Разделы сайта
Выбор редакции:
- Десять вопросов к поставщику аналитической системы
- Успокоительное для кошек: в домашних условиях, препараты Какие препараты дают коту при переезде
- Успокоительные препараты для кошек: принцип действия, показания к применению Какие препараты дают коту при переезде
- Китайская трагедия Информация о заражении воздуха
- Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика
- Святые великомученики никита и евстафий
- Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5
- Святые никита и евстафий
- Великомученики никита и евстафий
- Лазанья с фаршем и моцареллой — пошаговый рецепт Приготовить сырный соус-крем для лазаньи
Реклама
Таблица культурные достижения руси 11 век. Достижения руси в области культуры. Архитектура и изобразительное искусство |
§ 22. Древнерусская культура Условия развития культуры Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После крещения на смену ему пришло иное, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве земное называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после смерти. В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала в себя многие языческие мотявы и обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как празднование Масленицы. Через христианство были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние и культуры южных славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (хазары, половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с Западной Европой и воспринимала ее культуру. Письменность и литература Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Для Европы того времени это было необычно. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказывала свое удивление низким уровнем образованности жителей королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступном большинству населения. Православие же допускало чтение Библии на национальных языках. Это делало грамотность гораздо более доступной и распространенной. Письменность существовала на Руси еще до принятия христианства. Свидетельство тому - сообщение летописи о тексте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христианством на Русь попала письменность, создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием. Об уровне образованности в Русских землях свидетельствуют берестяные грамоты - письма людей самого разного социального статуса, пола и возраста. О грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях. Важнейшим произведением древнерусской литературы является «Повесть временных лет». Традиционно ее автором считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся в российском национальном сознании мнение не соответствует научным данным. Монах Нестор является автором двух произведений древнерусской литературы - «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского». Описание жизни и гибели русских святых в «Чтении о Борисе и Глебе» кардинальным образом расходится с изложением этих же событий в «Повести временных лет». В действительности «Повесть временных лет» - сложное произведение, вобравшее в себя фрагменты разных летописей и литературные труды многих авторов. К числу выдающихся русских писателей относится митрополит Иларион. В своем философско-публицистическом труде «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправное место Руси среди других христианских стран, раскрывает смысл Крещения Руси. Литературными памятниками являются произведения Владимира Мономаха, автора многих писем-посланий и «Поучения» детям. «Поучение» наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Одновременно это первая автобиография на русском языке. Философско-религиозные искания отразились в таких произведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточника, и др. Все эти произведения написаны в русле христианской традиции, но были и труды, где языческие черты преобладали над христианскими. Это прежде всего самый известный памятник древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород - северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жизни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом. Архитектура и изобразительное искусство Первые каменные христианские храмы строили на Руси мастера из Византии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек - Софийский собор XI в. в Киеве, но позже он был значительно перестроен. Совсем немного уступает ему по древности Софийский собор в Новгороде, сохранившийся почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооружение, характерное для Северной Руси. В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их сохранилось во Владимире - Суздальской земле. Самый известный храм - церковь Покрова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гармонией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церкви Суздаля, Переяславля-Залесского и др. Самостоятельные архитектурные школы сложились в Новгороде, других землях. Многие соборы были украшены каменной резьбой и рельефами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетическими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве. Художественное творчество Древней Руси представлено также фресками, иконами, мозаиками. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ В чем состояли особенности развития древнерусской культуры? Почему общий уровень грамотности в Древней Руси превышал уровень грамотности в Западной Европе? Дайте краткую характеристику известным памятникам древнерусской литературы. Какие архитектурные памятники Древней Руси вам известны? Если вам приходилось видеть какие-либо из таких памятников, опишите свои впечатления от них. Заполните таблицу.
КУЛЬТУРА РУСИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО XVII В. Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, библиотека и школа Ярослава Мудрого1073 – Остромирово Евангелие 1076 – Мстиславого Евангелие В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. 14в. – появление бумаги (из Европы). На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав. Конец 15 в. – скоропись. 1)Рост потребности в грамотных людях 2) образование было начальным, носило церковный характер, малодоступно (получалось в монастырях, домашних условиях, обучались богословским дисциплинам по религиозным произведениям) 3) Письменность – на бумаге «скорописью» 1553 – книгопечатанье, 1563 – 1-я типография Ивана Федорова, 1564 – первая печатная книга – «Апостол», 1565 – «Часослов», 1574 – 1-й букварь (во Львове) Быстрое развитие системы образования6 начальные школы, специальные школы. Школа в Немецкой слободе; рост печатной продукции, создание государственных (Польского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве (1687) 1634 – букварь В. Бурцева 1682 – напечатана таблица умножения 1665 – школа в Спасском монастыре 1649 – школа при Андреевском монастыре Летописание Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания 1073 – древний свод 1060 – Летопись монаха Никона 193 – начальный свод (игумен Киево-Печерской лавры Иван) 1113- Повесть Временных Лет (Нестор) Центры летописания – Новгород, Москва (началось при Иване Калиите), Тверь. Особенность -общерусский характер, патриотизм, идея единства Руси. Троицкая летопись (начало 15 в.), Московский летописный свод (кон 15в.) «Лицевой летописный свод» (Никоновская летопись), «Летописец начала царства, хронографы. 30-е – «Новый летописец» (последняя летопись) Литература «Слово о законе и благодати» (митрополит Илларион, 10в.), «Сказание о Борисе и Глебе»(1015г.), Поучение Владимира Мономаха(12в.), «Слово о полку игореве»(≈1185), Моление Даниила Заточника (12в.), Житие Феодосия Печерского (1074г.), Русская Правда (1016,-1072) Повести: "Слово о погибели Русской земли", "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Повести о Шавкале", "Задонщина","Сказание о Мамаеве побоище", "Повесть о Петре и Февронии" "Хождение за три моря" Жития: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. 1-й русский хронограф (сер. 15в.) 40-е – Великие Четьи-Минеи (митрополит Макарий) Иван Пересветов – «Сказание о царе Константине», «Сказание о Магомете-Салтане», программа преобразований в стране. Андрей Курбской – «История о великом князе Мосовском», переписка с Иваном Грозным. «Домострой» (Сильвестр) Исторический: «Синопсис» (И.Гезель), «История России (Медведев), «Повесть об Азовском сидении» (Порошин) Жития: Печерский, Радонежский, Аввакум Сатира: высмеивание церковных служителей, судей и чиновников («Повесть о Ерше Ершовиче» и др.) Светская повесть-драма («Повесть о горе-злосчастии» и др.) Стихи с бытовыми, сатирическими, любовными мотивами 1687 – «Вирши» (Семеон Полцкий) Архитектура 989 – Десятинная церковь (Киев) 1037- Софийский собор (Киев) 1045 – Золотые ворота (Киеве) 1052 – Софийский собор (Новгород) 1036 – Спасский собор (Чернигов) 1158-1164 – Княжеский замок (Боголюбово) 1164 – Георгиевская церковь (Ладога) 1165 – Храм Покрова на Нерли 1197 – Дмитриевский собор (Владимир) 1198 – храм спаса на Рядине (Новгород) Новгород, Псков: церкви Николы на Липне (конец 13 в.), Федора Стратилата, Спаса на Ильине улице (1361), Спасопреображения (1374) Федора на Горке (начало 15 в.). Каменный кремль (Новгород – 1302, Псков – 15в.), Грановитая палата (1433). Тверь: храм Спасо-Преображения (1285-1290) Москва: Складывание Московского стиля зодчества (вторая четверть 15 в.) Первая половина 15 в.: Успенский собор в Звенигороде (1400 г.), собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.) Московский кремль: Иван Калита – дубовые стены, 1367 – белокаменный кремль, конец. 15 – начало 16 в. – завершение строительства ансамбля (Успенски собор (1476-1479), Благовещенский собор (1484-1489)) Архитектурный ансамбль Соборной площади: Архангельский собор (1505-1508), колокольня Ивана Великого (1505-1508,1600). Светские знания Московского кремля: Княжеский дворец (Грановитая палата 1487-1491) Храмовое строительство: Крестово-купольные: Успенский собор в Троицко-Сергиевом монастыре, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Софийский собор в Вологде, соборы в Туле, Суздале, Дмитриеве. Шатровые: церковь Вознесения в с. Коломенском (1532), храм Василия Блаженного (1555-1561) Кремли: в центральных городах, в Москве: Китай-город (1535-1538), Белый город (1585-1593), деревянные стены на Земляном валу. 1)Обмирщение зодчества 2)Гражданское строительство (здания Печатного и Монетного дворов, палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, дом боярина Троекурова 3)Каменное строительство Шатровое (Спасская башня Московского кремля – 1628, церковь Рождества Богородицы в Путинках, храм Гроба Господня в Иерусалиме – 1652) -«каменное узорочье» (Теремной дворец царя Алексея Михайловича, церковь Троицы в Никитинках, Николы в Пыжах и Хамовниках, собор Вознесения в Устюге и т.д.) -«нарышкинское барокко» (церковь Покрова в Филях) 4)деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском) Живопись Мозаика – Богоматерь Мария-Оранта в Киевской Софии Фрески – Киевской Софии и Спасо-Нередицы (Новгород) Иконопись – Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остромировом монастыре Новгородская иконописная школа Псковская иконописная школа Московская школа (основана на Растово-Суздальской) Появление фресок Феофан Грек (Архангельский собор в Кремле, Благовещенский собор в Кремле, церковь Рождества Богородицы, церковь спаса на Ильине). Андрей Рублев (икона «Троица», фресковая роспись Успенского собора, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Тоицко-Сергиевого монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского кремля) Иконопись: Дионисий (фрески храма Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре под Вологдой), «бытийное письмо» (Золотая палата царского дворца), богороднический цикл «О тебе радуется». Книжная миниатюра 1)Обмирщение 2)Иконопись: годуновский стиль, строгановская школа (Прокопий Чирин), слияние годуновского и строгановского стилей (Оружейная палата, С.Ф.Ушаков – «Троица») 3)последний взлет фресковой живописи (церковь Ильи Пророка, храм Иоана Предтечи в Толчкове) 4)Парсуны (портреты царей Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, Л.К.Нарышкина, Г.П.Годунова Общественно-политическая мысль Культурное единство и определенная устойчивость социальных и этнических процессов. Поворотный момент – принятие христьянства, которое влилось в язычество принеся новое миропонимание, но и оставляя многие традиционные праздники.. Борьба за независимость Русской церкви от византийского владычества. 70-е годы 14 в. – ересь стриголников. В 1375 г. новгородские стригольники были казнены. 15в. – Новгородо-московская ересь (жидовствующих). В 1504 году были сожжены. Основные идеологии – превосходство светской власти над церковной ("Сказание о князьях владимирских"), превосходство церковной власти над светской ("Повесть о белом клобуке") В начале XVI в. старцем Филофеем была выдвинута теория "Москва - третий Рим". В то же время уже в XVI в. началось обмирщение культуры, то есть отказ от исключительно религиозного мировоззрения, церковной тематики. Прежде всего это выразилось в распространении рационалистических взглядов. В XVI в. сохранились традиции русских рационалистических ересей. Важнейшей темой публицистики XVI в. становятся поиски "правды"( Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбской, Иван 4). Оживление общественно-политической мысли в первой четв.XVII в. было связано с потрясениями Смутного времени. В середине столетия из-за церковного раскола происходит частичный раскол русского общества. Наука Были хорошо развиты ремесла и специальности к ним прилегающие, с принятием православия многие научные достижения Средневековья пришли на Русь через Византию. С конца XIII в. началось возрождение ремесленного производства, прежде всего обработки металла. Широко распространилось литейное дело - отливка медных пушек и колоколов, церковной утвари и предметов обихода. В ювелирном деле распространились чеканка и гравировка. На высоком уровне находилась обработка дерева. В XVI в. продолжалось развитие ремесла. Свидетельством высокого искусства русских литейщиков служит царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в конце XVI в. Очень развито было ювелирное дело, особенно работа по серебру. Быстро совершенствовалось строительное дело. Были освоены новые приемы кладки стен и кровли. Обследование Сибири Ермаком. 1)Процесс накопления научных знаний 2)География и географические открытия: С.Дежнев – пролив между Азией и Сев.Америкой (1648), Е.Хабаров – карта Приамурья (1649), А. Булыгин – обследование побережья Охотского моря, В.Атласов – обследование Камчатки и Курильских островов 3)Распространение в России знаний других народов 4)опыты теоретического осмысления и обобщения («Устав ратных, пушечных и других дел» А.Михайловым) Вывод: Культура Руси после крещения стала на одну ступень с общеевропейской культурой и стала достойной ее представительницей. После Батыева нашествия произошел упадок культуры, которая не смотря ни на что начала возрождаться с хозяйством крестьян. Одной из важнейших тем этого периода становится патриотизм и процесс объединения земель. Постепенно отслеживается закономерный процесс обмирщения культуры и ее реагирование на общественно-политические изменения. Предыдущее после Ордынского ига века подготавливали качественный скачок национальной культуры и науки в последующем столетии. Культура которой была ярким явлением в развитии страны, славилась прекрасными памятниками архитектуры и литературными творениями. Что же повлияло на ее развитие? Как менялось представление о мире? Во всем этом нужно разобраться. Древняя Русь: культура и ее особенности до и после Как известно, древнее государство было подчинено языческой религии, вследствие чего можно говорить о нескольких характерных признаках того общества. Во-первых, преобладало устное народное творчество. Именно тогда стали зарождаться былины, песни и сказки. Люди передавали из поколения в поколение важнейшую информацию, которая дошла и до наших дней. Во-вторых, было развито деревянное зодчество. Тогда на Руси не было каменных строений, но были известные после на весь мир крепкие деревянные храмы и избы. В-третьих, отсутствовали какие-либо письменные источники. Да, до принятия новой веры таких памятников искусства не было на территории нашей страны. В-четвертых, существовало очень много Особенности после принятия христианства очень изменились: ![]() Древняя Русь: культура и ее воплощения Всю культуру того времени можно условно разделить на три области: это письменность, зодчество и изобразительное искусство. Итак, начнем с литературы. Первые своего рода послания друг другу (а это можно назвать зарождением нашли в Новгороде, где их и прозвали После принятия христианства появились Илларионовское «Слово о законе и благодати», а также «Остромирово Евангелие» (авторство приписывают писцу Григорию). Кроме того, нельзя не вспомнить и тот факт, что алфавит был создан великими братьями, Кириллом и Мефодием, также в то время. История культуры Древней Руси, в частности, каменного зодчества, является богатейшим наследием всей страны. Чего стоят примеры крестово-купольного стиля: и Киеве и Киево-Печерский монастырь. Нельзя не вспомнить и однокупольные творения Андрея Боголюбского: Успенский и Дмитровский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли. Все это является достоянием нашей Родины. Что же касается изобразительного искусства, то тут стоит упомянуть такие творения, как мозаика «Богоматерь Оранта», икона «Благовещение Устюжское», а также фреска «Пророк Захарий». Таким образов, Древняя Русь, культура которой заложила основы развития русской души, стала примером для последующих творцов. Мы изучаем ее произведения и радуемся достижениям того времени до сих пор, и это один из главных поводов гордиться своей историей. Cлайд 1 Культура Киевской Руси в X-XII веке Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10» г. Калуги Гусарова О.Н.Cлайд 2 ![]() Cлайд 3 ![]() Cлайд 4 ![]() Cлайд 5 ![]() Cлайд 6 ![]() Cлайд 7 ![]() Cлайд 8 ![]() Cлайд 9 ![]() Cлайд 10 ![]() Cлайд 11 ![]() Cлайд 12 ![]() Cлайд 13 ![]() Cлайд 14 ![]() Cлайд 15 ![]() Cлайд 16 ![]() Cлайд 17 ![]() Cлайд 18 ![]() Cлайд 19 ![]() Cлайд 20 ![]() Cлайд 21 ![]() Cлайд 22 ![]() Cлайд 23 ![]() Cлайд 24 ![]() Cлайд 25 ![]() Cлайд 26 ![]() |
Популярное:
Сказуемое и его основные типы![]() |
Новое
- Успокоительное для кошек: в домашних условиях, препараты Какие препараты дают коту при переезде
- Успокоительные препараты для кошек: принцип действия, показания к применению Какие препараты дают коту при переезде
- Китайская трагедия Информация о заражении воздуха
- Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика
- Святые великомученики никита и евстафий
- Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5
- Святые никита и евстафий
- Великомученики никита и евстафий
- Лазанья с фаршем и моцареллой — пошаговый рецепт Приготовить сырный соус-крем для лазаньи
- Вкуснейшая рыба в сливочном соусе