Главная - Познание мира
Тема чести в произведениях отечественной классики XIX века. Аргументы на тему: честь = (честность, достоинство. благородство, порядочность) В каких произведениях поднимается проблема чести

1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Эпиграф романа сразу указывает на проблему, поднятую автором: кто является носителем чести, кто бесчестья. Воплощенная честь, которая не позволяет руководствоваться материальными или другими корыстными интересами, проявляется в подвиге капитана Миронова и его ближайшего окружения. Пётр Гринёв, готов погибнуть за данное слово присяги, и даже не пытается выкручиваться, обманывать, спасать жизнь. Иначе поступает Швабрин: ради спасения своей жизни, он готов пойти в услужение казакам, лишь бы выжить.

Маша Миронова – воплощение женской чести. Она тоже готова умереть, но не вступает в сговор с ненавистным Швабриным, который домогается любви девушки.

2. М.Ю. Лермонтов «Песня про … купца Калашникова»

Кирибеевич – представитель опричнины, не знает ни в чём отказа, он привык к вседозволенности. Желание и любовь ведут его по жизни, он не говорит всей правды (а значит, лжёт) царю и получает разрешение на сватовство к замужней женщине. Калашников, следуя законам «Домостроя» встаёт на защиту чести своей опозоренной жены. Он готов погибнуть, но наказать своего обидчика. Уходя биться на лобное место, он приглашает своих братьев, которые должны продолжить его дело, если он погибнет. Кирибеевич же ведёт себя трусливо, смелость и удаль сразу сходят с его лица, как только он узнаёт имя своего противника. И хотя Калашников гибнет, он умирает победителем.

3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси…»

Матрёна Тимофеевна свято хранит свою честь и достоинство матери и жены. Она, беременная, идёт к губернаторше, чтобы спасти мужа от рекрутчины.

Ермила Гирин, будучи человеком честным и благородным, пользуется авторитетом у сельчан ближайшей округи. Когда возникла необходимость выкупить мельницу, у него не оказалось денег, крестьяне на базаре за полчаса собрали тысячу рублей. А когда смог вернуть деньги, обошёл каждого и лично вернул занятое. Оставшийся невостребованный рубль отдал всем на выпивку. Он человек честный и честь для него дороже денег.

4. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня – Катерина Измайлова – ставит любовь выше чести. Для неё неважно, кого убивать, лишь бы остаться с возлюбленным. Смерть свёкра, мужа становится лишь прелюдией. Главное преступление – убийство маленького наследника. Но после разоблачения она остаётся брошенной её любимым человеком, так как его любовь была лишь видимостью, стремлением обрести хозяйку в жёны. Смерть Катерины Измайловой не смывает грязи с её преступлений. Так бесчестье при жизни остаётся посмертным позором похотливой заевшейся купчихи.

5. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Соня Мармеладова – нравственный идейный центр романа. Девушка, брошенная мачехой на панель, сохраняет чистоту своей души. Она не только истово верит в бога, но и сохраняет в себе нравственное начало, не позволяющее ни лгать, ни воровать, ни предавать. Она несёт свой крест, ни на кого не перекладывая ответственности. Она находит нужные слова, чтобы убедить Раскольникова признаться в преступлении. И идёт за ним на каторгу, бережёт честь своего подопечного, охраняет его в самые трудные минуты жизни. Спасает, в итоге, своей любовью. Так удивительно, девушка, работающая проституткой, становится в романе Достоевского защитником и носителем подлинной чести и достоинства.

1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, по­кончил жизнь самоубийством.

2) Проплавленный деятель Великой французской революции Жан-Поль Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался при­нимать пишу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда маль­чик разбил окно и выпрыгнул на улицу, взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобесием.

2) Во время второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное воз­награждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все не обходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу не­знакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жал кой роли доносчика, не стал вы­давать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.

3) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ре­бенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.

4) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум - полковник, максимум - генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на геро­изм солдат, страна потерпела позорное поражение.

5) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запутанные побоями и голодом люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отка­зался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.

6) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.



7) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севасто­поля прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»

8) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отча­янным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площа­ди, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.

9) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Од­нажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку: «А разве ты не боишься покойников?» «С вами мне ничего не страш­но!» - ответила девочка, и эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.

В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через не­сколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал - не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера - жена и годовалая дочка.

11) Во время покушения на царя Александра 11 взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял го­сударя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кро­вью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр -2 по­лучил смертельное ранение.

12) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, на­пример, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оп­лачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.



13) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необходимого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил переждать ос­новное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше ос­тальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, на рушив законы чес­ти, и он покончил жизнь самоубийством.

14) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки - длинный и изогнутый. Оказывает ся, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивает личинок. Этот пример показывает, что даже в ди­кой при роде многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба - это не просто абстракции, придуманные наивными романти­ками, а реально существующие чувства, обусловленные самой жизнью.

15) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.

16) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он по­нимает, что потерял уважением своих соплеменников, и спешит вымолить у них прощение.

17) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью.

18) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие страны начались долгие переговоры о мире, то испанцы по­требовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавате-, лем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства.

19) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашиста­ми. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а це­лый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.

20) Чешскому хоккеисту М. Новы, как лучшему игроку команды, подарили «Тойоту» последней мо­дели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.

21) Известного революционера Г. Котовского за разбои при говорили к смертной казни через пове­шение. Судьба этого не заурядного человека взволновала писателя А. Федорова, который стал хлопо­тать о помиловании разбойника. Он добился освобождения Котовского, и тот торжественно пообе­щал писателю отплатить ему добром. Спустя несколько лет, когда Котовский стал красным командиром, к нему пришел этот писатель и попросил спасти его сына, которого схватили чекисты. Котовский, рискуя жизнью, вызволи юношу из плена.

Роль примера. Воспитание человека

1) Важную воспитательную роль играет пример и в жизни животных. Оказывается, не все кошки ло­вят мышей, хотя эта реакция считается инстинктивной. Ученые выяснили, что котята, прежде чем на­чать ловить мышей, должны увидеть, как это делают взрослые кошки. Котята, выращенные вместе с мышами, редко потом становятся их убийцами.

2) Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Куплен­ные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам.

3) Многие люди склонны во всем винить неблагоприятные условия: семью, друзейДжизненный уклад, правителей. Но ведь именно борьба, преодоление трудностей есть важнейшее условие полноценного духовного формирования. Не случайно в народных сказках подлинная биография героя начинается только тогда, когда он проходит испытание (сражается с чудовищем, спасает украденную невесту, добывает волшебный предмет).

4) И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого ученого.

5) Царь Николай I нанял для образования своего сына Александра II выдающегося русского поэта В. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил план образования, отец приказал выбро­сить из этого плана занятия латынью и древнегреческим языком, которые его самого измучили в дет­стве. Он не хотел, чтобы и его сын тратил время на бессмысленную зубрежку.

6) Генерал Деникин вспоминал, как, будучи ротным командиром, он попытался внедрить в отноше­ния с солдатами, основанные не на «слепом» подчинении командиру, а на сознательности, понима­нии приказа, старался при этом избегать суровых наказаний. Однако, увы, рота вскоре оказалась в числе худших. Тогда, по воспоминаниям Деникина, вмешался фельдфебель Степура. Он построил роту, поднял свой огромный кулак и, обходя строй, стал повторять: «Вот это вам не капитан Дени­кин!»

7) Голубая акула вынашивает более пятидесяти детенышей. Но уже в чреве матери между ними на­чинается безжалостная борьба за выживание, потому что пищи на всех не хватает. На свет рождаются только двое - это самые сильные, самые без жалостные хищники, вырвавшие свое право на сущест­вование в кровавом поединке.

Мир, в котором нет любви, в котором выживает сильнейший, - это мир безжалостных хищников, мир безмолвных, холодных акул.

8) Учительница, которая учила будущего ученого Флеминга, часто водила своих учеников к реке, Где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередную находку. Когда приезжал ин­спектор, чтобы проверить, насколько хорошо учат детей, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети учатся не только по книжкам, но и в ходе живого общения с природой.

9) На формирование выдающегося русского полководца Александра Суворова огромное влияние ока­зали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Алек­сандрам, хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.

10) Представьте, что вы плывете на корабле, который настигла страшная буря. Ревущие волны взды­маются до самых небес. Ветер с воем срывает клочья пены. Молнии рассекают свинцово-черные ту­чи и тонут в морской бездне. Экипаж несчастного корабля уже устал бороться с бурей, в кромешной тьме не видно родного берега, никто не знает, что делать, куда плыть. Но вдруг сквозь непроглядную ночь вспыхивает яркий луч маяка, который указывает путь. Надежда радостным светом озаряет глаза моряков, они поверили в свое спасение.

Великие деятели стали для человечества чем-то вроде маяков: их имена, словно путеводные звезды, указывали путь людям. Михаил Ломоносов, Жанна д" Арк, Александр Суворов, Николай Вавилов, Лев Толстой - все они стали живым примерам беззаветной преданности своему делу и подарили лю­дям веру в свои силы.

11) Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца это прорастание се­мян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, не­которые - хлебными колосьями, некоторые - злым чертополохом.

12) Говорят, что к Шекспиру пришел молодой человек и спросил:

_ Я хочу стать таким же, как вы. Что мне нужно делать, чтобы стать Шекспиром?

_ Я хотел стать богом, а стал только Шекспиром. Кем же будешь ты, если хочешь стать всего лишь

мной? - ответил ему великий драматург.

13) Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человече­ское общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачи­вал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четве­реньках, что у них исчезала способность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери... О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целе­направленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное.

14) Ученые давно уже говорят о так называемой «пирамиде способностей». В раннем возрасте поч­ти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше - в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем*ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Подсчитано, в частности, что реально двигает науку вперед лишь три процента занятых научной работой. В социально-биологическом плане утрата талантливости с возрастом обь-ясняется тем, что наибольшие способности нужны человеку в период освоения азов жизни и са­моутверждения в ней, то есть в ранние годы; затем в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, усвоенные, прочно отложившиеся в мозгу знания и т. п. В этом плане гений - «взрослый, оставшийся ребенком», то есть человек, сохраняющий обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще - к миру.

Природа и человек

проблема
-проблема любви к природе. Красота природы вызывает особые чувства -проблема единения человека и природы. Человек и природа – явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они перекликаются. -проблема влияния человека на природу. (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?) - проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней) -проблема состояния окружающей среды. Русская поэзия (А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень»; А.А.Фет «Какая ночь» и др.) Л.Н.Толстой «Война и мир» (А.Болконский у старого дуба); М.Шолохов «тихий Дон», Н.А.Заболоцкий «Сентябрь», «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» «Человек и природа – это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей < …>. Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль » Н.А.Заболоцкий Рей Брэдбери «И грянул гром»; И.Тальков «Природа объявила нам войну». А.П.Чехов «Вишневый сад»; Н.А.Заболоцкий «Прогулка» Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету ».

Человек и общество

проблемы Литературные произведения, афоризмы
- проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных. (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?); - проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?); - проблема истинных и ложных ценностей; -проблема смысла жизни и назначения человека; -проблема счастья; - проблема чести, достоинства, нравственного выбора. В любой ситуации человек должен оставаться человеком; -можно ли в частных случаях нарушить нравственные правила для достижения общего блага? Как бороться со злом и насилием – только идеями или идеями и тоже насилием? -проблема моральной ответственности человека за все, что совершается в жизни; -проблема милосердия, ответственности человека за свои поступки - проблема испытания человеческой личности в сфере любви; -проблема верности в любви, непобедимости искреннего чувства; -проблема неразделенной любви -проблема ответственности науки за результаты своих экспериментов; -проблема разрушительной силы хамства, невежества, бесчеловечности; -проблема сущности красоты; -проблема войны как несправедливого, кровавого действа, разрушающего человека и обесценивающего его Дом; - проблема нравственного выбора человека на войне; -проблема веры; -проблема различного понимания правды; -проблема противостояния великих мастеров, талантливых людей окружающему миру; И.Бунин «Господин из Сан-Франциско» М.Горький «Старуха Изергиль» (Легенда о Ларе) О.Генри «Дары волхвов»; О.Бальзак «Гобсек»; Л.Н.Толстой «Юность» (гл. «Comme il faut») «Вы ждете сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените » О.Генри М.М.Пришвин «Жень-шень», Н.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться», А.П.Платонов «Сокровенный человек», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время » Д.И.Фонвизин Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» «Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, - быть полезным и иметь спокойную совесть » Л.Н.Толстой М. Шолохов «Судьба человека», А.С.Пушкин «Капитанская дочка», В.Быков «Сотников» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» Л.Н.Толстой «После бала», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.П.Платонов «Юшка», К.Г.Паустовский «Телеграмма» «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные…» А.П.Чехов А.Куприн «Гранатовый браслет», любовная лирика А.С.Пушкина, А.С.Пушкин «Евгений Онегин» В.Шекспир «Ромео и Джульетта», М.Булгаков «Мастер и Маргарита», Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии Муромских» А.С.Пушкин «Я вас любил», А.Куприн «Гранатовый браслет». М.А.Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца» Д.И.Фонвизин «Недоросль», М.А.Булгаков «Собачье сердце» Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»; Л.Н.Толстой «Война и мир» (образы Элен Курагиной, княжны Марьи, Наташи Ростовой) М.Шолохов «Тихий Дон» В.Быков «Сотников», В.Распутин «Живи и помни» «…живи и помни, человек: в беде, в кручине, в самые тяжкие дни испытаний место твое – рядом с твоим народом » В.Астафьев Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», М.Горький «На дне» М.Горький «На дне», М.Шолохов «Тихий Дон» А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», Н.С.Лесков «Тупейный художник»

Родина, родной язык, семья

проблемы Литературные произведения, афоризмы
- проблема любви к Родине, отчему дому; - проблема исторической памяти; -проблема народа, национального характера; - проблема «отцов и детей» (Всегда ли мы понимаем своих родителей? Благодарны ли мы за их искреннюю любовь?); -проблема воспитания. Нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях; -проблема семьи, Дома. Семья- символ крепости народной жизни; -проблема памяти о своих истоках, о своем детстве -проблема бережного отношения к русскому языку. Русская поэзия (А.Блок, С.А.Есенин, А.Ахматова и др.), Н.С. Лесков «Левша» «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя » Сенека «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца » К.Г.Паустовский Ч.Айтматов «И дольше века длится день» (Легенда о манкурте); В.Г.Распутин «Прощание с Матерой» И.А.Гончаров «Обломов», А.Т.Твардовский «Василий Теркин», В.М.Шукшин «Чудик», А.И.Солженицын «Матренин двор» «Домострой», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», И.С.Тургенев «Отцы и дети», К.Г.Паустовский «Телеграмма» Д.И.Фонвизин «Недоросль», Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных) М.Шолохов «Тихий Дон», М.Булгаков «Белая гвардия» Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Толстых – прототип семьи Ростовых); М.А.Булгаков «Белая гвардия» (семья Булгаковых – прототип семьи Турбинных); Л.Н.Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность». И.С.Тургенев «Русский язык»

Что такое честь и достоинство? Как сделать так, чтоб сохранить в себе эти качества?Над этими вопросами заставляет задуматься произведение В.П.Аксёнова. Здесь автор поднимает проблему сохранения чести и достоинства человека.

В рассказе В.П.Аксенова проблема показана на примере хилого мальчика-четвероклассника, который смог перебороть свой страх, сохранить честь и достоинство.Мальчишка отдавал свои булочки хулигану, так как боялся его.Однако, когда тётя с упреком сказала мальчику о том, что он не приносит булочки из школы в голодные годы войны, он принял решение не трусить и бороться с врагом несмотря ни на что.Он терпел поражение, но все же не сдавался, отстаивал свой завтрак каждый день.

Автор считает, что человек несмотря ни на что, должен сохранять своё достоинство и свою честь до самого конца.Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем в различны жизненных ситуациях уметь постоять за себя и за своих близких.

Проблема чести и достоинства затронута в повести А.Пушкина"Капитанская дочка".Особое место в повести занимает Пётр Гринёв.Он показан человеком высокой чести, добрым, отважным.Именно благодаря этим качествам он прошёл невредимым через кровавые события Пугачёвщины, и снискал уважения у самого Пугачёва.Отказавшись от присяги, и даже перед угрозой виселицы, предпочитает "лютую казнь такому подлому унижению".Несмотря на соблазны и угрозы, Гринёв остаётся верным присяге, а значит, сохраняет честь.

Таким образом, можно сделать вывод, что защищать себя и свою честь до победного конца.Ведь намного легче потерять честь, чем обрести её.Потеряв свою честь, человек теряет свою жизнь.

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

Средняя общеобразовательная школа № 141

Тема: Тема чести в произведениях русских писателей

Класс: 10 «Б»

Руководитель: Шульман Нина Николаевна

Москва 2003 год

Вопросы чести и морали всегда являются основополагающей проблемой во

взаимоотношениях людей в обществе. Одно из важных мест уделяется этой теме

в русской литературе 19 века. Русские писатели этого значительного периода

в развитии отечественной истории создавали произведения, которые не только

в полной мере отражали жизнь, но и имели огромное нравственно-

воспитательное значение, выявляя то лучшее, что есть в народе, на что

этому народу следует опираться.

Честь – это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от

подлости, предательства, лжи и трусости. Это стержень, который укрепляет в

выборе поступка, когда судьей является совесть. Жизнь часто испытывает

людей, ставя их перед выбором – поступить по чести и принять на себя удар

или смалодушничать и пойти против своей совести, чтобы получить выгоду и

уйти от неприятностей или даже смерти. Выбор у человека есть всегда и от

его нравственных принципов зависит, как он будет поступать. Труден путь

чести, но отступление от него, потеря чести еще мучительнее. Бесчестие

всегда бывает наказано. Так, видимо, распоряжаются высшие силы.

Нравственное разложение, падение моральных устоев ведет к краху как

отдельной личности, так и целого народа. Поэтому так огромно значение

великой русской классической литературы, являющейся нравственным

фундаментом и помощником для многих поколений людей. Яркие образы,

сотворенные писателями с любовью и жизненной силой как бы обретают

материальность. Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так в повести

Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» мы видим, как это

происходит и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в

обстановке высокой житейской нравственности. Его отец отрицательно

относился к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Он не

захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию своего юного сына

Петрушу: «Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? -

говорит Андрей Петрович своей жене. – «Нет, пускай послужит в армии, да

потянет лямку, да понюхает пороху, да

Будет солдат, а не шаматон». В напутствии сыну отец особенно подчеркивает

необходимость соблюдения чести: «Служи верно, кому присягнешь, слушайся

начальников; за их ласкою не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы

не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

Это напутствие отца остается с Гриневым на всю жизнь и помогает ему не

сбиться с правильного пути. Петруша Гринев не получил хорошего образования,

так как его воспитателем был всего лишь крепостной Савельич, который

однако же своим долгом считал верно служить барину. Его преданность своему

господину далека от рабской зависимости. Савельич не только выучил Петрушу

грамоте, но и давал ему важные жизненные советы, что было продиктовано его

искренней любовью к мальчику.

Так в своей семье Петр Гринев был воспитан как дворянин, верный своему

слову и не считающий возможным изменить присяге ради своего блага.

Оторвавшись от дома и родителей, Петр Гринев оказывается вовлеченным в

карточную игру и проигрывается. Хотя Савельич уговаривал его уклониться от

расчета, Гринев поступил по чести и вернул карточный долг.

Гринев добр и отзывчив. Несмотря на недовольство Савельича, он не

пожалел отдать свой заячий тулупчик бродяге, показавшему ему дорогу в

пургу. Гринев не мог не отблагодарить человека, оказавшего ему услугу. Этот

поступок в будущем спас ему жизнь. Добро отзывается добром.

Нравственные испытания ожидали Гринева в его новой военной жизни. В

Белогородской крепости он подружился с дочерью коменданта Машей Мироновой.

Из-за Маши Петр Гринев поссорился со своим товарищем Швабриным, который

посмеялся над нежными чувствами Гринева, излитыми в сочиненных им стихах.

Гринев доверил Швабрину свои стихи, а подлый Швабрин, догадавшись, что они

адресованы Маше, стал говорить непристойности о ней. Позднее выяснилось,

что он сам сватался к Маше и, получив отказ, хотел опорочить ее имя. Гринев

вызвал обидчика на дуэль, так как считал своим долгом защитить честь

девушки. Бесстыдство Швабрина было ему несносно.

Швабрин же корыстен и труслив. Его образ как бы оттеняет благородство

Гринева, для которого нет другого пути, как только поступать по чести, не

думая о своей выгоде. Швабрин - полная его противоположность.

Даже во время дуэли, почувствовав силу Гринева, он воспользовался тем,

что Гринев отвернулся, отвлеченный спешащим на помощь Савельичем, и нанес

ему предательский удар шпагой.

Потом Гринев узнает, что Швабрин написал на него донос его отцу.

Таким образом, бесчестное поведение Швабрина вызывает антипатию у читателя

и тем самым усиливает обаяние и притягательность характера Петра

Андреевича Гринева.

Характеры Швабрина и Гринева особенно проявились во время Пугачевского

бунта, когда решался вопрос их жизни и смерти. Замечательно при этом и

поведение семьи коменданта крепости. Понятия чести и долга, верности

присяге были святы для родителей Маши. Они предпочли смерть, но не сдались

бунтовщикам. Иван Кузьмич Миронов был не способен на предательство ради

собственного благополучия. Его жена Василиса Егоровна была готова разделить

участь мужа, чтобы не сдаться врагу.

Швабрин же ценичен и равнодушен к страданиям этих людей. Он относился с

презрением к простым людям и думал лишь о том, как бы спасти свою

собственную жизнь любой ценой. Чувства долга и чести были в нем не развиты.

Он нарушил присягу и перешел на сторону бунтовщиков, но не потому, что

сочувствовал им и разделял их взгляды, а лишь для спасения своей жизни. А

еще он имел план, расправившись с Гриневым, принудить Машу выйти за него

Что касается Гринева, то вполне понятно, что он предпочел смерть. Он не

мог изменить присяге и стать соратником Пугачева – убийцы Машиных

родителей.

Гринев был бы повешен, если бы не отчаянное поведение Савельича,

просившего о его помиловании и готового умереть вместо своего барина.

Савельич спас Гринева, показав преданность и исполнение своего долга

оберегать доверенного ему Петрушу.

Пугачев оценил в Гриневе человека чести. Он сам ставил перед собой

благородную цель дать свободу и счастье крепостным крестьянам и поэтому ему

было по душе благородство молодого офицера. Нравственность Гринева оказала

влияние на Пугачева. Он освободил Машу и предложил быть посаженным отцом у

них на свадьбе. Получив вежливый отказ Гринева, Пугачев сумел понять его,

так как тоже имел милосердие и честь.

Пугачев также понимает, что Швабрин бесчестен и относится к нему с

пренебрежением.

Будучи арестованным по доносу за связь с мятежным атаманом, Гринев из

соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Но справедливость

восторжествовала и у повести счастливый конец.

Так Александр Сергеевич Пушкин показал понимание чести и долга с

позиций абсолютно разных людей, стоящих на разных ступенях общества.

Моральные качества воспитываются в человеке независимо от его

образованности и социального положения.

Интересно замечание В. Белинского, который сказал о Пушкине, что «читая

его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Сам Александр Сергеевич Пушкин был «невольник чести», как написал о

нем в своем стихотворении «Смерть поэта» другой гениальный поэт

М.Ю.Лермонтов. Он пал жертвой бесчестных и злобных завистников. Защищая

честь своей жены и свою честь, Пушкин вызвал на дуэль Дантеса, который

сомнительным поведением мог опорочить доброе имя четы Пушкиных. Александр

Сергеевич не мог жить «оклеветанный молвой» и положил конец бесчестью ценою

собственной жизни.

Не вынесла душа Поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

Но «дивный гений» Пушкина озаряет своим лучезарным светом жизнь многих

и многих поколений потомков, а «пустое сердце» Дантеса не нашло счастья на

земле и доброй памяти после смерти. И как сказал Лермонтов «Свободы, Гения

и Славы палачи» не смогут смыть своей «черной кровью Поэта праведную

Михаил Юрьевич Лермонтов тоже дрался на дуэли, отстаивая свою честь. Он

был убит Мартыновым. Еще совсем молодой гениальный поэт, создавший

бессмертные произведения, вызывал раздражение и злобу праздных никчемных

завистников и также, как Пушкин, принял смерть за свою честь.

История русской дуэли 19 века – это история человеческих трагедий,

высоких порывов и страстей. С дуэльной традицией связано понятие чести в

дворянском обществе того времени. Готовность платить жизнью за

неприкосновенность своего личного достоинства предполагала острое осознание

этого достоинства, сильно развитое чувство чести. К тому же к дуэлям

побуждало подспудное сознание, что должно свершиться высшее правосудие и

победить должен правый.

Часто дуэли возникали по малейшему поводу. Так в поэме Пушкина «Евгений

Онегин» Ленский вызвал на дуэль своего друга Онегина из-за необоснованной

ревности. Имея «дух пылкий и довольно странный», «он сердцем милый был

невежда». Влюбленный в глупенькую и ветреную Ольгу, Ленский не видел ее

недостатков. Онегин же, не будучи романтиком, как Ленский, хотел подшутить

над ним от скуки. Кровной обиды нанесено не было. Всем было ясно, что дело

заключается в недоразумении. Однако Ленский не хотел уступить.

Онегин отнесся с досадой и даже презрением к дуэли, в которую он был

вовлечен против собственной воли. Он был искренне огорчен кровавым исходом

поединка. Ленский погиб «во цвете радостных надежд», обиженный другом,

заплатив жизнью за обиду: «Поэт, задумчивый мечтатель убит приятельской

Среди дуэлянтов были не редки бретеры. Бретер – человек, щеголявший

своей готовностью и способностью драться где бы то ни было и с кем бы то ни

было. Риск у бретера носил показной характер, а убийство противника входило

в его расчеты. Это была смесь позерства и жестокости.

Негативные варианты дуэли изображены также у Пушкина в повести

«Выстрел». Герой повести Сильвио ищет предлога для драки, чтобы утвердить

свое первенство в гусарском полку; в нем чувствуются бретерские замашки.

Рассказывая о себе Ивану Петровичу Белкину, он говорит: «Я был первым

буяном по армии… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал

или свидетелем, или действующим лицом».

Его противник – богатый граф, «любимец счастья», вызывавший раздражение

Сильвио своим превосходством и удачливостью. Граф демонстрировал

презрение к смерти: ел черешни под дулом пистолета. Оба противника

действовали в угоду своему самолюбию. Цель Сильвио не убийство, а желание

доказать себе и другим, что он сильнее и может властвовать людьми. Им

владели болезненное самолюбие и эгоизм.

Убийства не произошло, но Сильвио оставил за собой свой выстрел. Он

посвятил несколько лет жизни, чтобы добиться торжества над противником и

отомстить за уязвленное самолюбие. Ограничивая себя во всем, он ежедневно

тренировался в стрельбе и выжидал момента, удобного для осуществления своей

Приехав, наконец, к графу, чтобы произвести ответный выстрел, Сильвио

не стал его убивать, а удовлетворился тем, что заставил его трепетать и был

свидетелем его испуга.

Пушкин описывает нравы молодых офицеров, «которые в храбрости

обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных

пороков».

В повести М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени» Печорин убивает на

дуэли Грушницкого. Вступившись за честь дамы, низко оклеветанной Грушницким

по причине ее невнимания к нему, Печорин вызывает обидчика на поединок.

Трусливый Грушницкий тайно договаривается со своими секундантами зарядить

только свой пистолет, оставив Печорину холостой выстрел. Безнравственность

и малодушие Грушницкого выражаются в его бесчестном поведении по отношению

к девушке и к своему товарищу, которому он завидует.

Узнав о заговоре, Печорин предлагает Грушницкому жестокие условия

дуэли, либо публично отказаться от своей клеветы и просить у него

извинения. Грушницкий в порыве бессильной ненависти к противнику выбирает

стреляться без шанса на жизнь и падает в пропасть, сраженный пулей

Печорина.

Заслуживает внимания и дуэль Пьера Безухова с Долоховым, описанная

Л.Н.Толстым в романе-эпопее «Война и мир».

Пьер Безухов – сугубо штатский человек, склонный к философским

размышлениям, далекий от житейской суеты и распрей. Он совершенно не умел

обращаться с оружием. Но он ранит на дуэли Долохова, бесстрашного вояку.

Здесь Толстой как бы подтверждает мысль о том, что вершится правосудие и

порок должен быть наказан. Поначалу Пьер искренне доверял Долохову,

поскольку будучи честным человеком, не мог предполагать бесчестия в других.

Он ввел его в свой дом, помог деньгами в память о старой дружбе, а Долохов

опозорил Безухова, соблазнив его жену. Пьер Безухов вступился за свою

честь, но, понимая, что глупая и жестокая Элен не заслуживает того, чтобы

из-за нее произошло убийство, раскаивается в происшедшем. Он благодарит

Бога за то, что не убил человека. Он готов раскаяться уже перед дуэлью, но

не из страха, а потому, что уверен в виновности Элен.

В драме Лермонтова «Маскарад» Арбенин, защищая свою честь, убивает

собственную горячо любимую жену, поверив в искусно сплетенную интригу.

Арбенин здесь выступает как эгоист и злодей, загубивший невинную душу ради

своих амбиций. Болезненное самолюбие и ложное представление о чести сделали

его игрушкой в руках лукавых недоброжелателей и толкнули на злодейство.

Отравив жену и узнав, что она невинна перед ним, Арбенин страшно

раскаивается, но жизнь его уже разбита.

Итак, литературные герои той эпохи вызывали обидчиков к барьеру и порой

шли на отчаянные поступки, защищая свою честь, цена которой была сама

В грандиозном по своей масштабности произведении «Война и мир»

Л.Н.Толстой уделяет главное внимание проблеме нравственной чистоты души.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и

счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой

делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека

в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели.

Любимые герои Толстого Андрей Болконский и его близкие, Пьер Безухов,

семья Ростовых – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг

перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести.

Андрей Болконский – волевой и принципиальный человек. В начале романа

он мечтает о воинской славе, ждет счастливой минуты, когда «ему придется,

наконец, показать все то, что он может сделать», проявить себя в сражении.

«Для одного этого я живу», - думал князь Андрей.

Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления,

занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к

карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и

отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству

и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при

Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся

своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость,

независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по

наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде

Курагина, для которого нет понятия чести.

Князь Андрей мечтает о подвиге. Он совершает подвиг в битве при

Аустерлице, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в

бегство войско

Образ князя Андрея дан Толстым в развитии. В результате духовных

исканий он меняет свое представление о смысле жизни. В конце книги, будучи

смертельно ранен в Бородинском сражении, ему стала доступна «божеская

любовь» к людям – та любовь, которая должна спасти мир от зла.

Князь Андрей никогда не изменил своему долгу и совести. После разрыва с

Наташей Ростовой, не смотря на душевную боль, причиненную ему, он не

вызывает Курагина на дуэль, будучи выше этого. В данном случае его

благородство и чувство чести не позволяют ему принять обиду на свой счет.

Он оставляет Наташину измену на ее совести, из-за чего она сильно страдает.

В конечном итоге Андрей Болконский прощает Наташе ее увлечение, понимая ее

неопытность и понимая также, что любит только ее.

Андрея Болконского связывает дружба с Пьером Безуховым. Эти два

человека отличили друг друга среди светских пустых лицемеров, почувствовав

единство взглядов и угадав друг в друге человека чести.

Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла

жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный

человек. Он бесконечно добр и способен чувствовать чужую боль. Напряженная

внутренняя духовная деятельность Пьера, его стремление к

самосовершенствованию привели его к пониманию бесконечности и красоты

бытия. Он обрел свою душу, которую нельзя убить.

Наблюдения Пьера за поведением простых людей, их мудрость и

естественность многому его научили. Нравственная чистота народа,

способность к самопожертвованию, душевное благородство были открытием для

Пьера Безухова и он с радостью ощущал себя частью этого народа, частью его

духовной силы.

На примере войны 1812 года Л.Н.Толстой показывает, как народ героически

творит историю. Война 1812 года предстает в изображении Толстого как война

народная. В период тяжких испытаний для Отечества «делом народным»

становится защита Родины. В романе дано множество образов простых мужиков,

солдат. Все они готовы умереть за Родину и уверены в победе.«Всем народом

навалиться хотят». Всем миром готовы отстоять честь своего Отечества и

единодушны в решении не отдать свою столицу врагу. Чтобы ничего не

досталось «дьяволам», решено было поджечь Москву.

Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев,

Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика.

Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват

чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в

романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел

поработить русский народ и претендовал на мировое господство.

Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь

справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В

этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства

Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к

солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности.

Толстой видит в народе источник духовности и нравственности,

необходимых для всего общества. По мысли Толстого нравственны и честны те

дворяне, которые ближе стоят к народу. У них сильнее выражено

патриотическое чувство. И наоборот, те дворяне, которые отстраняются от

своего народа и гнушаются им, черствы и бездушны.

В любви к Родине равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. В

полку его называли «наш князь», им гордились и его любили.» Духовным

учителем Пьера Безухова стал Платон Каратаев – человек из народа. Солдаты

называли Пьера «наш барин».

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской

знати. Основная цель этих людей – ловить «кресты, рубли, чины». Высшему

свету были присущи черты двуличия и лицемерия. Жизнь в беспечной роскоши

притупляла чувства чести и долга.

В Отечественной войне 1812 года была заключена огромная нравственная

сила, которая очищала и перерождала героев Толстого. Их судьбы шли той же

дорогой, что и судьба народная. Они пришли к пониманию того, что отстаивая

честь своего Отечества, они сохраняют свою честь.

Список использованной литературы.

1. А. С. Пушкин:

«Капитанская дочка»

«Евгений Онегин»

«Выстрел»

2. М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта»

«Герой нашего времени»

«Маскарад»

3. Л. Н. Толстой.

 


Читайте:



Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"

Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат

Регистрация на сайте Перед началом работы с FOODCOST пользователи должны зарегистрироваться. Ссылка на форму регистрации В открывшемся окне...

200 грамм овсяных хлопьев

200 грамм овсяных хлопьев

Домохозяйки часто сталкиваются с проблемой измерения ингредиентов. Между тем, процесс очень важен для приготовления вкусных блюд для гостей и...

Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

feed-image RSS