прихода Христианства на Руси два праздника смешались в один, но во многих деревнях до сих пор Троицу зовут "зеленой неделей" или "задушными поминками" (источник "Народная Русь",1901 г.,Апполон Коринфский).

У православных христииан праздник Троица отмечается через семь недель после Пасхи, на пятидесятый день, поэтому называют его ещё "пятидесятница". Посвящен этот праздник Сошествию святого Духа:

Церковь празднует два дня: первый день в воскресение, посвященный Пресвятой Троице, а понедельник посвящен Святому духу, по другому в народе его называют Духов день.

Как и в древности, так и в наши дни осталась традиция в этот день украшать все вокруг ветками березы.

Праздник Троицы еще по-другому называют Пятидесятницей, все потому, что он отмечается на пятидесятый день после Пасхи. Этот праздник переходящий, у него нет постоянной даты. В народе этот праздник именуют "изумрудным" или "зеленым". Потому что он символизирует обновление жизни. Приянто на этот праздник и украшать свои дома ветвями березки, клена или сирени. Также на на Троицу принято пускать венки, состоящие из цветов, по воде.

Лелишна

Праздник Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Иначе праздник называется Пятидесятница. Под Троицей понимается единство Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Духа Святого. Троица широко распространена на Руси с четырнадцатого века благодаря стараниям Святого Сергия Радонежского. В этот день принято убирать дома, украшать дом зелеными ветками, как символ весны и жизни.

День Святой Троицы - один из главных православных праздников. Является переходящим, связан с датой празднования Пасхи, так как всегда проводится через семь недель после нее в воскресенье. В этот день народ гуляет, ходит на богослужения и фестивали. Служба, которая совершается в этот день в православных храмах, считается наиболее красивой из всех проводимых в течение года.

Праздник Святой Троицы - это один из важнейших христианских праздников. Православные верующие отмечают его в воскресенье, на 50-й день после Пасхи. Свое название этот праздник получил в честь великого события - сошествия Святого Духа на апостолов, как им и обещал Иисус Христос перед своим вознесением на небеса. Это сошествие указало на тройственность Бога.

Православный праздник Троицы отмечается спустя 50 дней после церковного праздника Пасхи. Он отмечается в воскресение. Также соответственно праздник называется Пятидесятницей. Считается, что в этот день произошло сошествие Святого духа. В этот день не рекомендуется тяжелая работа, лучше посетить церковь, посвятить время семье и духовному развитию.

Троица. Иконы

Одним из первых в иконографии Троицы появился сюжет о явлении трех Ангелов Аврааму («Гостеприимство Авраама»), изложенный в восемнадцатой главе библейской книги Бытия. Он повествует о том, как праотец Авраам, родоначальник избранного народа, встретил у дубравы Мамре трех таинственных странников (в следующей главе они были названы ангелами). Во время трапезы в доме Авраама ему было дано обетование о грядущем чудесном рождении сына Исаака. По воле Бога, от Авраама должен был произойти «народ великий и сильный», в котором «благословятся… все народы земли».

Во втором тысячелетии возникает обычай дописывать сюжет «Гостеприимство Авраама» словами «Святая Троица»: такая надпись имеется на одной из миниатюр греческой Псалтыри XI века. На этой миниатюре голова среднего Ангела увенчана крестчатым нимбом: он обращен к зрителю фронтально, тогда как два другие Ангела изображены в трехчетвертном обороте.

Такой же тип изображения встречается на дверях храма Рождества Богородицы в Суздале (ок. 1230) и на фреске Феофана Грека из новгородского храма Спаса Преображения на Ильине улице. Крестчатый нимб указывает на то, что центральный Ангел отождествляется с Христом.

Известно, что иконографический вариант Троицы без праотцев существовал и до Рублева в византийском искусстве. Но все эти композиции не носят самостоятельного характера. Андрей Рублев не только придает изображению цельный и самостоятельный характер, но делает его законченным богословским текстом. На светлом фоне изображены три ангела, сидящие вокруг стола, на котором стоит чаша. Средний ангел возвышается над остальными, за его спиной изображено древо, за правым ангелом - гора, за левым - палаты. Головы ангелов склонены в молчаливой беседе. Их лики похожи, будто изображен один и тот же лик в трех вариантах. Вся композиция вписана в систему концентрических кругов, которые можно провести по нимбам, по абрисам крыльев, по движению ангельских рук, и все эти круги сходятся в эпицентр иконы, где изображена чаша, а в чаше - голова тельца. Перед нами не просто трапеза, но евхаристическая трапеза, в которой совершается искупительная жертва. Троица Андрея Рублева - это символическое изображение троичности Божества, на что указал уже Стоглавый Собор. Ведь и посещение Авраама тремя Ангелами не было явлением Пресвятой Троицы, а было лишь «пророческим видением этой тайны, которая в течение веков будет постепенно открываться верующей мысли Церкви». В соответствии с этим и в иконе Рублева перед нами предстают не Отец, Сын и Святой Дух, а три Ангела, символизирующие Предвечный Совет трех Лиц Святой Троицы. Символизм рублевской иконы в чем-то сродни символизму раннехристианской живописи, скрывавшей глубокие догматические истины под простыми, но духовно значимыми символами.


Троицкие храмы на Руси

Один из первых храмов на Руси был посвящен Троице. Его построила княгиня Ольга на своей родине, в Пскове. Деревянный храм, возведенный в X веке, простоял около 200 лет. Второй храм был каменным. По преданию, его заложил в 1138 году святой благоверный князь Всеволод (в крещении Гавриил). В XIV веке свод храма обрушился и на его основании возвели новый собор. Но до нашего времени и он не сохранился - сильно пострадал в 1609 году во время пожара. До настоящего времени сохранился четвертый собор, построенный на том же месте и по-прежнему носящий название Свято-Троицкого.

Собор Василия Блаженного, что на Красной площади в Москве, построен на месте Троицкого храма, возле которого стояло еще семь деревянных церквей - в память казанских побед освящены они были во имя тех праздников и памятей святых, когда происходили решающие сражения. В 1555-61 гг. на месте этих храмов был построен один каменный - девятипрестольный. Центральный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а один из приделов посвятили Троице. До XVII века собор так и носил народное название Троицкого.

Пресвятой Троице посвящен и самый знаменитый русский монастырь - Троице-Сергиева Лавра . Поселившись на Маковце в 1337 году, преподобный Сергий построил деревянный храм во имя Святой Троицы . В 1422 году на месте прежнего деревянного храма ученик преподобного Сергия, игумен Никон, заложил каменный Троицкий собор. При его строительстве были обретены мощи преподобного Сергия. Расписывали собор знаменитые мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса был написан знаменитый образ Троицы ветхозаветной.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Марков монастырь в Витебске. Основание Маркова монастыря предположительно относится к XIV–XV векам. Существует легенда об основателе монастыря - некоем Марке, который уединился на принадлежащем ему участке земли и построил там часовню. Вскоре к нему присоединялись единомышленники по духу. Монастырь существовал до 1576 года, после был упразднен, а Троицкий храм превращен в приходской. Монастырь возобновлен в 1633 году князем Львом Огинским, в 1920 году закрыт. На его территории долгое время размещалась милиция и другие учреждения. Все здания, кроме Свято-Казанской церкви, были разрушены (в том числе Троицкий собор - один из лучших образцов деревянного белорусского зодчества). Казанская церковь в период Великой Отечественной войны была повреждена, однако затем частично восстановлена. Это единственная церковь в Витебске, которая в послевоенные годы не закрывалась. Главный престол храма освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а боковой придел - в честь св. Сергия Радонежского. Монастырь возрожден в 2000 году.

В честь святой Троицы был основан Свято-Троицкий (Тройчанский) монастырь в г. Слуцке (Белоруссия). Время основания Свято-Троицкого монастыря неизвестно. Первое упоминание о нем датируется 1445 годом. Стоял монастырь близ города, ниже по течению реки Случь. Вокруг монастыря стали селиться люди, образовалось предместье Тройчаны, а улица от города к монастырю стала зваться Тройчанской. Монастырь имел грамоту польского короля, подтверждавшую его православный статут. С 1560 года при монастыре существует духовная школа, в которой изучались богословие, риторика, славянская и греческая грамматики. Известно и о маленькой библиотеке монастыря: в 1494 году было 45 книг. В 1571 году настоятелем монастыря был архимандрит Михаил Рагоза (ум. 1599 г.), будущий киевский митрополит. При монастыре открывается православная семинария, которой руководил до 1575 года бывший игумен Троице-Сергиевой лавры Артемий (? - начало 1570-х г.). В начале XVII века семинарии уже не было. Снова она возникает в XVIII веке. В Первую Мировую войну в монастыре был лазарет. Летом 1917 года строения монастыря, где жило 13 монахов и 13 послушников, передано Белорусской гимназии, настоятель, архимандрит Афанасий Вечерко, выслан. 21 февраля 1930 года монастырь закрыли, реликвии были переданы в музеи. Окончательно монастырские постройки разрушены в 1950-е годы. Впоследствии на его месте находился военный городок. В 1994 году на месте обители установлен памятный крест.

В 1414 году на берегу реки Нурмы, неподалеку от ее впадения в Обнору, на территории современного Грязовецкого района Вологодской области был основан Троицкий Павло-Обнорский монастырь. Основателем обители являлся ученик преподобного Сергия Радонежского - Павел Обнорский (1317–1429 гг.). В 1489 году монастырь получил от Великого князя Ивана III грамоту о наделении монастыря лесом, деревнями и освобождении от податей. Привилегии монастыря были впоследствии закреплены Василием III, Иваном IV Грозным и их преемниками. В монастыре строится соборный храм Троицы (1505–1516 годы). В середине XIX века в монастыре проживало 12 монахов. В 1909 году монастырь пострадал от сильного пожара. В огне расплавился крест, полученный преподобным Павлом от Сергия Радонежского. Перед революцией в монастыре проживало около 80 насельников. Монастырь закрыт в 1924 году по решению Грязовецкого уездного исполкома РКП(б). В 1920–30-е годы были разрушены Троицкий собор с прилегающими храмовыми постройками, колокольня и ограда. На территории монастыря размещались опытная педагогическая станция, школа, детский дом. В 1945 году открылся детский санаторий, затем областная санаторно-лесная школа. Возвращен РПЦ в 1994 году.

Во имя святой Троицы освящен Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь. Расположен в селе Ульяново Усть-Куломского района Республики Коми. По преданию, обитель была основана в 1385 году святителем Стефаном Пермским (1340-е гг. - 1396 гг.) с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало недолго. По местным легендам, Ульяновский монастырь был назван в честь девушки Ульянии, которая, не желая попасть в руки врагу, решила утопиться в реке. Напротив этого места был построен монастырь. В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор, большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми. В 1994 году монастырь был передан РПЦ.

Во имя святой Троицы был основан Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в г. Костроме. Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году, но основан, возможно, был гораздо раньше. Согласно общепринятой версии, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите (ок. 1283/ 1288 - 1340/1341 гг.) и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божьей Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским (ум. 325/326 гг.), результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными. После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. В этот период происходит бурное развитие монастыря. После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его ценности национализированы. На территории обители долгие годы располагался музей, часть экспозиции которого находится там и ныне. В 2005 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был основан Стефано-Махрищский Свято-Троицкий монастырь. Расположен на реке Молокча в селе Махра Александровского района Владимирской области. Основан в XIV веке Стефаном Махрищским (ум. 14 июля 1406 г.) как мужской монастырь. С 1615 до 1920-х был приписан к Троице-Сергиевой лавре. Закрыт в 1922 году. Вновь открыт в 1995 году как женский монастырь.

Во имя святой Троицы в 1520 году был основан Троицкий Антониево-Сийский монастырь. Основал обитель преподобный Антоний Сийский (1477–1556 гг.). В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас - в РГАДА). Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. В 1992 году монастырь передан РПЦ.

Во имя Троицы был освящен монастырь в Астрахани. История Троицкого монастыря в Астрахани начинается с 1568 года, когда царь Иоанн Грозный, посылая сюда игумена Кирила, повелел ему устроить в городе «Николы Чудотворца монастырь общий». К 1573 году игуменом Кирилом были выстроены: «храм Живоначальной Троицы, к которому была прирублена трапеза о шести сажень, да келарская о трех саженях, 12 келий, две погребицы с сушилами, глебня и поварня». Все постройки были деревянные. Ко времени кончины игумена Кирила в 1576 году им было выстроено в монастыре еще два деревянных храма: в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и Николы Чудотворца. Сам монастырь, первоначально именуемый Никольским, позже получил название Троицкого, в честь соборного храма Живоначальной Троицы. В 90-х годах XVI века новый игумен Феодосий занялся перестройкой монастыря из деревянного в каменный. 13 сентября 1603 года освящен был новый каменный Троицкий собор. Чуть позже к нему был пристроен придел в честь святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба. Кроме того, при игумене Феодосии были построены: каменная колокольня с храмом святителя Николы Чудотворца под ней и деревянный храм Происхождения Честных Древ Креста Господня с приделом в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В советские годы в обители было устроено архивохранилище, а святыни были преданы поруганию.

Во имя Троицы основан монастырь в г. Муроме Владимирской области. Монастырь основан во второй четверти XVII века (1643 год) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым, по мнению ряда краеведов - на месте так называемого «старого городища», где первоначально в период XI–XIII веков располагался деревянный кафедральный собор в честь святых Бориса и Глеба, а позднее существовал деревянный Свято-Троицкий храм. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1975 году на территорию монастыря был привезен деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского из соседнего Меленковского района, являющийся памятником деревянного зодчества XVIII века. Открыт в 1991 году. Главной святыней обители являются мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, перевезенные из местного музея 19 сентября 1992 года. До 1921 года мощи почивали в городском Рождественском соборе.

Также во имя святой Троицы освящен Александро-Свирский монастырь, Зеленецкий-Троицкий монастырь, Клопский монастырь, Елецкий Троицкий монастырь, Белопесоцкий и Троицкий Болдин монастыри, монастыри в Казани, Свияжске, Калязине, Переславле-Залесском, Тюмени, Чебоксарах и других городах.

В честь святой Троицы основаны обители в Сербии, Грузии, Греции, Палестине, Финляндии, Швеции.

В честь Троицы освящен храм в Великом Новгороде. Храм датируется 1365 годом. Построен по заказу новгородских купцов, торговавших с Югрой (Приуральем). Наибольший ущерб церковь Троицы получила во время Великой Отечественной войны. Наряду с другими памятниками новгородского зодчества была отреставрирована в 1975–1978 годах, хотя фактически работы продолжаются до сих пор.

Также в честь Троицы освящена церковь Духова монастыря в Великом Новгороде. Церковь Троицы с трапезной палатой построена около 1557 года по заказу игумена Ионы. Она расположена почти в центре территории монастыря. На первом этаже трапезной располагались поварня, хлебня и два квасных погреба; на втором этаже - трапезная и келарская. Церковь серьезно пострадала во время шведской оккупации 1611–1617 гг., а также от сильного пожара, случившегося в 1685 году.

Во имя Троицы Живоначальной освящен храм в Москве - в Полях. Впервые упомянут в 1493 году в Воскресенской летописи. В 1565 году была построена каменная церковь. В 1639 году рядом с каменным Троицким храмом с приделами Николы Чудотворца и Бориса и Глеба, выстроенным боярином М. М. Салтыковым (двоюродный брат царя Михаила Федоровича), был выстроен деревянный храм в честь Сергия Радонежского. Церковь Троицы была разрушена в 1934 году. Быстрота сноса не позволила провести детальное исследование памятника архитектуры. На ее месте был разбит сквер, на место трапезной был поставлен памятник первопечатнику Ивану Федорову.

Во имя Троицы освящен храм в Никитниках (Москва). Еще в XVI веке здесь существовала деревянная церковь во имя святого мученика Никиты (ум ок. 372 г.). В 1620-е годы она сгорела, и по заказу жившего рядом ярославского купца Григория Никитникова в 1628–1651 годы был сооружен новый каменный храм во имя святой Троицы. Источники упоминают о строительных работах в 1631–1634 и 1653 годах. Южный придел храма был посвящен Никите Мученику, в него же была перенесена чтимая икона этого святого из сгоревшей церкви. Он служил усыпальницей храмоздателя и членов его семьи. В 1920 году храм был закрыт для богослужений и в 1934 передан в состав Государственного исторического музея. В 1991 храм вернули РПЦ.

Жуковцы Винницкой области. Белокриницкие приходы в Румынии в , с. Пашкань (Румыния) и г. Васлуй также отмечают храмовый праздник.

Община Русской Древлеправославной Церкви в (Румыния) отмечает сегодня храмовый праздник.

Много и поморских храмов посвящены Святой Троице: в

Троица – очень важный праздник для православных христиан. Другое название — День сошествия Святого Духа. Как раз из второго названия и следует, с каким именно событием связан праздник. Явление Святого Духа на землю, которое было предречено Иисусом, как раз и являет собой то, что религиозные люди называют триединство Бога, то есть существование трех Лиц единого по существу Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Православные христиане в это очень верят.

Троица имеет еще и третье название — Пятидесятница. Такое название имеет логичное объяснение: его празднуют на 50-й день после праздника Пасхи. И это не странно, так как многие православные праздники привязаны к Великому Воскресению.

Так как сталой даты у Пасхи нет и дата колеблется каждый год, то и Троица празднуется в разные дни по разному. Тройца в 2018 году выпадает на 27 мая.

История Троицы

Православные христиане полагают, что этот праздник был установлен апостолами, которые были учениками и последователями Иисуса. Попросту говоря, они просто хотели, чтобы люди отмечали 50-й день с даты Воскресения Иисуса и помнили его.

Святое писание объясняет, что в этот день Святой Дух снизошел как раз к этим апостолам, которые к тому моменту в течении ровно пятидесяти дней подряд молились в Сионской горнице, которая, как известно, впоследствии стала первым христианским храмом.

Религиозные люди верят в то, что жизнь апостолов после сошествия Святого Духа: они начали видеть будущие и исцелять, и получили они эти умения, а также знание иностранных языков для того, чтобы они могли проповедовать по всему миру. После того, что случилось, апостолы разошлись по миру, с целью рассказать людям, о жизни Христа и его муках за человеческие грехи.

Что же официального закрепления Троицы, то произошло это в 381 году. Дело было в Константинополе во время II Вселенского собора, на котором учение о Троице и было сформировано в том варианте, в котором мы его знаем. Тогда как раз и приняли решение о триединстве Бога.

А вот славяне начали только после крещения Руси отмечать Троицу.

Традиции праздника Троицы

Так как праздник этот отмечают христиане, то не обходится он без церковной службы. Состоит она из литургии и вечерни.

На Троицу храмы украшены очень красиво: на полу свежескошенная трава, цветами украшены иконы и молодыми веточками.

Дома люди свои тоже любят украшать зеленью, полевыми цветами, веточками. В церквях освящают небольшие самодельные букетики, ветки берез, чтобы потом в своих домах их оставить. Люди верят, что они защищают от зла и дом, и его жителей.

Главным атрибутом праздника является береза, она и есть символ Святого Духа.

В этот день принято собираться с семьей и близкими на застолье или ехать на пикник, накрывали богатые столы, и отдыхают. Есть даже главное блюдо – каравай, которое долгие годы символизирует этот прекрасный светлый праздник.

Раньше этот день отмечали ярко и громко: с гуляниями, вечером пели, танцевали и водили хороводы. И приятно, что такие традиции еще до сих пор живы.

Еще есть одна интересная традиция на Пасху. Принято в этот день свататься. Предки верили, что есть в этот день посвататься, на Покров пожениться, то жизнь семейная будет очень счастливая.

Каждый год в нашей стране, как и в прочих государствах, населенных православными христианами, летом празднуют Троицу. В этот день принято украшать дома и храмы зеленью, с ним связано множество поверий и народных обычаев, уходящих корнями в незапамятные времена.

Святая Троица – одно из основных понятий христианского вероучения, поэтому праздник Троицы в христианском мире стоит в одном ряду с такими важными праздниками, как Пасха и Рождество. Отмечается он с 381 года — с того момента, когда на Константинопольском церковном соборе было утверждено учение о трех ипостасях Бога: Отце, Сыне и Святом Духе.

В Евангелии рассказывается, что на пятидесятый день со дня Воскресения Спасителя на Его учеников снизошел Святой Дух в виде огненных языков, и они тут же принялись проповедовать на разных языках, которых ранее не знали, учение Христа. С этого дня миру был явлен Господь во всей его полноте триединства, поэтому праздник в честь явления Святого Духа называется Троицей.

Православные христиане, как и верующие других христианских конфессий, отмечают Троицу на пятидесятый день после Пасхи. Этот день всегда приходится на воскресенье и является выходным днем. Во многих христианских государствах Троица признана государственным праздником.

Еще одно название праздника — день Пятидесятницы — имеет значительно более древнюю историю, описанную в библейском ветхом Завете. Праздник Пятидесятницы отмечался еще древними евреями в честь того дня, когда пророк Моисей спустился с горы Синай, неся своему народу скрижали Завета с Господом. Это произошло на пятидесятый день после выхода еврейского народа из Египта.

Троицын день считается днем, когда родилась Церковь Христова, поэтому все православные верующие отмечают его с радостью и весельем. Именно с этого дня Апостолы, до того момента напуганные и таящиеся от людей, преисполнились верой и отвагой, дарованными Духом Святым, и безбоязненно пошли проповедовать учение Спасителя. Только в тот день к ним присоединились около трех тысяч человек.

На Троицу принято украшать свои дома живой зеленью, однако это не обязательно должны быть березовые ветви. На Украине в этот день идут в храм с большими пучками пахучих трав: любистока, шалфея, аира, чабреца и других. После освящения зеленых букетов их ставят за образа и хранят весь год, до следующей Троицы.


Во время болезни кого-то из членов семьи троицкую зелень добавляют в целебное питье, считая, что она помогает от всех хворей.

В среднерусских селах и деревнях на Троицу принято приносить в храм березовые ветви и полевые цветы. Храмы, дома и подворья в этот день обильно украшаются свежей зеленью, пахучей травой посыпается пол в избах. В поселениях Русского севера (Якутии, Приленье) для этого берутся ветви ели, на Юге России – липы или рябины.

Во многих местностях цветы для троицких букетов специально выращиваются заботливыми хозяйками, чтобы к празднику дом выглядел особенно нарядным.

Кроме того, во многих местностях принято в этот день «завивать березу» — заплетать ветви молодой березки в косу, вплетая в нее яркие цветы и ленты. По окончании праздника украшение обязательно расплетают, чтобы дерево «не обиделось».

Связь использования трав и ветвей с празднованием Троицы кроется в совпадении по времени христианского праздника с более древним славянским обычаем – празднованием Семика, дня почитания буйно растущей летней зелени. Народные обычаи, связанные с Троицыным днем, имеют дохристианское происхождение, но за прошедшие столетия они прочно соединились в сознании народа с верой в Спасителя.

В этот день принято плести венки из свежих ароматных трав и цветов, надевая их на головы людям, а порой даже скоту. Среди блюд, которые готовятся к праздничной трапезе, основное место занимает яичница-глазунья, символизирующая животворящее начало Природы.

На праздничную церковную службу все идут нарядные, держа в руках букеты из молодых березовых ветвей, ароматных трав и цветов. Освященная зелень занимает главенствующее место в избе – рядом с образами.

После праздничной трапезы начинается пора гуляний. Центральное место здесь занимает береза: ее ветви «завивают» цветами и лентами, иногда даже наряжают самое красивое дерево в женскую вышитую рубаху. Вокруг него водят хороводы и поют песни. Заканчивается гуляние трапезой, во время которой березу «угощают» приготовленными яствами.

Принесенный на гулянье праздничный каравай делится между семьями, в которых есть невесты, и его кусочки потом используются в приготовлении свадебного каравая.

Считается, что в этот день нельзя рубить зелень и деревья с использованием железа: можно только рвать и ломать руками. В качестве украшения домов и церквей никогда не используется осина – она считается иудиным деревом. Нежелательны крушина и орешник.

Разумеется, нельзя в день праздника выполнять – сельскохозяйственную или домашнюю, кроме самой необходимой. Шить, прясть, белить и т.д. строго запрещено, особенно в семьях, где есть невесты или беременные. Нельзя в этот день купаться в реке или озере – высока возможность утонуть.

26.05.2007

После великого праздника Пасхи верующие христиане празднуют сошествие Святого Духа - Пятидесятницу. Этот праздник также называют Троица, или Троицын день. Предшествует ему Троицкая родительская суббота, а на следующий день после него - День Святого Духа. Об этом празднике я попросила рассказать отца Бориса КУЛИКОВСКОГО, настоятеля Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Костине:

- Почему День Святой Троицы называют Пятидесятницей?

Праздник Святой Троицы называется Пятидесятницею потому, что сошествие Святого Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Этот праздник заключает в себе двойное торжество: прославление Пресвятой Троицы и особое поклонение Пресвятому Духу, сошедшему на апостолов в виде огненных языков и запечатлевшему Новый вечный Завет Бога с людьми.

- Но если в этот день сошёл Святой Дух, почему праздник называется Троица?

Бог существует в трёх ипостасях, в трёх лицах Святой Троицы: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Святой Дух сошёл на апостолов, и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трёх Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты. Сошествие Святого Духа на учеников Христа знаменует день утверждения Церкви Христа. Церковь занимает локальную область в мире, поражённом грехом. Верующий человек живёт не исключительно в Церкви, но и в миру, где подвергается искушениям, грешит и неизбежно теряет полученную благодать. Но Дух Святой никогда не покидает Церкви. Возвращаясь в своё истинное Отечество, в таинстве покаяния грешник вновь обретает потерянное достоинство воина Христова за счёт всегда присутствующей в Церкви врачующей и очищающей благодати Духа.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам (1Кор.16,8), (Деян.20,16). Святая Церковь возносит общее славословие Пресвятой Троице и внушает нам, чтобы мы воспевали «Безначальнаго Отца, и Собезначальнаго Сына, и Соприсносущнаго и Пресвятаго Духа» - «Троицу Единосущную, Животворящую и Нераздельную».

Приходя в этот день в храм, христиане приносят с собой цветы и ветви берёзы для освящения на службе. Откуда пошёл этот обычай?

Так праздновала Пятидесятницу Церковь Ветхозаветная; так, вероятно, была украшена и Сионская горница в тот благословенный день. На этот обычай могло повлиять и явление Бога в виде трёх странников праотцу Аврааму у дуба Мамврийского, где была куща (шатёр) патриарха. Новозаветная Церковь сохранила эту традицию, присвоив ей новое значение: теперь молодая зелень и цветы не только символизируют приношение Богу начатков возобновляющейся весны, но и саму Церковь Христову, которая процвела, по слову церковного песнопения, яко крин (цветок), а также указывает на обновление людей Духом Святым.

Накануне Троицы, в субботу, совершается заупокойное богослужение. Почему именно в этот день недели поминают усопших?

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому поминовению Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и прочих святых. Суббота же посвящена памяти всех святых, от века почивших. В субботу, означающую по-еврейски «покой», Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир, как совершенных (святых), так и несовершенных, участь которых ещё окончательно не решена. Кроме ежедневных молитв, в году есть отдельные дни, преимущественно посвящённые молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни, в числе которых и Троицкая вселенская родительская суббота.

МОЛИТВА СВЯТОМУ ДУХУ

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Перевод: Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все наполняющий, источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благий, души наша.

Царю – Царь; Утешителю - Утешитель; Душе истины - Дух истины, Дух правды; Иже - Который; Сый - сущий, находящийся; вся исполняяй - все наполняющий; сокровище благих - сокровищница, вместилище всех благ, всякого добра; жизни Подателю - Податель жизни; прииди и вселися - приди и вселись; в ны - в нас; от всякия скверны – от всякой нечистоты, то есть от всяких грехов; Блаже – благой, добрый.

В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы.

сле посещения храма в родительские дни многие идут на кладбище. Как правильно себя вести на могилах усопших?

Да, в такие дни существует традиция после обедни (Литургии) посещать кладбище, чтобы поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с дорогими усопшими. Но обычай оставлять на могилах различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это всё отголоски языческих тризн. В некоторых местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище и оставлять там крашеные яйца и конфеты, как бы символично христосуясь с усопшими. Этого не стоит делать, лучше, мысленно похристосуясь с почившим, самому скушать яйцо. Иначе эту пищу просто расклюют и съедят птицы и собаки, напачкав, вдобавок, на могиле. Большой грех на кладбище, где покоятся близкие, пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для своих усопших близких, - это совершить молитву, хотя бы такую краткую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним Богослужением в Троицын день. Расскажите, пожалуйста, о проявлениях Святого Духа в нашей повседневной жизни.

По учению Спасителя, сама духовная жизнь невозможна без помощи свыше: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3, 5-6). Ещё Спаситель учил о Духе Святом, что Он наставляет христианина в истине, утешает в скорбях, утоляет его духовную жажду (См.: Ин. 16, 13-17; 4, 13-14). Апостол Павел все христианские добродетели именует «плодом Духа», говоря: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23). Часто внутренний духовный рост и совершенствование христианина происходят незаметно для него самого, как Господь объяснил в притче о невидимо растущем семени (Мк. 4, 26-29). О таинственном действии Святого Духа на душу человека Спаситель говорил: «Дух дышит, где хочет, и голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рождённым от Духа» (Ин. 3,8).

Кроме духовных дарований, необходимых каждому христианину в его личной жизни, Святой Дух ещё подаёт отдельным верующим особые дарования, которые нужны для блага Церкви и общества. Об этих особых дарованиях апостол Павел пишет так: «…каждому даётся проявление Духа на пользу. Одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом…иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 7-11). Хотя благодатная сила Духа Святого даётся верующему не по его заслугам, а по милости Божией в результате искупительных страданий Богочеловека, вместе с тем она возрастает в нём по мере его усердия в христианской жизни.

Принято утренние, вечерние и другие молитвы начинать обращением к Святому Духу словами «Царю Небесный…». В этой молитве мы просим Духа Святого обновить в нас Свою благодать. Эта молитва замечательна тем, что она теряется в Великую Субботу, накануне Воскресения Христова, и возвращается истосковавшемуся по ней роду христианскому именно в день Святой Троицы. На торжественном всенощном бдении эта молитва впервые звучит в храме после пятидесяти дней её утраты, причём поёт её с особым вдохновением весь народ.

Беседовала Светлана Носенкова,
Калининградская правда, №56 (17184), 26 мая 2007 года

 


Читайте:



Заливное из языка: пошаговый рецепт с фото

Заливное из языка: пошаговый рецепт с фото

В меню праздничного застолья,зачастую включают заливное из языка. Неопытные хозяйки опасаются браться за подобные кулинарные изыски, считая их...

Пирожки с зеленым луком и яйцом жареные на сковороде

Пирожки с зеленым луком и яйцом жареные на сковороде

На каком тесте можно сделать пирожки? Печеные пирожки лучше всего готовить на дрожжевом тесте, тогда они будут очень мягкими, пышными и долго не...

Пирожки с яйцом и луком жареные на сковороде

Пирожки с яйцом и луком жареные на сковороде

Печем сегодня обалденные пирожки с зеленым луком и яйцом: как у бабушки. Пирожки получаются очень вкусными, мягкими и воздушными. Много начинки,...

К чему снится сушеная рыба девушке

К чему снится сушеная рыба девушке

Зная, к чему снится сушеная рыба, можно только радоваться. Во многих сонниках она считается символом благосклонности судьбы. Все ваши начинания и...

feed-image RSS