Разделы сайта
Выбор редакции:
- Почему на Троицу мы молимся на коленях?
- Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях
- Какие великие русские были евреями?
- Самые знаменитые еврейки мира
- Богослужебная утварь: что такое "лжица"?
- Особенности и магические свойства жемчуга Жемчуг камень магические свойства знак
- Европа отбирает украинский лес кругляк
- Приготовить сообщение о любимом писателе к
- Новгородская область: Информация для туриста
- Полезные свойства сухофруктов
Реклама
Самая юная святая - агнесса римская. Святая агнесса и художники Святая агнесса не мылась |
Агне́сса Римская (Агне́са, А́гния (лат. Agnes); ок. 291 года - ум. 304 год) - христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Волосы - краса и гордость любой женщины. Но этой девушке - практически, девочке - волосы послужили не просто украшением - они защитили ее от позора, от непристойных, похотливых взглядов. Множество художников запечатлели ее именно такой - юной, скромной, укутанной густой копной струящихся волнистых волос, которые полностью скрывают от зрителя ее хрупкую обнаженную фигурку. Это одна из самых юных и самых трогательный святых - Агнесса Римская. Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания. Агнесса, которая была родом из знатной римской семьи, в возрасте десяти лет посвятила себя Богу. Ей было всего тринадцать лет, когда молодой язычник, сын префекта, попросил ее руки. Агнесса ответила ему так: "Я уже давно обручена с Небесным и Незримым Женихом, мое сердце всецело принадлежит ему, и Ему я буду верна до самой смерти. Любя Его, я храню целомудрие, приближаясь к Нему, я становлюсь чище, обладая им, я остаюсь девой. Тот, с кем я обручена - Христос, которому служат ангелы, Христос, чья красота затмевает сияние звезд". Немного времени спустя девушку привели к самому префекту, но она по-прежнему упорствовала: "У меня не будет супруга кроме Иисуса Христа". Префект попытался заставить ее воскурить ладан перед идолами, но Агнесса подняла руку лишь для того, чтобы совершить знамение креста. Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу». Девушку раздели догола, провели по всему городу и закрыли в лупанарии. Предание говорит, что ее волосы внезапно отросли настолько, что скрыли ее наготу, а рядом с ней стал Ангел Света. Сын префекта попытался приблизиться к ней, надеясь хоть теперь заполучить ее, но упал замертво. Агнесса вернула его к жизни, и молодой человек раскаялся, приняв веру во Христа. Агнессу бросили в огонь, но пламя не коснулось ее. Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя». Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом. "Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру". (Св. Амвросий) Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентане (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы-вне-стен). Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру». Гимн Пруденция: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа её, став свободной, улетела на небеса, где ангелы встретили её, когда она направлялась по белой дороге, ведущей в рай». Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. Констанция, которую называли дочерью Константина Великого, была одной из тех, кто был исцелен заступничеством св. Агнессы. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на "De Virginibus" святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на праздник св. Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В ней есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самых себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы". Святой Амвросий написал также гимн, посвященный св. Агнессе, его текст с подстрочным переводом мы приводим ниже. Agnes beatae virginis Matura martyrio fuit Aras nefandi numinis Hic ignis exstinguit fidem, Percussa quam pompam tulit! Iesu, tibi sit gloria, Сегодня день рождения Она не созрела для брака, Когда ее хотели заставить "Ибо этот огонь гасит веру, Как благородно она принимала удары! Да будет Тебе, Иисусе, Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц. День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран. Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Агнессе пронзили мечом горло – именно так закалывали агнцев. Именно поэтому в иконописи Агнесса часто изображается вместе с овечкой или ягненком – символом невинности и жертвы, а также символом Христа, распятого во спасение рода человеческого. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени. Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие. До сих пор в базилике Святой Агнессы-вне-стен 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии. Паллий представляет собой перевязь из белой шерсти с шестью крестами из черного шелка: это – литургическое облачение, отличительный знак и знак омофора, символ особых уз, связующих архиепископов-митрополитов с Преемником Петра. Ягнята готовятся к торжеству монахинями ордена Св. Семейства из Назарета, выполняющего эту обязанность на протяжении уже более 130 лет. Использованные источники: Молитва о св. Агнессе Omnípotens sempitérne Deus, Всемогущий и всевечный Боже, Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом
(исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души. 1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus
святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы". Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников - префектов. 2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году. 3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини. 4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа. 5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы. 6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью. 7. Всё внутреннее пространство пронизано светом. 8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя. 9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки. 12. Горельефы левой стороны. 14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра. 15. Горельефы правой стороны. 17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе. 18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль - облагородить запущенное пространство в центре города. 19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена - другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона. 20. Знаменитый фонтан "Четырех рек" работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра. 25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото - фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни. Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) - испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях. Волосы - краса и гордость любой женщины. Но этой девушке - практически, девочке - волосы послужили не просто украшением - они защитили ее от позора, от непристойных, похотливых взглядов. Множество художников запечатлели ее именно такой - юной, скромной, укутанной густой копной струящихся волнистых волос, которые полностью скрывают от зрителя ее хрупкую обнаженную фигурку. Это одна из самых юных и самых трогательный святых - Агнесса Римская. Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания. Отвергнувшая жениха Агнесса родилась примерно в 291 году. Христианская мученица росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни. Стойкая христианка Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом. Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу». Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую. Под защитой небес Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими. В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Так как она объявила, что Бог не допустит, чтобы её тело было осквернено, мужчины боялись прикасаться к ней. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали и они со стыдом покидали публичный дом. Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца. В конечном счёте её приговорили к смерти. Но сначала её подвергли осмеянию, и на улицах ей выкрикивали оскорбления. Когда палач колебался, Агнесса сказала ему: «Не медлите. Это тело вызывает к себе такое восхищение, которое я ненавижу. Пусть оно погибнет». Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя». Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. Потом её сковали кандалами, но они спали с неё. И тогда её убили мечом, и после смерти множество людей шли на её могилу. Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне - именyо в реликварии этой церкви хранится ее голова. День почитания Агнессы (Инессы) Римской Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц. День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран. Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени. Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие. 21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов. Святые и философы об Агнессе Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру». Гимн Пруденция: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа её, став свободной, улетела на небеса, где ангелы встретили её, когда она направлялась по белой дороге, ведущей в рай». Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом
(исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души. 1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus
святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы". Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников - префектов. 2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году. 3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини. 4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа. 5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы. 6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью. 7. Всё внутреннее пространство пронизано светом. 8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя. 9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки. 12. Горельефы левой стороны. 14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра. 15. Горельефы правой стороны. 17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе. 18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль - облагородить запущенное пространство в центре города. 19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена - другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона. 20. Знаменитый фонтан "Четырех рек" работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра. 25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото - фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни. Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) - испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях. Агнесса Римская (Агнеса, Агния (лат. Agnes); род. около 291 года, ум. 304 год) — христианская мученица, жившая в Риме на стыке III и IV веков, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Агнесса с гербом графини фон Верденберг (Мастер из Месскирха, ок. 1531) Св. Агнесса. Мозаика в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура ЭльГреко Ambrogio Borgognone - 1495 Benjamin Boulter
William Holman Hunt (1827-1910)
витраж
Alte Pinakothek in Munich Jusepe de Ribera. St. Agnes. 1641. After Carlo Dolci (1616-1686), Italian |
Читайте: |
---|
Популярное:
К чему снится плодородная или каменистая земля? |
Новое
- Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях
- Какие великие русские были евреями?
- Самые знаменитые еврейки мира
- Богослужебная утварь: что такое "лжица"?
- Особенности и магические свойства жемчуга Жемчуг камень магические свойства знак
- Европа отбирает украинский лес кругляк
- Приготовить сообщение о любимом писателе к
- Новгородская область: Информация для туриста
- Полезные свойства сухофруктов
- Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля