Главная - Домашние животные
Сильная молитва Ефрема Сирина — читать и слушать. Молитва Ефрема Сирина: как читать ее дома и в храме? Когда заканчивается молитва ефрема сирина

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина занимает особое место не только в богослужении Святой Четыредесятницы, но и в сердце каждого православного христианина. В сознании многих верующих она не просто олицетворяет собой это спасительное время, но и помогает правильно выстроить образ своей жизни, мыслей и духовных приоритетов, связанных с этим периодом.

Святой Ефрем Сирин жил в IV веке. В юности он вел далеко не самый благочестивый образ жизни, что сильно огорчало его родителей – бедных земледельцев. Вспыльчивый и раздражительный характер Ефрема не мог не довести его до беды. Так вскоре и произошло – его посадили в темницу, обвинив в краже овец. Именно там, в месте, лишенном каких-либо надежд на лучшее будущее, он услышал во сне голос, который призывал его к покаянию и перемене образа жизни. Это удивительное событие так поразило молодого человека, что он, после того как был оправдан и отпущен на свободу, удалился в окрестные горы, где стал подвизаться в качестве отшельника. Духовным руководителем преподобного стал епископ Низибийской Церкви святой Иаков, вместе с которым прп. Ефрем принял участие в I Вселенском Соборе в Никее (325 г.). Когда Низибия была взята персами, прп. Ефрем поселился в монастыре около города Едессы. Здесь он смог увидеть воочию многих великих подвижников, являвшихся живым и наглядным примером живой веры, бесстрастной молитвы и подлинного христианского смирения. Все эти добродетели смог стяжать своим неустанным трудом и Ефрем Сирин, находивший также время и для толкования Священного Писания, составления различных песнопений и молитв, а также для духовного окормления своих многочисленных учеников.

Творческое наследие, оставленное преподобным Ефремом Сириным, продолжает и в наше время учить нас подлинному покаянию, вере и благочестию. Его покаянная великопостная молитва давно уже стала неотъемлемой частью православного богослужения, благодаря удивительному сочетанию простоты ее немногочисленных слов и глубокой мудрости, заключенной в каждом из них. Здесь есть всё, что нужно верующему человеку, вступившему на поприще Великого поста: надежда на милость и помощь Божию в нашей борьбе со своими страстями и греховными наклонностями, а также перечень тех целей, которых нам надлежит достичь, включая умение видеть собственные грехи.

Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина включает в себя три группы прошений, тесно связанных между собой. Это своего рода духовная лестница, взобраться на вершину которой невозможно перешагивая через ступени. Только последовательное соблюдение указанного в молитве порядка действий способно помочь человеку обрести душевную пользу, а не вред.

  1. Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Великий Пост представляет собой период особого труда, связанного с духовной работой над собой и борьбой со своими страстями. Эта работа чрезвычайно сложна, так как требует от нас отказа от привычного образа жизни, связанного не только с ограничениями в еде, но и в отречении от праздных удовольствий. Дискомфорт, связанный с подобными добровольными лишениями, действует различным образом на каждого человека, в зависимости от степени его веры и воцерквленности. Но даже при наличии самой крепкой веры и твердости духа, мы все равно нуждаемся в Божией поддержке. Господь, обращаясь к Своим ученикам, сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 1-5).

Произнося слова молитвы «Господи и Владыко живота моего», мы не только проявляем смирение и предаем себя воле Божией, но и получаем защиту от губительного воздействия падших ангельских сил. В первом послании апостола Петра говорится о том, что мы должны постоянно бодрствовать, так как «диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). А апостол Павел в послании к Ефесянам пишет, что: «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). Одолеть падших ангелов своими силами невозможно, так как любая такая «победа» над ними без Божией помощи является пирровой победой, влекущей за собой самые печальные последствия для человека. Всё, что от нас требуется, – это приложить усилие, а силы нам даст Бог.

Дух праздности

Преподобный Ефрем Сирин ставит праздность на первое место по степени ее опасности для нашего спасения. Духовная лень и небрежность по отношению к собственной душе – очень частое явление, не позволяющее душе человеческой устремиться к Богу. Для своего оправдания праздность всегда находит массу уважительных причин, ведущих к абсолютной расслабленности. В таком состоянии человек уже не может помышлять о чем-либо, кроме суетных развлечений, одурманивающих разум своими мнимыми удовольствиями.

Человек, как бы он ни хотел бездействовать, не сможет этого добиться никогда. Мы призваны Богом творить, так как мы Его образ и подобие. «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», – говорит Господь, обращаясь к иудеям. К этому непрестанному деланию призваны и мы. Но и здесь, как и во многих других случаях, всё, что мы делаем (или не делаем), может быть обращено нами во благо или во вред. Праздность также не может не иметь последствий, причем самых печальных: «Как не засеянная и не насажденная земля производит траву сорную и негодную, так и душа, не упражняемая в добрых делах, а по природе своей непрестанно стремящаяся к деятельности, по необходимости предается злым делам» (Святой Иоанн Златоуст). О том же говорит и преподобный Симеон Новый Богослов, призывая нас:

«Никогда не оставайся совершенно праздным… чтобы праздность не научила тебя всякому злу»

Дух уныния

Святые отцы Церкви называют праздность корнем всех грехов, одним из которых является уныние. По словам святого Иоанна Златоуста, «уныние есть тяжкое мучение душ, некоторая неизреченная мука и наказание, горшее всякого наказания и мучения». Уныние не способно произвести ничего положительного, так как ввергает душу в состояние отчаяния и безнадежности. Эту страсть называют самоубийством души, утратившей возможность видеть Бога и стремиться к Нему. Проявляется уныние либо в виде тоски и скуки, либо в виде лени и безразличия к духовным занятиям. О том, как победить это опасное состояние, можно узнать из поучений святых отцов. Вот лишь некоторые из них:

«К истреблению уныния служит молитва и непрестанное размышление о Боге; размышление же поддерживается воздержанием, а воздержание охраняется телесным трудом» (Прп. Ефрем Сирин).

«Во всяком деле определи себе меру, и не оставляй его прежде, чем кончишь; также молись разумно и усиленно – и дух уныния убежит от тебя» (Прп. Нил Синайский).

«Прилежная молитва есть погибель унынию; а память о последнем Суде рождает усердие» (Прп. Иоанн Лествичник).

Дух любоначалия

Стремление властвовать и управлять другими является неизбежным итогом праздности и уныния. Душа, попавшая под воздействие этих двух страстей, перестает видеть свою ограниченность и греховную ущербность. Вместо того, чтобы заняться собой, она начинает обращать внимание на недостатки других. Вместо того, чтобы вынуть бревно из своего глаза, она, ничего не видя внутри себя, начинает пытаться вынуть сучок из глаза ближнего своего. К чему это может привести, говорит Господь: «Оставьте их: они – слепые, вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). Эти слова Иисуса Христа были обращены к фарисеям и книжникам, любившим председательствовать в синагогах и пиршествах, быть на виду у окружающих.

Праздность, уныние, любоначалие – всё это разные формы проявления эгоизма, когда главным мерилом нашего отношения к людям и к миру выступает не Слово Божие, а собственное Я, со всеми его эгоцентричными проявлениями. Когда апостолы по дороге в Капернаум стали спорить о том, кто из них больше, Господь, «призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Управлять другими – тяжкий труд, требующий не только знаний и опыта, но и внутренней чистоты:

«Когда я не умею владеть собой, когда во мне нет духа самообладания, духа кротости, святыни, любви и правды, тогда я плохой управитель. Когда играют мной всякие страсти, лучше мне не браться управлять другими, чтобы не причинить большего вреда себе и им» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Дух празднословия

Празднословие в наше время воспринимается скорее как нечто положительное, ведь никто так высоко не ценится, особенно за столом, как человек, способный остроумно и витиевато говорить. Он душа компании, ее центральная фигура. И не важно, что за всем этим потоком слов скрывается осуждение, пренебрежение к жизни обсуждаемых людей или явлений. Главное – это не промолчать, а блеснуть перед всеми своим красноречием. Празднословие тесно связано с любоначалием, так как желание властвовать над другими невозможно без проведения назидательных бесед. За всеми этими оборотами речи скрывается тщеславие, получающее несказанную радость от возможности поучать и наставлять, особенно когда дело касается не каких-то житейских проблем, а именно вопросов внутреннего устроения человека. Апостол Иаков призывает немногих становится учителями, так как они подвергнутся большему осуждению: «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2). В этом же послании содержатся другие, не менее важные слова, позволяющие нам правильно определить степень нашего духовного состояния. «Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?» (Иак. 3, 10-11). Святой Иоанн Златоуст призывает нас больше денег беречь слова:

«Язык, если обуздаешь его и выучишь ходить ровно, то будет как царский конь, на который садится царь, а если оставишь необузданным, то будет колесницей диавола и демонов»

  1. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Если первая часть молитвы преподобного Ефрема Сирина касается страстей, с которыми нам предстоит вести борьбу, то во второй части перечисляются те добродетели, которые должны занять их место. Этот момент очень важен, так как грех, чтобы он впредь не давал знать о себе, необходимо не просто искоренить, но и наполнить освободившееся от него место новым содержанием. В Евангелии от Матфея есть притча злом духе, который, выйдя из человека, отправляется скитаться по безводным местам в поисках покоя. Не найдя его, он возвращается в свой прежний дом. «И, придя, находит его незанятым и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого «Мф. 12, 43-45).

Целомудрие

Целомудрие – добродетель, подразумевающая под собой нравственную и телесную чистоту, благоразумие, девственность и непорочность. Целомудренная жизнь в наши дни кажется невыполнимой задачей, особенно в свете той пропаганды вседозволенности и распущенности, которая демонстрируется с экранов телевизоров, в средствах массовой информации, интернете. Непорочность воспринимается скорее как недостаток, который способен вызвать насмешки со стороны окружающих. Слова Христа о том, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней, воспринимаются современным поколением в штыки: «Как я могу связать свою судьбу с одним человеком, если я не знаю, подходит ли он мне? Мне надо сначала попробовать построить свои отношения с ним, а если не получится, то со вторым или третьим…» Ответить на подобные рассуждения можно словами Иоанна Златоуста, сказавшего, что «от целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ».

Нравственная и телесная чистота была, есть и будет тем нравственным ориентиром, который не позволит нам превратиться в безрассудных животных, думающих только о плотских утехах. Святой Иоанн Златоуст считает целомудрие небесным приобретением, уделом ангелов и даром Божиим. А преподобный Ефрем Сирин поучает нас, что целомудрие состоит не в том только, чтобы воздерживаться от блуда и от плотских удовольствий, но чтобы быть свободным и от прочих страстей.

Смиренномудрие

Смиренномудрие заключается в осознании своего несовершенства и недостоинства перед Богом и людьми. Достичь подобного отношения к окружающим можно будет, если прислушаться к словам преподобного Антония Великого: «Того, кто слабей тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве».

Смиренномудрие представляет собой одну из сторон такой добродетели, как смирение. В чем разница между смирением и смиренномудрием, хорошо объясняет святитель Игнатий Брянчанинов:

«Смиренномудрие есть образ мыслей, заимствованных из Евангелия, от Христа. Смирение есть залог сердечный, соответствующий смиренномудрию. Сначала должно приобучаться к смиренномудрию; по мере упражнения в смиренномудрии душа приобретает смирение, потому что состояние сердца всегда зависит от мыслей, усвоившихся уму»

Человек, приобретший смиренномудрие, не осуждает других, не клевещет, не превозносится, не празднословит и избегает пустых разговоров, не ищет своей выгоды, с радостью переносит обиды, никого не огорчает и не обманывает.

Терпение

Терпение является решающим фактором не только в духовной, но и в мирской жизни. Без него невозможно добиться результатов ни в спорте, ни в учебе, ни в любой иной сфере человеческой деятельности. Христианин, сумевший стяжать эту добродетель, подобен несокрушимой скале, находящейся посреди бушующего моря страстей и соблазнов. Выстоять в этом море искушений можно лишь научившись терпеть все те испытания, через которые нам душеспасительно будет пройти. Главное здесь научиться своей любовью покрывать немощи окружающих, а не свои собственные. Терпеливое отношение к проступкам других служит нам во благо, а терпеливое отношение к собственным грехам ведет к разрушению и гибели. Ничто так не пристыжает делающих зло, говорит святой Иоанн Златоуст, как наше терпение. Когда мы в ответ на наносимые обиды и оскорбления не мстим ни словом, ни делом, мы становимся мудрее, принося таким образом награду не только себе, но и пользу нашим недоброжелателям.

«Терпи скорби, потому что в них, как розы в терниях, зарождаются и созревают добродетели» (прп. Нил Синайский).

Любовь

Святой Василий Великий говорит, что имеющий любовь имеет в себе Бога. Бог есть Любовь, и мы, будучи озарены этой любовью, призваны не просто пребывать в ней, но и постоянно возрастать. Этот рост невозможен, как бы нам этого ни хотелось, без испытаний. Именно через многочисленные трудности, проблемы, немощи телесные и душевные, мы очищаем нашу любовь от примеси эгоизма, делая ее свободной и чистой. «У любви два примечательных свойства: скорбеть и мучиться о том, что любимый терпит вред, а также радоваться и трудиться о пользе его» (Святой Василий Великий). Плотская страстная любовь, сумевшая перерасти в любовь духовную, способна возжечь в душе благодатный огонь, который уничтожить в ней все сухое и бесчувственное, сделав душу «некоторою широкою и тучною пашней, способной к принятию божественных семян» (Святой Иоанн Златоуст). Если мы все же ощущаем в себе недостаток любви или ее полное отсутствие, то это не повод для уныния и ничегонеделания. В таком случае Церковь призывает нас делать дела любви, которые, рано или поздно, растопят окаменевшее сердце и зародят в нем настоящую любовь.

  1. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Третья часть покаянной молитвы преподобного Ефрема Сирина касается нашего внутреннего устроения. Мы просим здесь Бога даровать нам возможность видения собственных грехов. Без Божией помощи достичь этой цели крайне сложно, так как наш ум, помраченный грехом, направлен прежде всего на недостатки наших ближних. Такая позиция вполне понятна и удобна, так как позволяет выставлять себя в более выгодном свете, по сравнению с другими людьми. Фарисей, молившийся в храме рядом с мытарем, говорил Богу такие слова: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18, 11). Преподобный Антоний Великий, учил своих учеников:

«Невеликое чудо – увидеть ангелов, великое чудо – увидеть собственные грехи»

Видение своих грехов – лучшее лекарство от осуждения. Когда ко Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, Он сказал пришедшим с ней книжникам, фарисеям и простым людям: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших и до последних; и остался один Иисус и женщина, стоявшая посреди» (Ин. 8, 2-11). Другой, не менее действенный способ борьбы с осуждением – это сострадание: «Пожалей – и не осудишь». Именно этого принципа придерживались в своей жизни многие подвижники, включая святого Силуана Афонского. Он никогда никого не осуждал, всегда пытаясь найти оправдание всякому грешнику, приходящему к нему за помощью. Другой момент, о котором также не стоит забывать, связан с поговоркой: «В чем кого осудишь – в том и сам побудешь». Справедливость этой поговорки не раз уже успели проверить на себе многие из нас.

Правила чтения молитвы преподобного Ефрема Сирина

Чтение великопостной молитвы Ефрема Сирина начинается с вечера вторника сырной седмицы. Молитва состоит из трех частей, после прочтения каждой из них полагается совершить по одному земному поклону. После третьего земного поклона, поднявшись на ноги, верующие совершают 12 поясных поклонов, сопровождая их словами «Боже, очисти мя, грешного». Вслед за последним поясным поклоном молитва читается полностью, а затем следует еще один земной поклон. Поясные и земные поклоны сопровождают молитву, чтобы всЁ наше человеческое естество принимало участие в молитвенном делании, так же, как оно проявляет себя обычно в повседневной жизни.

Согласно Уставу, молитва «Господи и Владыко живота моего» читается на протяжении всего Великого поста, за исключением суббот и воскресений. Последний раз молитва Ефрема Сирина произносится в Страстную Среду.

Вконтакте

св. Ефрем Сирин

Моли тва Ефре ма Си рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста:

«Господи и Владыка живота моего,

При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва, после которой кладется один земной поклон.

Эта молитва читается в храме на часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило.
В…

Великим постом каждый день – с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Вот текст этой молитвы:

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Молитва Ефрема Сирина

Эта молитва читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При…

Молитва Ефрема Сирина

Текст, переводы + обои для рабочего стола

Молитва Ефрема Сирина читается на богослужениях суточного круга в течение Великого Поста до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома. Творят ее таким образом:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (земной поклон)

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную. (12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

О молитве св. Ефрема Сирина можно сказать, что она лучше всего, проще и короче всего выражает смысл и дух того, что христиане вот уже столетиями называют Великим Постом. Молитва эта повторяется в конце каждого великопостного богослужения: верующие читают ее дома, в частной своей молитве. (Протопресвитер Александр Шмеман.)

О Ефреме Сирине.

Преподобный Ефрем Сирин – христианский поэт, богослов, великий учитель покаяния, молитвенник, проповедник. Родился Ефрем Сирин в начале IV века в Месопотамии. В бедной христианской семье.
Ефрем Сирин — широко образованный человек своего времени. Владел ивритом, имел широкие познания в географии и этнографии Палестины, придает особую ценность его толкованиям Святого Писания. Число сочинений Ефрема Сирина достигало 1000, не считая составленных им молитв, стихотворений, излагавших церковное учение. Многие стихотворения были положены на народные напевы.
Преподобный Ефрем Сирин учил, что прощение…

Господи и Владыко живота моего!

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков

Боже, очисти мя, грешного (12 раз)

Молитва Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего

Молитва Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего

Молитва Ефрема Сирина - покаянная молитва, написана святым Ефремом Сирином, читаемая по православному церковному уставу на богослужениях суточного круга в течение Великого Поста до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.

О молитве Ефрема Сирина

Эта молитва, принадлежащая по преданию преподобному Ефрему Сирину, особенно выделяется среди всех…

Молитва святого Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Боже, очисти мя грешнаго.

Перевод молитвы преп. Ефрема Сирина:

1) Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(Господи и Владыка жизни моей! не дай мне склонности к праздности — лени, унынию — безнадежности, властолюбию и пустословию.

Празднословие — произношение пустых слов (пустословие), а также произношение дурных и бранных слов).

2) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и…

Великий Пост - это период воздержания от привычных удовольствий, к которым привык православный христианин. К числу удовольствий Православная Церковь относит не только еду, но и развлечения - духовные и телесные.

В чем смысл поста?

Если бы смысл этой христианской традиции заключался только в пищевых ограничениях, то пост мало чем отличался бы от обычной диеты. Считается, что только в состоянии сдерживания телесных потребностей человек становится особенно восприимчивым к духовной работе над собой, поэтому пост - это период воздержания и покаяния. А покаяние немыслимо без чтения молитвы. Какие молитвы читать в пост? Наиболее известные великопостные молитвы и молитвословы — «На всякое прошение души», покаянный канон святого Андрея Критского. Наиболее известна и почитаема молитва Ефрема Сирина в Великий пост, ее читают во всех церквях и в домах верующих христиан на протяжении всего поста.

Молитвочтение во время поста

Известный святитель Феофан…

В Великий Пост во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

Св. Ефрем Сирин, сын земледельца из города Низибии в Месопотамии, жил в IV веке, будучи в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание и вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии. Св. Ефрем умер в 373 г. в сане диакона.

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю,
даруй ми…

Ее читают и в храмах, и в домах на протяжении всего поста. И объяснена эта молитва, казалось бы, глубоко и подробно. Но суть святых вещей, суть слов, рожденных Святым Духом, такова, что от умноженных усилий по изучению и истолкованию открываются новые оттенки и грани смысла. Этот труд не несет усталости, наоборот, укрепляет труженика, радует и указывает дальнейший путь.

Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение»

Это может показаться назойливым напоминанием, но скажем еще раз о том, что пост – это духовная борьба, а не гастрономическое явление. Один дух,…

Молитва Ефрема Сирина – молитвословие, сопровождаемое земными поклонами, которое читается за седмичными (то есть будничными) богослужениями Великого поста.

Традиционно считается произведением прп. Ефрема Сирина (ок. 306-373, богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви).

Богослужение, совершаемое египетскими монахами IV-V вв., состояло из чтения или пения псалмов, перемежавшихся безмолвной молитвой монахов с воздетыми руками, и заканчивалось поклонами.

К этой традиции восходит и образ чтения Молитвы Ефрема Сирина. В практике Русской Православной Церкви эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся, что объясняется недостаточным знанием ее прихожанами; воздеяние рук совершается только священником (или в ряде епархий не совершается вовсе).

В греческих Церквах…

Сегодня на вечерней службе в храмах начинают читать молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Значит ли это, что Великий Пост уже наступил? Нет. О литургическом месте, смысле и поэтике великопостной молитвы расказывают ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.

Молитва прп. Ефрема Сирина:
Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

Греческий текст:

ВЕЛИКОПОСТНОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ
НА МОЛИТВУ ЕФРЕМА СИРИНА.

Приводится полный текст «Молитвы Ефрема Сирина», объясняются церковно-славянские слова, даются пояснения и размышления по поводу этой молитвы. В конце находится Библиография.

Великий Пост, это радостный период нашей жизни, так как в это время мы очищаем себя от греха. В это время, в церкви и дома, во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. По церковному уставу она читается на часах и во всю святую Четыредесятницу, кроме субботы и воскресенья .

В Богословском Энциклопедическом Словаре о св. Ефреме Сирине, есть следующая заметка: «Св. Ефрем Сирин, сын земледельца из города Низибии в Месопотамии, он жил в IV веке, будучи в юношестве безрасудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, здесь прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову…

Великим Постом читают самую известную покаянную молитву Церкви – молитву Ефрема Сирина. О чем мы в ней просим?

Молитва Ефрема Сирина

Фото с сайта pravmir.ru

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Господь и Владыка жизни моей! Не дай мне духа праздности, уныния, желания начальствовать и пустословить.

Напротив, одари меня, раба Твоего, духом целомудрия, смирения, терпения и любви.

О, Господь и Царь! Дай мне видеть свои грехопадения и не осуждать брата моего; ибо Ты прославлен до скончания веков.

О чем мы просим?

Молитва Ефрема Сирина – это молитва покаяния. В ней перечислены самые главные грехи, которые нам мешают каяться, и самые главные…

Возлюби прекраснейший пост - дело досточестное и богоугодное. Пост - колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост - доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост - оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост - доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост - матерь здравия. Пост - наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно, и душа драгоценна…

Преподобный Ефрем Сирин

Великопостная молитва Ефрема Сирина

Великим постом каждый день - с вечера воскресенья по пятницу читается

удивительная молитва Ефрема Сирина

Небольшая молитва христианского святого IV века Ефрема Сирина является символом Великого поста.

Она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв…

Православная литература в формате WORD (.doc) и духовная музыка — Великий пост / Молитва Ефрема Сирина

О молитве Ефрема Сирина

Эта молитва, принадлежащая по преданию преподобному Ефрему Сирину, особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Великого поста. Ее наиболее часто читают в храме и вся Церковь преклоняет колени перед Владыкой и Господом в усердном молении.

Прежде чем идти к цели, надо ее себе уяснить, надо понять и то, что же нам мешает вступить на путь обращения к Богу.

Основной наш недуг — праздность. Это и наша лень, небрежность, нерадение. Мы привыкли считать, что это, хотя и грех, но не очень страшный. Кажется, стоит захотеть — и всё будет, как надо. Вся беда в том, что чем дальше, тем меньше желания и сил повернуть все по-другому. Странная лень тянет вниз, пропадает всякое желание себя приневолить, заставить вопреки всему сдвинуться с мертвой точки. Кажется, это уже невозможно, а раз так, то чего же и стараться?

Праздность -…

Молитва Ефрема Сирина – великопостная покаянная молитва, сопровождаемая земными поклонами и читаемая, согласно церковному уставу, на богослужениях суточного круга, начиная со среды и пятницы Сырной седмицы, ежедневно с наступлением Великого поста в будничные дни (кроме субботы и воскресенья) до Великой среды Страстной седмицы.

Молитва составлена преподобным Ефремом Сириным (ок. 306–373, богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви).

Богослужение, совершаемое египетскими монахами IV–V вв., состояло из чтения или пения псалмов, перемежавшихся безмолвной молитвой монахов с воздетыми руками, и заканчивалось поклонами.

К этой традиции восходит и образ чтения молитвы Ефрема Сирина. В практике Русской Православной Церкви эта молитва читается священником вслух в присутствии молящихся,…

прот. Александр Мень
  • свт.
  • архим. Кирилл (Павлов)
  • свт.
  • В. Cтароверов
  • свящ. Ф. Людоговский и О. Седакова
  • свящ. Михаил Желтов
  • Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная , составленная в IV в. преподобным (сирийцем), которая читается на Великого :

    Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

    В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше - Сверхъестественным .

    До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

    Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

    Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями. Тогда виновник не понёс наказания.

    Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

    После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

    В дни её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

    Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

    Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны. Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

    В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

    Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

    В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, ? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ? Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема, если воспринимать их с грубой буквальностью.
    Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (), абсолютное , и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.
    Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.
    В Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение . Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.
    Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (), ненавидит зло ().
    Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?
    Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру (см.: подробнее: ).
    Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.
    Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.
    При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.
    В этом же смысле следует понимать и известное прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

    См. в нашей библиотеке.

    Молитва Ефрема Сирина является очень сильной и ее читают в церквях во время Великого поста. Использовать ее могут все люди, которые хотят встать на праведный путь и избавиться от греховных наклонностей. Важно понимать каждое слово, в противном случае молитва будет бесполезной.

    Кто такой святой Ефрем Сирин?

    Христианский богослов и поэт Ефрем Сирин был канонизирован в лике преподобных. В православной церкви его вспоминают 28 января, а в католической – 9 июня. В юношестве он был грубым, злым, в общем, все его поступки были ужасными. Однажды его обвинили в краже стада овец и посадили в тюрьму. Ночью он услышал голос, который приказал ему измениться, и тогда Ефрем дал обет посвятить всю свою оставшуюся жизнь покаянию.

    Преподобный Ефрем Сирин писал сочинения, которые переплетаются не только с произведениями христианских ученых, языческой мифологией и другими направлениями. Большую часть сочинений составляют проповеди и пророчества, которые в большей степени являются нравоучительными. Он рассказывает о покаянии, борьбе со страстями, смерти, и других важных религиозных фактах. Известна молитва Ефрема Сирина, которая помогает человеку вымолить прощение и встать на праведный путь.

    Молитвы Ефрема Сирина на каждый день

    Молитвенные тексты обладают огромной силой, способной творить чудеса, но только если их правильно произносить. Читается молитва Ефрема Сирина, с учетом некоторых правил:

    1. Каждое слово должно произноситься осмысленно, поэтому, если что-то является непонятным лучше предварительно посмотреть значение.
    2. Слезные молитвы Ефрема Сирина должны читаться от чистого сердца и с непоколебимой верой в Господа и его могущество.
    3. Произносить текст нужно медленно, но без запинок. Если его сложно выучить наизусть, тогда перепишите его на бумагу и читайте.
    4. Молитва Сирина должна произноситься в одиночестве дома или в церкви. Важно, чтобы ничего не отвлекало от процесса.

    Молитва Ефрема Сирина в Великий пост

    Святой написал молитву в 4 веке, объединив в ней все важные положительные и отрицательные качества людей. Молитва Ефрема Сирина «Владыка живота моего» является очень сильной и важной, поэтому ее в церкви читает священник, стоя лицом к Царским воротам. Произносят молитвенный текст в течение всего Великого поста за исключением суббот и воскресений. Последний раз молитва Ефрема Сирина повторяется в Страстную среду. После каждого прочтения молитвы необходимо делать поклон и это означает, что человек должен восстановиться в вере и телом, и душой, иначе вернуться к Богу не получится.


    Покаянная молитва Ефрема Сирина

    В текст молитвенного обращения входит всего несколько десятков слов, которые описывают основные положения, необходимые для того, чтобы раскаяться в своих грехах и прийти к Господу. Молитва преподобного Ефрема Сирина, представленная выше, помогает человеку выбрать для себя правильный путь, чтобы избавиться от оков темных сил. Произносить ее можно не только в Великий пост, но и при желании покаяться. Чтобы понять, смысл молитвы Ефрема Сирина, необходимо рассмотреть представленные человеческие качества.

    1. Праздность . Лень является спутником огромного количества людей, которые проживают свою жизнь зря. Каждый человек получил от Бога таланты и знания, которые он должен использовать во благо людям. Праздность считается главной причиной грехов, поскольку она расслабляет тело и душу человека, делая его уязвимым.
    2. Уныние . Возникает состояние, как следствие праздности. Человек перестает делать добрые дела и интересоваться окружающим миром, и ситуация постоянно усугубляется.
    3. Любоначалие . Под этим словом понимают любовь к власти, которая может проявляться в семье, на работе и дружбе и так далее. Любоначалие появляется из-за лени и уныния, которые влияют на отношение к жизни, и появляется желание властвовать.
    4. Празднословие . С каждый годом общество становится более озлобленным, используя разные осуждения и оскорбления. Греховными считаются пустые и бранные слова.
    5. Целомудрие . Верующие люди должны духовно контролировать себя, причем не только поступки, но и эмоции. Большое значение имеет нравственная чистота в словах и мыслях.
    6. Смиренномудрие . Это одно из первых следствий целомудрия, когда человек начинает понимать, что он ничем не лучше других.
    7. Терпение . Когда люди а, то они начинают проявлять в жизни нетерпимость по отношению к другим. Благодаря терпению можно научиться ждать и надеяться.
    8. Любовь . Это главный дар человечества. Благодаря этому качеству человек становится милостивым и учится прощать окружающих. Только через любовь можно приблизиться к Господу.

    Молитва на похудение Ефрему Сирину

    В современном мире огромное количество людей живет по принципу – жить для еды, но те, кто верует в Господа, должны выбирать другой путь – есть для того, чтобы жить. Все чаще при выборе пищи человек становится прихотливым, да и пост соблюдают единицы. Увлечение едой часто становится причиной лишнего веса и избавиться от любви вкусно поесть очень сложно. Молитва святого Ефрема Сирина поможет понять, что еда является лишь средством для поддержания сил и жизни. Ее текст представлен выше.

    Молитва Ефрема Сирина для детей

    Многие священные тексты являются непонятными для молодого поколения, поэтому им важно предоставить некую расшифровку с объяснениями. Краткая молитва Ефрема Сирина может произноситься ребенком своими словами, главное, чтобы они передавали суть оригинального текста. Молитва была поэтически пересказана А.С. Пушкиным в стихотворении «Отцы пустынники и жены непорочны». Смысл главной покаянной молитвы Сирина выглядит так:


    Молитва Ефрему Сирину от гнева

    В христианстве гнев считается одним из самых больших пороков человека. Его называют «болезнью», как в физическом, так и в духовном плане. Когда человек испытывает приступы гнева, он отдаляется от Бога и приближается к . В таких ситуациях поможет молитва Ефрема Сирина от гнева, которая успокаивает и учит по-другому выражать свои эмоции. Лучше всего произносить ее ежедневно, а еще в сложных ситуациях, когда раздражение достигает пика.


    Молитва за обидящих Ефрема Сирина

    Считается, что когда человек начинает молиться за людей, которые принесли ему вред, то он готов вступить в Царство Господа. Многие священнослужители во время своей мучительной смерти, просили Бога простить обидчикам их действия. Есть специальная молитва Сирину «О ненавидящих и обидевших нас», которая помогает человеку освободиться от гнева, зла и обиды. Благодаря ей можно не только душевно очиститься, но и защититься от негативного влияния в будущем. Произносить молитву Ефрему Сирину нужно три раза в день ежедневно в течение всей жизни.


    Молитва Ефрема Сирина о празднословии

    Иисус Христос утверждал, что за каждое праздное слово человеку придется ответить на Страшном суде. Празднословие подразумевает употребление матерных слов, а еще обман и клевету. Оно способно уничтожить человека и сбить его с праведного пути, а вот добрые и мудрые слова живут в сердцах людей, давая им благие плоды. Молитвы Ефрема Сирина являются просьбой к Господу, чтобы тот помог уберечься от празднословия.

    Молитва Ефрема Сирина от уныния

    Под словом «уныние» понимают упадок духа, когда человек перестает радоваться жизни и даже теряет ревность о Господе Иисусе Христе. Согласно преданиям все святые подвергались унынию, которое навевал Дьявол, но благодаря своей молитве и посту, они возвращались на праведный путь. Если человек не справится с унынием, то может впасть в депрессию и даже покончить с собой. Существует много причин, которые могут загнать в такое состояние, но средство борьбы в любом случае одно – молитва святому Ефрему Сирину. Читать ее необходимо каждый день.

    Молитва Ефрема Сирина от осуждения

    Намного сложнее увидеть собственную проблему, чем указать на чужую. Многие во всех своих проблемах осуждают окружающих людей. Лесть, превозношение себя над другими, подобострастие, все это уничтожает человека изнутри. Чтобы избавить от этих оков и начать жить с чистого листа, необходимо покаяться. Огромной силой обладает молитва святого Сирина, которую важно читать регулярно, иначе справиться с проблемой не получится.


    Молитва Ефрема Сирина о прощении врага

    Наверное, у каждого человека на разных этапах жизни были недруги, которые стремились разными способам навредить. В большинстве случаев люди реагируют на подобное проявление ответной агрессией, но это неверной путь. Верующий человек должен уметь прощать врагов и отпускать обиду, тогда он будет еще ближе к Господу. Православная молитва Ефрема Сирина читается каждый день, а после произнесения текста, нужно сказать имена своих недругов.


    Сегодня на вечерней службе в храмах начинают читать молитву Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Значит ли это, что Великий Пост уже наступил? Нет. О литургическом месте, смысле и поэтике великопостной молитвы расказывают ведущие рубрики литургической поэзии «НС» священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ и поэт Ольга СЕДАКОВА.

    Молитва прп. Ефрема Сирина:
    Господи и Владыко живота моего,
    дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
    Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
    Ей, Господи, Царю,
    даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
    яко благословен еси во веки веков.
    Аминь.

    Греческий текст:
    Κύριε και Δέσποτα τῆς ζωῆς μου,
    πνεῦμα ἀργίας, περιεργίας, φιλαρχίας και ἀργολογίας μή μοι δῷς·
    Πνεῦμα δὲ σωφροσύνης, ταπεινοφροσύνης, ὑπομονῆς και ἀγάπης χάρισαί μοι τῷ σῷ δούλῳ·
    Ναί, Κύριε βασιλεῦ,
    δώρησαί μοι τὸ ὁρᾶν τὰ ἐμὰ πταίσματα και μὴ κατακρίνειν τὸν ἀδελφόν μου·
    ὅτι εὐλογητὸς εἶ εἰς τοὺς αἰῶνας τῶν αἰώνων.
    ᾿Αμήν.

    Молитва с великим метанием
    Почему великопостную молитву Ефрема Сирина начнают читать в разгар Масленицы?

    Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ:
    - Молитва преподобного Ефрема Сирина († ок. 379 г.; память 28 января / 10 февраля) читается, как обычно говорят, Великим постом. Это верно, но здесь нужно сделать две поправки.

    Во-первых, эта молитва должна возглашаться не только во время Великого поста, но и, согласно уставу, в некоторые дни прочих многодневных постов - а именно в те дни, когда в начале утрени (после шестопсалмия и великой ектении) поется Аллилуия (а не Бог Господь , как это бывает, к примеру, на всенощном бдении под воскресенье).

    Во-вторых, первый раз молитва прп. Ефрема читается еще до наступления Великого поста, в среду и пятницу сырной седмицы. К этой седмице, на которой мы уже не едим мяса, зато каждый день можем угощаться молочными продуктами и яйцами, приурочен русский языческий праздник - масленица.

    Языческий дух масленицы за века изрядно повыветрился, однако и «воцерковить» его тоже не удалось. Судите сами: в то время как мы дружно поедаем блины и устраиваем разнообразные забавы, в храме в среду и пятницу совершаются постовые, по форме и по содержанию, службы.
    В эти два дня не положено литургии (верный признак поста!) и, как и далее в течение всего великопостного периода, читаются ветхозаветные пророчества - и впервые звучит молитва сирийского подвижника.

    С другой стороны, следует отметить, что во все субботы и воскресенья Великого поста молитва преподобного Ефрема Сирина в храме не читается, поскольку эти дни в богослужебном отношении постовыми не являются: в течение всего года по субботам и воскресеньям служится полная (а не преждеосвященная) литургия, причем, за исключением Великой Субботы, совершается она не вечером (как должна по уставу совершаться литургия свт. Григория Двоеслова), а в обычное время, утром - а это как раз указывает на непостовой характер дня.

    Молитва преподобного Ефрема Сирина имеет два вида варианта «исполнения».

    Первый вариант, более полный, выглядит таким образом. Священник выходит на авмон (царские врата закрыты) и, повернувшись к алтарю лицом, произносит: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», - и делает земной поклон (или, как это нередко называется в богослужебных книгах, «великое метание»).

    Далее он читает вторую часть молитвы: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему», - и делает еще один земной поклон. Наконец, читает третью часть, вновь делая поклон: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Одновременно со священником делают поклоны и все прихожане.

    После этого следуют 12 поясных («малых») поклонов, обычно сопровождаемых молитвой «Боже, очисти мя грешнаго!». Далее священик вновь читает молитву прп. Ефрема - на сей раз сразу полностью, делает еще один земной поклон, а хор поет «Аминь» .

    Второй вариант чтения молитвы прп. Ефрема - с тремя земными поклонами, но без поясных и без повторения молитвы в конец.

    До никоновских реформ текст молитвы выглядел несколько иначе: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь».

    При чтении молитвы с 16 поклонами все поклоны были, согласно действовашему тогда уставу, земными. Именно таким образом эта молитва читается и в наши дни у старообрядцев.

    Скромная молитва
    Молитва Ефрема Сирина не просит о мирных и премирных благах, о спасении, о блаженстве, о каких-то особых духовных дарах. Она не просит даже о прощении. Она просит о духовном труде.

    Рассказывает Ольга СЕДАКОВА:
    Перевод греческого текста молитвы.

    - Молитва преп. Ефрема Сирина должна была быть написана на сирийском языке. Сирийского текста не сохранилось. История греческого текста молитвы, его разных списков и церковнославянских переводов - особая область. Изложить ее квалифицированно мог бы тот, кто этим занимался профессионально. Мы ограничиваемся дословным переводом греческого текста и комментариям к отдельным его словам. Читатель заметит, что между церковнославянским переводом и греческим текстом есть некоторые различия.
    Господи и Владыка жизни моей!

    И эта четность, симметричность производит свое действие. Мы чувствуем в этом что-то необычное. Мы привыкли, что в литургических текстах господствует число три (яко Твое есть сила и слава и царство ; примеры можно умножать). Три - формообразующее для храмового искусства число.

    Мы неосознанно ждем троичности в построении молитвенного текста. Но здесь ее не слышно! Я не хочу обращаться к числовой символике, которая, несомненно, важна в храмовом искусстве (и вообще в искусстве Средневековья) - но поиски и толкования которой всегда склоняют к лишним фантазиям.

    Вероятно, достаточно того, что четверка прямее всего отсылает к четырем сторонам света, то есть создает впечатление вселенского пространства. Человек, произносящий одно за другим эти четыре весомейшие слова, чувствует себя как бы в центре, от которого простираются четыре конца света.

    Он просит дать ему измениться так, как если бы он хотел переменить один мир на другой: мир с координатами праздность - уныние - любоначалие - празднословие на мир, «концы» которого целомудрие - смиренномудрие - терпение - любовь . Не углубляясь далее в символику, можно сказать, что построение, в основе которого лежит число три, создает впечатление цельности и собранности, а то, что построено на двух и четырех, - открытости. И эта открытость и заключает в себе, как мне кажется, глубокий образ постного времени.

    Параллельное парное построение, как известно, - свойство библейских текстов. Гимнография отличается более сложными фигурами симметрии: хиазмом, прежде всего. И в нашей молитве есть один простой хиазм - и действие его очень сильно. Это перекрестная синтаксическая фигура.

    Мы условно разделили молитву на две части. Каждая начинается с обращения. Два первых прошения первой части, о которых мы говорили, начинаются перечислениями и кончаются глаголом (не даждь, даруй ). Вторая часть, которая содержит в себе третье прошение, начинается с глагола: даруй .

    И только затем следует предмет просьбы (вновь двойной, как мы говорили: видеть свои прегрешения - и не осуждать брата). Эта перемена мест глагола создает впечатление того, что последнее прошение - как бы финал, нечто еще более значительное, чем первые два. Последнее - и не осуждати брата моего - звучит как предел всех этих молений, как цель тех изменений, о которых просит молящийся.

    Я говорила о том, какой неожиданной силой обладает первое воззвание молитвы, Владыко живота моего. Слово Владыка открывает свой страшный и простой смысл: не мироздание, не ангелы, не небесные воинства - вся моя, вот эта жизнь в Его власти.

    С той же неожиданной силой звучит слово брат в конце молитвы. Привычное по множеству христианских употреблений, слово брат оживает здесь как прямая, несимволическая реальность - брат мой . «Я», о котором мы говорили как о необычном моменте общей молитвы, в конце концов, как свою последнюю цель видит неосуждение другого. И это не просто другой, а брат мой (способность видеть в другом брата - тоже дар и плод духовного труда).

    Если вдуматься, поразительна скромность этой молитвы. Она не просит о мирных и премирных благах, о спасении, о блаженстве, о каких-то особых духовных дарах. Она не просит даже о прощении. Она просит о духовном труде . Высшим даром себе молящийся видит способность различать собственное несовершенство и не выносить приговора другому. Сила и интенсивность прошения дает понять, что собственными силами человек этого достичь не может.

    Как замечает в своем труде о Ефреме Сирине Аверинцев, «магнит, у которого был бы только один полюс, - вещь невозможная». В силе молитвы Ефрема Сирина действует напряжение двух полюсов: космического величия личного, один на один, предстояния перед Владыкой, которое передает весь ритм молитвы, - и почти нечеловеческой скромности желания.

    С.С.Аверинцев противопоставлял риторичности греческой поэзии Византии другой принцип композиции, который он наблюдал в поэзии Ефрема Сирина. Он описал его как логику медитации, то есть вовлеченности в текст, который создается как бы сам, развивая собственные символы. Риторическое построение предполагает дистанцию автора от текста, его власть над изложением.

    Автор решил, чем дело кончится и каким путем он поведет его к этому концу. В неожиданности перехода от первой части молитвы ко второй, в «прикровенности» того смысла, который этим руководит, мы видим действие такой медитативной логики. Аверинцев называет ее еще логикой пророческого текста.

    В этом смысле центральный мотив молитвы, который как бы сам себя развивает, - это владычество Бога, которое признает над собой человек. Этот мотив появляется трижды: в первом и втором обращении (Господь, Владыка, Господь, Царь ) и в именовании себя рабом (даруй ми рабу Твоему ). Слово раб оживает здесь так же, как Владыка и брат .

    Наконец, завершение молитвы - яко благословен еси - можно увидеть как своего рода обратную перспективу: обыкновенно псалмы, молитвы, песнопения начинаются с благословения Бога. За ним уже, за прославлением следуют прошения. Здесь благословением все кончается.

    Примечания:
    1 Или: лени, небрежения (недобросовестного исполнения), откладывания дел на потом. Слова праздный, ἀργός, праздность в церковнославянском языке несут более сильное, чем в русском, значение «пустоты», «опустошенности», «бессмысленности».

    2 Трудно объяснить, почему περιεργία - беспорядочная, чрезмерная деятельность; забота о незначительных делах, вмешательство в чужие дела - передается здесь славянским уныние . Обыкновенно уныние передает греч. aἀκηδία .

    3 В дониконовском славянском тексте на этом месте стоит сребролюбие . Можно предположить существование разных греческих списков молитвы, где на месте φιλαρχία (властолюбие, желание первенствовать) могло стоять близкое ему по буквенному составу φιλαργῠρία (сребролюбие, алчность). Какой из этих вариантов является исходным, трудно определить. Стоит заметить, что литургические тексты подчеркивают особую тяжесть греха сребролюбия, однозначно объясняя предательство Иуды его сребролюбием («имений рачитель» ).

    4 В дониконовском тексте «отжени от мене» («отгони, отдели от меня»). Это различие также, вероятно, восходит к разным греческим спискам молитвы. Обыкновенно о собственных грехах и пороках в молитвах просят именно так: отжени от мене или избави мя от

    Споры в связи с двумя этими вариантами («не дай мне» или «отгони от меня») велись по поводу того, что Бог не может «давать» человеку страсти и пороки. Однако в нашем тексте даждь , «дай», δῷς·, употребленный по отношению к дурным свойствам, противопоставлен двум другим глаголам со значением «даровать»: χάρισαί (если переводить буквально, «уделить по милости») и δώρησαί (одарить, наградить). В таком сопоставлении «дать» можно понимать как «позволить», «допустить» - ср. «не дай Бог!».

    5 Целомудрие - σωφροσύνη - в позднейшем восприятии связывается преимущественно с девственностью или моральной чистотой, однако его настоящее значение - обладание здравым (целым, неповрежденным) умом, здравомыслие, способность различать добро и зло.

    6 Смирение в дониконовском списке, смиренномудрие - в новом. Сложносоставное слово ταπεινοφροσύνη означает «скромность», «признание собственной малости, незначительности». В античном понимании такая «скромность» - характеристика отрицательная, нечто вроде «малодушия». В христианском смирение - одна из высших добродетелей, противоположность гордыни . Прот. Александр Шмеман в своем толковании «Великопостной молитвы» замечает, что одно из главных проявлений смиренномудрия - готовность принять правду.

    7 «Терпение» , ὑπομονῆ, стойкость, постоянство. Терпети в славянском, как и в греческом, включает в себя значение «ожидать», «ожидать с надеждой». Ср. «сии вси бяху терпящее единодушно в молитве и молении» (Деян.1, 14).

    8 Буквально «спотыкания», неудачи, ошибки, πταίσμα. В русском и в других славянских языках сохранились образования с корнем грех - , которые не несут религиозной коннотации и означают «ошибку», «промах». Ср. русск. огрех.

    9 κατακρίνειν - осуждать в смысле «выносить приговор». Высказывать критические замечания, даже злословить - это еще не осуждать. Наоборот, можно относиться к кому-то «терпимо», именно исходя из осуждения в этом смысле: дескать, что с такого взять! Вот здесь человеку выносится приговор.

    10 О поэзии и духовном облике Ефрема Сирина есть прекрасная работа С.С.Аверинцева: Между «изъяснением» и «прикровением»: ситуация образа в поэзии Ефрема Сирина. - С.С.Аверинцев. Поэты. Школа «языки русской культуры» М., 1996. СС.97 - 121. И в этой работе, и в своем общем очерке сирийской литературы («От берегов Ефрата до берегов Босфора» - Многоценная жемчужина. Переводы С.С.Аверинцева. Дух и лiтера,Киев, 2003) Аверинцев - впервые в отечественной и мировой науке - говорит об особом месте, которое принадлежит сирийской духовности в русской культуре. Гипотезы о том, что Великопостная молитва, сирийский текст которой неизвестен, представляет собой псевдэпиграф, Аверинцев не обсуждает.

    11 Пушкин чутко подхватил эту «парность» во вступлении к переложению молитвы: «Отцы пустынники и жены непорочны Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв…». Отцы и жены, два назначения молитвы - для небес и для земли.

    12 В переложении Пушкина, которое занимает семь строк, написанных шестистопным александрийским ямбом с парной рифмовкой, фактически сохранены все слова, входящие в молитву. «От себя» Пушкин добавил только уточнение к «любоначалию»: «змеи сердечной сей». Однако «прикровенный» символ его переложения другой. Последнее прошение молитвы перенесено вперед, а финальной становится просьба об оживлении:
    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи.
    Последнее слово стихотворения - «оживи». Все, что касается центральной для молитвы Ефрема Сирина темы Владыки - Царя - раба у Пушкина уходит в тень или совсем исчезает.

    Священник Феодор ЛЮДОГОВСКИЙ, Ольга СЕДАКОВА

     


    Читайте:



    Европа отбирает украинский лес кругляк

    Европа отбирает украинский лес кругляк

    Богатые лесные ресурсы Украины позволяют полноценно насладиться необыкновенными красотами живой природы, удивительными пейзажами, и отдохнуть от...

    Новгородская область: Информация для туриста

    Новгородская область: Информация для туриста

    2. Ландшафтная характеристика Новгородской области Ландшафты представляют собой территориально-природные системы или генетически однородные участки...

    Полезные свойства сухофруктов

    Полезные свойства сухофруктов

    Плоды. Они невероятно полезные для здоровья и иммунитета в целом. Их широко используют в медицине и кулинарии, чернослив придает необыкновенный...

    Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

    Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

    Биография Вместе с братом он усовершенствовал телескоп , доведя его до 92-кратного увеличения, и занялся изучением неба. Первая известность пришла...

    feed-image RSS