Главная - Рецепты
Принцип ахимсы в индийской философии. Ахимса. В чем смысл ахимсы

Ахимса - основа для поисков истины.
Поиски эти тщетны, если они не строятся на ахимсе.
Все мы из одного теста сделаны, все мы дети одного
Творца, и божественные силы в нас безграничны

Махатма Ганди

А химса на санскрите (अहिंसा) - это значит «непричинение вреда всему живому», «ненасилие». Слово «ахимса» на санскрите состоит из приставки «А» (против) и корня «Химса» (насилие; мир насилия, страданий и боли). Несоблюдение этого принципа ведёт к увеличению страданий в этом мире. А тот, кто осознанно соблюдает ахимсу во всей полноте, обретает сиддхи: в его окружении прекращаются и в принципе не возникают ссоры, все гармонично сосуществуют друг с другом, царит мир и благость.

В чем смысл ахимсы?

Ахимса - первый принцип Ямы «Йога-сутр» Патанджали.

«Яма» (санскр. यम, yama) - первая из восьми ступеней йоги, все принципы которой направлены на отказ от удовлетворения эгоистических желаний.

Патанджали описал 5 основных принципов ступени йоги «Яма», обуславливающих различные моральные заповеди, а также этические и нравственные ограничения в отношениях человека с окружающим миром, в частности:

  • Ахимса (несотворение зла, ненасилие);
  • Сатья (правдивость);
  • Астейя (неприсвоение чужого);
  • Брахмачарья (воздержание, нераспущенность);
  • Апариграха (нестяжательство, ненакопительство).

Таким образом, получается, что человек стремится к счастью, которое его эго выдаёт за получение некоего желаемого объекта, и с целью достижения его человек применяет насилие: обманом, воровством или посредством применения силы пытается заполучить желаемое, подчас которое им не заслужено. Ведь в этом мире мы имеем ровно столько, сколько заслужили.

Ахимса: как практиковать?

Ахимса означает отсутствие в поведении человека качеств, сопутствующих проявлению зла во всех возможных видах - в мысли, речи и поступках. Однако принцип ахимсы имеет более глубокое и обширное значение, что мы рассмотрим в этой статье далее.

Ахимса в действии

Непротивление злу

Ошибочно понимание принципа ахимсы как необходимости оставаться пассивным в любой ситуации, не желая навредить. Это породило множество заблуждений. На самом деле нужно уяснить, что пассивное непротивление злу может привести к пагубным последствиям. Не стоит позволять другим разрушать вас, необходимо не реагировать на волну зла, направленную на вас, и правильно противостоять любым энергетическим нападкам со стороны окружающих. Для этого следует научиться защищаться без проявления негативных эмоций и агрессивных ответных реакций. Необходимо приучить себя сохранять состояние равновесия и спокойствия бесстрастного и непоколебимого. Лишь тогда любые «нападения» не смогут поразить вас энергетически, и вы не явите ответных негативных реакций, а направленная на вас волна зла нейтрализуется, не причинив вреда, столкнувшись со стеной противодействующих энергий спокойствия и стойкости духа. Защищаться необходимо, но не допуская зла в сердце.

Зависть, ненависть, ругательства… Пока мы их не принимаем, принадлежат тем, кто их принёс. Мы вправе отказаться от такого «подарка».

При этом непротивление злу проявляется по отношению ко злу, как таковому, а не к людям, которые приносят его в мир. Они являются всего лишь посредниками и, сами того не подозревая, страдают от творимого ими же зла. «Не ведают, что творят» они, поэтому не следует допускать недобрых чувств по отношению к этим бессознательным пособникам зла.

Принцип ахимсы

Необходимо выяснить какова же первопричина возникновения желания осуществить «насилие», причинить вред другим существам и окружающему миру в целом.

Давайте рассмотрим следующие повсеместно встречающиеся виды «насилия», которые в нашем обществе потребления в совокупности являются образом жизни подавляющего большинства, и как практиковать ахимсу во всём этом многообразии проявлений зла в нашем мире:

1. Злость, гнев, ненависть, агрессия и все вытекающие последствия (ссоры, брань, насилие, убийства, нанесение физического вреда и т. п.).

Любые внешние проявления гнева, злобы, ненависти имеют скрытый внутренний источник, коим является неприятие себя самого…

Ни в коем случае под ахимсой не стоит понимать сдерживание возникшего гнева, который повлечёт за собой нежелательные последствия в том или ином виде. Важно не допускать его возникновения вообще.

Энергия гнева разрушительна. Если он направлен на другого человека, то начинает разрушать его энергетические оболочки. Закон Кармы не дремлет и в любом случае приведёт к обратной реакции: все наши поступки рано или поздно отзовутся нам тем же, и разрушительные энергии, которыми вы «одаривали» окружающий мир, неизбежно вернутся к вам.


Тем не менее явить это качество стойкости Духа поначалу всегда очень трудно, поэтому если вы чувствуете, что гнев подступает, постарайтесь как бы отстраниться от ситуации и поразмыслить, настолько ли весома причина, вызвавшая гнев. Необходима отсрочка, чтобы успокоиться, всё взвесить и вынести суждение.

Когда гнев исторгает из взбудораженной души бесчинные, площадные слова, то это пятнает прежде всего самого говорящего. Нет в нём ни благородства, ни мужества, ни достоинства, ни величия. Между тем большинству его буйство кажется деловитостью, угрозы - смелостью, упорство - твёрдостью; а иные в своём заблуждении принимают его свирепость за геройство, неумолимость - за настойчивость, сварливость - за нетерпимость к порокам. В действительности же всё поведение гневливца говорит о мелочности и душевной слабости. В душевной борьбе одержать верх над гневной страстью - свидетельство большой внутренней силы

Плутарх

В писаниях можно встретить истории, повествующие о случаях, когда почти достигшие просветления теряли все накопленные плоды своих аскез, лишь единожды позволив энергиям гнева овладеть собой. Не проявив достаточно силы воли, они оказывались беспомощными в противодействии ему и теряли все накопленные заслуги.

Каждый из вас наверняка замечал, насколько обессиленное состояние возникает после ссор и скандалов. Колоссальная потеря энергии неминуема ввиду того, что её растрата происходит в больших объёмах.

Любое проявление агрессии и неприятия к кому-либо - это то, что есть в нас и оно находит отражение вовне, в окружающем мире, отнюдь не с целью проявить пресловутый «закон подлости» в действии, но наглядно показать все наши недостатки, выявить наше невежество.

И если нам никогда не встречаются Боги, то лишь потому, что мы не приютили их в своём сердце

Ральф Эмерсон

Пока мы не научимся принимать самих себя такими, какие мы есть по сути, во внешнем мире нам всё будет не по нраву. Любишь себя - значит любишь Бога в себе. Эта искренняя любовь ведёт к принятию всего существующего в этом мире. Пропадает желание критиковать и обижаться, злиться и ругаться.

2. Удовлетворение эгоистических желаний: убийство животных ради удовольствия (охота, рыбалка, употребление в пищу мяса (красного мяса, мяса птицы, морепродуктов и мяса любого другого животного), нанесение вреда своему организму (употребление в пищу вредных веществ, потворствуя свои вкусовым пристрастиям, переедание, алкоголь, курение, наркотические и одурманивающие вещества) и др.

Про алкоголь, курение и прочие вредные вещества, которыми люди «радуют» свой организм, уже сказано немало. Организм, подвергающийся подобным издевательствам, даёт понять невежественному сознанию, что действия его разрушительны, посредством болезни, которая неизбежно одолевает его.

Немаловажно упомянуть о вегетарианстве, как основном этическом аспекте непричинения вреда по отношению к животным.

Какая борьба за существование или какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных? Зачем вы, пользующиеся всем необходимым и всеми удобствами существования, делаете это? Зачем клевещите вы на землю, как будто она не в состоянии без мяса животных питать вас?

Плутарх

Необходимо понять, что должно свести на нет любую возможность причинения вреда. Причиняя вред осознанно, ставя на первое место свои потребности, мы делаем выбор в пользу личного блага, и за это несём ответственность сообразно содеянному.

Само собой разумеется, что мы не в состоянии контролировать каждый свой шаг, чтобы не наступить на какого-нибудь жучка - такие «случайности» предотвратить, к сожалению, невозможно. Так как не был сделан выбор, то и ответственности за поступок вы не несёте. Однако, если вам была предоставлена возможность выбора, то, следуя принципу ахимсы, вы всегда можете обойти спешащее по своим делам насекомое, оказавшееся на вашем пути. В данном случае вы осознанно не причиняете вред. Не забывайте о том, что мы каждую секунду, каждую минуту создаём своё будущее…

3. Невежество, проявленное в желании произвести впечатление на окружающих: также причинение вреда своему организму, только посредством косметики и различных косметических процедур.

Вред мы причиняем сами себе, своему организму, ведь мы состоим из множества клеточек - живых организмов, проходящих свой путь эволюции в нашем микрокосме. Но мы и им умудряемся причинить вред, следуя эгоистическим желаниям. Неприхотливостью в еде необходимо приучать себя к нетребовательности во всём. Начнём относиться к своему телу с уважением, как к храму Духа. Энергия - первична, материя - вторична. Поэтому присмотритесь внимательнее к тому, что вы делаете со своим телом (в частности, это относится к женщинам): нужны ли храму Духа омолаживающие процедуры и тонны косметики, в которые вы погружаете своё лицо, как вы ошибочно полагаете - чтобы выглядеть красиво. Красота исходит изнутри, и как бы вы не украшали свою внешнюю оболочку, то, чем наполнена ваша Душа, неизменно будет проявляться и «перекрывать» ваш физический образ.

4. Использование других живых существ в своих целях: людей (обман, корысть, предательство, которые причиняют душевную боль); животных (не только употребляя их в пищу, но и используя в виде одежды, как средства перемещения и транспортировки, и в качестве развлечений (зоопарки, цирки, ипподромы и пр.).

В нашем обществе почему-то стало нормой пользоваться другими в своих корыстных целях, не задумываясь о том, какие они испытывают чувства.

Если станешь других использовать в своих целях,
Сам пойдешь в услужение

Шантидева

Люди ходят в цирки, водят детей в зоопарки, не задумываясь о том, что животные там находятся в неестественной для них среде обитания, они рождены быть свободными, а не испытывать мучения от эксплуатации их человеком в цирках и зоопарках.

Животные страдают от одиночества и отсутствия внимания в клетках тюрем-зоопарков. У них развивается ненормальное, стереотипное поведение, называемое зоохозис. Обследование зоопарков всего мира показало, что это явление распространено повсеместно. Зоопарки часто продают или убивают животных, которые больше не привлекают посетителей. Иных продают на мясо или отдают в исследовательские лаборатории. Цирки по сути являются ярким примером жестокого обращения с животными. Все цирковые трюки противоестественны для диких животных, поэтому сами, по доброй воле, они никогда не будут их делать. А процесс дрессировки включает в себя жестокие издевательства, чтобы «заставить» делать столь забавляющие народ цирковые номера. Как вы считаете, нужно ли это животным? Они пришли в этот мир жить! Жить на свободе, а не в мрачной клетке тюрьмы-зоопарка, и не для того, чтобы ублажать тысячи любопытных глаз, глядящих на арену цирка, с целью получить позитивные эмоции.

Те радости, которые дадут человеку чувство жалости и сострадания к животным, окупят ему во сто крат те удовольствия, которых он лишится отказом от охоты и употребления мяса»

Л. Н. Толстой

В России пока ещё не принят закон о защите животных от жестокого обращения, но он находится на рассмотрении, направлен он на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними. Будем надеяться, что принятие закона хоть сколько позволить решить проблему жестокости по отношению к братьям нашим меньшим.

5. Загрязнение окружающей среды (бытовые отходы, химические выбросы, реагенты, неподдающийся вторичной переработке мусор).

Потребительский образ жизни безжалостно разрушает экосистему нашей планеты. Проблема экологии остро стоит особенно в последнее время. Воздействие человека на природу приводит к невозможности её самовосстановления. Источниками загрязнения окружающей среды выступают различные факторы, но причина кроется именно в отрицательном влиянии человека, его эгоистическом образе жизни. Экологический кризис порождён проявлением человеческого эгоизма. Горы мусора, которыми человек завалил планету, вырубка лесных массивов, загрязнение гидросферы нефтепродуктами и тяжёлыми металлами, изъятие из недр земных огромных масс полезных ископаемых, истощение мирового океана, токсикация земли пестицидами, гербицидами и нитратами, уничтожение тысяч видов растений и животных, загрязнение атмосферы вредными веществами. Всё и не перечислить, что натворил человек на своей планете за время своего «потребительского» существования. И на сегодняшний момент экологическую проблему в мире можно охарактеризовать как близкую к критической.

Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, а мудрецы смиряют самих себя»

Дхаммапада

Соблюдение принципа ахимсы, равное отношение ко всем, осознание целостности и взаимообусловленности с окружающим миром является залогом создания здорового общества. Мы видим, что все внешние проявления насилия вызваны единственно желанием удовлетворить своё эго. Деяния во благо Всевышнего, но не для себя лично. Любое действие для себя - результат невежества, оно же и влечёт за собой кармические последствия и втягивает душу в круговорот перерождений.

Ахимса мыслей

Ахимса также означает непричинение вреда мыслями. До этого мы рассматривали вред в его физическом проявлении, когда мы видим результат действия зла. Но суть ахимсы намного глубже. Творимое зло в мыслях проявляется неочевидно, в скрытой форме. Тем не менее, ущерб, который может нанести одна единственная негативная мысль в отношении кого-либо, может быть поистине колоссальным, ибо она не ограничена в своём действии. Поэтому её возникновение обязательно приведет к определённому следствию, благоприятному или нет - зависит от её характера. Только эти результаты невидимы, но энергия мысли лежит в основе всех явлений. Говорим: «Хочешь изменить мир - начни с себя». Свой мир мы также строим в своих мыслях, постарайтесь не допускать неблагоприятных их проявлений. Помните, что мысль, рождённая в вас, вас же в первую очередь и отравляет, привлекая соответствующие вибрации в окружающем пространстве - происходит самоотравление своими же злыми помыслами. Не порождайте в себе и не позволяйте другим «заразить» вас низкими эмоциями и чувствами.

Осуждая и критикуя других людей, мы возмущаемся их природой, таким образом, выказывая неприятие божественного замысла. Лучше совсем не осуждать. Лучший судья - это карма. Каждое деяние будет оценено по достоинству и созвучное следствие неизбежно проявится в будущем. В любом случае, важно понимать, что исправить другого человека невозможно, надо научиться принимать, памятуя о том, что все существа страдают в этом мире от разрушающих страстей и эмоций, пребывая в плену собственных иллюзий. Чужие недостатки всегда у нас перед глазами, а к собственным мы повёрнуты спиной. Давайте всегда оглядываться на самих себя - это сделает нас терпимее и к чужим порокам.

Наша планета Земля так же, как и все живые существа, имеет свою ауру, и она состоит из аур всех существ, которые являются её обитателями. Таким образом, все мы вместе создаём основной тон ауры нашей планеты, и во многом именно от нас зависит, какой свет излучает Земля в космическое пространство - недоброжелательный или благостный.

Как только приходит полное осознание того, что существование наше не должно сопровождаться удовлетворением эгоистических потребностей, принцип ахимсы становится само собой разумеющимся и не требующим контроля с нашей стороны и приложения усилий воли к преодолению привычных моделей поведения, так как для человека, постигшего смысл существования и признавшего божественное начало в себе, ахимса становится естественной составляющей образа жизни.


.

Получает в джайнизме, где, в соответствии с религиозной идеей потенциального равенства всех душ, А. означает непричинение боли или зла не только друг другу, но и вообще всякому живому существу. Увещеваниями об А. изобилуют Веды, Упанишады и мн. др. памятники санскр. литературы. Нек-рые индологи, усматривая в А. одну из наиболее существ. черт буддизма, называют Будду "апостолом Α.". В 19 и 20 вв. А. проповедовалась в период нац.-освободит. подъема в учении Рамакришны, в особенности в гандизме. Совр. последователи учения , пытаясь очистить А. от религ. содержания, рассматривают А. как понятие, не отрицающее действия и означающее лишь самодисциплину, отсутствие гнева, ненависти и т.д. Лит.: Неру Дж., Открытие Индии, пер. с англ., М. 1955; Радхакришнан С., Индийская , пер. англ., т. 1. М., 1956, гл. 6–10.

В. Бродов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

Зарождение ахимсы допустимо связывать с неприятием ведийско-брахманистской практики жертвоприношения животных, постепенно замененных некровавыми приношениями. Положение о круговороте жизни существенно для принятия ахимсы, однако ошибочно отождествлять ее с требованием любви и сострадания к человеку или с “Золотым правилом”. Все три религии видят в страдании сущностную характеристику человеческого существования и признают справедливым универсальность действия закона кармы. Ахимса понимается как дисциплинирующий элемент нормативного поведения отдельного человека, изначально способного на . Ахимса никогда не выдвигалась в Индии как норма в межгосударственных отношениях; государства на нарушителя всегда признавалось легитимным.

В . 19-нач. 20 в. ахимсу впервые как принцип социально-политического действия использовал М. Г. Ганди; термин Ганди считал неадекватным и заменил его другим-сатьяграха (твердость в истине). А. Швейцер назвал ахимсу одним из важнейших событий интеллектуальной жизни человечества. Оптимизм 1920-40-х гг. относительно ахимсы как впервые найденного в Индии универсального способа решения конфликтов оказался безосновательным.

О. В. Мезенцева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АХИМСА" в других словарях:

    Ненасилие, ахинса Словарь русских синонимов. ахимса сущ., кол во синонимов: 2 ахинса (2) ненасилие … Словарь синонимов

    Ахимса - (санскр.) – жер бетіндегі тіршілік формаларының (адамның, жануарлардың және бүкіл табиғаттың) өзара байланыстылығы, біртұтастығы, үнді философиясындағы және дінінде тіршілік иелеріне зиян келтірмеу, қиянат жасамау деген этикалық (моральдық)… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (санскр. непричинение вреда) религиозный принцип буддизма и джайнизма, отказ от намеренного и случайного убиения живых существ … Большой Энциклопедический словарь

    - (санскр. непричинение вреда), религиозный принцип буддизма (см. БУДДИЗМ) и джайнизма (см. ДЖАЙНИЗМ), отказ от намеренного и случайного убиения живых существ. * * * АХИМСА (санскр. отказ от убийства, невреждение, непричинение ущерба, ненасилие),… … Энциклопедический словарь

    - (санскр. अहिंसा, ahiṃsā IAST) поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда ненасилие. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, поведение, направленное против… … Википедия

    АХИМСА - (ахинса, санскр.): непричинение вреда живому, из чего следует недопустимость убийства. Выражает идею единства природы, взаимосвязи всего живого, направлена на все живые существа без ограничений. Ахимса вменяет человеку любовь и глубокое… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    - (невреждение) одно из важнейших нравств. понятий и требований, принимаемых почти всеми школами индийской философии (кроме мимансы, признающей кровавые жертвоприношения) и в еще большем объеме и со всей строгостью джайнизмом. Понимается… … Словарь индуизма

    ахимса - ах имса, ы … Русский орфографический словарь

    ахимса - (сскр) забрана за убивање на живи суштества како основен морален закон на будизмот, хиндуизмот и џаинизмот (оттаму вегетаријанството и неприфаќањето на војната и крвопролевањето) … Macedonian dictionary

    Ахимса - (ahimsa, санскрит не желающий насилия), непричинение вреда всему живому в инд. религии джайнизм. Джайны аскеты обычно вегетарианцы, А. запрещает любую деят ть (напр., земледелие), к рая может нанести вред находящимся в земле живым существам. Буд … Народы и культуры

Книги

  • Звездный удар , Майкл Гир , Книга издана в 2001 г., 512 стр. Жестокое противостояние сверхдержав поставило под угрозу само существование земной цивилизации. В этот момент в дела людей вмешиваютсявсемогущие Ахимса -… Категория: Фантастика Серия: The Orphan`s Tales Издатель: ЭКСМО-ПРЕСС , Производитель:

Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхьяна, дхарана, саматхи. Когда говорят о них, обычно имеют в виду нечто похожее на лестницу. Так и говорят - ступени йоги. Восьмиступенчатая йога. Мне же представляется, что все это грани одного брильянта. И нельзя сказать что здесь первое, что последнее. Вместе они создают совершенного йогина. А вернее, все вместе они описывают совершенного йогина. Поскольку не предикаты создают объект. Субъект описывает объекты с помощью предикатов... Впрочем, описать совершенного йогина невозможно. Можно описать лишь представления о совершенном йогине.

Hемало есть таких хейтеров хатха йоги, которые через губу так говорят: «Ха, да вы просто гимнастикой занимаетесь, а не учите, что йога - это яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, саматхи». Типа что это за учителя йоги, которые не требуют от учеников сначала сразу отказаться от самозащиты, еды, питья, привычного режима, супружеского секса (даже), радости, наслаждений, зрелищ, работы, учебы, общения и т. д. и немедля уйти в строжайшую аскезу и там в этой аскезе и заплесневеть, натужно радуясь своему раздутому ЧСВ.

Вот не хотят люди понимать, что невозможно практиковать ничего, кроме асан и пранаям. Что с практикой асан и пранаям только и можно прийти и к яме и к нияме и....(долго перечислять). Но они ошибаются. Может быть, потому, что не привыкли думать, может быть потому, что не понимают простых вещей. А что это за простые вещи? А вот что.

В практике асан и пранаям мы используем принципы ямы и ниямы. Обучаясь асанам мы учимся и отделять главное от второстепенного (пратьяхара) и созерцать свое тело и разум (дхарана и дхьяна). Только научившись доверять своему телу мы можем оказаться хоть на короткое время в самадхи. Но первое, что мы можем сделать - это внести в свою практику и далее в свою жизнь принципы ямы и ниямы . Именно как принципы, а не как догмы, заповеди, приказы, законы.

Осознанно применять принципы в практике, пока они не станут частью вашего я. И тогда вы без насилия над собой придете к тому, что яма и нияма станут вашей сущностью. И вы, не задумываясь о них, будете просто жить по ним. Как живут по ним махайоги, описанные в сутрах.

Как применять к своей ежедневной практике принципы ямы и ниямы, как строить в соответствии с ними последовательности и курсы хатха-йоги, вы узнаете, если будете время от времени заходить на мою страничку.

Яма. Принципы ямы в практике ишвара йоги. Ахимса

Интересный момент. В сутрах очень подробно разбираются именно Яма и Нияма. И в каждой из этих граней йогической жизни выделяется еще пять аспектов. Такого рода разбор применяется при этом только к яме и нияме - остальные грани не разбираются столь подробно. Именно это, а вовсе не порядок перечисления в сутрах, я считаю важным при определении очередности рассуждений.

Именно рассуждений. Поскольку говорить о преимуществе той или иной грани бессмысленно. Восемь граней, как у карандаша... Только вот какие буквы написать на какой грани, что считать основой, - это дело выбора. Я начинаю с принципа Ямы, поскольку считаю его основой работы с учениками. Принцип Ямы - для учителя. Даже если вы выступаете учителем самому себе.

Итак, Яма. В свою очередь имеет пять важных аспектов. Ахимса, Астейя, Сатья, Апариграха, Брахмачарья. Настолько важных, что большинство людей считают их законами, заповедями, приказами, обязательными к исполнению. Но разве кто-то может приказывать человеку? Люди равны, и равный никогда не может приказывать равным. Подчиняясь приказам мы допускаем ничем не обоснованное насилие по отношению к себе. Тем самым нарушая первый аспект Ямы.

Ахимса. Ненасилие.

Когда говорят о ненасилии, почему-то чаще всего имеют в виду вегетарианство, веганство, едва ли не джайнизм в его вульгарном понимании. Также это понимается как отказ от борьбы, подчинение всякому, кто грозно нахмурился. Также как всепрощенчество, блаженный фатализм. Этакая христианская проповедь общего рабства. Но приказать себе перестать употреблять что-то в пищу, защищать себя и других, требовать уважения к себе... Может ли человек отказаться от всего этого без насилия по отношению к себе?

И не является ли все это обычной трусостью? Ну подумайте. Ну к кому вы можете применить насилие. Чем тут гордиться. «Я отказался от насилия. Я не ем животной пищи, я не отвечаю на оскорбления и удары, я...» Да перестаньте. Это обычно говорят люди, которые никогда по хорошему не голодали, и точно знают, что завтра купят в магазине все, что нужно для жизни. Люди, которые часто не в силах настоять на своем, защитить себя и своих. Попросту слабые и изнеженные. И где здесь доблесть?

Но мало того, люди не только допускают насилие по отношению к себе самим, они еще и самостоятельно применяют насилие в отношении себя. И конечно же, ничего кроме постоянной раздраженности, перманентного пребывания в стрессе не добиваются. Это йога? Нет. Это не йога.

Так что же делать? Как применить принцип Ахимсы в практике?

Все очень просто. Практикуя ишвара йогу мы отказываемся от насилия в отношении себя. В отношении своего тела. Мы ничего не растягиваем, не раскрываем, не ломаем. Мы начинаем работу с вопроса. Самого важного вопроса, который задается не только телу, а и всей базе человеческих знаний. В первую очередь - медицина и физика.

Почему? Почему наше тело не хочет выполнить это движение? Как можно сделать это движение, не испытывая боли? Где и почему спазмированы мышцы? Как устроены суставы? Как выполнить асану легко, если она кажется такой тяжелой физически? Как упростить сложную асану? Что в асане главное а что второстепенное?

Мы не заставляем тело идти в асану. Асана - это задачка. Задачка, у которой есть ответ. И наша цель в практике, особенно базового уровня - совместно с телом найти решение. Это сложно и увлекательно. Ум предлагает движение, тело отвечает либо болью, либо расслаблением спазма.

В ишвара йоге боль запрещена. Боль - это крик тела о помощи. Это сигнал. Телу плохо. И разве мы можем заставлять тело идти через боль, если все что оно хочет, - это сохранить свою целостность для вашего же блага?

В ишвара йоге нет места боли и насилию. Это практика для умных. Для тех, кто не решает задачи в лоб. Для тех, кто ищет проходы, а не крушит препятствия. Для тех, кто умеет ждать. И внезапно решает задачи куда быстрее тех, кто спешит добиться своего любой ценой.

Именно во исполнение принципа ахимсы в ишвара йоге используются десять принципов Анатолия Зенченко. Именно поэтому вся практика разделена на уровни, каждый со своим подходом к ученикам. Преподаватель помогает ученикам найти и решить задачи асан. И сделать это, постоянно находясь в самом центре столь ненавидимой разного рода «гуру» зоны комфорта.

Потому, что нельзя стать здоровым постоянно болея. Надо лечиться. Нельзя достичь комфорта, постоянно избегая его. Нельзя достичь ненасилия, постоянно насилуя самого себя. Со временем ахимса, равно как и другие аспекты Ямы, станут вашим естественным поведением. Практика йоги создает привычки, которые уходят в вашу обычную жизнь. Это просто. И когда с практикой вы привыкнете решать задачи без насилия, не думая даже о насилии, вы просто перестанете даже и думать о ненасилии. Как вы не думаете как заставить ваше сердце сделать очередной удар.

Михаил Ясырев, преподаватель йоги из Санкт-Петербурга. В йоге с 2007 года, преподаю с 2009. Начинал с йоги Айенгара, участвовал в семинарах по аштанга йоге (Бал Мукунд Сингх), семинарах гуруджи Дэв Дас Махараджа. В 2014 году прошел курс обучения для преподавателей ишвара йоги Анатолия Зенченко, получил сертификат, постоянно повышаю квалификацию преподавателя на его семинарах. Постоянный преподаватель фестивалей йогАрт. Веду группы в Санкт-Петербурге. Больше информации на сайте yogatan.ru

Принцип ахимса – это особый образ жизни, при котором не допускаешь в свою жизнь зла, ни в каком его проявлении . Своеобразная политика ненасилия, при которой нельзя ни делать, ни желать, ни помышлять о противлении и причинении вреда любому живому существу: человеку, животному, птице и даже насекомому.

Вопросом, возможен ли мир без насилия, задавались лучшие умы человечества на протяжении тысячелетий. И многие философы склонялись к мысли, что агрессия заложена самой природой в человека и поэтому соперничество, а значит и насилие неизбежные спутники существования даже разумного существа.

Пути добродетели по ахимса

В «Бхавагад-Гите» — древнейшем трактате индуизма говорится о пути благочестия и добродетели, о том, что нельзя никому, даже самой малой букашке, причинять зло, помогать всем нуждающимся в помощи и стараться испытывать и проявлять к окружающим только дружеские и теплые чувства.

Не позволено человеку гордиться своим положением в обществе и достижениями, красотой и успехами, ведь это все даровано Богами. Достойный человек спокоен в радости, и в несчастье, может сохранять достоинство и быть удовлетворенным тем, что происходит в мире.

Главным принципом ахимсы считается вегетарианство , нежелание убивать иных живых существ ради своего физического удовлетворения. Еще великий писатель, философ и гуманист Л.Н. Толстой считал, что от убийства животного до убийства человека один крошечный шажок. Настоящий человек не может говорить о гуманизме и высоких морально-этических принципах, но при этом убивать живых существ ради собственного удовольствия.

Практика ахимсы

Конечно, отказ от употребления мяса еще не показатель высокой духовности индивидуума, но уже первый шаг на пути к самосовершенствованию.

Древние философы считали, что поглощая мясо, мы реализуем свои желания убивать и подчинять себе живое существо. И только вегетарианство может повести нас по пути добра. НО здесь также есть подводные камни, поскольку резкий переход от одной системы питания к другой может обострить проблемы со здоровьем. А если заставлять себя отказаться от привычных продуктов, проявлять насилие по отношению уже к себе – это вызовет резкий протест со стороны организма, а затем сформируется комплекс неполноценности и раздражение по поводу своего несовершенства. Подобные идеи приведут к разочарованию в практике.

К тому насильственное вегетарианство не принесет ни здоровья организму, ни духовного роста в плане самосовершенствования.

Следующий принцип ахимсы — не причинение вреда ни делом, ни словом, ни в мыслях. Многие считают, что подобное невозможно. Даже если мы не будем вредить живым существам поступками, то регулировать свои мысли и тайные желания может только человек, достигший высочайшего уровня самовоспитания.

Практики рекомендуют в тот момент, когда на вас накатывает гнев или раздражение, нужно прибегнуть к практике медитации. Следует закрыть глаза, попытаться расслабиться и мысленно нараспев проговаривать: «Я люблю все окружающее. Я всех люблю. Я хочу, чтобы все вокруг были счастливы. Пусть все будут счастливы»

В этот момент нужно быть чрезвычайно сосредоточенным, не отвлекаться, не давать уйти своим мыслям в сторону, не впадать в сонливость. Фразы могут быть другими, более отвечающими вашим потребностям, но по смыслу они должны быть подобными.

Следующий принцип ахимсы ненасилие над собой. Нельзя заставлять себя делать что-то неприятное и отвратительное, впадать в чрезмерный аскетизм и заниматься постоянным самобичеванием. Наша природа греховна и несовершенна, но достичь гармонии с собой и природой, и Вселенной можно только медленно постепенно ступая по пути самосовершенствования.

Главное понимание данного принципа — это любить и себя, поскольку всеобъемлющая любовь ко всем не исключает любви к себе.

И наконец, последний принцип — осознанный анализ проявленной нами агрессии. Мы должны тщательно анализировать наши чувства и мысли, поскольку только таким образом мы можем постичь природу своей агрессии и изменить ее.

Более глубокое погружение в учение о ненасилии позволит каждому уничтожить комплекс ненависти и вражды. Пусть на первый взгляд такое учение кажется несколько нелогичным и неверным, но только вглядываясь в него и пропуская через свое восприятие мы сможем понять всю красоту этой философии. Но умение сострадать и сопереживать всему живому – это новый уровень существования человеческого общества.

) - поведение и образ действий, при которых первым требованием является ненанесение вреда - ненасилие . Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, направленное против самого зла, а не против людей его творящих (отсутствие ненависти). Ахимса , непричинение вреда, состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом - ни мыслью , ни словом , ни делом.

Ахимса в разных религиозных системах

Распространено в виде обета во многих восточных духовных школах, таких как буддизм , джайнизм , индуизм и йога . В джайнизме - основной обет, из которого вытекают все остальные. Ахимса для практикующих выражается не только в диетических ограничениях, таких как вегетарианская диета, но и в других формах. Так, члены одной из сект джайнизма используют специальные повязки на рот для предотвращения случайного попадания туда живых существ, а передвигаются, подметая метёлкой дорожку перед собой, - чтобы случайно ни на кого не наступить.

В христианстве ахимсе соответствуют заповеди «Не убий» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Сиддхи , обретаемые исполнением ахимсы

Совершенный в ахимсе обладает следующим сиддхи : в его присутствии прекращаются все ссоры и споры, воцаряются мир и спокойствие.

Ахимса в практике Махатмы Ганди

Махатма Ганди , добившийся освобождения Индии от власти Британской империи без единого выстрела, известен как величайший практик принципа ахимсы . Результатом серии кампаний гражданского сопротивления стало мирное возвращение независимости Индии, ставшее величайшим достижением политических активистов, вероятно, за всю историю.

Ахимса - основа для поисков истины. Поиски эти тщетны, если они не строятся на ахимсе. Все мы из одного теста сделаны, все мы дети одного Творца, и божественные силы в нас безграничны. Третировать человеческое существо - значит третировать эти божественные силы и тем самым причинять зло не только этому существу, но и всему миру. Для меня всегда было загадкой, как могут люди считать для себя почётным унижение ближнего.

- «Моя Жизнь» (Ч. 4, гл. IX)

См. также

Напишите отзыв о статье "Ахимса"

Литература

  • Шохин В. К. // «Кругосвет »
  • Литман А. Д. Современная индийская философия. М.: Мысль , 1985.

Отрывок, характеризующий Ахимса

На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
 


Читайте:



"Караул устал"

"Караул устал"

Введение Тюрьма для военных преступников Шпа́ндау (нем. Kriegsverbrechergefängnis Spandau ) размещалась на территории британского сектора Берлина....

Холли Вебб: «Все истории про домашних животных написаны по мотивам реальных событий Серия книг — Добрые истории о зверятах

Холли Вебб: «Все истории про домашних животных написаны по мотивам реальных событий Серия книг — Добрые истории о зверятах

(оценок: 7 , среднее: 5,00 из 5) Имя: Холли Вебб (Holly Webb)Дата рождения: 1976 годаМесто рождения: Великобритания Холли Вебб — биография...

Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения»​

Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения»​

Страна наша только что начала развиваться; что бы ни толковали о наших поразительных успехах – мы едва-едва взбороздили верхний покров. Невзирая на...

Помог Гераклу добыть яблоки в саду Гесперид, дочерей Атланта

Помог Гераклу добыть яблоки в саду Гесперид, дочерей Атланта

Многое в современном мире мире построено на образцах, данных философами, учёными и поэтами древней Греции. Культура эллинов будоражила умы...

feed-image RSS